Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

4 ® ЛЕНИНЕЦ 8 ноября 1987 г. В марте 1987 года маровую печать облетело сообщение: в Атлантике бесследно исчез мексиканский сухогруз кТук- спан», построенный в ФРГ в 1982 году и стоивший 12 млв. долларов. Если верить источникам ин­ формации, судно везло в Ве­ ракрус (Мексика) взятые на борт в Бремене (ФРГ) товары на 500 тыс. долларов для ма­ газинов мексиканскик меж­ дународных аэропортов. Впо­ следний раз оно вышло на связь 24 февраля, когда пол- ны.м ходом и в полном поряд­ ке двигалось от Азорских ост­ ровов к печально знаменитому «Берм 5 гдскому треугольнику». , С тех пор оно будто в воду кануло со всей командой (27 человек). В поисках, дливших­ ся не одну неделю, мексикан­ цам помогали ■корабли берего­ вой охраны США. Но попытки найти «Тукспан» или хотя бы его обломки и тела людей не увенчались успехом. Все работало на обычные в таких случаях кривотолки; опять этот ужасный «Бермуд­ ский треугольник»! Не ' зря, дескать, слывет он «гиблым местом», где издавна творится что-то неладное с условиями навигации при любой погоде, даже отличной. Ну прямо ми- ст5жа, да и только... Что приключилось с «Тукс- паном», пока неясно. Но не­ терпеливая молва, падкая на загадки и догадки, всеведуща: отсутствие достоверных фак­ тов восполняется обилием до­ сужих домыслов. О кознях «нечистой силы»? Не обям- гельно. На вас могут обру­ шить наукообразные гипоте­ зы доморощенных теоретиков. Допустим, спекуляция насчет НЛО — «неопознанных летаю­ щих объектов» наподобие блюдец с инопланетны.ми пи­ лотами, которые-де горазды топить без следов-улик кораб- \и, .умыкать зем,\ян в космос и т. д. Посмотрим, однако, нет ли оснований для версий попро­ ще, подалыпе от фантазерства и мифотворчества, поближе к суровой правде жизни. 17 января 1980 года в Ат­ лантике у берегов Сенегала при страшахх обстоятельствах затонул супертанкер «Салем», застрахованный у Ллойда на 84 млн. долларов. Деньги нема­ лые, и вскоре началось рас- следовааие с привлечением Интерпола. Что же обнаружи- ■лось?- Крупное мошенничест­ во, окутанное дымовой заве­ сой фантастических россказ­ ней о причинах «неожиданно- . го» несчастья. Перед «внезапной» гибелью «Салем», временно сменив это название на иное («Лема»), отшвартовался в ЮАР. Тайно выгрузив там почти 200 тыс. тонн кувейтской нефти, эки­ паж залил в порожние емкости морскую воду и пустил «Са­ лем» ко дну в Атлантике на глубину 4300 метров. Сам же со всем своим скарбом (но без бортжурнала) благополучно пересел в шлюпки, поджидая английский танкер, который уже спешил на выручку по сигналу бедствия. Нелегко -было разоблачить махинации поистине глобаль­ ного размаха. Судно, построен­ ное в Швеции и застрахован­ ное в Англии, плавало НОДфла­ гом Либерии, а принадлежало фирме США, управляемой из Швейцарии. Перед катастро­ фой его зафрахтовал через агентов в .Голландии для рей­ са Кувейт—Италия некий Штейн, делец из ФРГ, но с конторой в Швейцарии (адрес в Цюрихе оказался липовым). Найти Штейна не удалось. Выяснили одно: вербуя моря­ ков подешевле в Греции, он сулил им надбавку за молча­ ние или лжесвидетельства. Аферисты потеряли компен­ сацию Ллойда, но не барыши, за топливо, перепроданное сперва компании «Шелл ойл», а затем .— еще раз — ЮАР (вопреки наложенным Кувей-. том запретам ■— санкциям за апартеид). Очевидно, такие авантюры выгодны при любом исходе. И недаром их жертва­ ми становятся десятки судов в год (общая сум.ма' страховки— почти 230 млн. долларов), пи­ сал парижский «Экспресс». ...Март 1984 года. От при­ чала в Лиссабоне отваливает «Мисс Анни» под шведским флагом. В трюме — 25 опеча­ танных контейнеров, на каж­ дом — наклейка с неким ла­ Паутшюй «дорог в никуда» опутывали все новые паралле­ ли и меридианы. Где-то близ Японии выискали «Море дья­ вола», не уточняя, однако, его координаты. До сих пор никто не знает толком, где оно на­ ходится. Но это не мешает разглагольствовать о «роковых маршрутах» в тех или иных областях Тихого океана, име­ нуемых «кладбищем кораблей». Зато помогает наводить тень на ясный день подлинным ви­ новникам аварий. Вот одно из происшествий у японских берегов, которое чуть было не прослыло «не­ объяснимо загадочным». В ап­ реле 1981 года там неожидан­ но . затонуло японское . грузо­ вое судно «Ниссио-мару». Оно числилось бы «исчезнувшим бесследно по непонятным причинам», если бы погибло со всей командой. Но некоторым стке? Почему скрылась, бро­ сив пострадавших в беде? Где гарантии от такого пиратства 8 будущем? К приведенным примерам можно добавлять все новые в том же духе: тайное стано­ вилось явным довольно часто, котя и далеко не всегда. Но и без того ясно, кому и поче­ му выгодно нагнетание таин­ ственности с привкусом мис­ тики, распространение слухов я ДОМЫС.ТОВ относительно «проклятых», «роковых», «за­ колдованных» и т. п. аквато- За XIX столетие и первую половину XX века только в мирное время погибло более 40 000 торговых судов. Сколь­ ко из них было уничтоже.чо ареднамершшо — не счесть: каждое таксе преступление тщательно дгаскируется и да- ВЕЛИКОВРИТАНИЯ. В нескольких десятках миль от побережья графства Девон­ шир начались работы по извлечению сокровищ;, находящихся в трюмах затонувшего англ5Йского судна «Медина». Ровно семьдесят лет пролежали они в морских гдубн- яах после того, как в 1917 году судно, шедшее курсом из Индии р Лондон, было потонлено немецким военным кораблем. На борту «1Иедины» находился груз драго­ ценностей, золотых монет, а также произведения искусства. По оценкам специали­ стов, стоимость сокровищ составляет 20 миллионов фунтов стерлингов. НА СНИМКЕ: так выглядело судно «Медина» в 1911 году. : Тблефото ЕПА — ТАСС. тиноамериканским адресом. Но на полпути к Америке по-. ступает распоряжение хозяи- на-шведа доставить их в Дур­ бан (ЮАР). Разумеется, скрыт­ но, И вот матросам велено за­ мазать название «Мисс Анни», а поверх написать новое, но об этом — никому не слова. Не возбраняется,, впрочем, со­ чинять и разносить по белу свету любые «байки морсуих волков» о «непостижимом» ис- чезновенгш «Мисс Анни» в Ат­ лантике. Это не все. В ЮАР капитану вручают фальшивые документы, согласно которым судно разгружено якобы в Ма­ путу (Мозамбик). Как бы от­ сутствуя там, где оно есть, и пребывая там, где его нет, она обрастает мистификациями... Правду о нем поведал швед­ ской полиции уволенный из его команды ; моряк. Оказы­ вается, оно подбросило тогда в ЮАР очередную партию ору­ жия, которым снабжаются опекаемые Преторией. бан­ дитские форьшрования для подрывных вылазок против не­ зависимого Мозамбика. Соуча­ стники этих операций — мно­ гие - западные дельцы и це­ лые концерны, поставившие подпольную торговлю с ЮАР на широкую ногу, И не толь­ ко с ЮАР: шведская компания «Бофорс» продала. Ирану че­ рез темных лиц-посредников тысячи ракет «земля—воздух», а «Нобель кеми» — сотни тонн взрывчатки и пороха. членам экипажа удалось спас- гись. Их свидетельства позво­ лили разобраться во всем. «Ниссио-мару» уверенно бо­ роздило знакомые воды, срав­ нительно спокойные и пу­ стынные. Вдруг его крепко за-, дело огромное сигаровидное тело, незаметно всплывшее ■йз пучин к поверхности и стремительно уско.тьзнувшеа затем с глаз долой. В панике - кому-то могло померещиться, согласитесь, что угодно. До-. пустим, нападение одного из гех гипотетических чудшц, .которыми населили океан та­ кие любители наукообразных домыслов, как охочий до сен­ саций Чарльз Берлиц, автор нашумевшего сочинения «Бермудский треугольник» (Нью-Йорк, 1974). Но японцы проявили трезвость рассудка в оценке случившегося. Подо­ зрение пало отнюдь не на «чу- ду-юду» Берлица;.^ а на длин­ ную руку Пентагона, имеюще­ го в Японии свои крупнейшие на Дальнем Востоке военные «Ниссио-мару», погубила, ударив мимоходом, американ­ ская атомная подлодка, осна­ щенная ядерными ракетами (что упорно отрицали в Ва­ шингтоне, но все же признали через несколько месяцев). Японцы негодовали: почему она очутилась так б.лнзко к чужим берегам? Почему вела себя столь неосторожно на оживленном морском перекре­ леко Не всегда раскрывается. Очень т о г и е сгорели, но все ли «случайно»? Огонь на них вспыхивал особенно часто в «великую депрессию» 30-х го­ дов на Западе. Страховых воз­ мещений тогда было выплаче­ но гораздо больше, чем ког­ да-либо прежде за период той же длительности. Оказалось, их выкачивали любым спосо­ бом, даже путем поджогов, па­ роходные . компании, воспол­ няя из чужого кармана урон от кризиса. Потом пожаров на торговом флоте мира ста.ло по­ меньше, но тоже немало: пе­ ред войной — в среднем 530 ежегодно. Очень многие из них по-прежнему вызывались умышленно, как, впрочем, и другие несчастья (нередко с человеческими жертвами). Во второй половине XX ве­ ка всплеск аварийности на мо­ ре отмечался не раз: в середи­ не 60-х годов, в конце 70-х. Да,' аварии, катастрофы, бес­ следные исчезновения транс­ портных средств во всем ми­ ре, к сожалению, часты и по­ рой загадочны. ЗУЬюше вызва­ ны, как уже говорилось, пре­ ступлениями. Но выискивать непременно злой умысел в лю­ бом из подобных происшест­ вий было бы, разумеется, не­ лепо. Нельзя, впрочем, забы­ вать: в большинстве своем они так или иначе связаны с чело­ веческим фактором, который наряду с плюсами имеет и свои минусы, слабые стороны. В системах «люди — техника» он прояв.ляется в сложном пе­ реплетении положительных и отрицательных свойств. Своей злополучной ^^частью иное судно обязано как бы «роковым предначертаниям» с колыбели. Допустим, неудач­ ным инженерным решениям и просто ошибкам проектиров­ щиков, технологическим оп­ лошностям при его изготов.ле- нии. Таких примеров немало. Вот лишь один из них. , Во время второй мировой войны амержанские верфи ввели вместо клепки сварку, кото­ рая сокращала производст­ венный ЩЖ.Т, но из-за просче­ тов при поспешном внедрении не обеспечивала щ^жное ка­ чество швов. Бичом цельно­ сварных корпусов стали мел­ кие трещины, способные мгно­ венно разрастаться и- разру­ шать конструкцию, подчас . да­ же без ее. перенапряжения. Десятки тажеров й , сухогру-- зов разломшгись надвое как бы сами собой: одни — в мо­ ра при хорошей погоде, дру­ гие — на тихой воде у при­ чальной стенки. Не начав да­ лее ходовых испытаний. Обычно же гибель судов объясняется неправильной их эксплуатацией: небрежной и ма,лограмотиой . загрузкой (балластировкой), неосторож­ ным обращением с огаем при перевозке легко воспламен.чю- вщхся материалов, утратой бдт:те.\ьности к несоб-люденя- ем предписаний по преду­ преждению столкновений, не­ опытностью, низкой квалифи­ кацией 1 ь\и недисщшлинтфо- ванностью. экипажей и т. п. Британский п.аром «Геральд рф фри энтерпрайз» переверял'л- ся 6 марта 193? года близ га­ вани Зебрюгге из-за того, что покинул ее с незадраегшымя двойными воротами гараж­ ного отсека. Хлынувшая сквозь щели вода нарушила рзвмове- сие плоскодонного судза. Если же кораблекрушений в «Круге ада» относительно больше, то прежде всего по­ тому, что дважен.«е там интен­ сивнее, чем во многих друшх акваториях. Да, влияют и при­ родные факторы. Скажем, сальное течение может быст­ ро унести, обломки потерпев­ ших бедствие судов или само­ летов, создавая иллюзию бес­ следного их исчезновения. Об этом писал академж Л. М. Бреховских в послесловии к книге Лоуренса Д. Куше «Бермудский треугольник». Анализ 53 знаменитых ката­ строф автором пежазал: ореол тайн и легенд вокруг, этого и других «гиб.лых мест» в океане ^ плод •мистификаций и за­ блуждений на почве легкове- Азарни и трагедии на тран­ спорте случаются везде, и наш флот тут не исключение. Это еще раз к тому, сколь важно изучать их причины со всей серьезностью, которой чужда ‘сенсационно-фантасти­ ческая и тем более идеати- стическая , шелуха. Не всегда они поняла: до конца, в чем- то порой загадочны, но все они объяснимы научно, вполне ма­ териалистически, без соскаль­ зывания в область «непости­ жимо-сверхъестественных фе­ номенов» и без наукообразных домыслов в духе Гэддиса или Берлица, (АПН). Следующий номер «Ле­ нинца» выйдет 12 ноября, ег- ' . Редактор В. ЗАХАРОВ, гв кине театр ах «КОСМОС». Оглашеввю яе подле­ жит — 12.00. 14.00, 16.00, 18.00, 20.00. «ВИННИЦА». Иатервенцкя — 10.00, 12.20 (удлйненньгаЬ 17.30. 19.30 (уд­ линенный). Детская площадка — 15.20. Детский зал. Красаь^ дьяво­ лята — 9.00, 11.00. 13.00. Сказка о громком барабане — 15.00, 17.00. Ма.шя зал. Нео^пайные приклю­ чения мшггера Веста а стране боль­ шевиков — 19.00, 21.00. «ОКТЯБРЬ». Следы оборотни (де­ ти до 16 лет не допускаются) — 9.00, 10.50. 12.40 (удлиненный). 16.3), 18.40, 20.30 (удлиненньш). Первая Бастилия — 15.00. «ЗАРЯ*. Сальвадор (2 серии, дет* до. 16 лет не допускаются) — 14.20. 19.20. Неуловимые мстителя — 10.00, 12.00 (удлиненный), 16,50 (удАинеа- ный). Малый зал. Улица младшего сына — И.ОО, 14.00. Акция — 16.20, 18.20.. 20.20 (удлиненный). «СПУТНИК*. Зоя — 9.00. Акция— 10.40. 12.30 {удлиненный), 14-50. 16.40. 18.:^ (удлиненный)* Большая кнн(^ программа —> 20.40, кМЕТААЛУРГ». Голова Горгоны-а 9.00, 13.00, 17.00, 18.40 ГУДланенный), 21.00, Неуловимые мстителя — 11 .^ , 15.00. Наш адрес: ГСП, 398055, г. Липецк, улица Московская, 83, редактора — 25-01 -76 ; ответственного секрета­ ря н отдела спорта — 25-01-45: отдела комсомоль­ ской жнзнн — 25-01-42; отдела коммунистиче- I СКОРО воспитания — 25 -01-78; отдела учащейся 'молодежи — 25-01-57; отдела писем — 25-01-05; ТЕЛЕФОНЫ фотокорреспондента — 25 -01 -87 . Типография «Леийнское знамя». Липецк, улица Московская, 83. Тираж 46 000; Пеяать высокая. Объем 1 п. я. АЭ 72591 Зак. № 5671.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz