Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
19 декабря 1987 г . ЛЕНИНЕЦ ф 11 ПРЕМЬЕРА РУБРИКИ Не .частное дело Этой темы мы уже каса* Яись. И БОТ вновь по обла сти прошла волна так назы ваемых «святых» писем. Од но из них было передано в редакцию. Содержание по добных писем подробно рас крывается в одном из публи куемых сегодня комментари ев. К слову сказать, проком ментировать явление «свя тых» писем мы попросили людей, стоящих на разных Возициях по отношению к религии. Как вы заметили, новая газетная рубрика на темы атеистического воспитания будет называться «Не част ное дело», потому как в' ле нинской статье «Социализм В религия» есть такая мысль; «Мы требуем, чтобы рели гия была частным делом по отношению к государству, но мы никак не можем счи тать религию частным делом по отношению к нашей соб ственной партии». С е г о д н я с в о е м н е н и е п о п о в о д у таи н а зы в а е м ы х « свя ты х» п и с е м вы с к а зы в аю т к а н д и д а т ф и л о л о г и ч е с к и х н а у к Б . Ш а л ь н е в и к а н д и д а т б о г о с л о в и я а р х и м а н д р и т Д ан ии л . ВРЕМЯ «Святые» письма, с одним из которых меня ознакомила ре дакция, , для меня не .новость. И я получал их в- своем почто вом ящике наряду с другой кор респонденцией. Не раз подхо- , ДИ.ЧИ ко мне и люди с вопро- со.м; Что делать, переписать ВТО письмо столько раз, сколь ко указано в нем? Поэтому мне даже пришлось как-то на про поведи говорить, что' подобные письма — абсурд, в них нет сути, нет ничего, кроме запу-' гивания, их надо сжигать, не читая. И я не знаю человека, которому было бы хорошо от того, что он переписал письмо 22 раза или. наоборот, — не переписал, и через 36 дней к нему пришло горе. Кстати, об этом. По . моему понятию, наказание должно быть святым. Провинился чело век — его наказывают, совер шил преступление — сажают в тюрьму. И это оправдано; за- ^ конами. А в данном случае ни кто не имеет права брать на себя такие полномочия — су лить людям «горе и болезнь». . ' О природе возникновения «святых писем» сказать труд но. Одни думают, что распро страняют их сектанты, напри мер, истинно православные хри стиане, другие склонны пола гать, будто составляют эти письма фанатики, верящие во всевозможные тайны. Не исключена и третья вер- , сия — возможно, эти письма могли' проникнуть' с Запада ра ди отвлечения наших людей от мирских' дел. Распространялись «святые» письма и до революции. В них даже приписка была: чтобы проверить силу, действен ность его, письмо надо привя зать к ошейнику собаки; если будешь стрелять в нее, то соба ку не убьешь {?!) Остается добавить, что еще до революции священник Иоанн Кронштадский боролся с явле нием «святых» писем. И очень странно, что находятся сейчас люди, верящие в них и попусту тратящие свое время. Архимандрит ДАНИИЛ, кандидат богословия. ] ИДОЛЫ или ИДЕАЛЫ? «снятые* письма... Написан- выв раэаым почерком, нередко детским, еще чаща — взрос лым, но сознательно изменен- Еым,, «каракулями» или «про- Пжсыо», они не раз попадали мне в руки и всякий раз ос тавляли привкус печали, горе ли н стыда. Особенно массовым было их явление в военные и первые послевоенные годы. Говорю «яаление», потому что ано- шшные эти щисьма. не имею щие обратного адреса, подбра сывались тайком,' из засады, Я прямом смысле слова, пада ли, как снег. На головы осиро-. тевших шлдатских. матерей, Жен и невест. Эффект неожи данности усиливал нетерпели-, Вость енояилпциков, жесткость пх требований переписывать Письмо 22 раза и разослать «по всему свету», чтс^ы ийеж ать Горя и «неизлечимой болезни». Ео многих письмах встреча 12- Летнего мальчика е богом про исходила непременно на бере гу «кровавой реки». В годы войны этот образ был ближе к реальности, чем к метафоре. — Перепиши, сынок... Не поленись, а уж я тебя гостан- Яем отдарю, — умоляли сердо больные деревенские вдовы, на; пуганные очередным «святым» письмом. Больно было смот реть ши в глаза, с^манывать их надежды, но ни одну из отча янных просьб я не выполнил. Рука не поднялась... Детские годы давно остались Яа чертой горизонта. Сама го ризонты жизни раздвинулись, разбежались на неоглядные световые годы. А «святые» письма до сих пор сочиняются кем-то во тьме ночи, черными ПТИЦЕЮ! залетают то в дере венские подворья, то в почто вые ящики городских квартир. Кто их пишет? Кто отправля ет их в недобрый полет? Пы таюсь воссоздать портреты ав торов — и ничего не получает ся. Нет четких очертаний. Нет Аиц или хотя бы одного лица. И лишь души «святых» ано-. вимщиков с годами проясня ются. О них-то, пожалуй, н стоит сказать. Попробуем объективно, нё- щюдвзято проанализировать содержание переданного в ре- дакцшо (типичного, надо стме- тапъ) письма. О чем ояо? В чем его суть? В чем элемен^ тарный, несущий ввформацию смысл? По существу смысл *тот заключен в первой стрсже к сводится ж.ключительно к боговосхвалению. Остальное — инструкция, как надо действо вать получателям письма. Ано нимщик не считает нужным даже намекнуть, о чем же го ворится. в «личнбм послании» бога,- переданном, надо пола гать, всем нам через загадоч- иого «мальчика». Стало быть, это и не имеет ровно никакого «начеЩгя. Стало быть, главное для него, анонимщика — засви детельствовать свои вернопод даннические чувства к богу, Ншременно в письмеином ви да. Для убедительности. Что касается идеи боговос- хваления, она не придумана авторами «святых» писем. Она составляет-сердцевину, альфу и омегу, апофеоз любого рели гиозного вероучения и культа. «Я есть господь Бог твой. Аа не будет у тебя иных богов, кроме меня», — так сформули рована -первая, заглавная биб лейская заповедь, переданная якобы 'людям богом Яхве че рез пророка Моисея на . горе Сион. Вторая заповедь также не оставляет сомнений в том, что чинопочитание, личный культ возводятся богом в выс шую добро,^ете,\ь; «Не сотвори себе другого куьира или дру гое подобие мое на земле, в небе, Б водах и под землей, не поклоняйся и не служи им». Не стоит удиЕЛ5пъся, мягко говоря, нравственной уязви мости этих заповедей. Боги ве ба — это всего лишь дети грешной земли. Рожденные, сотворенные в эпоху рабст ва, ОКИ не могли н е отразить раболепия, униженности сво их творцов. Остроумные и глубокие размьппления по это му поводу есть в «Дневншсе Адама» Марка Твена: «Если бы мне поручили сотворить бога, я наделил бы его некоторыми чертами характера и навыка ми, которых не хватает ны нешнему (библейскому) богу. Он не стал бы выпрашивать у человека похвал и лести и был бы достаточно ве.ликоду- шен, чтобы не требовать их силой... Он не был <&1 куп цом, торгашом. СЖ Не скупал бы льстивые похвалы. Он не выставлял бы на продажу •емные радости и вечное бла женство, не торговал бы этим товаром в обмен на молитв&... Он не был бы завистлив и Мелочен. Даже люди презира- ,ют в себе эту черту... Он скрывал бы, что восторгается самим собою. Он понял. бы, что хвалить себя при »ани- шемом им положении дурно». Что ж, хорошие заветы — Не только для небесных богов. Жаль, что авторы «святых» писем, игнорируя человечес кий опыт, не стыдясь, де монстрируют свою мировоз зренческую, нравственную ог раниченность, свою духовную нищету. Анонимность лишь условно маскирует их. Сами письма — доказательства то го, что живут рядом с вами социальные отшельники, чей нравственный уровень нахо дится на опасно низкой от метке. Корыстолюбивый рас чет авторов «святых» писем сочетается с наивной, на ' пер вый взгляд, прямо-таки дре мучей верой в силу бумаго творчества: разослал 22 пись ма — и счастье «через .36 дней» обеспечено. Думается, бюрократические извращения в самом дурном смысле повлия ли на формирование таких «творческих» установок. Хотя, стоп! Здесь не столько наив, сколько фарисейство, лицеме рие, искаженный моральньш расчет. Расчет на то, что не все получатели писем испол- Н35Т «наказ», не всё бросятся к письменным столам. Тем, дескать, хуже для них1 Тем. дескать, .лучше для меня! Д- исполнил свой долг, я напи сал, я распространил, я буду вознагражден! Можно бы.ло бы улыбнуть ся, а то и рассмеяться над этим нелепым, допотопным способом - самоутверждения. Можно бы, если «святые» письма не таили бы в себе более опасную отраву — активно проповедуемое ' зло. Разве можно по другому квалифи цировать пронизывающую их угрозу «отомстить» горем, не излечимой бодеаныо инако мыслящим? Треxне^ольвый срок исполнения решительно го «наказа» — это ультима- ] тум, рассчитанный, разумеет ся, на слабодушных. И не та кой уж он безобидньш, этот ультиматум, для некоторых получателей «святых» ■писем, а главное — для их сочините лей. Прийти незваным гостем в чужой дом с обещанием не- . счастья — поступок глубоко безнравственйый с самой рас хожей. житейской точки зре ния. Угрожать несчастьем за -убеждения — безнравственно вдвойне, И этой-то угрозой авторы «святых» писем до конца очерчивают контуры своей души. Души ущербной, обывате,льской, склонной' к- аг рессии. агрессии против разу ма, человеческого достоин ства. Агрессии против гума- ...Читаю нелепые, корькто- Аюбивые строки «святого» по слания, а видится Человек- Костер Джордано Бруно. И звучат солнечные слова пуш кинской ' «Вакхической песни». И доносится издалека пла менный призыв француз ского революционера-атеиста С. Марешаля: «Поднимись, человек! Встань в позу госпо дина! Поднимись! Уважай се бя! Познай цену себе! Не поклоняйся какому-то богу. Перед тобою - только рав-, ные тебе. Ты не сьш мгнове ния, твой род вечен». Гуманизм выстрадан челове чеством. Лучшие сыны всех времен и народов шли за че ловека и во имя че.довека на плаху и на костер. Перо и бу мага были для них орудиями утверждения истины, добра и красоты. И гордости чедовв- чеасой. Авторы «святых» писем — несчастные люди. Агрессив ность их эгоистического са моутверждения вызывает есте ственный отпор, но не снима ет чувства . боли за этих лю дей, з а . само существование их сегодня, на излете двадцато го века. Наверное, в чем-то Мы все виноваты перед ниьш. В до,лгу перед .ними за чх от шельничество. убожество. за их убогий . нравственный экст ремизм. ' Годы застоя обеовулись, как известно,'' явлениями эко- •'номаческого спада, моральных деформаций. «Остагочный принцип» в какой-то мере приглушил и гуманистический пафос революционного марк- . систско - ленинского учения. Сегодня положение исправ ляется. Демократизация, • на правленная вширь и вглубь,' объявлена душой перестройки. Определяющим становится че ловеческий фактор — живой человек с его заботами и тре вогами, радостями и печаля ми. Хочется надеяться, что де мократизация развяжет мно гие наши «узлы», высветит тупики и закоулки, поможет прозреть и ньшешним авто рам «святых» писем. Прозреть а главном: поклоняться идо лам — легко, трудней — ут верждать идеалы, достойные человека. Борцам за народное счастье всегда было горше других. Сегодня — не легче. Нужно слово, достойное дело, и дело, равное своей ценой жизни. Сил в. этой борьбе прибав.\я- ет не тлю зорная надежда на «царство небесное», а высокое чу’вство солидарности с еди номышленниками, с теми, кто придет на смену, кто задолго до нас провозгласил высшей ценностью и высшей целью не бога, а человека. «Только человек —наш отец, наш судья, наша Родина, наши закон и мера, начало и конец нашей гражданской в нравст венной, общественной и се мейной жизни. Нет спасения помимо Человека!». Этой прек расной мыслью венгерского просветителя Яноша Хорарика мне бы хотелось закончить комментарии «святого» пись ма. Разве что татько осталось добавить, что гуманизм неис черпаем в своих жизнеутверж дающих проявлениях, а оаэум и душа человеческие неукро тимы в своих устремлениях; чё"» рез тернии — к звездам, че рез поражения — ,х победе. Б. ШАЛЬНЕВ, кандидат филологических каутс. X
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz