Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

10 декабря 1987 г. ЛЕНИНЕЦ • 3 ЧИТАТЕЛЬ СТАВИТ ПРОБЛЕМУ ЖИВИ, Зоопарк — это не тюрьма аверей. Зоопарк — это сказ­ ка наяву: Так должно быть. Ибо на меня смотрят- удив­ ленные, вопрошающие . дет­ ские глаза: «Дядя, а почему мишка в клетке?». ...Мартышки качаются на лианах. Волк роет .догово. Удав спускается с живого дерева.. Это не съемки филь­ ма «Маугли». Это жизнь в парке, это обычно. В рездене или, скансем, в' тгколаеве... Шефы Николаевского зо­ опарка — руководители предприятий, регулярно, хо­ тя- бы раз в месяц, собира­ ются в .;Горис11рлко'ме и ре­ шают: кто, чем и когда по­ может любимо.му детищу; В Николаевском . зоопарке всегда есть все ему' необхо­ димое. Всегда, все. Шефы Липецкого зоопар­ ка . такя-:е имеют отношение к горисполкому. Они, назна­ чены его' постановленнем: 2 0 : предприятий, организа­ ций... Но это шефство бумаж­ ное. «Помочь не,.в силах»,— говорят шефы ' директору зоопарка. Например, НЛМ'К.. Между прочим, на НЛМК есть свой зоопарк. Нема­ ленький. -Коллекция птиц богаче, чем в. городском... льеры просторнее. Его юсещаю.т всевозможные де­ легации. Кажется, что он создавался именно для пока­ за, потому что других посе- |гителей здесь нет. Получается в городе два ■^оопарка (в -Воронеже, на­ пример, — ни одного!) Но поразительно: зоопарк для отдельных граждан купает­ ся в материальных благах, зоопарк, для сотен тысяч по . сути нищенствует! Од 1 ш высокий руководи­ тель в городе любил. живот­ ных. Н он решил , создать зоопарк. Развернулось гран­ диозное строительство. В один слоновник -вложено 500 тысяч... Была карта зо­ опарка в будущем: он дол­ жен был занять по.ловину Нижнего парка. Но того вы - . соного , руководителя сняли... -^рю с Карту тоже сняли, спря­ тали. .Стройку' заморозили. Печально... Я боюсь, что однажды один руководящий келюбитель жи­ вотных , закроет зоопарк на­ всегда. Не 5 'знаВ мнения об­ щественности или даже ему вопреки. Это реально. «К этому идет... — говорили мне работники зоопарка. — Зоопарк окончательно об-- ветшает и тогда... Ведь он_ — , «объект повышенной опасности» (из инструкции). Он безнадежно убыточен». Когда зоопарк даст при­ быль? Когда будет так, как в Дрездене или в Николаеве, и лучше... Например, зоолотерея, где п р и з '— попугай... Фо- . тография на память: верхом на ослике (или на верблю­ де)... Прогулка в парке в тарантасе с: пони:.. И т. д. и т. п. Можно провести кон­ курс на лучшие предложе­ ния... Или просто; в зоопарке есть книга, куда посетитель записывает все, что ему хо- Читатель, тебе нравится это? Ты будешь ходить в такой зоопарк чаще, чем один раз в год? Я уверен, что будешь... Уверен, такой зоопарк стократ- .прибыль­ нее, че.м нынешний... ’ Еще одна важная, с т а ть я ' дохода — от продажи- жи­ вотных зоопаркам- и зооугол­ кам. Чтобы вырастить 'этих животных, нужны условия. Нужны, между прочи.м, про- . сторные вольеры. Не кле­ тушки! Нужно помнить, что раз- ведение в зоопарке некото­ рых животных ■— , это спа­ сение их- как вида. .В приро­ де эти животные не сохрани­ лись,; Экономя на железных прутьях, мы отнимаем пос­ ледний шанс у удивительных обитателей Земли выжить. Директор Липецкого зоо­ парка А. С. Коробов хочет сделать его прибыльным, хо­ тя бы малоубыто'чным. Но планы абстрактны. — До сих пор неизвестно, будут ли переносить зоо­ парк? Это связывает меня по рукам н ногам, — гово­ рит директор. А пока — текущее лата­ ние и равнодушие шефов. Пока нет денег.' Есть надежда на помощь деньгами тех, кому небез­ различно будущее зоопарка. Это- общественность. Каж­ дый желающий может пере­ числить деньги на счет № 307 (ЛП) — счет Ли­ пецкого зоопарка. Это даст шанс сказке... Ю. ВОРОНИН. НА СНИМКЕ ВВЕРХУ: это слоновник - бегемотник, Стройка заброшена 10 лет назад. Затрачено 500 000 рублей. На эти деньги мож­ но содержать зоопарк в те­ чение трех лет, СНИМОК В ЦЕНТРЕ: еще шаг — н в зоопарке. Бесплатно. Здесь уже тро­ пинка. Латать обветшавший забор часто, увы, нечем. НА СНИМКЕ ВНИЗУ: «заморожеюшш» бегемот­ ник. Когда построят? Никто не знает. А где старожил зоопарка — бегемот? В Ни­ колаеве. Фото Ю. ИОНОВА. 1 'А / ‘ I : '-‘У Не будем дожидаться возникновения традиций — создадим их сами. в давние Еремена, именуемые средневековьем, ворота каждого города запирались на. ночь. За­ поздалые путники спешили вер­ нуться домой до наступления темноты, немедленно прекраща­ лась всякая торговля, опуска­ лись ставни трактиров и постоя­ лых дворов. Через какие-то пол­ часа только мерная поступь ночдах стражников гулко от­ зывалась . в опустевших кварта­ лах ^— город погружался в сон. Как тут не вздохнуть украд­ кой- пцклонникам патриархаль­ ной простоты «былых времен»: «У вы , 'в с е 'эт о кащ'ло в Лету!» Ой ли? Не, спешите сокрушать­ ся. Вам хочется почувствовать . неторопливый ритм города, чун{- дого сомнительных соблазнов вседозволенности? Ваше жела­ ние осущестБИ.мо. Пройдите по центральным улицам Липецка в воскресный; день (не обязатель­ но, кстати, после захода солн­ ца). . Покой отдыхающих - горонган не нарушают неуместные сбо­ рища самонадеянных юнцов- «неформалов», . спонтанные ■уличные дискуссии, гала-прос- мотры произведений, художест­ венного авангарда (была одна- попытка, закончившаяся пла­ ч е в н о — моего .знакомого, 'пы­ тавшегося устроить импровизи- . рованную выставку у фонтана на улице Лёнина, проводили в .милицию. Правда, убедившись в отсутствии .злонамеренного умысла, отпустили). Ваш слух не потревонсат лишние децибе­ лы. глаз не остановится на по­ дозрительных своей нестандарт­ ностью градостроительных ре­ шениях, и даже обоняние будет пощажено, ибо за ­ ведения общепита в -центре го­ рода можно пересчитать по '. пальцам. Если, следовать обыденному, усредненному ' представлепню, жизнь города представляет со-, бой серию таких раз и навсег­ да установленных стереотипов, нечто вроде набора слайдов. Р аз ^ и горожане. ..активно включаются в трудовую дея­ тельность.' Два — и они же единодушно отдыхают (кафе? кинотеатры? дискотека?). Три : — й... И набор стереотипов ис­ черпан. Работать мы, как при­ нято полагать, умеем. А вот . насчет отдыха как? Этим летом городской и об­ ластной комитеты ВЛКСМ ре- .шили ос^чцестзить прекрасную идею — провести День моло­ дежи в парке имени Скорохо- дова. Выла разработана обшир-. пая, по-настояще.му интересная и насыщенная программа. Бы- ■ ло приложено, немало усилий, чтобы сделать праздник собы­ тием в жизни города. А в ре­ зультате — провал. В . чем же причина? . Будем объективны — преж­ де всего, в нашем неумении от­ дыхать. Конечно, были и орга­ низационные срывы, и недоста­ точно продуманное разнообразие форм деяте.льности, и отсутст­ вие опыта, но главной причи­ ной неудачи праздника стала поистине удивительная пассив- кость тех, кто остался поетб- ронвими наблюдателями. Школьники, учащиеся техни­ кумов и СПТ'У, студенты приш­ ли сюда с единственной целью — посмотреть. Позиция чисто­ г о потребителя не способству­ ет и не может способствовать созданию атмосферы массового праздника, где каждый — пре­ жде всего^ участник происходя­ щего. Искусство общения скла­ дывается не только из умения слушать, но н из желания быть услышанным. В парке в тот -. день мы были свидетелями грустной картины — сотни лн>- . дей безмолвно взирали, на нес- : Колышх отчаянных смельчаков, готовых к контакту. Именно эта отчужденная созерцательность. разрушила даже ту хрупкую на­ деж ду ,. которая таи.тась в ду- : ше организаторов праздника.' ...Что же с нами происхо­ дит? Ведь . серьезные' социоло­ гические исследования показы­ вают, что потребность в обще­ нии у молодежи колоссально возросла, да . и воз.можности ком-муникации — от средств печати до просто улицы, Да-да, и.мённо улица притягив'ает се­ годня вновь внимание и четыр­ надцатилетних «радикалов», я тридцатплетних сггептиков. В' городах Прибалтики прек­ расная традиция ежегодно проводить ;■ праздник города. Студенческие фестивали и вы­ ставки ■— продажа творческих работ, выступ.лепие самодеяте­ льных коллективов й встречи с профессионалами театра и ' . кино, спор-клубы прямо на ули­ це, импровизированные конкур­ сы и хит-парады — такова йх • программа. Причем, заметьте: во все.м этом — ни капли за- ■ организованности, фор.мализ.чи, • «инициативы свыше». Каждый ■ предлагает то, что в состоянии показать, не-южйдая, пока бу- : дут расставлены все точки над «!». Слышу-голос сомневаюЩе- , г'ося: «Ну, так это Прибалти­ ка, все ясно, ну а пам-то ку­ да?» . ! . Да, бесспорно, Липецк испы­ тывает дефицит (и серьезный) культурных традиций, но не следует забывать, что тради­ ции эти не возникают на пу­ стом месте, .а создаются са­ мими людьми.' . На сегодняшний ;день Ли­ пецк обладает неплохим твор­ ческим потенциалом — у н а с . есть студенческие театры-студии и фольклорный ансамбль, клу­ бы любителей авторской пес­ ни и -кинолюбителей, несколь­ ко хореографических коллекти­ вов молодые художники, мас­ тера прикладного искусства и музыканты. Но пока что, увы, все, что .здесь поименовано, действует разрозненно и са.мо- стоятельно, а иногда и с ма­ лой отдачей. В стране набирает силу коо­ перативное движение. Мы по­ чему-то сводим его прежде все­ го к гастрономическому аспек­ ту, забывая об уникальной воз­ можности, которую она предо­ ставляет молодежному творче­ ству. ' ' В ряде городов нашей стра­ ны уже возникли молодежные кафе, есть смысл задуматься о возможности его создания и у нас в Липецке, где, кстати, з а - ' последние несколько лёт был снесен- еще ряд вполне креп­ ких старых домов, приемлемых для этой цели. Стоит по.мочь также молодым художникам, чьи работы гораздо более уме­ ренные по цене по сравнению с их старшими собратьями, без­ условно имели бы своих поку­ пателей. Возможность, упущенная се­ годня, перекроет путь инициа­ тиве завтрашнего дня. В итоге мы решаем 'вопрос о гораздо большем, нежели досуге моло­ дежи. Воз'можность настояще­ го общения' не может быть за ­ менена ничем. Там, где ее нет, — нет истинного духа со­ зидания, нет творчества,, нет понимания нашей общей нера.з- рыБНОй связи. Не будем донгн- даться возникновения тради-: ций — создадим их са.ми. А. ЛОМОНОСОВ, педагог.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz