Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 1 ш 1 онишь... Мы публикуем эти стихотворения молодых поэтов такими, какие они есть, ие «причесывая» их. не. изме­ няя ни строчки. Читатель увидит, что в них есть нечто общее, что их объединяет. Это общее, по-моему, есть стремление к правде, какой бы она ни была: хорошей илич^дур. ной, ведь она и есть сама реальность действительной жизни. Эти молодые люди объединены об­ щими интересами. Я не люблю вся­ ческих ярлыков и не называю их «неформалами». Они просто объеди­ нены важными жизненными интере­ сами. Но по Их поэзии видно, что они отрицают теоретические формы, надсаженные в живую среду. Они пишут саму жизнь и своими творче­ скими усилиями как бы приоткры­ вают дверь и вьтускают ее из хит­ росплетений мертвых ветвей искус­ ственно выращенных садов;, В каждом из стихотворений ощу­ щаются импульсы этой живой жизни. И импульсы эти обладают сильным энергетическим зарядом. Они уводят нас в толпу современной действи­ тельности и дают почувствовать ее смертельное напряжение. Часто эта пробужденная стихия реальности в их поэзии жестока, как жестока со­ временная жизнь. В ней больше нет места сделкам. Так они ее понима­ ют. Нет, не В той компромис­ сной жизни, которая еще энер­ гией движения продолжается в ста- рею>ших людях, а в новой, молодой, так стремительно прозревающей в во з^х е желанной свободы. . Эта поэзия искренна; но не очень умела. Она резка, жестока, иногда намеренно уродлива, она желает .за­ явить о своем существовании, она жаждет быть замеченной. Но ей не хватает школы лирической акаде­ мичности. Она ушла от нее, но ничего не изобрела своего. Она держится на зыбкой форме. Ее основание -г> страстное желание правды и стрем­ ление к ней. Ее установка на непо- ^хожесть. В ней ощущается ради­ кальный разрыв с прошлым. И эти черты очень напоминают модернизм. Само по себе бы это неплохо. Но есть важная черта, утрата веры . 13 человека, в положительные цен­ ности. И очень часто все это пч>ехо- дит в цинизм. Но как показывает духовное развитее (из мирового ку­ льтурного опыта), модернизм лишь краткий отрезок в творческом пути личности, который скоро преодоле­ вается, и настоящий художник вы­ ходит на дорогу большой лйтерату- Уместно вспомнить Пушкина, ко­ торого надо знать и любить, пото­ му что Пушкин неизменный крите­ рий. У него «был дар ~ пишет Н. Н. Страхов, — превосходящий своею ценностью всякие подвиги и усилия; именно —• красота душев­ ных чувств... Ибо Пушкин был че­ ловек очень простой и очень искрен­ ний, и то, что он писал, было пря­ мым выражением его души». Расстояние меж душой И стихот­ ворениями наших поэтов очень мало. В них нет артистизма, они искрен­ ни. Они также стремятся к «прямо­ му выражению души». Но наша ду­ ховная жизнь сейчас представляет собой сумятицу. Вместе с потерян­ ной историей мы потеряли память, вместе с утраченными традициями мы потеряли благодатные формы жизни и поэзии. И чтобы обрести поэзию, нужно обрести жизнь. Корни этой жизни на развалинах истории, культуры, традиции. Но что может прорасти на камнях? Только то, что искренно и страст­ но желает жить. Поворот этого поколения молодых поэтов к действительности и челове­ ку, к его сложным размышлениям; попытка понять его, осмыслить его поступки — обнадеживающее начи- Путъ этой становящейся поэтии, как-мне кажется, не вперед, а назад, через преодоление разрушительного отрицательного опыта к созиданию, к положительным ценностям. Но трудно бывает в суете дня рассмот­ реть творящийся мир, так трудно в сложности, противоречивости соз­ нания различить выработанные поэ­ тические формы, напоминающие кри­ сталлы. Г, РЯЗАНЦЕВ. 22 апреля 1989 г. ПОРТРЕТ А. А. ИЛЮХИН режиссера Слепой музыкант идет по земле, Обросшей одуванчиками. Слепой машет тросточкой Перед своими ногами. Одуванчики гибнут ИОД ударами Бамбука, «истекают го'рьким молоком. Дети одуванчиков взлетают, Забиваются слепому в нос, ГОРОДСКАЯ Стрекотанье часов наручных, настенных, будильников. Шелест тел, ' Случайно столкнувшихся одеял, простыней. Эхо шагов тонких каблучков и тенор провожатого. Бульканье мотора, Шепот шин и асфальта удаляется, Напоследок Лизнув светом по темным окнам зевок. Из-за, другого стекла плевок, посуды бряцанье Жарко, Форточка открылась, стукнула. Ругательство, Завод шипит. Как далеко отошедшая электричка. Светает. Будильник Затрещал и тут же умолк, шлепанье ног. Часы с боем нутро провернули в который раз. Телефонный звонок Будто вре,мя считает до казни Долго и нудно. С^еди ворочаются вокруг телефоновладельца. Обрывок полусонный Скучного делового разговора. Хлопнула дверь. Еще один будильник, но этажом и тоном ниже. Вода в трубе Заурчала и вырвалась в раковину С мыльной пеной. ' : АВТОРИТЕТ Зеленый холм покрыт одеялом. Вольтер сидит в кресле перед окном, выходящим в сад. Над Волтером, на крыше, сидит пушинка. Может быть, это птица, или мальчик, а если Это Вольтер? Только не тот, что садит В кресле, а тот, что был до появления Вольтера. Пушинка видит холм, похожий на Фудзияму. Георгий АТАНАСЯН Дворник ждет, когда осыплются листья и настанет эра счастливых облаков. Двйрник-сфинкс, но он не засмеется, солнце ие погаснет. В жизни дворника слишком много деревьев, слишком много- печали- Летят листья, выстилая дорогу, Л кет. собака, близится ; ДРУГУ Психоделический дом... Кто там стоит у порога? Память, луна и острога, женщина с красным веслом. Или ларек с пирожком тихо крадется по следу в нашу с тобою- беседу под 'пионерским флажком.' Нам уже поздно стареть, нам уже некуда деться: или в железо одеться, или слегка помереть. Или стучать каблуком в ортопедическом вальсе, чтобы каналы на Марсе не заросли тростником. АллаЛИНЕВА Как ты думаешь, милая Ната, Ты покажешь и мы полетим? Это в жизни- так надо, так Быть такими, какими хотим. Как в черное в чернильнице на столе Мы вылились в вскрикц в всхлипы ночного леса Где нас поглотил запах игл Первого из звездных дождей Шершавого в своем одиночестве А мы все плескались тенями Как трепещущий пар из открытого холодильника Истекающий в тепло ночного дома Где свеча на столе как наш разговор о.\. Нет не помню о чем именно Но как будто о тяжести шагов Чьих следов остатки видны на глазном дне Или в желтом песчанике Как давно это было • А теперь черная ночь ворошит уголья камина И мы тянем коктейль наших мыслей Закусывая свежестью ломтиков ночи Я неспешнр бродил меж уснувших . домов Отражаясь'в витринах и мокром асфальте Улиц продрогших под осенним холодным дождем Я бесцельно бродил... Я заяомнил лицо пешехода Оно сжалось, прогоркло и было мокро от слез Он прошел так несчастен и жалок Или это мне показалось и плакал лишь дождь?.. 1 ждали слов не тех, перестала быть ложью, что я говорил, и жить стало легче, и я приучил себя лгать, Его приучили лгать. Но чтобы ложь выглядела так родился Я __ я приучил с е Т д а Т т о ! * ’ Хранитель кладбищенской что я говорил, тишины, Став искренней. Ложь опора любой Системы, Пошел' бето 1 Н. Четырехкубо- ые миксеры на базе «Кам- АЗов» подходили один за дру­ гим. Работа пошла. Четверо протягивают виброрейку, двое ровняют бетой лопатами — где по'дкинут, где уберут. За виброрейкой остается ровная гладкая поверхность — любо глянуть! Еще такое же звено на со­ седней площадке. Бригадир возбужден — его рыжие усы мелькают то здесь, то там. — Окривел, что ли? Не ви­ дишь, куда кидаешь.;* Руки тебе оторвать, — хватает ло­ пату, мечет бетон под вибро­ рейку, как хороший кочегар уголек в топку. — Вот как надо, вот как! Чтобы раковин не было! Про­ сыпайся, спишь в хомуте! Как в штаны наложил, — раски­ дывает он налево и направо руководящие указания. Мужики работают спощ) и ловко, понимая ответствен- ■ ность момента. — Тимофеич, — подбежал к бригадиру плотник Болотов, дываться. С элементами кри­ тики в адрес министерства. Планы, мол, с потолка, не> подкреплены ни -людскими, ни материальными ресурсами. Поставки, мол, стихийные. И вообще — всю прошлую пятилетку мы «снимали слив­ ки» -— монтировали дорого­ стоящие каркасы промбазы, не занимаясь мелкими, трудо­ емкими, не дающими блестя­ щих показателей отделочны­ ми и доводочными работами. Теперь выгодного монтажа голые каркасы, ко­ торые доводить и доводить до ума, а цифр там нет, и плана нет, значит, и зарплаты нет, люди бегут — работать неко- ведь это министерство требовало заниматься только монтажом, чтобы ■вырвать пя­ тилетний план... «Умники, —■ думал зам., — вместо того, чтобы изыс­ кать резервы, валят все на ■министерство. Ну хорошо. Пессимисты и критиканы нам не нужны». Управляющий трестом дол­ жен бы благоговейно заме­ реть, увидев зама. А он начал философствовать: — Творческий труд челове­ ка от тупой пахоты скота от­ личает одно, святое начало — заинтересованность. А у нас — Молодой человек, — рез' зам. сопровождающим, — расскажите им, товарищ—э-э... — Стру-ков. — Товарищ Струков, как надо хозяйствовать? — Ну тут все просто. Надо заинтересовать людей... Руб- Зам. нахмурился. «Что они, сговорились, что ли, — поду­ мал он и надолго замолчал, исподлобья оглядывая окру­ жающих, — искренне хотят сделать лзгчше. А того не по­ нимают, сделав лучше, сделают хужесебе. Зачем тому Ванюш­ кину кормить дармоедов? Ес­ ли дать ему свободу и развя­ зать руки; он, этот Ванюшкин, ослу понятно, избавится от нас. Коли мы, сверху, не поса­ дим на шею рабочим дармое­ дов — сами себе они их не посадят... Почему сейчас ум- «вые люди ставят тормоза аренде — потому что аренда­ торы держат одного бухгалте­ ра и одного агронома вместо сорока в колхозе. А куда де­ вать остальных т*ридцать во­ семь? Ведь работать они не хотят и не умеют. И эти то­ же, — неприязненно смотрел он на присутствующих,—- под себя яму копают. А то, что они сейчас мне жуют про заин-, тересованность, так я это еще в третьем классе переварил. Считают себя умными, а ме­ ня глупым. Ну что ж. Много их здесь и все единодушны. ЛЕНИНЕЦ • $ Троечку уволим, троечку пере­ ведем. Оздоровим климат. А Ванюшкина их хваленого разбомблю сегодня же». — Где этот самый Ванюш­ кин? Поедем, посмотрим. Замминистра шел впереди, чуть сзади й по сторонам шли начальник главка и управляю­ щий трестом. Начальник СМУ и начальник участка терялись за их солидными фигурами. Тут еще эта грязь... Зам. готов был. взорваться. И взор­ вался, увидев, что миксеры выпускают бетон в лужи. — Бракоделы!! Рвачи!! Прекратить!!! Водитель миксера, увидев сытое, перекошенное злобой лицо зама, выключил установ­ ку, шмыгнул в кабину и ото­ гнал машину. Ванюшкин открыл дверцу. — Ну? Что ты? — А вон... — водитель гла­ зами показал на начальство. — Ты бригадир? . Ванкмп» ■— Да. — Поче.му бетон — в во­ ду?!! “ загремел зам. — Наверное, По качеству. Из главка. Не дает работать. — Прекратить работу! —- кричал зам.' — Так! Состав­ ляем акт! ' — Что?!! Сам. не работаешь, так людям не мешай! —- вы., палил бригадир. — Тише, тише, Ванюшкин, — заговорили разом и началь­ ник ■ главка, и прочие. — Это мы рвачи?!! Брако­ делы?!! — Ванюшкин пошел вразнос. Его было уже не ос­ тановить. Рыжие усы его'гроз.* ко шевелились, и он, малень­ кий и щуплый, особенно по сравнению с рослым замом, ре­ зал правду-,чатку. Зам. выслушал его молча. Он, властолюбивый, закален­ ный в интригах и боях за кресло, умный и проницатель­ ный, уже наметил план «унич­ тожения» Ванюшкина. Снача­ ла он скажет этому зарвав. шемуся десятнику, что перед ним заместитель министра. Это всех расставит по своим местам. Затем он насгбит на том, чтобы куратор нашел промахи и брак на объекте, и бригаду лишат всех премий. А на подряде премии — основ­ ная часть зарплаты. ■ Затем он заставит управляющего трестом одно звено бригады перевести на основные соору­ жения, а остальную часть за­ гнать на такой объект, где пе­ рерасход зарплаты и, следова-'* тельно, нет заработков, И все это «в целях производствен­ ной необходимости». ' Левая нога высокого гостя поползла по раскисшей глине в колдобину, и он, неуклюже взмахнув руками, упал, опе ревшись белыми пухлыми л а ­ донями в липкую грязь. — Валера! — крикнул Ва­ нюшкин «крановому», - смай- нуй крюки; подними этого... Зам. лишился дара речи. Он шел к «Волге», брезгливо держа перед <к>бой шмазан- ные руки, и молчал... . В главке его ждала,, телефо­ нограмма: «Срочно вылетайте в Москву». Он улетел, так и не сказав никому ни слова. Управляющий трестом и я а - - чальник СМУ примчались че­ рез полчаса. — Ты с ума сошел? Это же . ■замминистра! Ты понимаешь, что ты наделал?! — Замминистра?! — удивил­ ся Ванюшкин. — А я думал, : кто из главка. А что ж вы не сказали?! — Да ты же слова не давал сказать! А потом он,,, упал... Зама вызывали в Москву неспроста. Где-то через неде ЛЮ Ванюшкин услышал в про­ грамме «Время», что министр и его зам., с которым Ванюш­ кину пришлось побеседовать, «в связи с уходом на пен- Хоть и Ванюшкин был принципиальный и ^ храб­ рый малый, а от души отлег- Гениаднй ЧЕРНИКОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz