Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
12 февраля 1987 г. ЛЕНИНЕЦ ф 8 II ВСЕСОЮЗНЬГЙ СМОТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Смотр народных талантов, посвященный 70-летию Вели кого Октября, набрал силу. Пе ред липчанами с отчетными концертами уже выступили представители более половины районов области. Отчет лебедянцев характе рен преобладающим участием молодежи. И ого не удивитель но. В районе немало учебных заведений, да и сельское насе ление молодеет. Пожалуй, наиболее заметны в программе ];онцерта были са модеятельные артисты педа гогического училища, Прежде всего это академический хор, уже имеющий авторитет кол лектива творческого со своим репертуаро»’. Па этот ра.т вос- Ш 1 тан 1 Ш 1 ;и Л . Дерхуповой ис полнили «Шелодиш Дружбы* Ю. Чичкова. Хорошо смотре лись и тышоры этого Училища в шуточном танце «Мета.мор- фо.хы«. Кроме эгнх коллекти вов, Еыступхии учащх'еся сред- хшх шьол и детской .музыкаль ной. .А. Щурова. «Ш ы ть таимм , мам Г а й д а р » Эта лагерная смена «прометеев- цам» запомнится надолго. , Здесь, _в пионерском лагере . «Прометей» НЛМК, они были участниками вол нующего праздника, посвященного 50-летию Всесоюзного тиму^вского движения. Ребята ответили на вопросы «Тимуровской анкеты». — З а что ты любишь Гайдара? «За то, что он любил свою страну. Погиб,, защищая наше детство». — .Что значит быть Тимуром? «Быть таким, как А. П. Гайдар». С. ИВАНОВ. Н о в ы й н;1уй в ДК профсоюзов состоялось очередное занятие молодежно - дис куссионного клуба «Спектр». Он относительно молод, но уже заин тересовал многих старшеклассников. Темы прошлых занятий — фанта стическая живопись, музыка и ки нематография, а теперь же разговор шел о произведениях известного пи сателя Кира Булычева, его расска зах, о романах «Город наверху» и «Последняя война». С обзором твор чества писателя выступил методист управления культуры Алексей Юрьевич Подов. Собравшиеся на метили перспективы дальнейшей ра боты клуба, познакомились с вы ставкой фантастической литерату- А. ФИСЕНКО. ИЗУЧАЕМПРОБЛЕМУ ЭКРАН ДЕЙСТВЕННОСТИ Редакция получила ответ, в котором говорится: «В газете «Ленинец» за 20 января 1987 года в статье «Личное или государственное» сообщалось об использовании в личных целях ав томобиля УАЗ-469, принадлежащего Липецкому эксплуатационно - тех ническому. узлу связи, водителем А. М. Золотаревым. Факт использования автомобиля в личных целях обсужден в коллек тиве, водителю А. М, Золотареву объявлен выговор, он лишен пре мия, удержана из зарплаты стои мость работы автомобиля. В изданном приказе по предприя тию еще раз определен порядок вы писки автомобилей для перевозки продуктов, материалов и топлива, назначены ответственные за рабо ту на линии автомобилей. И. А. ЛУТОХИН, началЬкик Липецкого , эксплуатационно-технического узла связи»; С у в а ж е н и е м в в м и г е должен ОТНОСИТЬСЯ каждый современный, образованный молодой человек. Так считает наш читатель А . Ломоносов, учитель Один . симпатичный, спор тивный, волевой, ц е л е у с т - . ремленный - , девятиклассник написал в анкете, отвечая на .вопрос-. «саьюе, ' ,.нелюбимое • занятие» : чтёниё. Считаю «го бессмысленной тратой вре мени. ■ ' Ответ этого д евятикл ас сника .им ел одно неоспори мее .преимущество—он был ся в узкие рамки всеобщно- •сти й полезности, . «Контрольная для взрос- ,дых» продемонстрировала недавно перед миллионной аудиторией вопиющее неве жество ленинградских школь ников — причем, сделано это было с неуместной стыдли востью, Надо было видеть, какое неподдельное изумяе- абсолютно искренен в своей ние свети.юсь в гл азах этих безапелляционности. Его я с - юных интеллектуалов^ когда ное, чуждое полутонов виде- у дих осторожно выспраши- ние мира не нуждалось в словесной маскировке. Юный максималист никого не по учал и не прислушивался ни к чьим советам — он -думал так, как писал, и писал так,, как думал. ' ' • Столь гармоничное един ство формы и содержания едва не поставило меня в тупик — очень трудно, поч ти невозможно достучаться до шестяадцатилетнего че ловека , чувствующего себя абсолютно правым. И все же я решил спросить его: «Н е вали, не знакомы .пи им име н а Айтматова, Распутина, Трифонова? Попытка диало га повисла в воздухе на гла зах- инфантильность ми лых мальчиков и девочек не поддавалась самой- Изощрен ной маскировке. Уж е сменили кадр, р а з говор перешел на другую т е му, взрослые дяди е Цен трального телевидения • по спешили покинуть скользкую плоскость риторических во просов, а я все никак не мог избавиться ' от мысли: кто же.- ужели ты никогда не полу- этом виноват? Ну да, ра- ч ал удовольствие — просто ■ к удовольствие от прочитан ной книги?». Снисходитель но улыбаясь , голубоглазый прагматик сдержанно отве тил: «Есть вещи полезные и бесполезные. Я не против книг в принципе, если из них можно почерпнуть что-нибудь необходимое — задачник по физике, например, или спра вочник автолюбителя. А всяка я там художественная литература , — извините, „чушь, у меня слишком м а ло времени , чтобы тратить его на пустяки». Мы привыкли употреблять слово «максимализм» , если не в исключительно пози тивном, то во всяком слу чае. почти всегда — в бла гожелательном смысле. Не правда ли, это так близко и понятно — юношеская ув леченность, яростное не приятие любых «но», пыл ка я готовность отстаивать единственную истину. Одна ко максимализм недозрелого юнца, отвергавшего* с сухой рассудительностью познав шего человека «чтение вооб щ е» — это завтрашнее воин ствующее мещанство, безж а лостно сметающее на своем пути все, что не укладьшает- зумеется, — век сверхскоро стей и стрессов, гиподина мия, экологические и демо графические кризисы, . ут рата коммуникабельности,- Все правильно, и тем не м е нее, почему перестали чи тать? Почему книга дл я н е которых стала , наказанием , художественная литература ' — сферой столь непонятной и пугающей, как неземные цивилизации? Почему в вось мом классе имена Гете и Байрон а вызывают глухой ропот недоумения, а в деся том наотрез отказываются понимать Блока: «заумно!». Почему среднестатический школьник не может , назвать ни одного имени современно го зарубежного писателя, а к поэзии любой —- отечест венной или европейской — относятся с нескрываемой скукой? Откуда воинству ющая леность ума и р а зд р а женное неприятие любых попыток ее нарушить; зачем мне ваши книги? Отчего, н а конец, литературные произ ведения, волновавшие их сверстников 20 . 50 , 100 лет назад , им откровенно чуж ды? Предвижу гневную р еак цию. «Что. з а гиперболиза ция!. Наша молодежь самая читающая в мире, умная , талантливая , творческая». Да, есть и 1шные , есть т а лантливые. есть творческие, есть, но ведь есть и не чита ющие, которым глубоко без* различны наши дискуссии, призывы, проповеди. Все. кто смотрел последний выпуск телепередачи « 1 2 -й этаж», не могли не обратить внима ние на совершенно отчет-.' ливую, увеличивавшуюся на глазах пропасть между двумя - «лестничными пролетами»— щербаковцами и их собесед-- никами, ежеминутно при зывавшими поговорить о тяжелом роке, оставив в по кое никому не нужные «цер- квульки», И мы уж е не мо жем закры вать гл аза на су ществование этой пропасти, хотим мы того или нет. Предчувствую возраж е ния: нель зя огульно очер нять пятнадцатилетнйх толь ко на основании того, что они не заслушиваются Моцар том, не зачитываются Пру стом, не впадают в горячеч ное состояние при виде по- . лотен Сезанна и Ш агала . Бесспорно, псевдоинтелли- гентский снобизм никогда не заменит подлинной куль туры . Можно быть чистым человеком , прочитав з а жизнь десяток книг. Однако ни при каких условиях жизненные обстоятельства, помешавшие определенной категории лю- положения, сложившегося сегодня в отношениях м еж ду значительной частью мо лодежи и книгой. Обвинять легче всего . — это давно известно. О гля немся, товарищи учителя , н а самих себя . Много ли мы д ел а ем : для того, чтобы р а зорвать порочный круг без- раз.пичйя к печатному слову? Горько, но факт: литерату р а ВгСегодняшней школе едва ЛИ; не самый нелюбимый учебный предмет... Нынеш ний уровень, ее преподава ния способен отбить всякое желание читать и понимать прочитанное у самых непред в зятых людей. Доморощен ный,, суконный я зы к учебных текстов, абсолютная н е з а интересованность в форми ровании самостоятельного творческого мьппления при водят к печальному р е зуль тату; н а уроках литературы подростки под бдительным надзором педагога обуча ются препарированию лите ратурных героев — отвле- - ченному, деловитому, пуга ющему своей бесцельно стью. Сплошь и рядом школьники бойко живопису ют стилистические особен ности произведений, которых они никогда не читали. Н ет необходимости на- по.минать о том, что культура чтения — источник культу ры восприятия, творческого самовыражения личности. Формирование культуры чте- дей завершить свое о б р а з ц у разовое мероприя- вание, не могут служить оп- проведенное «на ура» . равданием обывательскому н « .ч- , отношению к культуре у тех, кто беспрепятственно может овладевать ее сокровищами — может, но не спешит р е ализовать ее возможности.. Испокон веку на Руси начитанность ставилась в число самых заветных чело веческих достоинств. Люди, овладевшие книжной пре мудростью , никогда не были простыми ее хранителями . Мечта Н екрасова о тех временах , когда русский кре стьянин • «Белинского и Гоголя с ба з ара понесет», не была плодом благостной фантазии поэта. 'Уважение к книге не пропадало в самые . тяж елы е времена нашей и с тории , Тем грустнее созна вать всю ненормальность а систематический, долголет ний труд , к счастью , его никогда не поздно начать. Но не стоит и самооболь щ аться — без искренней з а интересованности любая по пытка достичь даже скром ного уровня окажется обре ченной н а неудачу. ...Ровно полвека назад Стефан Цвейг заметил: «.Ка ким ограниченным долж ен ка заться мир человеку, ли шенному возможности чи тать» . Юный максима.чист, скорее всего, этих слов ни когда не слышал . Но мне верится, что мудрость ста рого писателя рано или по здно растопит лед равноду шия. Только очень хотелось бы. чтобы это произошло как можно раньше.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz