Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • 13 11 марта 1989 г. НЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ? воспоминания» I РУССКИЕ...» Я хорошо помню предвоен ные годы, всеобщую,радость действительно свободного тру да.' Честным труженикам не- чето было бояться, разве что подлости пролезших в руко водство тех, кто сейчас гово рит, <что Сталин был хуже Гитлера». Очень жаль, что для того, чтобы отвлечь народ от современных бед и проблем, возникших в результате Зб лет (мирных лет!) застоя, пре ступности и разгильдяйства, сейчас перенесен огонь на ру ководство 30—50-х годов. Ведь за 10 лет — с 1930 по 1941 год—наша страна совер шила фантастический рывок и в вопросах образования, и культуры, и благосостояния, и промышленности. Не знаю, какие у вас пре- тензинт к , К. Е. Ворошилову, может то, что его не убили на Кронштадтском льду, или то, как и у Булгакова, что де тей осмелились учить в хан ских дворцах, но у меня дру гие' воспоминания. Помню, до войны', когда со бирались у нас простые не грамотные мужики, как мой отец, какие они были радост ные, как озабочены судйбами страны, как они вместо перво- . го тоста провозглашали: «Кли менту Ефремовичу Ворошило ву, ура!». / Все познается в сравнении. Перед смертью моя .мать гово- рила: «Эх, встал бы мой отец, ■да посмотрел, как я живу. Вот бы удивился!» У меня есть что рассказать и о дру гих, и о другом. Но рамки письма... Да и нужна ли она, моя правда, тем, кто будет - читать это письмо? Ведь удоб нее всего, «борясь за пере стройку», только поддакивать, в ногу с мбдой. Иван Григорьевич АРХИПОВ, ветеран труда, член КПСС. г. Липецк. СОЦИАЛИЗМ — Позвольте заметить, что ваша модель вплотную подхог тт к модели акционерного предприятия, в котором акции распределены между работни ками, что сегодня в развитых странах отнюдь не редкость. — Но есть я существенное отличие. В акционерном об ществе заинтересованность членов в успехе дела зависит от величины пая. У кого-то она больше^ у кого-то мень ше. У нас пай одинаков, про фессор и санитарка болеют за дело в равной мере. Зна чит, я могу собирать идеи с большего поля. В этом и за ключается сила социализма ~ у нас должна быть большая' заинтересованность в конеч ном продукте со стороны каждого участника производ ства. Если бы мы использова ли преимущества нашей сис темы как сле.^ет, то капита листы давно ездили бы. к нам за опытом... — Пока приходится гово рить о наведении элементар ного порядка... И особенно— в сельском хозяйстве. Что вам удалось за первый месяц аренды сельхозугодий в сов хозе «Менжинец»? — Первое и самое главное — удалось вдохнуть в лю дей уверенность, что они бу дут жить и' работать ' только в зависимости от качества и количества труда. Это сразу же дало результаты: коровни ки стали чистыми, повыси лись надои. Женщины в Протасове го ворят так: раныде нам каза лось, что мы живем в тундре, где-то за тысячу километров от Москвы.^Телефона нет, до роги разбиты, лавка с хлебом, приезжает редко... Сегодня все изменилось. Если финны собирают с гек тара земли с*Ж:кбхозяйствен. ной продукции на 5—8 тысяч долларов, шведы — до 10 ты сяч долларов, норвежцы взрывают склады, укладыва ют на щебенку слой земли сантиметров в Ю—15 и берут с гектара по 6—7. тысяч дол ларов, то нам нё собирать с наших богатейших земель та ких же денег просто стыдно. — А сколько имеем сегод ня? — В Протасове — около 160 рублей с гектара... И по этому мы считаем, что долж- * - к «к «к ны' помочь сельскому хозяйст ву. Мы относимся к непроиз водственной сфере; но ' вкла дываем накопленные средства в производство сельхозпро дукции. Таким образом. ме дицина начинает давать мо локо, мясо, сыр, то есть по-- ставлять что-то реальное на прилавки. И если перевести на аренду другие предприя тия непроизводственной сфе ры — представляете, какой мощный дополнительный ис точник финансирования про изводства мы можем полу чить? — Что бы вы посоветовали тем из наших молодых чита телей, кто, как я вы, пере полнен идеями, но не всегда способен довести их до прак тического воплощения? — Инициативные люди всегда боятся идти на обост рение. Между тем, опыт по казывает, что в нашей .закос тенелой бюрократической си стеме добиться нормального результата можно только за . счет создания скандальных ситуаций. Причем разрешают ся они. как правило,, положи тельно, потому что где-то в глубине общественного соз нания все же существует че ловеческая логика, направлен ная на созидание. Жив эле ментарный здравый смысл. — И все же трудно пред ставить, что без Перестройки мы с вами имели бы возмож ность публично обсуждать те проблемы, о которых говори ли сегодня. — Безусловно, и в созда нии такой обстановки в обще стве я вижу гигантский про рыв к разуму, истине. В од ной из зару&жных поездок мне приходилось говорить, что в жизни я'прошел три этапа. На первом был земноводным — ящерицей или ужом. Пре смыкался, преодолевал пре грады ползком. Это. было в сталинский период нашей ис тории. На , втором этапе я уже встал на ноги и отважил- вался на короткие перебежки. Ну а третий этап — лерест ройка. Время, когда у людей появилась возможность рас править крылья и начать на бор высоты. Прекрасное , вре мя, открывающее перед нами необозримые горизонты... Беседу вел Ю. КОГТЕВ. Да, пожалуй, именно так озаглавила бы я свои раз мышления, будь это материал для публикации. Но, думаю, Iмое письмо, что называется, «не для печати». А пишу его я для того,-чтобы ты, «Ле- нйнец», поднял на своих стра ницах одну немаловажную те му.. . * Будем знакомы. Меня зовут Инга, мне, как н большинству твоих читателей, 17. Обстоя тельства сложились так, что 13 лет я прожила в Латшш (моя семья до сих пор там), а теперь я приехала ,в Ли<- пецк продолжать образование. Это—мой первый «долгосроч ный выезд» в Россию. Здесь я всего лишь немногим более полугода, но поразительные вещи открылись мне за такой небольшой срок. Знаете, ког да там, в Латвии, мне неред ко приходилось слышать что- то вроде «русские — свиньи», меня это, разумеется, оскорб ляло, и все-таки я списывала это на счет националистиче ских настроений, довольно жи вучих .среди местного населе ния- Может создаться кпечатяе- ние, что я пишу это письмо с ' чувством пренебрежения к России, ее народу. Да нет, на против. Ведь в моем паспорте написано «русская». А зна чит, стыдно и больно мне пи сать обо всем этом. Но шоки рующая разница двух куль тур, если хотите, заставляет меня сделать это. Сначала хо-' телось написать о поразив шем меня равнодушии горо жан к немыслимо загрязнен ному воздуху Липецка. Но все-таки хочется верить, - что я не права, и что просто мало знаю о движении за чи стый воздух в Липецке, о ли пецких «зеленых» и т. д. Хо чется верить, что вся эта борьба не сводится к регуляр ным сводкам в «Ленинском знамени» о том, «чем мы ды шали в этом месяце». Погово рим о культуре. Не матери альной; не духовной. Не вооб ще о культуре великого рус ского народа. А о нашей с вами культуре воспитания, поведения. . Ну, кто сказал, чТо тротуа ры построены для того, чтобы., извините, на них харкать н бросать ненужные автобус ные . абонементы, окурки и пустые пачки из-под сигарет? Кто и когда одобрял чересчур громкий разговор в обществ венном транспорте? Честное слово, целому автобусу совсем не хочется знать, что «...Люська, слышь, стерва, уш ла От своего, ага, вот так- то...». Впрочем, я ошиблась, что это никому неинтересно. Тут же где-то из толпы лю дей, из самого дальнего угла несется: «Ах-ах, это же с Оо- кола, да? Ну, ты -гляди.-,». Вот такое, «всенародное об суждение» получается. Или еще какие-нибудь пери петии, ■скажем, с продавщи цей, непременно . пересыпан ные .метким,' ядреным русским словцом. Не буду уж и ГОВОг От редакции от РЕДАКЦИИ: Я тоже русская. И письмо это меня взволновало. Как недавно эпи зод в телевизионном докумен тальном фильме. Молодой че ловек, работавший л1етом в пионерском лагере с детьми разных национальностей. с горечью вспоминал: решено было провести вечер народных песен. Украинский мальчик запел на украинском, если не ошибаюсь, юная грузинка ис полнила грузинскую народ ную' песню. Русский мальчик попытал ся исполнить «Старую мель ницу», что крутится-вертнтся. Видимо, сочетание слов «ста рая мельница», как что-то за бытое, несовременное, и пред ставлялось ему фольклорным элементом: «Слышал ли этот ребенок «Пойду ль, выйду ль-.», на худой конец, известную, кажется всем, «Во поле березд стояла?»,—поинтересовался во жатый. Вответ мальчишка вас- смеялся, сказал, что такие пес- 'ии поют только в детском са ду. Это — тоже к слову о на циональной гордости. Ибо, на мой взгляд, в пись ме Инги не только боль о на шей бытовой культуре, в ко торой вопросу: куда бросать использованный проездной билет, окурок, обертку из-под мороженого — на тротуар или в урну — альтернативы нет, казалось бы, нет. Однако, в подъезд дома, сданном в эксплуатацию чуть больше года назад, в котором живу, стыдно зайти. «Заэкс- плуатировали» его, впрочем, как и все четырнадцать эта жей, по принципу «кто во что горазд». Мусор на лестничных площадках и в лифте. Изучая «живопись» на стенах, мож но познакомиться с «Вовкой- морковкой», «Светкой - ду рой» И Т . д. Это еще читаемо глазу. Есть и другие «художе ства», те, что не для печати, выцарапанные гвоздями, ' но жами и другими, колюще-режу щими инструментами. Убор- рнть о «вежливости» молодежи в отношениях с теми, кто го дится. им в бабушки и дедуш ки. Но надо заметить, что и «обратная связь» между теми н другими, мягко говоря, от ' вежливости не страдает. Упаси вас бог зазеваться в автобусе и чуть-чуть не про двинуться в сторонку, если ка кая-нибудь старушка с огром ными корзинами, шустро рас талкивая пассажиров локот- , ками, пробирается к выходу. Упаси вас бог, ибо вы (и весь автобус, разумеется!) немед ленно услышите все, что о вас думает эта женщина, да еще так искусно будет по строена ее «обличительная речь», что кроме как прова литься от стыда (за что?), ни чего и не остается. Правда, есть спасительное слово и на этот счет. Я не буду еще раз воспроизводить его в письме, ибо думаю, что все знают, как часто употребляемо название полезного домашнего живот ного. Эх мы, русские! Добрый мы народ, хороший, простой, ра ботящий! Но нет в нас нацио нальной гордости, в защиту которой и написано мое пись мо. Верю,' что придет время, и все станет на свои места. Но для этого нужна долгая и упорная работа. .И прежде всего каждому над собой. И. ПОГОРЕЛОВА, студентка ЛГПИ. щица вздыхает:, «Каждый день приходится столько мусора, выгребать, что диву даюсь: откуда все берется?». Откуда? Из наших квартир. Там — чистота. Там стены не подвергаются «прикладр)му искусству». А что на площад ки мусор выбрасывают — фи лософия немудрена — за что тогда деньги уборщице пла тят? Именно так отвечают, ес ли она начинает возмущаться. Внешне солидно и красиво смотрится этот дом, сдачу ко торого, помнится, с таким нетерпением ждали его буду щие обитатели.: Мои гости не перестают удивляться: дом еще новый,- когда успели все захламить, разбить, расписать? «Да-в пер вый же день», — ответил со седский мальчишка. Но любопытно другое—поче му? Почему этот симпатичный мальчишка достает из» отвиса ющего кармана семечки и не утруждает себя дойти до му сорного ящика, чтобы выбро сить шелуху. А он и сам не знает, почему. Зато считает себя «патриотом» своего подъезда. Если «наш» лифт сломают «пацаны из- другого дома»; в отместку их ждет по добная кара. Так почему-то сложилось, что 'большая часть наших де тей «уроки живописи» с боль шим удовольствием проводит в подъездах. Читала статью, как американских детишек с младых ногтей приобщают к искусству. Прекрасному. Есть й такой метод: учительница приводит ребятишек в гале рею, каждый из них садится или становится напротив по нравившейся картины. Учи тельница не ставит себе це лью направить мысль ребен ка, помочь ему раскрыть за мысел художника. В конце концов, «каждый пишет, как он слышит», каж дый видит, что... он видит. Но если ребенок не увидел, не «услышал» образа в березе, что во поле стояла? Может, оттого, что этот образ ему «навязывали»?- Нет,' нет, я против нарочитой стилиза ции. Ведь не лапти, ставшие почему-то. символом русского, а сапожки с узорами в лучшие свои годы предпочитала моя бабушка. Много, много растеряно, позабыто, перекроено нами. И мы пока что от обилия ин формации о .потерянном за го ловы хватаемся. Но липчане начинают об истоках своих корней задумываться, а . в Ельце музей Бунина откры ли... • Однажды я поняла, что та кое ностальгия у русского. Ли цом к лицу’ стояли с русской эмигранткой в Париже, урож денной ельчанкой, прожившей в Ельце всего,два года отро ду, получившей потом блестя щее образование в лучшем европейском университете. Бессильна обрисовать хотя бы несколькими ’штрихами движение ее .пальцев, когда она перебирала открытки с видами Ельца, подаренные ельчанами. Была мысль вру чить на память этой женщине, экскурсоводу Лувра, что-ни будь из хохломы. «Белой эми грантке?» — запрох?стовала руководитель группы. Тоже, кстати, русская. Благо, что подобная наша однобокая память начинает сейчас приходить в себя. И я тоже, как автор пись ма, хочу верить, верю, верую, что и у русских есть собст венная гордость. И что каса ется нашего общения в тран спорте в часы «пик», нашего отношения к тому, что не явля ется личной собственностью, —- это все поправимо. Но я не думаю, что в этом случае на до говорить о какой-то именно русской «культуре» быта. Есть общечеловеческие пра вила, известные во все вре мена; и русскому, и французу, и поляку не надо брехать окурки на тротуар... О. ТЕПЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz