Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
12 декабря 1987 г. ЛЕЙИНЕЦ ф 3 ВНИМАНИЕнОаЫТ «Выст-авлзм на областной выстав ке техннческш'о творчества свою продукцию, совет мастеров ви тебской средней школы № 14 й не предполагал, что счастливая, спокойная жизнь их трудового объединения заканчивается имен но в эти дни-..» Несколько интригующее^ ■нача-, ло? Д а ;, признаюсь, очень хочет ся, чтобы те, кто взял в руки се- годняпшяй номер газеты, обяза тельно обратил внимание на то, о чем пойдет реть. И не ограяи- чиАись только интересом- к изло^ жоаному, но и обсудили, поспо рили, а главное' — непременно псшытались бы, применить на де ле предлагаемый опыт. Сегодня хочется рассказать о том, как организовано трудовое воспнтанне в некоторых школах Белоруссия, В одном ,из летних номеров республиканская малодежнзя га зета «Знания юности» опублгщо- вала «Поэму о- хозрасчете», вы держка •из КОТОРОЙ к вынесена в начало этого материала. Спешу сказать, что ничего страш- * вого со старшеклассниками из 14-й витебской школы не случи лось. Просто их продукция, пред- стаз.ленная для обозрения посе тителям выставки, вызвала такой бурньш интерес, школу .'бук вально. з-Звалг^и -ЯжьмзмИ-заявка- Начинзли с малого. Ца, базе школьных мастерских, с миниму мом станков и оборудования. С помсяцью предприягий-шефов учителя ШКОЛ 1 Я разработали- -всю проектно-сметную документацшо- И шко.ль'яое предприятие, доволь но быстро став на носи, дало пер вую продукцию. Когда М.Ы говорим о таковой, . чаще всего имеем ' в виду ила представляем простей шие, пусть и необходимый вещиг ящики для посылок, др-угую тару, рукавицы, постельное белье . и Ио-втнряю, такая, продукция, пусть даже ребята отлично пони мают ее нужность, взрыва. инте- , раса. Полета фантазии, увлечен- -^к н о сти в себе не таьгг. И; наверное, успех витебских школьников во многом зависел и оттого, что они выпускают- А мастерят они то, что официальным. я.зыком называ- ется нестандартным физку.льтур- Чно-оздоровнтельным оборуд-ова- Гймяастические скамьи. , кубы для прыжков, лесенки-стремянки — вспомните, часто ли вы видите такое.оборудование в детском са ду, куда ходят ваши сын . или дочь, братишка или сестренка. А ведь помимо того, что ребятня страшно . любит наниматься на специально для нее предна.значев- ных гимнастических снарядах, это еще и солидное подспорье для укрепления здоровья, разви тия силы и ловкости. малышей. Потог, 1 у и оказался так велик ин терес к продукции витебских школьников, гу^ишлось даже при знать, что предложенный после выставки объем работ пока . не под силу школьной м-зстерской- Мо чтобы не лишать надежды работников детских дошкольных учреждений, на базе 14-й школы был Проведен семинар.,Опыт ре шено распростраьшть . в области. Остается добавить, что за три гО" да существо'Зания своего трудо* ври) объеданенйя школьникн из- ' “=айхш51ли 11 комплектов оборудо- вав-ия. ренлазовали про.дукции на с-умму. прйвьппаюш.ую шесть ты сяч руФлей. Появился оборотный фонд, к\П1Лены новые станки и наборы ипструмеятов. Как и по ложено, был выделен" премиаль ный фонд, позволивший ребятам отправиться в \т?лекате.льные ту ристические поездки- Учащиеся реп’лярпо поллшают заработную пл-зту. Ответ на воп рос, платить ли за груд, решает ся однозначно, а вот стоит ли в руки детей? Здесь иршнлй к вы воду — то.лько так. Ведь в о6ш:ей копилке — ес.ли перечислять, скажем, на счет школы. — тру довые рубли каждого обезлргчены и превращаются лишь в «теоре тически» заработанные. Однаку главную ставку здесь, разумаетсн, сделали не на чистый «капитал», выраженный в рублях, а на реальную ,ответственность ребят- друг перед другом за: общее важное дело. Ведь именно в сво ем трудовом объединении пшо.ть-' ники постигают азбуку хозяйство-, вания. учатся считать’ н.зродные деньги, примеряют на себя роль созидате-тя и хозяина - страны- Работа на условиях калтекигв- ,Еого подряда восшиывает .чувст во локтя, взаимопомощи. Есть в м-астерских св-эя «госприемка», недопускающая, брака, есть , совет мастеров, а значит — и школа демокра-йш. Сообща решают те купд-йе вопросы, все вместе опре- дел.чют КТУ каждого ■рабвтника. А вот еще пример,. Очень не похожий на предыдущий, но -так же указывающий на эффектив ность творческого поиска в сфе ре трудоустройства школьников. На страницах специального - вы пуска «Сверстник»,, республикан ская мо.лодежка опуб^н.ко-ва.ла письмо- дев-ятиклассиицы Т. Ста- ростенко из - Самохва.ловичской сре,дней школы Мхшского района-.. Девушка заранее готовится к бу дущей профессии. Очень любит ребшншек и с огромтахм удов.лет- ворением работает нянечкой в дегском саду. Конечно, многие читатели чуть ли не возмутятся; мы не ху же, тоже можем и хотйм . рабе тять, да... не берут. К оожаленшо они правы- Даже оргаяизащш, учреждения, где просто катастро фически нс хватает р-ук. чаще всего энергично бткрехциваются от добровольных помощников, ссьглаясь на их нежный возраст, А вот в Белоруссии не, побоя лись доверить серьезное дело ре бятам, и потому здесь есть уже трудовые объединения «Юный медик», «Сострадание», о профи ле работы кото-рых нетрудно до гадаться. К чести республиканского кры- со.мола надо оттиетить. что трудо устройство школьников как се зонное, так и круглосодичное, плоды его трудов. Скажем, про шлым летом в НовопоАоцке не было ни од;чого праздношатающе гося подростка всех обеспечи ли работой. В Барановичах свод ные трудовые отряды старше- классн.иков р-зботзли на хлебоза воде, на швейной и трикотажной фабриках, на заводах автоагрега тов, торгового машиностроения, станкопринаддежностей, автоком бинате № 4. продавали хлебный А вот еще один 4штересный пример. В Гродно, второй секре тарь Центрального РК ВЛКСМ главной в своей предвыборной программе назвала задачу создаг ния при райкоме бюро по трудо" ' устрой-ству школьников. Знаю, Липецкий обком комсо мола и, в частности,. областной штаб СО сейчас немало сил при кладывают для того, чтобы и у нас в городе обязательно, в каж дом котгкротном случае находили себе поимененне Руки, желающие потрудтться. Знаю, как много «но» на этом' пути, И поэтому в первую очередг -хотелось бы еще раз натолкндт'ь на пазмыт.дения тех хозяйственников, от которых зависит, быть или не быть уже сегодня в области трудовым объ единениям 'школьнзков. ПОРТРЕТЫ . СОВЕТСКИХ ,. „ п и с а т е ;1 ей Имя Аватолня Рыбакова, автора романа «Дети Арбата», стало одним из наиболее при тягательных писательских имен 3 сегодняшний период обзов- тения дт'хоБЕОй жизни совет ского общества, а его паоиз- ледевие, напечатанное в жур- иате «Дружба народов», — одЕИм вз самых известных реди современных публнка- ций, Роман раскрывает страни цы истории страны в годы культа личности Сталина, пра- зду о которых открыл XX съезд партии. А. Н. Рыбаков продолжает работу над романом. Вторая часть его должна быть опубли кована в том же журна-те в 1988 году. 76-летний писатель, в жцзня которого, как и у его героя Саши Панкратова, было три тяжких го,да, затем : война — с 8-й гвандейосой ар мией генерала Чуйкова он дошел до Бер.лина — бодр, по ток твору 0 ;их замыслов. Сей час на теле идснии снимается 40 его сценарию четырехсернй- чый ху'дожествепный те.ле- фнаьм «Университет, иолоеина четвертого». Экранизируется и другой ро ман писателя — «Тяжелый чесок» о страшных испытави- !Х в гетто, о мужестве совет а х .людей, оказавншхся в оды войны На оккупирован- 10 Й врагом территории. Квв- и писателя, .лауреата Госу дарственных премий СССР и ?СФСР, ПОЛНЫ веры в свой на: род, в его духовные силы. Роман «Дети Арбата» вскоре выйдет отдельной книгой. НА СНИК4КЕ; Анатолий Ры баков. ^Фотохроника ТАСС). РАЗМЫШЛЕНИЯ И СОВЕТЫ ВРАЧА беспокойства М енск —Липецк. Т. ГОРЯЧЕВА- Каждый- из кд-рклыдиков се годня знает, что., он рискует своим здоровьем и самой жиз нью, ее продолжительностью, во Тем Не менее курит. Начи нает со школы. Многие роди тели не, придают тому боль шого значения, считая, это это рано или поздно иеизбежио, Я сЛышал,, как одна современ ная мамаша Сказала парнишке: «Чего уж прятаться? Раз за-, курил, можешь не скрьшать- -Бывает, что в гско.льном дво ре в одном углу курят препо даватели,, а в другом — учени ки. Мирятся и в пединституте с курением будущих педагогов. .Зорий Балаян в «Литератур ной газете» от 14 октября 1987 года, которую я всем советую прочитать, приводит любопыт ную статистику; у нас в стра не 17 процентов молодых лю дей начинают курить, с 8—9 лет; 4/5 — закуривают в школьном возрасте, неудержи-, МО растет число курящих мо лодых женщин и девушек. Подчеркивая, что во многах странах мира уже введены за коны, запрещающие курение в армии., в вузах, 3. БалаяН; на деется, что и V нас аналогич ные меры не за горами. Я часто спрашиваю своих пациентов, почему они курят, и большинство отвечают: «Ни•^ когда над этим не задумывал ся». Убеждаюсь что некоторые люди, особенно молодые ку-: , рят исключительно из-за при хоти. Предлагаю тест курильш,и- кам со сталсем 15 лет: если вы Яд расстоянии 20 см - не можете затушить горячую све чу, вас почти наверняка мож но «поздрав!тгь» г эмфазе.мой легких, сильно ограничиваю щей .лыхание. Ко мне как к сексопатологу все чаще обращаются молодые люди в во-зрасте пт 25 до 35 лет. Никто из них, затягива ясь дымом сигареты, не ожи дал,- что ;ранняя импотендия-- это результат продуктов табач ного, дыма, в котором, кстати, содержится 200 токсических веществ, обладающих канцеро генным действием. ' Хочется, чтобы молодые -зна ли и помнили, что -к-уреиие — этб ма-лая наркомания. Не закуришь —-вновь -ухуд шается самочувствие, возника ет раздражительность, сильное желание курить. - Когда человек пытается бро сить курить, это желашге воз никает у него именно в опре деленных ситуациях. Не.лшп- не добавить, что _ бросившие -курить резко, , предъявляли меньше жа.лоб и их самочув ствие нормализовалось скорее, чем у тех. кто сокращал ко личество сигарет постепенно. Я хочу дать же-\аю 1 Щ 1 м бро сить курить следующие сове- Проанализируйте, почему вы курите и в каких ситуациях куршше стало д.\я вас при вычным. Обратите внимание, что в одиночестве вы курите мещьше, чем в компании. До казательно убедите: «Мне на до бросить к-урить». Обучитесь методам, аутоген ной тренировки или самовну шения-самоубеждения .для ук репления. самообладания. Это-, для тех, кто ке может пере жить стрессовых ситуаций без сигареты. Уда-\ите из дома и с рабоче го места все, что напоминает о курении: сигареты, пепель ницу, зажигалку, спички. Отказывайтесь от вс'ех сига рет, которые вам предлагают, и .не ■просите ' Закурить V дру гих. Не носите с собой спич ки и зажигалку. . Пейте воду ил-т напито^:; . когда ва,ч хочется занять рот, но не а.лкоголь, он пробуж дает тягу к сигарете. Соблю дайте режим, питания. Выходите не свежий _.з.дух. если вы испы-мвае-ге потреб- аосгь в сигарете,„или подыши те у открытого окна. Занимай тесь физкульт\фой и спортом. Не объявляйте всем о том, 1 что ■бросили курить, обяза тельно найдутся такие, кто начнет соблазнять вас, чтобы проверить вашу стойкость, Це спасайтесь кахих-либо вред ных посл^ствин, они яеобос-г нованы. Вам помогут следующие пси хотерапевтические приемы: метод спасательных точек —не курить до завтрака не курить до обеда, не курить до ужина и ночндго сна. Метод переклю чения направленности созна ния: интересная книга, музы ка, кино, любимое увлечение — творчество в.место курения. Бросьте курить сразу! Вы бирать момент для отвыкания (например, конец недели, от пуск и. так .да.\ее) вам помо гут окружающие — родствев- штки. сослуживцы, товарищи. Вы твердо решили расстать ся с куревие.м — ваше реше ние непоколебимо, сомнениям нет места!- Вы врач самому са бе, победа за вами! Поддержите эту программу двумя психологическими ^Улов ками; вместо сигареты возьми те что-либо из заменителей - вроде арахиса, жвачки, конфе ты, яблока, моркови. За каж дый день борьбы за рсвобож- детие от порока награждайте себя чем-либо: интересной книгой, обновкой, путешестаи- ем, которое вы до сих пор се бе не разрешали Вы поможе те себе это позволить, ведь от казавшись от ежедневной по купки пачки сигарет за 40 ко пеек, вы сэкономите себе за год 144 рубля. Доб-авьте денег и — в добрый путь. А самое привлекательное и приятное— это укрепление своего здопо- А- ФЕ,ДОРОВ. врач-психотерапевт МСЧ завода «Свободный сокол».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz