Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

II марта 1989 г. ЛЕНИНЕЦ • г Если бы информационно­ рекламную брошюру о Липе­ цке довелось составлять зару­ бежному гостю, то, несомнен- но. он отобрал бы снимки с нашей русской экзотикой: расписанными самоварами хо­ хломой и, конечно же, шка­ тулками с лаковой миниатю­ рной живописью, которые, как известно, особенно це- , нйтся в странах Западной Европы. Художники опытно- производственного комбина­ та при объединении топлив­ ной промышленности «Ли- пецктоппром» как бы вопло­ щают сказки в рисунках на шкатулках, но не менее ска­ зочные события происходят в стенах комбината. История первая, или Договор, которого никто не видел Речь идет о договоре, под­ писанном в коще 1987 года с двумя американскими фи­ рмами. Согласно ему второй год большая часть продукции по лаковой миниатюре комби­ натом художественной роспи­ си отсылается «на экспорт». Скажу сразу: мои поиски дубликата этого договора в УОПК напоминали розыск жар-птицы. Дало сказать, что никто, в том числе и админи­ страция комбината этот до­ говор в глаза не видел —они его и не подписьшали. — О договоре Н1ЙТО ни­ чего не знает, — сказал мне главный инженер ТОПК Б. И. Уткин. — Я могу то­ лько предполагать, что под­ писало его Министерство то­ пливной промышленности че­ рез Внешторг. — Договор я не подписы­ вал. Приехавший к нам пре­ дставитель из Внешторга поставил нас перед фактом: договор на 134 тысячи руб­ лей существует, и вам при­ дется его выполнять, — го­ ворит директор. УОПК Г..Д . Мартынов. — Недавно мы подготови­ ли письмо во Внешторг, в котором сообщили, что даль­ нейшую поставку шкатулсж осуществлять не будем. До­ говор, подписанный за наши­ ми спинами, просто невыго­ ден УОПК. — говорит эно- но.мист комбината 3. М. Чайг- никова. , Внешторг диктует нам ус­ ловия, а не наоборот, —счи­ тает старший бухгалтер УОПК А. Я . Сухорукова. ~ В ноябре послали им на 12 тысяч рублей продукции и до сих пор ни денег, ни от­ вета. Инвалютных поступле­ ний, которые уже должны быть на счету коибицата — 50 ТЫСЯЧ-долларов — тоже нет. Ясность в этом вопросе попытался внести генераль­ ный директор объединения топливной промышленности И. Е. Попов. Он показал мне протокол, по его словам, имеющий силу договора. Про­ токол был подписан предста­ вителями фабрики «Липец­ кие узоры», ВО «Новоэкс- порт», управлением топлив­ ной промышленности и дву­ мя американскими фирмами. На мое недоумение: какое отношение к договору имеет УОПК, И. Е. Попов указал на подпись И. Л. Заозеровой, работавшей главным худож­ ником на комбинате художе­ ственной росписи. Но со сто­ роны руководства УОПК в этом вопросе также был до­ пущен ряд грубых ошибок. Так, к примеру, получив в прошлом году от Внешторга новый наряд-заказ уже на -1989 год. в течение лимити­ рованного времени они , не послали в Москву никакого ответа. И только теперь на УОПК Поднят вопрос о необ­ ходимости опротестования спецификации. Впрочем, мифический до­ говор, который так и не уда­ лось отыскать , в стенах УОПК, далеко не единствен­ ное «белое пятно» в деяте­ льности комбината. Ществования комбината лишь Б этом ‘ году нам впервые удалось съездить в поселок Холуи Ивановской области, посмотреть, как работает предприятие народного про­ мысла, — рассказьшают чле­ ны творческой группы. —З а ­ висть нас взяла, как постав­ лена работа. На комбинате работают 18 ИТР и 150 ху. дожников. По желанию ис- всегда пассивную позицию, Если говорить о том. в каком плане проявляют ак­ тивность на комбинате, то следует сказать о всеобщей страсти к подсчетам. Эконо- ашсты УОПК считают вино­ вниками невыполнения плана художников. Члены творчес­ кой группы придерживаются иного мнения относительно финансового положения пре­ История вторая, или Д был ли статус-то! Учебно-опытный производ­ ственный комбинат, — это прежде всего производствен­ ное нредприитие со'всеми вы­ текающими отсюда послед­ ствиями. Но V УОПК сущест­ вует еще .один полуофициа­ льный статус предприятия народного художественного промысла. Почему полуофи­ циальный? Потому что ника­ кого официального подтверж­ дения его в стенах УОПК ни нам,, ни художникам найти не удалось. 'Гем не менее, по словам бывшего директора А. И. Рукавишникова, а так­ же членов творческой груп­ пы комбината, лично видав- •щих постановление' Совета Министров РСФСР о присвоении • Л и"п е ц кт^ му УОПК художественной росписи статуса предприятия Народного промысла, оно су­ ществует. Документ исч^ , но сохранился гимн, записан­ ный на кассете, в честь это­ го события, за которые в свое время комбинат запла­ тил немалые деньги. — Зачем им статус наро­ дного промысла, когда опла­ та художникам и так идет по первой категории., то есть именно как предприятию на­ родного промысла? И вооб­ ще. чем оно отличается от промышленного предприятия? — спросил меня И. Е. Попов. Короткая справка: пред­ приятия народного промысла, основаны на сохранении и развитии традиций народно­ го искусства, творческом тру­ де мастеров ,и художников с предоставлением дополните­ льных прав в области эконо­ мического стимулирования, материально - техническсао обеспечения, финансирования, ценообразования и управле­ ния производством... Пред­ приятиям народного промыс­ ла государственные заказы не устанавливаются, контро­ льные цифры не доводятся. —- За пятнадцать лет су- полнителей их снимают с «массовки» на творческую .ра­ боту. А у нас все вопросы решает администрация. В настоящее время члены творческой группы УОПК го­ товят письмо в рблисполком с просьбой о предоставлении (или восстановлении) стат.уса народного промысла У(Л1К. История третья, или У семи няней... Как уже отмечалось, УОПК художественной рос­ писи находится при .; 1 ипе 1 ^- , ком объединении топливной •промышленности. С.пожило(.;ь это исторически, но на дан­ ном этапе явно не способст­ вует расцвету комбината. Не вдаваясь в историю, перечи­ слю последствия их. взаимоот­ ношений для УОПК-только в текущем году. Ковйннату не хватало помещений для уче­ бного процесса, оборудования музея, методического каби­ нета. С большим трудом на­ шли для последнего .помеще­ ние, и тут пришло решение о переселений объединения топливной промышленности в здание УОПК. Сейчас уп­ равленцы решили отвоевать еще часть здания, перемес­ тив учебный процесс буду­ щих худашников в СИТУ № 7, по поводу чего в нас­ тоящее время ведутся пере­ говоры с управлением наро­ дного образования. У гене­ рального директора свои до­ воды: сокращение расходов УОПК на учебный процесс — с переводом в ОПТУ —за учеников платить будет не комбинат, а государство, а также о&спечёние их обще­ житием. Единственная неувя­ зка в этом вопросе — ре­ шительное неприятие его коллективом УОПК, x^'дож- ннками, творческой группой, преподавателями комбината, наотррз отказавшимися на­ лаживать обучение будущих художников Б училище. Не одобряет это решение и са­ ма администрация УОПК. занимающая, впрочем, как дприятия ^— содержание уп­ равленческого аппарата еже­ годно обходится в 91 тькячу рублей. В то время, как кре­ дит банка составляет 70 ты­ сяч рублей. И задолженность в этом году возрастет. Так как по подсчетам творческой груп­ пы за год уволилось около 50 художников,--^ недавно по­ дано еще 13 заявлений об уходе. Поэтому выполнение плана по лаковой миниатф- ре. -МЯГКО говоря, .иалореаль- НО. Кто виноват! — глазами художников Передо»мно'н заапление в П]Жвобережный райьо.м па­ ртии за подписью 38 худож­ ников комбината. «Пишем вам потому, что коллектив хуДоашиков ком­ бината серьезно обеспокоен дальнейшей судьбой нашего предприятия. В настоящее время встал вопрос: быть или не быть комбинату, быть или не быть художественному промыслу в городе Липец­ ке?» Корень зла коллектив художников вйднт в том, что к руководству УОПК привле каются «некомпетентные лю­ ди»,- в частности директор комбината Г. Д. Мартынов. Далее следует перечисление его «плодов деятельности»: необоснованное раздувание административно - управлен­ ческого аппарата, командно­ волевой метод руководства, игнорирование мнения кол­ лектива УОПК, снижение расценок за работы художни- кам-исполнителям, создание ненормальных условий в ра­ боте творческой группы... По некоторым перечисленным пунктам можно поспорить, остальные выглядят доволь­ но правдиво. Главное для ди­ ректора УОПК, как, навер­ ное,- и для всех директоров промышленного предприятия ■— план, поэтому понятно, что с творческой группой, бо- леюш,ей душой за художест­ венный промысел и развитие ■комбината в этом отношении,: ему найти общий язык не удалось. Судите сами: до сих пор комбинат не имеет методиче­ ского кабинета, за 15 лет его существования не было нм одной выставки авторских ра бот внутри комбината. Учени­ кам в мастерских не хвата­ ет гипса, пособий, недостает кисточек, в то время как в здании УОПК проводится ши­ карный ремонт: ступени по- крьшают мраморам, а пол — паркетом... — Лицо каждого промысла должны подтверждать творче­ ские, а не массовочные ра­ боты, — рассказьшают члены творческой группы, — у на« же творческой работе №> придают никакого значения Такой факт: ради выполнения плана администрация прода­ ла все авторские работы и художественные образцы без согласия их исполнителей и. членов художественного со- -вета. . - Поэтому, столкнувшись с пренебрежительным отноше­ ние'.; |'\1.0[ЮДС1Н.1. Х.У,и1,М1Н. Г'1 г |■ОП^.О)■):п^^^НЬI Кто виноват! — глазами администрации г . ^ -'Кооперативы, -—'н е , за думываясь, ответил Г. Д, Ма­ ртынов,. — Именно они, —- под твердил И. Е. Попов. ’ На следующий мой вопрос; как спасти комбинат, Г. Д. Мартынов ответил еще быст­ рее: , — Ворьбою с коолератИ вами. .С этой, просьбой я об ; ращался в облисполком, со­ бираюсь идти в обком пар­ тии. Ведь скоро на УОПК некому будет работать. При­ чем, уходят-то лучшие худо­ жники. Положение с кадрами обо­ стряется еще и тем, что в ' 1985—87-х годах набор уче­ ников по лаковой миниатюре- в УОПК не осуществлялся. То, что выглядело логичным в то время, кажется ошибо чным сейчас. Ведь именно в этом и следующем годах не будет выпуска учеников, то есть, те бреши, которые об разовались, некем будет за­ полнить. . Выход из создавшегося по­ ложения руководители УОПК' и объединения «Липецктоп- пром» ищут в увеличении цеп на изделия, изменив ассор тимент продукции. Г. Д. Мартынов команди­ ровал в Москву главного ху­ дожника комбината с целью ' договориться о поставках про дукции лаковой миниатюры в «Березки». - Может быть, кому-то такие меры и покажутся достаточ­ ными, но менее радужно смо­ трит на это творческий кол лектив комбината, расцени вая их как временное ослаб лекие поясов. Нужно, чтобы хозяевами на комбинате по­ чувствовали себя действите­ льно болеющие за свое дело люди. Ими мне видятся чле­ ны творческой группы. «Одна из характерных черт города — он устремлен в бу­ дущее», — так пишут в кни­ гах о Липецке наши земляки. И обязательно помещают -ъ ней иллюстрации расписных, самоваров и уникальных ра-’ бот по лаковой живописи ко.мбината художественной росписи. Такую визитную ка­ рточку Липецка мы не^ име- е.м право потерять. С. ПЛАСТИНКИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz