Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

2 • ЛЕНИНЕЦ л 1 / й « 1 и |в р 1 Ш г . ЗОВУТ КОМСОМО^^ЬеКИЕ СТРОЙКИ Еще 0Д5Ш отряд липецких комсомольцев лярном липецком ателье «Современник». Но от^^авился в путь .,На сей раз; конечной топ- церез несколько дней все оин польются В кок маршр^^а станет Приморский край, .Г^э дружную сейью строителей ГРЭС. В далеком стронтельетво Приморской отсюда Приморье многие из ребят встретят ГРЭС. Липецкие девунши и юноши, что. во- Своих друзей и даи 4 е родных. Ведь зтот отряд Ш.Щ в состав этого комсомольского ; отряда, уже второй по счету. Обком ВЛКСМ пяани-’ шботаяи в самых разных местах. . .Николай рует создание еще нескольких, ударных ком -* Усачев, например, профессиональный строи- еомольских отрядов для работы на стройках * тедь, а Любовь Ко. 1 ееннкова, которую’ вы Приморья, вкдате на одном КЗ снимков, работала в тюпу- .НА ТРИБУНУ ПЛЕНУМА ОБКОМА ВЛКСМ ЭТИ НЕНУЖНЫЕ Мы ПРИВЫК.1И, что работы у нас хватает на всех. У каждой проходкой объявление: «Требуются...» Но сов­ сем другой стороной поворачивается эта проблема к школьным организаторам общестЕеш1о-полезного труда и самим старшеклассникам. Очепь с.тожно устроиться на работу школьнику или организовать на базовом предприя­ тии производительный труд для ребят. Это и бьш основ­ ной вопрос повестки пленума Октябрьского райкома Но не только актуальность поднимаемых проблем стала причиной столь острых дне- ■ куссий, ’ разгоревшихс.ч в актовом зале строительного техникума. Новой была • и сама форма проведения п.ле- нума. Здесь не было обыч­ ного доклада, монотонных выступлений и, как следст­ вие, полусонного зала. Ни­ кто не предлагал готовых ре­ шений. Их участники дол­ жны были найти сами. Все присутствующие разбил.чсь на три секции и после ча­ сового обсуждения должны были наметить программу действий. Самой многочисленной была секция, куда входи­ ли секретари комитетов ком­ сомола школ, учительских комсомольских организаций.. Ведь в районе 16 школ — две с половиной тысячи стар­ шеклассников, А рабочие ме­ ста для школьников орга­ низованы только на ЛТЗ и в автоколоннах. Становятся понятными столь печальные данные ан­ кетирования учеников 9— 10 классов, проведенного перед пленумом. Тридцать процен­ тов опрошенных не знают своего шефствующего пред­ приятия. . Восемьдесят про­ центов поставили прочерк в графе «Что вы знаете о ше­ фах?» 81 процент старше­ классников о дефиците над-- ров в районе не знают ниче­ го, а 19 процентов ответи­ ли фразой; «Нужны рабочие руки». А нужны ли действитель­ но эти рабочие руки? Ведь по данным того же анкети­ рования хотели бы работать летом 80 процентов - опро­ шенных, в учебном году — 48 процентов. А в материа­ лах пленума., едва -заняв две . строчки, шел более чем СКРОМНЫЙ список предприя­ тий, принимающих на рабо­ ту 15—16-летних; три дет­ ских садика, полик.тикика н фабрика. В . общей слокпюс- ти могут трудоустроить Всего 10— 15 человек. Поэтому такой грустной 'нотой прозвучало на секции выступление ребят из рай­ онного пионерского штаба. Чтобы заработать деньги в детский фонд имени В. И. Ленина, обращались в 8 ор­ ганизаций. Всюду получили отказ. . Немного проще устроить­ ся на работу школьникам в ■летнее время. Десять орга­ низаций из 37 в районе пред­ лагают им рабочие места. Но. как заметила директор До-ма пионеров В,. К. Нау­ мова, трудно ребятам не то­ лько найти организацию, где можно поработать, но и оформиться на рабочее место. Судите сами. Чтобы проработать 3 недели- на тракторно.м заводе, старше­ классникам , приш.чосв це­ лую неделю оформляться. Не меньше слоншостей с организацией обществе.чно- полезного труда школьни­ ков на базовых предприяти­ ях. Как говорили сами ре­ бята, во многих школах производительный труд- све- ‘ ден к подметанию дворов и сколачиванию почтовых ящи- - ков. Как ни странно, примерно такие же проблемы подни­ мались и на секции, где в основном присутствовали ..комсомольский актив и сек­ ретари комсомольских, ор^ ганизаций ОПТУ. Секретарь комитета ком­ сомола СПТУ-26 Олег Про- воторов рассказал о том, что вместо; учебной практики, ра­ боты в мастерских учащие­ ся метут улицы; В СПТУ-23_ ребятам и заниматься негде: мастерские находятся в очень плохом состоянии, а средств на ремонт, нет. И такое положение дел в технических училищах, ко­ торые для предприятий дол­ жны быть цехом № 1 — не­ посредственным . . поставщи­ ком кадров. Пожалуй, прав был Алек­ сандр Бибаев, комсорг. — до тех пор училище бу­ дет пасынком производства, пока не станет его структур­ ным подразделением, учеб­ ным цехом, выпускающим продукцию. В актовом зале по про­ грамме пленума дискутирова­ ли работники отделов кад­ ров и секретари комсомоль-’ ских организаций базовых предприятий района: . Здесь согласились с. тем, что за ­ боту о кадрах для завода, фабрики нужно н-ачинать Ве­ сти еще в подшефной шко­ ле, продолжать в ПТУ. Но очень много труднос- . тей, например, в . организа- - ции рабочих мест для школь­ ников, И техника _безопасно- . стй для несовершеннолетних сложнее, и учет произведен­ ной ПР 0 Д 5 ШЦИИ, а, значит, и оплату, труда наладить не­ просто. Однако все чаще за­ ходил разговор о том, что с переходом предприятий на хозрасчет и самоокупаемость Устроить ШКОЛЬНИКОВ на ра­ боту или организовать про­ изводительный труд будет еще труднее. Об этой проблеме- и неко­ торых других спорных мо­ ментах; возникавших в ходе обсуждения, высказал свою точку зрения после^ пленума инспектор по трудб'вому обу­ чению Октябрьского районе И. П. Селищев. — Хозрасчет станет ва ­ шим помощником, — сказал о н ,— Ведь на сегодняшний день положение с трудовым обучением примерно такое; учебно - производственного комбината в районе нет. По­ этому 7-—8 классы профилы ную подготовку проходят в школьных мастерских. А школа, естественно, не мо­ жет дать ни выбора специ­ альностей, ни достаточной квалификации. Девяти- и десятиклассники на базовое предприятие должны прихо­ дить работать уже с оонов- пыми навыками профессии. А раз этого нет, то пред­ приятия зачастую просто вы­ ходят из положения; ставят ребят на случайную работу. Девятые классы, напри.мер, двадцать первой школы пол- года слушают теоретиче­ ский курс по строительным специальностям, а потом за ­ нимаются уборкой, на строй­ ке. И эти четыре часа еже­ недельного подметания им оплачивают по тарифу наи- кизшего .разряда по специа­ льности, по которой они про­ слушали лекции. При хозрасчете, таким об­ разом пристраиваться, так сказать, к реформе трудово­ го обучения .предприятие уже не ' сможет. Это будет ему экономически невыгод­ но. Выход здесь одшг — тот, о котором уже давно ведет­ ся разговор с организагщя- ,ми, ю котором говорилось и на пленуме — создание , учебных, цехов, учебных ра­ бочих мест. Ситуация в самом деле . получается довольно стран­ ная. Давно уже понжился миф о современных бездель- никах-иодростках. , И такие они, и сякйё. А как им быть иными, _когда воспитываются наши дети пока на. праздно­ сти? Даже те по.тожёиия по трудовому обучению, кото-, рые диктует школьная ' ре-’ форма, в жизнь Пока не во-; площаются. Не находит под­ держки и желание ребят уст­ роиться на работу. . Наверное, не нужно заги­ бать пальцы, подсчитывая плюсы хорошо поставленно­ го, трудового обучения и тр.у- -доустройства школьников; Реальное трудовое воспита­ ние — раз, помощь город­ ским предприятиям и орга­ низациям .— два, хотя бы частичное решение проблемы свободного времени подрост­ ков и молодежи — три. п о - ^ к Полнение их бюджета — ч е - в р тыре. Подсчеты можно продол­ жить, Однако, у реаль-,, ной альтернативы празд- кости и дискотечно-развле­ кательному варианту прове­ дения свободного времени ■ подростков есть не менее реальные камни преткнове­ ния. Р . ЛЕВЫКННА. ОТ РЕДАКЦИИ: - _ Так всесторонне, как на этом пленуме, проблегда тру­ дового обучения в Октябрь­ ском районе еще не обсуж­ далась. Когда были собра­ ны вместе представителн школ, ПТУ и предприятий, сразу пошел конкретный разговор, З.т!есь не отпишешь­ ся, не уйдешь и сторону от решегшя вопроса. Конечно, о,дним таким мероприятием нроблемы не решить, но по- лозкЕтсльный опыт работы уже есть, есть начало о®' суждения и ябнека решения проблемы Б с ем н заннтересо- ванкьшп органипациями. Районный комитет комсомо­ ла, как говорят саш 1 *'яены ^ райкома, за эту лвобпему взялся серьезно. Но ему иузкна поддержка со сторо­ н у райкома партии и райис­ полкома. Будем надеяться, что та­ кая поддеркгга у ребят бу­ дет. Ведь у нас в городе есть пелбжительный опыт содружества районных орга­ низаций но решению этого вопроса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz