Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

2 в ЛЕНИНЕЦ 10 декабря 1987 г. НА ТРИБУНУ ПЛЕНУМА ОБКОМА ВЛКСМ Идея этого выступлвЕия возннкла после «прямой лп^ш» с членами бюро областного совета пЕоаерской организации, которые, судя по вопросам, заданным нм, сделали вывод: далеко не все взрослые, работающие с пионерами, опреде­ лились в перестройке жизни отрядов, дружив. Продолжить разговор на эту тему было предложено С. А. Шмакову, заведующему кафедрой теории и методики воспи- ■гательной работы ЛГПИ, научному ковсультавту IX Всесо­ юзного слета пионеров в «Артеке». ми дела. На то и существует центральный пионерский штаб,, чтобы быть генератором идей .и всесоюзных важяьгх начи­ наний. Важно лишь то, чтобы идеи и де.ла были ., созвучны времени, ориентированы на со­ циальную природу пионерства, на самодеятельность и добро­ вольный характер организации, чтобы в них была опережаю­ щая концепция, притягатель­ ная всем -возрастам пионерии. И еще в них должны закла- дьтаться свобода выбора я мвоговариавгноспт.. Все мы зна­ ем, что манидружина ^*дл^- коьшлекгной шко.'ш, началь- Идеи наизнанку Если вывернуть наизнанку пиджак 1 ЫИ, скажем, шубу,, .надеть это вывернутое- на се- • 6я- и пойти на улицу — за­ смеют, пальцами будут тыкать. Ну а ес.\и наизнанку вывер­ нуть идеи я принципы вос­ питания детей? И В- общем-го все это очень заметао? ДЪэжет быть, не, так- обнаженно, как шуба, но заметно. «Выверну-- тость». ряда важных идей, пи­ онерства выявляют результа­ ты работы с пиошерамя, есте­ ственно, отрицательные, низ­ кие, Тогда почему мы, воспи- . татели, вожатые, до сих пор опираемся в своей деятельности, на идеи, что «шиворот-навьщо- рот»? Скажем честно: потому - что ояя, эти . «руководшцие идеи», принимаются нами воп­ реки логике жизни в силу • инертности и педагогической, вашей малограмотности. Потому что «так бьхло всег­ да» и за «это» спрашивают , проверяющие. И еще потому, что мы плохо знаем историю пионерской организацгш, а зна­ чит,'исходные истоки. Пионерская оргааи&ацая из­ начально создавалась как ор­ ганизация самих детей, не случашю гоюиерскне отря­ ды; дружины действовали при фабриках; заводах, колхозах. Позднее пионеров перевели в ваколы, И" Организация посте­ пенно стала терять свои пра­ ва, забывать обязашюсти, пре­ вращаться в.' пионерские класг сы. Инициатива как высший прод>тст самодеятельности ухо­ дила из практики пионеров. ' Среди- причша этого на пер­ вое место следует вынести педагогическую заорганизсвая- ность детей. Что мы под ней понимаем? Резкое уве-личение обязательных де.\ пионеров, придуманных взрослыми, рез­ кое сужение инрщаативных дел самих пионеров. Давайте признаемся; в пионерских -ор­ ганизациях последних десяти­ летий господствовала репети- циоиная пионерская педагоги­ ка. Детям предлагалось все го- тов(ж ■и спущенное «сверху»,' прежде всего Центральным советом Всесоюзной пионер­ ской организации, далее мест­ ными .пионерскими сонетами и... чего греха таить, пиоаер- ск!м вожатым, классхаш р>’ководителем. В системе деятельности пи­ онерской органйзацшт возник­ ли Центральный, республикан­ ские, областные и краевые, городские и районные советы пионерской организации, воз­ никли советы друзей хшонерии при дружинах. Взрослые со­ бирались, советовались, приду-. мывали. Дети практически не советовались и ничего не при­ думывали; Советы дружин, со­ веты отрядов' обсулсдали чу­ жие предложения. мысли, идеи. Так родилось два, по крайней мере, негативных яв­ ления: «иерархическое мьш 1 ле- йие» у детей (его суть —что-то решать могут лишь взрослые и руководящие пионерские ор­ ганы); кстати, даже в рамзсах дружхшы пионеры считают, что планы и подсказки дол­ жен делать совет дружины, а не они сах-ш. В-горое яв.ление — пассивная исполнительность, в рамках которой нивелиру­ ется личность. Хочу сказать вместе с тем совершенно определенно, ■что и ЦС ЩО имени В. И. Лени­ на правомочен предложить всей пионерской организации общее достойное дело, акцию, операцию и т. д. Не надо Шельмовать эти слова; ни са- И еще одно письмо: «Почему мы не хозяева; не хватает са­ мостоятельности, даже смело­ сти. Б нашей дружине всеми' делами .ведает пионервожатая. А мы только поддзшгваем ей. Как-то мы пытались отказать­ ся от нехщтересного дела. Она раекрича:лдсь. Мы стали пред­ лагать дела, а она ' начала- от- неюгваться и совать свои- «бесе- - ды» и «дискуссии». Писем такого рода тысячи., мнений — миллионы. Искрен­ них мнений -наших мальчшпек . ж девчонок,, которые ■ раньше нас с вами, уважаемые дет­ ские наставники,:- почувсгвова^ ли импульс перестройки, иск­ ренне в. нее поварили. Какие конструктивные выводы сле­ дует сделать из . писем ребят, их мнений и предложений, вы­ сказанных на IX с.лете, нако­ нец, из первого в истории пи­ онерской организацш! вполне самостоятельного решения, принятого делегатами слета? НОИ хпколе, селе, районе, го­ роде и далее до масштабов страны и мира. Слет утвердттл проект одно­ го нового документа «Твое пи­ онерское наследство» (с.\вво о традициях- юных леншщев). Свидетельствую — ребята придярадись к калдай строч­ ке этого документа. И эти ' «придирки» шли от . лучшего опыта работы наших отрядов и дружин. На слете были вне­ сены некоторые., поправки к Положению Всесоюзной пио­ нерской .....оргаянзац,ии . имени В, И. Ленина- — этот документ долговремен, .о н показывает пути и направления рабсаы. Генеральный секретарь ЦК КПСС М; С. Горбачев обра­ тился к делегатам, а. -через них ко всем пионерам Страны «Смелее беритесь за настоя щие, полезные дела, за .то, что еще- никто не пробовал. И действуйте энергично, на­ стойчиво. Мы в вас верим и РАЗБУДИТЬ В РЕБЕНКЕ СОВЕСТЬ НОИ шко.лы, школы-интерната, крупная Друлсина. горо,декой школы — это разные пионер­ ские коллективы. Природная ■ среда, национальные традиции,. масштаб территории, где про­ живают пионеры, — все опре­ деляет неповторщюсть их жизнсде.чтельности. 'Уже- по­ этому не.льзя директивными хшетрукцияма связывать ре­ бят по рукам и ногам. 'Уже потому любой документ, иду­ щий «сверху» (неважно отку­ да —- из центральных детских органов или местных), должен содержать лшш, рекомендации и гт 5 «дрые подсказки. Причем, Как постаиовяли дё.\егаты IX Всесоюзного слета, такие до­ кументы следует преДвараа- тельно шкроаю обсуждать, в том числе и прежде всего с самими пионерами. Шесть тысяч писем по.аучй,\и Центральный совет пионер­ ской оргагшзации и газета . «Пионерская правда» от уча­ стников общепионерской дис­ куссии «Пионерская организа- -Ция сегодня и за;втра». Шесть тысяч одиночных мнений от имени 20 миллионов юных ле- нтшцев. Молсет быть, время дискуссии бьню выбрано не­ удачно; может быть., разучи­ лись и 'разуверились сло!рить. Может быть. Но и эта кап-дя мнений плюс почти пять ты­ сяч мнений делегатов слета дают серьезную пищу для раз* • дуьЕго и поисков новых путей жизни и деятельности «орга­ низации самих' детей» (Н. К. Крупская), «се.лекцисйшоГО по­ ля детства» (А. В. .^уначар- Дав 1 ю вернулись домой и растворились во ьшогомилли- онной своей организации деле­ гаты слета, а учебный год ка- тгггся по своим наезлсехшым рельсам. Но где-то продо.лжа- ется то, о чем писа.ла в «Пи­ онерскую правду» Ира Пеш- ко из поселка «Юбилейный» Ростовской области: «Наша учителыпща сама выбирает старосту класса, председате,ля отр.чда, сама го.лосует, сатла называет, кого наград-ить знач­ ком «За ектйвЕую 1 »боту». Вывод первый На ближайший учебный год, возмолшо, на б-лнжайшие го­ ды не-будет никаких спецк- а,лыто «сверху.» поданных про­ грамм, подсказок, перечней дел. Хотя должен сказать, что экспериментальный псвск соз­ дания пробных програм.м ведется. Полагаю, что ЦС ВПО имени Лешша выдв.инет и но­ вые конструктивные идеи, предложит ' интересньге Всесо­ юзные пионерские мероприя­ тия. Что делать в таком слу­ чае пионерскому вожаку, классному руководителю, са­ мим пионерам? 'От чего долж­ ны отталкиваться в работе с пионерами детские ' наставни­ ки и сами пионеры — хозяева своей организации? . От зако- ' . нов юных ленинцев, торжест- вшного обещания, от девиза: Всесоюзной пионерской орга­ низации имени В. И: Ленина, В этом пионерском -наследстве заложены главные идеи жиз­ ни шюне 1 ра. Все мы' должны понять, что ’у детей свои цен­ ности, свои критергш, свои за­ коны детства. Пионеры 20—40 годов жили по этим законам,. сами искали сферу примене­ ния своих сил. В этом «сами» и прояв-лялась С 5 тцность сатло- деятельной организацш-г. К этой позиции нам обязательно надо вернуться раз и навсег­ да. Если мы хотим научить ре­ бят, к примеру, плавать, как мы гюступаем? Упрощенно ,так; даем сюветы И... запуска­ ем {иногда бросаем). ' в воду,' Но зорко наблюдаем, поддер­ живаем и-утонуть не позво­ лим. ■Стало быть, исходя из задач пионерской организации, давайте '^'чгпъ ребят , самих искать СБОИ маршруты жизяа и деятельности, учить плани­ ровать своя дела, А что делать нам, взрос.лым? А мы, взрос­ лые, обязаны, помочь им у в а - . деть места приложения своих сил, вывести на зоны пиоегер- ской работы, и писшерского действия прежде, всего в род- надеемся, что растет -новое поколение настоящих борцов за социализм и коммунизм». Боевой программой действий пионвроа Советского Союза слет признал приветствие Ге­ нерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева IX Всесоюзному ' с,дету, пионеров в Артеке. Пусть и дети, и взрослые, внимательно вчиты; ваются в это пргшетствие; в нем консгр)>ктивные и смелые . предложения партии по стра­ тегии и тактике жизнедеятель­ ности пионеров. Давайте осоз­ наем, что только в отдаче, в способности «быть лучом для других», в ■фуде-заботе обре­ тут дети-пионеры гражданст­ венность и иравствегвюсть. .'Ле­ на Шйкина из города Артем Приморского края откровенни­ чает в анкете с.\ета: «Слово «пионер» означает идущего впереди. А сегодняшний пио­ нер стоит на месте». Разбудить в каждом пионере совесть, раскачать каждого • ребенка, вывести всех красногалстуч- ных на завоевание социально­ го пространства окружающей жизни — вот наша сверхзада­ ча. Отсюда, стало быть, и старая важная первая истина; пионеры-первооткрыватели, та­ ков буквальный смысл перево­ да этого понятия, пусть как умеют открывают сам;я свои малые й большие перспекти­ вы, учатся видеть, свой пионер­ ский фронт борьбы за дело Коммунистической партии Со­ ветского Союза, за перестрой- - ку, общества, пионерской орга­ низации, за реформу школы. И пусть при этом имеют пра­ во на ошибки, ребячьи несу­ разности, навв, 1 П. 1 в открытия, «безумные» идеи. Вывод в т о р о й Нам необхсдггмо восстаао- ВЕть и развить пргшцйгшаль- ныё демократические начала пионерской организацаи. Вся страна идет по пути демокра- тиэациз! ЖЦЗН 1 Г. Пионерская оргаиизация как оргаакзагщя не может существовать без де- мокра’^ г . .А'гя пионеров — это создание истинной свобо­ ды, свободы реализации своих : прав и своих обязанностей, свободьг выбора и предпочте­ ний, свободы самостоятельных решений и действшг й т. д. Мы десятилетия,, к'примеру, ■ внушали пионеру мысль; уче­ бе основной вид и'х общеет- венко значимой деятельности, а значат главный., критерий :оценки ' его деятельности. Не потому ли в школах висят ’ стен,ды. чести елмы, на кото ',: рых лишь фотографщ! отличг ■никое. А, .разве лучший вожа­ тый . рктябрятской звездочки,, лучший сборщик , вторичного .сырья, .пионер, от-тичившийся на сельхозработах недостоин высокой оцешш; мы в актив выбираем часто лишь отлич­ ников и посылаем куда-то то­ же только за успехи в учении. На III съезде РКСМ В. И. Ленин выдвинул задачу; «Училъся, учиться, ' учеться!». Она- была понята слишком односторонне. Н. К. Крупская нисала о том ,.что Ильич име,л в ввду три задачи: учиться — приобретать знания, без кото­ рых . невозможно построить коммунизм; учиться — органи­ зовывать себя и других; учить­ ся — пропагандировать все пе­ редовое и важное. Никто не снимает учение, как важней­ шую деятельность пионерии, но не единственную в соци- .а.\ьной практике детей. Неде­ мократично все в жизни, де­ тей ' сводить к успехам в уче­ нии, На IX слете часто «зву­ чал» ' своеобразный лозунг ре­ бят: «Дайте волю троечни­ кам!» Можно по-разному трак­ товать этот «лозунг». Ребята в нем выразили свое несогласие с .оценкой личности то,лько по школьным отметкам. Все дол­ жны поочередно пройти шко­ лу пионерского самоуправле­ ния, а не то.лько отлюпнтка н хорошисты — одна их мысль. Троечник тоже человек — другая. Известно: все несов­ местимое — враждебно. Дети активно на слете выступили за. права каждого пионера. За право участвовать в любом де­ ле «без опоры на гениев» —■ как они сказали. За право, на­ стоящих выборов, без .-указки взрослых. А ведь действительно, выбо­ ры — это выбор пз кого-то, из чего-то. Так по-русски зву­ чит это слово, Ес,ли учесть, что возраст 10—15 лет .есть время- потрясений, то как же надо быть осторожным, .что­ бы не перебить ребенку - крыльев. Из письма Глеба Мальцева; «Вся пионерская .организация - держится. на классных, руководителях. Это они звгвияот- нас на сборы макулатуры и металлолома'. Им только-кнута не хватает». «Мы на сборе предлагаем выб­ рать ребят, классный руково­ дитель сказала; «Он птохой, его туда не надо, а она ,— хорошая, пусть она будет там». И насильно . вписала. Целиком подиисьгеаться не буд'ус науче­ на опытом, как. плохо выска­ зываться о начальниках (О. Т. г. Аенинград)». «19 мая я дол' жен был идти на . -районный слет пионеров. На репетиции нача/Т шагать не с леиой ноги, и меня исключили». (Ва.тера Григорьев,', с. Белые Воды Сай- рамского района»). Таких пи­ сем много, они были опубли­ кованы в Пресс-бюудлетенях IX Всесоюзного слета пионе­ ров в Артеке. Известный грузинский педа­ гог- Шалва Амонашвили в кни­ ге «Как живете, дети?» пишет: .«Действительно гуманная пе­ дагогика это та, которая в состоянии приобщить детей к ■процессу созидания самих . себя». Но. для этого шл нуж­ на свобода.. самоуправ.деШ'Г-ч. Любые права пионерского самоуправления могут быть перечеркнуты .рет-ивым вожа­ тым иди педагогом, убежден­ ным в силе авторитарной вла­ сти- или неспособным, по-дру­ гому .работать, С. ШМАКОВ. т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz