Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
2 5 марта 1989 г. Л Е Н И Н Е Ц ЛИЧНЫЙ взгляд ЛИЧНЫЙ взгляд «ВЕРУЮ в ДОБРОТУ» Отец Марк (в миру Валерий Смирнов.) — сзющенннк русской нртво- Славной церкви, обозреватель газеты «Московские новости», одиниз веду' щнх телевизионной программы «Взгляд». Пожалуй, он один из пер вых русских священников, которому путь к общественной деятелвиости открыла перестройка. Отец Марк —координатор деятельности милосер дия христианских церквей Советского Союза. В этом каиестие он участ вовал во всесоюзной встрече 1федставителей движения милосердия, состоявшейся в конце минувшего года в Ленинграде. Отцу Марку за тридцать. Защитил диссертацию в духовной акядрми» Он — коренной ленинградец нз обычной семьи. С 14 лет, бросив школу, стал сам зарабатывать на хлеб насуир 1 ый. Четыре года на заводе по том служба в армии, потом церковь... ' — Что вы искали, выбирая свой жизненный путь? — Я хотел служить людям, пони мая это как служение богу и ближ нему. Так, в общем-то, определяется роль всякого священника. Я не по нимаю, как можно, вступив на этот путь, не думать о людях. Скажем, за границей традиция благотворитель ности так неразрывно связана с об- пщм процессом жизни, что все это кажется естественным, как сама при рода. И стервкнем всей благотвори тельности там является церковь. — Но там церковь не отделена от государства... — Действительно, постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года запрещало религиозным организациям, заниматься благотво рительной деятельностью. Тем самым было проведено искусственное ртс- слоение общества на верующих и не верующих. Плоды этого мы пожина ем и по сию пору. Даже на всесоюз ной встрече представителей движения милосердия сльппались странные разговоры: а вдруг в наше общество милосердия войдет больше верующих, чем атеистов? Да ради бога! В доб ротворчестве не имеет значения все это. Замкнутость верующих на своей духовной жизни, на религиозных пе реживаниях — несомненно ценных, но эгоистичных ^ оказалась вредной прежде всего для самой церкви, для ее служителей. Нельзя проповедо вать любовь и милосердие к ближне му, не выражая это в жизни. — бы считаете, что можно навес ти мосты между церковью в общест вом в таких вечных вопросах, как милосердие, любовь к ближнему? — Надо сказать, что многие пред ставители творческой интеллигенции, да и политики поверили в возмож ность и полезность участия церкви в перестройке, в изменении нравст венного климата. Люди милосердия — это практи ки, и только на них надежда. Что касается религиозных кругов, то, мне кажется, нултен центр христианского милосердия, где могли Шх найти вза имопонимание в общей работе пред ставители разных вероисповеданий. Они бы вместе работали, служили ближнему... — Каким вы видите будущее дви жение милосердия? — Как журналист я был на учре дительной конференции Фонда мило; сердил й здоровья. Слушал очень много докладов. Выступали солид ные чиновные люди, от министра до генерала из ДОСААФ. И, знаете, не было ощущения того, что звучащие с трибуны слова касаются области сердца, того, что мы называем «серд це милующее», то есть милосердие. Это были очень формальные слова, сухие рассуждения, общие призывы. От- своей соседки в зале я узнал, что она прислана сюда «для галоч ки». А люди сзади и сбоку перегова- риващюь: «Ну когда они там., на трибуне, кончат болтать, скорей бы перерыв да на обед». Вот так. Толь ко создается какая-то общественная организация, только она обретает официальный статус,, немедленно к ней, как прилипалы к кораблю, уст ремляются случайные люди. Они со здают, вокруг себя такую среду оби тания, что уже не веришь правиль ным словам, рассуждениям. Обнхест- во милосердия должно отличаться от денежного фонда, должнр быть прак тической организацией. И понятно .стремление многих его энтузиастов уклониться от влияния чиновных лю дей. Иначе мь 1 все можем заболтать... — Да, участие в многочисленных появившихся у нас бпаготворкгель- ных фондах, леречнсленне на их счет средств — это , лишь первая, в об щем-то, пассивная ступень благотво рительности. Нужны цела. Особенно ярко проявила это трагедия Арме нии... — Горе Армении потрясло всех людей. Практически все цивилизован ные страны прислали свою помощь. Глава римско-католической церкви Иоанн Павел II не только послал те леграмму соболезнования, но и выде лил на помощь пострадавшим боль- шие средства из фондов Ватикана. Русская православная церковь сумела перечислить в первый же месяц око ло 4 миллионов р.ублей. К нам при «МЫ-ВАЙШНАВЫ» Перестройка во всех областях жизни позволила увидеть и многое из того, что до недавнего времени находилось вне ноля зрения широкой общественности. В число подобных явлений попало и двнженне «Создание Кришны». Теперь представителям этого религиозного направ ления трудао пожаловаться на недосхаток внимания советской и даже за рубежной прессы. А в конце февраля этого года делегация советских кришнаитов в составе е в человек впервые • отщхавнлась в двухмесячную ноездку по Индии. Перед поездкой мне удалось побеседовать с членом организационного совета московской общины «Создание Кришны» Сер геем Зуевым. — Сергей, расскажи, пожалуйста, что представляет собой движение кришнаитов в Советском Союзе, его историю н современное состояние. — Прежде , всего, я хотел бы ска зать, что мы не используем термин «кришнаиты», введенный в о^^рот журналистами, а предпочитаем на зывать себя лнбо «преданные Криш ны» либо «вайшнавы». Община в Москве существует уже около 15 лет. Начало ее существова нию положил визит в 1971 году Шрилы Прабхупады, приехавшего, в СССР по приглашению советских Марк Шагал. «Сельская мадонна». Масло. Холст. Ш38—42 гг. ехала мать Тереза—лауреат Нобелев ской премии мира, . настоятельница ордена Милосердия, из Калькутты, ко- торая по всему миру организует по мощь голодным, обездоленным, не счастным. Уже есть договоренность о создгшни в СССР небольшой общи ны этого ордена, которая занималась бы столь необходимой людям рабо той. А ведь мать Тереза не первый раз в Совртском Союзе. И ведь еще осенью 1987 года ее идея обнщны милосердия в СССР была принята очень холодно, практически ей отка зали. Но горе сделало нас мудрее... Это горе уже вышло за границы республики, потому что тысячи пост радавших покннухш Армению. Они .уехали полуодетыми, зачастую без денег. Дети, женщины, старики... Только в Москве, по нашим данным,’ находятся около 6 тысяч эвакуирован, ных и самостоятельно покинувших районы бедствия. Им нУЖна постоян ная помощь. Для этого, на мой взгляд, необходим общественный совет, куда вошли бы представители Детского фонда. Фонда милосердия и здоровья. Красного Креста, религиозных орга низаций. — Трагедия Армении словно поде лила нашу жизнь на две части. Но теперь появилась надежда на то, что всемирное братство людей—не Ф§нта- великих писателей, а реалное будущее. Верится ли вам в это? — Я верующий человек, поэтому я верю в это. Мое участие в социаль ной деятельности—работа в журнали стике, сотрудничество с обществом милосердия, пвиытки координировать работу различных религиозных групп в деле милосердия—это и моя обще ственная позиция. И, видимо, прояв ление моей веры в перемены. Интервью вел Д. ШЕВАРОВ. ученых, интересующихся духовной культурой Востока. В то щ>емя Шри- ла Прабхупада уже давно был изве стен своими переводами и 1 щ®)тами в области духовной ведической куль туры. Хотя визит оказался очень корот ким, Он успел встретиться с группой молодых людей, изучавших его ра боты. Первьпи из советских граждан, принявшим посвящение от Шрилы Правхупады, стал Анатолий Пиняев. С тех пор число вайшнавов в нашей стране начало довольно быстро рас ти. Первая община вайшнавов зареги стрирована в Москве. Кроме того, действуют общины еще в двадцати городах — Таллине, Риге, Ленинград де, Тбилиси, Киеве, около 10 также подали заявку на регистрацию. Надо сказать, что идеи «Создания Кришны» по своей сути не являются чем-то новым или модным, а уходят корнями в ведическую культуру, ее духсшные принципы, в значительной степени преданы забвению в настоя щее время. Мы стараемся возродить их, чтобы они стали понятны совре менному человеку, далекому от ду ховного подхода к жизни. — Что представляет собой мос ковская общииа, какова ее ортаниза- щонная структура? — В настоящее время в общине насчшъшается более 800 «предан ных», На первых собраниях был из бран совет общества, охрана культо вого имущества, учет денежных средств и так далее. Существует так же ревизионная комиссия для про верю! и контроля финансовой дея тельности общины. Со временем, ве роятно, появятся издательский и международный отделы. — Как к вам относятся общест венность, пресса? — Хотелось бы сказать, что в те чение многих лет печать, телевидение и другие средства массовой инфор мации пытались представить образ вайшнава в негативном свете. Исполь зовались найшшие оскомину ярлыки типа «агенты ЦРУ», «происки импе риалистических разведок» и тому по добное. Больпшнство материалов го товилось по перепечаткам западной прессы, и наши журналисты и учёные не обращались к тому, что имеется у нас в стране, к самим верующим. — Но ведь в западные журналис ты достаточно негативаю атоеякя к вашему движению? — На Западе по Данному вопросу мнения существуют разные, но наши журналисты выбирали почему-то ис ключительно негативные. —■ Что-нибудь изменилось после ретнетрацин обп^вы? — Пока вроде бы все идет нор- мально. Однако у нас до сих пор нет своего молитвенного здания, не вы полнены и некоторые другие реше ния. принятые советом во делам ре лигий во время регистрации. Но а любом случае можно сказать. что произошел значительный перелом в сознании людей по отношению к вай- шнавам. — А теперь, ножацуйста. расска жите о поездке в Иидии» — Да. от индийских храмов вам пришло приглашение на 60 человек для участия в марте этого года во всемирном празднике вайшнавов Гау ра-Пурним в городе Майпуре и посе щения святых мест. Традиционно в этом празднике принимают участие сотни тысяч людей. В случае успеха данная поездка станет важным сви детельством международного призна ния движения вайшнавов в Совета сном Союзе. — Будет ли во время этойпо^двв решаться вопрос об избрании гуру нз числа советских гр а я д и ^ — Пока еще рано говорить об этом. Дело в том. что гуру должен иметь по крайней мере три посвя щения, а у нас на данный момент такого человека нет. — Поддерживаете ли вы контакты с неформальными пЯ'ЬРДШичпидии? — Раньше нас самих причисляли к неформальным. Однако это в кор не неверно. «Создание Кришны»— духовное, а не политическое или со циальное движение, хотя некоторые точки соцрокосновенця с неформала ми у нас есть. Например, мы высту паем за создание во всех крупных го родах «трибун гласности» по анало гии с лондонским Гайд-парком. где люди могли бы свободно выражать свое мнение. — Занимаетесь ли вы благотворн- тельной деятельностью? — Да. Например, в связи с собы тиями в Армении около 30 человек из нашей общины в Ереване выехали на место катастрофы. Московская община пожертвовала около 5 тысяч рублей, пересылаются пожертвования н и з других городов. — Каковы дальиейшще планы ва шей общины? — Сейчас готовится новое зако нодательство о культах и мы хотели бы, чтобы оно могло восстановить ленинские принципы в вопросе отно шения государства к религии к ду ховным организациям, то есть та формулировка, которая звучала в 1918 году,—свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды. Не уре зать права верующих в плане про поведи, возможности общения, изда ния литературы. Нам уже о^щали предоставить возможность выступить в передаче «Голос Родины» для ве щания на за рубеж. Мы также хотели бы открыть несколько кооперативов, кафе с вегетарианской кухней, ведь в стране до недавнего времени не было ни одного вегетарианского ре сторана. Кщ»р, ТАСЖ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz