Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
10 ЛЕНИНЕЦ 2 5 марта 1 ^ 9 г>. 27 МАРТА — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА в одном из интервью Рос тислава Плятта спросили; ка кое из искусств, с которыми ок^ соприкасался в жизни, ему до роже? И Плятт уверенно отве тил; «Театр! Да простят меня другие искусства; он подарил мне самое главное — зритель ный зал и сцену!» Сцена к зрительный зал! От кровеннейший из диалогов,. где невозможны никакие уловки, лукавство! В нем получаешь ответы на множество мучив ших тебя вопросов, объяснение необъясненному... БЕЗ ПРОПНСКИ Я очень люблю театр. И мои маленькие знакомые, которым сейчас от двух до пяти, тоже его ^{юбят. Но между нами есть большое различие. Я уже не могу, как когда-то на спек таклях, путать кукол и людей, а после того, как закроется за навес, кричать: «Еще, еще!» и обиженно надувать губы. «Мы идем в Волшебное ко ролевство», ^ сказала сосед ская девочка, когда я ее вела в театр. Расписные ворота спектакля распахнулись, и мы действительно вошли в мир волшебства. Давали сказку Лифшица «Ищи ветра в по ле». Красивый и мудрый полу чился спектакль. Актеры раз говаривали с детьми, дети — с актерами. И был момент, когда один из главных героев — Д ед -— доверчиво пожало вался зрителям: «Пока не об нищаешь, друга не узнаешь». С директором областного театра кукол, заслуженным артистом РСФСР Владимиро.м Васильевичем Тепляковым я встретилась накануне Между народного дня театра. Любой профессиональный праздник — своеобразное подведение- ито гов. Но разговор получился невеселым. —Честно говоря. — поделил ся Владимир Васильевич,, — сегодня я все чаще задаюсь вопросом: а нужен ли вообще Липецку кукольный театр? Уже столько лет руководство области доказывает нам обрат ное. Более четверти века мы живем без своего здания. Сейчас арендуем помеще ние ДК трубного завода н филармонии. Но что такое ДК? Дети идут в театр смотреть волшебство,# а его присутствие должно ощущаться уже «с ве шалки». Мы же не имеем воз можности сшдать своему зри- ' гелю первоначального настро ения праздника — не можем украсить фойе (оно просто не наше!), негде разместить му зей театрального искусства. ДК сейчас на хоз'расчете, по этому мы арендуем зал толь ко на утренние и дневные ча сы. Из-за этого пришлось снять из репертуара спектакль для взрослых — его невозможно показывать днем. Недавно администрацию те атра приглашали на встречу в обком партий, где выяснилось, что на сегодняшний день воп рос о помещении для театра могло бы решить управление культуры. Оно в состоянии вы делить нам одно из освободив шихся административных зда ний своего ведомства. Не так давно мы еще на деялись на дом рядом с го родской архитектурой, где хотели разместить театраль ные цехи. Но узнали, что уже подписаны документы о пере даче этого дома библиотасе. Лучшим вариантом для те атра была бы .возможность проводить спектакли в филар монии. Реставрация этого зда ния реальна. Проектно-смет ная документация, которая имеется в управлении культу ры, оценивает необходимый ремонт в 45 тысяч. Но л:аких- денег, увы, в управлении куль туры нет... После нашей беседы Влади мир Васильевич показал ком наты, которые театр арендует у филармоний. Актерская — необорудованное помещение площадью около 12 метров. Здесь же работает радист, здесь же хранится театраль ный реквизит. В кабинет глав^ него бухгалтера и кассира во шли только рабочие столы- — сейфы с документами хранят ся в коридоре. В комнате, где размещены портной и бута форский цехи, пыль от тканей . стоит стеной — из-за тесноты. Я попыталась повторить тер нистый путь, который проде лывает каждый день заведую щая. художественно-постано вочной частью. Подъем на второй этаж по крутым вы щербленным ступеням занял, у меня с непривычки минут 10 — мимо окна с выбитым стек лом. Мимо стены с обнажен ной кирпичной кладкой—^здесь брали пробу для так и не со стоявшегося ремонта. Побывала я и в той неболь шой комнатке, которую сни мает театр вместе е арендой зала у ДК трубного завода. Зашла туда во время антрак та. Актеры отдыхают, было всего лишь несколько минут, чтобы снова выйти на сцену. Несколько минут в той камор ке!, большую часть которой занимает театральный рекви зит, где иной раз некуда при сесть. Может быть, во все време на люди искусства и платили Олимпу материальной неустро енностью, но есть примеры об- ратного. Детский театр Н. Сац создавался в первые годы по сле гражданской войны. Но его открытие состоялось в од ном из красивейших зданий на Большой Дмитровке (ныне там находится музыкальный театр К. Станиславского и В. Немировича-Данченко). По-человечески больно, что городские власти и, тем более, управление культуры, равно душны к судьбам детского те атра. И каждый год стано вятся взрослыми ребята, . ни когда не видевшие настояще го театра, который, как и все настоящие, должен «начинать ся с вешалки». Взрослый зритель может при желании съездить на спектакль в другой город, сравнить по становки и театральные шко лы. А у ' детей" нет выбора. Есть только прекрасный воз раст, в котором верят сказке и ее героям. И учатся у них творить добро. Согласна с теми, кто гово рит: спецсчеты в банке — не от хорошей жизни. И толшо безвыходность сегодняшнего положения детского театра позволяет мне обратиться к жителям области с просьбой о новом пожертвовании. 45 тысяч требуется для рмтавра- ции здания театра. Не так уж много для крупных предприя тий нашей области, тех же НЛМК, трубного завода. Ис кусству сегодня необходимы меценаты. Так же, как детям — праздник театра. Независи мо от того, где работают их родители. Готова первой перечислить деньги Т. ЮРЬЕВА. Заслуженная артистка РСФСР Светлана Погребняк в роли Елены в спектакле «Дядя Ваня». Фото Л. К ПУТИ СОТВОРЧЕСТВА В рабочем кабинете режиссера, художественного руководи теля Липецкого драмтсатра, народного артиста РСФСР Вла димира Михайловича Пахомова обстановка, можно ска.зать. самая творческая. Расставлены макеты сценографического ре шения спектаклей, на стенах--афииш. Есть здесь и афиша недавип прошедшего второго фестиваля «Липецкие театраль ные встречи»... Разговор наш касался нмскио этих «встреч». Прошел по чти месяц с того ,дня, ког,да в театр съехались критики, жур налисты, режиссеры из Москвы. Воронежа', Тамбова и Ряза ни, Калуги и Курска. Орла и Тулы. Они собрались в Липец ке, чтобы поговорить о проблемах современной драматургии. — Первый фестиваль «Ли пецкие театральные встречи» в феврале прошлого года был посвящен чеховской драматзгр- гин. Шли спектакли по пронз- ведаввям А. П. Чехова, они осуждались столичными ври- тивамн, журналистами, — И это было проще, — по ясняет Владимир Михайлович,— потому что, когда идет на сце не «^0^дя Ваня», то обсуждает^ ся только наполовину работа нашего коллектива (актерская игра, режиссура, сценография), а на пятьдесят процентов — это Тений Чехова. 1Нынешний фестиваль был сложен еще и тем, что, подняв вопросы, касающиеся новой драматургии, показывая шесть вечеров подряд пьесы совре менных дааматургов, наш те атр, можно сказать, «подста вился» дважды. Потому что обсуждались не только режис серские и актерские работы, но и разбирались пьесы До- зордева, Злотникова, Тальни- кова, Славкина, Мы несли двой ную ответственность за соав торство с этими драматургами. Репертуар, который мы подоб рали на «Липецкие театраль ные встречи», — продолжает В. Пахомов,— - не являлся «парадом достижений». Худ совет театра выбрал достаточ но спорные произведения с точ ки зрения зрительского вос приятия. • «Последний посетитель» До- зорцева являет собой поли- .тический театр. Пьеса э т а , вы шла накануне XXVII съезда КПСС. И в то время звучала новато{к:ки, смело. Это был Своеобразный манифест. Но сейчас, когда в любом периоди ческом издании обо всех этих вопросах пишут открыто, глас но, нужны ли такие пьесы? Да, нужны. Потому что можно ина че решить этот спектакль, сме стив акценты. Постараться по нять не ситуацию, а людей. Кто они. такие, как Ермаков? Ведь они не уйдут просто так, без драки. Они не отдадут сво их удобных насиженных кре сел. А пока живы эти проб лемы в нашем обществе, будет жить и политический театр. Другой автор — Статен Злот ников.' На_ «встречах» мы по казали две премьеры по его пьесам: «Сцены у фонтана» в постановке Вадима Мирошни ченко и «Уходил старик от ста рухи» в моей постановке. По чему? Потому, что у режиссе ров и театроведов существует две точки зрения на постановку пьес Злотникова. Этот драма тург пищет в основном- траги фарсы и комедии. И многие ре жиссеры, ставя его пьесы, де лают в основном акцент на фарсе. Такой эксцентричной постановкой явился спектакль «Сцены у фонтана». . Мне ду мается, что, играя Злотникова, надо ставить акцент на траги. Что мы с заслуженными арти стами РСФСР Светланой По гребняк и Михаилом Янко по пытались выразить в спектак ле «Уходил старик от старухи». Палитра пьес Злотникова обширна. И меня подкупает в них именно трагическое вос приятие мира, жизни, обстоя тельств. Он не осуждает лю дей, а принимает их такими, какие они есть, со всеми их ошибками, нелепостями, неуда чами. Как у Пушкина: «И ми лость к падшим призывал». Не осуждение, а понимание чело в е к а — это высокая гуманная позиция и подкупает меня в драматургии Злотникова. А экс Центрика, фарс не во внешних проявлениях, а во внутренних чувствах. «Два сюжета для мужчин»— спектакль необычный по фор ме, состоящий Из двух пьес: «Вечер поздней осенью» Фрид риха Дюрренматта (сценичес кая редакция Злотникова) и «Картина» Виктора Славкина. Постановщик Иосиф Райхель- гауз нашел в этом спектакле интересные режиссерские хо ды. Но зрители приняли толь-# ко вторую часть этой постанов ки — «Картину». Попытка интеллектуального философского театра — дралщ- турТия Бориса Тальникова. Мы показали на «встречах» спек такль по его пьесе «Поминки» •в постановке Вадама Мирош ниченко. Меня привлекает про блема, поставленная Тальнико вым; как в результате героиче ского и честного труда наших дедов родалось такое циничное поколение их внуков? В сю жетную интригу пьесы вложена философия Федорова. Пьеса по строена не на действии, а в основном на диалогах. И сознательный авторский хо, быть может, идущий от тра диций прозы Достоевского. Но, к сожалению, в спектакле этот урок философии получился не обязательным. Постановка вы звала споры. Может, режиссер не очень внутренне поверил в философские концепции автора. Но этот вид драматургии есть, он развивается и. думаю, автор найдет своего режиссера, свой театр. Вот так через . спектакли на «Липецких театральных встре чах» мы постарались начать разговор о проблемах новой драматургии. Может, те ответы критиков, что мы получили на заключительной конференции, были не' полными. Но наш те атр еще раз убедился; мы сто им на верном пути. Исследова ние человека, человеческого духа. И это не поиск в драма тургии модных событий и си туаций, а поиск вечного, чело веческого . Не случайно на ирограж- мке фестиваля «Липецкие театральные встречи» изо бражено стройное молодое деревце. Новая драматургия — это как молодые побеги на древе театра. Но ни один даже самый пышный побег не может существовать без корней, уходящих в глуйга- ные пласты мировой теат ральной культуры. Беседу записала И. ЧЕМЯКИНЛ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz