Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
3 4^евр>вля 1987 г, ^ ‘ ^ ЛЕНИЙЕЦ ф, 8 СОКРОВЕМНОЕ М а й П у ш н и н Моя первая «встреча» с П)да- кииым состоялась давно, когда я была еще содеем маленькой. ..■За окном зима, мороз, а в комнате так уютно... Я попро сила маму прочитать . мне сказку. И она стала мне рас сказывать о жадной я свое нравной старухе, которая за хотела, чтобы у нее на посыл ках служила золотая рыбка. Потом мама рассказывала мне сказки о глупом и жадном по пе н об умном и умелом ра бо тн и к . Балде, о тридцати трех богатырях и б спящей, красавице. Я уже знала, что написал это Пушкин. Мой Пушкин. Он пришел в мою ду шу. Он остался там бла годаря моей маме, ее голосу- Каждый день я просила ее рассказать что-нибудь пуш кинское. И она доставала свою яюб.чмую большую, тол стую книгу и читала. «Пуш кин — моя необходимость на все время», — так она гово рила. Я слушала, закрывала глаза, и светлая печаль, напол няла мою душу. Однажды мама сказала, что детом мы вместе поедем к Пушкину, в Михайловское и Тригорское, в Святогорский монастырь, к могиле поэта, поклониться ■ его п р а х у . ..■И вот мы в Пушкинском заповеднике. Черный пруд сре ди серебристых тополей, гор батый мостик и аллея Керн, старая ганийбаловская ■ доро- :га, по которой гулял поэт; А вот и теплый. серый деревян ный домик. Здесь коротал ве чера со своей , верной. няней опальный Пушкин. Через скром ное крылечко проходим внутрь. Поэт незримо сопровождает меня, я чувствую его присут ствие во всем. Потом мы идем, пахучим берегом чистой и светлой СЬроти, вад ним пыш ный парк Тригорского, три его былинных- горы- Я оче’нь люблю поэзию. И 8та любовь пришла и посели лась 'в моей, душе через Пуш кина. Он стал моим лучшим -5'чителем. ■ ...Могила'Пушкина в Свято- горском монастыре. Я запо.м- ню «а всю жизнь, как прнхо-; ■дят сюда люди. Молча, сосре доточившись в душе своей, чтобы не спугнуть, .той святой тишины,, которая свойственна только высокому:, . ЛУХойибму настрою. С. ГУРЬЕВА, ученица 52-й школы ________ г. Л ипецка. На снимке: памятник А. С. Пушкиру в Москве. -ЯЗЫКОМ к и н о - ГОВОРИ, я УСЛЫШУ Что такое грамотность, по нятно всем. Но вот в послед ние десятилетия, в, эпоху бур ного развития НТР среди; спе циалистов появляется' выра жение «вторая грамотность». Так специалисты . .называют умение работать с ЭВМ, «вес ти диалог с машиной». Кинопублидисты предлага-' ют еще одну . грамотность — третью. Фильм «Говори, я ус лышу» посвящен ПТУ .. ■ Что же имеют в виду его авторы под словами, «третья-грамот ность»? Это, ' гражданствен-, ность, то есть грамотность зна чимых .прступкОв,, мыслей и чувств. 'Именно она должна стать основной целью й систе ме.. профессионально-техниче ского обучения. Какими бы'-' стрыми шагами ни двига.тся бы прогресс, как ни внедрялись бы роботы и ЭВМ, как . бы стремительно . ни ' изменялся, мир вокруг нас, все равно в основе всего -— личность. Картина снималась: в ле нинградских. ПТУ. Опыт их широко известен, в том числе благодаря и документальному кинематографу-’ Этот' опыт, и П03В0.ЧЙЛ в картине рассмот реть важную и ответственную тему — воспитание граждан ственности — в разных аспек тах и на разных Этапах. Внимание создателей филь ма было сосредоточено на обычных, рядовых училищах, выпускающих рабочих так на зываемых массо-вых специаль ностей. Через эпизоды, . посвя щенные постсплению в ПТУ, ярко я , отчет.чивод:проводится мысль о ^ о м , что осознанный выбор того или иного училища — это. уже пусть и мале№- кий, но очень важный ,шаг на пути становления■личности бу дущего рабочего- Большое внимание уделяет ся и педагогическому составу — мастерам производствен ного обучения и преподавате лям общеобразовательных дисциплин. ' Для режиссера Ж. Романо вой картина «Говори, я ус лышу» — своеобразный де бют, хотя на Ленинградской студии документальных филь мов она работает с 1977 года и сделала уже 10 короткомет ражных .тент. - ' 3. ШВЫРЕВА, редактор облкииопроката. ПОВОД д л я РАЗМЫШЛЕНИЯ м н о г о ВЕСЕЛОГО И ИН ТЕРЕСНОГО УВИДЕЛ И УС ЛЫШАЛ НАШ КОРРЕС ПОНДЕНТ В ТЕПЛИЦЕ 51 й ШКОЛЫ ЛИПЕЦКА. — А я вот муравьев приру чаю! — сказал малыш и через поливальные шланги • анакон ды повел меня к «лоткам», где . начинались «джунгли». Там между - стеблей тропической травы ' амариллис шустрые, трудолюбивые лнлипутики про ложили тропинку к конфете. Вдруг <джунглн» зашевели" яись, « оттуда высунулась чья- то поянощекая морда- — А, попался! — радост но закричал мой «гид». — Ребята, скорее, хомячок нашелся! . Хомячка поймали -и посади ли в его клетку со свежим гераниевым салатом (тут же. на столе его соседка, морская свинка, говорят, в сотый раз с утра умывалась и чистила усики), иуалехиостые гуппи -кружили без устали хоровод... В джунглях, где приручают... муравьев Еще юннаты звонили в ко локольчики — вырабатывали у своих подопечных «условные пищевые рефлексы.». Стоял невообразимый гам и звон, и руководитель ю н н а т с к о г о кружка тщетно взывала к ти шине. ' — А почему он такой боль шой? — выручйл ее почемучка- второклассник, которого инте ресовал явно не тепличного вида двухметровый кактус, по-видимому, и в прёриЯх ко лючий акселерат... Ребята ти хо-тихо слушали рассказ о субтропических кактусовых лесах, растуших выше каньо нов! Потом меня познакомили с учительницей биологии Евдо кией Петровной Ищпаковой, которая «заведует» всем этим пестрым миром , под стеклян ной крышей. — Здёсь у нас одних только растений около 50 видов. Не давно свой инжир' отведали — крупный, вкусный! Весной как раз к выпускному "Здесь всегда, зацветают амариллисы — ми нимум для тридцати букетов... Д а все тут ребята сами вы ращивают, приносят из дому кто луковичку, кто семечко... Через «дырку» в стекле в летний оазис иногда врыва лись окутанные паром воробьи, и,тогда звенели голоса; — Что, замерзли? В гости пожаловали!.-. И. ПОЛУЯНОВ. ВАС ПРИ ГЛАШ АЮ Т «Рок-феетнваль» ждет участников Левобережный райком ВЛКСМ приглашает все само деятельные музыкальные группы, вокальво-ивструмеи- тальные ансамбли города принять участке в «Рок феети-" ва.че» 1 марта 1987 г. Организационный сбор участни ков состоится 8 февраля 1987 года в 10 часов в помеще- вии молодежного к я ^ а «Фонограф», Справки по телефо нам; 23-ОСквО; 23 -11 -80 , , ; Судьбы этих девушек чем-то неуловимо похожи одна на дру гую. Нет, они вовсе не из 'ко горты тех, кто выехал за р у беж, привлекаемый глянцем ' кра сивой жизни на Западе, кто вы ш ел в ' «фрау» и «леди» прями ком из ресторана. Наши же ге роини выходили замуж по. люб- . в и ‘ искренне верили, что имен но так, а не иначе может состо яться их счастье. ■' ..;Ньще у Альбины другая фамилия. Красивая,' звучная: Ландан-Медина. И сама она, наверное, стала совсем не та кой веселой, общительной, ка кой ее помнили подруги, знако мые'.- Сейчас она — задумчивая не по года.м. замкнутая, нераз говорчивая. Настороженно смотрит на нас и заученно, да же не дожидаясь очередного во проса, повторяет; «Ни о чем не хочу рассказывать». Прижима ет к себе темноглазую малыш ку, всю в черных кудряшках, словно- от чего-то защищается. Разговор не клеится. Мы изви- .няемся и уходим. Что же. это ее право — не' отвечать. Альбина выросла , в Клайпе де, окончила политехникум. По ступила в Московский энерге тический' институт. Там и по- . знакомилась со смуглым перу анцем. Пожевились. С мужем уехала в Перу. А через два года, приехав с дочкой в от- , пуск на Родину, она осталась в. Клайпеде. Правда,' пока ее ре шение не окончательное. До мой приехала без на.мека на благополучие; ши шикарных платьев, вызывающих у подруг острую зависть, ни 'подарков родным и знакомым. Живет в . Клайпеде бо.'юе года. На рабо ту ■ устроилась в детскую го- „ родскую больницу. Заполняя анкету в отделе кадров, ни словом не обмолвилась о своем заморском супруге, ’ словно его . и не существует вовсе. Обычный семейный разлад? Но почему тогда она не оформ ляет развод? Может, ждет, по ка он, инженер по образова нию, найдет работу, с которой ему в Перу не повезло? И те перь она в растерянности перед выбором: где ей лучше жить? А как же .быть с любовью? Многое могла теперь рассказать Альбина. ■ Но рассказать, - зна чит. признаться в собственной ошибке; - . ' - А вот. другая судьба. «Я выйду з а него замуж, и вы ничего, ничего не сможете сделать!» — кричала Линасво- ему отцу, Альгирдасу Ж ., тог дашнему. первому помощнику капитана одного из судов Клай педской базы рыболовного фло та. О намерении дочери свя- . зать судьбу с западногерман ским моряком он впервые ■уз нал. вернувшись из долгого плавания. Узнал и ужаснулся: потерять дочь? Вначале думал, . что это обычные чудачества девчонки, начитавшейся книг о любви. Но все оказалось серь езнее, чем он предполагал. Не смотря на уговоры, Лина упря мо" стояла на своем; «Я выйду за него замуж». — Вы не верите в искрен ность чувств дочери? — спро сили мы его. Не знаю, — медленного- . ворит он. — Может быть, лю бовь и бы л а ; ' но принесла ли она моей Лине счастье? Вряд ли. Да, живет она неплохо. Все вроде бы есть: машина, дом, деньги. Но разве в этом дело? Даже ,любовь не в силах ото рвать человека от Родины. Вот и Лина. Сколько уже лет про" шло после замужества, а она плачет ночами, вспоминая род ной дом. А никуда от этого не деться. Ж ена ездила к ним в Оенабрюкнев в гости-. и видела •рвоими гладами,.,; цак .трудно дочке. Я ее понимаю: там ведь все чуж ое !— и язык, и обычаи, и нравы... Любовь, казалось им. Заме нит все: родной дом, родную землю, родных людей. Но раз ве счастье только в любви? Од нажды неминуемо придется по- ня;ть простую, и. как оказалось, непреложную . истину: для сча стья так будет не хватать того, что так легко оставили. Зоя Фалышер это . поняла давно. Безоблачная счастливая жизнь в уютной Швейцарии не состоялась. Там, в чистеньком городке Лаузен, не было време ни об этом думать. Там нкдо было работать. Ферма отбира л а все силы. Как ни старались они с мужем Андреасом; быв шим моряком, а на ферме, до ставшейся им от родителей Андреаса, теперь одни лщ ш куры разгуливают. Ее инженер ный диплом здесь никому не нужен. , Как вывести в люди троих детей? В Клайпеде во время отпус ка приходит тоска. Странно, так " рвалась домой, и вдруг.,. Как в детстве, рядом мама, сестра и все-таки чувствуешь себя в го стях. Словно пришел в свой старый дом, где родился и вы рос, а там живут ,новые люди. И дом этот они смогли не толь ко сохранить, но и сделать кра- . ше: А тЫ здесь «ужая . Вот письма другой женщи ны. И в них .та же тоска, кото рую автор даже не пытается скрыть. Это письма Риты Рих тер, уехавшей с мужем ,в- ФРГ еще десять лет назад, почти сразу же после окончания -сред ней ШКОЛЫ; Мать Риты хранит их в отдельных толстых стоп ках, аккуратно разложенных по месяцам и годам. Рита работает на фабрике покрышек в небольшом город ке -Экенфорд, неподалеку от Гамбурга, Не о том, конечно, мечталось, но ..что поделаешь, хорошо, что хоть такая работа нашлась. Живет воспоминани ями о родном доме, -пишет; «Мама, сегодня с . мужем вспо минали Клайпеду, так хочется приехать». Но отпуск, прове денный на ■Родине .: цррходит и лишь усугубляет тоску. Накру чиваются новые витки воспо- минаний, бередя их душу. Труд но жить с ними, порой невоз можно. Но выбор сделай. Дети почти не знают: ни русского, ни литовского ■ языков. Они поди- лись там. в ФРГ . Никто из девушек, вышед ших за.муж за иностранцев, чьи судьбы чередой, прошли перед нами, даже спустя многие годы не меняют советского граждан ства. Такая вот деталь... А ведь статус временно проживающе го приносит массу неудобств за рубежом, в том числе и боль шие денежные затраты . И все- такн они — граждане СССР. Эта временность порой не .уст раивает их мужей и вовсе не способствует семейному 'сча стью, к которому они так стре мились. Но никто из них не может порвать последнюю ни точку. связывающую с Роди ной. - Огонь чужбины опаляет не только крылья любви, на кото рых можно запросто, как пере-^. летные птицы, перелетать че рез все границы. Он обжигает душу. Для большинства безэа- й)тная . полная загадочной по эзии жизнь, которая виделась им ранее, сменяется унылой прозой борьбы з а с.уществова- ние. И уплывает куда -то ' лю бовь и смысл жизни сводится к ожиданию отпуска, поездки на Родину... И. ЛАШКЕВИЧ , , , И. ОСТРОЭЙРХ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz