Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 19 декабря 1987 г. НА ТРИБУНУ ПЛЕНУМА ОБКОМА ВЛКСМ Материалы к докладу на и ПТУ области по развитию взять НА СЕБЯ III пленум обкома ВЛКСМ с повесткой инициативы и самодеятельности учащихся УРОКИПОСЛЕУРОКОВ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Сегодня припх\о время пока- »ать, что мы умеем не только спорить и принимать правильные решения, а и действовать напори­ сто, емедо, энергично. На плену­ ме областного комитета ВЛКСМ мы постараемся дать анализ ра-"' боты комсомольских организаций общеобразовательных школ, ПТУ по выполнению . решений XX съезда ВЛКСМ. расшьфению и укреплению демократических на­ чал комсомольских организаций, развитию их инициативы и само­ деятельности. Встречи, беседы с комсомоль­ цами, комсомольским активом, Педагся-ами, пионерскими вожа-' тыми. работниками, внешкольных учреждений в Станов.\янском, Боловском, Чапльшшском, Задон­ ском районах подтверждают, что' В комсомольских организациях не произошло, глубокого осмысления решений съезда. Почему так происходит? .Труд­ но? Непривычно? Безусловно! Сейчас, когда приняты решения XX съезда ВЛКСМ и .ЦК ВЛКСМ Ьб упорядочении проводимых • с учащимися мероприятий, комите- ‘^ам комсомола пседоставлены Возможности самим распределять СВОИ силы, гибко ими управлять. Д утого пути у нас сегодня нет, как и нет готовых рецептов пе­ рестройки Комсомольской работы. Взять, к примеру. Тербунский район. Живуч еще стереотип не­ верия в свою Жизнеспособность.' Наверное, потому здесь комите­ ты ВЛКСМ Не спешат преодоле­ вать недостатки по развишю са-. Модеятельных начал, которые бы­ ли вскрыты почти год назад сек­ ретариатом ОК ВЛКСМ. За это время произош,ти перемены в Покровской, Борковской средних школах. В остальных школах по­ ка все еще по-прежнему. Ребята Йе учатся творчески планировать №ою работу, не практикуются бтчеты членов комитетов комсо­ мола, комсомольских бюро. Прак­ тически бездействуют отрядные Йионерские вожатые. Не созданы школы комсомольского и пионер­ ского актива. Формально прохо­ дят комсомольские собрания, не­ конкретны принимаемые ими ре-, тения. Робко звучит голос ; комсоыо.ль* ской организации на педагоги­ ческих советах. А в школах За­ донского, Становл5шского районов ребята даже и не знают, что при­ казом Министерства просвеще­ ния РСФСР, сразу после .XX съез­ да ВЛКСМ, за ними закрегьтено право с решающим голосом. уча­ ствовать в заседаниях педагоги­ ческого совета, совещаниях при директоре. В г. Ельце, Боловском. Чаплыгинском, Данковском, Тер- бунском районах об. этом знают и учащиеся, и педагоги, и комсо- мо.лккие работники. Знают, но доводить дело до конца не спе­ шат. ' Комитеты ВЛКСМ не настаи,- вают на своей точке зрения при составлении расписания занятий и распорядка дня в школе, ис­ пользовании помещений. УчащнеСя-комсомольцы г. Ель­ ца Не разбираются в шко.льном бюджете, мало заботятся о его пополнении. Ребята даже ще зна­ ют, что у ник есть свой спец- Потому-то администрация школ города с молчаливого согласия гороно и горкома ВЛКСМ расхо­ дует средства, заработанные -уча- пщмися, без учета их мнения. По-прежнему .комитеты комсо­ мола шко.\, СПТУ области Б сов­ ременных условиях продолжают быть . просто передаточной ин­ станцией, доводящей до молодежи . принять^ без ее. участия дирек­ тивы. И особенно в оценке об­ щественно-политических знаний, поведения и прилежания учащих­ ся, составлении харзктеристж на вьшускников, о поощрении ребят, представлении их к награждешпо золотыми и серебряными медаля­ ми, похвальными листами,, об ис­ ключении их из. учебного заведе­ ния и при назначении педагогов классными руководителями, ори аттестации учителей. . . . ...._ . «КУЛЬТ УЧЕБЫ» |1а XX. съезде В/\КСМ перед к<йясомолбм поставлена ответст­ венная задача — возглавить по­ ход за знаниями, создать в каж­ дой комсомольской организации «культ учебы» — пробуждения у ] с р у е бят живого интереса к процес­ учебы. Как же перестраивается стиль и содержашге работы комитетов комсомола в развитии познава­ тельной активности учащихся? Обратимся к анализу. Год от го­ да меньше становится в ином. О п ту отличников. Абсолютное ^льшинство учащихся считают. Что он. слишком занят собой, ма­ ло помогает другим, считают, по­ ловина из числа опрашиваемых, что у-чеба это их личное де­ ло и столько же —долг, обязан­ ность, комсомольское поручение. Бо.льшая половгша ребят уверена в том, -что от пропусков заня­ тий, списываний, подсказок шко­ ла вообще избавиться не может. А лишь немногие, кто верит, что можно в школе, в училище обой­ тись без ЭТ 1 ГХ «привычных» явле­ ний, считают самым верным спо­ собом — наказание . «двойкой» подсказывающего или дающего Списывать. Результат анкетирова­ ния показьаает, что комитеты ВЛКСМ в этой рабо-те вообще не Нсиользуют никаких форм поощ­ рения или наказания. В школьную жизнь входит компьютерная техника. Интерес к ней огромный. Его то и надо использовать для вовлечения под­ ростков в процесс познания, уче­ бы. Но как тут -можно вовле­ кать, если в области всего лжаь 70 процентов учащихся обеспече­ ны электронно - вычислительной техникой, в . т. ч. 40 процентов из нее — программируется, уста­ новлено лшпь 3 дисплейных класса. Можно ли в таких усло­ виях развить широкую сеть, круж­ ков, создавать клубы и т. д.? Ду­ маем, можно. То-лько Не везде, в отдельных районах. К примеру, в гг. Липецке. Ельце, Данкове мог.ш бы. К тому же крупицы та­ кого опыта у нас; уже есть.. В Липецком политехническом инс­ титуте Л'ш учащихся школ города создан кружок «Юный програм­ мист», Д.ЛЯ желающих юных физи­ ков и математиков читается спец­ курс с уклоном информатики, проводятся экскурсии на вычи­ слительный центр. В г. Ельце в СПТУ № 2 учащи­ еся профтехучилища вместе со школьниками СШ № 15 разраба­ тывают учебные и игровые про­ граммы. Думаем, что многое мог­ ли бы сделать в этом направле­ нии и котщомодьцы базовых пред­ приятий. Сегодня уже трудно предста­ вить учебное расшкание ппсольников Ивановской обла­ сти — без уроков о событиях 1905 года в музее первого Со­ вета, Иркутской — без уро­ ков биологии на берегу Бай­ кала. А е какими школьньми уроками можно сравнить уро­ ки литературы в музеях-усадь­ бах Ясная Поляна (Тула), Кон­ стантиново (Рязань). Казалось и обкому комсомола, • что это вполне в духе школьной рефор­ мы, а значит, в числе важней­ ших забот комсомола. Поэто- му-то так заботливо ■уговари­ вает обком ВЛКСМ облоно (гг. Тонких в. Е . , . Меркулову В. Н.). включить «уроки на колесах» в школьное расписа­ ние. Прошло уже почти три месяца с тех пор, как начали рассматриваться документы в облоно.. . Есть и еще один путь фо.р- мирования у подростков -увле­ ченности знаниями — техни­ ческие кружки, клубы. В области действует <жоло 2 тысяч кружков, в которых техническим творчеством зани­ мается 23 тйсячи ребят. По разнообразию техниче­ ских кружков ведущее место занимает Чадлыгинский район, гг. Липецк, Грязи, Елец, Юны­ ми изобретателями Чахшыгин- ского района разработаны дей­ ствующие модели для работы в сельском хозяйстве. За послед­ ний год качественный рост учащихся, занимающихся тех­ ническим творчеством, наблю­ дается в Усмажзсом, Данков­ ском. ДобринскоМ районах.. Вместе с тем в. Во.ловском, Тербунском, Красникском, Лев- Толстовском, ' Измалковском, Стайовлянском, Хлевенском районах уровень развития тех- иическосо творчества низкий, отстает от развития науки и техники, не выходит за пре­ делы , простейшего моде,\иро- вания и конструирования. В мае 1986 года исполни­ тельным комитетом Липецко­ го областного Совета .народ­ ных депутатов принято реше­ ние «О мерах по дальнейшему развитию детского техническо­ го творчестаа в области», ко­ торое в первую Очередь пре­ дусматривало помочь ваё- школьным .учреждениям обес­ печить материальную базу. Прошлопочти бо.льше года, но до сих пор крайне бедст- •венкое сютается положение са­ мих внешкольных учреждений. Абсолютное бо.льшинство не имеет собственных по­ мещений. . У большинства из них даже нет шефствующих предприятий, которые могли бы оказать им практическую помощь в оснащении кружко­ вой работы, ремонте помеще­ ний. Робкую позицию занима­ ют а этих вшросах ГК, РК ВЛКСМ, по инициативе кото­ рых не было ни одного пред­ ложения по укреплению мате­ риальной базы в партийных. Советских органах. По-прежнему большинство ГК, РК ВЛКСМ только лшпь жалуются на слабую матери­ альную базу и недостаток ру­ ководителей кружков и про­ должают ничего не делать. . Видимо, поэтому в области аналогичная, ситуация сложи­ лась ' и с развитием натураля- стическо . сельскохозяйствен­ ного опытничества. 9 станций ювьгк натуралистов из 13 не имеют помещений, лишь 3 станции имеют учебно-опыт­ ные участки и теплицы. Ни одна станция в об.ласти не имеет никакой техники! Согласитесь, что з а н и м а т в |ь опытнической' работой опытного участка, теплиць^а; техники — невозможно! Не-.' однократно эти вопросы ста­ вились перед комитетами ВЛКСМ, но, как говорится, «воз и ньше там». ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ Выступая на ЗОС сьезде ВЛКСМ, Генеральный секре­ тарь ЦК КПСС М. С. Горба­ чев отмечал, что «...новые вадачи требуют, чтобы у нас была' создана но­ вая Система трудового воспи­ тания молодежи». Вместе с тем, на вопрос ан­ кеты; «Нравится. ли тебе, как организован в школе общест­ венно полезный производи­ тельный труд? Почему?», тре­ тья часть опрашиваемых ре­ бят Октябрьского района отве­ тила отрицательно. Основными причинами учащиеся ' называ­ е т — неудобное время, пло­ хую организацию труда, вы- палнение никому ненужной работы. Обратимся к передовому опыту профориентационной ра­ боты СПТУ № 11 Левобереж­ ного района. Училище специ­ ализируется на подготовке ра­ бочих строительного профиля для базового предприятия — треста . «Железобетон». Есть у училища и «своя» школа № 29. Вот . уже четыре года, как началось их активное со­ трудничество в профессио­ нальной ориентации молодежи. Контакты не замьпсаются то.ль- Ко на производственных вопро­ сах, и в культурной, и в спор­ тивной работе они не менее крепки. Отсюда и отдача; ес­ ли в '1935 году 'и з средней школы На 29 в училшце по­ ступило только двое, То в . 1986 — восемь человек, а в ны­ нешнем — уже двадцать. Но ес,ди раньше такая работа ве­ лась лишь с учащимися стар­ ших классов, что необычным не является, то недавно открыв­ шийся в училище кабинет профориентации для дошко.аят и младших школьников — яв­ ление неордгшаргюе. К цепоч­ ке «Школа училшце — про­ изводство» скоро добавится и еще одно звено, и- на него особые надежды — школьный В сфедней школе № 23 г. Ельца школьный завод «Ма­ лютка» уже действует."Дума­ ем, что в этой форме органи­ зации производительного тру­ да — создание школьных за­ водских цехов, заводов, фаб­ рик — наше будущее, это и есть модель включения коллек­ тивов школ и СПТУ в реаль­ ные производственные отно­ шения. А как найти модель для сельских' школьников?' Здесь долго искать не придется, она уже удачно найдена — это работа в составе ученических производственных бригад. Их в области .226, да еще 204 про­ изводственного звена. Сила, как видите, большая! Все ли понимают сегодня *то? К сожалению, ве все. И в первую очередь хозяйствен­ ные руководители, руководи­ тели районных агропромышлен­ ных комитетов. Иначе, как. же объяснить, что 40 процентов ученических производствен­ ных бригад не имеют необхо­ димой техники. Вместе с тем сегодня было бы совершенно неправильным винить во всех недостатках работы ‘ по трудовому воспи­ танию органы народного обра­ зования и хозяйственных ру­ ководителей. Комсо^•юльские организации школ, СПТУ кое-где добро­ вольно сдали (а кое-где у них огсЛрали) инициативу и само­ стоятельность в оргавизацзи общественно полеЭногб произ­ водственного ^труда, трудовых объединений старшек-тассни- ков, лагерей труда и отдыха ученических производственных бретад. Иначе как можно объяс- юггь, что почти 60 процентов опрашиваемых ребят не уча­ ствуют в определении объекта, объема труда для ученической производственной бригады, за них это делает директор шко­ лы или руководите.ть хозяйст­ ва. Более тёго, оказалось, что 40 процентов ребят участвуют в летней трудовой четверти,' «чтобы не ругали». Комсомольские организации хозяйств, предприятий сов­ сем не принимают участия в. трудоустройстве школьников, учащихся профтехучилищ в период летних каникул. Меж­ ду тем почти 80 процентов учащихся хотели бы , порабо­ тать. А вот желающих пред­ приятий, которые бы хотели принять на работу 15—16-лет- йих. очень ма,\о. К примеру, из 37 предприятий Октябрь- ■ ского района лишь 10 преАТО" жили свои услуги, на них в течение лета работало 475 че- , Аовёк, а желающих было го­ раздо больше. За последнее время офици-^Рг альное число учащихся, рабо- .тающих во время ' школьных каникул в г. Липецке, заметно увеличилось. Расширилась и . сфера их деятельности. Теперь школьников можно увидеть работающими и -в сфере, тор;- ' говди, и обслуживания, благр* устройства, промьппленности. Между тем, трудоустройство ребят совершенно не зависит от его подготовки во время учебного процесса. Во время летних каникул совершенно не используется база школьных мастерских, учебно-производ­ ственных комбинатов. Позто- муто и нет в области кругло­ годичных трудовых отрядов старшеклассников. К .тому же т а работу приш 1 мают- в ос- ■ иошюм 15—16-летних. . В течение лета 1987 года 1518 девушек заменили опера­ торов машинного доения ушед-' ших в отпуск. 1689 юношей работали помощниками ком­ байнеров, в т. ч. 279 в числе семейных агрегатов... А ведь работали незаконно, нарушая правтаа техники безопасности, не имея водитатьских удосто­ верений. Для успешного решения за­ дач качественного улучшения трудового воспиташ:я приЧ^сг- , деле учащейся молодежи и пионеров ОК ВЛКСМ, штабе студенчес!сих отрядов, видимо, есть необходимость создать систему улрав.тения деяте.\ь- ностью ' II развитием трудовых объединений школьников и уча­ щихся СПТУ на основе вклю­ чения учапщхся в реальные производственные отношения, . соответствие характера профи­ ля подготовки, полученной в учебном заведении.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz