Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
II марта 1989 г. ЛЕНИНЕЦ • г Если бы информационно рекламную брошюру о Липе цке довелось составлять зару бежному гостю, то, несомнен- но. он отобрал бы снимки с нашей русской экзотикой: расписанными самоварами хо хломой и, конечно же, шка тулками с лаковой миниатю рной живописью, которые, как известно, особенно це- , нйтся в странах Западной Европы. Художники опытно- производственного комбина та при объединении топлив ной промышленности «Ли- пецктоппром» как бы вопло щают сказки в рисунках на шкатулках, но не менее ска зочные события происходят в стенах комбината. История первая, или Договор, которого никто не видел Речь идет о договоре, под писанном в коще 1987 года с двумя американскими фи рмами. Согласно ему второй год большая часть продукции по лаковой миниатюре комби натом художественной роспи си отсылается «на экспорт». Скажу сразу: мои поиски дубликата этого договора в УОПК напоминали розыск жар-птицы. Дало сказать, что никто, в том числе и админи страция комбината этот до говор в глаза не видел —они его и не подписьшали. — О договоре Н1ЙТО ни чего не знает, — сказал мне главный инженер ТОПК Б. И. Уткин. — Я могу то лько предполагать, что под писало его Министерство то пливной промышленности че рез Внешторг. — Договор я не подписы вал. Приехавший к нам пре дставитель из Внешторга поставил нас перед фактом: договор на 134 тысячи руб лей существует, и вам при дется его выполнять, — го ворит директор. УОПК Г..Д . Мартынов. — Недавно мы подготови ли письмо во Внешторг, в котором сообщили, что даль нейшую поставку шкатулсж осуществлять не будем. До говор, подписанный за наши ми спинами, просто невыго ден УОПК. — говорит эно- но.мист комбината 3. М. Чайг- никова. , Внешторг диктует нам ус ловия, а не наоборот, —счи тает старший бухгалтер УОПК А. Я . Сухорукова. ~ В ноябре послали им на 12 тысяч рублей продукции и до сих пор ни денег, ни от вета. Инвалютных поступле ний, которые уже должны быть на счету коибицата — 50 ТЫСЯЧ-долларов — тоже нет. Ясность в этом вопросе попытался внести генераль ный директор объединения топливной промышленности И. Е. Попов. Он показал мне протокол, по его словам, имеющий силу договора. Про токол был подписан предста вителями фабрики «Липец кие узоры», ВО «Новоэкс- порт», управлением топлив ной промышленности и дву мя американскими фирмами. На мое недоумение: какое отношение к договору имеет УОПК, И. Е. Попов указал на подпись И. Л. Заозеровой, работавшей главным худож ником на комбинате художе ственной росписи. Но со сто роны руководства УОПК в этом вопросе также был до пущен ряд грубых ошибок. Так, к примеру, получив в прошлом году от Внешторга новый наряд-заказ уже на -1989 год. в течение лимити рованного времени они , не послали в Москву никакого ответа. И только теперь на УОПК Поднят вопрос о необ ходимости опротестования спецификации. Впрочем, мифический до говор, который так и не уда лось отыскать , в стенах УОПК, далеко не единствен ное «белое пятно» в деяте льности комбината. Ществования комбината лишь Б этом ‘ году нам впервые удалось съездить в поселок Холуи Ивановской области, посмотреть, как работает предприятие народного про мысла, — рассказьшают чле ны творческой группы. —З а висть нас взяла, как постав лена работа. На комбинате работают 18 ИТР и 150 ху. дожников. По желанию ис- всегда пассивную позицию, Если говорить о том. в каком плане проявляют ак тивность на комбинате, то следует сказать о всеобщей страсти к подсчетам. Эконо- ашсты УОПК считают вино вниками невыполнения плана художников. Члены творчес кой группы придерживаются иного мнения относительно финансового положения пре История вторая, или Д был ли статус-то! Учебно-опытный производ ственный комбинат, — это прежде всего производствен ное нредприитие со'всеми вы текающими отсюда послед ствиями. Но V УОПК сущест вует еще .один полуофициа льный статус предприятия народного художественного промысла. Почему полуофи циальный? Потому что ника кого официального подтверж дения его в стенах УОПК ни нам,, ни художникам найти не удалось. 'Гем не менее, по словам бывшего директора А. И. Рукавишникова, а так же членов творческой груп пы комбината, лично видав- •щих постановление' Совета Министров РСФСР о присвоении • Л и"п е ц кт^ му УОПК художественной росписи статуса предприятия Народного промысла, оно су ществует. Документ исч^ , но сохранился гимн, записан ный на кассете, в честь это го события, за которые в свое время комбинат запла тил немалые деньги. — Зачем им статус наро дного промысла, когда опла та художникам и так идет по первой категории., то есть именно как предприятию на родного промысла? И вооб ще. чем оно отличается от промышленного предприятия? — спросил меня И. Е. Попов. Короткая справка: пред приятия народного промысла, основаны на сохранении и развитии традиций народно го искусства, творческом тру де мастеров ,и художников с предоставлением дополните льных прав в области эконо мического стимулирования, материально - техническсао обеспечения, финансирования, ценообразования и управле ния производством... Пред приятиям народного промыс ла государственные заказы не устанавливаются, контро льные цифры не доводятся. —- За пятнадцать лет су- полнителей их снимают с «массовки» на творческую .ра боту. А у нас все вопросы решает администрация. В настоящее время члены творческой группы УОПК го товят письмо в рблисполком с просьбой о предоставлении (или восстановлении) стат.уса народного промысла У(Л1К. История третья, или У семи няней... Как уже отмечалось, УОПК художественной рос писи находится при .; 1 ипе 1 ^- , ком объединении топливной •промышленности. С.пожило(.;ь это исторически, но на дан ном этапе явно не способст вует расцвету комбината. Не вдаваясь в историю, перечи слю последствия их. взаимоот ношений для УОПК-только в текущем году. Ковйннату не хватало помещений для уче бного процесса, оборудования музея, методического каби нета. С большим трудом на шли для последнего .помеще ние, и тут пришло решение о переселений объединения топливной промышленности в здание УОПК. Сейчас уп равленцы решили отвоевать еще часть здания, перемес тив учебный процесс буду щих худашников в СИТУ № 7, по поводу чего в нас тоящее время ведутся пере говоры с управлением наро дного образования. У гене рального директора свои до воды: сокращение расходов УОПК на учебный процесс — с переводом в ОПТУ —за учеников платить будет не комбинат, а государство, а также о&спечёние их обще житием. Единственная неувя зка в этом вопросе — ре шительное неприятие его коллективом УОПК, x^'дож- ннками, творческой группой, преподавателями комбината, наотррз отказавшимися на лаживать обучение будущих художников Б училище. Не одобряет это решение и са ма администрация УОПК. занимающая, впрочем, как дприятия ^— содержание уп равленческого аппарата еже годно обходится в 91 тькячу рублей. В то время, как кре дит банка составляет 70 ты сяч рублей. И задолженность в этом году возрастет. Так как по подсчетам творческой груп пы за год уволилось около 50 художников,--^ недавно по дано еще 13 заявлений об уходе. Поэтому выполнение плана по лаковой миниатф- ре. -МЯГКО говоря, .иалореаль- НО. Кто виноват! — глазами художников Передо»мно'н заапление в П]Жвобережный райьо.м па ртии за подписью 38 худож ников комбината. «Пишем вам потому, что коллектив хуДоашиков ком бината серьезно обеспокоен дальнейшей судьбой нашего предприятия. В настоящее время встал вопрос: быть или не быть комбинату, быть или не быть художественному промыслу в городе Липец ке?» Корень зла коллектив художников вйднт в том, что к руководству УОПК привле каются «некомпетентные лю ди»,- в частности директор комбината Г. Д. Мартынов. Далее следует перечисление его «плодов деятельности»: необоснованное раздувание административно - управлен ческого аппарата, командно волевой метод руководства, игнорирование мнения кол лектива УОПК, снижение расценок за работы художни- кам-исполнителям, создание ненормальных условий в ра боте творческой группы... По некоторым перечисленным пунктам можно поспорить, остальные выглядят доволь но правдиво. Главное для ди ректора УОПК, как, навер ное,- и для всех директоров промышленного предприятия ■— план, поэтому понятно, что с творческой группой, бо- леюш,ей душой за художест венный промысел и развитие ■комбината в этом отношении,: ему найти общий язык не удалось. Судите сами: до сих пор комбинат не имеет методиче ского кабинета, за 15 лет его существования не было нм одной выставки авторских ра бот внутри комбината. Учени кам в мастерских не хвата ет гипса, пособий, недостает кисточек, в то время как в здании УОПК проводится ши карный ремонт: ступени по- крьшают мраморам, а пол — паркетом... — Лицо каждого промысла должны подтверждать творче ские, а не массовочные ра боты, — рассказьшают члены творческой группы, — у на« же творческой работе №> придают никакого значения Такой факт: ради выполнения плана администрация прода ла все авторские работы и художественные образцы без согласия их исполнителей и. членов художественного со- -вета. . - Поэтому, столкнувшись с пренебрежительным отноше ние'.; |'\1.0[ЮДС1Н.1. Х.У,и1,М1Н. Г'1 г |■ОП^.О)■):п^^^НЬI Кто виноват! — глазами администрации г . ^ -'Кооперативы, -—'н е , за думываясь, ответил Г. Д, Ма ртынов,. — Именно они, —- под твердил И. Е. Попов. ’ На следующий мой вопрос; как спасти комбинат, Г. Д. Мартынов ответил еще быст рее: , — Ворьбою с коолератИ вами. .С этой, просьбой я об ; ращался в облисполком, со бираюсь идти в обком пар тии. Ведь скоро на УОПК некому будет работать. При чем, уходят-то лучшие худо жники. Положение с кадрами обо стряется еще и тем, что в ' 1985—87-х годах набор уче ников по лаковой миниатюре- в УОПК не осуществлялся. То, что выглядело логичным в то время, кажется ошибо чным сейчас. Ведь именно в этом и следующем годах не будет выпуска учеников, то есть, те бреши, которые об разовались, некем будет за полнить. . Выход из создавшегося по ложения руководители УОПК' и объединения «Липецктоп- пром» ищут в увеличении цеп на изделия, изменив ассор тимент продукции. Г. Д. Мартынов команди ровал в Москву главного ху дожника комбината с целью ' договориться о поставках про дукции лаковой миниатюры в «Березки». - Может быть, кому-то такие меры и покажутся достаточ ными, но менее радужно смо трит на это творческий кол лектив комбината, расцени вая их как временное ослаб лекие поясов. Нужно, чтобы хозяевами на комбинате по чувствовали себя действите льно болеющие за свое дело люди. Ими мне видятся чле ны творческой группы. «Одна из характерных черт города — он устремлен в бу дущее», — так пишут в кни гах о Липецке наши земляки. И обязательно помещают -ъ ней иллюстрации расписных, самоваров и уникальных ра-’ бот по лаковой живописи ко.мбината художественной росписи. Такую визитную ка рточку Липецка мы не^ име- е.м право потерять. С. ПЛАСТИНКИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz