Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

НА ТРИБУНУ ПЛЕНУМА ' Одна из основных задач школьной реформы — поднять уровень трудового воспитания, вплотную связать школу с производством. С нынешнего го­ да профильная подготовка в школах введена в 7—8 классах. Ученики 9—10 классов многих школ трудовое обучение проходят на базовом предприя­ тии. Как реализуется это направление реформы в нашем городе? О ТКРЫВАЯ двери мастер­ ских, директор дв.еиадца- той школы Н; А. Суш- кова рассказьшада: — Здесь обучаем столярно­ му делу, в соседнем помеще­ нии — металлообработке. За­ нимаются ребята в мастерских с 4-го класса и к концу 8-го уже могут самостоятельно по чертежам вытачивать детали. Девяти- и десятиклассники профессиона.тьное обучение проходят на заводе пусковых двигателей. ’Но вы посмотри­ те, чем они там занимаются! Они же теряют все навыки, приобретенные в школе. Директорам школ, располо­ женных в центральнЪм районе города, есть о чем' беспокоить­ ся. Их старшеклассники в прошлом учебном году в це­ хе товаров народного потреб­ ления ЛЗПД склеивали коро­ бочки для домино «Малыш». —. Сейчас даже нет этого, — говорит старший маетёр про­ изводственного обучения за­ вода пусковых двягателе'й В. И. Трофимов. — Я им пока читаю теорию в ожидании решения комиссии по атгеста- ' . 1 Ц 1 И. рабочих,:мест, для школь­ ников: в цехах. ■ Впрочем, , на положительное решение этого вопроса Вале­ рий Иванович уже не надеет­ ся, поэтому и уходЕгт с завог да на должность организатора общественно Полезного тру­ да в школе. — Если бы обучение старше- Юшссников было поставлено хотя бы так,- как в январе прошлого года, .когда я при­ шел на завод, об уходе речь не зашла бы. Тогда на заводе работали старшеклассники из пяти школ, 250—260 человек. Были у них своя раздевалка, класс для теоретической подготов­ ки. Трудились они на станках в основных цехах завода. . В конце десятого класса сдава­ ли экзамены на разряд по про­ фессии. ^ Но летом 1985 года произо­ шел несчастный случай со школьником. Вследствие .чего администрация завода стала С1.ютреть на производственное обучение старшеклассников как на обузу. Это же ответ­ ственность бо.тьшая и хлопот много. И когда в марте 86,го года технический инспектор отраслевого ' профсоюза запре­ тил рабочие . места под пред­ логом того, что для старше­ классников нужно отдельное помещение, цех или участок, никто на заводе палец о па­ лец не ударил, чтобы найти какое-то решение. Хотя все станки, на которых работали ребята, были оборудованы устройствами, обеспечивающи- ■ми безопасность в работе. Крав - балок над этими Станками нет, шумовой фон в цехах невысок. В это время закончилось строительство цеха товаров народного пот­ ребления, и ребят переведи ту­ да- А что такое взрослым пар- - нйм и девушкам клеить коро­ бочки • для домино? Валерий Иванович говорит о том, что ему самому было стыдно зас­ тавлять их этим заниматься. . Старшеклассники работали без интереса.' А чтобы справлять­ ся с планом, пришлось попро­ сить сначала пять штатных ра­ бочих, потом — десять, а сей­ час на участке трудятся 30 женщин. — Сложилась такая ситуа-. цвд^ формально прои^одет- венное обунеше на заводе су­ ществует, .а практически ,его_, нет^. —. продолжает Трофимов. — ■у нас нет ни рабочих мест - для школьников, ни - классов для теории. И по существу нет мастеров производственного . обучения. Мне и второму ма­ стеру, чье назначение — .обу­ чать школьников, приходится полностью заниматься участ- . ком товаров народного потреб­ ления, заботиться о выполне­ нии плана. Вот на такой печальной но- 1$- -Р22.~2Б Р -Е5' боте , школьников на заводе ^ пусковых двигателей. Это, к сожалению, не един­ ственный пример ничего не дающего профессионального обучения. Томятся от без­ делья. девочки-швеи из неско.льких школ на фабрике «Динамо». В лучшем случае им доверяют ручные операщш — скалывать иголками детали .изделия, А в худшем — соби­ раются в кружок поболтать да время скоротать. Десятиклассники школы Ьй 48 весь сентябрь трудились на сдающихся объектах треста «Промстрой». Мальчикам пос­ ле этой практики бы.л присво­ ен второй разряд камипциков, а девойкам —' штукатур-обли­ цовщик. В девятом классе ре- .. бята прошли теоретическую подготовку по этим специаль­ ностям. Но не подумайте, что . учащиеся на стройках клали стены или облицовывали зда­ ния. Они убирали мусор, очи- щали от краски окна, стены, ; полы. — Только один день, — рассказывают мальчишки, — доверили класть стену. Прямо как праздник бы.\.- — А для нас каждый день работы на станкостроительном заводе если не праздник, то что-то близкое к этому, — де­ лятся девочки 10 «А» из 2-й школы. Когда их в девятом классе- приве.\и на- завод и предложи­ ли освоить специальность оператора автоматических систем управления, особой ра. дости с их стороны не было. По., постой причине:, не ве­ рили, они в то., что к ним от­ несутся серьезно. А сейчас, проработав год, уже умеют составлять про­ граммы для машин, выполнять несложные операции, иногда им доверяют даже такую ра­ боту, которую выполняют опе­ раторы этого отдела. Если посмотр'еть попристаль­ нее, то и на этом предприя- тщ .есть ' недостатки в отно- шениях. со старшеклассникаьш подшефной школы, несмотря на все преимущества перед другими предприятиями в этом вопросе. Но здесь есть главное — желание довести обучение старшеклассников до образцового. И это должно послужить примером многим другим предприятиям. Но как способствовать то­ му, чтобы ему последовали? Вот в чем вопрос. Р. ЛЕВЫКИНА. Детство это не только счаст­ ливое и безоблачное время, пус­ кание самолётиков и прятанье дневников с двойками за стен­ кой шкафа. Но н сложный, по­ рой даже болёзненньтй путь по­ знания. Идти одному с множе­ ством неразрешенных вопросов очень трудно. Недаром Рэй Бредбери, велнкий знаток дет­ ства, говорил о сложности отно­ шений между детьми, необходи­ мости присутствия некоего взрос.того как равновесия доб­ ра между детскими, подчас жестокими шалостями. Но такой взрос.чый человек ни в коей мере не должен быть стариком, а лишь ребенком- мудрецом. Он не должен за­ бывать, как пахнут новые иг­ рушки, должен уметь удивлять­ ся тавнствевности сиежных де­ ревьев — закоЛдовавяогб леса. Глядя на эту фотографию. Может быть ,ты, дорогой чита­ тель, вспомнишь своего любн- мбго, неформального учителя, такого вот «усатого няня» или просто Деда Мороза. Вспом­ нишь н наберешь забытый но­ мер в записной кшвкке, вой­ дешь в заповедную дверь, что­ бы сказать простые и теплые слова, напомнить о себе... Фото Г. БИРЮКОВА, шестиклассника 51-й школы г. Липецка. ПАССИВНОСТЬ! П РОБЛЕМА пассивности школьных комсомольских организаций воз- - никла не вчера. Так было -на про­ тяжении многих лет, так продолжается зачастую и сейчас. .Сломать создавше­ еся положение, поднять боевитость комсомольцев — задача первостепенной важности. Что для этого нужно сде­ лать? Какова роль молодых учителей в преодолении инерции? Такие вопросы рассматривались на проходившем недав­ но областном семинаре секретарей учи­ тельских комсомольских организаций. Самое-деятелвное участие комсомоль­ цев в жизни школы — их право и обязанность. Говорится об этом часто и много, а на деле...- На деле в подав­ ляющем большинстве случаев вся дея­ тельность комитетов ВЛКСМ сводится к сбору взносов и заполненшо отчет­ ности. -Комсорщ не имеют права голо­ са не только в решении общешкольных - проблем, но даже и в классе, где “браз­ ды правления» берет в свои руки клас­ сный руководитель, действуюгций по пршщипу; «Делай то, что я скажу». Да что там комсорга! Секретарь комсомо­ льской организации школы не пригла­ шается на педсоветы, а ведь он — пол­ ноправный, по идее, член коллектива. Подавление инициативы комсомольцев, устранение их от обсуждения и реше- Спроси с себя ния общешкольных проблем порожда­ ет в подростках инфантилизм, безве­ рие, отношение к членству в рядах ВЛКСМ как к формальности, необхо­ димой лишь для строчки в автобиогра­ фии .Отсюда—и «активисты», даже при­ близительно не представляющие важно­ сти порученного дела. Вот тут-то н должны сказать свое Слово учителя - комсомольцы. Молодые, ■ энергичные, политически грамотные. Ко­ му, как не им, сравнительно недавно сидевпшм за школьными партами, легче войти в контакт с учениками, зажечь их интересным делом и помочь дове­ сти его до конца, оживить комсомоль­ скую работу школы по всем направле­ ниям? Можно привести немало примеров от­ личного взаимодействия учительских и ■ученических организаций. Так в липец­ кой школе № 24 молодые учителя и школьники вместе ищут и находят но­ вые формы работы; вошли в хорошую традицию «Снежные республики» — своеобразные зимние мини-сбо-ры ком? сомольского актива, проходящие за го-, родом. В шутливых, занимательных кон­ курсах, викторинах, дискуссиях, пос­ тавленных экспромтом сценках- обыгры-. ваюгся реальные, подчас сложные си­ туации, даются необходимые для акти­ виста знания. А главное — дружеская, но без панибратства:—атмосфера обще­ ния, ставшая залогом взаимопонимания. Но существует порядочное количест­ во ^ительских комсомольских органи­ заций, страдающих «гиподинамией». И если пассивность комсомольцев-школьяи- ков можно объяснить авторитарностью педагогов-консёрваторов, то оправдать­ ся подобным доводом молодым учите­ лям просто смешно. И все же суще­ ствуют они, «государства в государст­ ве», от которых помонщ и совету пио­ нерской дружины,; и ученической ком­ сомольской организации' кот наплав кал. В анкетах, розданных участникам семинара, появлялись мысли о том, что молодого педагога, мол,- на- время ста­ жировки просто необходимо ■освободить от общественных нагрузок, чтобы нара­ ботал педагогический опыт. Не стану разъяснять азбучных истин о том, что педагог — в первую очередь коммуникабельный человек, хороший организатор с активной жизненной по­ зицией. Это ясно всем, как и то, что, скучный, безынициативный учитель про­ сто не имеет права требовать активно­ го подхода к делу от своих учеников. Приведу лишь небольшую «картинку» с семинара учителей-комсоргов. ...В зале идет оживленный обмен мяв­ шими о проблемах связи учительских и ученических комсомольских организаций, самоуправлеш-м в школе — между ра­ ботниками обкома ВЛКСМ и... тремя- четырьмя молодыми педагогами. Осталь­ ные безмолвствуют. Ну хорошо, может быть,- внимательно слушают и “на ус мотают»? Толькд в безмолвие зала рпле- ..тадся какой-то специфический,, смутно знакомый тикающий звук. Лишь минут через двадцать вспомнил: такими сигна­ лами снабжены образцы не так давно пущенных в производство электронных игр. и, честно говоря, подумалось; пуста любителей развлекаться . один-два,' но ■ВОТ то, что никто из сидевших рядом , не остановил их, а продолжал дреспо- .кбйно посиживать — 'сигнал куда бо- . -лее громкий,, чем писк бездел-ушки.., А. БОРИСОВ. а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz