Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

8 апреля 1989 г, 14 • ЛЕНИНЕЦ лие^реНо ссп то1о е ия роео риЬа1о МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ПЕЛЛА Слово капелла в переводе с шальянского означаем ■«часов­ ня». Но какое же отношоше имеет часовня к хору? В католических храмах вот уже много веков богослужение сопровождается музыкой. В со­ борах н крупных церквах изда­ вна сооружались органы. Ор­ ганисты импровизировали, со­ провождая своей игрой пение хора, и богослужение получа­ лось очень торжественным, про­ изводило , сильное впечатление. Но в маленьких церквах," часов­ нях органов не было. Хору при­ ходилось петь без сонровожде- нйя. Поэтому со временем пе­ ние без инструментальногв ак­ компанемента и стали называть; «как в часовне». По-итальянски — а капелла. А самый хор стали назьшзть капеллой. Теперь это слово расширило свое значение. иногда назы- па 1 бт не только хоровой, но и кнструментальный коллектив. С МИРУ ПО НОТКЕ й НЕ ДОЕЛХАИ Как долго мы говорим о том, что липчане лишены возможно­ сти слушать власснческую му­ зыку. А .между тем. любителей ее в городах нашей области на­ берется немало. Лично я с боль­ шой радостью восприняла но­ вость о том, что в Липецком музыкально.м училище нача­ лись репетиции* симфоническо­ го оркестра, куда вошли препо­ даватели этого учебного заве­ дения и музыкальных школ. С нетерпением ждала появле­ ния афинш о первом концерте, но о нем я совершенно случай­ но узнала от соседки. Благо она сообщила место, день и час столь торжественного момента. Признаться, а удивилась тому, что концерт состояться должен в училище на 15 микрорайоне, а не где-нибуд 1 , в центре горсу­ да. Время его проведения совпало с часом «пик», когда люди воз- вращаггась с работы. Ровно пятьдесят минут мы простояли на остановке, льпаясь войти в автобус. Но почувствовав, что в зал мтоьпсальногр учиЗгаща войдем слЕИшком поздно, верну­ лись домой. Вот так... 4 ;А в это время пустовали пре­ красные залы в здании облсов- профа. Дома Советов, Дома по­ литпросвещения . наконец ~ и с большим количеством мест, и с л>'чщек акустикой, и, глав­ ное, добраться до них иссрав- иешю легче, чем до 15-го мик­ рорайона. Думаю, ничего страшного аае случилось бы. приди сюда пок­ лонники классической музыки. Они-то в отличие от любителей рока ведут себя гораздо сдер­ жаннее. А может, люди, от к о ­ торых зависело решение вопро са а помещении для концерта, не видят между ними разницы? И. МАЛАХОВА, служащая; 'АРЛ 10 Н 1 Ш «ЛОДКА МОЯ ЛЕГКА...» «Дисканты все за скрипки, аль­ ты за контрабасы...». Малень­ кий силуэт дирижера взмет-' нул воображаемую палочку, и зазвучал неяэбычный оркестр. Необычный не только потому, что партии инструментов рас­ пределились здесь по певчес­ ким голосам. Солисты были совсем еще молоды — им по 8—14 лет. И исполняемая Псковской капеДлой «Репети­ ция концерта» стала возвра­ щением вечной юной души ис­ кусства — в пленительном ге­ нии Моцарта й серебре дет­ ских голосов. Композиторы всех времен творили музыку для мальчи­ шеских хоров. Отводили им в своих партитурах нотные линейки, где требовалось осо­ бое, «надземное» звучание; Че­ ловеческий голос универсален, и партию для м.альчишеского голоса легко может исполнить женский альт. Но звучание уже будет иным — потому что иное духовное заполнение. ‘ На первом концерте/с кото­ рым Псковская хоровая ка­ пелла выступила в нашем го­ роде, был аншлаг. Такого зал .музыкального училища не пом­ нил и Во время гастролей ко­ рифеев е международным ис­ полнительским именем. Мно­ гие из слушателей пришли на концерт с" палами и мамами, потому что были не старше са­ мих солистов. Прекрасно подобранная про­ грамма познакомила нас в тог день с лучшими произведени:. ями советских яг зарубежных композиторов. Пленительной перекличкой звучало белькан- товое «Лодка моя легка, вес­ ла большие, Са-анта-,а Лю-у чи-и-я...» и изящное пушкин­ ское, «чудо, не иссякнет вода» («Царскосельская статуя»). И в благодарность за это ложи­ лись на спину роялю красные всплески цветов. Душа искусства протяженна во времени. Она не знает де­ ления языков,., но открыта для гения и его искренности, для тех, кто пришел насладиться откровением звуков. Хор из оперы Моцарта «Волшебная флейта» и «Лунная» Бетхове­ на. капризный джаз Гершви­ на и звуковая , поэтика Дуна­ евского —- все это стало еди­ ной прекрасной нотой. Может, не всегда точно исполненной, но звучавшей глубоко и иск­ ренне.’ Дирижер выражает себя а жесте. Дирижер Псковской ка­ пеллы, заслуженный работник культуры РСФСР Юрий Лео­ нидович Меркулов живет в пластике жеста. И когда начи­ нает говорить, чуткие руки расплескивают движение я ритмизируют слова. Раскры­ вают их упругой мелодией. «Человек поет прекрасную музыку, и его сердце становит­ ся добрым. Наверное, это гла­ вное в пении. Когда мои маль­ чишки исполняют, «Лунную», они св5нцеянодействуют. Это — святое даже на репетиции. Когда мы с супругой Ири­ ной Леонидовной {сейчас она главный хормейстер капеллы) приехали после окончания Ле­ нинградской консфватории в Псков, все было другим. Город и люди. Только начинали стро­ иться ДК, не было своего те­ атра. И когда стали набирать мальчишек для хора., попада­ ли в ситуации, которые выби­ вали из колеи. Помню, отобрал мальчика по голосу в школе, захожу ве­ чером к его родителя.м. А отец его сидит пьяный, на вилке се­ ледка. «Зачем. — говорят, —; мальчишке петь? Этой ерундой пусть девчонки занимаются, для пацана футбол есть». И так сначала многие думали; Сейчас — иное. За почти 25 лет' существования капеллы отношение к хоровой музыке изменилось. И разве мсуло быть иначе? Каждый год заня­ тия посещают более 250 маль­ чиков от 4 До 14 лет (в кол­ лективе 4 хора, составленные по возрастным группам). А ес­ ли поет ребенок, значит, вместе с ним поют папа й мама, ба­ бушка, разучивая произведе­ ния. Полгорода поюящх людей! С мальчишками ^работать трудно и интересно. Голоса их открывают пржрасные творче­ ские возможности — серебря- , нре звучание у сопрано, «мяг­ кие» альты... Но не только это важно!. Те, кто приходят в ка­ пеллу, учатся быть ответствен­ ными, уважать труд. Это очень благодарная работа — воспи­ тывать мужчин. Ребята Из хора уходят рало, в 14 лет, когда начинается му­ тация голоса. Повзрослев, мно­ гие куда-нибудь уезжают. Щр когда возвращаются в родной город на каникулы или в от­ пуск, обязательно заходят на репетицию. Совсем уже взрос­ лыми и серьезными мужчина­ ми!. Я узнаю их только по гла­ зам ■— ведь они были совсем другими, И часто даже — ша­ лунами. Одаренные дети всег­ да очень подвижны. Ек)т и сей­ час есть у меня такой — Чай­ ников. Постоянно вертится, но­ ровит напроказничать. Вроде бы я Не с.зушает на репетиции, а «поймать» "невозможно — все берет «с голоса», чудесно интонирует. Хороший будет музыкант. Каждый год мы с ребятами разучиваем новые произведе­ ния, Но за. время жизни ка­ пеллы в ней уснел сложиться свой исполнительский фонд. Через знакомство с его же-мчу- жинами проходят все поколе­ ния наших ребят. ■ \ Это обязательно «Лунная» Бетховена, «Царскосельская статуя», «Горные вершины» Рубинштейна. Кстати сказать, во многих нотных сборниках к последнему романсу до сйх пор почему-то пишется; текст Лермонтова. Это не так — пе­ ревод Лермонтова, а стихи Ге­ те, исполняли это произве- - дение на музыкальном фести­ вале в Берлине, пели на немец­ ком языке, чем вызывали не­ изменное басирование хозяев. В программу, с которой мы приехали в Липецк, вошла н новая работа капеллы — ми­ ниатюра из вокальцого цикла Мусоргского «Детская». Ныне­ шний год, в честь 150-летия Со дня рождения композитора, ЮНЕСКО объявило годом Му­ соргского. Имя композитора особенно Д’Орого нам, ведь Псковпщна — родина Модеста Петровича. В нашем городе есть хоро­ ший мужской хор, которым я по праву горжусь. Потому что создал его и работаю с испол­ нительским составом. Скоро этому коллективу исполнится 20 лет. С мужским хором ав­ томобилистов и капеллой маль­ чиков мы подготовили совме­ стную программу. Целиком бы­ ла поставлена кантата Чай­ ковского «Москва», полностью прозвучала хоровая сюита Ма­ карова «Река-богатырь». .Нашей капелле повезло мы живем рядом с Ленингра­ дом и Прибалтикой, где пре­ красные певч&кие традиции. В Прибалтике постоянно про­ водятся праздники песен, где выступают академические и на­ родные хоры. На Певческом поле огромная сцена - рако­ вина вмещает одновременно до 35 тысяч исполнителей! Можно устраивать целые мистерии! Грандиозные праздники ис­ кусства, где нет зрителей как таковых, все становятся участ­ никами действа. Хоровая капелла часто от­ кликается , на предложения о гастролях и это помогает в нашей работе. Потому что творческие контакты необхо­ димы!». * * * В нашем городе несколько’ раз делались попытки создать хор мальчиков. Но они, несмо­ тря на первые удачные наход­ ки, оказывались непродолжи­ тельными, Коллективы либо распадались, либо перестава­ ли выступать, делались неза­ метными. Может, это происходишо от­ того, что музыканты не нахо ДИЛИ помощи и понимания, или оттого, что не везло с творческим руководителем, ко­ торого волновало бы отсутст­ вие музыкальных традиций города, который мог бы нала­ живать творческие контакты. Ведь необходима особая аура Во внутреннем и внешнем .об­ щении людей искусства, чтобы проросло то новое, что может продшжить нашу духовную связь. Было очень приятно, когда в своей беседе Меркулов вспо­ мнил о хоровом коллективе Елецкого музыкального учили­ ща и его руководителе Ла­ уре Рубеновне Петровой. Ска­ зал, что слышал о ельчанах много добрых слов от других музьисантов. Это тем более по­ радовало, что училище сейчас испытывает большие трудно­ сти, витают необоснованные слухи о его закрытии. И это нервирует музыкантов, разру­ шает творческую атмосферу. Музыканты должны знать друг друга в лицо и слышать свои голоса. И в нашем горо­ де произошло большое собы­ тие, когда нашлись подвижни­ ки. что сумели перевести в дей­ ствие эту жажду общения. Встречу с Псковской капеллой мальчиков нам подарило Ли­ пецкое музыкальное общество. Люди, которые занимаются не­ посредственно творчеством, су­ мели, когда это понадобилось, решить множество организаци­ онных проблем. К сожалению,, без какой-либо помопщ со сто­ роны управления культуры. Контакт с Псковской хоро­ вой капеллой стал первым ша­ гом на пути творческих связей наших музыкантов. И это очень важный шаг' Ведь чтобы по- настоящему понимать искусст­ во, надо много сльгшать и знать. Надо плыть по его без: брежным далям в «легкой лод­ ке с большими веслами». Т. ЩЕГЛОВА. НА СНИМКЕ: дири;мр Псковской капеллы мальчика, заслуженный работник культу­ ры РСФСР Юрий Леонидович Меркулов. ФЪто В, Насырова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz