Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

8 декабря 1987 г. ЛЕНИНЕЦ 9 3 К ДОБРУ И ЗЛУ РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПРЕМЬЕРЫ ПОСТЫДНО РАВНОДУШНЫ.. На сцене Липецкого областного драматического те­ атра — премьера. Пьеса ленинградского драматурга Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» привдла к зрителю не сразу — как и многие литера­ турные произведения, авторы которых обращались к современности в поисках истоков наших социа.таиых бо­ лезней, она пролежала под спудом несколько лет. К счастью, этот отрезок времени был невелик, пьеса не успела превратиться в живой реликт самим фактом сво­ ей постановки, свидетельствующий об у'трате сколько- нибудь значимых «лечебных свойств»,- Пространство- дома, где разворачивается действие пьесы, обращено к зрителю двумя П.ТОСКОСТЯМИ—внеш­ ней и внутренней. В этой одновременности , видения нет ни нарочитости, ни лож­ ной значительности то, что произойдет в этих сте­ нах, не может, не доляшо ос­ таться где-то там, за гранью -нашего ' размеренного быта. Да II вся жизнь школьной учительницы. . математики ,Елены Сергеевны (заслуткен- иая артистка РСФСР Свет­ лана Погребняк), аскетич­ ная , как интерьер ее кварти­ ры, при всей кажущейся одно­ значности таит " неразреши­ мые противоречия. '■ Такая знакомая всем лам статичность существования, где мир привычных пред- ^ ставлений давно не подле­ жит переоценке, и сам че­ ловек — «вещь Б себе», ис­ чезает с неоягиданным ноч- I пым звонком. У учите.льни- | ц ы — день рождения, ичет- >,веро ребят пришли ее по- ' здравить. Спешит пере­ одеться . Елена Сергеевна, смятенная и радостная. Зву-, чит реплика, еще одна, от­ вет — и снова реплика,' и зритель уже не нуждается в логических версиях и ассо- ■циациях. Все просто и ясно: 'четверо пришедших сюда десэтикларсников рассчиты­ вают получить ключи от сейфа, где до утра будут храниться их экзаменаци­ онные контрольные по ма- ' тематике. Столь конкретная цель требует конструктивных ме­ тодов ее достижения ■ — расчет строится на лично­ стных качествах Елены Сергеевны, ее романтиче­ ской вере в людей, идеализ­ ме и готовности помочь ближнему; ■ В отличие от героев, у ^зри тел я •— считанные мину­ ты на конструирование воз­ можных версий развития сю­ жета, Елена Сергеевна, вос­ питанная в лучших тради­ циях российской интелли­ генций, упорно не замечает очевидного. >Каль, 'очень жаль разрушать столь без­ упречно заду.манную компо­ зицию, но что поделаешь —- практика вносит свои кор­ рективы; Елене Сергеевне недвусмысленно предлагает­ ся отдать ключи, ,ИЛИ;.. . ) Что касается «или», иску­ шенные в человеческой пси­ хологии десятиклассники не спешат раскрыть . свои кар­ ты перед потрясенной у.чи- тельницёй. Тонкая лесть ,’ угрозы, саморазоблачение, призывы к состраданию, .шантаж — все идет, в хрд. Выступая из сценического полумрака, четверо вче­ рашних школьников сменя­ ют друг друга в изощренной атаке на личность той, ко­ торая еще пятнадцать мГшут. назад верила им. Витя .(Валерий Зинов) —й самый незамысловатый изо всей четверки. Шкала жи­ тейских . цейиостей этого Егизнерадостного, в меру упитанного юноши весьма умеренна — ма'териалыше благополучие, настоеп- ное на явно не первой све­ жести заповедях житейснсй мудрости. . преподанных ему отцом, заведующим овощной базой. Здоровая на­ следственность в сочетании с- комплексом полноценности создает прекрасные пред­ посылки для формирования в .будущем у этого инфантн- ■ла лучших качеств полно­ ценного. гражданина эпохи потребления. В отличие от Вити Паша и Ляля (актеры Александр Елфимов и Надежда Зайце- • ва)' ие чужды^ннтеллекта. Он гуманитарий, душка, создающий атмосферу при­ ятной раскованности в кол­ лективе, человек легкий п не способньпй разрушить сложившуюся гармонию мнений даже тогда, когда это чревато потерей челове­ ческого облика. Ляля — дитя коммуналки, остро чувствующая соци-' альную несправедливость й готовая получить свою' до­ лю в этой ншзни любой це- - ной. Ее женское кокетство и совсем не Женская .холодная расчетливость, отражение скудости, и однообразия ми­ ра. где путь к то.му, чтобы «быть», лежит через не под­ лежащую сомнениям иеоб- ходн.мость казаться. Роман ■ Ляли и Пашн ь - грустный . мезальянс двоих, где. плохо замаскированные нгивотные инстинкты одного с лихвой компенсируются Ркит-ейекой рассудительностью другой.' Бесспорный лидер чет­ верки Володя (актер • Евге­ ний Гурьянов) раскрывает­ ся не сразу. Жгучее, мучи­ тельное честолюбие, стиму­ лирующее постоянный по- ’кск, так свойстЁенньщ неор-. динарным натурам, воздви- ■ гает одновременно непрео­ долимую стену ' между ним . и теми, кто уступает ему и волей, и целеустремлен­ ностью, и умом. Ему, соб­ ственно, совсем не важен ре­ зультат ' {благо,'поступление в МГИМО обеспечено ус­ тойчивостью отцовских свя­ зей)' — острое, ни с чем не сравнихмое ощущение без­ раздельной власти над жиз­ нью другого человека состав­ ляет предхмет его деловитого ) 'И внимательного' анализа;' Каждый жест, каждое дви­ жение анты своеобраз- ■ . кого спектакля'в спектакле, где- с трудом отдаешь себе отчет — верит ли он сам се ­ бе. ' , Вот и раскручена спираль сюжета — не” выдернгиваю- ' щая зрелища предполагав- ■ мого насилия над Лялей Елена Сергеевна отдает ' к.люч. Они одержали победу — предавший себя и свою любовь Паша, пьяный Витя, растоптанная Ляля. 'Впро­ чем, . главный победитель— бесспорно, Володя. Именно он был единственным .. до­ стойным прОТИВНИКОхН ОДИ-. нокой учительницы, проти­ вопоставившим ее мужест­ ву полное пренебрежение принципа-ми человеческой нравственности. Изо всех сил тянущийся к наполео­ новскому . величию, этот ' юный циник интуитивно нащупывает и . вырывает нерв — боль другого всегда страшнее своей- боли. Ру- бвкои перейден, почему.-же нет упоения победой? В спектакле есть удиви- ■тельная по • силе э.моцио- ; нального воздействия сце- ' на, когда Паша н Володя в . исступлении срывают обои со стен квартиры Елены Сергеевны. За несколько се­ кунд обнажается неумо.ли- мо четкий металлический кар- Чгас, едва прикрытый нгаЛ-. ними белыми клочками. ■«Весьма ..прямолинейная символика!»- — по.гкмет. пле- ча,ми зритель-скептнк, н я не соглашусь с ним. Спадают казавшиеся не­ поколебимыми ширмы,- ко- ' торыми Елена . Сергеевна пыталась защититься . о т . бесцеремонного. вмешатёль- . ства самой жизни, не при­ знающей готовых рецептов духовного спасения и са­ моусовершенствования. На глазах рушится, мир закли­ наний, ' построенных на пес­ ке, , мир прекрасн'одумных иллюзий и. вечных ценнос­ тей, не способных себя за­ щитить. Не в силах вынести адскую раздвоенность рас- коло.вшегося бытия, кончает с собой Е.тена Сергеевна, так ■и не сумевшая понять глав­ ную причину трагедии свошй бывших учеников. • Пед звуки нервно-отры- ■вистой, саднящей мелодии. двое рабочих опускают ■те.пр в яму и-забрасывают его бу­ мажным мусором. Они ухо­ дят, а зд е с ь , ' впереди, уже' перестал существовать До.м — Дом веры, До.м спаси- тёльной целостности и си­ лы духа. Дом уюта, и иаделг- ды. Режиссер . спектакля Ва- . ДИМ Мирошниченко не предлагает столь привыч­ ного в ещ нам ответа. Фи­ нальная ■ . сцена звучит от­ крытым призыворл к дйало - . гу — возможна ли игра без победнте.лей? Постановке аб­ солютно чужда пассивная созерцательность, изначаль­ ная заданность решения, и это обнадеживает. Пьесу, за ­ трагивающую проблему мо- ^ рали и воспитания, легче ' всего превратить в нари­ цательную притчу, испол­ ненную благостного равно­ весия, Как мне кажется, ре­ жиссер и актеры счастливо избезкали этой опасности. Сценическое решение пьесы может вызвать не­ однозначную реакцию. но именно в этом достоинство работы. Полифония актер- ской игры создает интерес-' 1 * ные контрасты — отточен- но-импульси.вный стиль Светланы Погребняк и чуть гротескная, ироничная-ма­ нера Надежды Зайцевой от­ тесняют традиционность творческой интерпретации образов «золотой молоде­ жи» у Александра Елфнмо- ва н Валерия Зинова. Противоречив, утонченно жесток и духовно опустошен герой Евгения Гурьянова, ставшего (и .это мнение мно'- ■гих зрителей) открытие.м спектакля. Особо хочется отметить сценографию Александра Лисянского. Художнику уда­ лось трансформировать привычную, нейтрально ок­ рашенную среду человече­ ского обитания, обыкновен­ ную квартиру в емкую ху- . дожественную хмётафору. Чувство меры ' присутствует в остроумной конструкция декораций, создающих ак­ тивный. эмоциональный фон. Лаконичная условность ху­ дожественного образа спек­ такля в немалой степени способствует преодолению укоренившихся в нашем сознании стереотипов нату­ ралистически повествователь-' ного восприятия. ...Чуть приглушенно зву­ чат слова Булата Окуджавы: «Давайте жить) во все.м яруг другу потакая, тем более, что жи.знь короткая такая». Эти строки, прикасающиеся к са.мым тонким струнам че­ ловеческой души, звучат как нельзя кстати. Жизнь не только корот­ ка, но и единственна, дру­ гой на.м не дано. Сумеем ли мы сохранить свое человече­ ское естество в ежечасной борьбе с самим собой? Из­ вечны ли добро и зло в че­ ловеке? Всегда ли безуко­ ризненна добродетель, не могущая защитить себя? . Во- -гхПросы, ВОПРОСЫ. . , ' Прекрасно, когда театр за­ ставляет нас вспомнить . 6 са.мом высоком нашем пред- ■назначении — предназначе­ нии мыслить. А. ЛОМОНОСОВ. МОЛОДЕЖНАЯ МОДА 1ДЕ. Моло о св(жо и юоренешю сч.н ут вьн.шдеть ь нас 1 >питием сслше е его с 1 ;ро'чт:ой щ-ммон пр 1 юо,(! 1 ы \ краю!, п ( О нцем в ,'ефнц.|-с - жешшшы, II^Орапнше одчн п ; ьариангок (Иа сним­ ке слепа) новон ппичееки. Б У Д А П Ы т Как иссч.-а нкгерегнылт собы- 1 нем с-Сщсстпепиен яшзпл стал кроходивиши а вен­ герской столице «европейский чемпионат» мастеров парикмахерского н косметического искусства. На Снимке в центре.. Вот в такую замыеловатучо прическу воплотилась творческая фантазия фигаро из Германской Демократической республики. В МОСКВЕ закончился первый Всесоюзный фестиваль «Мода-87». ' Показано около тысячи лучпшх работ советских художников-модельеров, представляющих белее I двадцати домов моделей Советского Союза. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz