Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
а>та статья -*- продолжение разговора о богоискательстве в жйани и литературе ^ и Н Е ТАК давно мы е ва ми' не могли бы даже предположить, что. начи нается полемика между теми, кто обнаружил в религии «пользу» для морального со^ стояния общества, и между те ми', кто относился к религии по-старом 5 г, то есть отрицатель но. Иллюзия о полезности рели гии для ■укрепления морали была разбита в прах еще фран цузскими материалистами ХУШ. столетия (Дидро, Гельвецием, Гольбахом). В этом их- истори ческая заслуга. Основоположниками марк сизма этот вопрос тоже рас смотрен, и .ойягь же .камня на камне не оставлено от утопии повысить моральный уровень общества за счет библейских моральных наставлений. Что такое библейские мо ральные наставленяя, сейчас мало кто знает. Поэтому и созда.ется почва для рашрост- ранения >шения, что, это что- то духовно просветляющее. Вот одно из наставлений; ' «...Отдай душу за душу,, око з.а око,, зуб' за з-уб, руку за ру ку, ногу за ногу, обожжениа за обожжеяие, рану за рану, ушиб за ушиб». Это в иудаиз ме и христианстве. В мусуль манской религи.и наставление |8,ается шире; еще и «нос за яос» и кухо за ухо». О других наставлениях речь в,’ 1 ередк. Данная статья явля ется ответным' словом. на пуб ликацию А. Нуйкиаа «Новое огоискательство н старые дог- й» («Новый Ьсф», N 2 4 за 1937 г.). «■Старыми догмами.» А”. 'Н-уй- кин называет каучньге истины, высказанные на страншщх «Комрсомольской правды»' док торами фг1лосо<^ких ' наук И. -Крьш€.девым - («Кокетничая с боженьквй» от 30 июля 1986 года) и С. Калтахчяном (“Не ■вера, а знание» от 10 д ек ^ р я 1986 г.). За резко критический взгляд на богоискательство они попали в поле звения критшш. - Ч-то,. собствешю, произошло? , И. Крьшелев увидел п осудил богоискательство в новейших литературных прои-зведениях, а также пубдицистическне выс- казывания,,что мы,, мол, жи-; вем по заповедяМ) даиньш бо гом Моисею. А- С Калтахчян дал. читателю ва-учиое пред ставление о реальном источни ке нравственности и морали который находится вовсе не А религии) к пояснил, в чем ' 'Жыс .л , ценность и акту-аль- ность ленинского наследия в этой области, И вот такая реакция на их статьи, причем, не только «Но- ^ г о мира», но и некоторых Арутих изданий. Придется дать пояснени.я, заняться просвети^ тельством. В системе христианского бо гословия есть так назьшаемое «нравственное : богословие». Оно 'пытается доказать, что мораль не может сутцествовать без религии, что нравственное совершенство невозможно без религий, что основные, нормы нравственности преподаны че ловеку богом. В дуосе «нравственного бого словия» и выступают сейчас некоторые литешторы. Нам толкуют о «моральнос ти»,- «духовности» религии. В Декалоге (то есть в десяти за поведях, данных богом Мои сею) четыре — чисто религи озные, типа «Помни день суб ботний», их не трогают; в хо ду, так сказать, «светские» за поведи, Тб есчрь попавшие в библию из человеческого об щежития того периода, когда писался Ветхий завет. Не убий, не укради, не прелюбы сотво- р -и . П ока что Не пошли в ход другие «светские» заповеди, напртшер, не лжесвидетельст вуй. Но ведь и они могут по надобиться! Если. вдруг у нас появится заметное количество лжесвидетелей, то вместо по иска и устранения прггшн, по родивших это явлеи.яе, можно поднять забытую заповедь и продефилировать с нею по страницам периодики и перед телекамерой. Эта сфера жизни тоже будет поставлена с ног на голову,; а примененный ло гический прием ..будет ' кем-то, объявлен «новым мышлением». Чего только сейчас не вкла дывают некоторые наши лите раторы в понятие нового мыш ления! Вообще-то термин «но вое политическое. мышление появился, в начале. 80-х годов Б том смысле, что в ядерный век ни для одного народа не "может быть безопасности' за счет другого (например, . для американцев за счет европей кргда еще не находило реаль ных способов пазрешения наз ревших противоречий, никогда 1 не могло противостоята. реаль ному з.лу. Когда ЗАО нарастает — нарастает и религиозность; то есть протест против него:в его же собственноом круге, его оборотная сторона. Нарастают частиосрбственяические . наст-, роения, нарастает и бессиль ный протест; для одних — бег ство в бутьслощсу, для других — в боженьку. Наивно считать первую форму протеста . пло- хвй, а вторую — хорошей, пер Потому и «блаженЕш», в со ответствии; с Насэгшой пропо- - ведью, нищие духом, плачущие, алчугцие и жаждущие правды,, кроткие, милостивые и др. Ва- ..шим будет тот свет! А на этом «не противься злому», «лю бите врагов ваших, благотво рите ненавидящим вас, бла гословляйте проклинающих вас,..» «Ударившему тебя по щеке .подставь и другую и от нимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и. рубашку». . Ничего себе «революционер» цев), и что место средневеко вой. «философии устрашения» должна занять соответствующая современному уровню науки н техники идея , равенства и вза имной безопасности ..столон. ; Что Касается нашей внутрен ней жизни, то нетрудно смек нуть, что «новое мышление» не означает отказа от матери ализма, что перестройка иде ологической работы не означа ет отказа от нашей идеологии, что наше мышление должно р а зви вали дальше, но в том же направлении; то есть на базе ленинизма. Понимание же термина «новое мьппление» в качестве возможности созда ния идеологии; на базе идеа лизма — от лукавого. А бого искательство как «новое мыш ление» — в особенности. Не зависимо, называется ли оно «яовомыс,\ием» или напрямую новым мьтглением (по журна льным публикациям), — это Движение, на мой взгляд, в об ратную сторо 1 ну, спиной впе ред. Простые нравственные и пра вовые нормы и запреты — обычные явления повседневной жизшг. Среди запретов для от-- дыхающих, написанных на до ске в приморском до.че отды ха был такой; «Запрещается сенокошение на территории Дома отдыха».' Посмею пору-: читься, что не только деяни ем, но и в помыслах . своих никто из отдыхающих не сог решил сенокошением. Чего не могу сказать о за поведях «не курить в комна тах» и «не распивать спирт ные напитки». Кстати сказать, заповедь «не пить» содержится в Коране. Не потому ла мы повели борь- б'у с ш>япством, что вспомни ли слово а.длаха? А почему бы и не поста вить с ног на голову? Простые нравств-енные и пра вовые нормы попадали и по падают из ,народной жизни в своды законов, в религиозные КНИГИ, на доски правил для отдыхающих, а политику пар тий и правите.дьств... да всю ду! ПО ЛЕНИНУ так; для нас щоавствеиность. взятая вне че ловеческого общества, не су- щёсуйует; .это обман. ' Религиозное, то есть самбе консервативное, сознание ни- вую — злом, а вторую до бром. Духовная сивуха Хелает Такое же дело, что и просто сивуха; з'атекшяет людям моз ги, оглупляет ■ . и оЙессшшва- Против воровства, коро'упции и других нарушений справедли вости нужны строгая партий- ■нал • требовательность, всена родный рабоче-крестьянский уч§т и контроль, а не запове ди, данные богом Моисею. Марксизм непримирим к ре лигии. не потому, что «н про тив духовности, а потому, что он против' обмана масс. Нрав- стаенность формаруётся об щественными- отношениями, а не- падает с веба через третье лицо, будь то Моисей, будь то любой сощземешшй' бого искатель. Улучшим обществен ные отношения — получим лучших- людей — вот и весь марксизм в области морали. Б нем нет ни грана от религии в целом и ни грана от гой ее части, какую сегодня к нам тя нут. Они друг другу противо стоят. Марксизм враждебен ■религии и органично включа ет атеизм как свою неотьемле- м>чо часть. Как утверждает. библия, нет ничего иового под солнцем. Бы-ли и попытки изобразить Христа революционером, и да же кошлушйстом, а коммунизм, в свою очередь, — новой ре лигией со . своим новым еван гелием (то есть теорией марк сизма). Все уже было'под солн цем. Христос, по Новому завету, действительно осуждал бога тых и богатство, но ему и в голову не претодило призы вать к -мятеж-у или возвраще нию награбленных богатств. Его идея другая; раздай иму щество бедным, чтобы «спас тись», Раннехристианские об щины, о которых ходит столь ко б.лагостных мифов, могли убить своих членов, если те припрятали от общины частич ку своего прежнего богатства. И Моисей, и Христос против рабства и не заикаются. «Бойся, сын мой, господа и царя», (Ветхий завет, притчи Соломоновы), :-Рабы утешатся в загробной жизни, ибо именно нищим при надлежит царство божие. Потому и называется: «ре лигия рабов». и «коммунист»! И ведь исхит ряются же из всего этого сле- .ШЕть даже теорию «христиан ского социализма»! ., ...Есть ли лучший символ раздавленности и неспособно сти действовать, чем распя- Да, это опиум народа. Был, есть и .пока будет — то будет. Приходится об этом напоми нать, поскольку сейчас вновь идет борьба за марксизм, за его основы. Попытки вынуть из марксизма атеизм и выбро сить, как мешающий «духовно сти» — одно из проявлений этой борьбы. Попытки подме нить атеизм разновидностью нравственного богословия, наз вав его «гуманизмом», дру гое проявление. (Кстати ска зать, гуманизм,. сформировав- . шийся в эпоху Возрождения, представляет собой систему взглядов, противостоящую ре лигиозному обез.\ичиванию че ловека, Поэтому реальный гу манизм слит с атеизмом, в от личие от словесного «гуманиз- Цитирую письмо Ленина к Горькому, написанное в мрач ный период реакции между революциями 1905-го и 191? года, когда интеллигенция ки нулась в богоискательство и начался велетайший идейный развал и разброд даже в пар тии, не говоря уж о литерату ре. «Миллион грехов, пакос тей, насилий и зараз физичес ких гораздо легче раскрывают ся толпой и потому гораздо менее опасны, чем тонкая ду ховная, приодетая в самые на рядные «идейные» костюмы идея боженьки». Идею духов ного боженьки Ленин называет подкрашенной идеей клерика лов, сладким ядом для ме щанской д-уши... Само собой разумеется, что «окультуренная» религиозная линия Не только сейчас, но и раньше наталкивалась на про тиводействие. на критику со стороны марксистов. Цитирую Ленина: «Марксизм есть материализм. В качестве такового, он... беспощадно враждебен религии...» Для тех, кто склонен передергивать, до бавлю; враждебность марксиз ма религии ни а коей мере не означает пресл; лования верую щих или разрушения храмов. По моим наблюдениям, раз мывание- вашей йдеологин про водится, во-первых, при Помо щи всякого рода передергава- ний, возведения напраслины на марксистов и, во-вторых, на попытках замкнуть Маркса и Ленина 'в узких временных рамках Их Жизненных сроков, А вот и свежий пример; ле нинские оценки применимы к «коякретным идеям в конкрет ных обстоятельствах» (из статьи В.' Шердакова в «Соци ологических исследованиях», 1987 г.). Там же: сказан ное Лениным о богоискатель стве того времени применять к богоискательству нашего вре мени «неправомерно». Больше того, чтобы поболь нее ударить своего коллегу.по науке, В. Шердаков пщшисы- вает автору статьи «Кокетни чая с боженькой» то, чего в статье вообще нет. Мутные воды, несущие нам сахарного боженьку под зна ком «духовности», эмигран- тов^ ненавидяпщх социализм, под знаком «культурного нас ледия», наркоманов и гомиков под знаком «правды» и «глас- ' ностн», —, эти мутные воды, превращаясь в поток, способ ны выьшть из общественного сознания и. прежде всего мо лодежи, действительно цен ное: революционные тради ции и теорию марксизма. Теперь конкретно о статье А, Нуйкина, огпомной по раз^ меру, так что словам в. ней вполне просторно. Наши- публикации расценены А. Нуйкиным как «сигналы», что обнаружены «подозритель ные уклоны» у ряда писателей. Интересно бы знать, кому имен но мь 1 «сигналим». Хотя подо зреваемый адресат просматри вается: критик пугает чита телей повтором предвоенного иериода. Видимо,' ва 1 'ш авто- ’ ры желают- повтора. Видимо, И. Крывелев мечтает,; чтобы его еще раз отправили на жи тельство далеко от Москвы. В каждый период люди стра дают , за свои убеждения по-. разноьгу. В один перибд — так, как только что сказано. В дру гой- период, как вы можете наблюдать, терпяч глумление над научными истинами, ко торые А; Нуйкив , объявляет «догмами» и «железными фор мулами». Но это к слову. Кричать о своей беде громче, с :м это делают литераторы, никто не может, да и не хоч-г. Использованная А. Н уйкиным аналогия с Бчлгаковым силь но хромает. Искать критика Латунского среди авторов «Комсомольской правды» не следует, его там нет. И Кры велев, и Калтахчян — не Ла тунские, а мастера в своем де ле, в своих науках. Не прини маете мое мнение на веру, по читайте их работы. Обнару жить Латунского мой оппо нент может только таким спо- — Свет мой зеркальц.;, ска- Тогда сойдутся концы с коя-, цамй в его ассоциациях, тог да ненавистный Латунскому «старообрядец» и ненавистные А. Нуйкину пропагандисты «старых а,огм» соединятся в законный "ряд. А. Нуйкин расценил статьи И. Крывелева и С. Калтахчя- на как «один из последних (хочется думать) окриков дог матического атеизма, который в условиях недостаточного де мократизма и гласности при сваивал себе монополию на конечную истину...». И далее: «догматизм, окрик, боязнь от крытого спора» я т. д . Чтобы читатель не принял слова за дела, поясню: под «догматическим атеизмом» подразумевается тот самый атеизм, который противостоит религии. По мнению критика, ни фр.анцузские материал и(ггы, ни основоположники марксизма не решили воп рос о боге. «Можно, конечно, — пишет (Окончание на 12-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz