Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

12 декабря 1987 г. ЛЕЙИНЕЦ ф 3 ВНИМАНИЕнОаЫТ «Выст-авлзм на областной выстав­ ке техннческш'о творчества свою продукцию, совет мастеров ви­ тебской средней школы № 14 й не предполагал, что счастливая, спокойная жизнь их трудового объединения заканчивается имен­ но в эти дни-..» Несколько интригующее^ ■нача-, ло? Д а ;, признаюсь, очень хочет­ ся, чтобы те, кто взял в руки се- годняпшяй номер газеты, обяза­ тельно обратил внимание на то, о чем пойдет реть. И не ограяи- чиАись только интересом- к изло^ жоаному, но и обсудили, поспо­ рили, а главное' — непременно псшытались бы, применить на де­ ле предлагаемый опыт. Сегодня хочется рассказать о том, как организовано трудовое воспнтанне в некоторых школах Белоруссия, В одном ,из летних номеров республиканская малодежнзя га­ зета «Знания юности» опублгщо- вала «Поэму о- хозрасчете», вы­ держка •из КОТОРОЙ к вынесена в начало этого материала. Спешу сказать, что ничего страш- * вого со старшеклассниками из 14-й витебской школы не случи­ лось. Просто их продукция, пред- стаз.ленная для обозрения посе­ тителям выставки, вызвала такой бурньш интерес, школу .'бук­ вально. з-Звалг^и -ЯжьмзмИ-заявка- Начинзли с малого. Ца, базе школьных мастерских, с миниму­ мом станков и оборудования. С помсяцью предприягий-шефов учителя ШКОЛ 1 Я разработали- -всю проектно-сметную документацшо- И шко.ль'яое предприятие, доволь­ но быстро став на носи, дало пер­ вую продукцию. Когда М.Ы говорим о таковой, . чаще всего имеем ' в виду ила представляем простей­ шие, пусть и необходимый вещиг ящики для посылок, др-угую тару, рукавицы, постельное белье . и Ио-втнряю, такая, продукция, пусть даже ребята отлично пони­ мают ее нужность, взрыва. инте- , раса. Полета фантазии, увлечен- -^к н о сти в себе не таьгг. И; наверное, успех витебских школьников во многом зависел и оттого, что они выпускают- А мастерят они то, что официальным. я.зыком называ- ется нестандартным физку.льтур- Чно-оздоровнтельным оборуд-ова- Гймяастические скамьи. , кубы для прыжков, лесенки-стремянки — вспомните, часто ли вы видите такое.оборудование в детском са­ ду, куда ходят ваши сын . или дочь, братишка или сестренка. А ведь помимо того, что ребятня страшно . любит наниматься на специально для нее предна.значев- ных гимнастических снарядах, это еще и солидное подспорье для укрепления здоровья, разви­ тия силы и ловкости. малышей. Потог, 1 у и оказался так велик ин­ терес к продукции витебских школьников, гу^ишлось даже при­ знать, что предложенный после выставки объем работ пока . не под силу школьной м-зстерской- Мо чтобы не лишать надежды работников детских дошкольных учреждений, на базе 14-й школы был Проведен семинар.,Опыт ре­ шено распростраьшть . в области. Остается добавить, что за три гО" да существо'Зания своего трудо* ври) объеданенйя школьникн из- ' “=айхш51ли 11 комплектов оборудо- вав-ия. ренлазовали про.дукции на с-умму. прйвьппаюш.ую шесть ты­ сяч руФлей. Появился оборотный фонд, к\П1Лены новые станки и наборы ипструмеятов. Как и по­ ложено, был выделен" премиаль­ ный фонд, позволивший ребятам отправиться в \т?лекате.льные ту­ ристические поездки- Учащиеся реп’лярпо поллшают заработную пл-зту. Ответ на воп­ рос, платить ли за груд, решает­ ся однозначно, а вот стоит ли в руки детей? Здесь иршнлй к вы­ воду — то.лько так. Ведь в о6ш:ей копилке — ес.ли перечислять, скажем, на счет школы. — тру­ довые рубли каждого обезлргчены и превращаются лишь в «теоре­ тически» заработанные. Однаку главную ставку здесь, разумаетсн, сделали не на чистый «капитал», выраженный в рублях, а на реальную ,ответственность ребят- друг перед другом за: общее важное дело. Ведь именно в сво­ ем трудовом объединении пшо.ть-' ники постигают азбуку хозяйство-, вания. учатся считать’ н.зродные деньги, примеряют на себя роль созидате-тя и хозяина - страны- Работа на условиях калтекигв- ,Еого подряда восшиывает .чувст­ во локтя, взаимопомощи. Есть в м-астерских св-эя «госприемка», недопускающая, брака, есть , совет мастеров, а значит — и школа демокра-йш. Сообща решают те купд-йе вопросы, все вместе опре- дел.чют КТУ каждого ■рабвтника. А вот еще пример,. Очень не похожий на предыдущий, но -так­ же указывающий на эффектив­ ность творческого поиска в сфе­ ре трудоустройства школьников. На страницах специального - вы­ пуска «Сверстник»,, республикан­ ская мо.лодежка опуб^н.ко-ва.ла письмо- дев-ятиклассиицы Т. Ста- ростенко из - Самохва.ловичской сре,дней школы Мхшского района-.. Девушка заранее готовится к бу­ дущей профессии. Очень любит ребшншек и с огромтахм удов.лет- ворением работает нянечкой в дегском саду. Конечно, многие читатели чуть ли не возмутятся; мы не ху же, тоже можем и хотйм . рабе тять, да... не берут. К оожаленшо они правы- Даже оргаяизащш, учреждения, где просто катастро­ фически нс хватает р-ук. чаще всего энергично бткрехциваются от добровольных помощников, ссьглаясь на их нежный возраст, А вот в Белоруссии не, побоя­ лись доверить серьезное дело ре­ бятам, и потому здесь есть уже трудовые объединения «Юный медик», «Сострадание», о профи­ ле работы кото-рых нетрудно до­ гадаться. К чести республиканского кры- со.мола надо оттиетить. что трудо­ устройство школьников как се­ зонное, так и круглосодичное, плоды его трудов. Скажем, про­ шлым летом в НовопоАоцке не было ни од;чого праздношатающе­ гося подростка всех обеспечи­ ли работой. В Барановичах свод­ ные трудовые отряды старше- классн.иков р-зботзли на хлебоза­ воде, на швейной и трикотажной фабриках, на заводах автоагрега­ тов, торгового машиностроения, станкопринаддежностей, автоком­ бинате № 4. продавали хлебный А вот еще один 4штересный пример. В Гродно, второй секре­ тарь Центрального РК ВЛКСМ главной в своей предвыборной программе назвала задачу создаг ния при райкоме бюро по трудо" ' устрой-ству школьников. Знаю, Липецкий обком комсо­ мола и, в частности,. областной штаб СО сейчас немало сил при­ кладывают для того, чтобы и у нас в городе обязательно, в каж­ дом котгкротном случае находили себе поимененне Руки, желающие потрудтться. Знаю, как много «но» на этом' пути, И поэтому в первую очередг -хотелось бы еще раз натолкндт'ь на пазмыт.дения тех хозяйственников, от которых зависит, быть или не быть уже сегодня в области трудовым объ­ единениям 'школьнзков. ПОРТРЕТЫ . СОВЕТСКИХ ,. „ п и с а т е ;1 ей Имя Аватолня Рыбакова, автора романа «Дети Арбата», стало одним из наиболее при­ тягательных писательских имен 3 сегодняшний период обзов- тения дт'хоБЕОй жизни совет­ ского общества, а его паоиз- ледевие, напечатанное в жур- иате «Дружба народов», — одЕИм вз самых известных реди современных публнка- ций, Роман раскрывает страни­ цы истории страны в годы культа личности Сталина, пра- зду о которых открыл XX съезд партии. А. Н. Рыбаков продолжает работу над романом. Вторая часть его должна быть опубли­ кована в том же журна-те в 1988 году. 76-летний писатель, в жцзня которого, как и у его героя Саши Панкратова, было три тяжких го,да, затем : война — с 8-й гвандейосой ар­ мией генерала Чуйкова он дошел до Бер.лина — бодр, по­ ток твору 0 ;их замыслов. Сей­ час на теле идснии снимается 40 его сценарию четырехсернй- чый ху'дожествепный те.ле- фнаьм «Университет, иолоеина четвертого». Экранизируется и другой ро­ ман писателя — «Тяжелый чесок» о страшных испытави- !Х в гетто, о мужестве совет­ а х .людей, оказавншхся в оды войны На оккупирован- 10 Й врагом территории. Квв- и писателя, .лауреата Госу­ дарственных премий СССР и ?СФСР, ПОЛНЫ веры в свой на: род, в его духовные силы. Роман «Дети Арбата» вскоре выйдет отдельной книгой. НА СНИК4КЕ; Анатолий Ры­ баков. ^Фотохроника ТАСС). РАЗМЫШЛЕНИЯ И СОВЕТЫ ВРАЧА беспокойства М енск —Липецк. Т. ГОРЯЧЕВА- Каждый- из кд-рклыдиков се годня знает, что., он рискует своим здоровьем и самой жиз­ нью, ее продолжительностью, во Тем Не менее курит. Начи­ нает со школы. Многие роди­ тели не, придают тому боль­ шого значения, считая, это это рано или поздно иеизбежио, Я сЛышал,, как одна современ­ ная мамаша Сказала парнишке: «Чего уж прятаться? Раз за-, курил, можешь не скрьшать- -Бывает, что в гско.льном дво­ ре в одном углу курят препо­ даватели,, а в другом — учени­ ки. Мирятся и в пединституте с курением будущих педагогов. .Зорий Балаян в «Литератур­ ной газете» от 14 октября 1987 года, которую я всем советую прочитать, приводит любопыт­ ную статистику; у нас в стра­ не 17 процентов молодых лю­ дей начинают курить, с 8—9 лет; 4/5 — закуривают в школьном возрасте, неудержи-, МО растет число курящих мо­ лодых женщин и девушек. Подчеркивая, что во многах странах мира уже введены за­ коны, запрещающие курение в армии., в вузах, 3. БалаяН; на­ деется, что и V нас аналогич­ ные меры не за горами. Я часто спрашиваю своих пациентов, почему они курят, и большинство отвечают: «Ни•^ когда над этим не задумывал­ ся». Убеждаюсь что некоторые люди, особенно молодые ку-: , рят исключительно из-за при­ хоти. Предлагаю тест курильш,и- кам со сталсем 15 лет: если вы Яд расстоянии 20 см - не можете затушить горячую све­ чу, вас почти наверняка мож­ но «поздрав!тгь» г эмфазе.мой легких, сильно ограничиваю­ щей .лыхание. Ко мне как к сексопатологу все чаще обращаются молодые люди в во-зрасте пт 25 до 35 лет. Никто из них, затягива­ ясь дымом сигареты, не ожи­ дал,- что ;ранняя импотендия-- это результат продуктов табач­ ного, дыма, в котором, кстати, содержится 200 токсических веществ, обладающих канцеро­ генным действием. ' Хочется, чтобы молодые -зна­ ли и помнили, что -к-уреиие — этб ма-лая наркомания. Не закуришь —-вновь -ухуд­ шается самочувствие, возника­ ет раздражительность, сильное желание курить. - Когда человек пытается бро­ сить курить, это желашге воз­ никает у него именно в опре­ деленных ситуациях. Не.лшп- не добавить, что _ бросившие -курить резко, , предъявляли меньше жа.лоб и их самочув­ ствие нормализовалось скорее, чем у тех. кто сокращал ко­ личество сигарет постепенно. Я хочу дать же-\аю 1 Щ 1 м бро­ сить курить следующие сове- Проанализируйте, почему вы курите и в каких ситуациях куршше стало д.\я вас при­ вычным. Обратите внимание, что в одиночестве вы курите мещьше, чем в компании. До­ казательно убедите: «Мне на­ до бросить к-урить». Обучитесь методам, аутоген­ ной тренировки или самовну­ шения-самоубеждения .для ук­ репления. самообладания. Это-, для тех, кто ке может пере­ жить стрессовых ситуаций без сигареты. Уда-\ите из дома и с рабоче­ го места все, что напоминает о курении: сигареты, пепель­ ницу, зажигалку, спички. Отказывайтесь от вс'ех сига­ рет, которые вам предлагают, и .не ■просите ' Закурить V дру­ гих. Не носите с собой спич­ ки и зажигалку. . Пейте воду ил-т напито^:; . когда ва,ч хочется занять рот, но не а.лкоголь, он пробуж­ дает тягу к сигарете. Соблю­ дайте режим, питания. Выходите не свежий _.з.дух. если вы испы-мвае-ге потреб- аосгь в сигарете,„или подыши­ те у открытого окна. Занимай­ тесь физкульт\фой и спортом. Не объявляйте всем о том, 1 что ■бросили курить, обяза­ тельно найдутся такие, кто начнет соблазнять вас, чтобы проверить вашу стойкость, Це спасайтесь кахих-либо вред­ ных посл^ствин, они яеобос-г нованы. Вам помогут следующие пси­ хотерапевтические приемы: метод спасательных точек —не курить до завтрака не курить до обеда, не курить до ужина и ночндго сна. Метод переклю­ чения направленности созна­ ния: интересная книга, музы­ ка, кино, любимое увлечение — творчество в.место курения. Бросьте курить сразу! Вы­ бирать момент для отвыкания (например, конец недели, от­ пуск и. так .да.\ее) вам помо­ гут окружающие — родствев- штки. сослуживцы, товарищи. Вы твердо решили расстать­ ся с куревие.м — ваше реше­ ние непоколебимо, сомнениям нет места!- Вы врач самому са­ бе, победа за вами! Поддержите эту программу двумя психологическими ^Улов­ ками; вместо сигареты возьми­ те что-либо из заменителей - вроде арахиса, жвачки, конфе­ ты, яблока, моркови. За каж­ дый день борьбы за рсвобож- детие от порока награждайте себя чем-либо: интересной книгой, обновкой, путешестаи- ем, которое вы до сих пор се­ бе не разрешали Вы поможе­ те себе это позволить, ведь от­ казавшись от ежедневной по­ купки пачки сигарет за 40 ко­ пеек, вы сэкономите себе за год 144 рубля. Доб-авьте денег и — в добрый путь. А самое привлекательное и приятное— это укрепление своего здопо- А- ФЕ,ДОРОВ. врач-психотерапевт МСЧ завода «Свободный сокол».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz