Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

2 5 марта 1989 г. Л Е Н И Н Е Ц ЛИЧНЫЙ взгляд ЛИЧНЫЙ взгляд «ВЕРУЮ в ДОБРОТУ» Отец Марк (в миру Валерий Смирнов.) — сзющенннк русской нртво- Славной церкви, обозреватель газеты «Московские новости», одиниз веду' щнх телевизионной программы «Взгляд». Пожалуй, он один из пер­ вых русских священников, которому путь к общественной деятелвиости открыла перестройка. Отец Марк —координатор деятельности милосер­ дия христианских церквей Советского Союза. В этом каиестие он участ­ вовал во всесоюзной встрече 1федставителей движения милосердия, состоявшейся в конце минувшего года в Ленинграде. Отцу Марку за тридцать. Защитил диссертацию в духовной акядрми» Он — коренной ленинградец нз обычной семьи. С 14 лет, бросив школу, стал сам зарабатывать на хлеб насуир 1 ый. Четыре года на заводе по­ том служба в армии, потом церковь... ' — Что вы искали, выбирая свой жизненный путь? — Я хотел служить людям, пони­ мая это как служение богу и ближ­ нему. Так, в общем-то, определяется роль всякого священника. Я не по­ нимаю, как можно, вступив на этот путь, не думать о людях. Скажем, за границей традиция благотворитель­ ности так неразрывно связана с об- пщм процессом жизни, что все это кажется естественным, как сама при­ рода. И стервкнем всей благотвори­ тельности там является церковь. — Но там церковь не отделена от государства... — Действительно, постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года запрещало религиозным организациям, заниматься благотво­ рительной деятельностью. Тем самым было проведено искусственное ртс- слоение общества на верующих и не­ верующих. Плоды этого мы пожина­ ем и по сию пору. Даже на всесоюз­ ной встрече представителей движения милосердия сльппались странные разговоры: а вдруг в наше общество милосердия войдет больше верующих, чем атеистов? Да ради бога! В доб­ ротворчестве не имеет значения все это. Замкнутость верующих на своей духовной жизни, на религиозных пе­ реживаниях — несомненно ценных, но эгоистичных ^ оказалась вредной прежде всего для самой церкви, для ее служителей. Нельзя проповедо­ вать любовь и милосердие к ближне­ му, не выражая это в жизни. — бы считаете, что можно навес­ ти мосты между церковью в общест­ вом в таких вечных вопросах, как милосердие, любовь к ближнему? — Надо сказать, что многие пред­ ставители творческой интеллигенции, да и политики поверили в возмож­ ность и полезность участия церкви в перестройке, в изменении нравст­ венного климата. Люди милосердия — это практи­ ки, и только на них надежда. Что касается религиозных кругов, то, мне кажется, нултен центр христианского милосердия, где могли Шх найти вза­ имопонимание в общей работе пред­ ставители разных вероисповеданий. Они бы вместе работали, служили ближнему... — Каким вы видите будущее дви­ жение милосердия? — Как журналист я был на учре­ дительной конференции Фонда мило; сердил й здоровья. Слушал очень много докладов. Выступали солид­ ные чиновные люди, от министра до генерала из ДОСААФ. И, знаете, не было ощущения того, что звучащие с трибуны слова касаются области сердца, того, что мы называем «серд­ це милующее», то есть милосердие. Это были очень формальные слова, сухие рассуждения, общие призывы. От- своей соседки в зале я узнал, что она прислана сюда «для галоч­ ки». А люди сзади и сбоку перегова- риващюь: «Ну когда они там., на трибуне, кончат болтать, скорей бы перерыв да на обед». Вот так. Толь­ ко создается какая-то общественная организация, только она обретает официальный статус,, немедленно к ней, как прилипалы к кораблю, уст­ ремляются случайные люди. Они со­ здают, вокруг себя такую среду оби­ тания, что уже не веришь правиль­ ным словам, рассуждениям. Обнхест- во милосердия должно отличаться от денежного фонда, должнр быть прак­ тической организацией. И понятно .стремление многих его энтузиастов уклониться от влияния чиновных лю­ дей. Иначе мь 1 все можем заболтать... — Да, участие в многочисленных появившихся у нас бпаготворкгель- ных фондах, леречнсленне на их счет средств — это , лишь первая, в об­ щем-то, пассивная ступень благотво­ рительности. Нужны цела. Особенно ярко проявила это трагедия Арме­ нии... — Горе Армении потрясло всех людей. Практически все цивилизован­ ные страны прислали свою помощь. Глава римско-католической церкви Иоанн Павел II не только послал те­ леграмму соболезнования, но и выде­ лил на помощь пострадавшим боль- шие средства из фондов Ватикана. Русская православная церковь сумела перечислить в первый же месяц око­ ло 4 миллионов р.ублей. К нам при­ «МЫ-ВАЙШНАВЫ» Перестройка во всех областях жизни позволила увидеть и многое из того, что до недавнего времени находилось вне ноля зрения широкой общественности. В число подобных явлений попало и двнженне «Создание Кришны». Теперь представителям этого религиозного направ­ ления трудао пожаловаться на недосхаток внимания советской и даже за­ рубежной прессы. А в конце февраля этого года делегация советских кришнаитов в составе е в человек впервые • отщхавнлась в двухмесячную ноездку по Индии. Перед поездкой мне удалось побеседовать с членом организационного совета московской общины «Создание Кришны» Сер­ геем Зуевым. — Сергей, расскажи, пожалуйста, что представляет собой движение кришнаитов в Советском Союзе, его историю н современное состояние. — Прежде , всего, я хотел бы ска­ зать, что мы не используем термин «кришнаиты», введенный в о^^рот журналистами, а предпочитаем на­ зывать себя лнбо «преданные Криш­ ны» либо «вайшнавы». Община в Москве существует уже около 15 лет. Начало ее существова­ нию положил визит в 1971 году Шрилы Прабхупады, приехавшего, в СССР по приглашению советских Марк Шагал. «Сельская мадонна». Масло. Холст. Ш38—42 гг. ехала мать Тереза—лауреат Нобелев­ ской премии мира, . настоятельница ордена Милосердия, из Калькутты, ко- торая по всему миру организует по­ мощь голодным, обездоленным, не­ счастным. Уже есть договоренность о создгшни в СССР небольшой общи­ ны этого ордена, которая занималась бы столь необходимой людям рабо­ той. А ведь мать Тереза не первый раз в Совртском Союзе. И ведь еще осенью 1987 года ее идея обнщны милосердия в СССР была принята очень холодно, практически ей отка­ зали. Но горе сделало нас мудрее... Это горе уже вышло за границы республики, потому что тысячи пост­ радавших покннухш Армению. Они .уехали полуодетыми, зачастую без денег. Дети, женщины, старики... Только в Москве, по нашим данным,’ находятся около 6 тысяч эвакуирован, ных и самостоятельно покинувших районы бедствия. Им нУЖна постоян­ ная помощь. Для этого, на мой взгляд, необходим общественный совет, куда вошли бы представители Детского фонда. Фонда милосердия и здоровья. Красного Креста, религиозных орга­ низаций. — Трагедия Армении словно поде­ лила нашу жизнь на две части. Но теперь появилась надежда на то, что всемирное братство людей—не Ф§нта- великих писателей, а реалное будущее. Верится ли вам в это? — Я верующий человек, поэтому я верю в это. Мое участие в социаль­ ной деятельности—работа в журнали­ стике, сотрудничество с обществом милосердия, пвиытки координировать работу различных религиозных групп в деле милосердия—это и моя обще­ ственная позиция. И, видимо, прояв­ ление моей веры в перемены. Интервью вел Д. ШЕВАРОВ. ученых, интересующихся духовной культурой Востока. В то щ>емя Шри- ла Прабхупада уже давно был изве­ стен своими переводами и 1 щ®)тами в области духовной ведической куль­ туры. Хотя визит оказался очень корот­ ким, Он успел встретиться с группой молодых людей, изучавших его ра­ боты. Первьпи из советских граждан, принявшим посвящение от Шрилы Правхупады, стал Анатолий Пиняев. С тех пор число вайшнавов в нашей стране начало довольно быстро рас­ ти. Первая община вайшнавов зареги­ стрирована в Москве. Кроме того, действуют общины еще в двадцати городах — Таллине, Риге, Ленинград де, Тбилиси, Киеве, около 10 также подали заявку на регистрацию. Надо сказать, что идеи «Создания Кришны» по своей сути не являются чем-то новым или модным, а уходят корнями в ведическую культуру, ее духсшные принципы, в значительной степени преданы забвению в настоя­ щее время. Мы стараемся возродить их, чтобы они стали понятны совре­ менному человеку, далекому от ду­ ховного подхода к жизни. — Что представляет собой мос­ ковская общииа, какова ее ортаниза- щонная структура? — В настоящее время в общине насчшъшается более 800 «предан­ ных», На первых собраниях был из­ бран совет общества, охрана культо­ вого имущества, учет денежных средств и так далее. Существует так­ же ревизионная комиссия для про­ верю! и контроля финансовой дея­ тельности общины. Со временем, ве­ роятно, появятся издательский и международный отделы. — Как к вам относятся общест­ венность, пресса? — Хотелось бы сказать, что в те­ чение многих лет печать, телевидение и другие средства массовой инфор­ мации пытались представить образ вайшнава в негативном свете. Исполь­ зовались найшшие оскомину ярлыки типа «агенты ЦРУ», «происки импе­ риалистических разведок» и тому по­ добное. Больпшнство материалов го­ товилось по перепечаткам западной прессы, и наши журналисты и учёные не обращались к тому, что имеется у нас в стране, к самим верующим. — Но ведь в западные журналис­ ты достаточно негативаю атоеякя к вашему движению? — На Западе по Данному вопросу мнения существуют разные, но наши журналисты выбирали почему-то ис­ ключительно негативные. —■ Что-нибудь изменилось после ретнетрацин обп^вы? — Пока вроде бы все идет нор- мально. Однако у нас до сих пор нет своего молитвенного здания, не вы­ полнены и некоторые другие реше­ ния. принятые советом во делам ре­ лигий во время регистрации. Но а любом случае можно сказать. что произошел значительный перелом в сознании людей по отношению к вай- шнавам. — А теперь, ножацуйста. расска­ жите о поездке в Иидии» — Да. от индийских храмов вам пришло приглашение на 60 человек для участия в марте этого года во всемирном празднике вайшнавов Гау ра-Пурним в городе Майпуре и посе­ щения святых мест. Традиционно в этом празднике принимают участие сотни тысяч людей. В случае успеха данная поездка станет важным сви­ детельством международного призна­ ния движения вайшнавов в Совета сном Союзе. — Будет ли во время этойпо^двв решаться вопрос об избрании гуру нз числа советских гр а я д и ^ — Пока еще рано говорить об этом. Дело в том. что гуру должен иметь по крайней мере три посвя­ щения, а у нас на данный момент такого человека нет. — Поддерживаете ли вы контакты с неформальными пЯ'ЬРДШичпидии? — Раньше нас самих причисляли к неформальным. Однако это в кор­ не неверно. «Создание Кришны»— духовное, а не политическое или со­ циальное движение, хотя некоторые точки соцрокосновенця с неформала­ ми у нас есть. Например, мы высту­ паем за создание во всех крупных го­ родах «трибун гласности» по анало­ гии с лондонским Гайд-парком. где люди могли бы свободно выражать свое мнение. — Занимаетесь ли вы благотворн- тельной деятельностью? — Да. Например, в связи с собы­ тиями в Армении около 30 человек из нашей общины в Ереване выехали на место катастрофы. Московская община пожертвовала около 5 тысяч рублей, пересылаются пожертвования н и з других городов. — Каковы дальиейшще планы ва­ шей общины? — Сейчас готовится новое зако­ нодательство о культах и мы хотели бы, чтобы оно могло восстановить ленинские принципы в вопросе отно­ шения государства к религии к ду­ ховным организациям, то есть та формулировка, которая звучала в 1918 году,—свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды. Не уре­ зать права верующих в плане про­ поведи, возможности общения, изда­ ния литературы. Нам уже о^щали предоставить возможность выступить в передаче «Голос Родины» для ве­ щания на за рубеж. Мы также хотели бы открыть несколько кооперативов, кафе с вегетарианской кухней, ведь в стране до недавнего времени не было ни одного вегетарианского ре­ сторана. Кщ»р, ТАСЖ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz