Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

19 декабря 1987 г . ЛЕНИНЕЦ ф 11 ПРЕМЬЕРА РУБРИКИ Не .частное дело Этой темы мы уже каса* Яись. И БОТ вновь по обла­ сти прошла волна так назы­ ваемых «святых» писем. Од­ но из них было передано в редакцию. Содержание по­ добных писем подробно рас­ крывается в одном из публи­ куемых сегодня комментари­ ев. К слову сказать, проком­ ментировать явление «свя­ тых» писем мы попросили людей, стоящих на разных Возициях по отношению к религии. Как вы заметили, новая газетная рубрика на темы атеистического воспитания будет называться «Не част­ ное дело», потому как в' ле­ нинской статье «Социализм В религия» есть такая мысль; «Мы требуем, чтобы рели­ гия была частным делом по отношению к государству, но мы никак не можем счи­ тать религию частным делом по отношению к нашей соб­ ственной партии». С е г о д н я с в о е м н е н и е п о п о в о д у таи н а ­ зы в а е м ы х « свя ты х» п и с е м вы с к а зы в аю т к а н д и д а т ф и л о л о г и ч е с к и х н а у к Б . Ш а л ь н е в и к а н д и д а т б о г о с л о в и я а р х и м а н д р и т Д ан ии л . ВРЕМЯ «Святые» письма, с одним из которых меня ознакомила ре­ дакция, , для меня не .новость. И я получал их в- своем почто­ вом ящике наряду с другой кор­ респонденцией. Не раз подхо- , ДИ.ЧИ ко мне и люди с вопро- со.м; Что делать, переписать ВТО письмо столько раз, сколь­ ко указано в нем? Поэтому мне даже пришлось как-то на про­ поведи говорить, что' подобные письма — абсурд, в них нет сути, нет ничего, кроме запу-' гивания, их надо сжигать, не читая. И я не знаю человека, которому было бы хорошо от того, что он переписал письмо 22 раза или. наоборот, — не переписал, и через 36 дней к нему пришло горе. Кстати, об этом. По . моему понятию, наказание должно быть святым. Провинился чело­ век — его наказывают, совер­ шил преступление — сажают в тюрьму. И это оправдано; за- ^ конами. А в данном случае ни­ кто не имеет права брать на себя такие полномочия — су­ лить людям «горе и болезнь». . ' О природе возникновения «святых писем» сказать труд­ но. Одни думают, что распро­ страняют их сектанты, напри­ мер, истинно православные хри­ стиане, другие склонны пола­ гать, будто составляют эти письма фанатики, верящие во всевозможные тайны. Не исключена и третья вер- , сия — возможно, эти письма могли' проникнуть' с Запада ра­ ди отвлечения наших людей от мирских' дел. Распространялись «святые» письма и до революции. В них даже приписка была: чтобы проверить силу, действен­ ность его, письмо надо привя­ зать к ошейнику собаки; если будешь стрелять в нее, то соба­ ку не убьешь {?!) Остается добавить, что еще до революции священник Иоанн Кронштадский боролся с явле­ нием «святых» писем. И очень странно, что находятся сейчас люди, верящие в них и попусту тратящие свое время. Архимандрит ДАНИИЛ, кандидат богословия. ] ИДОЛЫ или ИДЕАЛЫ? «снятые* письма... Написан- выв раэаым почерком, нередко детским, еще чаща — взрос­ лым, но сознательно изменен- Еым,, «каракулями» или «про- Пжсыо», они не раз попадали мне в руки и всякий раз ос­ тавляли привкус печали, горе­ ли н стыда. Особенно массовым было их явление в военные и первые послевоенные годы. Говорю «яаление», потому что ано- шшные эти щисьма. не имею­ щие обратного адреса, подбра­ сывались тайком,' из засады, Я прямом смысле слова, пада­ ли, как снег. На головы осиро-. тевших шлдатских. матерей, Жен и невест. Эффект неожи­ данности усиливал нетерпели-, Вость енояилпциков, жесткость пх требований переписывать Письмо 22 раза и разослать «по всему свету», чтс^ы ийеж ать Горя и «неизлечимой болезни». Ео многих письмах встреча 12- Летнего мальчика е богом про­ исходила непременно на бере­ гу «кровавой реки». В годы войны этот образ был ближе к реальности, чем к метафоре. — Перепиши, сынок... Не поленись, а уж я тебя гостан- Яем отдарю, — умоляли сердо­ больные деревенские вдовы, на; пуганные очередным «святым» письмом. Больно было смот­ реть ши в глаза, с^манывать их надежды, но ни одну из отча­ янных просьб я не выполнил. Рука не поднялась... Детские годы давно остались Яа чертой горизонта. Сама го­ ризонты жизни раздвинулись, разбежались на неоглядные световые годы. А «святые» письма до сих пор сочиняются кем-то во тьме ночи, черными ПТИЦЕЮ! залетают то в дере­ венские подворья, то в почто­ вые ящики городских квартир. Кто их пишет? Кто отправля­ ет их в недобрый полет? Пы­ таюсь воссоздать портреты ав­ торов — и ничего не получает­ ся. Нет четких очертаний. Нет Аиц или хотя бы одного лица. И лишь души «святых» ано-. вимщиков с годами проясня­ ются. О них-то, пожалуй, н стоит сказать. Попробуем объективно, нё- щюдвзято проанализировать содержание переданного в ре- дакцшо (типичного, надо стме- тапъ) письма. О чем ояо? В чем его суть? В чем элемен^ тарный, несущий ввформацию смысл? По существу смысл *тот заключен в первой стрсже к сводится ж.ключительно к боговосхвалению. Остальное — инструкция, как надо действо­ вать получателям письма. Ано­ нимщик не считает нужным даже намекнуть, о чем же го­ ворится. в «личнбм послании» бога,- переданном, надо пола­ гать, всем нам через загадоч- иого «мальчика». Стало быть, это и не имеет ровно никакого «начеЩгя. Стало быть, главное для него, анонимщика — засви­ детельствовать свои вернопод­ даннические чувства к богу, Ншременно в письмеином ви­ да. Для убедительности. Что касается идеи боговос- хваления, она не придумана авторами «святых» писем. Она составляет-сердцевину, альфу и омегу, апофеоз любого рели­ гиозного вероучения и культа. «Я есть господь Бог твой. Аа не будет у тебя иных богов, кроме меня», — так сформули­ рована -первая, заглавная биб­ лейская заповедь, переданная якобы 'людям богом Яхве че­ рез пророка Моисея на . горе Сион. Вторая заповедь также не оставляет сомнений в том, что чинопочитание, личный культ возводятся богом в выс­ шую добро,^ете,\ь; «Не сотвори себе другого куьира или дру­ гое подобие мое на земле, в небе, Б водах и под землей, не поклоняйся и не служи им». Не стоит удиЕЛ5пъся, мягко говоря, нравственной уязви­ мости этих заповедей. Боги ве­ ба — это всего лишь дети грешной земли. Рожденные, сотворенные в эпоху рабст­ ва, ОКИ не могли н е отразить раболепия, униженности сво­ их творцов. Остроумные и глубокие размьппления по это­ му поводу есть в «Дневншсе Адама» Марка Твена: «Если бы мне поручили сотворить бога, я наделил бы его некоторыми чертами характера и навыка­ ми, которых не хватает ны­ нешнему (библейскому) богу. Он не стал бы выпрашивать у человека похвал и лести и был бы достаточно ве.ликоду- шен, чтобы не требовать их силой... Он не был <&1 куп­ цом, торгашом. СЖ Не скупал бы льстивые похвалы. Он не выставлял бы на продажу •емные радости и вечное бла­ женство, не торговал бы этим товаром в обмен на молитв&... Он не был бы завистлив и Мелочен. Даже люди презира- ,ют в себе эту черту... Он скрывал бы, что восторгается самим собою. Он понял. бы, что хвалить себя при »ани- шемом им положении дурно». Что ж, хорошие заветы — Не только для небесных богов. Жаль, что авторы «святых» писем, игнорируя человечес­ кий опыт, не стыдясь, де­ монстрируют свою мировоз­ зренческую, нравственную ог­ раниченность, свою духовную нищету. Анонимность лишь условно маскирует их. Сами письма — доказательства то­ го, что живут рядом с вами социальные отшельники, чей нравственный уровень нахо­ дится на опасно низкой от­ метке. Корыстолюбивый рас­ чет авторов «святых» писем сочетается с наивной, на ' пер­ вый взгляд, прямо-таки дре­ мучей верой в силу бумаго­ творчества: разослал 22 пись­ ма — и счастье «через .36 дней» обеспечено. Думается, бюрократические извращения в самом дурном смысле повлия­ ли на формирование таких «творческих» установок. Хотя, стоп! Здесь не столько наив, сколько фарисейство, лицеме­ рие, искаженный моральньш расчет. Расчет на то, что не все получатели писем испол- Н35Т «наказ», не всё бросятся к письменным столам. Тем, дескать, хуже для них1 Тем. дескать, .лучше для меня! Д- исполнил свой долг, я напи­ сал, я распространил, я буду вознагражден! Можно бы.ло бы улыбнуть­ ся, а то и рассмеяться над этим нелепым, допотопным способом - самоутверждения. Можно бы, если «святые» письма не таили бы в себе более опасную отраву — активно проповедуемое ' зло. Разве можно по другому квалифи­ цировать пронизывающую их угрозу «отомстить» горем, не­ излечимой бодеаныо инако­ мыслящим? Треxне^ольвый срок исполнения решительно­ го «наказа» — это ультима- ] тум, рассчитанный, разумеет­ ся, на слабодушных. И не та­ кой уж он безобидньш, этот ультиматум, для некоторых получателей «святых» ■писем, а главное — для их сочините­ лей. Прийти незваным гостем в чужой дом с обещанием не- . счастья — поступок глубоко безнравственйый с самой рас­ хожей. житейской точки зре­ ния. Угрожать несчастьем за -убеждения — безнравственно вдвойне, И этой-то угрозой авторы «святых» писем до конца очерчивают контуры своей души. Души ущербной, обывате,льской, склонной' к- аг­ рессии. агрессии против разу­ ма, человеческого достоин­ ства. Агрессии против гума- ...Читаю нелепые, корькто- Аюбивые строки «святого» по­ слания, а видится Человек- Костер Джордано Бруно. И звучат солнечные слова пуш­ кинской ' «Вакхической песни». И доносится издалека пла­ менный призыв француз­ ского революционера-атеиста С. Марешаля: «Поднимись, человек! Встань в позу госпо­ дина! Поднимись! Уважай се­ бя! Познай цену себе! Не поклоняйся какому-то богу. Перед тобою - только рав-, ные тебе. Ты не сьш мгнове­ ния, твой род вечен». Гуманизм выстрадан челове­ чеством. Лучшие сыны всех времен и народов шли за че­ ловека и во имя че.довека на плаху и на костер. Перо и бу­ мага были для них орудиями утверждения истины, добра и красоты. И гордости чедовв- чеасой. Авторы «святых» писем — несчастные люди. Агрессив­ ность их эгоистического са­ моутверждения вызывает есте­ ственный отпор, но не снима­ ет чувства . боли за этих лю­ дей, з а . само существование их сегодня, на излете двадцато­ го века. Наверное, в чем-то Мы все виноваты перед ниьш. В до,лгу перед .ними за чх от­ шельничество. убожество. за их убогий . нравственный экст­ ремизм. ' Годы застоя обеовулись, как известно,'' явлениями эко- •'номаческого спада, моральных деформаций. «Остагочный принцип» в какой-то мере приглушил и гуманистический пафос революционного марк- . систско - ленинского учения. Сегодня положение исправ­ ляется. Демократизация, • на­ правленная вширь и вглубь,' объявлена душой перестройки. Определяющим становится че­ ловеческий фактор — живой человек с его заботами и тре­ вогами, радостями и печаля­ ми. Хочется надеяться, что де­ мократизация развяжет мно­ гие наши «узлы», высветит тупики и закоулки, поможет прозреть и ньшешним авто­ рам «святых» писем. Прозреть а главном: поклоняться идо­ лам — легко, трудней — ут­ верждать идеалы, достойные человека. Борцам за народное счастье всегда было горше других. Сегодня — не легче. Нужно слово, достойное дело, и дело, равное своей ценой жизни. Сил в. этой борьбе прибав.\я- ет не тлю зорная надежда на «царство небесное», а высокое чу’вство солидарности с еди­ номышленниками, с теми, кто придет на смену, кто задолго до нас провозгласил высшей ценностью и высшей целью не бога, а человека. «Только человек —наш отец, наш судья, наша Родина, наши закон и мера, начало и конец нашей гражданской в нравст­ венной, общественной и се­ мейной жизни. Нет спасения помимо Человека!». Этой прек­ расной мыслью венгерского просветителя Яноша Хорарика мне бы хотелось закончить комментарии «святого» пись­ ма. Разве что татько осталось добавить, что гуманизм неис­ черпаем в своих жизнеутверж­ дающих проявлениях, а оаэум и душа человеческие неукро­ тимы в своих устремлениях; чё"» рез тернии — к звездам, че­ рез поражения — ,х победе. Б. ШАЛЬНЕВ, кандидат филологических каутс. X

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz