Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
8 апреля 1989 г. Л Е Н И Н Е Ц . ^ 3 О пр обл ем ах тр удового воспитания р а с суж д а ет А лек сандр П етрович КОРЧАГИН , з а в . кабинетом тр удов ого обучения и профессиональной , ориентации института усоверш енствования учителей . — В книге И. Синндына НОД ,названием «Когда труд воспитывает» есть такая фраза: «В школе стало боль ше труда. Слышится по это му поводу много и одобри тельных и обнадеживающих слов. Дело |3а тем, чтобы побольше мы заботились о качестве трудового восннта- ниа». А что вы нодразуме- ваете под этим как человек, от которого во многом зави сит трудовое обучение .в нашей области? . — Из названия книги яс но, что труд может и не воспитьшать. В случае, если он организован так, что не возможно назвать его дея тельностью. Ведь в чем за ключается успех наших в^>1- дающихся педагогов, я имею в виду Сухомлинского и Ма каренко? Да в том, что лич ность они воспитьшали че рез деятельность. К сожале нию, до сих пор еще многие учителя считгнот, что систе ма Макаренко характерна для голодных лет, где инте рес к труду формировался через потребность.. Но тем не менее идея Макаренко заключалась в том, что коя лектив формируется в сов местной деятельности, а лич ность — в коллективе — через труд. И не просто труд — работу,, а труд заботу. Воспитанники Мака ренко вьшускали ту продук цию, в которой особенно нуж далось население. Уж коль вы упомянули книгу Синицына, напомню вам об одном ее герре — директоре школы из Азер байджана Шоюббве. В то время, когда в Москве все еще дебатировался вопрос — помеха ли учебе труд, год ная или не годная он за тея, этот педагог задумал целое производство по выра щиванию. саженцев тополей и роз. Почему розы и саженцы? Это очень вдохновляющее дело — озеленение и укра шение родной земли, тем бо лее Азербайджана, где мно го территорий представляют собой пустьшю. Не буду по дробно рассказывать о том, что пришлось пережить Шою- бову и его воспитанникам, скажу только лишь о том, что еще более десяти лет назад в этой школе появи.л- ся свой телецентр. Здесь на шли, возможность построить свой коровник, и даже «да чу» для его обитателей, дво рец-оранжерею, я уже не говорю о приобретении ме-^- бели и всевозможных ве щей. А главное: вот уже 20 лет в этой школе нет 1шка- ких правонарушений, 10 лет стоят в классах парты без одной царапины и во двор це-оранжерее никто никогда не выбил ни одного стекла. Раньше, как и в любой дру гой школе, все бывало. Сейчас, когда в условиях современной школы особое значение — организации но вых форм труда и методам хозяйствования, мы в своей области могли бы иметь го раздо больше школьных ми ни-заводов, кооперативов и ученических производствен ных бретад, работающих по принципу арендного подряда. Успех приходит тогда, ког да «первую скрипку» игра ют первые лица. Но, к сожа лению, далеко не все дирек тора одним из способов фи нансирования школ выбира ют организацию своего про изводства. Таким )Я советую посмо треть внймательно на то, что делают, например, в 21-й липецкой школе. В учебных мастерских, кото рые По сути стали настоя- ЩИ.М цехом, где станки, до ступные всем возрастным группам учащихся, начиная с шестого класса, вьшускает- ся продукция для Елецкого завода медицинского обору дования. И не что-ынбудь, а весьма сложные детали. И дело не в том, что дети са ми зарабатывают деньги, по лучай зарплату и отчисляя определенную сумму на школу. Самое главное в том, — как писал однажды Ш. Амо- нашвили, — учто сегодня шняя жизнь детей должна быть насыщена сутью их будущей жизни — вот что важно для их интереса к учению. Никто и ни что не вводит ребенка в яркий мцр этой жизни так легко и ес тественно, как живое, сози дающее дело, когда нет ее боте детей, нострое1шой п о . модели взрослого предприя тия, бывают самыми нецред- : сказуемыми. То ' учителя, зй- думавшего какое-то серьез- *ное дело по договору с ка кой-либо организахщей, его ноллеги обвиняют в воспи тании. у учащихся стяжа тельства,: и даже родителей начинают обрабатьшать на предмет того, что эта рабо та им не по силам и она ме шает учебе. То учителя, от крывшего кооператив, начи нают мучить необоснованны ми подозрениями в махина- торстве. Недавно мне при шлось разбираться с такой ситуацией в 49-й школе г. Липецка. Здесь довольно успешно начал работать ко оператив, вернее, кружок по е.го подобию. Оформить офи циально его как кооператив, будь, . распродажу дело очень? слоашое. — Центрашсзованный кщ оператвв, кото]рый органи зуется при областном управ- Ле1ши народного образова ния, оградит от столь «при стального внимания» свок филиалы? — Безусловно. Но повто ряю: будет очень здорово, если , администрация школ при корректном своем отно шении будет играть все-та ки «первую скрипку». — На какой товарооборот может рассчитывать этот ко оператив? — Трудно даже предполо жить. Один из самых круп ных детских кооперативов в нашей стране — московский под названием «Отцы и де ти» в прошлом году дал ПРОБУЙТЕ САМИ! имитации, а есть реальная жизнь. Вот в чем и я вижу заботу о качестве трудово- гб воспиташш. Для подтверждения этой мысли в качестве примера приведу 38-ю школу того же областного центра. На мой взгляд, это совсем дру-' гая школа с те.х лор, ,;как здесь Начал работать кошхе- ратив. Вьшодняя заказы сво их шефов с НЛМК, одевая юных спортсменов в удобную, красивую одежду, принимая приглашения от населения на всевозможньш кино-фото съемки, ребята стараются, чт<Йы сталкинающиеся со ШКО.ЛОЙ люди воспринимали ее как своеобразную фирму. Может, из-за этого здесь стало'больше порядка? — Александр Петрович, когда к вам приходят за со ветом желакнцне организо вать школьный кооператив, что |вы советуете в первую очередь? —- Если сказать в общем, то форми^вать у детей по ложительное отношение к кооперации. А отсюда -— требовать работы качествен ной. Этот момент архиваж- ный. Ведь наши дети уже знают, что в нашей стране, даже если плохо что-то сде лаешь, получшпь за это зарплату. ' И второе: рассчитываться с детьми за произведенную продукцию с максимальной точностью. — Вам приходилось слы шать, что настоянщя, серьез ная работа детей —■есть не что иное, как эксплуатация? — Приходилось и прихо дится, и при этом каждый раз недоумеваю: что ж по лучается? Если ребенок ра ботает бесплатно — это не эксплуатация, а ^ л и тру дится за деньги — самая что ни есть эксплуатация. - Вообще ситуации в ра- очезидно, домешало незна ние того, как это правильно сделать. Но тем не менее здесь был свой устав, пре дусматривающий, что рабо той будет руководить совет, всеми вместе на собрании будут подсчитьшать доходы и расходы, обсуждаться и приниматься планы. Но в* какой-то момент мёзкду ру ководителем кружка и адми нистрацией возник конфликт, Людмила Федоровна Кисе лева, кому мы, были обяза ны появлению наикрасивей ших изделий на выставках и ярмарках, напомоила об опла те, которую ей обещали в том случае, если чТо-то по лучится, а платить не захо тели. И тогда началась стро жайшая ревизия работы ее и детей. Оказалось, что они и плести сами не умеют, за них это делала Киселева, и нитки она дома совершенно напрасно хранит (хотя кладо вая в самые первые дни для этого предоставлена не бы ла), и деньги за проданные изделия незаконно у се^я ' хранит. А она .действитель но хранила их у себя. По тому как на неполные сто рублей, которые накопились, ей надо было приобретать нитки для расширения про изводства, На проверки бы ли посланы профком, народ ный контроль. И плата за все хорошее — обвинение в махинаторстве, выражение недоверия в письменной фор ме на глазах у всего кол лектива. Признаться, меня очень удивило то, что в кол лективе не нашлось людей, способных защищать этого учителя. Не думаю, что все поверили в. ее нечестность... Сей1ас в кружке, которым она руководит, много гото вых изделий, которые с удо вольствием бы раскупили на любой ярмарке. Но, думаю, уговорить Людмилу Федо ровну выйти на какую-ни- продукцию на 298 тысяч цри плане в 100, а в ньшепшем собирается реализовать свои изделия на миллион. Вот какие скачки. — Иа что, в первую оче редь, вы порекомендавали бы израсходовать . прибыль нового детскохч» праЩфиатия? — Мне кажется, стоит по думать над помощью много детным семьям. Не сомне ваюсь в том, что они най дутся в микрорайонах всех будущих филиалов этого ко оператива. Ну а что касает ся общего дела, затрудняюсь поаш что-либо ссиветовать. Пусть решат сами дети. Но общее дело — забота, мне кажется, должно быть обяза тельно, как объединяющее, и в то же время, создающее конкуренцию. — Александр Петрович, пользуясь случаем, щюшу вас прокомментировать неко торые письма-жалобы на те му трудового воспитания, пришедшие в нашу редак цию. Речь, конечно, о жало бах наиболее типичных. Я разделнда бы их на две части. В одной девочки-стар шеклассницы из сельских школ жалуются ш то, что их заставляют изучать трак тор, а им это ие надо. В дру гой — сетования на работу межшкольных щ>оизводс 1 вея- ных комбинатов. Дело в тш», что очень часто бывают с;^- чаи, когда <^^) 11 икла^сди 1 еа 1 мг^ прчпт^дпщм ' впервые ка УПК, даюг возиожность выб{шть профессию. И всещу классу велят осваивать од, ну. А позже, в девятом классе, ситуация 1 еще тщра- доксальнее: старшеклассни ки приходят работать на ба зовое предприятие и ■гам им предлагают занятие совсем отщтчное от того, тюторое было на УПК. Где выход? — Выход в том, чтобы администрация школы на стаивала на выбор профес сий самими детьми, требова ла, ; чтобы УЩ использова ла для этого максимальные возможности. То, что детей заставляет повально осваи вать какую-то профессию, — из-за нежелания с ними во зиться. И за нарушение пре емственности в изучении спехщальности и дети, и их родители, и мы, работники института усовершенствова ния учителей, вправе предъя вить претензии к админист рации школы. Надо попрос ту хлопотать, разговаривать с базовыми предприятиями, чтобы там организовьтали рабочие места с учетом ин тересов детей. Но так можно сказать, ес ли, немного встать в позу. А вообще в нашей области на до думать над тем, как раз грузить имеющийся меж школьный комбинат, как по-' строить таковой, в Ельце, усмани, в Левобережном районе. Возможен выход в том, если создать межшколь ные учебные мастерские на базе нескольких школ. При- . мер такой есть в Каменске Ростовской области. А по? чему бы его нам не пере нять? Ведь смотрите, в та ких мастерских дети обуча ются, начиная с 4-го класса. И там же проходят занятия обш,ественно полезного, про изводительного труда,’ вы пуская продукцию. А по том в 9-м классе работа ют на школьном заводе «Юность», И повторяю опять: главное не в том, что они получают профессию, важно то, что с малых лет они вступают в экономические отношения. .Ну, а что касается дево чек, не желающих изучать трактор, по-видимому их вос приятие этого предмета про воцировано недопониманием '•его значимости. Во-первых, нет предмета, на котором изу чают только сельхозмашины, А то, что девочки подразуме вают, называется: «Основы агротехники, механизации, растениеводства». Я 'думаю, они поняли бы важность это го предмета, предложи им трудиться в коллективе, по модели взрослого коллекти ва. . Более того, очевидно, классы, в йоторых они учат ся, не делятся на группы, потому как в сельских шко лах они редко превышают количество в 25 человек (при 26-ти уже можно делить). А при малом количестве лю дей машину изучать п)х)сто интереснее. Где выход? По просить хозяйство найти средства для оплаты второй, и даже третьей, четвертой групп.. К великому сожалению, многие директора школ —- и сельских, и городских — пло хо знакомы с нормативными документами базовых пред приятий и хозяйсто. А -в них есть статья, предусматрива ющая расходы на повыше ние квалификации и пере учебы. Деньги эти имеют полное право тратить и на школьников. Более того, именно ссылаясь на эту статью, предприятие может платить старшеклассникам за р а ^ ту . — Алеш:авдр Петрович, так какой кш сделаем вывод нз сегодняшнего разговора? — В ходе радикальной экономической реформы про изводства, когда в течение 2 г - 3 лет необходимо перей ти к демократической си стеме управления, основан ной преимущественно на эко номических методах в соче тании централизма и само управления; проблема фор мирования будущего труже ника становится острее. От сюда проблема: необходимо формировать и готовить школьников к деятельности в новых, общественных, кол лективных, . производствен ных условиях. Но готовых рецептов на этот счет нет. Поэтому призываю: пробуйте сами! Е. МИТИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz