Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
2 4 ЛЕНИНЕЦ 3 марта 1987 г. Я мрщсь в цех: / «Липецк, трубный завод, ремонт но-механический цех, Александру Ильичу Багрову». Все правильно, письмо предназначено ему, мастеру токарного участка. Днимательио пе речитал адрес отправителя: «...Евге ний Алексаядровяч Петров», и толь ко тогда вскрыл конверт: «Здравствуй, Александр Ильич. С огромным солдатским приветом к тебе бывший фрезеровщик Евге ний Петров...». Смешались чувства мастера, пет, Женьку он, конечно, не забыл. Но... Недолюбливал его парень.~3нал об этом Александр Ильич. Недолюбли вал за то, что все, ему казалось, придирается к нему мастер.- То ра ботой недоволен, то дисциплиной. Частенько говаривал Багров: «Нет У тебя, Женька, гордости за свой труд..-». Досадно было парню упреки с-чушать. Токарный участок небольшой. Все на виду. Не раз успевает мастер за смену к новичкам подойти, поможет в чертежах разобраться, посмотрит, что. и как делает каждый/ Спрос за конечный результат у него серьез ный: «Работу по разркду дают — будь добр без брака ее выполнить. Не получается — у меня, у любого, более опытного спроси, на смех за это никогда не поднимут». На участке к новичкам, действи тельно, отношение особое. Тепло принимает их коллектив н два три месяца терпеливо учит профессии. Но и жесткой опекой это не назо вешь. Помощь — помощью, а ждут от ребят рабочие со стажем поболь ше самостоятельности. Потому, что хорошо понимают: на одних подсказ ках к настоящему мастерству прийти невозможно. Коллектив токарного участка сло жился не вчера. Не ,один десяток лет работают многие токари, фрезеров щики. Взаимопонимание здесь, мож но сказать, полное. Проблема в дру гом: стареет коллектив. И каждый новичок для него поэтому событие значительное. Тем более, что не все ребята потом здесь остаются, для кого-то профессия тяжкой обязанно стью оборачивается. Да, как прави ло, таких и не удерживают. Но зато «закрепившегося» коллектив своей общей победой считает. С пятнадцати лет трудится на уча стке Во.чодя Сытник. Давно на са мостоятельной работе. Третий раз ряд ему присвоили. Раз от раза сложнее становятся поручаемые за дания. — Эх, Петров-Петров, — вздохнул Багров, читая Женькино письмо. Вспомнились «фокусы» парня. И как с работы «улетал», только его и видели, и как деталь бракованную норовил за «высший сорт» выдать. Сколько раз приходилось сталкивать ся мастеру, старым опытным рабо чим с ершистым характером Евге ния. Но проскальзывала за внешней бравадой парня рабочая хватка, уп рямство, переходившее со временем в упорство. И это была уже верная «зацепка». Ведь когда Евгений брал ся за дело всерьез, своего обязатель но добивался. Казалось, еще чуть-чуть, и вой дет он в коллектив не.„залетной пти цей — настоящим мастером станет. Но... Торжественно провожали Петро ва в армию. Всем участком собра лись. Прощались, наставления по следние давали, звали после службы обратно. А по лщ у Женьки- призыв ника блуждала улыбка. Только в о г вет; «Поживем •— увидим». И вот— письмо... «На здоровье не жа.туюсь, к ар мейским будням привыкаю. Одно плохо — домой хочется, родителей повидать, ребят своих. Охота к вам, на работу. Раньше думал: скорее бы в армию, от цеха подальше. А те перь многое понял. Напишите, кто сможет, как вы там? Нет лн нового фрезеровщика? Пришли ли молодые ребята? Пиши те побо.чьше о цехе, о заводе». Потом письмо читали все вместе, собравшись в будке мастера. И как- то по-особому звучали строки про стого солдатското письма, заканчиг вавшегося словами: «После армии я к вам вернусь», В. ПУСТОВАЛОВ. МАСТЕРСТВО ПРИХОДИТ В ШКОЛЕ В Липецком педгшституте состоялась конференция на тему: «Повышение каче ства подготовки учительских кадров и со вершенствование народного образования в свете требований XXVII съезда КПСС». На конференции, где присутствовали преподаватели педагогических вузов и учи лищ, работники органов народного образо вания, института усовершенствования учи телей, подробно говорилось о задачах и перспективах педагогического образования в условиях реформы общеобразователь ной и перестройки высшей школы, о даль нейшем совершенствовании работы с моло дыми учителями, об укрёпленни взаимо связи, взашяодействяя недниститута и школы. Выступающие — ректор ЛГПИ В. В. Шахов; заведующий облоно В. Е. Тонких, проректор по научной работе ЛГПИ А. А. Плешаков, профессор ЛГЦИ Н. Н. Кузьмин, заведующий кафедрой рус ского языка ЛГПИ В. В. Щеулин, зав. от делом народного образования Елецкого райисполкома С. Д. Федюнин, зав. отделом Липецкого роно А. И. Егоров. После пленарного заседания в актовом зале пединститута состоялась встреча ру ководителей органов народного образова ния с выпускниками пединститута. В работе конференции приняли участие секретарь обкома КПСС Р. Б. Злобина, зам. зав. отделом науки и учебных заведе ний обкома КПСС В. И. Щеглов, секре‘ тарь Правобереяшого РК КПСС В. А. Ноздреватых. В своем выступлении заве дующий облоно В. Е. Тонких сказал: — Для молодых учителей особо важно осознание того, что они являются участника ми реализации крупномас штабного де.ча реформы, оп ределившей стратегию обуче ния и формирования духовно го мира молодого поколения. Начинающий учитель на сту денческой скамье получает определенную сумму знаний по предмету, ■знакомится с осно вами педагогики, . методики преподавания той или иной дисциплины. Однако, как бы ИИ подготовил педагогиче ский вуз или училище моло дого , специалиста, мастерство приходит к нему в школе, на практике, в живом общении с детьми. Успехи в труде моло дого специалиста во многом, зависят от того, в какой кол лектив он попадет, насколько чутко и внимате.чьно отнесут ся к нему руководите.та шко-. лы и коллеги, общественность села, района. Ежегодно в ряды педагогов нашей области вливается око ло 700 выпускников педагоги ческих институтов и училищ. В большинстве районов к их приему готовятся заблаговре менно. На августовских сове щаниях проходит ■ торжест венное посвящение молодых специалистов в профессию, проводятся встречи с руково дителями района, с ветеранами педагогического труда й т. д. Но проходят, праздники и начинаются будни. Трудности,- с которыми сталкивается в первые годы своей работы на чинающий учитель, естествен ны. Они порождаются нрвиз-, ной, а порой неожиданностью ситуаций , и обстоятельств, , в которые попадает вчерашний выпускник педагогического учебного заведения. Помочь ему в быстрейшей адаптации — валеная задача руководства школы, всего педагогического коллектива. А. С. Макаренко утвержда.т, что .«настоящим учителем - воспитате-дем мож но стать после работы в хоро шем педагогическом коллек тиве “через несколько .дет». Эту же мйсль продолжил В. А. Сухомлинский: «Человек стано вится хорошим учителем прежде всего благодаря об становке творческого труда педагогического ко.длектива и учащихся». Хороший опыт, помощи мо лодым учите-дям сложи.дся в педагогических коллективах Елецкого, Добрннского, Липец кого, Добровского И ряда других районов. Материалы из опыта работы Екатериновской восьми-детней школы Е.децкого района' и Верхнематренской средней школы Добрииского района с молодыми учителями были представлены на Выставке до стижений народного хозяйсг ва. Этот .материал получил одобрение выставочного ко митета. Руководители школ, педа гогический коллектив — бли жайшие, но не едйнствеиные помощники начинающих учи телей. В районах работой с ними руководят советы моло дых педагогов, созданные при райкоме ВЛКСМ. Советы ока зывают помощь в овладении профеесйонаяьным мастерст- 'вом, способствуют развитию шефства в педагогических кол лективах, помогают мб.додым учителям содержательно ор- .ганизовывать свободное вре мя, способствуют укреплению контактов учите.дьской моло дежи с молодежью города и села, заводов'и строек, колхо зов и совхозов, тем самым по могают теснее связать нашу школу со воем ходом комму нистического строительства. Традиционными в практике работы этих советов стали рей ды «Как живешь, молодой, учитель?». С,дедует. отметить, что в последние годы условия жизни учите.чей'иовичков улуч шились: больше стало выде ляться квартир хозяйствами, улучшается снабжение про дуктами питания и. т, д. Советы стремятся разнооб разить формы своей работы. В Добровском районе тради ционным стало проведение не дели молодого специалиста, в Долгоруковском вошли в практику творческие отчеты учителей-стажеров, в Доб- ринском проводятся дни встре чи е молодыми учителями. Далее В. Е. Тонких сказал: —Существующая в наши дни система подготовки учитель ских кадров обеспечивает школы преподавателями в це лом, успешно справляющимися со своей работой. Но характер учите.тьской профессии осо бенный. Он отличается, в ча- - стностй, своей динамично стью. требующей от педагога непрерывного обновления и совершенствования ранее по- '.чученных з.чаний. Поэтому он обязан всю свою жизнь ■учиться. Систематическое по- -вышеиие квалификации, бес прерывное самообразование и совершенствование — ' обяза тельные условия труда учи телей в новых условиях. С це лью оказания помощи им при всех методических кабинетах существуют школы молодого- учителя — по всем предметам. Бо.чее того, все кабинеты ин ститута усовершенствования учйге.чей проводят постоянно действующие семинары с учи- телями-стажерамй. Они прово дятся с показом открытых уро ков лучших учителей города Липецка и области. Как пра- ви.чо, в работе этих семинаров принимают участие препода ватели. Липецкого и Елецкого пединститутов. Особенно пло дотворно сотрудничество . с органами народного образо вания кафедр русского языка, литературы, методики препо давания русского языка и ино* странных языков, биологии, химии, педагогики и психоло гии ЛГПИ. С нынешнего года мы изме нили систему курсовой подго товки молодых учителей с о . стажем 5—7 .чет. Если раньше мы вызывали их вместе-с пе“ дагогами, имеющими большой стаж работы, то теперь • мы приглашаем их отдельно, что позволяет сделать курсы бо' лее целеианравлениымн. Учи' тывая, что молодому педагогу в большей степени необходи ма методическая подготовка, ИУУ планирует ' эти курсы не летом, а во время учебного года. Это позволит большую часть времени проводить в шкалах, показывать различ ные типы уроков, разнообраз ные формы внеклассной рабо ты. Работа с молодыми педа гогами, проводимая в области, дает свои плоды. Основная масса молодых специалистов быстро адаптируется в новых условиях и прочно занимает свое место в педагогических ко.члективах. Однако, несмотря на неко торые успехи, недостатки и упущения продолжают иметь место.. Естественно, быстрая адаптация выпускников вузов проходит тогда, когда он воз вращается в свое родное село, а еще лучше—в свою родную школу. Но пока еще не все районы ведут продуманную ра боту по направлению своих выпускников в педагогические вузы. Не выполняют планы на правления Да-нковский, Задон ский, Становлянский . и ряд дретих районов. Да и там,, где планы выпол няются, отбор кандидатов на учебу, профориентация на пе дагогические профессии про водится стихийно, без учета потребности районов в тех ,и.чн. иных ■кадрах. ' По всей вероятности, отбор кандидатов в педвузы нужно начинать не во втором полуго дии десятого класса, а в на чале девятого. Следует ожи вить работу педагогических классов. Здесь .мы ждем помо щи от кафедр педагогики и психологии. Наверное, есть необходимость: ребят, которых мы отберем, приглашать на’ каникулах в пединститут, пре- водить с ними собеседования, читать лекции, знакомить их с будущей специальностью. Мы думаем, что за два года рабо ты с этими ребятами, удастся отобрать тех,, кто действитель но сможет - стать настоящим учите.чем; , А то ведь, чего греха таить, среди бо,чьшой массы учите лей-стажеров встречаются та кие, в характеристиках кото рых указывается много нега-, тнвиых сторон. Вызывают тревогу такие факты, как без ответственность, недисципли нированность, ‘ нежелание ра ботать. Например, молодой специалист В. А. Сотников из Ленинской школы Липецкого района за сентябрь—октябрь пропустил 26 рабочих дней. Из-за неправильной органи зации им учебного процесса ВО время урока, произошел не счастный случай: ученик . по пал в больницу. Следует , отметить, что це ленаправленному формирова нию личности молодого учи теля мешают все еще слабые контакты между' отделами на родного образования и педа гогическими йнст-кгутами. В чем это проявляется? К при меру, все еще значительная чаезъ стажеров приходит на практику без индивидуальных планов работы. В прошлом го ду они отсутствовали в Сощ- кинской и Фащевской школах Гряэинского района, в СШ № 32 г, Липецка и ряде дру гих. Редкие гости у стажеров преподаватели вузов. Большие претензии и к рай онным отделам народного об разованная — в том,, что они не выполняют приказ облоно «Об итогах стажировки выпуск ников • педагогических учеб ных заведений в 1984—85 г о ^ ду», а в нем предлагалось на- прав.тять копии стажерских листов на кафедры пединсти тутов. Отсутствие взаимной информации затрудняет на метить конкретные меры по совершенствованию - подготов ки молодых специалистов. А, может быть, нам стоит в кон це года проводить встречи ра ботников вузов, отделов на родного образования, дирек торов ШКО.Т и в откровенной беседе обсуждать все болевые ■ точки в работе стажеров? Над этим стоит подумать. Практически все начинаю щие учителя испытывают боль шие трудности в организации воспитательной работы, групп продленного дня и в ряде дру гих направлений учебно-вос питательного процесса. Есте ственно, совершенствование подготовки молодых специа листов по данным направле ниям — дело соответствующих кафедр пединститутов, но и здесь мы можем и должны объединить свои усилия. Например, у нас уже есть практика, когда методисты ин ститута усовершенствования читали студентам выпускных курсов спецкурсы по ведению школьной, документации, по нормативным документам МП РСФСР, по организации рабо- ты в . группах продленного дня и другим проблемам. • Думаем, введение непрерыв ной практики студентов уже ■ с 1-го курса поможет им бы стрее -налаживать контакты с учащимися, познакомиться на практике с организацией са- ^ моуправления в школе, с осо бенностями работы пионер ской и. комсомольской органи заций. А какую неоценимую помощь могут оказать студен ты в организации кружков тех нического творчества, спор тивных секций, кружков эсте:' тического цикла. Есть еще проблема, которая пока слабо находит свое ос- .вещение в научной и методи ческой литературе, и от ре- . шения которой очень часто за висит судьба молодого учите ля, его становление и утверж дение себя в долж'исути педа гога, Это проблема малокомп лектной школы. Мы не учим школьника методике работы в классах с ма.лой наполняемо стью. Таких школ в области немало, и количество их не сокращается. .Не найдя кон такта с таким малочисленным ^ классом, не ■сумев найти вер- ных организационных форм обучения, молодой спецмлист разочаровывается в работе, в лучшем случае отрабатывает три года, а то и уходит после первого. В заключение В. Е. Тонких, сказал: — Советский учитель, наследуя принципы работы передовых педагогов прошло го, является творческой си лой, тесно связанной с Ком-, мунястической партией, он призван не только обучать своих учеников основам иаук, не только неустанно .разви вать и укреп.татБ их идейную убежденность, учить своих пи томцев вести активную на ступательную борьбу против буржуазной идеологии, но и формировать трудовой на строй учащихся, готовить их своим трудом участвовать в создании материальных цен ностей. Учитель, по сути дела, стоит у истоков развития про изводительных сил страны, ее . социального прогресса и ; творческого потенциала. ' П о - ; этому качество его подготов ки, а также быстрая профес- сиоп-льная адаптация имеют вахшое общественное значе ние. И успех работы в этом на правлении мы видим в посто янных деловых и творческих контактах органов народно- • го образования и педагогиче ских учебных заведений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz