Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

10 ЛЕНИНЕЦ 2 5 марта 1 ^ 9 г>. 27 МАРТА — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА в одном из интервью Рос­ тислава Плятта спросили; ка­ кое из искусств, с которыми ок^ соприкасался в жизни, ему до­ роже? И Плятт уверенно отве­ тил; «Театр! Да простят меня другие искусства; он подарил мне самое главное — зритель­ ный зал и сцену!» Сцена к зрительный зал! От­ кровеннейший из диалогов,. где невозможны никакие уловки, лукавство! В нем получаешь ответы на множество мучив­ ших тебя вопросов, объяснение необъясненному... БЕЗ ПРОПНСКИ Я очень люблю театр. И мои маленькие знакомые, которым сейчас от двух до пяти, тоже его ^{юбят. Но между нами есть большое различие. Я уже не могу, как когда-то на спек­ таклях, путать кукол и людей, а после того, как закроется за­ навес, кричать: «Еще, еще!» и обиженно надувать губы. «Мы идем в Волшебное ко­ ролевство», ^ сказала сосед­ ская девочка, когда я ее вела в театр. Расписные ворота спектакля распахнулись, и мы действительно вошли в мир волшебства. Давали сказку Лифшица «Ищи ветра в по­ ле». Красивый и мудрый полу­ чился спектакль. Актеры раз­ говаривали с детьми, дети — с актерами. И был момент, когда один из главных героев — Д ед -— доверчиво пожало­ вался зрителям: «Пока не об­ нищаешь, друга не узнаешь». С директором областного театра кукол, заслуженным артистом РСФСР Владимиро.м Васильевичем Тепляковым я встретилась накануне Между­ народного дня театра. Любой профессиональный праздник — своеобразное подведение- ито­ гов. Но разговор получился невеселым. —Честно говоря. — поделил­ ся Владимир Васильевич,, — сегодня я все чаще задаюсь вопросом: а нужен ли вообще Липецку кукольный театр? Уже столько лет руководство области доказывает нам обрат­ ное. Более четверти века мы живем без своего здания. Сейчас арендуем помеще­ ние ДК трубного завода н филармонии. Но что такое ДК? Дети идут в театр смотреть волшебство,# а его присутствие должно ощущаться уже «с ве­ шалки». Мы же не имеем воз­ можности сшдать своему зри- ' гелю первоначального настро­ ения праздника — не можем украсить фойе (оно просто не наше!), негде разместить му­ зей театрального искусства. ДК сейчас на хоз'расчете, по­ этому мы арендуем зал толь­ ко на утренние и дневные ча­ сы. Из-за этого пришлось снять из репертуара спектакль для взрослых — его невозможно показывать днем. Недавно администрацию те­ атра приглашали на встречу в обком партий, где выяснилось, что на сегодняшний день воп­ рос о помещении для театра могло бы решить управление культуры. Оно в состоянии вы­ делить нам одно из освободив­ шихся административных зда­ ний своего ведомства. Не так давно мы еще на­ деялись на дом рядом с го­ родской архитектурой, где хотели разместить театраль­ ные цехи. Но узнали, что уже подписаны документы о пере­ даче этого дома библиотасе. Лучшим вариантом для те­ атра была бы .возможность проводить спектакли в филар­ монии. Реставрация этого зда­ ния реальна. Проектно-смет­ ная документация, которая имеется в управлении культу­ ры, оценивает необходимый ремонт в 45 тысяч. Но л:аких- денег, увы, в управлении куль­ туры нет... После нашей беседы Влади­ мир Васильевич показал ком­ наты, которые театр арендует у филармоний. Актерская — необорудованное помещение площадью около 12 метров. Здесь же работает радист, здесь же хранится театраль­ ный реквизит. В кабинет глав^ него бухгалтера и кассира во­ шли только рабочие столы- — сейфы с документами хранят­ ся в коридоре. В комнате, где размещены портной и бута­ форский цехи, пыль от тканей . стоит стеной — из-за тесноты. Я попыталась повторить тер­ нистый путь, который проде­ лывает каждый день заведую­ щая. художественно-постано­ вочной частью. Подъем на второй этаж по крутым вы­ щербленным ступеням занял, у меня с непривычки минут 10 — мимо окна с выбитым стек­ лом. Мимо стены с обнажен­ ной кирпичной кладкой—^здесь брали пробу для так и не со­ стоявшегося ремонта. Побывала я и в той неболь­ шой комнатке, которую сни­ мает театр вместе е арендой зала у ДК трубного завода. Зашла туда во время антрак­ та. Актеры отдыхают, было всего лишь несколько минут, чтобы снова выйти на сцену. Несколько минут в той камор­ ке!, большую часть которой занимает театральный рекви­ зит, где иной раз некуда при­ сесть. Может быть, во все време­ на люди искусства и платили Олимпу материальной неустро­ енностью, но есть примеры об- ратного. Детский театр Н. Сац создавался в первые годы по­ сле гражданской войны. Но его открытие состоялось в од­ ном из красивейших зданий на Большой Дмитровке (ныне там находится музыкальный театр К. Станиславского и В. Немировича-Данченко). По-человечески больно, что городские власти и, тем более, управление культуры, равно­ душны к судьбам детского те­ атра. И каждый год стано­ вятся взрослыми ребята, . ни­ когда не видевшие настояще­ го театра, который, как и все настоящие, должен «начинать­ ся с вешалки». Взрослый зритель может при желании съездить на спектакль в другой город, сравнить по­ становки и театральные шко­ лы. А у ' детей" нет выбора. Есть только прекрасный воз­ раст, в котором верят сказке и ее героям. И учатся у них творить добро. Согласна с теми, кто гово­ рит: спецсчеты в банке — не от хорошей жизни. И толшо безвыходность сегодняшнего положения детского театра позволяет мне обратиться к жителям области с просьбой о новом пожертвовании. 45 тысяч требуется для рмтавра- ции здания театра. Не так уж много для крупных предприя­ тий нашей области, тех же НЛМК, трубного завода. Ис­ кусству сегодня необходимы меценаты. Так же, как детям — праздник театра. Независи­ мо от того, где работают их родители. Готова первой перечислить деньги Т. ЮРЬЕВА. Заслуженная артистка РСФСР Светлана Погребняк в роли Елены в спектакле «Дядя Ваня». Фото Л. К ПУТИ СОТВОРЧЕСТВА В рабочем кабинете режиссера, художественного руководи теля Липецкого драмтсатра, народного артиста РСФСР Вла­ димира Михайловича Пахомова обстановка, можно ска.зать. самая творческая. Расставлены макеты сценографического ре­ шения спектаклей, на стенах--афииш. Есть здесь и афиша недавип прошедшего второго фестиваля «Липецкие театраль­ ные встречи»... Разговор наш касался нмскио этих «встреч». Прошел по­ чти месяц с того ,дня, ког,да в театр съехались критики, жур­ налисты, режиссеры из Москвы. Воронежа', Тамбова и Ряза­ ни, Калуги и Курска. Орла и Тулы. Они собрались в Липец­ ке, чтобы поговорить о проблемах современной драматургии. — Первый фестиваль «Ли­ пецкие театральные встречи» в феврале прошлого года был посвящен чеховской драматзгр- гин. Шли спектакли по пронз- ведаввям А. П. Чехова, они осуждались столичными ври- тивамн, журналистами, — И это было проще, — по­ ясняет Владимир Михайлович,— потому что, когда идет на сце­ не «^0^дя Ваня», то обсуждает^ ся только наполовину работа нашего коллектива (актерская игра, режиссура, сценография), а на пятьдесят процентов — это Тений Чехова. 1Нынешний фестиваль был сложен еще и тем, что, подняв вопросы, касающиеся новой драматургии, показывая шесть вечеров подряд пьесы совре­ менных дааматургов, наш те­ атр, можно сказать, «подста­ вился» дважды. Потому что обсуждались не только режис­ серские и актерские работы, но и разбирались пьесы До- зордева, Злотникова, Тальни- кова, Славкина, Мы несли двой­ ную ответственность за соав­ торство с этими драматургами. Репертуар, который мы подоб­ рали на «Липецкие театраль­ ные встречи», — продолжает В. Пахомов,— - не являлся «парадом достижений». Худ­ совет театра выбрал достаточ­ но спорные произведения с точ­ ки зрения зрительского вос­ приятия. • «Последний посетитель» До- зорцева являет собой поли- .тический театр. Пьеса э т а , вы­ шла накануне XXVII съезда КПСС. И в то время звучала новато{к:ки, смело. Это был Своеобразный манифест. Но сейчас, когда в любом периоди­ ческом издании обо всех этих вопросах пишут открыто, глас­ но, нужны ли такие пьесы? Да, нужны. Потому что можно ина­ че решить этот спектакль, сме­ стив акценты. Постараться по­ нять не ситуацию, а людей. Кто они. такие, как Ермаков? Ведь они не уйдут просто так, без драки. Они не отдадут сво­ их удобных насиженных кре­ сел. А пока живы эти проб­ лемы в нашем обществе, будет жить и политический театр. Другой автор — Статен Злот­ ников.' На_ «встречах» мы по­ казали две премьеры по его пьесам: «Сцены у фонтана» в постановке Вадима Мирошни­ ченко и «Уходил старик от ста­ рухи» в моей постановке. По­ чему? Потому, что у режиссе­ ров и театроведов существует две точки зрения на постановку пьес Злотникова. Этот драма­ тург пищет в основном- траги­ фарсы и комедии. И многие ре­ жиссеры, ставя его пьесы, де­ лают в основном акцент на фарсе. Такой эксцентричной постановкой явился спектакль «Сцены у фонтана». . Мне ду­ мается, что, играя Злотникова, надо ставить акцент на траги. Что мы с заслуженными арти­ стами РСФСР Светланой По­ гребняк и Михаилом Янко по­ пытались выразить в спектак­ ле «Уходил старик от старухи». Палитра пьес Злотникова обширна. И меня подкупает в них именно трагическое вос­ приятие мира, жизни, обстоя­ тельств. Он не осуждает лю­ дей, а принимает их такими, какие они есть, со всеми их ошибками, нелепостями, неуда­ чами. Как у Пушкина: «И ми­ лость к падшим призывал». Не осуждение, а понимание чело­ в е к а — это высокая гуманная позиция и подкупает меня в драматургии Злотникова. А экс Центрика, фарс не во внешних проявлениях, а во внутренних чувствах. «Два сюжета для мужчин»— спектакль необычный по фор ме, состоящий Из двух пьес: «Вечер поздней осенью» Фрид­ риха Дюрренматта (сценичес­ кая редакция Злотникова) и «Картина» Виктора Славкина. Постановщик Иосиф Райхель- гауз нашел в этом спектакле интересные режиссерские хо­ ды. Но зрители приняли толь-# ко вторую часть этой постанов­ ки — «Картину». Попытка интеллектуального философского театра — дралщ- турТия Бориса Тальникова. Мы показали на «встречах» спек­ такль по его пьесе «Поминки» •в постановке Вадама Мирош­ ниченко. Меня привлекает про­ блема, поставленная Тальнико­ вым; как в результате героиче­ ского и честного труда наших дедов родалось такое циничное поколение их внуков? В сю­ жетную интригу пьесы вложена философия Федорова. Пьеса по­ строена не на действии, а в основном на диалогах. И сознательный авторский хо, быть может, идущий от тра диций прозы Достоевского. Но, к сожалению, в спектакле этот урок философии получился не­ обязательным. Постановка вы­ звала споры. Может, режиссер не очень внутренне поверил в философские концепции автора. Но этот вид драматургии есть, он развивается и. думаю, автор найдет своего режиссера, свой театр. Вот так через . спектакли на «Липецких театральных встре­ чах» мы постарались начать разговор о проблемах новой драматургии. Может, те ответы критиков, что мы получили на заключительной конференции, были не' полными. Но наш те­ атр еще раз убедился; мы сто­ им на верном пути. Исследова­ ние человека, человеческого духа. И это не поиск в драма­ тургии модных событий и си­ туаций, а поиск вечного, чело­ веческого . Не случайно на ирограж- мке фестиваля «Липецкие театральные встречи» изо­ бражено стройное молодое деревце. Новая драматургия — это как молодые побеги на древе театра. Но ни один даже самый пышный побег не может существовать без корней, уходящих в глуйга- ные пласты мировой теат­ ральной культуры. Беседу записала И. ЧЕМЯКИНЛ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz