Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

8 апреля 1989 г. Л Е Н И Н Е Ц . ^ 3 О пр обл ем ах тр удового воспитания р а с суж д а ет А лек сандр П етрович КОРЧАГИН , з а в . кабинетом тр удов ого обучения и профессиональной , ориентации института усоверш енствования учителей . — В книге И. Синндына НОД ,названием «Когда труд воспитывает» есть такая фраза: «В школе стало боль­ ше труда. Слышится по это­ му поводу много и одобри­ тельных и обнадеживающих слов. Дело |3а тем, чтобы побольше мы заботились о качестве трудового восннта- ниа». А что вы нодразуме- ваете под этим как человек, от которого во многом зави­ сит трудовое обучение .в нашей области? . — Из названия книги яс­ но, что труд может и не воспитьшать. В случае, если он организован так, что не­ возможно назвать его дея­ тельностью. Ведь в чем за­ ключается успех наших в^>1- дающихся педагогов, я имею в виду Сухомлинского и Ма­ каренко? Да в том, что лич­ ность они воспитьшали че­ рез деятельность. К сожале­ нию, до сих пор еще многие учителя считгнот, что систе­ ма Макаренко характерна для голодных лет, где инте­ рес к труду формировался через потребность.. Но тем не менее идея Макаренко заключалась в том, что коя лектив формируется в сов­ местной деятельности, а лич­ ность — в коллективе — через труд. И не просто труд — работу,, а труд заботу. Воспитанники Мака­ ренко вьшускали ту продук­ цию, в которой особенно нуж­ далось население. Уж коль вы упомянули книгу Синицына, напомню вам об одном ее герре — директоре школы из Азер­ байджана Шоюббве. В то время, когда в Москве все еще дебатировался вопрос — помеха ли учебе труд, год­ ная или не годная он за­ тея, этот педагог задумал целое производство по выра­ щиванию. саженцев тополей и роз. Почему розы и саженцы? Это очень вдохновляющее дело — озеленение и укра­ шение родной земли, тем бо­ лее Азербайджана, где мно­ го территорий представляют собой пустьшю. Не буду по­ дробно рассказывать о том, что пришлось пережить Шою- бову и его воспитанникам, скажу только лишь о том, что еще более десяти лет назад в этой школе появи.л- ся свой телецентр. Здесь на­ шли, возможность построить свой коровник, и даже «да­ чу» для его обитателей, дво­ рец-оранжерею, я уже не говорю о приобретении ме-^- бели и всевозможных ве­ щей. А главное: вот уже 20 лет в этой школе нет 1шка- ких правонарушений, 10 лет стоят в классах парты без одной царапины и во двор­ це-оранжерее никто никогда не выбил ни одного стекла. Раньше, как и в любой дру­ гой школе, все бывало. Сейчас, когда в условиях современной школы особое значение — организации но­ вых форм труда и методам хозяйствования, мы в своей области могли бы иметь го­ раздо больше школьных ми­ ни-заводов, кооперативов и ученических производствен­ ных бретад, работающих по принципу арендного подряда. Успех приходит тогда, ког­ да «первую скрипку» игра­ ют первые лица. Но, к сожа­ лению, далеко не все дирек­ тора одним из способов фи­ нансирования школ выбира­ ют организацию своего про­ изводства. Таким )Я советую посмо­ треть внймательно на то, что делают, например, в 21-й липецкой школе. В учебных мастерских, кото­ рые По сути стали настоя- ЩИ.М цехом, где станки, до­ ступные всем возрастным группам учащихся, начиная с шестого класса, вьшускает- ся продукция для Елецкого завода медицинского обору­ дования. И не что-ынбудь, а весьма сложные детали. И дело не в том, что дети са­ ми зарабатывают деньги, по­ лучай зарплату и отчисляя определенную сумму на школу. Самое главное в том, — как писал однажды Ш. Амо- нашвили, — учто сегодня­ шняя жизнь детей должна быть насыщена сутью их будущей жизни — вот что важно для их интереса к учению. Никто и ни что не вводит ребенка в яркий мцр этой жизни так легко и ес­ тественно, как живое, сози­ дающее дело, когда нет ее боте детей, нострое1шой п о . модели взрослого предприя­ тия, бывают самыми нецред- : сказуемыми. То ' учителя, зй- думавшего какое-то серьез- *ное дело по договору с ка­ кой-либо организахщей, его ноллеги обвиняют в воспи­ тании. у учащихся стяжа­ тельства,: и даже родителей начинают обрабатьшать на предмет того, что эта рабо­ та им не по силам и она ме­ шает учебе. То учителя, от­ крывшего кооператив, начи­ нают мучить необоснованны­ ми подозрениями в махина- торстве. Недавно мне при­ шлось разбираться с такой ситуацией в 49-й школе г. Липецка. Здесь довольно успешно начал работать ко­ оператив, вернее, кружок по е.го подобию. Оформить офи­ циально его как кооператив, будь, . распродажу дело очень? слоашое. — Центрашсзованный кщ оператвв, кото]рый органи­ зуется при областном управ- Ле1ши народного образова­ ния, оградит от столь «при­ стального внимания» свок филиалы? — Безусловно. Но повто­ ряю: будет очень здорово, если , администрация школ при корректном своем отно­ шении будет играть все-та­ ки «первую скрипку». — На какой товарооборот может рассчитывать этот ко­ оператив? — Трудно даже предполо­ жить. Один из самых круп­ ных детских кооперативов в нашей стране — московский под названием «Отцы и де­ ти» в прошлом году дал ПРОБУЙТЕ САМИ! имитации, а есть реальная жизнь. Вот в чем и я вижу заботу о качестве трудово- гб воспиташш. Для подтверждения этой мысли в качестве примера приведу 38-ю школу того же областного центра. На мой взгляд, это совсем дру-' гая школа с те.х лор, ,;как здесь Начал работать кошхе- ратив. Вьшодняя заказы сво­ их шефов с НЛМК, одевая юных спортсменов в удобную, красивую одежду, принимая приглашения от населения на всевозможньш кино-фото­ съемки, ребята стараются, чт<Йы сталкинающиеся со ШКО.ЛОЙ люди воспринимали ее как своеобразную фирму. Может, из-за этого здесь стало'больше порядка? — Александр Петрович, когда к вам приходят за со­ ветом желакнцне организо­ вать школьный кооператив, что |вы советуете в первую очередь? —- Если сказать в общем, то форми^вать у детей по­ ложительное отношение к кооперации. А отсюда -— требовать работы качествен­ ной. Этот момент архиваж- ный. Ведь наши дети уже знают, что в нашей стране, даже если плохо что-то сде­ лаешь, получшпь за это зарплату. ' И второе: рассчитываться с детьми за произведенную продукцию с максимальной точностью. — Вам приходилось слы­ шать, что настоянщя, серьез­ ная работа детей —■есть не что иное, как эксплуатация? — Приходилось и прихо­ дится, и при этом каждый раз недоумеваю: что ж по­ лучается? Если ребенок ра­ ботает бесплатно — это не эксплуатация, а ^ л и тру­ дится за деньги — самая что ни есть эксплуатация. - Вообще ситуации в ра- очезидно, домешало незна­ ние того, как это правильно сделать. Но тем не менее здесь был свой устав, пре­ дусматривающий, что рабо­ той будет руководить совет, всеми вместе на собрании будут подсчитьшать доходы и расходы, обсуждаться и приниматься планы. Но в* какой-то момент мёзкду ру­ ководителем кружка и адми­ нистрацией возник конфликт, Людмила Федоровна Кисе­ лева, кому мы, были обяза­ ны появлению наикрасивей­ ших изделий на выставках и ярмарках, напомоила об опла­ те, которую ей обещали в том случае, если чТо-то по­ лучится, а платить не захо­ тели. И тогда началась стро­ жайшая ревизия работы ее и детей. Оказалось, что они и плести сами не умеют, за них это делала Киселева, и нитки она дома совершенно напрасно хранит (хотя кладо­ вая в самые первые дни для этого предоставлена не бы ­ ла), и деньги за проданные изделия незаконно у се^я ' хранит. А она .действитель­ но хранила их у себя. По­ тому как на неполные сто рублей, которые накопились, ей надо было приобретать нитки для расширения про­ изводства, На проверки бы­ ли посланы профком, народ­ ный контроль. И плата за все хорошее — обвинение в махинаторстве, выражение недоверия в письменной фор­ ме на глазах у всего кол­ лектива. Признаться, меня очень удивило то, что в кол­ лективе не нашлось людей, способных защищать этого учителя. Не думаю, что все поверили в. ее нечестность... Сей1ас в кружке, которым она руководит, много гото­ вых изделий, которые с удо­ вольствием бы раскупили на любой ярмарке. Но, думаю, уговорить Людмилу Федо­ ровну выйти на какую-ни- продукцию на 298 тысяч цри плане в 100, а в ньшепшем собирается реализовать свои изделия на миллион. Вот какие скачки. — Иа что, в первую оче­ редь, вы порекомендавали бы израсходовать . прибыль нового детскохч» праЩфиатия? — Мне кажется, стоит по­ думать над помощью много­ детным семьям. Не сомне­ ваюсь в том, что они най­ дутся в микрорайонах всех будущих филиалов этого ко­ оператива. Ну а что касает­ ся общего дела, затрудняюсь поаш что-либо ссиветовать. Пусть решат сами дети. Но общее дело — забота, мне кажется, должно быть обяза­ тельно, как объединяющее, и в то же время, создающее конкуренцию. — Александр Петрович, пользуясь случаем, щюшу вас прокомментировать неко­ торые письма-жалобы на те­ му трудового воспитания, пришедшие в нашу редак­ цию. Речь, конечно, о жало­ бах наиболее типичных. Я разделнда бы их на две части. В одной девочки-стар­ шеклассницы из сельских школ жалуются ш то, что их заставляют изучать трак­ тор, а им это ие надо. В дру­ гой — сетования на работу межшкольных щ>оизводс 1 вея- ных комбинатов. Дело в тш», что очень часто бывают с;^- чаи, когда <^^) 11 икла^сди 1 еа 1 мг^ прчпт^дпщм ' впервые ка УПК, даюг возиожность выб{шть профессию. И всещу классу велят осваивать од, ну. А позже, в девятом классе, ситуация 1 еще тщра- доксальнее: старшеклассни­ ки приходят работать на ба­ зовое предприятие и ■гам им предлагают занятие совсем отщтчное от того, тюторое было на УПК. Где выход? — Выход в том, чтобы администрация школы на­ стаивала на выбор профес­ сий самими детьми, требова­ ла, ; чтобы УЩ использова­ ла для этого максимальные возможности. То, что детей заставляет повально осваи­ вать какую-то профессию, — из-за нежелания с ними во­ зиться. И за нарушение пре­ емственности в изучении спехщальности и дети, и их родители, и мы, работники института усовершенствова­ ния учителей, вправе предъя­ вить претензии к админист­ рации школы. Надо попрос­ ту хлопотать, разговаривать с базовыми предприятиями, чтобы там организовьтали рабочие места с учетом ин­ тересов детей. Но так можно сказать, ес­ ли, немного встать в позу. А вообще в нашей области на­ до думать над тем, как раз­ грузить имеющийся меж­ школьный комбинат, как по-' строить таковой, в Ельце, усмани, в Левобережном районе. Возможен выход в том, если создать межшколь­ ные учебные мастерские на базе нескольких школ. При- . мер такой есть в Каменске Ростовской области. А по? чему бы его нам не пере­ нять? Ведь смотрите, в та­ ких мастерских дети обуча­ ются, начиная с 4-го класса. И там же проходят занятия обш,ественно полезного, про­ изводительного труда,’ вы­ пуская продукцию. А по­ том в 9-м классе работа­ ют на школьном заводе «Юность», И повторяю опять: главное не в том, что они получают профессию, важно то, что с малых лет они вступают в экономические отношения. .Ну, а что касается дево­ чек, не желающих изучать трактор, по-видимому их вос­ приятие этого предмета про­ воцировано недопониманием '•его значимости. Во-первых, нет предмета, на котором изу­ чают только сельхозмашины, А то, что девочки подразуме­ вают, называется: «Основы агротехники, механизации, растениеводства». Я 'думаю, они поняли бы важность это­ го предмета, предложи им трудиться в коллективе, по модели взрослого коллекти­ ва. . Более того, очевидно, классы, в йоторых они учат­ ся, не делятся на группы, потому как в сельских шко­ лах они редко превышают количество в 25 человек (при 26-ти уже можно делить). А при малом количестве лю­ дей машину изучать п)х)сто интереснее. Где выход? По­ просить хозяйство найти средства для оплаты второй, и даже третьей, четвертой групп.. К великому сожалению, многие директора школ —- и сельских, и городских — пло­ хо знакомы с нормативными документами базовых пред­ приятий и хозяйсто. А -в них есть статья, предусматрива­ ющая расходы на повыше­ ние квалификации и пере­ учебы. Деньги эти имеют полное право тратить и на школьников. Более того, именно ссылаясь на эту статью, предприятие может платить старшеклассникам за р а ^ ту . — Алеш:авдр Петрович, так какой кш сделаем вывод нз сегодняшнего разговора? — В ходе радикальной экономической реформы про­ изводства, когда в течение 2 г - 3 лет необходимо перей­ ти к демократической си­ стеме управления, основан­ ной преимущественно на эко­ номических методах в соче­ тании централизма и само­ управления; проблема фор­ мирования будущего труже­ ника становится острее. От­ сюда проблема: необходимо формировать и готовить школьников к деятельности в новых, общественных, кол­ лективных, . производствен­ ных условиях. Но готовых рецептов на этот счет нет. Поэтому призываю: пробуйте сами! Е. МИТИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz