Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
2 • ЛЕНИНЕЦ 17 ноября 1987 г. ЛЕНИНЕЦ • 3 ш ш ш ш ш л т до БУДУЩИХ ВСТРЕЧ! СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК д л я БОЙЦОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ Подводятся окоячательпые итога третьего Трудового се- каждого местра-87. Об этом и состоялся наш разговор с комиссаром тни областного штаба студенческих отрядов АЛЕКСАНДРОМ ПРЕОБРАЖЕНСКИМ. — Александр, как можнроцевить работу отрвдов про шедшим летом? В чем специфичность этого трудового се местра? Отшумела шаркая пора — треть его трудового, но память о нем жива в сердце каждого студотрядовца. Она — в новых школах, до.мах, везде, ЭХО ПРОШЕДШЕГО ЛЕТА во содействовзт-ь укпеп-лению приложены его материальной базы. Всем понравился фесишаль отрга- I новых встречах, — Официальную таблицу итогов мы еще опубликуем, а пока скажу, что в целом ребя та поработа.ди неплохо. Это.му, на мой взгляд, способствовало и то, что при формировании отрядов был авзят курс на со- краацение количественного состава каждого до 25—20 человек. И делалось это не для «галочки» в тчете, хотя студ- отрядов. и стало на 15 больше, чем в прошлом году. Просто при такой «компактности», и эго уже доказано практгпсой, создается наиболее сплочен ный коллектив с насыщенной вяугриотрядной жизнью, ак тивной общественно-политиче ской деятельностью, хороши- ми , трудовыми показателями. О том, что мы не ошиблись, говорят результаты: социали стические обязательства вы полнены на 102 процента. Больше стало отрядов без возмездного труда, расшири лась сеть медотрядов «Здоро вье». ■Появился и крепко встал на ноги «новорожденный» агитотряд «Перикл». Хотя и ме стами со скрипом, но по пол ному циклу «поле — дорога — прилавок» заработал «Агрокон вейер». В ряду ведутцих отрядов по явились новые имена — «Мо нолит», «Палитра» и другие. Только вот можно их по пальцам пересчитать. Осталь ные в «середнячках». Такое положение — следствие, сла бой организационной работы комитетов комсомо.аа учеб ных заведений в ■подготови тельный период. Есть отряды с, крепкими традицидам, с со^ лидным опытом, например, «Рифы» ЕШИ и «,4анко» ЛГПИ. Но сами они не очень жаждут делиться рпытом, а комитеты ВЛКСМ ипстшутов занимают созерцательную по зицию. Отсюда и огрехи. Об ластной штаб в подготовитель ный период проводит выезд ную учебу, но это — капля в море, без помощи вожаков комсомола просто не обой тись, а ее приходится букваль но выжимать. Особенно обид но, когда из-за формального отношения к студотрядовско- му движению влачат жалкое существование, а то и просто гибнут новые, с хорошим бу- дущим направления. Отряд «Зодчие» Елецкого пединсти тута, задуманный как науздго- производственный, просто раз валился, и это должно послу жить уроком. — Вопрос взаимоотношений студотрядов и принимающих организаций всегда был слож ным. Есть ли какие-нибудь сдвиги в лучшую сторону? — Радоваться пока не при ходится; до идеала еще дале ко. К принимающим ведь от- иосягся не только «работодате ли», но и, в первую очередь. правлениях студотрядовского движения. Образец — Должан- ский райком комсомола Ор ловской области. Его работ- НИ 1 Ш были всегда в курсе и тру,!\,овых, и бытовых проблем отрядов «Спутпик» и «Олимп» ЛГПИ, помогали и-х решать, предлагалгг интересные дела, организовывали встрета с различными аудиториями. И прия-гао, и выгодно обеим сто ронам. Вызывает немалое удавление Отношение «своих» райкомов к етудотрядам. Большинство из них чисто фор мально общается с бойцами, а в Добровском и Лебедян-. ском вообще ни разу не встре тились., — Это очень серьезные про блемы, и раз зашел разговор о трудностях, . есть ли ояи — Хоть отбавляй. И одна из самых главных — недооценка в студотрядах фи«ансово-хо- зяйственвой деятельности. Недавно- проше,дщая, провер ка .ЦК ВЛКСМ еще раз дока-, зала, как слаба пабога в :«ом направАении у .нас, как много теряют бойцы: из-за непонима ния ее важности. Многие не знают своих прав,.все до од ного бойца не. иолу'шли су точные, с некоторых был взЯт подоходный ,-;налоГ(, теряются журналы финхоздеятедыюсти и даже'... трудовые . соглаше ния. Не прймёпяется . 20-про центное снижение норм вы работки, что тоже приводят к потере средств. В результате почти каждый теряет от ста до ста пятидесяти рублей сво-Г его заработка. А ведь эти деньги могли бы пойти и на создание виугриотрядовского .фонда для проведеш;'я меро-, приятий, докупки аппаратуры, новой • формы, помощи детдо мам и ветеранам. С .этого' года деньги, зарабо танные в дни ударного труда, уже не будут .полностью от правляться в Центральный штаб, 75' процентов останутся в областном штабе и будут ис пользоваться в основном для проведения агитационно-мас совых мероприятий, награж дений, помощи, детским до мам. На средства, собранные за дни ударного труда нынеш него лета, студотряды едино душно решили приобрести ав тобус д^\я Александровского детского дома Елецкого рай она, хочется- сказать им ог ромное спасибо. Но, к сожалению, есть дру гой пример. Бойцы «Квазара» ЛипПИ и «Арго» ЛГПИ при среднем дневном заработке до 15 рублей в общественный фонд штаба перечислили по 2—3. Конечно, неплохо, что с заработков студенческих отря дов не взимается подоходный налог, снижается на 20 про корма выработки райкомы ВЛКСМ, на чьей тер-, любой позавидует. Но нельзй ритории трудятся отряды..Их забывать, что звание бойца аадача — помогать ребятам, студотряда не только даетта- мспользовать их на всех на- кие льготк, онр обязывает дов области, состоявшийся Раньше не знакомыми, этим летом. Л ведь и он орга- ® теперь с близкими визован на средства за дни ** Дорогими людьми, ударного труда. Будет ли боль-. ® которыми делили ше подобных, просто необхо- радости и невзгоды, димых для создания крепкого, ® сжидазшн боевитого областного студот- нового лета, ряда мероприятий зависит от ногда .лучше зсленой куртки с алой эмблемой бойца Всесоюзного подготовительном студенческого отряда нет одежды. Она — н в этих памятных фотографиях, НА СНИМКАХ: каждого бойца, и иикто должен заставаться в стороне. — Значит, есть над чем за думаться периоде? — Разумеется, и не только думать, а безотлагателы 1 о дей ствовать. В первую очередь, организовать качествегаую «Палитра» не отступи?!; работу школы передового опы- акробатический этюд та по всем направлениям; эко- но.мическому, общественно-по литическому. Формирование отрядов дол- лено начинаться как можно раньше, уже зимой. Тут важ на не только целевая учеба, а и то, что за зимний пери од ребята лучше узнают друг друга, смогут при желании за. счет •зимней работы, суббот ников заложить свой впутри- отрядный фонд. Агитотряд «Перик.л» доказал важность ,подобной формы студотря,лов. Будем создавать новый, планируется теперь уже конный маршрут. Все, кто хочет попробовать себя в агитационно - пропагандист ской работе, могут обратить ся к нам в областной штаб, обязательно поможем. Сей час формируется още один новый научно-производствен ный отряд «Социолог». Дума ется, 410 и горком ' ВЛКСМ возьмет его под опеку, и сту денты Липецкого пединститута не подкачают. Рассматривается вопрос о строительстве памятника Ва лентину Скероходову на мес те его трагической гибели. Будет объявлен конкурс на лучший проект среди студен чества, молодых художников, архитекторов. Студенты ЛГПИ решили создать свой многопрофиль ный кооператив., областной штаб не только поддержива ет это начииаше, мы призы ваем к развитию целой сети студенческих кооперативов. Радует и то, что у област ного студотряда появилось свое лицо, свой традиции. В ЛСО идти стало престижно. Постараемся еще больше ук репить свои позиции. Двух дневный фестиваль будет те перь ежегодным, может быть, и руководство Липецкого по литехнического института най- нсполнеиии отряда Строитель-3»; внугриотрядно- «Перикл» в своем амплуа. * Ксгниа. П Р Е Д Л А ГАЕМ СОТРУД НИЧЕСТВО бойцы отрядов, мы ждем интересом. Беседу вел А. ШАЛЬНЕВ. - ВНИМАНИЕ! Бойцам студенческих отрядов лета-87. Областной штаб СО предлагает отправить ся В увлекательные поездки в 1988 году по следующим маршрутам: Ленинград —- с 5 по 8 февраля, 30 меловек; Львов — Минск — Москва — с 10 по Д8 апреля, 40 человек; Ленинград — с 9 но 11 апреля, 30 че- Ленинград — с 3 ио 7 декабря^ ‘э Формируется группа бойцов ЛСО для поездки в Югослайню, которая состоится с 30 июля ио 11 августа. Желательно, чтобы в эти путешествия вы отправились всем отрядом, ио ни в коей мере не ущемляются права любителей странствовать в одиночестве. Заявки подавайте в свои комитеты иом- сомо.ча, а если возникнут какие-либо воп росы, обращайтесь в областной штаб сту^ ---------- отрядов^.^^_ _ — Сталь Анато.чьевич, ва ша оценка как коммуниста, педагога, ученого доклада М. С. Горбачева «Октябрь и перестройка: революция продолжается» на торжест венном заседании в Крем левском Дворце съездов. — В преамбу.^е доклада есть позиции, ’ обозначен ные следующим ' образом;' юбилей — это момент гор дости, момент памяти, ' мо мент размьпйлений' и рэгля- до'в в будущее. Я,:,как, оче видно, . И' миллионы совет- ски.х. людей,, воспринял док лад с особой гордостью. Гор достью за : нашу партшр-,' на-, род, за то. Что непреложная народная Мудрость — прав да, иногда, задерживается в пути, но обязательно прихо дит к людям; — восторжест вовала. ' ' ■ ' : Я челрв.ёк. типовой-, био графии, но в ней отразились и высокие социальные пре образования:: страны и. тра гедийные моменты ее ис тории. ■Именно поэтому , мне , особенно импонирует пози ция «момент пазмышлавий».;, а точнее, объективная оцен ка прошлого • и перспективы революционной перестрой ки общества — в настоящем и будущем. , Короче, для :меня, «бих друзей" и това рищей .но работе это празд ник праздников, — В Липецком пединсти туте в нынешнем учебном году создана фактически единственная пока в стране кафедра теории и методики воспитательной работы. Как она была открыта? — Мы' шли к эЧому 17 лет. Иу разве не ' парадо-к- сально в педвузах до,сих пор отсутствуют кафедОы, а, значит, и учебные предметы, назначение • которых' гото-. вить к главной функции учителя . —■ вотаитательнои деятельности: Курсы 'мето дики преподавания .тогр или иного, предмета: — -ку цые и как бы второстепен- г- иые. Главный теоретический курс педагогики школы — ' это 40 часов на все 5 лет обучения. Вопросы воспита тельной работы в этом кур се приблизительно 10—12 часов. И это на все годы профессиональной деятель ности?! СтЮит ли удивлять ся, что массовый учитель не подготовлен (и это его беда, а не вина) к элемен тарной «технологии» своей работы. Какая уж тут пе дагогика сотрудничества,, когда ПОЛНОСТЬЮ' «вылета ют» из профессиональной ПОДГОТОВКИ такие блоки, как -«сомья», «пионерская и -комсомольская работа», «трз'дные дети», «досуг; школьника», «малокомплект ная школа», «группа .про дленного дня» и т. д. и т. п. .Будущих учителей мы не учим элементарному — как провести классный час, школьный праздник, поли тическую информацию, эти ческую беседу, забаву, иг ру. Мы не учим будущего воспитателя .культуре педа гогического < общения с де тьми на уроке, а тем более, после уроковг Жизнь заставила от- нафедру, . но настойчивость в ее открытии принадлежит форма, деталях отделки и т. А. ВЛКСМ. И кто знает, может одежды бойца ЛСО, прислан- В. ДПа.хову. Наиболее удачные после под- быть, именно вемна модель ста- ный на конкурс Мариной Се- — Считаете ли вы мето- ведения итогов ’ областного нет прообразом единой фор- довой с художественно-гра- Дику -воспитательной работы конкурса будут отправлены мы ' 'участника Всесоюзного - фического факультета ЛГОИ. панацеей от всех бед? Накануне праздника Великого Октября в гостях у вашей редакции побывал заведующш! кафедрой теории и методики воспитательной работы .Липецкого педин ститута лауреат премии ОК ВЛКСМ им. В. Скорохо- дова Сталь Анатольевич ШМАКОВ — человек ак тивный, беспокойный, ищущий. не считаю. Хотя Изменится ли НАШ КОНКУРС ■ бойца ЛСО? На этот вопрос ответит Все союзный конкурс на лучшую разработку форменной одеж- дет возможность предостав- ды студенческих отрядов. В лять для этого свой лагерь рамках этого конкурса Липец- «Политехник». В декабре со- кий обком ВЛКСМ принял ре- стоится вечер встречи студ- шение ю проведении областно- огрядов лета-87. Думаю, будет го, с положениями которого интересным и областной кои- .мы вас знакомим, курс агитбригад ЛСО. в ' конкурсе смогут участво^ С предложениями по орга- вать студенты, бойцы ЛСО, нкэации новых форм работы молодые художники, мюделье- и должны выступать р^^ форму должна отличать современная молодежная на правленность стиля, привлека тельность. Желающим принять учас- тие в конкурсе надо предста вить эскизы образцов формен ной одежды в областной штаб студенческих отрядов на кар тоне форматом не менее ЗбОX450 мм. Вместе с эскиза ми представляется поясни тельная записка со сведения ми о материале, из которого должна быть сшита новая на Всесоюзный, а их авторы премированы туоистическими путевками, награждены По четными грамотами студейЧеского ха вам! , Ждем модели до 10 декабря. гтт'пи Один из эскизов форменной главная беда современного обучения — рецептурная педагогика. ■!/ каждого на стоящего учителя должна быть собс'гвешшя, исходя щая из его личны.х способ ностей, интересов, возмож ностей. Создать и реализо вать ее он способен только, опираясь на свои детский коллектив и свою школу. Хотя наиболее талантливые методики имеют шпро-кий резонанс. Но тем, кто их слепо копирует, они могут нанести вред. — А что вы считаете самым главным в подготов ке современного учителя? —^ Формирование его об щей культуры, истинной ин теллигентности, , что обеспе чивает* активную и социаль ную' позицию и поможет учителям стать поборниками перестройки' общества, шко лы. Воспитатель детей дря- жеп быэь личное 1 Ы 0 . Каж дому учителю необходимы внутренняя изюминка, ув леченность ■■и... много уме- . — Известно, что во мно гих социалистических стра нах абитуриенты педвузов обязаны поработать в шко ле, а потом, став студента ми, образно говоря, ие вы лезать из школы. А как у — У нас, к сожалению, студенты пока , не: вылезают,- из института. Наш вуз, . а, значит, и кафедра, будут .искать новые пути -'«сраста- ’няя» со школой, Поца 'в- этом вопросе все далеко., от идеала. Здесь, кстати, - осо- бое поле деятельности ву зовскому комсомолг. — Каков состав кафедры и какова перспектива ее дея тельности? — М. С. Горбачев в до кладе, подчеркивая «возрас тающую значимость интел лектуального труда», отме тил: «Повышать социальную ответственность и профес сиональную’ компетентность, творческую отдачу — таков сегодня долг инженеров и ученых, врачей и учителей, деятелей литературы и ис кусства». Полагаю, что в Э'гих словах и заключена сущность деятельности на шей кафедры. Она пока ма ленькая, нас всего 7 чело век. Но мы договорились стать Кафедрой, то есть объединением единомыш ленников, преданных главной задаче, Б ее состав, в пер вое ядро вошли доцент В. К. Рвачева — специа лист по эстетическому вос питанию, человек творчес кий, ищущий; старший .пре подаватель А. А. Фомин, проработавший более 10 лет во Всероссийском пи онерском лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок», его хорошо зна ют липецкие учителя и пи онерские работники как че ловека фанатично -преданно го детям, бескорыстно помо гающего всем, кто нуждает ся в помощи, специалиста по игре и детским праздни кам; старший преподава тель Н. В. Климанов — вы пускник факультета физ- воспитания. Н. В. Климанов много лет проработал в зна менитом пионерском ла гере «Маяк» АПН СССР, бо.лее десятка лет «комисса- рит» на областных сборах пионерских волштых, руко водит мальчуковым клубом юных самбистов «Звезда», его научное увлечение ■*—- УР ОКИ после уроков военно - патриотическая ра- бо:а Па кафедру пришли бывшие выпускники нашего , вуза В. А. Кривцова и Е, Е. Кузьмина люди с хоро шим практическим опытом . воспитательной работы. Кроме того, членами на шей кафедры на обществен- . ных началах станут щесколь- -ко. творческих директоров школ, комсомольские и пи онерские работники, луч шие учителя. Климат, на кафедре, доб- .рый, творческий, отноше ния дружеские и очень кри тичные. ‘Поскольку аналогов, таких кафедр мы почти не имеем, все приходится нам открывать заново. Для на- ,чала мы взялись за разра ботку нового, курса «Методи ка воспитательной, работы» и спецкурсов, .орнентировай- ных на «болевые» .точки школы. ,Для себя мы откры ли ■ методический семинар «Диалог», проводим его чуть ли не каждый день. — А что может предло жить кафедра тем, кю уже закончил ваш институт? — Для учителей области мы создали проблемный се минар . «Новаторство» , н творческую мас 1 ерскую «Дерзость». Первый . се.ми- иар провели в городском Доме пионеров по : итогам IX Всесоюзною слета в «Артёке», 28 ноября в ин ституте будем проводить творческую мастерскую по теме «Каникулы». Пригла шаем всех желаюищх на учиться коллективным творческим делам, которые можно будет провести с ре бятами в дни зимних кани кул и, естественно, мы про играем новогодние утренни ки и балы. ' Есть у кафедры и «сверх задача» " .— педагогизиро- вать внеаудиторную рабо ту на факультетах-. Так, в ноябре- мы проведем встре чи с мастерами педагогичес-" кого труда,, в декабре — дис куссии ПО'злободневным во- . просам перестройки школы, а далее пойдут творческие' педконкурсы разных видов. Словом, дел невпроворот. П много пока идет туго, на пример, непрерывная прак тика. Но мы оптимисты и надеемся главным образом на... студентов., - - Мешает ли что-нибудь кафедре идти в рост? — Отсутствие опыта и сопротивление сил, привык ших к инерционному , обу чению или просто озлоблен ных на все. и всех. Но, как сказал М. С. Горбачев; «Пе рестройка продолгкаст дело революции. И сегодня кра!!- не необходимо умение в со вершенстве владеть оружи ем революционной выдерж- — Сталь Анатольевич, и, наконец, нестапдартный во прос: чем может помочь ка федра молодежной газете, и наоборот, газета — ка- федре? — Предлагаю делать ме тодическую листовку в «Ле нинце» —, перед каникула ми, праздниками, трудовой •четвертью. По-моему^ очень кстати будет уголок, пока под условным название.м «В копилку классного' рудюводи- теля, вожатых». Кстати, то, что мы будем предлагать в этой рубрике, пригодится лю бому взрослому, если учесть, что на предприятиях, в уч реждениях, хозяйствах все чаще проводятся семейные праздники. ~ Мы — за, и давайте начнем это дело поскорее, в самом ближайшем номере. — Согласен. Е, МИТИНА. Галина Мамкина, учи тель начальных классов. — работаю С второклассникам 1 Т, пришла к моим дет> 1 м в нынеш- Любовь Щукина, пре подаватель русского языка и литературы. — Мне повезло в том, что я пять лет работала старшей' пио нервожатой. А отсюда знаю, чем нем сентябре. Так что предыду щий год они были с дпугим ущи- тело.м. Признаюсь, . очень хоте-" лось приблизить их к себе как можно скорее, и не только де тей, их родителей, — тоже. А как? Чувствую, праздник сов местный очень помог бы. Но труд- гю придумать такой, чтобы в нем участвовали все до одного — н взрослые, и дети. Просмотрела много всевозмо^кных . сценариев, но все это где-то уже было, где- то видела, а так хочется уди вить, внести элемент неожидан ности в общение с учениками, их мамами и папами. Вот уже четвертый год, ров но столько, сколько работаю в школе, не устаю задавать вопрос: почему в институте дают знания только для* проведения урока? Хорошо хоть перед началом ■пе дагогической практики в пионер ском лагере были вожатские сбо ры, где за несколько дней мо делировали целую смену, До сих пор пользуюсь впечатлениями от этих сборов. Бот если бы на про тяжении всех лет учебы в инсти туте знакомили с формами воспи тательной работы... заниматься с девчонками и маль чишками после уроков. И если вспомнить свое вожат- . ство, всегда испытывала труднос ти с теми классами, где руково дители недостаточно хорошо зна ли формы пионерской работы,' Но не ах вина в этом. И на курсах в институте усовершенствоваиия, и в работе секций на августов ских педсоветах, львиная доля про граммы — разговор о методике ведения пред-мета. Кстати, я за метила: те учителя, которые по стоянно работают в- загородных пионерских лагерях,, более вос приимчивы к тому, что прела гает старший вожатый. Но вернусь к себе. Сегодня мне как молодому учителю русского языка и литературы очень помо; гают опытные коллеги. И не то лько в подготовке к урокам, а и в проведении всевозможных ме роприятий, связанных с моим предметом. Но и мне очень хо чется порадовать их хорошей под- ска,зкой; А пока ничего не могу придумать. Может, кто-то прочи тав в газете мою исповедь, приш лет совет? О.чень хочется иметь наметки нестандартного литера турного вечера, теа-гральной про граммы... Елена Стебенева, вос питатель группы прод ленного дня. — Ежедневно,' я бы сказала, ежеминутно дети, остающиеся после' уроков в гпуппе продлен ного дня, хотят играть. Но вот бе да: старые игры им надоедают к ОНИ' просят разучить 5 с ними но вые. Честное слово, мне англий ский язык легче было выучить, чем научиться придумывать все возможные забавы. Одна моя зна комая говорит: ну и не придумы вай, а находи их в книгах, А где они, эти кнети? В нашей школьной библиотеке есть всего одна бро шюра, автор которой С. Шмаков — преподаватель Липецкого пед института. Знаю, и после ' этого издания им, придумано множест» во игр и забав для детей. Так почему бы не выпустить хотя бы методичку, если с издатель ством договориться трудно? И еще, В том же институте ра ботает автор многих-мвогих при думок для досуга детей — Алек сандр Андреевич Фомин. От не го можно получить тысячу сове тов и о том, как Новый год с детьми встретить, как интереснее «Зарницу» провести, как оригина льнее девочек с 8 Марта поздра вить, всего не перечислишь. Лич но я с удовольствием пошла бы к нему и П!макову на консульта цию, Но таких' желающих слиш ком много, и лп— жаль время этих людей. Почему бы в акто- ■вбм зале института не оргаии:к>- вать хотя бы вечер этих авторов игр? Уверена, ча ;его придут многие учителя городз. По-мое му, к моей идее стоит прислу- с ;татЫ 5 Я. ■; ■ ■ ■: ■
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz