Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 12 д«‘каб|р№ 1®87 г. НГА ТРИБУНУ ПЛЕНУМА ОБКОМА ВЛКеМ Н ельзя толк ать под руку Давайте поставим вопрос так: «Почему в пионерской _ организации стало так ■много «отпавших»? Почему . уходят старшие пионеры в «металля- ^сты», «рокеры» и тому подоб' ные объединения? Почему :17' летние штабисты носят рега­ лии : и. галстук с удовольствв-. ем, а 13—14-лет1-ше стесняют­ ся его носить? Поче^гу?» й,у мается, потому, что «преде­ лы трудностей» их не касают­ ся. Потому что. школу субор­ динации проходят лишь «по­ жизненно» выбранные в актив. Потому что доверие, как ■теЯ- лое течение Гольфстпим,- ка­ сается лишь узкой труппы на— ших ребят.. Ну какое доверне, может быть троечнику? — рассуждает; учите-ль. С его легкой рутси в пионерской, ор­ ганизации уже в 3-—4;-х. клас­ сах рождается недоверие ' де­ тей друг к другу- Во многих учителях да и комсомольских рабск-шках сидит этакий цен­ зор, обожающий человеческую обструтанность ребенка. Но. д е ти н е доски в заборе, и по- тодгу давайте перестанем при­ бегать к сдерживающему ок­ рику. осуждающему намеку, без которых некоторые из нас не мыслят работать. Сколько такта, к примеру. проявлял Владимир. И.\ьич Ленин к ‘ вы­ крутасам молодежи в искусст­ ве, к ее максимализму. Давай, те' договоримся спокойно от­ носиться к некоторым переги­ бам ребят. Дети пока не нау­ чены думать с нами в унисон. А может быть, это и хорошо? Есть такое выражение «не- . льзя толкать под руку»- Мы Же затолкали детей, когда они живут -И работают. Перест­ ройка — это самостО-ятельяое действие. Пусть действуют без нашей косметики, которая ча­ сто смахивает на очковтира­ тельство- Жизнь подростков- пшэнеров может быть правед­ ной или даже неправедной, но обязательно значительной.' Ес­ ли рассматривать штоневскую организацшо как аналогию об- ществау то нужны пионерам ре­ альные, а не бумажные сво­ боды. Долой стереотип застоя, он жив-уч и много -лет давил самостоятельность детей. В. приветствии М- С-. Горбачева детям хочу выделить несколь­ ко положений: «...Товарищи юные -делегаты. Я рад- привет ствовать вас именно так- Де-- легат — звание очень высокое. Перестраивать жизнь к лучше- м-у, чтобы , в наших де.\ах бы­ ло больше ленинизма, больше социализма — вот к чему призывает партия, и мы верим, что вы станете юными борца­ ми за перестройку. Перестраи­ ваться придется во многом.^. Надо, чтобы вы умели побо­ роться и за права в. собствен­ ной организации, налаживали . действенное самоуправление, смелее выносили коллективные суждения по любым вопросам своей пионерской жизни. Так вы на деле будете учиться жить и -грудиться в Условиях согщалистической демократии, которая у нас все более рас­ ширяется»- ' Пионерам сегодня нужны ■три вещи: первая — доверие, вторая — Доверие, третья. — доверив- Так почему же зача­ стую между учителем, вожа­ тым и ребятами — стекло, и не просто прочное, а пулене­ пробиваемое? Ничего не слыш­ но, но все видно. Захотели не­ давно пионеры одной липецкой школ^г создать звенья по прин­ ципу дружбы — это их дело, их право, а дивектор, кстати, творческий, -умный, тут же на сборе всетаки стал нажимать, предлагать лишь свой подход, короче, стал давить на них. Доверие, как и любовь, воЗмо- (Окончавие. Начадо в № 143)- жны Только между равными, а равны те, которые- верят др>т другу: . — Пуспсть пионеров в спортзал, чтобы они мне сет- - ку порвали? На за что! ^ не- . годует преподаватель физку.ль- "— Доверить детям одним мыть классн-ую комнату? Да вы что, д а . они всю грязь ос­ тавят на месте!— доказывает учительняиа- Какая же у нас поразителыгая .изобретатель­ ность, когда дело касается -го- го. чтобы ’ не позволить-. Сегод­ ня,, как никогда-, нам,"-учите,лям; необходимо обостренное. чув­ ство такта по отношению к самодеятельной пионерской органи,зации.^ Сколько в напни отрядах и дружинах. таких ребят, что вечно ходят в «за­ пасных» слушателях и зрите- . , лях. Вспомним .-хотя бы смог ры художествеино-й самодея­ тельности:. Из. года в -год по инструкции. ’ спущенной из райкома ВЛКСМ или органов народного: образования; в .смотрах- выступают: «охвачен- ■ные».. А, может быть, прово­ дить смотры и только для тех, кто впервые хочет попро- , бовать себя .в . творческом' са­ мовыражении! А-может быть, жизнь пионерских -коллек-га- аов .— -это поднять роль рабо­ чего .сбора как . высшего орга­ на самоуправления. Это вос­ становление «гшститута» сове­ тов -дела- Если каждый пионер в году пройдет хотя бы через. 3—4. совета настоящих дел — это улсе будет победой, Когда, нет дел, тогда, начинаются за­ седания и разборы поведеш 1 я. Пусть сами, находят дела, са­ ми разрабатывают ключевые мероприятия, ориентированные на заботу о людях, об улуч­ шении окружающей действи­ тельности, сами их проабдят, сами. анадиэивуют и оценива­ ют. пусть принцип Сменности актива, чередования поруче- шгй станет традицией. Вы вод третий Он подсказан- слетом: пионерам интересно там, где пионерам интересно. Интерес — стержень личнос-ги ребенка. Пионеры, хотят действия —мы им словеса. Детям — импони­ рует риск, а мы им «дела с оглядочкой». Короче: давайте вы, секрета. труда,, помощи людям, -забо-гь! о каж,доМ:Ка-, ждый пионер сегодня, о ;нашей помощью обязан не только учиться, труди-гься, играть, творить, но, что особенно ва­ жно. получа-гь от этого всего касл-зжденае. 'В пионерской ор­ ганизации;, как это ни баналь­ но прозвучит, все до.лж.но быть для пионеров, все бук­ вально. Педагогическая, свобо­ да ребят — это богатая воз­ можность вариативности. , В решении слета записано 'предложение ' открыть «копил­ ку» интересного опыта. Пусть такая «копилка» появится не толЬк-о. в «Пионеркой правде», а й в местных газетах; и про­ сто в своей дружине.. Вывод четвертый ■успех деятельности, пионер­ ской оргаккзащги зависит от сотрудничества детей и взрос- льи- Слет решил найти всем пио­ нерам место в реформе шко­ лы — вместе со взросльти от- РАЗБУДИТЬ В РЕБЕНКЕ СОВЕСТЬ спросить пионеров,' какие жан­ ры им. нравятся? Тогда бы вер­ нулись на сцену театр теней,; пантомима, шумовой оркестр, ■шюнерский цирк, тантаморес'; ка, звуковой диафильм. кжи- - - аая ,газета», пирамида и т. д- Исполнительность, подражатель­ ность и. творчество пионеров- - несовместимы- Творчество в детях изначально. Но творчест­ во может развиваться лшпь на базе притягательной идеи. Толь­ ко тогда оно станет спосог бом самореализации - личности пионера. В спорте, в олйхщи - адах по учебным предметам, в искусстве, в труде. Особен­ но важно сегодня юоциальное * творчество ребят. И здесь осо­ бенно важна мысль Н. К. Круп­ ской о соучастии пионеров в улучшении окру-жающей яшз- Центром прошедшего слета были дискуссии пионеров. Ди­ скуссия — форма коллектив­ ного мьпнления. думания. Хоть объективные условия для по­ лемики у нас в школе есть, все же самих дискуссий и споров по сути работы пионер­ ской организации очень не хватает- Давайте научимся не быть категоршшыми с детьми, вести разговоры и отношения на равных. Раз ребята с вами' спорят, значит, дум-зют,. зна- . чит. тоже хотят что-то изме­ нить. Д искуссия — это -откры­ тый способ общения писшеров друт с Аругсни и со взрослыми. Пионерский сбор, пионерский «огонек», откровенный ■разго­ вор, заседание совета дружи- . ны или отряда — дискуссионны в своей основе. Разве имеет право воспитатель в ответ на неудачную реплику ребенка говорить: «Еще одно слово, и ты у меня вылетишь из клас- Разве это не еще одна «вы­ вернутая» идея ■работы с пио­ нерами? Демократизировать вместе с ребятами выдумы­ вать, пробовать, дерзать. В годы детства и сахар слаще, и булка вкуснее, и жить весе­ лее. Время - пребывания в пио­ нерской организацш! должно уходить с боем,. В., это время все должно быть, значительным. Пионерский уголок: значит, сделанный с Аантазией и для дела- Пионерская комната в школе и та не имеет права быть казенной, неуютной, это есть территория, через кото­ рую проходят все. Значит на­ до так, чтобы и. эту комнату можно было легко трансфор­ мировать в веселую мастер­ скую, репетиционный уто.аок «живой газеты», место заду­ шевной встречи с нескучным че.аоаеком. Мы переборщили с массовыми мероприятиями, где мера приятия наруш-злась. . Сегодня с ребятами надо поча- ше делать негромкие дела, но основанные на принципе раз­ ности впечатлений, ибо имен­ но в этой разности сокрыто счастье детского бытия. Каков же ключ к ,любому пионерско­ му делу? Отвечаю: живой ин­ терес, жи-вон. Сегодня нель­ зя ехать на нескольких при­ евшихся моделях- Инерция всегда была показателем ле- носта -ухи учителя. Школа, дружина, в кото^хх нет атмосферы праздника раз­ нообразных- дел, удачи, твор­ ческого -общения легкости, та­ лантливости; публичной оцен­ ки умного взрослого не есть • школа жизни- Никто не дол; жен потерхггься в пионерской дружине. Никто. Счастье —это состояние души •ребенка-пиояе- ра. Счастье — это не только, когда его понимают, но и .ког­ да наполняют его жизнь зна­ чительным и интересным. По­ мните, как у Гайдара в тиму­ ровской игре — деле, где был удивительный, сплав тай- вечать за ее успех. Пусть вой- дрт в , педагогические советы, школ пионеры для решения вместе с учителями своих про­ блем. Пусть войдут в советы пионерских организаций сами пионеры, чтсбы -придумывать де.\а, достойные их :интересов и возможностей. Это заставит нас всех подтянуться. Союз учителей и тюнеров есть соль сотрудничества, ведь мечты. детей — это будущее общест­ ва. И еще нам, вожатым и учителям, следует запомнить: проповедь любых принципов, не подкрепленная личным при­ мером. — профанация- Само­ стоятельность, инициатива, гласность .— все, что несет с собой демократизацию общест­ ва, приживется и утвердятся в школе только в том случае, если утвердятся иные отно­ шения учителей друг с дру­ гом, отношения взаимоуваже­ ния, творческой свободы, еди­ ных требований к детям, с уважения иных мнений и по­ зиций, истинного сотрудничест­ ва с детьми. Опытный учитель и новичок, новатор и середня­ чок — все хотят сыграть свою педагогическую роль максималь­ но хорошо и ярко. Для этого необходима новая коллектив­ ная атмосфера работы, ■учительская жизнь публична и связана, с открытым выходом на детей, с личным успехом, а-стало быть,, с собственной утгательской судьбой. Отечест­ венная школа исторшг дарила нам имена подвижников, при­ меры высочайшего служения детям. А сегодня можно встре­ тить и такие примеры: ■ ■— Я. бы проведа уроки за заболевшего Физика, если за­ платят, — говорит учитель своему коллеге в присутствии своих пятик.\ассников-1Шоне- ррв- ' — в моем классе почти все бездельники; — откровеннича­ ет. ушхтельаица со старшей вожатой на первом сборе от­ ряда в сентябре {?!). — У меня все шюнерьг — «ВЕШендрещникн», — заявляет вожатая на планерхе ('?!). Умная,, ищущая школа —это школа ко,\лективного творчест­ ва, коллективного уважения и саморазвития, личности ребен­ ка- Скажи мальчишке шггаад-' цать раз: «Ты бессовестный», и он станет бессовестным- Для каждого ребенка смысл. Ж1ИНИ. — стать ВЗРОСЛЫМ. И каждый хочет себя попробо-- вать в любом' деле. Если уб­ рать этот подход, опять мы будем «закладывать» невольно демобилизованное поколение пионеров-. : То-ЛБко вожатые -и восшгта- тели. скдошше и способные к сотруданчеству, мо 1 у»г добить­ ся успехов. Хотим мы этого или 1Ю Хотим.: но возник осо­ бый парадокс; сегодня пере­ стройке пионерской организа­ ции больше' . сопротивляются, не дети, а те, кто с ними ра- С рецидивами мьппления пе­ риода застойных явлений мы будем сталкиваться еще ,дол-- го. Но нам, пионерским настав- . никам, надо . резко изменить психологию отношения к де­ тям — в ,этом главный , смысл реформаций школы й -пионер­ ской организации. Ребенок — Человек как целое- государст­ во. Разве МОЖНО' унижать ре­ бят неверием в силы и возмо­ жности государства? Было бы несправедливым не отметить, что в письмах пионеров слету во всех выступлениях и дис­ куссиях с.лета; в слетовской газете «Вперед» было много добрых оценок шюнерских во­ жатых и ,учителей.. Ребята во­ обще чаще защшцали классно­ го руководителя и школу- Они категорично высказались в большинстве -своем за то,, что­ бы пионерская организация действовала в родной школе. Это государственная позиция. Именно потому, кстати, пионе­ ры в своем решении записали; «.-.будушее -нашей организации . во многом зависит от работы с октябрятами. Мы — не .ше­ фы, Ш .1 вожатые октябрят». И еще «Мы, просим с учетом положения о пионерской ор­ ганизации.. закрепить в Уставе школьт более широкие права дружин в решении, вопросов . . ^ школьной жизш;». , И еще одна мысль: стремле­ ние получить в Еоспитакии пионеров результат сразу, не­ медленно — цинизм: нам на­ до поспеш^пъ не торопясь, приучить ребят к мысли, что они и есть истинные хозяева своей организации, дать им полное право ошутнть чувство хозяина, -поддержать веру в Выражение «жизнь воспита­ ет» — только метафора. Каж- - дого ребенка, в том числе пи- , онера, воспитывают конкрет­ ные люди- Ун^е потому мы са- мя не имеем права жить туск­ ло. Если перефразировать из­ вестное выралсение В. Маяков­ ского, то каждый работающий с пионерами обязан себе ска- «Я — учитель (вожатый) и этим я интересен». Только люди, владеющие ■ак­ туальной. информацией, чувст­ вом передового и нового, спо­ собны на содружество и сот­ рудничество с пионерами, с молодежью, о которой В- И. Ленин сказал: «Она —■ часть революции». С. ШМАКОВ, заведующг;й кафедрой теории и методики воспитательной работы ЛГ1Ш, научный консультант IX Всесоюзного слета пионеров в «Артеке».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz