Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 13 11 марта 1989 г. НЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ? воспоминания» I РУССКИЕ...» Я хорошо помню предвоен­ ные годы, всеобщую,радость действительно свободного тру­ да.' Честным труженикам не- чето было бояться, разве что подлости пролезших в руко­ водство тех, кто сейчас гово­ рит, <что Сталин был хуже Гитлера». Очень жаль, что для того, чтобы отвлечь народ от современных бед и проблем, возникших в результате Зб лет (мирных лет!) застоя, пре­ ступности и разгильдяйства, сейчас перенесен огонь на ру­ ководство 30—50-х годов. Ведь за 10 лет — с 1930 по 1941 год—наша страна совер­ шила фантастический рывок и в вопросах образования, и культуры, и благосостояния, и промышленности. Не знаю, какие у вас пре- тензинт к , К. Е. Ворошилову, может то, что его не убили на Кронштадтском льду, или то, как и у Булгакова, что де­ тей осмелились учить в хан­ ских дворцах, но у меня дру­ гие' воспоминания. Помню, до войны', когда со­ бирались у нас простые не­ грамотные мужики, как мой отец, какие они были радост­ ные, как озабочены судйбами страны, как они вместо перво- . го тоста провозглашали: «Кли­ менту Ефремовичу Ворошило­ ву, ура!». / Все познается в сравнении. Перед смертью моя .мать гово- рила: «Эх, встал бы мой отец, ■да посмотрел, как я живу. Вот бы удивился!» У меня есть что рассказать и о дру­ гих, и о другом. Но рамки письма... Да и нужна ли она, моя правда, тем, кто будет - читать это письмо? Ведь удоб­ нее всего, «борясь за пере­ стройку», только поддакивать, в ногу с мбдой. Иван Григорьевич АРХИПОВ, ветеран труда, член КПСС. г. Липецк. СОЦИАЛИЗМ — Позвольте заметить, что ваша модель вплотную подхог тт к модели акционерного предприятия, в котором акции распределены между работни­ ками, что сегодня в развитых странах отнюдь не редкость. — Но есть я существенное отличие. В акционерном об­ ществе заинтересованность членов в успехе дела зависит от величины пая. У кого-то она больше^ у кого-то мень­ ше. У нас пай одинаков, про­ фессор и санитарка болеют за дело в равной мере. Зна­ чит, я могу собирать идеи с большего поля. В этом и за­ ключается сила социализма ~ у нас должна быть большая' заинтересованность в конеч­ ном продукте со стороны каждого участника производ­ ства. Если бы мы использова­ ли преимущества нашей сис­ темы как сле.^ет, то капита­ листы давно ездили бы. к нам за опытом... — Пока приходится гово­ рить о наведении элементар­ ного порядка... И особенно— в сельском хозяйстве. Что вам удалось за первый месяц аренды сельхозугодий в сов­ хозе «Менжинец»? — Первое и самое главное — удалось вдохнуть в лю­ дей уверенность, что они бу­ дут жить и' работать ' только в зависимости от качества и количества труда. Это сразу же дало результаты: коровни­ ки стали чистыми, повыси­ лись надои. Женщины в Протасове го­ ворят так: раныде нам каза­ лось, что мы живем в тундре, где-то за тысячу километров от Москвы.^Телефона нет, до­ роги разбиты, лавка с хлебом, приезжает редко... Сегодня все изменилось. Если финны собирают с гек­ тара земли с*Ж:кбхозяйствен. ной продукции на 5—8 тысяч долларов, шведы — до 10 ты­ сяч долларов, норвежцы взрывают склады, укладыва­ ют на щебенку слой земли сантиметров в Ю—15 и берут с гектара по 6—7. тысяч дол­ ларов, то нам нё собирать с наших богатейших земель та­ ких же денег просто стыдно. — А сколько имеем сегод­ ня? — В Протасове — около 160 рублей с гектара... И по­ этому мы считаем, что долж- * - к «к «к ны' помочь сельскому хозяйст­ ву. Мы относимся к непроиз­ водственной сфере; но ' вкла­ дываем накопленные средства в производство сельхозпро­ дукции. Таким образом. ме­ дицина начинает давать мо­ локо, мясо, сыр, то есть по-- ставлять что-то реальное на прилавки. И если перевести на аренду другие предприя­ тия непроизводственной сфе­ ры — представляете, какой мощный дополнительный ис­ точник финансирования про­ изводства мы можем полу­ чить? — Что бы вы посоветовали тем из наших молодых чита­ телей, кто, как я вы, пере­ полнен идеями, но не всегда способен довести их до прак­ тического воплощения? — Инициативные люди всегда боятся идти на обост­ рение. Между тем, опыт по­ казывает, что в нашей .закос­ тенелой бюрократической си­ стеме добиться нормального результата можно только за . счет создания скандальных ситуаций. Причем разрешают­ ся они. как правило,, положи­ тельно, потому что где-то в глубине общественного соз­ нания все же существует че­ ловеческая логика, направлен­ ная на созидание. Жив эле­ ментарный здравый смысл. — И все же трудно пред­ ставить, что без Перестройки мы с вами имели бы возмож­ ность публично обсуждать те проблемы, о которых говори­ ли сегодня. — Безусловно, и в созда­ нии такой обстановки в обще­ стве я вижу гигантский про­ рыв к разуму, истине. В од­ ной из зару&жных поездок мне приходилось говорить, что в жизни я'прошел три этапа. На первом был земноводным — ящерицей или ужом. Пре­ смыкался, преодолевал пре­ грады ползком. Это. было в сталинский период нашей ис­ тории. На , втором этапе я уже встал на ноги и отважил- вался на короткие перебежки. Ну а третий этап — лерест ройка. Время, когда у людей появилась возможность рас­ править крылья и начать на­ бор высоты. Прекрасное , вре­ мя, открывающее перед нами необозримые горизонты... Беседу вел Ю. КОГТЕВ. Да, пожалуй, именно так озаглавила бы я свои раз­ мышления, будь это материал для публикации. Но, думаю, Iмое письмо, что называется, «не для печати». А пишу его я для того,-чтобы ты, «Ле- нйнец», поднял на своих стра­ ницах одну немаловажную те­ му.. . * Будем знакомы. Меня зовут Инга, мне, как н большинству твоих читателей, 17. Обстоя­ тельства сложились так, что 13 лет я прожила в Латшш (моя семья до сих пор там), а теперь я приехала ,в Ли<- пецк продолжать образование. Это—мой первый «долгосроч­ ный выезд» в Россию. Здесь я всего лишь немногим более полугода, но поразительные вещи открылись мне за такой небольшой срок. Знаете, ког­ да там, в Латвии, мне неред­ ко приходилось слышать что- то вроде «русские — свиньи», меня это, разумеется, оскорб­ ляло, и все-таки я списывала это на счет националистиче ских настроений, довольно жи­ вучих .среди местного населе­ ния- Может создаться кпечатяе- ние, что я пишу это письмо с ' чувством пренебрежения к России, ее народу. Да нет, на­ против. Ведь в моем паспорте написано «русская». А зна­ чит, стыдно и больно мне пи­ сать обо всем этом. Но шоки­ рующая разница двух куль­ тур, если хотите, заставляет меня сделать это. Сначала хо-' телось написать о поразив­ шем меня равнодушии горо­ жан к немыслимо загрязнен­ ному воздуху Липецка. Но все-таки хочется верить, - что я не права, и что просто мало знаю о движении за чи­ стый воздух в Липецке, о ли­ пецких «зеленых» и т. д. Хо­ чется верить, что вся эта борьба не сводится к регуляр­ ным сводкам в «Ленинском знамени» о том, «чем мы ды­ шали в этом месяце». Погово­ рим о культуре. Не матери­ альной; не духовной. Не вооб­ ще о культуре великого рус­ ского народа. А о нашей с вами культуре воспитания, поведения. . Ну, кто сказал, чТо тротуа­ ры построены для того, чтобы., извините, на них харкать н бросать ненужные автобус­ ные . абонементы, окурки и пустые пачки из-под сигарет? Кто и когда одобрял чересчур громкий разговор в обществ венном транспорте? Честное слово, целому автобусу совсем не хочется знать, что «...Люська, слышь, стерва, уш­ ла От своего, ага, вот так- то...». Впрочем, я ошиблась, что это никому неинтересно. Тут же где-то из толпы лю­ дей, из самого дальнего угла несется: «Ах-ах, это же с Оо- кола, да? Ну, ты -гляди.-,». Вот такое, «всенародное об­ суждение» получается. Или еще какие-нибудь пери­ петии, ■скажем, с продавщи­ цей, непременно . пересыпан­ ные .метким,' ядреным русским словцом. Не буду уж и ГОВОг От редакции от РЕДАКЦИИ: Я тоже русская. И письмо это меня взволновало. Как недавно эпи­ зод в телевизионном докумен­ тальном фильме. Молодой че­ ловек, работавший л1етом в пионерском лагере с детьми разных национальностей. с горечью вспоминал: решено было провести вечер народных песен. Украинский мальчик запел на украинском, если не ошибаюсь, юная грузинка ис­ полнила грузинскую народ­ ную' песню. Русский мальчик попытал­ ся исполнить «Старую мель­ ницу», что крутится-вертнтся. Видимо, сочетание слов «ста­ рая мельница», как что-то за­ бытое, несовременное, и пред­ ставлялось ему фольклорным элементом: «Слышал ли этот ребенок «Пойду ль, выйду ль-.», на худой конец, известную, кажется всем, «Во поле березд стояла?»,—поинтересовался во­ жатый. Вответ мальчишка вас- смеялся, сказал, что такие пес- 'ии поют только в детском са­ ду. Это — тоже к слову о на­ циональной гордости. Ибо, на мой взгляд, в пись­ ме Инги не только боль о на­ шей бытовой культуре, в ко­ торой вопросу: куда бросать использованный проездной билет, окурок, обертку из-под мороженого — на тротуар или в урну — альтернативы нет, казалось бы, нет. Однако, в подъезд дома, сданном в эксплуатацию чуть больше года назад, в котором живу, стыдно зайти. «Заэкс- плуатировали» его, впрочем, как и все четырнадцать эта­ жей, по принципу «кто во что горазд». Мусор на лестничных площадках и в лифте. Изучая «живопись» на стенах, мож­ но познакомиться с «Вовкой- морковкой», «Светкой - ду­ рой» И Т . д. Это еще читаемо глазу. Есть и другие «художе­ ства», те, что не для печати, выцарапанные гвоздями, ' но­ жами и другими, колюще-режу­ щими инструментами. Убор- рнть о «вежливости» молодежи в отношениях с теми, кто го­ дится. им в бабушки и дедуш­ ки. Но надо заметить, что и «обратная связь» между теми н другими, мягко говоря, от ' вежливости не страдает. Упаси вас бог зазеваться в автобусе и чуть-чуть не про­ двинуться в сторонку, если ка­ кая-нибудь старушка с огром­ ными корзинами, шустро рас­ талкивая пассажиров локот- , ками, пробирается к выходу. Упаси вас бог, ибо вы (и весь автобус, разумеется!) немед­ ленно услышите все, что о вас думает эта женщина, да еще так искусно будет по­ строена ее «обличительная речь», что кроме как прова­ литься от стыда (за что?), ни­ чего и не остается. Правда, есть спасительное слово и на этот счет. Я не буду еще раз воспроизводить его в письме, ибо думаю, что все знают, как часто употребляемо название полезного домашнего живот­ ного. Эх мы, русские! Добрый мы народ, хороший, простой, ра­ ботящий! Но нет в нас нацио­ нальной гордости, в защиту которой и написано мое пись­ мо. Верю,' что придет время, и все станет на свои места. Но для этого нужна долгая и упорная работа. .И прежде всего каждому над собой. И. ПОГОРЕЛОВА, студентка ЛГПИ. щица вздыхает:, «Каждый день приходится столько мусора, выгребать, что диву даюсь: откуда все берется?». Откуда? Из наших квартир. Там — чистота. Там стены не подвергаются «прикладр)му искусству». А что на площад­ ки мусор выбрасывают — фи­ лософия немудрена — за что тогда деньги уборщице пла­ тят? Именно так отвечают, ес­ ли она начинает возмущаться. Внешне солидно и красиво смотрится этот дом, сдачу ко­ торого, помнится, с таким нетерпением ждали его буду­ щие обитатели.: Мои гости не перестают удивляться: дом еще новый,- когда успели все захламить, разбить, расписать? «Да-в пер­ вый же день», — ответил со­ седский мальчишка. Но любопытно другое—поче­ му? Почему этот симпатичный мальчишка достает из» отвиса­ ющего кармана семечки и не утруждает себя дойти до му­ сорного ящика, чтобы выбро­ сить шелуху. А он и сам не знает, почему. Зато считает себя «патриотом» своего подъезда. Если «наш» лифт сломают «пацаны из- другого дома»; в отместку их ждет по­ добная кара. Так почему-то сложилось, что 'большая часть наших де­ тей «уроки живописи» с боль­ шим удовольствием проводит в подъездах. Читала статью, как американских детишек с младых ногтей приобщают к искусству. Прекрасному. Есть й такой метод: учительница приводит ребятишек в гале­ рею, каждый из них садится или становится напротив по­ нравившейся картины. Учи­ тельница не ставит себе це­ лью направить мысль ребен­ ка, помочь ему раскрыть за­ мысел художника. В конце концов, «каждый пишет, как он слышит», каж­ дый видит, что... он видит. Но если ребенок не увидел, не «услышал» образа в березе, что во поле стояла? Может, оттого, что этот образ ему «навязывали»?- Нет,' нет, я против нарочитой стилиза­ ции. Ведь не лапти, ставшие почему-то. символом русского, а сапожки с узорами в лучшие свои годы предпочитала моя бабушка. Много, много растеряно, позабыто, перекроено нами. И мы пока что от обилия ин­ формации о .потерянном за го­ ловы хватаемся. Но липчане начинают об истоках своих корней задумываться, а . в Ельце музей Бунина откры­ ли... • Однажды я поняла, что та­ кое ностальгия у русского. Ли­ цом к лицу’ стояли с русской эмигранткой в Париже, урож­ денной ельчанкой, прожившей в Ельце всего,два года отро­ ду, получившей потом блестя­ щее образование в лучшем европейском университете. Бессильна обрисовать хотя бы несколькими ’штрихами движение ее .пальцев, когда она перебирала открытки с видами Ельца, подаренные ельчанами. Была мысль вру­ чить на память этой женщине, экскурсоводу Лувра, что-ни­ будь из хохломы. «Белой эми­ грантке?» — запрох?стовала руководитель группы. Тоже, кстати, русская. Благо, что подобная наша однобокая память начинает сейчас приходить в себя. И я тоже, как автор пись­ ма, хочу верить, верю, верую, что и у русских есть собст­ венная гордость. И что каса­ ется нашего общения в тран­ спорте в часы «пик», нашего отношения к тому, что не явля­ ется личной собственностью, —- это все поправимо. Но я не думаю, что в этом случае на­ до говорить о какой-то именно русской «культуре» быта. Есть общечеловеческие пра­ вила, известные во все вре­ мена; и русскому, и французу, и поляку не надо брехать окурки на тротуар... О. ТЕПЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz