Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
12 • ЛЕНИНЕЦ 11 марта 1989 г. ш ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА История и мы. Как стало пшштво, в яоследвес время отношения у нас с ней — сложные. Учебники истории отброшены. В них мало правды:. В чем она? В воспоми наниях современников? В свидетельствах очевидцев? Свой взгляд на историю правомочен, если человек Стре мится к максимальной объективности. Мы публикуем сегодня письмо И. Г. Архшюва. Это не означает, что редакция разделяет позицию автора. Но ведь не секрет, что многие люда не только пожилого возраста, но и молодежь, имеют схожие взгляда ш на ше недавнее прошлое. Шэтому мы даем им возм(ш- ность высказаться на страницах газеты. Как и тем, кто захочет им цозразить. Итак, приглашаем к разговору. « .„У м еня Другие Уважаемый «Ленинец»! ' Всем своим существом с , малых лет я за справедливость, равенство, взаимопомощь, за Счастливую жизнь. Гак вос питан, правильно воспитывали. Теперь мне 5б-й год. Все .бы ло: голод, и болезни, поте ря близких, и труд, и радость. Написать в вашу газету ме ня заставила надоевшая, не справедливая однобокость, которая преобладает сейчас и в прессе, и в кинематографе, на телевидении и т. д. При выкли мы к кампаниям. те перь вот такая кампания. За быты совсем те, кто совершал А ★ ★ ★ А Наш собеседник ге неральный директор МНТК «Микрохирургия глаза» профессор, член «корреспондент АН СССР и АМН СССР, Герой Со циалистического Труда С. Н. ФЕДОРОВ. — Святослав Николаевич, развиваемые вами подходы у многих вызывают одобрение, но есть и оппояеиты, в основ ном люди старшего возраста, , озабоченные сохранением ус тоев нашего общества. Что бы вы им ответили? Недовольство людей стар шего возраста понять можно; всю жизнь ОКИ прожили в бед ности и поклонении ложным кумирам, а теперь вдруг кто- то будет жить иначе. ^V^огли бы и они жить лучше, инте реснее, богаче, разнообразнее. Но что же теперь делать.'* Ши поворчат и, наверное, успоко ятся. А-мы должны работать на молодежь. Что же касается молодежи, она счастлива тем, что время открывает новые возможности. В деревне ГГротасово под Мос квой. где мы взяли в аренду 1200 гектаров сельхозугодцй, Ко мне подходили молодые люди и говорили, наконец-то они почувствовали, что ' нача лось что-то интересное, что они найдут применение своим силам. — Но и среди молодых есть такие, которым ничего не нуж^- но? — Конечно, Равнодушие распространилось широко, Оно появилось после тогО', как у человека начали отнимать ре зультаты его труда, и тогда сам труд из дела чести, сове сти, интереса превратился в повинность. От которой каж дый хочет избавиться. Оценить труд может или рынок, ■или государственная система. Но наша государст венная система -не способна к этому. Она основана на :пока зателях вала, плана, то есть выдуманных понятиях. А ведь мне как покупателю не нужен план, мне нужен, скажем, хо роший магнитофон. Вместо этого мне говорят, что план по магнитофонам выполнен; и не интересуются, буду ли я - покупать плохой магнитофон... Если экономика построена на ложных принципах, то и людей она уводит в ложную сторону. Тем, кто сегодн^ вы сказывает опасения за ^тои. революцию, для кого, для че го совершалась революция. Зато сколько слез о кулаках, князьях н т- д. Вся моя -родня и по отцу, и по матери,-ш. да лее к дедам были великие труженики, 'но не могли вы лезти из нужды-. Отец в 7 лет пас свиней у богатея в Тулянах (Задонский район); когда сбежал, тело его было покрыто коркой, .во лос слипся, из . щелей в воло сах сыпались вши. В 8 лет он пас телят у зажиточного му жика в Каменке (в своем се ле, Задонский район) за те ленка. Осенью вместо телен ка хозяин выдал мальчишке 2 «горячих блина» кнутом вдоль спины. Мать шила, вязала, вышива ла, летом батрачила. С 10 лет жала, вязала снопы, мо^ лотила. ' Так жили многие миллионы, а многие еще ху же. Миллионы в России еже годно голодали, перебдаались случайной работой и подаяни ем, умирали от голода .и ли шений. Стоило человеку по пасть 'В нужду,, выбраться из нее было невозможно. Мать рассказывала: «Берешь весной пуд картошки. Осенью от дашь за пуд 3 пуда». Писать об этом не хватит бумаги. Много слез о НЗПе, кото рый оживил жизнь. Но он не ликвидировал безработицы, возросла преступность, кор- -рупция, оживились толстосумы, а батраки вновь стали батра-. ками. Надо показывать ме даль с двух сторон. Куда де лись те, кто выжигал звезды на груди бедняков, стрелял. взрывал, клеветал? Многие из них проникли в рукоаэдство, в НКВД и там сводили счеты, с кем не справились открыто. Отпрыски их особенно акти-' визировались сейчас. Иначе чем объяснить клевету в ад рес Павлика Морозова, по явление «Черных камней», публикацию произведений Булгакова, например, «Хан ский огонь», где, он открыто призывает вешать «голых г6- варищей», да и не «голых», лишь за то, что они собирают- са обучать грамоте мужицких детей, — явное искажение исторических фактов. ' Много слез по перегибам во время коллективизации. Были н перегибы, к сожалению." Ста лин в статье «Головокружение от успехов» дал правильную опенку этим двум явлениям. Но кто творил перегибы? Бы ли и «горячие головы», и сче ты личные, когда хозяин и бывший батрак сходились вме сте, но больше их творили те, кто убил В. И. Ленина, кто любыми путями хотел опоро чить социализм в самом нача ле. Льются <^еды о том, что земля при коллективизации по пала в руки лодырей. Мягко говоря, это неправда, а если называть вещи своими имена ми, то это ложь к оскорбле ние памяти велшсих тружени ков—усопших и еще ныне жи вущих. В 1940 году у нас бы-, ло 9 человек в семье. Мать— колхозница, отед — рабочий (слесарь МТС) и 7 детей от го да до 17 лет. Всё были одеты, обуты., накормлены. Родители построили большой каменный дом, в доме и возле него цве ты, чистота. Из 7 детей пяте ро учились только на «отлич но». Могли ли лодыри это обеспечить? Если вы думаете, что это исключение, то глубо ко ошибаетесь. ЛИЧНЫЙ взгл яд АРЕНДА. СОБСТВЕННОСТЬ. обидно: как 'же так? Зачем нужна какая-то перестройка? Зачем ломать сложившиеся отношения и ставить под сом нение привычные истины.? ^ И что же делать? — Если -мы хотим раскре постить человека, то мы дол жны разрешить ему питаться только от конечного продую та своего труда, а неотмилрс- ти чиновника, для чего, человек должен стать хозяином орудий труда. Или их совладельцем; если орудия труда очень до рогие и сложные. Именно в этом и состоит»смысл аренды. Сегодня рабочие коллективы берут в аренду целые заво ды, цехи, участки. На них работник становится совла- ,Д€.1ьцем собственности. , — В таком случае попробу ем разобраться, почему мы столько лет проклинали част ную собственность и считали, ее абсолютным злом? — Частная собственность действительно становится злом, если превращает людей в на емников, чей труд приеваива- ется хозяевами орудий труда. В этом случае собственность превращается в элемент экс плуатации. Так что же. сле дует отменить ее в принципе.'* Немецкий философ Дюринг считал, что так и - надо сд^ лать, что любая частная соб ственность- — это невероятное зло, и социализм заключает ся в том. чтобы лишить соб ственности всех, кто ею вла деет, мол. собрать собствен ность в кучу и объявить об щей,, и в то же время ничьей. К ак ' известно, Энгельс в своей знаменитой книге «Ан ти Дюринг» камня на камне не оставил от требования лишить человека собственности. Он постоянно проводил мысль о том, что любая собственность хороша, если она ра'ботает и приносит пользу обществу, и что «отменить» тот или иной вид собственности может лишь развитие технологии, измене ние условий труда, но никак не приказ, запрет. Если в ка кой-то отрасли личная или коллективная собственность эффективнее, чем обществен ная, значит, она .должна со храниться. Объясните, зачем мне министр, который заведу ет стиркой сорочек или штоп- :кой носков? Зачем в бытбвом обслуживании государствен ная собственность, если уро-- вень технологии там достаточ но примитивный, и личная, коллективная собственность несравненно эффективнее.'*.. Государство должно владеть лишь теми отраслями, где име ется невероятно слож ное и дорогое' оборудование. Социализм по Энгельсу — это сочетание разных видов соб ственности. А1ы, ,сотрудники научного комплекса, арендуем у Мини стерства здравоохранения РСФСР все имущество и обо-- рудование и *в течение 30 лет пользуемся правом полностью распоряжаться результатам 1 И своего труда. Более того, име ем право передавать свой пай в наследство детям. За это платим государству часть при были. . • — Эти деньги поступают ми- .нистерству. За что? — Взамен ,иам оплачивают каждую выполненную опера цию по твердым расценкам из фондов министерства. Пациен ты-не платят ничего, если не считать, что они уже опла тили заранее, наше ба;платное здравоохранение частью свое го труда. Взамен государство получает арендную плату — деньги, которых без договора оно бы просто не увщгело. Кроме того, оборудование ра ботает с полной отдачей, так как работать плохо нам не выгодно. Становится ненуж- - ной целая армия контролеров, которая раньше следила за каждым шагом института... За тридцать лет мы планиру ем полностью выплатить го сударству стоимость имуще ства и стать коллективным владельцем комплекса. — Ваша модель одинаково эффективна в любых услови ях? — Безусловно. Производи тельность труда в условиях а5зенды подскочила у нас до 350 процентов, в то время, как государство планирует увели чить производительность тру да в целом по стране в 2,5 раза, да и то к концу столе тия... Сейчас мы открываем региональные центры, куда рриходят работать местные .медики, и картина в точности повторяется. За короткий срок они догоняют нас и по произ водительности труда, и по ка- яеству. Разумная система бы стро делает людей разумны ми. — Независимо от отрасли хозяйства? — До недавних пор я счи тал, что мы освоили уникаль ную модель первыми. Но ока залось, что недавно на арен ду с правом наследования пая уже перешел один приборо строительный институт. Мно гим ; стало ясно, что человек становится человеком только тогда, когда он является хо зяином. когда он любит свою собственность, будь то цех или завод. Ведь и страна наша тоже наша собствен ность, как и леса, реки, по ля...: Хорошо выразил эту мысль писатель Иван Васильеа <3н оказал, что человек у нас по терял свой пай. Дом нам не принадлежит. Умер жилец:— в его квартиру въезжает’ дру гой. и только перевешивает фотографии... Как любить то, что принадлежит тебе чисто символически, что дают тебе в пользование как наемнику? Посмотрите, мы в обществе утратили экономические свя зи, у нас ■остались только друзья и язык. Да еще де фицит, который нас объеди няет. Один может достать мя со, другой ботинки, третий — устроить ребенка в хорошую школу. Но экономически мы друг от, друга не зависим. Чтобы вас - прооперировать, раньше я должен был напра вить вас в министерство, а там пробиться через цепочку замов и завов вам скорее все го не удалось бы. Видя сле пого, я не мог его сделать зрячим, потому . .что у него не было бумажки. Сегодня аренд ный подряд открывает нам такую возможность. Нам вы годно обслуживать всех, к-го к нам приходит, и нам вы годно расширять производ ство, чтобы не возникало оче редей. — Чем ваше предприятие отличается от акционерното общества? — Каждый, кто у нас ра:- ботает, получает сертификат, по. которому в конце года на его счет в Сбербанке перево дятся дивиденды. Кроме то го, в конце года мы. платим людям за то, что они хорошо сработали, в прошлом году такая сумма составила 1512 рублей на каждого. В то же вре^я сертификат — не ак ция. Ашгия может работать сама, без владельца. У нас должен работать владелец сертификата. — А почему я не могу ку пить сертификат? Вам не нуж ны МОНденьги? — Нет, нам не нужны деньги, нам нужен труд. Пай — не столько финансовая по мощь института, сколько спо соб ■сделать человека зшгнте-. ресованным и бережливым. Человек, вложивший в пред- криятие свои личные деньги (у нас арендная плата состав ляется из нашего дохода^ кро ме того, в первый год каждый сотрудник внес в общую кас су 520 рублей), не будет во ровать и бездельничать. Он будет стремиться к достиже нию максимальной прибыли. :Стремление к создВнию при- ,были — главный импульс в хозяйственной жизни общест ва. Как только человек начал производить продуктов боль ше, чем йог съесть сам. воз ник вопрос: кто будет рас пределять избыток? Тот, кто его произвел или кто-то дру гой, скажем вождь племени? С тех. пор все формации от личались только одним — ме ханизмом распределения при были. В рабовладельческом обществе раб был Полностью лишен, участия в распределе нии ретультатов своего труда. В средние века крестьянину уже оставляли часть прибыли, так как понимали, ч'?о таким образом с него можно взять больше. Н а ' первой стадии капитализма рабочий также получал свою часть прибыли, но затем, на второй стадии, его доля пошла на убыль, на чалась эксплуатация. У нас средствами: -произ-- водства владеет государствен ная машина, которая тоже ме ня обдирает, как хочет. Пере ходя на аренду, мы уходим от возможности нас эксплуа тировать. то есть с<»даем ре альный сшгиалнзм, потому что социализм — это и есть точ ное распределение по труду, исключающее всякую эксплуа тацию. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz