Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

11 марта 1989 г. ЛЕНИНЕЦ, • 9 ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ХОРОШИли ЖЕНИХИ Ий СЕЛЕ? ■Если читатель помнит, не­ которое время назад в «Ленин­ це» был опубликован материал о проблемах сельских женихов. Сегодня мы решили подойти к вопросу с другой стороны: по­ смотреть, кто они, потенциаль­ ные жены сельских ребят, так ли уж рвутся они к своим, су­ женым? Для анализа выбрали, как-нам кажется, самую подхо­ дящую категорию девушек — студенток пединститута. Уж кому-кому, а нм-то волей-нево­ лей придется пополнить ряды сельчан — хотя бы на время. Как показали Итоги анкеты, предложенной студенткам, (оп­ рос проводился-на первом и пятом курсах), то они отнюдь не мечтают о деревенском чис­ том воздухе. Только одна из них стремится уехать после сжончания института из Липец­ ка из-за надоевшей «сажи и смрада с Новолипецка». Все остальные менять род­ ные пенаты никак не собира­ ются, кроме, разве как на Мос­ кву или Ленинград. Причем, город на Неве привлекает даже большее количество .будущих выпускниц Липецкого педвуза, чем столица. ' Нет, мы не хотим сказать, что все_ студентки корыстны и стремятся извлечь из замуже­ ства выгоды. Почти в каждой анкете мысль о том, что брак желателен, но только по взаим­ ной любви, и прописка мужа при этом никакого значения иметь не будет. А как-то нена­ вязчиво, р^р еном , уточняет­ ся, что, счастливый этот брак может состояться только в сте­ нах городского загса. Деревня как бы само собой в расчет- не берется. Наверное, можно было бы обвинить молодЫх липчанок в снобизме,: в неуважении к че­ ловеку труда, но .язык не пово­ рачивается. Ведь каждой дейст. вительно хочется выйти за «ровню», а еще лучше — за человека, который выше тебя, за которым хочется тянуться, у кого учиться. А то представь­ те ситуацию; хороший, добрый, ' честный парень, а гово 1 жть с ним не о чем. Конечно, нет и гарантии, что каждая сегодняш­ няя студентка — яркая лич­ ность в будущем, но вуз все же дает определенный кругозор. ниже которого опускаться не хочется. Правда, не только страх ос­ таться одной отвращает, сту­ денток от села. Пугают и пло­ хая техническая оснащенность школ, трудные бытовые усло­ вия, деревенская специфика отношений, но это тема отдель­ ного разговора. Мы же пришли к такому вы­ воду: дисбалансу на селе (от- сутствие невест небольшое ко­ личество женихов) молодае кадры, приезжающие по рас­ пределению, исправиться никак не помогают. И здесь завязан целый комплекс проблем — от сложившегося стереотипного взгляда на деревенских жени­ хов до... тех самых «неудобств» и «трудностей», мягко говоря, что сулят е непривычки корен­ ному горожанину деревенские условия жизни. Есть мнение—насильно мил не будешь. Это не только о любви, но и о том месте, кото­ рое так и не становится род­ ным, если поселяешься в нем, заранее считая дай до отъезда. Пока не на словах на деле — не приблизятся условия се- ла к городским удсйствам, бу- ' дут шарахаться выпускницы вузов от распределения в глу­ бинку. Предпринимать любые, даже . самые рискованные шаги, лишь бы подальше от села. А шаги эти чаще всего однообразны — замужество, и ты — как за каменной стеной. Но, если, по­ ложа руку на сердце, стена эта нередко оказывается плохо сцементированной. -Или брак мстит за псюпешностъ, или ли­ шаешься любимой специально­ сти. Кстати, большинство' сту- ' денток, как свидетельствует ан­ кета, решили стать учителем по призванию, любя детей и свой предмет. Однако, как из­ вестно, в городе, имеющем свой пединститут, не всегда просто найти работу по спёцн- - альности. , Чем закончить этот разго­ вор? Уверены, он должен иметь продолжение. Причем, пробле­ ма тпебуетне столько длитель­ ного обсуждения, сколько кон-‘ кретных действий. В. РАЩУПКИН, Т. ГОРЯЧЕВА. ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ГАРАНТИРУЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ Сегодня мы открываем новую рубрику, которую ре 1 Ш 1 ли назвать «Юридический ликбез». Дело в том, что большинства семей, имеющих детей, чаще всего не имеют понятия о тех льготах, которые нм предоставлены государством. Чтобы ликвидировать этот пробел, мы и реышли создать на странв- цах клуба «Я + Я» новую рубрику. Многодетным матерям, име­ ющим четырех и более детей, выплачивается единовремен­ ное пособие при рождении ре­ бенка в размере от 65 рублей (на четвертого ребенка) до 250 (на одиннадцатого и последую­ щих детей) и ежемесячные по­ собия в размере 4 рублей. (Положение о порядках на­ значения и выплаты пособий беременным женщинам, много­ детным и одиноким матерям, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 12 августа 1970 г. № 659). Женщинам —• рабочим и служащим, а также обучаю­ щимся с отрывом от производ- Двое а городе. Фото А. Козина, СЕМЬЯ ЗА РУБЕЖОМ БРАК ПО- ШДИЙСКИ Т|! 1 . КТО угверж,ц^ 1 ст, будюсбраки сопгр'нанпся к» небе- сал». убедидси би в обратном. 11 нбы 8 .чи л Индии .■1де'.-ь. как к преж,!).с, ЫК. 1 ЫЧСИЖ браков ■ .з,с;и. рук родителей, а не Всевышнего. ства, выдается единовременное пособие при рождении первого ребенка в размере 50 рублей, при рождении второго и треть­ его ребенка — 100 рублей. В тех случаях, когда мать ребенка не работает и не учит­ ся, пособие при рождении пер­ вого, второго и третьего ребен­ ка в размере 30 рублей выда­ ется работающему или обуча­ ющемуся с отрывом от произ­ водства отцу, независимо от раз.мера заработка или стипен­ дии. (Постановление Совета Ми­ нистров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года, № 191 «О ПОСО& 1 ЯХ по государственному социальному страхованию»). Узнав; что у моего хороше­ го знакомого, иреуйхевакнце- го делийского бизнесмена На- раина Сингха, обладателя трех очаровательных дочурок,, ро­ дился еще один ребенок, в первый же свободный вечер я поспешил к нему. Однако «счастливого» папашу^ застал .печально сидящим в окруже­ нии не менее грустных брать­ ев. По выражениям лнц со­ бравшихся было ясно, что не радость в дом пришлё, а бе­ да.' Какая — стало известно не­ сколько позже: жена опять ро. дила дочь. Не зная, что де­ лать с букетом роз и припа­ сенной до случая коробкой московских шоколадных кон­ фет, я испытывал неловкость, наблюдая за страданиями хо­ зяина, которым, казалось, не было предела. Судя по всему,. это был по-, следний шанс моего знакомого обзавестись наследником. — Кому я передам дело?— он посмотрел на меня. И я увидел красные, набухшие от слез глаза. Да и потом, — махнул он рукой, — сколько доуои понадобится. .. Доури — по-нашему прида­ ное — запрещено индийским законодательством. И все же традиция неизменно поддер­ живается практически всеми, начиная со .«среднего класса», Вфнемся, однако, к бракам. Встречаться молодым нё.чьзя. .Если уввднт кто-то из родных или знакомых — беда. Поэто­ му в большинстве случаев го­ ворить о браке по любви не приходится. Суженого или су­ женую выбирают родители. Обычно им становится кто-ни­ будь из круга знакомых се­ мьи или на основании став­ ших весьма модными здесь «брачных объявлений», целые полосы которым отводят цен­ тральные индийские газеты. Немалую роль в выборе бу­ дущих супруги или супруга нгоает принадлежность к ре-^ лигибзной общине или касте. Слово старших для молодых “ закон. Даже образованные, окончившие, скажем, Оксфорд- гкий университет, подчиня­ ются им- беспрекословно. — Папа, — с гордостьюпо- ведал мне на днях прибывший из Англин великовозрастный отпрыск одной индийской се­ мьи, — разрешил увидеть до свадьбы мою будущую жену целых два раза. Порой браки вопреки суще­ ствующему законодательству заключаются в весьма раннем возрасте. Если «жених» по ка­ кой-то .случайности умирает, «невеета» остается вдовой на всю жизнь. На вот договоренность ро­ дителей, которой предшеству­ ет консультация у астролога, наконец-то достигнута. Тут же возникает вопрос о приданом. Начинается долгий торг, У невесты должно быть опреде­ ленное количество золотых укнашений они пересчиты­ ваются поштучно. Обговарива­ ется всё до мелочей. И все-же, попадая в дом му­ жа, жена Не чувствует себя •независимой О'г материальных й Линансовых притязаний со' стороны свекрови, свекра, зо­ ловки и пр. Ее упрекают в малом приданом, заставляют просить родителей об его увеличении, предоетавлении новых денежных сумм и цен­ ностей. И, как это ни печаль­ но, жизнь молодой превраща­ ется в пытку. Поэтому все чаще появляют­ ся в индийской печати сооб­ щения о том, что доведенные до исступления женщины кон­ чают жизнь самоубийством. Рассказывается, в частности, как та или иная жертва, об­ литая керосином, вспыхивает живым пламенем. В прошлом году всю Индию взбудоражило известие о самоубийстве трех сестер. Их ■никто керосином не обливал и не бросал зажженную спич­ ку. Они сами решили свою судьбу. Сестры повесились из- за того, что \у их родите.аей не нашлось достаточно средств, ■аооь. ,1;пь прш1агю(- -1.1 '.1;< 11И\ 'кн.К! „смертен и'з-за г.пи- дашло»,, как бессграстио сви­ детельствует статистика, не­ умолимо растет, С 389 в 1983 ГОЛ'? до 1.255 в 1986-м.- Только в Дели в 1987 году было за­ регистрировано 79 подобных случаев. К ответственности же не привлечен никто! ■ Индийское общество шу­ мит. Возмущаются обхцёствен- ные и политические деятели,, но в принципе ничего не меня­ ется. Традиции сильны и жи­ вучи. Существующее законо­ дательство бессильно перед, ними. ' Впрочем, и судьба тех ин­ дийских женщин, которых не преследуют «кошмары прида­ ного», тоже весьма незавидна. Дом, многочисленная семья, приготовление еды... Что ка­ сается развлечений, то они весьма, убоги: посещение ма­ газинов и базаров, родни и знакомых. Кроме того, разой­ тись с мужем практически не­ возможно. Нельзя вернуться н в отчий дом. Проблема приданого застав­ ляет многих индийских жен­ щин воздерживаться от вступ­ ления в брак. Только в одном Мадрасе насчитывается бо­ лее 100 тысяч одиноких жен­ щин, предпочитающих трудно­ сти с поиском средств для су­ ществования превратностям жизни в замужестве, послед­ ствия которых непреХсказуе- мы. Печальной практикой в стране становится метод оп­ ределения пола зародыша в чреве матери при помощи но­ вейших медицинских средств. Если пол женский, то чаще все­ го не суждено ребенку увидеть свет. ...Праздник явно не удался. Я наскоро распрощался, оста­ вив Нараина Сингха с егоза- ботами. А их у него, судя по всему, будет немало. Выйдя на улицу, я подумал: женщи­ ны «третьего мира» - матери 86 процентов детей нашей пла­ неты. Дели, Николай ОБОТОВ, соб. корр. АПН,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz