Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н Е Ц 8 апреля 1989 г. Выездная . бригада «Ленинца», побывавшая недавно в Ельце, продолжает разговор о проблемах города^. Вглядимся в зеркало А что же вообще такое «лицо города»? Чистота и порядок — как пишут на плакатах и пропагандист ских щитах? Культура пове дения горожан? И это, ко нечно, тоже, но не только. Почему-то вспомнился мне фильм Рязанова «Ирония судьбы, или С легким' па ром». Там. как вы помните, герой, благодаря, скажем мягко, не совсем трезвому своему состоянию, попадает из Москвы в Ленинград, едет на «свою» улицу, находит «свой» Д01м, «свою» же квар тиру и догадывается о том- что он не совсем прав, толь ко... Ну. сюжет ни к чему пересказывать, сами его ви-. ' дели. Комедия? Да, пожалуй. Но с горьковатым привкусом. Если бы герои жили в ста рой части своих городов, вряд ли произошла их сча-. стливая встреча. Но Москву и Ленинград, благодаря сохранившимся памятникам истории и куль туры, что из века в век со здавали неповторимый ан самбль, , «живое» лицо горо дов, ни с каким другим не спутаешь. • А вот- у нас в Липецке, к величайшему горю и стыду, мало что свидетельствует о его неповторимости. Вот и выходит, что лицо нашего города очень похоже на типовой рисунок: «точка, точка, занятая...» Может быть, я немного утрирую истинное положение вещей, но жить в современ ном «плоде урбанизации» не очень-то радостно. И с осо бой ясностью начинаешь по нимать это, когда попадешь в город, не’ утративший сво его исторического лица. В нашей области он есть. Это Елец. Кружево елецкое Славятся елецкие мастери цы-кружевницы и у нас в стране, и далеко за ее пре делами. И это, на МОЙ взгляд, закономерно. Елец и Вологда —. две родины тончайшего кружевного искусства — го рода древние. В вязи узоров —неброская красота родных городов, где каждый камень хранит тепло рук -предков, где связующие нити, с мно говековой русской историей особенно крепки. Помню свой первый при езд в Елец — зимой 19вЗ года. Ходил по зденеженным улицам, и—... чу€ь шею себе не отвертел. Поразило обилие церквей, хоть и подуразру- шеяньк. но не утративших своей строгой красоты. Гро мадина Вознесенского собо ра на Красной площади. Ули цы центра — ну прямо-таки из кинофильма о старой Рос сии — такие же дома — каждый на особицу, со своим лицом. И люди — тоже друг гие. Здесь нет муравьиной урбанизированной суеты, спе шки куда-то сломя голову. И древнее дыхание города накладываем, все же, свой отпечаток — народ незадер ганный, доброжелательный, всегда готовый обстоятельно ответить на вопрос, просто улыбнуться в ответ на улыб ку. А вот останется ли Елец, останутся ли ельчане таки ми, какими узнал их я? Не просто ответить. Морщины на челе города Дело в том, что историче ский и архитектурный центр Ельца сегодня находится в положении, ничего доброго ему не сулящем. Здания вет шают, а восстанавливать их былой облик — увы, оказы вается, почти некому. Если вы въезжаете в Е1лец со стороны железнодорожно го вокзала, может быть, за метите на стеае одного .из домов сразу, за мостом через реку Сосну, плакат — . не плакат, барельеф — не ба рельеф, который сообщает о том, что город — памят ник истории и архитектуры. Серый такой, облупленный. Вот и отношение «отцов го рода» к его памятникам — , почти что налицо: В Ельце пока еще, очень заметна запущенность, и. что самое печальное, старых цер квей и монастырей. А ведь именно они формируют не- пдаторнмость архитектурно го ансамбля города, не гово ря уж о том, что , каждьф храм —: памятник иусского зодчества. Время, когда взрьгаали их. по счастью, кончилось й уже не воавратится. Но то, что заброшенные монастыри и церкви медленно габнут * на глазах у молодых — .тяже лый нравственный Урок. Немало старинных. зданий уже снесено из-за- того, что пришли в ветхость, или про сто ради того, чтобы по строить «черемушкинские» многоэтажки. Городские вла сти судьбой старого города не ,очень-то озабочены. Хо- зяйствеаяяики — тоже . Но есть люди, живупще любо вью и заботой о Ельце, не дающие пустить дело сохра нения древнего города . на самотек. Это — члены кра- . еведческого клуба. «Вече» Клуб объединяет в своих рядах различные категории ельчан. Рабочие и служащие, педагоги и школьники, сту денты. Но они — «Вече». Потому что душа болит. По тому что они давно осознали —пора бить в набат, действо вать. Иначе не быть Е^лицу Ельцом, а наше богатейш^ историческим и культурньш наследием Подстепье, взра стившее таких ' великих сы нов России, как Плеханов, Бу нин, Пришвин и .многих-мно- гих других, окончательно и бесповоротно превратится в один из безликих фрагмен тов участка, разграннчевного и означенного на картах всего тремя буквами ~ аб бревиатурой «ЦЧО». О добрых делах « ^ ч е » мы писали в «Ленинце».- Именно краеведы' :положили осно1ву создания в Елице Литератур ного музея И. А. Бунина. Именно «Вече» сейчас бьет, ся за восстановление бунин ской усадьбы в Озерках. Не случайно сопредседателем областного краеведческого общества избран А. Ншо- сельцев, елецкий архитектор, так много’ делавший и про- должав!Ший делать для того, чтобы «Вече» бьш боеспо- ообея. Впрочем, давайте дадим слово человек|у, тоже стояв- шеойу у истоков клуба, пре даннейшему краеведу Свет лане Александровне Сионо- вой (кст'ати, Светлана Алек сандровна — член коорди национного совета областно го общества краеведов).'Чем сейчас живет «Вече»? — Сейчас мы воюем за сохранение, исторического облика старого Ельца, — рассказала Светлана Але ксандровна. — Дело в том, что по ньше действующему генплану развития города ; центр Ельца скоро будет -прямо-таки неузнаваемым. Многие старые здания дол жны быть снесены, а на их месте появятся современные «коробки». Планируется снос улиц Горького, Ленина и Комсомольской для «нужд народного хозяйства», рас- ширение улиц опять же за счет сноса «ветхих» домов. Такой генплан не только попирает все нормы охраны памятников истории, он ко щунственен; И мы не дадим его осуществить... ^ Светлана Александровна — кандидат филолошчесишх наук, и выбором любимой профессии, как рассказала она, обязана имекно Ельцу — городу, с котюрым связано немало имен говестных пи сателей. А двое ,— И. А. Бу нин . и М. М. Пришвин — самые до(рогие; И Озерки, и Хрущеве, и Пальна-МихайлоЕка для Све тланы Александровны Сир- новой, для всего клуба «ёе- че» — т<же Елец. Нельзя их разъединять, нельзя до пустить их гибели. Потомки не простят. «Вече» борется. Благодаря . Щ1 истинным подвижникам кра еведения А. Новосельцев.у, • С. А. Сионовой, С. В. Крас новой и другим- все больше в Ельце людей неравнодуш ных. Хорошо, что больпшнст- в<Г — мододые или совсем юные. Но, чт<йы сохранить город — историю, его лицо, одного «Вече» не хватит. Пора бы прозреть и осталь ным. Где средеша? Да вот же, вокруг. Уже несколько- ино странных делегаций побьюа- ло в доме-музее И. А. Буни на. любимого во всем мире. АрхитжГ|ура Ельца — уни кальна, история — богата. Т.УРШМ,' считаю, не только возможный, но и один из са- мьк перспективных путей финансирования реетшара- ции старого гороа. А о том, чтобы не исчезли с елецких улиц кованьзе ме- ' таллические решетки, фона ри, оригинальные водосточ ные трубы, лепные украше ния, могли бы позаботиться предприятия Ельца — ш здесь немало, Да, собствен но. почему только они? Нам всём необходим Елец, чтобы совсем не забыть, кто быш наши предки, что умели, чем жили. Чтейы не отлучить се бя от родной истории. Чтобы и города, и мы имели свое . лицо. ' ■ , • А. ШАЛЬНЕВ Фото в. Кулика.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz