Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

12 • ЛЕНИНЕЦ 11 марта 1989 г. ш ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА История и мы. Как стало пшштво, в яоследвес время отношения у нас с ней — сложные. Учебники истории отброшены. В них мало правды:. В чем она? В воспоми­ наниях современников? В свидетельствах очевидцев? Свой взгляд на историю правомочен, если человек Стре­ мится к максимальной объективности. Мы публикуем сегодня письмо И. Г. Архшюва. Это не означает, что редакция разделяет позицию автора. Но ведь не секрет, что многие люда не только пожилого возраста, но и молодежь, имеют схожие взгляда ш на­ ше недавнее прошлое. Шэтому мы даем им возм(ш- ность высказаться на страницах газеты. Как и тем, кто захочет им цозразить. Итак, приглашаем к разговору. « .„У м еня Другие Уважаемый «Ленинец»! ' Всем своим существом с , малых лет я за справедливость, равенство, взаимопомощь, за Счастливую жизнь. Гак вос­ питан, правильно воспитывали. Теперь мне 5б-й год. Все .бы­ ло: голод, и болезни, поте­ ря близких, и труд, и радость. Написать в вашу газету ме­ ня заставила надоевшая, не­ справедливая однобокость, которая преобладает сейчас и в прессе, и в кинематографе, на телевидении и т. д. При­ выкли мы к кампаниям. те­ перь вот такая кампания. За­ быты совсем те, кто совершал А ★ ★ ★ А Наш собеседник ге­ неральный директор МНТК «Микрохирургия глаза» профессор, член «корреспондент АН СССР и АМН СССР, Герой Со­ циалистического Труда С. Н. ФЕДОРОВ. — Святослав Николаевич, развиваемые вами подходы у многих вызывают одобрение, но есть и оппояеиты, в основ­ ном люди старшего возраста, , озабоченные сохранением ус­ тоев нашего общества. Что бы вы им ответили? Недовольство людей стар­ шего возраста понять можно; всю жизнь ОКИ прожили в бед­ ности и поклонении ложным кумирам, а теперь вдруг кто- то будет жить иначе. ^V^огли бы и они жить лучше, инте­ реснее, богаче, разнообразнее. Но что же теперь делать.'* Ши поворчат и, наверное, успоко­ ятся. А-мы должны работать на молодежь. Что же касается молодежи, она счастлива тем, что время открывает новые возможности. В деревне ГГротасово под Мос­ квой. где мы взяли в аренду 1200 гектаров сельхозугодцй, Ко мне подходили молодые люди и говорили, наконец-то они почувствовали, что ' нача­ лось что-то интересное, что они найдут применение своим силам. — Но и среди молодых есть такие, которым ничего не нуж^- но? — Конечно, Равнодушие распространилось широко, Оно появилось после тогО', как у человека начали отнимать ре­ зультаты его труда, и тогда сам труд из дела чести, сове­ сти, интереса превратился в повинность. От которой каж­ дый хочет избавиться. Оценить труд может или рынок, ■или государственная система. Но наша государст­ венная система -не способна к этому. Она основана на :пока­ зателях вала, плана, то есть выдуманных понятиях. А ведь мне как покупателю не нужен план, мне нужен, скажем, хо­ роший магнитофон. Вместо этого мне говорят, что план по магнитофонам выполнен; и не интересуются, буду ли я - покупать плохой магнитофон... Если экономика построена на ложных принципах, то и людей она уводит в ложную сторону. Тем, кто сегодн^ вы­ сказывает опасения за ^тои. революцию, для кого, для че­ го совершалась революция. Зато сколько слез о кулаках, князьях н т- д. Вся моя -родня и по отцу, и по матери,-ш. да­ лее к дедам были великие труженики, 'но не могли вы­ лезти из нужды-. Отец в 7 лет пас свиней у богатея в Тулянах (Задонский район); когда сбежал, тело его было покрыто коркой, .во­ лос слипся, из . щелей в воло­ сах сыпались вши. В 8 лет он пас телят у зажиточного му­ жика в Каменке (в своем се­ ле, Задонский район) за те­ ленка. Осенью вместо телен­ ка хозяин выдал мальчишке 2 «горячих блина» кнутом вдоль спины. Мать шила, вязала, вышива­ ла, летом батрачила. С 10 лет жала, вязала снопы, мо^ лотила. ' Так жили многие миллионы, а многие еще ху­ же. Миллионы в России еже­ годно голодали, перебдаались случайной работой и подаяни­ ем, умирали от голода .и ли­ шений. Стоило человеку по­ пасть 'В нужду,, выбраться из нее было невозможно. Мать рассказывала: «Берешь весной пуд картошки. Осенью от­ дашь за пуд 3 пуда». Писать об этом не хватит бумаги. Много слез о НЗПе, кото­ рый оживил жизнь. Но он не ликвидировал безработицы, возросла преступность, кор- -рупция, оживились толстосумы, а батраки вновь стали батра-. ками. Надо показывать ме­ даль с двух сторон. Куда де­ лись те, кто выжигал звезды на груди бедняков, стрелял. взрывал, клеветал? Многие из них проникли в рукоаэдство, в НКВД и там сводили счеты, с кем не справились открыто. Отпрыски их особенно акти-' визировались сейчас. Иначе чем объяснить клевету в ад­ рес Павлика Морозова, по­ явление «Черных камней», публикацию произведений Булгакова, например, «Хан­ ский огонь», где, он открыто призывает вешать «голых г6- варищей», да и не «голых», лишь за то, что они собирают- са обучать грамоте мужицких детей, — явное искажение исторических фактов. ' Много слез по перегибам во время коллективизации. Были н перегибы, к сожалению." Ста­ лин в статье «Головокружение от успехов» дал правильную опенку этим двум явлениям. Но кто творил перегибы? Бы­ ли и «горячие головы», и сче­ ты личные, когда хозяин и бывший батрак сходились вме­ сте, но больше их творили те, кто убил В. И. Ленина, кто любыми путями хотел опоро­ чить социализм в самом нача­ ле. Льются <^еды о том, что земля при коллективизации по­ пала в руки лодырей. Мягко говоря, это неправда, а если называть вещи своими имена­ ми, то это ложь к оскорбле­ ние памяти велшсих тружени­ ков—усопших и еще ныне жи­ вущих. В 1940 году у нас бы-, ло 9 человек в семье. Мать— колхозница, отед — рабочий (слесарь МТС) и 7 детей от го­ да до 17 лет. Всё были одеты, обуты., накормлены. Родители построили большой каменный дом, в доме и возле него цве­ ты, чистота. Из 7 детей пяте­ ро учились только на «отлич­ но». Могли ли лодыри это обеспечить? Если вы думаете, что это исключение, то глубо­ ко ошибаетесь. ЛИЧНЫЙ взгл яд АРЕНДА. СОБСТВЕННОСТЬ. обидно: как 'же так? Зачем нужна какая-то перестройка? Зачем ломать сложившиеся отношения и ставить под сом­ нение привычные истины.? ^ И что же делать? — Если -мы хотим раскре­ постить человека, то мы дол­ жны разрешить ему питаться только от конечного продую та своего труда, а неотмилрс- ти чиновника, для чего, человек должен стать хозяином орудий труда. Или их совладельцем; если орудия труда очень до­ рогие и сложные. Именно в этом и состоит»смысл аренды. Сегодня рабочие коллективы берут в аренду целые заво­ ды, цехи, участки. На них работник становится совла- ,Д€.1ьцем собственности. , — В таком случае попробу­ ем разобраться, почему мы столько лет проклинали част­ ную собственность и считали, ее абсолютным злом? — Частная собственность действительно становится злом, если превращает людей в на­ емников, чей труд приеваива- ется хозяевами орудий труда. В этом случае собственность превращается в элемент экс­ плуатации. Так что же. сле­ дует отменить ее в принципе.'* Немецкий философ Дюринг считал, что так и - надо сд^ лать, что любая частная соб­ ственность- — это невероятное зло, и социализм заключает­ ся в том. чтобы лишить соб­ ственности всех, кто ею вла­ деет, мол. собрать собствен­ ность в кучу и объявить об­ щей,, и в то же время ничьей. К ак ' известно, Энгельс в своей знаменитой книге «Ан­ ти Дюринг» камня на камне не оставил от требования лишить человека собственности. Он постоянно проводил мысль о том, что любая собственность хороша, если она ра'ботает и приносит пользу обществу, и что «отменить» тот или иной вид собственности может лишь развитие технологии, измене­ ние условий труда, но никак не приказ, запрет. Если в ка­ кой-то отрасли личная или коллективная собственность эффективнее, чем обществен­ ная, значит, она .должна со­ храниться. Объясните, зачем мне министр, который заведу­ ет стиркой сорочек или штоп- :кой носков? Зачем в бытбвом обслуживании государствен­ ная собственность, если уро-- вень технологии там достаточ­ но примитивный, и личная, коллективная собственность несравненно эффективнее.'*.. Государство должно владеть лишь теми отраслями, где име­ ется невероятно слож­ ное и дорогое' оборудование. Социализм по Энгельсу — это сочетание разных видов соб­ ственности. А1ы, ,сотрудники научного комплекса, арендуем у Мини­ стерства здравоохранения РСФСР все имущество и обо-- рудование и *в течение 30 лет пользуемся правом полностью распоряжаться результатам 1 И своего труда. Более того, име­ ем право передавать свой пай в наследство детям. За это платим государству часть при­ были. . • — Эти деньги поступают ми- .нистерству. За что? — Взамен ,иам оплачивают каждую выполненную опера­ цию по твердым расценкам из фондов министерства. Пациен­ ты-не платят ничего, если не считать, что они уже опла­ тили заранее, наше ба;платное здравоохранение частью свое­ го труда. Взамен государство получает арендную плату — деньги, которых без договора оно бы просто не увщгело. Кроме того, оборудование ра­ ботает с полной отдачей, так как работать плохо нам не­ выгодно. Становится ненуж- - ной целая армия контролеров, которая раньше следила за каждым шагом института... За тридцать лет мы планиру­ ем полностью выплатить го­ сударству стоимость имуще­ ства и стать коллективным владельцем комплекса. — Ваша модель одинаково эффективна в любых услови­ ях? — Безусловно. Производи­ тельность труда в условиях а5зенды подскочила у нас до 350 процентов, в то время, как государство планирует увели­ чить производительность тру­ да в целом по стране в 2,5 раза, да и то к концу столе­ тия... Сейчас мы открываем региональные центры, куда рриходят работать местные .медики, и картина в точности повторяется. За короткий срок они догоняют нас и по произ­ водительности труда, и по ка- яеству. Разумная система бы­ стро делает людей разумны­ ми. — Независимо от отрасли хозяйства? — До недавних пор я счи­ тал, что мы освоили уникаль­ ную модель первыми. Но ока­ залось, что недавно на арен­ ду с правом наследования пая уже перешел один приборо­ строительный институт. Мно­ гим ; стало ясно, что человек становится человеком только тогда, когда он является хо­ зяином. когда он любит свою собственность, будь то цех или завод. Ведь и страна наша тоже наша собствен­ ность, как и леса, реки, по­ ля...: Хорошо выразил эту мысль писатель Иван Васильеа <3н оказал, что человек у нас по­ терял свой пай. Дом нам не принадлежит. Умер жилец:— в его квартиру въезжает’ дру­ гой. и только перевешивает фотографии... Как любить то, что принадлежит тебе чисто символически, что дают тебе в пользование как наемнику? Посмотрите, мы в обществе утратили экономические свя­ зи, у нас ■остались только друзья и язык. Да еще де­ фицит, который нас объеди­ няет. Один может достать мя­ со, другой ботинки, третий — устроить ребенка в хорошую школу. Но экономически мы друг от, друга не зависим. Чтобы вас - прооперировать, раньше я должен был напра­ вить вас в министерство, а там пробиться через цепочку замов и завов вам скорее все­ го не удалось бы. Видя сле­ пого, я не мог его сделать зрячим, потому . .что у него не было бумажки. Сегодня аренд­ ный подряд открывает нам такую возможность. Нам вы­ годно обслуживать всех, к-го к нам приходит, и нам вы­ годно расширять производ­ ство, чтобы не возникало оче­ редей. — Чем ваше предприятие отличается от акционерното общества? — Каждый, кто у нас ра:- ботает, получает сертификат, по. которому в конце года на его счет в Сбербанке перево­ дятся дивиденды. Кроме то­ го, в конце года мы. платим людям за то, что они хорошо сработали, в прошлом году такая сумма составила 1512 рублей на каждого. В то же вре^я сертификат — не ак­ ция. Ашгия может работать сама, без владельца. У нас должен работать владелец сертификата. — А почему я не могу ку­ пить сертификат? Вам не нуж­ ны МОНденьги? — Нет, нам не нужны деньги, нам нужен труд. Пай — не столько финансовая по­ мощь института, сколько спо­ соб ■сделать человека зшгнте-. ресованным и бережливым. Человек, вложивший в пред- криятие свои личные деньги (у нас арендная плата состав­ ляется из нашего дохода^ кро­ ме того, в первый год каждый сотрудник внес в общую кас­ су 520 рублей), не будет во­ ровать и бездельничать. Он будет стремиться к достиже­ нию максимальной прибыли. :Стремление к создВнию при- ,были — главный импульс в хозяйственной жизни общест­ ва. Как только человек начал производить продуктов боль­ ше, чем йог съесть сам. воз­ ник вопрос: кто будет рас­ пределять избыток? Тот, кто его произвел или кто-то дру­ гой, скажем вождь племени? С тех. пор все формации от­ личались только одним — ме­ ханизмом распределения при­ были. В рабовладельческом обществе раб был Полностью лишен, участия в распределе­ нии ретультатов своего труда. В средние века крестьянину уже оставляли часть прибыли, так как понимали, ч'?о таким образом с него можно взять больше. Н а ' первой стадии капитализма рабочий также получал свою часть прибыли, но затем, на второй стадии, его доля пошла на убыль, на­ чалась эксплуатация. У нас средствами: -произ-- водства владеет государствен­ ная машина, которая тоже ме­ ня обдирает, как хочет. Пере­ ходя на аренду, мы уходим от возможности нас эксплуа­ тировать. то есть с<»даем ре­ альный сшгиалнзм, потому что социализм — это и есть точ­ ное распределение по труду, исключающее всякую эксплуа­ тацию. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz