Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н Е Ц 25 парта 19в9 г. ВАКАНСИЯ СЕЯТЕЛЯ И ХРАНИТЕЛЯ я — горожанин. Родился, учился, живу и работаю в Липецке. Но есть у меня и -«вторая» первая родина, с Которой кровно связан - - село Каликяио. что в Добров- ском районе. Там живут бабушка и дед, многие родные и близкие люди. Там я с малых лет - - у себя дома. Ту­ да. как только выдается свободное время — еду в пер­ вую очередь. А по роду профессии мне приходится бы­ вать и в другах селах и деревнях области. Поэтому, ду­ маю, что могу взять на себя сме.чость судить о положе­ нии села. Не со стороны. «Деревенька моя» Не буду пересказывать вам, читатель, содержимое газетных и журнальных ста­ тей о раскрестьянивании крестьянства в лихое вре­ мя, об отлучении его от зем­ ли. Меня тогда и в помине не было, да и родителей мо­ их тоже. Хочу поделиться не очень веселыми сравнениями времени вроде -и недавнего — двух десятков лет тому назад и дня сегодняшнего. Уж больно разница-то боль­ шая...' Итак, детство золотое. Не Помню, чтобы мне запреща­ ли бегать босиком где захо­ чу — на здоровье! Не раз и не два наблюдал такую картину; выглядит где-то че­ ловек стекляшку или прово­ локи кусок — подберет и выбросит туда, где шансов напороться детворе или те­ ленку проглотить ненароком — ноль! Село бы.зо чистым (не в ' дождь, конечно). По утрам и вечерам от конца и до конца улицы, т янул а^ стадо сытых степенных ко­ ров, заранее сигналивших мычанием;. «Встречай, хо­ зяйка, иду!» В обычае бы­ ли вечерние посиделки, не­ торопливый разговор я том, об этом. А по селу то там', то здесь подавали голос гар­ мошки. Сльппалось стройное, дружное пение. «Ага. это бабы с работы идут!» И ули­ ца, и окрестные луга, и- ро­ ща березовая, и речуаша бы­ ли общими но не нютьими. Сегодня — другой колен­ кор. И ходишь с опаской даже в обувке;'как бы не на­ пороться на что-нибудь не­ нароком. Я не раз накалы­ вался, резался — но не ног жалко! Сегодня все общее— и ничье! Вроде и вчера толь­ ко были все эти (прямо идиллическиеВ, на сторон­ ний взгляд, незаметные сто­ роны крестьянского уклада живы — сегодая уже нету. И пока еще продолжается оно, это отчуждение, глав­ ными лозунгами которого стали «Мой дом — моя кре­ пость» и «После нас хоть потоп!» не остановлено. Только что прошедапий Пленум ЦК КПСС опреде­ лил проблему возрождения села, как архиважную. Но, и это было подчеркнуто на Пленуме, готовых рецептов «сверху», не будет. А думать и действовать в первую оче­ редь должны мы. Народ. Давайте начнём. Итак. «Молодым везде у нас дорога...» Недавно меня пригласил заведующий кабинетом тру­ дового обучения института усовершенствования учите­ лей Александр Петрович Корчагин на встречу с руко­ водителями учебно-произ­ водственных бригад, дирек­ торами сельских школ, ра­ ботниками роно, областной станции юных натуралистов. В общем с теми, кто сегод­ ня старается воспитать буду­ щего хозяина земли. Люди ' с солидным жизненным ба­ гажом. как, например, Ни­ колай Тихонович Зиборов, директор Соловьевской сред­ ней школы Становлянского района, и совсем еще моло­ дые, как Сергей Василье­ вич Уваров. В прошлом го­ ду он- был руководителем ученической производствен­ ной бригады Куйманской средней школы -Дрбедянско- го района. Бригады-победи­ тельницы областного социа­ листического сорювнования. Сегодня Сергей Васильевич — молодой директор школы, но жизнь УПБ у него нераз­ рывна с жизнью школы. Разговор был долгий и’ проблемный, хотя собрались представители «крепких» ученических бригад. И глав­ ным вопросом было повы­ шение самостоятельности ребят, недопустимость отно­ шения к школе только с чи­ сто потребительских пози­ ций. Извлекать сиюминут­ ную выгоду в ущерб пер­ спективе своей же собствен­ ной; с кем работать после? «Ребятам необходимо да­ вать все делать самим. Не почувствует ученик себя хозяином земли, если, к примеру, проведет весь ком­ плекс агротехнических ме­ роприятий, а убирать будут рабочие совхоза. Выпадает самое главное звено — не­ льзя увидеть плоды своих трудов. У нас вот осенью сломался трактор, не смогли сами вспахать под зябь и то душа не на месте была...»— рассказал С. В. Уваров. Обсуждался и . вопрос обеспечения техникой школ. Руководитель УПБ Иванов­ ской средней/ школы Елец­ кого района М. А. Ситни­ ков абсолютно уверен; «Всю лучшую технику, приходя­ щую в хозяйство, в первую очередь необходимо давать ребятам. Будь то «Дон- 1500» или новая сеялка с электроникой. Им же потом л а ней работать». И. Т. Зиборов;. «Вообще ни в одной стране, кроме нашей, нет такого валового сбора продукции. В нашем совхозе одна из бригад взя­ ла арендный подряд. Вот они гнались за валом. Уби­ рали картошку — погнали комбайны, грузят картогнку наполовину с землей, и в результате — у них урожай­ ность оказалась 160 центне- {юв с гектара. А наши ре­ бята старались, выбирали чисто — вышло 150 центне ров. Справедливо? Нам^ сей­ час просто необходим закон об аренде, чтобы было все на своих местах, по-челове­ чески». О многом Мы говорили. И о несовершенстве сегодняш­ них условий социалистичес­ кого соревнования, одно из положений которого — как курам на смех — не допу­ скает случаев вторичного присуждения звания «побе­ дитель» тем бригадам, что были на «Олимпе» в прош­ лом году, хоть обработайся. И о неотработанной систе­ ме поощрения руководите­ лей УПБ, болеюхцих за свое дела (пока старайся или нет, деньги одни и те жц). И о диктате местных влас­ тей; что и сколько окажем, вы попро^йте не сделать... Да. ученическим 1гроиз- водственным бригадам на селе пока сложновато. Даже там, где между^ хозяйством и школой почти совет да лю­ бовь. И при новых условиях хозяйствования взаимоотно­ шения будут еще раз про­ верены: так просто деньга­ ми и техникой не разброса­ ешься... А вот можно ли экономить на будущем? Можно, но... Без «но» — никуда. Так вот, экономить на школе — пока дело обьгчное. Впро чем, еще раньше ни о какой экономии й речи не было. Был лозунг: «Все лучшее— детям!» Красивый, правиль­ ный. А на деле сельская школа прозябла лишь на скудные средства, что Мин- прос выделит. Не хочу го­ ворить, что так было по­ всеместно (буду неправ), но в большинстве своем хозяй­ Постаревшее наше село. Фото А. Козина. ства вспоминали о сущест­ вовании сего учебного заве­ дения только тогда, когда требовалась «раб. сила»: прополка там, уборка. Ес­ ли же придет директор псь просить помочь школе — из­ вини - подвинься. В об­ щем, бедные родственники, «нахлебники». ■ Когда это Ьакавыченное слово мелькнуло ",в нашем разговоре с педагогами, раз­ дался буквально взрыв воз­ мущения. На встрече не бы­ ло представителей агрешро- мьппленного комплекса, ру­ ководителей хозяйств, жела­ тельно с позицией «абы как вам. абы что». .Думаю, ра­ доваться не пришлось бы. И здесь я ,— полностью на стороне учителей. Если возникнет ' желание, ткните, зажмурившись, паль­ цем в карту области, и если попали не в город, а в не­ большое село, сядьте в ав­ тобус и езжайте. Найдите ' в искомой точке школу, и... — я буду счастлив, коли она порадует глаз... Да разве только пшола? А медпункты, клубы, библи­ отеки (если есть они, ко­ нечно)? Те же «бедные род­ ственники». Невыгодные. Все это — отдельные бло­ ки громоздкого механизма, собранного неумелыми, но самонадеянными экспери­ ментаторами из «колесиков и винтиков». Скрипит, еле крутится, хоть и пытались не раз «модернизировать». Да еще о]Х)де недавно отли­ тые «детали» ржавчина стала разъедать: приспособ­ ленчество, равнодушие, вре- менщичество. Голый экономический, механический подход — вот они, 1^стоки. Хозяйства, эко­ номящие на духовно-нравст­ венной » стороне человечес­ кого бытия, по сути, дела, гребли и продолжают грести деньги из своего . кармана, пускают по ветру. И удив, ляться, возмущаться сов­ ременной молодежью, кото­ рую ни в сельскохозяйствен­ ный техникум, ни в ЦТУ за уши не затянешь, просто права морального нет. Охо­ та быть «колесиком»! Где же выход! То, что село нынешнее пе­ реходит на новые условия хозяйствования — бесспор­ но, важное и нужное дело. ■Учейические производст­ венные бригады в лучших своих проявлениях доказа­ ли и право на жизнь, и перспективность в привитии навыков сельскохозяйствен- ,ных профессий. Но эти во­ просы — только одно из слагаемых решения давно наболевших проблем сель­ ских, И. на мой взгЯядг от­ нюдь не первостепенное. Че­ стно говоря, смущают меня слова о том ,. что первооче­ редная задача — накормить людей. Ведь мое поколение с голоду не пухло, да и сей­ час ничего себе... Не думаю, что, накормив человека сер­ велатом (а он, кстати, с не­ ба не валится), можно об­ ратить его мысли к высоким материям. Мы же люди все- таки. А значит, духовность должна быть превьппе все- . го. Считаю; главное — воз­ врат духовных устоев, доб­ рых традиций села, что из века в век передавались но­ вым поколениям сеятелей и хранителей. Пусть все бу­ дет общим —, и в то же вре­ мя своим, родным. Объявлена вакансия сея­ теля и хранителя. Давайте подумаем, посоветуемся, чи­ татель. Решать нам. Как ис­ стари велось, всем миром. А, ШАЛЬНЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz