Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ 12 д«‘каб|р№ 1®87 г. НГА ТРИБУНУ ПЛЕНУМА ОБКОМА ВЛКеМ Н ельзя толк ать под руку Давайте поставим вопрос так: «Почему в пионерской _ организации стало так ■много «отпавших»? Почему . уходят старшие пионеры в «металля- ^сты», «рокеры» и тому подоб' ные объединения? Почему :17' летние штабисты носят рега лии : и. галстук с удовольствв-. ем, а 13—14-лет1-ше стесняют ся его носить? Поче^гу?» й,у мается, потому, что «преде лы трудностей» их не касают ся. Потому что. школу субор динации проходят лишь «по жизненно» выбранные в актив. Потому что доверие, как ■теЯ- лое течение Гольфстпим,- ка сается лишь узкой труппы на— ших ребят.. Ну какое доверне, может быть троечнику? — рассуждает; учите-ль. С его легкой рутси в пионерской, ор ганизации уже в 3-—4;-х. клас сах рождается недоверие ' де тей друг к другу- Во многих учителях да и комсомольских рабск-шках сидит этакий цен зор, обожающий человеческую обструтанность ребенка. Но. д е ти н е доски в заборе, и по- тодгу давайте перестанем при бегать к сдерживающему ок рику. осуждающему намеку, без которых некоторые из нас не мыслят работать. Сколько такта, к примеру. проявлял Владимир. И.\ьич Ленин к ‘ вы крутасам молодежи в искусст ве, к ее максимализму. Давай, те' договоримся спокойно от носиться к некоторым переги бам ребят. Дети пока не нау чены думать с нами в унисон. А может быть, это и хорошо? Есть такое выражение «не- . льзя толкать под руку»- Мы Же затолкали детей, когда они живут -И работают. Перест ройка — это самостО-ятельяое действие. Пусть действуют без нашей косметики, которая ча сто смахивает на очковтира тельство- Жизнь подростков- пшэнеров может быть правед ной или даже неправедной, но обязательно значительной.' Ес ли рассматривать штоневскую организацшо как аналогию об- ществау то нужны пионерам ре альные, а не бумажные сво боды. Долой стереотип застоя, он жив-уч и много -лет давил самостоятельность детей. В. приветствии М- С-. Горбачева детям хочу выделить несколь ко положений: «...Товарищи юные -делегаты. Я рад- привет ствовать вас именно так- Де-- легат — звание очень высокое. Перестраивать жизнь к лучше- м-у, чтобы , в наших де.\ах бы ло больше ленинизма, больше социализма — вот к чему призывает партия, и мы верим, что вы станете юными борца ми за перестройку. Перестраи ваться придется во многом.^. Надо, чтобы вы умели побо роться и за права в. собствен ной организации, налаживали . действенное самоуправление, смелее выносили коллективные суждения по любым вопросам своей пионерской жизни. Так вы на деле будете учиться жить и -грудиться в Условиях согщалистической демократии, которая у нас все более рас ширяется»- ' Пионерам сегодня нужны ■три вещи: первая — доверие, вторая — Доверие, третья. — доверив- Так почему же зача стую между учителем, вожа тым и ребятами — стекло, и не просто прочное, а пулене пробиваемое? Ничего не слыш но, но все видно. Захотели не давно пионеры одной липецкой школ^г создать звенья по прин ципу дружбы — это их дело, их право, а дивектор, кстати, творческий, -умный, тут же на сборе всетаки стал нажимать, предлагать лишь свой подход, короче, стал давить на них. Доверие, как и любовь, воЗмо- (Окончавие. Начадо в № 143)- жны Только между равными, а равны те, которые- верят др>т другу: . — Пуспсть пионеров в спортзал, чтобы они мне сет- - ку порвали? На за что! ^ не- . годует преподаватель физку.ль- "— Доверить детям одним мыть классн-ую комнату? Да вы что, д а . они всю грязь ос тавят на месте!— доказывает учительняиа- Какая же у нас поразителыгая .изобретатель ность, когда дело касается -го- го. чтобы ’ не позволить-. Сегод ня,, как никогда-, нам,"-учите,лям; необходимо обостренное. чув ство такта по отношению к самодеятельной пионерской органи,зации.^ Сколько в напни отрядах и дружинах. таких ребят, что вечно ходят в «за пасных» слушателях и зрите- . , лях. Вспомним .-хотя бы смог ры художествеино-й самодея тельности:. Из. года в -год по инструкции. ’ спущенной из райкома ВЛКСМ или органов народного: образования; в .смотрах- выступают: «охвачен- ■ные».. А, может быть, прово дить смотры и только для тех, кто впервые хочет попро- , бовать себя .в . творческом' са мовыражении! А-может быть, жизнь пионерских -коллек-га- аов .— -это поднять роль рабо чего .сбора как . высшего орга на самоуправления. Это вос становление «гшститута» сове тов -дела- Если каждый пионер в году пройдет хотя бы через. 3—4. совета настоящих дел — это улсе будет победой, Когда, нет дел, тогда, начинаются за седания и разборы поведеш 1 я. Пусть сами, находят дела, са ми разрабатывают ключевые мероприятия, ориентированные на заботу о людях, об улуч шении окружающей действи тельности, сами их проабдят, сами. анадиэивуют и оценива ют. пусть принцип Сменности актива, чередования поруче- шгй станет традицией. Вы вод третий Он подсказан- слетом: пионерам интересно там, где пионерам интересно. Интерес — стержень личнос-ги ребенка. Пионеры, хотят действия —мы им словеса. Детям — импони рует риск, а мы им «дела с оглядочкой». Короче: давайте вы, секрета. труда,, помощи людям, -забо-гь! о каж,доМ:Ка-, ждый пионер сегодня, о ;нашей помощью обязан не только учиться, труди-гься, играть, творить, но, что особенно ва жно. получа-гь от этого всего касл-зжденае. 'В пионерской ор ганизации;, как это ни баналь но прозвучит, все до.лж.но быть для пионеров, все бук вально. Педагогическая, свобо да ребят — это богатая воз можность вариативности. , В решении слета записано 'предложение ' открыть «копил ку» интересного опыта. Пусть такая «копилка» появится не толЬк-о. в «Пионеркой правде», а й в местных газетах; и про сто в своей дружине.. Вывод четвертый ■успех деятельности, пионер ской оргаккзащги зависит от сотрудничества детей и взрос- льи- Слет решил найти всем пио нерам место в реформе шко лы — вместе со взросльти от- РАЗБУДИТЬ В РЕБЕНКЕ СОВЕСТЬ спросить пионеров,' какие жан ры им. нравятся? Тогда бы вер нулись на сцену театр теней,; пантомима, шумовой оркестр, ■шюнерский цирк, тантаморес'; ка, звуковой диафильм. кжи- - - аая ,газета», пирамида и т. д- Исполнительность, подражатель ность и. творчество пионеров- - несовместимы- Творчество в детях изначально. Но творчест во может развиваться лшпь на базе притягательной идеи. Толь ко тогда оно станет спосог бом самореализации - личности пионера. В спорте, в олйхщи - адах по учебным предметам, в искусстве, в труде. Особен но важно сегодня юоциальное * творчество ребят. И здесь осо бенно важна мысль Н. К. Круп ской о соучастии пионеров в улучшении окру-жающей яшз- Центром прошедшего слета были дискуссии пионеров. Ди скуссия — форма коллектив ного мьпнления. думания. Хоть объективные условия для по лемики у нас в школе есть, все же самих дискуссий и споров по сути работы пионер ской организации очень не хватает- Давайте научимся не быть категоршшыми с детьми, вести разговоры и отношения на равных. Раз ребята с вами' спорят, значит, дум-зют,. зна- . чит. тоже хотят что-то изме нить. Д искуссия — это -откры тый способ общения писшеров друт с Аругсни и со взрослыми. Пионерский сбор, пионерский «огонек», откровенный ■разго вор, заседание совета дружи- . ны или отряда — дискуссионны в своей основе. Разве имеет право воспитатель в ответ на неудачную реплику ребенка говорить: «Еще одно слово, и ты у меня вылетишь из клас- Разве это не еще одна «вы вернутая» идея ■работы с пио нерами? Демократизировать вместе с ребятами выдумы вать, пробовать, дерзать. В годы детства и сахар слаще, и булка вкуснее, и жить весе лее. Время - пребывания в пио нерской организацш! должно уходить с боем,. В., это время все должно быть, значительным. Пионерский уголок: значит, сделанный с Аантазией и для дела- Пионерская комната в школе и та не имеет права быть казенной, неуютной, это есть территория, через кото рую проходят все. Значит на до так, чтобы и. эту комнату можно было легко трансфор мировать в веселую мастер скую, репетиционный уто.аок «живой газеты», место заду шевной встречи с нескучным че.аоаеком. Мы переборщили с массовыми мероприятиями, где мера приятия наруш-злась. . Сегодня с ребятами надо поча- ше делать негромкие дела, но основанные на принципе раз ности впечатлений, ибо имен но в этой разности сокрыто счастье детского бытия. Каков же ключ к ,любому пионерско му делу? Отвечаю: живой ин терес, жи-вон. Сегодня нель зя ехать на нескольких при евшихся моделях- Инерция всегда была показателем ле- носта -ухи учителя. Школа, дружина, в кото^хх нет атмосферы праздника раз нообразных- дел, удачи, твор ческого -общения легкости, та лантливости; публичной оцен ки умного взрослого не есть • школа жизни- Никто не дол; жен потерхггься в пионерской дружине. Никто. Счастье —это состояние души •ребенка-пиояе- ра. Счастье — это не только, когда его понимают, но и .ког да наполняют его жизнь зна чительным и интересным. По мните, как у Гайдара в тиму ровской игре — деле, где был удивительный, сплав тай- вечать за ее успех. Пусть вой- дрт в , педагогические советы, школ пионеры для решения вместе с учителями своих про блем. Пусть войдут в советы пионерских организаций сами пионеры, чтсбы -придумывать де.\а, достойные их :интересов и возможностей. Это заставит нас всех подтянуться. Союз учителей и тюнеров есть соль сотрудничества, ведь мечты. детей — это будущее общест ва. И еще нам, вожатым и учителям, следует запомнить: проповедь любых принципов, не подкрепленная личным при мером. — профанация- Само стоятельность, инициатива, гласность .— все, что несет с собой демократизацию общест ва, приживется и утвердятся в школе только в том случае, если утвердятся иные отно шения учителей друг с дру гом, отношения взаимоуваже ния, творческой свободы, еди ных требований к детям, с уважения иных мнений и по зиций, истинного сотрудничест ва с детьми. Опытный учитель и новичок, новатор и середня чок — все хотят сыграть свою педагогическую роль максималь но хорошо и ярко. Для этого необходима новая коллектив ная атмосфера работы, ■учительская жизнь публична и связана, с открытым выходом на детей, с личным успехом, а-стало быть,, с собственной утгательской судьбой. Отечест венная школа исторшг дарила нам имена подвижников, при меры высочайшего служения детям. А сегодня можно встре тить и такие примеры: ■ ■— Я. бы проведа уроки за заболевшего Физика, если за платят, — говорит учитель своему коллеге в присутствии своих пятик.\ассников-1Шоне- ррв- ' — в моем классе почти все бездельники; — откровеннича ет. ушхтельаица со старшей вожатой на первом сборе от ряда в сентябре {?!). — У меня все шюнерьг — «ВЕШендрещникн», — заявляет вожатая на планерхе ('?!). Умная,, ищущая школа —это школа ко,\лективного творчест ва, коллективного уважения и саморазвития, личности ребен ка- Скажи мальчишке шггаад-' цать раз: «Ты бессовестный», и он станет бессовестным- Для каждого ребенка смысл. Ж1ИНИ. — стать ВЗРОСЛЫМ. И каждый хочет себя попробо-- вать в любом' деле. Если уб рать этот подход, опять мы будем «закладывать» невольно демобилизованное поколение пионеров-. : То-ЛБко вожатые -и восшгта- тели. скдошше и способные к сотруданчеству, мо 1 у»г добить ся успехов. Хотим мы этого или 1Ю Хотим.: но возник осо бый парадокс; сегодня пере стройке пионерской организа ции больше' . сопротивляются, не дети, а те, кто с ними ра- С рецидивами мьппления пе риода застойных явлений мы будем сталкиваться еще ,дол-- го. Но нам, пионерским настав- . никам, надо . резко изменить психологию отношения к де тям — в ,этом главный , смысл реформаций школы й -пионер ской организации. Ребенок — Человек как целое- государст во. Разве МОЖНО' унижать ре бят неверием в силы и возмо жности государства? Было бы несправедливым не отметить, что в письмах пионеров слету во всех выступлениях и дис куссиях с.лета; в слетовской газете «Вперед» было много добрых оценок шюнерских во жатых и ,учителей.. Ребята во обще чаще защшцали классно го руководителя и школу- Они категорично высказались в большинстве -своем за то,, что бы пионерская организация действовала в родной школе. Это государственная позиция. Именно потому, кстати, пионе ры в своем решении записали; «.-.будушее -нашей организации . во многом зависит от работы с октябрятами. Мы — не .ше фы, Ш .1 вожатые октябрят». И еще «Мы, просим с учетом положения о пионерской ор ганизации.. закрепить в Уставе школьт более широкие права дружин в решении, вопросов . . ^ школьной жизш;». , И еще одна мысль: стремле ние получить в Еоспитакии пионеров результат сразу, не медленно — цинизм: нам на до поспеш^пъ не торопясь, приучить ребят к мысли, что они и есть истинные хозяева своей организации, дать им полное право ошутнть чувство хозяина, -поддержать веру в Выражение «жизнь воспита ет» — только метафора. Каж- - дого ребенка, в том числе пи- , онера, воспитывают конкрет ные люди- Ун^е потому мы са- мя не имеем права жить туск ло. Если перефразировать из вестное выралсение В. Маяков ского, то каждый работающий с пионерами обязан себе ска- «Я — учитель (вожатый) и этим я интересен». Только люди, владеющие ■ак туальной. информацией, чувст вом передового и нового, спо собны на содружество и сот рудничество с пионерами, с молодежью, о которой В- И. Ленин сказал: «Она —■ часть революции». С. ШМАКОВ, заведующг;й кафедрой теории и методики воспитательной работы ЛГ1Ш, научный консультант IX Всесоюзного слета пионеров в «Артеке».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz