Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
8 апреля 1989 г, 14 • ЛЕНИНЕЦ лие^реНо ссп то1о е ия роео риЬа1о МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ПЕЛЛА Слово капелла в переводе с шальянского означаем ■«часов ня». Но какое же отношоше имеет часовня к хору? В католических храмах вот уже много веков богослужение сопровождается музыкой. В со борах н крупных церквах изда вна сооружались органы. Ор ганисты импровизировали, со провождая своей игрой пение хора, и богослужение получа лось очень торжественным, про изводило , сильное впечатление. Но в маленьких церквах," часов нях органов не было. Хору при ходилось петь без сонровожде- нйя. Поэтому со временем пе ние без инструментальногв ак компанемента и стали называть; «как в часовне». По-итальянски — а капелла. А самый хор стали назьшзть капеллой. Теперь это слово расширило свое значение. иногда назы- па 1 бт не только хоровой, но и кнструментальный коллектив. С МИРУ ПО НОТКЕ й НЕ ДОЕЛХАИ Как долго мы говорим о том, что липчане лишены возможно сти слушать власснческую му зыку. А .между тем. любителей ее в городах нашей области на берется немало. Лично я с боль шой радостью восприняла но вость о том, что в Липецком музыкально.м училище нача лись репетиции* симфоническо го оркестра, куда вошли препо даватели этого учебного заве дения и музыкальных школ. С нетерпением ждала появле ния афинш о первом концерте, но о нем я совершенно случай но узнала от соседки. Благо она сообщила место, день и час столь торжественного момента. Признаться, а удивилась тому, что концерт состояться должен в училище на 15 микрорайоне, а не где-нибуд 1 , в центре горсу да. Время его проведения совпало с часом «пик», когда люди воз- вращаггась с работы. Ровно пятьдесят минут мы простояли на остановке, льпаясь войти в автобус. Но почувствовав, что в зал мтоьпсальногр учиЗгаща войдем слЕИшком поздно, верну лись домой. Вот так... 4 ;А в это время пустовали пре красные залы в здании облсов- профа. Дома Советов, Дома по литпросвещения . наконец ~ и с большим количеством мест, и с л>'чщек акустикой, и, глав ное, добраться до них иссрав- иешю легче, чем до 15-го мик рорайона. Думаю, ничего страшного аае случилось бы. приди сюда пок лонники классической музыки. Они-то в отличие от любителей рока ведут себя гораздо сдер жаннее. А может, люди, от к о торых зависело решение вопро са а помещении для концерта, не видят между ними разницы? И. МАЛАХОВА, служащая; 'АРЛ 10 Н 1 Ш «ЛОДКА МОЯ ЛЕГКА...» «Дисканты все за скрипки, аль ты за контрабасы...». Малень кий силуэт дирижера взмет-' нул воображаемую палочку, и зазвучал неяэбычный оркестр. Необычный не только потому, что партии инструментов рас пределились здесь по певчес ким голосам. Солисты были совсем еще молоды — им по 8—14 лет. И исполняемая Псковской капеДлой «Репети ция концерта» стала возвра щением вечной юной души ис кусства — в пленительном ге нии Моцарта й серебре дет ских голосов. Композиторы всех времен творили музыку для мальчи шеских хоров. Отводили им в своих партитурах нотные линейки, где требовалось осо бое, «надземное» звучание; Че ловеческий голос универсален, и партию для м.альчишеского голоса легко может исполнить женский альт. Но звучание уже будет иным — потому что иное духовное заполнение. ‘ На первом концерте/с кото рым Псковская хоровая ка пелла выступила в нашем го роде, был аншлаг. Такого зал .музыкального училища не пом нил и Во время гастролей ко рифеев е международным ис полнительским именем. Мно гие из слушателей пришли на концерт с" палами и мамами, потому что были не старше са мих солистов. Прекрасно подобранная про грамма познакомила нас в тог день с лучшими произведени:. ями советских яг зарубежных композиторов. Пленительной перекличкой звучало белькан- товое «Лодка моя легка, вес ла большие, Са-анта-,а Лю-у чи-и-я...» и изящное пушкин ское, «чудо, не иссякнет вода» («Царскосельская статуя»). И в благодарность за это ложи лись на спину роялю красные всплески цветов. Душа искусства протяженна во времени. Она не знает де ления языков,., но открыта для гения и его искренности, для тех, кто пришел насладиться откровением звуков. Хор из оперы Моцарта «Волшебная флейта» и «Лунная» Бетхове на. капризный джаз Гершви на и звуковая , поэтика Дуна евского —- все это стало еди ной прекрасной нотой. Может, не всегда точно исполненной, но звучавшей глубоко и иск ренне.’ Дирижер выражает себя а жесте. Дирижер Псковской ка пеллы, заслуженный работник культуры РСФСР Юрий Лео нидович Меркулов живет в пластике жеста. И когда начи нает говорить, чуткие руки расплескивают движение я ритмизируют слова. Раскры вают их упругой мелодией. «Человек поет прекрасную музыку, и его сердце становит ся добрым. Наверное, это гла вное в пении. Когда мои маль чишки исполняют, «Лунную», они св5нцеянодействуют. Это — святое даже на репетиции. Когда мы с супругой Ири ной Леонидовной {сейчас она главный хормейстер капеллы) приехали после окончания Ле нинградской консфватории в Псков, все было другим. Город и люди. Только начинали стро иться ДК, не было своего те атра. И когда стали набирать мальчишек для хора., попада ли в ситуации, которые выби вали из колеи. Помню, отобрал мальчика по голосу в школе, захожу ве чером к его родителя.м. А отец его сидит пьяный, на вилке се ледка. «Зачем. — говорят, —; мальчишке петь? Этой ерундой пусть девчонки занимаются, для пацана футбол есть». И так сначала многие думали; Сейчас — иное. За почти 25 лет' существования капеллы отношение к хоровой музыке изменилось. И разве мсуло быть иначе? Каждый год заня тия посещают более 250 маль чиков от 4 До 14 лет (в кол лективе 4 хора, составленные по возрастным группам). А ес ли поет ребенок, значит, вместе с ним поют папа й мама, ба бушка, разучивая произведе ния. Полгорода поюящх людей! С мальчишками ^работать трудно и интересно. Голоса их открывают пржрасные творче ские возможности — серебря- , нре звучание у сопрано, «мяг кие» альты... Но не только это важно!. Те, кто приходят в ка пеллу, учатся быть ответствен ными, уважать труд. Это очень благодарная работа — воспи тывать мужчин. Ребята Из хора уходят рало, в 14 лет, когда начинается му тация голоса. Повзрослев, мно гие куда-нибудь уезжают. Щр когда возвращаются в родной город на каникулы или в от пуск, обязательно заходят на репетицию. Совсем уже взрос лыми и серьезными мужчина ми!. Я узнаю их только по гла зам ■— ведь они были совсем другими, И часто даже — ша лунами. Одаренные дети всег да очень подвижны. Ек)т и сей час есть у меня такой — Чай ников. Постоянно вертится, но ровит напроказничать. Вроде бы я Не с.зушает на репетиции, а «поймать» "невозможно — все берет «с голоса», чудесно интонирует. Хороший будет музыкант. Каждый год мы с ребятами разучиваем новые произведе ния, Но за. время жизни ка пеллы в ней уснел сложиться свой исполнительский фонд. Через знакомство с его же-мчу- жинами проходят все поколе ния наших ребят. ■ \ Это обязательно «Лунная» Бетховена, «Царскосельская статуя», «Горные вершины» Рубинштейна. Кстати сказать, во многих нотных сборниках к последнему романсу до сйх пор почему-то пишется; текст Лермонтова. Это не так — пе ревод Лермонтова, а стихи Ге те, исполняли это произве- - дение на музыкальном фести вале в Берлине, пели на немец ком языке, чем вызывали не изменное басирование хозяев. В программу, с которой мы приехали в Липецк, вошла н новая работа капеллы — ми ниатюра из вокальцого цикла Мусоргского «Детская». Ныне шний год, в честь 150-летия Со дня рождения композитора, ЮНЕСКО объявило годом Му соргского. Имя композитора особенно Д’Орого нам, ведь Псковпщна — родина Модеста Петровича. В нашем городе есть хоро ший мужской хор, которым я по праву горжусь. Потому что создал его и работаю с испол нительским составом. Скоро этому коллективу исполнится 20 лет. С мужским хором ав томобилистов и капеллой маль чиков мы подготовили совме стную программу. Целиком бы ла поставлена кантата Чай ковского «Москва», полностью прозвучала хоровая сюита Ма карова «Река-богатырь». .Нашей капелле повезло мы живем рядом с Ленингра дом и Прибалтикой, где пре красные певч&кие традиции. В Прибалтике постоянно про водятся праздники песен, где выступают академические и на родные хоры. На Певческом поле огромная сцена - рако вина вмещает одновременно до 35 тысяч исполнителей! Можно устраивать целые мистерии! Грандиозные праздники ис кусства, где нет зрителей как таковых, все становятся участ никами действа. Хоровая капелла часто от кликается , на предложения о гастролях и это помогает в нашей работе. Потому что творческие контакты необхо димы!». * * * В нашем городе несколько’ раз делались попытки создать хор мальчиков. Но они, несмо тря на первые удачные наход ки, оказывались непродолжи тельными, Коллективы либо распадались, либо перестава ли выступать, делались неза метными. Может, это происходишо от того, что музыканты не нахо ДИЛИ помощи и понимания, или оттого, что не везло с творческим руководителем, ко торого волновало бы отсутст вие музыкальных традиций города, который мог бы нала живать творческие контакты. Ведь необходима особая аура Во внутреннем и внешнем .об щении людей искусства, чтобы проросло то новое, что может продшжить нашу духовную связь. Было очень приятно, когда в своей беседе Меркулов вспо мнил о хоровом коллективе Елецкого музыкального учили ща и его руководителе Ла уре Рубеновне Петровой. Ска зал, что слышал о ельчанах много добрых слов от других музьисантов. Это тем более по радовало, что училище сейчас испытывает большие трудно сти, витают необоснованные слухи о его закрытии. И это нервирует музыкантов, разру шает творческую атмосферу. Музыканты должны знать друг друга в лицо и слышать свои голоса. И в нашем горо де произошло большое собы тие, когда нашлись подвижни ки. что сумели перевести в дей ствие эту жажду общения. Встречу с Псковской капеллой мальчиков нам подарило Ли пецкое музыкальное общество. Люди, которые занимаются не посредственно творчеством, су мели, когда это понадобилось, решить множество организаци онных проблем. К сожалению,, без какой-либо помопщ со сто роны управления культуры. Контакт с Псковской хоро вой капеллой стал первым ша гом на пути творческих связей наших музыкантов. И это очень важный шаг' Ведь чтобы по- настоящему понимать искусст во, надо много сльгшать и знать. Надо плыть по его без: брежным далям в «легкой лод ке с большими веслами». Т. ЩЕГЛОВА. НА СНИМКЕ: дири;мр Псковской капеллы мальчика, заслуженный работник культу ры РСФСР Юрий Леонидович Меркулов. ФЪто В, Насырова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz