Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

2 4 ЛЕНИНЕЦ 3 марта 1987 г. Я мрщсь в цех: / «Липецк, трубный завод, ремонт­ но-механический цех, Александру Ильичу Багрову». Все правильно, письмо предназначено ему, мастеру токарного участка. Днимательио пе­ речитал адрес отправителя: «...Евге­ ний Алексаядровяч Петров», и толь­ ко тогда вскрыл конверт: «Здравствуй, Александр Ильич. С огромным солдатским приветом к тебе бывший фрезеровщик Евге­ ний Петров...». Смешались чувства мастера, пет, Женьку он, конечно, не забыл. Но... Недолюбливал его парень.~3нал об этом Александр Ильич. Недолюбли­ вал за то, что все, ему казалось, придирается к нему мастер.- То ра­ ботой недоволен, то дисциплиной. Частенько говаривал Багров: «Нет У тебя, Женька, гордости за свой труд..-». Досадно было парню упреки с-чушать. Токарный участок небольшой. Все на виду. Не раз успевает мастер за смену к новичкам подойти, поможет в чертежах разобраться, посмотрит, что. и как делает каждый/ Спрос за конечный результат у него серьез­ ный: «Работу по разркду дают — будь добр без брака ее выполнить. Не получается — у меня, у любого, более опытного спроси, на смех за это никогда не поднимут». На участке к новичкам, действи­ тельно, отношение особое. Тепло принимает их коллектив н два три месяца терпеливо учит профессии. Но и жесткой опекой это не назо­ вешь. Помощь — помощью, а ждут от ребят рабочие со стажем поболь­ ше самостоятельности. Потому, что хорошо понимают: на одних подсказ­ ках к настоящему мастерству прийти невозможно. Коллектив токарного участка сло­ жился не вчера. Не ,один десяток лет работают многие токари, фрезеров­ щики. Взаимопонимание здесь, мож­ но сказать, полное. Проблема в дру­ гом: стареет коллектив. И каждый новичок для него поэтому событие значительное. Тем более, что не все ребята потом здесь остаются, для кого-то профессия тяжкой обязанно­ стью оборачивается. Да, как прави­ ло, таких и не удерживают. Но зато «закрепившегося» коллектив своей общей победой считает. С пятнадцати лет трудится на уча­ стке Во.чодя Сытник. Давно на са­ мостоятельной работе. Третий раз­ ряд ему присвоили. Раз от раза сложнее становятся поручаемые за­ дания. — Эх, Петров-Петров, — вздохнул Багров, читая Женькино письмо. Вспомнились «фокусы» парня. И как с работы «улетал», только его и видели, и как деталь бракованную норовил за «высший сорт» выдать. Сколько раз приходилось сталкивать­ ся мастеру, старым опытным рабо­ чим с ершистым характером Евге­ ния. Но проскальзывала за внешней бравадой парня рабочая хватка, уп­ рямство, переходившее со временем в упорство. И это была уже верная «зацепка». Ведь когда Евгений брал­ ся за дело всерьез, своего обязатель­ но добивался. Казалось, еще чуть-чуть, и вой­ дет он в коллектив не.„залетной пти­ цей — настоящим мастером станет. Но... Торжественно провожали Петро­ ва в армию. Всем участком собра­ лись. Прощались, наставления по­ следние давали, звали после службы обратно. А по лщ у Женьки- призыв­ ника блуждала улыбка. Только в о г вет; «Поживем •— увидим». И вот— письмо... «На здоровье не жа.туюсь, к ар­ мейским будням привыкаю. Одно плохо — домой хочется, родителей повидать, ребят своих. Охота к вам, на работу. Раньше думал: скорее бы в армию, от цеха подальше. А те­ перь многое понял. Напишите, кто сможет, как вы там? Нет лн нового фрезеровщика? Пришли ли молодые ребята? Пиши­ те побо.чьше о цехе, о заводе». Потом письмо читали все вместе, собравшись в будке мастера. И как- то по-особому звучали строки про­ стого солдатското письма, заканчиг вавшегося словами: «После армии я к вам вернусь», В. ПУСТОВАЛОВ. МАСТЕРСТВО ПРИХОДИТ В ШКОЛЕ В Липецком педгшституте состоялась конференция на тему: «Повышение каче­ ства подготовки учительских кадров и со­ вершенствование народного образования в свете требований XXVII съезда КПСС». На конференции, где присутствовали преподаватели педагогических вузов и учи­ лищ, работники органов народного образо­ вания, института усовершенствования учи­ телей, подробно говорилось о задачах и перспективах педагогического образования в условиях реформы общеобразователь­ ной и перестройки высшей школы, о даль­ нейшем совершенствовании работы с моло­ дыми учителями, об укрёпленни взаимо­ связи, взашяодействяя недниститута и школы. Выступающие — ректор ЛГПИ В. В. Шахов; заведующий облоно В. Е. Тонких, проректор по научной работе ЛГПИ А. А. Плешаков, профессор ЛГЦИ Н. Н. Кузьмин, заведующий кафедрой рус­ ского языка ЛГПИ В. В. Щеулин, зав. от­ делом народного образования Елецкого райисполкома С. Д. Федюнин, зав. отделом Липецкого роно А. И. Егоров. После пленарного заседания в актовом зале пединститута состоялась встреча ру­ ководителей органов народного образова­ ния с выпускниками пединститута. В работе конференции приняли участие секретарь обкома КПСС Р. Б. Злобина, зам. зав. отделом науки и учебных заведе­ ний обкома КПСС В. И. Щеглов, секре‘ тарь Правобереяшого РК КПСС В. А. Ноздреватых. В своем выступлении заве­ дующий облоно В. Е. Тонких сказал: — Для молодых учителей особо важно осознание того, что они являются участника­ ми реализации крупномас­ штабного де.ча реформы, оп­ ределившей стратегию обуче­ ния и формирования духовно­ го мира молодого поколения. Начинающий учитель на сту­ денческой скамье получает определенную сумму знаний по предмету, ■знакомится с осно­ вами педагогики, . методики преподавания той или иной дисциплины. Однако, как бы ИИ подготовил педагогиче­ ский вуз или училище моло­ дого , специалиста, мастерство приходит к нему в школе, на практике, в живом общении с детьми. Успехи в труде моло­ дого специалиста во многом, зависят от того, в какой кол­ лектив он попадет, насколько чутко и внимате.чьно отнесут­ ся к нему руководите.та шко-. лы и коллеги, общественность села, района. Ежегодно в ряды педагогов нашей области вливается око­ ло 700 выпускников педагоги­ ческих институтов и училищ. В большинстве районов к их приему готовятся заблаговре­ менно. На августовских сове­ щаниях проходит ■ торжест­ венное посвящение молодых специалистов в профессию, проводятся встречи с руково­ дителями района, с ветеранами педагогического труда й т. д. Но проходят, праздники и начинаются будни. Трудности,- с которыми сталкивается в первые годы своей работы на­ чинающий учитель, естествен­ ны. Они порождаются нрвиз-, ной, а порой неожиданностью ситуаций , и обстоятельств, , в которые попадает вчерашний выпускник педагогического учебного заведения. Помочь ему в быстрейшей адаптации — валеная задача руководства школы, всего педагогического коллектива. А. С. Макаренко утвержда.т, что .«настоящим учителем - воспитате-дем мож­ но стать после работы в хоро­ шем педагогическом коллек­ тиве “через несколько .дет». Эту же мйсль продолжил В. А. Сухомлинский: «Человек стано­ вится хорошим учителем прежде всего благодаря об­ становке творческого труда педагогического ко.длектива и учащихся». Хороший опыт, помощи мо­ лодым учите-дям сложи.дся в педагогических коллективах Елецкого, Добрннского, Липец­ кого, Добровского И ряда других районов. Материалы из опыта работы Екатериновской восьми-детней школы Е.децкого района' и Верхнематренской средней школы Добрииского района с молодыми учителями были представлены на Выставке до­ стижений народного хозяйсг ва. Этот .материал получил одобрение выставочного ко­ митета. Руководители школ, педа­ гогический коллектив — бли­ жайшие, но не едйнствеиные помощники начинающих учи­ телей. В районах работой с ними руководят советы моло­ дых педагогов, созданные при райкоме ВЛКСМ. Советы ока­ зывают помощь в овладении профеесйонаяьным мастерст- 'вом, способствуют развитию шефства в педагогических кол­ лективах, помогают мб.додым учителям содержательно ор- .ганизовывать свободное вре­ мя, способствуют укреплению контактов учите.дьской моло­ дежи с молодежью города и села, заводов'и строек, колхо­ зов и совхозов, тем самым по­ могают теснее связать нашу школу со воем ходом комму­ нистического строительства. Традиционными в практике работы этих советов стали рей­ ды «Как живешь, молодой, учитель?». С,дедует. отметить, что в последние годы условия жизни учите.чей'иовичков улуч­ шились: больше стало выде­ ляться квартир хозяйствами, улучшается снабжение про­ дуктами питания и. т, д. Советы стремятся разнооб­ разить формы своей работы. В Добровском районе тради­ ционным стало проведение не­ дели молодого специалиста, в Долгоруковском вошли в практику творческие отчеты учителей-стажеров, в Доб- ринском проводятся дни встре­ чи е молодыми учителями. Далее В. Е. Тонких сказал: —Существующая в наши дни система подготовки учитель­ ских кадров обеспечивает школы преподавателями в це­ лом, успешно справляющимися со своей работой. Но характер учите.тьской профессии осо­ бенный. Он отличается, в ча- - стностй, своей динамично­ стью. требующей от педагога непрерывного обновления и совершенствования ранее по- '.чученных з.чаний. Поэтому он обязан всю свою жизнь ■учиться. Систематическое по- -вышеиие квалификации, бес­ прерывное самообразование и совершенствование — ' обяза­ тельные условия труда учи­ телей в новых условиях. С це­ лью оказания помощи им при всех методических кабинетах существуют школы молодого- учителя — по всем предметам. Бо.чее того, все кабинеты ин­ ститута усовершенствования учйге.чей проводят постоянно действующие семинары с учи- телями-стажерамй. Они прово­ дятся с показом открытых уро­ ков лучших учителей города Липецка и области. Как пра- ви.чо, в работе этих семинаров принимают участие препода­ ватели. Липецкого и Елецкого пединститутов. Особенно пло­ дотворно сотрудничество . с органами народного образо­ вания кафедр русского языка, литературы, методики препо­ давания русского языка и ино* странных языков, биологии, химии, педагогики и психоло­ гии ЛГПИ. С нынешнего года мы изме­ нили систему курсовой подго­ товки молодых учителей с о . стажем 5—7 .чет. Если раньше мы вызывали их вместе-с пе“ дагогами, имеющими большой стаж работы, то теперь • мы приглашаем их отдельно, что позволяет сделать курсы бо' лее целеианравлениымн. Учи' тывая, что молодому педагогу в большей степени необходи­ ма методическая подготовка, ИУУ планирует ' эти курсы не летом, а во время учебного года. Это позволит большую часть времени проводить в шкалах, показывать различ­ ные типы уроков, разнообраз­ ные формы внеклассной рабо­ ты. Работа с молодыми педа­ гогами, проводимая в области, дает свои плоды. Основная масса молодых специалистов быстро адаптируется в новых условиях и прочно занимает свое место в педагогических ко.члективах. Однако, несмотря на неко­ торые успехи, недостатки и упущения продолжают иметь место.. Естественно, быстрая адаптация выпускников вузов проходит тогда, когда он воз­ вращается в свое родное село, а еще лучше—в свою родную школу. Но пока еще не все районы ведут продуманную ра­ боту по направлению своих выпускников в педагогические вузы. Не выполняют планы на­ правления Да-нковский, Задон­ ский, Становлянский . и ряд дретих районов. Да и там,, где планы выпол­ няются, отбор кандидатов на учебу, профориентация на пе­ дагогические профессии про­ водится стихийно, без учета потребности районов в тех ,и.чн. иных ■кадрах. ' По всей вероятности, отбор кандидатов в педвузы нужно начинать не во втором полуго­ дии десятого класса, а в на­ чале девятого. Следует ожи­ вить работу педагогических классов. Здесь .мы ждем помо­ щи от кафедр педагогики и психологии. Наверное, есть необходимость: ребят, которых мы отберем, приглашать на’ каникулах в пединститут, пре- водить с ними собеседования, читать лекции, знакомить их с будущей специальностью. Мы думаем, что за два года рабо­ ты с этими ребятами, удастся отобрать тех,, кто действитель­ но сможет - стать настоящим учите.чем; , А то ведь, чего греха таить, среди бо,чьшой массы учите­ лей-стажеров встречаются та­ кие, в характеристиках кото­ рых указывается много нега-, тнвиых сторон. Вызывают тревогу такие факты, как без­ ответственность, недисципли­ нированность, ‘ нежелание ра­ ботать. Например, молодой специалист В. А. Сотников из Ленинской школы Липецкого района за сентябрь—октябрь пропустил 26 рабочих дней. Из-за неправильной органи­ зации им учебного процесса ВО время урока, произошел не­ счастный случай: ученик . по­ пал в больницу. Следует , отметить, что це­ ленаправленному формирова­ нию личности молодого учи­ теля мешают все еще слабые контакты между' отделами на­ родного образования и педа­ гогическими йнст-кгутами. В чем это проявляется? К при­ меру, все еще значительная чаезъ стажеров приходит на практику без индивидуальных планов работы. В прошлом го­ ду они отсутствовали в Сощ- кинской и Фащевской школах Гряэинского района, в СШ № 32 г, Липецка и ряде дру­ гих. Редкие гости у стажеров преподаватели вузов. Большие претензии и к рай­ онным отделам народного об­ разованная — в том,, что они не выполняют приказ облоно «Об итогах стажировки выпуск­ ников • педагогических учеб­ ных заведений в 1984—85 г о ^ ду», а в нем предлагалось на- прав.тять копии стажерских листов на кафедры пединсти­ тутов. Отсутствие взаимной информации затрудняет на­ метить конкретные меры по совершенствованию - подготов­ ки молодых специалистов. А, может быть, нам стоит в кон­ це года проводить встречи ра­ ботников вузов, отделов на­ родного образования, дирек­ торов ШКО.Т и в откровенной беседе обсуждать все болевые ■ точки в работе стажеров? Над этим стоит подумать. Практически все начинаю­ щие учителя испытывают боль­ шие трудности в организации воспитательной работы, групп продленного дня и в ряде дру­ гих направлений учебно-вос­ питательного процесса. Есте­ ственно, совершенствование подготовки молодых специа­ листов по данным направле­ ниям — дело соответствующих кафедр пединститутов, но и здесь мы можем и должны объединить свои усилия. Например, у нас уже есть практика, когда методисты ин­ ститута усовершенствования читали студентам выпускных курсов спецкурсы по ведению школьной, документации, по нормативным документам МП РСФСР, по организации рабо- ты в . группах продленного дня и другим проблемам. • Думаем, введение непрерыв­ ной практики студентов уже ■ с 1-го курса поможет им бы­ стрее -налаживать контакты с учащимися, познакомиться на практике с организацией са- ^ моуправления в школе, с осо­ бенностями работы пионер­ ской и. комсомольской органи­ заций. А какую неоценимую помощь могут оказать студен­ ты в организации кружков тех­ нического творчества, спор­ тивных секций, кружков эсте:' тического цикла. Есть еще проблема, которая пока слабо находит свое ос- .вещение в научной и методи­ ческой литературе, и от ре- . шения которой очень часто за­ висит судьба молодого учите­ ля, его становление и утверж­ дение себя в долж'исути педа­ гога, Это проблема малокомп­ лектной школы. Мы не учим школьника методике работы в классах с ма.лой наполняемо­ стью. Таких школ в области немало, и количество их не сокращается. .Не найдя кон­ такта с таким малочисленным ^ классом, не ■сумев найти вер- ных организационных форм обучения, молодой спецмлист разочаровывается в работе, в лучшем случае отрабатывает три года, а то и уходит после первого. В заключение В. Е. Тонких, сказал: — Советский учитель, наследуя принципы работы передовых педагогов прошло­ го, является творческой си­ лой, тесно связанной с Ком-, мунястической партией, он призван не только обучать своих учеников основам иаук, не только неустанно .разви­ вать и укреп.татБ их идейную убежденность, учить своих пи­ томцев вести активную на­ ступательную борьбу против буржуазной идеологии, но и формировать трудовой на­ строй учащихся, готовить их своим трудом участвовать в создании материальных цен­ ностей. Учитель, по сути дела, стоит у истоков развития про­ изводительных сил страны, ее . социального прогресса и ; творческого потенциала. ' П о - ; этому качество его подготов­ ки, а также быстрая профес- сиоп-льная адаптация имеют вахшое общественное значе­ ние. И успех работы в этом на­ правлении мы видим в посто­ янных деловых и творческих контактах органов народно- • го образования и педагогиче­ ских учебных заведений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz