Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
Дед криквез? и лезеу ко ьте, Щеко^!ет, и тискает внука: — Ишь, важный какой фармазон! Вот, стог дометаем —и ну-ко, Тогда и зазнаться резон! Рубаха махоркою тахнет У деда — уткнусь с головой. И дед уморительно ахнет, Чуть прядью тряхнув снего юй. А в небе трещит «кукурузник» И химию льет иа поля. Дед хмурится — нешто союзвшс, От химии чахнет эем\я. Для вида покашляет строго, Мне скажет; работать пора! Я спрыгну задорно ко стога С мальчишеским резвым —. «Ура!». СИРЕНЕВАЯ ЗИМА В окно засмотршпься дяажды На постоянство снежных дней.. Зимы печаль светла, протяжна, Ш.дет сиреневых теней От дома к дому, от деревьев К деревьям, от столбов к столбам. Сирень дымочков над деревней — Назло январским холодам. Как, будто непогоде мало Крупчатки колкой, белш тьмы... Давно, наверно, не бывало Такой сиреневой зимы. • * Я уезжаю. Горечь накатит. Отпуск прошел. Ветер яблони клонит. Мама уронит руки на скатерть. Белую скатерть поправит ладонью. Ставтш сырые никак не просохнут. Цедят лучи уходящего лета. Мама надела новую кофту,, Шаль повязала еще до рассвета. Время пршило помолчать. Попрощаться. Я уезжаю.., А, может быть, хватит вновь уезжать — чтоб опять возвращаться? ,..Мама уронит руки' на скатерть. * * * В продутой, облетевшей роще Все говорит о хол;оАах. И птщы крылья не полощут В подернутых ледком прудах. Во всем смиренное бесстрастье — В природе, сердце в душе. Все ожиданием ненастья Взаимосвязано уже. _ I -Дхэ МЕГАПОЛИС Здесь ветер листвою не веет ,. И тягостно чувство покоя. Бетонные лепты фривеев. Гудящее небо ночное. ■ На пыльных ревут перекрестках. Как ловкие-звери,, машины. В бензиновых, радужных блестках Асфальт налипает иа шины. Что здесь до дождей ж метелей, Что 'З д е с ь до мороза и зноя — ■‘ Зарницы рекламных панелей, Пространство от света рябое. Здесь черные во.тны взрывают Гранитное логово мола. Соленые брызги сияют Неоном бесплотно и голо. ' У пирса корабль сжеайскяй. Как лебедь невядаввый, черный. И эхом последнего шанса Гудок от причала маж'-пнЫй. Какой он живет Атлантидой? Негаданной обшей судьбою. - ...Мерцают дома - пирамиды стеклом — как ночною росою. СЕНОКОС Пора сешжоса — как праздник! Лежу иа душистой копие. — Поди, уморился, проказник? — «Укщская даль и запйх йода», а в «Ремонте» — в надо же, с полос — всчезну'вшяй давно газетный V ^ в а х краски. Приятно уднвя, пощипывает нос! Конечно, известная описательиость стихе® А.' Новикова очевидна. Но при этом стихи его: не статичны, в них есть динамика. Образ летающих деревьев не нов, НО' ощущение ■порыва обеспечено внутренним душевным состоянием поэта: «Как в теснине квартальных грзнитт, Мо.лодою листвой они пле щут! И на крылВях испуганных птиц Их прозрачные тени трепещут». Дтамично само окг-чжатлцее поэ та пространство, сферическая объ емность которого передается изящ но-плавным движением птичьего Прозрачный воздух холодит крыло — ва долготе невидимого взмаха. («Отлет птиц») протяженность — в длящемся, замирающем -звуке пилы: «Будто му зыку услышал — Под лукой ис«т пила». , ЧГространство оказалось н проз рачным, свободно открьггьпи и одновременно —^ густым, плот- . ным, если прислушаться к тому впе-. .чатденню,., которое ;рстаетея от сти-. хотворепйя «Сушка полиэтилена». Поначалу может показаться: ну, описано, как трепещет на бельевой веревке кусок, полиэтилева. Да и полиэтилен — этот продукт нашей Мне как-то сразу запсащилась пос ледняя строфа из спгготвореиия Анд рея йжикова «Утро». Роща, как иа негативе проступает, солица нет. '' Куст некошепон краанаы ' Слаба цедит бледяый свет. Стихи Андрея Новикова — изоб разительны, пластичны, живописны. Молодой поэт отнюдь не намерен состязаться с. живописцами в пере даче «зргггельных впечатлений». Прн всей своей влюбленносгн в осязае мую фактуру материала й впрямь по-художнически пронизанной цветом и светом («Вот аппетитно кисть макается в ведерко. И в клее, верно, есть безумство янтаря!»), поэт стремятся передать незримое, вы- х<}дять за пределы досту' шюго гла зу. Пустыня краевые белки — («Мираж») так мог написать тальго поэт, в од ной строке вместив сущестьенный штрих к картине пустыни, но глав- ,иое, — точно, емко и сочувственно передав состояние человека: уста лость, резь в глазах, воспаленных от. песка и от долгого, бессонного пу ти. Нужно очень дорожить окружаю щим в его явных я едва, ощ>тимы с приметах, обладать особым вообра жением,., .чтобы вот так «из возду ха» и памяти отбирать, воскрешать то, что некогда жило, присутство вало. во, казалось бы, уже безна дежно «вьшетрйлось». Так в той же пустьше «незримо присутствуют» лтсшьиык взглядвози В. СЛАВЕЦКИЙ1, кандидат фклологинесиих наук усало киниу- Этим летом, заеыпал,нередко, очень поздно, сл;ушал, каК' в ночи О стекло царапается ветка Или-.дождик 0 -карш 1 э .стучит. ■ Дом." был полон шорохами всеми Ночью приходящими х т н е . Но ОНИ/ как .И-ночные тени, Н е ,мешали .с^щей, тишине. —„Спать ,пора, ,т-т я говорил, — н хватит! А к окну, тянулся, рое сильней. Различая в глянцевом квадрате Слабое качание ветвей. ПОДРОБНОСТЬ •Ищу свою любовь к детали, В подробнос-га — иного дна; Как^' в Аохжих ■корочках проталин коричяевостБ слегка бледна; Как лед пронизан сизой жилкой, Мильбном игл сияет скол; И как шереховата былка, Которую в снегу' нашел. По меньшей мере, на два звука стучат часы, .Исподтишка люблю поглядывать на руку, На черный холод ремешка. И в свежей кляксе бесполезной (Чернила цветом не бедны). Как будто накрошили лезвий — Стальные корочки видны. И цвета испитого чая В ночи настольной лампы свет — Так сочетается с печалью И горьким дымом сигарет. ХМЕЛЬ Вдоль лесного ручья дикий хмель, Терпкий запах во влаге разлит. Паутина зеленых петель 1 по орешнику лезет в зенит. |Ц Горький воздух упрут и звенит, Ч В нем сбивается пение птиц. ! И листва в отраженья зернит. Вся в дрожании солнечных спиц. Шишки хмеля, как будто венком накрывают, н просится сон. Что зеленым налит молоком, И шумшцей водой окружен. ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ Наполненные сигаретным дымом, Шары легко летят под небеса. За возвышеньем быстрым и ранимым гляжу, пока не заболят глаза. Шары дрожат, как пленка желатина. Мерцающим сияньем хянутри. И лучше, если вместе пустишь три разнофигурных, разноцветных. дымных. Вот этот шар похож на колбасу. А этот вот — на колбу с купоросом. А этот — (брак) .— изогнутый • ■зопрском^' уносится, качаясь на весу. И ■цеппелин похож на Колбасу, Но из него выбрасывают бомбы. ’ (Я-это в кинохронике запомнил гориций город лесополосу). '■ И старый допотопный юнгольфьер, ' ' ■вернувшийся в нейлоновом обличье из разноцветных легких полусфер.., И дельтаплана оперенье птичье. Все то, что легче воздуха, люблю| Пусксй полеты в ивовой корзине' Пусть скорость япогд' равна вгулю, И шар осТьшший падает в аизияу. Земля--похожа на воздушный шар. Наполненная дымами вулканов. Летает без трапеций и арканов, А лед на полюсах остывший пар. Доброжелатель, помяни — Ты зря торопишь эти дни. ■Ухмылочку кривую прячешь, В глазах настойчиво маячишь. Свидетель неудач моих. Советчик скорый, безыскусный, Настоетивый, немного грустный. Пришедший на своих двгщх. Ты опоздал, ты, как всегда, Заране опоздал с советом... Ты прав, вот в чем твоя беда, А дух мой восстает при этом! Я благодарен, так и знай. Тебе и муА 5 » 1 м наставленьям. Ты снова прав... Ну яго ж, ступай! На то мое благословенье. МИРАЖ Души неясное движенье .. пустуй„обратит моя тоска в дрожащее изображенье над .жгучей краснотой песка!, . Под- легким покрыаюгом газа, Пространство гранью разделя. Как бы расколотая ваза >т— Полоска ярче хрусталя. Из этого зазора света ■ костер -гг: куряищйся кальян. Шатры ;(13 выжженного фетра, . И утомленный каравал. Покла-жи йропыленны, буры, - И только оглашают даль. Гортанные корана суры В томительной прохладе иальм, Я вижу, бедуинов лица, Глухие пестрые платки, Верблюдов тощих вереиицу. Пустыни красные белки. Какого века или года чреда, и почему, бог весть. Морская ,даль и запах йода присутствуют незримо здесь.,, СУШАКПОЛИЭТИЛЕНА Свежим ветром обозначен. Будто штора на окне. Дождь слепой застььл в прозрачном и шуршащем иологне. Он от края и до края гонит солнечную паль, Псминутно.искажая, Опрокидывая даль. Отсвет полиэтилена: То лиловая дыра, То вдруг радужная пеяа на излете замерла. Будто музыку услышал ■ Под лукой поет пила... Лишь веревка между вишея в немоте полиеба жгла. Влажным краскам нет п<жоя; В легкой дымке, как мираж, —< В трепетанье продувное вдет изысканный коллаж^ Свет струится, будтЬ склеея полосашг к граш грань. Как крыло продрсгшегТ ^ е * —3 Синтетическая-'гжань, . отряхаясь, тош!о лебедь,,, ,И безудержно свежа, проступившая на н е ^ - предзакатная межа.- На ноляне прилег среди трав. Лес стоял у меня в юголсвьа. Жадно пЮрохя, звуки вобрав, К деревам пршгахаюсь любовью. Хорошо, когда лес над тобой, ■— Выше, пламя зел,еаое, вейся, Куполами зеленыш! псш, И зелеными во.'шами смейся! Гром проходит стороной. Плетни овиты хмелем пыльным. Еще не сломлен птичий строй. Над синим лесом, далью сивей. Но все темнее за окаем, И сорвана с петель ка.<штжа. Бревенчатый заброшиг дом. Чан с дождевой водой, иесдитый; Лесная бабочка парат, В безмолвье крьиышками бьется. День не кончается, стоит, А в небе и л-уна, и солнца. СИНИЕ СКИРДЫ в бороздах с утра кричат грачи. Чуть заметен пар от чернозема. Вижу: преломляются л у ^ Солнца, ч р ь касаясь окоема. Под^ ногами травостой хрустит. Но а душе, наверное, запомню Оголтелос-га, этих черных птиц И на пашне земляные комья. Как пейзажи русские просты! Все острее думаю об этом: Как шедшей — синие скирды, У д,оррг, укрытые брезегггсм. — стр. 1в стр. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz