Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
4 ® ЛЕНИНЕЦ 8 ноября 1987 г. В марте 1987 года маровую печать облетело сообщение: в Атлантике бесследно исчез мексиканский сухогруз кТук- спан», построенный в ФРГ в 1982 году и стоивший 12 млв. долларов. Если верить источникам ин формации, судно везло в Ве ракрус (Мексика) взятые на борт в Бремене (ФРГ) товары на 500 тыс. долларов для ма газинов мексиканскик меж дународных аэропортов. Впо следний раз оно вышло на связь 24 февраля, когда пол- ны.м ходом и в полном поряд ке двигалось от Азорских ост ровов к печально знаменитому «Берм 5 гдскому треугольнику». , С тех пор оно будто в воду кануло со всей командой (27 человек). В поисках, дливших ся не одну неделю, мексикан цам помогали ■корабли берего вой охраны США. Но попытки найти «Тукспан» или хотя бы его обломки и тела людей не увенчались успехом. Все работало на обычные в таких случаях кривотолки; опять этот ужасный «Бермуд ский треугольник»! Не ' зря, дескать, слывет он «гиблым местом», где издавна творится что-то неладное с условиями навигации при любой погоде, даже отличной. Ну прямо ми- ст5жа, да и только... Что приключилось с «Тукс- паном», пока неясно. Но не терпеливая молва, падкая на загадки и догадки, всеведуща: отсутствие достоверных фак тов восполняется обилием до сужих домыслов. О кознях «нечистой силы»? Не обям- гельно. На вас могут обру шить наукообразные гипоте зы доморощенных теоретиков. Допустим, спекуляция насчет НЛО — «неопознанных летаю щих объектов» наподобие блюдец с инопланетны.ми пи лотами, которые-де горазды топить без следов-улик кораб- \и, .умыкать зем,\ян в космос и т. д. Посмотрим, однако, нет ли оснований для версий попро ще, подалыпе от фантазерства и мифотворчества, поближе к суровой правде жизни. 17 января 1980 года в Ат лантике у берегов Сенегала при страшахх обстоятельствах затонул супертанкер «Салем», застрахованный у Ллойда на 84 млн. долларов. Деньги нема лые, и вскоре началось рас- следовааие с привлечением Интерпола. Что же обнаружи- ■лось?- Крупное мошенничест во, окутанное дымовой заве сой фантастических россказ ней о причинах «неожиданно- . го» несчастья. Перед «внезапной» гибелью «Салем», временно сменив это название на иное («Лема»), отшвартовался в ЮАР. Тайно выгрузив там почти 200 тыс. тонн кувейтской нефти, эки паж залил в порожние емкости морскую воду и пустил «Са лем» ко дну в Атлантике на глубину 4300 метров. Сам же со всем своим скарбом (но без бортжурнала) благополучно пересел в шлюпки, поджидая английский танкер, который уже спешил на выручку по сигналу бедствия. Нелегко -было разоблачить махинации поистине глобаль ного размаха. Судно, построен ное в Швеции и застрахован ное в Англии, плавало НОДфла гом Либерии, а принадлежало фирме США, управляемой из Швейцарии. Перед катастро фой его зафрахтовал через агентов в .Голландии для рей са Кувейт—Италия некий Штейн, делец из ФРГ, но с конторой в Швейцарии (адрес в Цюрихе оказался липовым). Найти Штейна не удалось. Выяснили одно: вербуя моря ков подешевле в Греции, он сулил им надбавку за молча ние или лжесвидетельства. Аферисты потеряли компен сацию Ллойда, но не барыши, за топливо, перепроданное сперва компании «Шелл ойл», а затем .— еще раз — ЮАР (вопреки наложенным Кувей-. том запретам ■— санкциям за апартеид). Очевидно, такие авантюры выгодны при любом исходе. И недаром их жертва ми становятся десятки судов в год (общая сум.ма' страховки— почти 230 млн. долларов), пи сал парижский «Экспресс». ...Март 1984 года. От при чала в Лиссабоне отваливает «Мисс Анни» под шведским флагом. В трюме — 25 опеча танных контейнеров, на каж дом — наклейка с неким ла Паутшюй «дорог в никуда» опутывали все новые паралле ли и меридианы. Где-то близ Японии выискали «Море дья вола», не уточняя, однако, его координаты. До сих пор никто не знает толком, где оно на ходится. Но это не мешает разглагольствовать о «роковых маршрутах» в тех или иных областях Тихого океана, име нуемых «кладбищем кораблей». Зато помогает наводить тень на ясный день подлинным ви новникам аварий. Вот одно из происшествий у японских берегов, которое чуть было не прослыло «не объяснимо загадочным». В ап реле 1981 года там неожидан но . затонуло японское . грузо вое судно «Ниссио-мару». Оно числилось бы «исчезнувшим бесследно по непонятным причинам», если бы погибло со всей командой. Но некоторым стке? Почему скрылась, бро сив пострадавших в беде? Где гарантии от такого пиратства 8 будущем? К приведенным примерам можно добавлять все новые в том же духе: тайное стано вилось явным довольно часто, котя и далеко не всегда. Но и без того ясно, кому и поче му выгодно нагнетание таин ственности с привкусом мис тики, распространение слухов я ДОМЫС.ТОВ относительно «проклятых», «роковых», «за колдованных» и т. п. аквато- За XIX столетие и первую половину XX века только в мирное время погибло более 40 000 торговых судов. Сколь ко из них было уничтоже.чо ареднамершшо — не счесть: каждое таксе преступление тщательно дгаскируется и да- ВЕЛИКОВРИТАНИЯ. В нескольких десятках миль от побережья графства Девон шир начались работы по извлечению сокровищ;, находящихся в трюмах затонувшего англ5Йского судна «Медина». Ровно семьдесят лет пролежали они в морских гдубн- яах после того, как в 1917 году судно, шедшее курсом из Индии р Лондон, было потонлено немецким военным кораблем. На борту «1Иедины» находился груз драго ценностей, золотых монет, а также произведения искусства. По оценкам специали стов, стоимость сокровищ составляет 20 миллионов фунтов стерлингов. НА СНИМКЕ: так выглядело судно «Медина» в 1911 году. : Тблефото ЕПА — ТАСС. тиноамериканским адресом. Но на полпути к Америке по-. ступает распоряжение хозяи- на-шведа доставить их в Дур бан (ЮАР). Разумеется, скрыт но, И вот матросам велено за мазать название «Мисс Анни», а поверх написать новое, но об этом — никому не слова. Не возбраняется,, впрочем, со чинять и разносить по белу свету любые «байки морсуих волков» о «непостижимом» ис- чезновенгш «Мисс Анни» в Ат лантике. Это не все. В ЮАР капитану вручают фальшивые документы, согласно которым судно разгружено якобы в Ма путу (Мозамбик). Как бы от сутствуя там, где оно есть, и пребывая там, где его нет, она обрастает мистификациями... Правду о нем поведал швед ской полиции уволенный из его команды ; моряк. Оказы вается, оно подбросило тогда в ЮАР очередную партию ору жия, которым снабжаются опекаемые Преторией. бан дитские форьшрования для подрывных вылазок против не зависимого Мозамбика. Соуча стники этих операций — мно гие - западные дельцы и це лые концерны, поставившие подпольную торговлю с ЮАР на широкую ногу, И не толь ко с ЮАР: шведская компания «Бофорс» продала. Ирану че рез темных лиц-посредников тысячи ракет «земля—воздух», а «Нобель кеми» — сотни тонн взрывчатки и пороха. членам экипажа удалось спас- гись. Их свидетельства позво лили разобраться во всем. «Ниссио-мару» уверенно бо роздило знакомые воды, срав нительно спокойные и пу стынные. Вдруг его крепко за-, дело огромное сигаровидное тело, незаметно всплывшее ■йз пучин к поверхности и стремительно уско.тьзнувшеа затем с глаз долой. В панике - кому-то могло померещиться, согласитесь, что угодно. До-. пустим, нападение одного из гех гипотетических чудшц, .которыми населили океан та кие любители наукообразных домыслов, как охочий до сен саций Чарльз Берлиц, автор нашумевшего сочинения «Бермудский треугольник» (Нью-Йорк, 1974). Но японцы проявили трезвость рассудка в оценке случившегося. Подо зрение пало отнюдь не на «чу- ду-юду» Берлица;.^ а на длин ную руку Пентагона, имеюще го в Японии свои крупнейшие на Дальнем Востоке военные «Ниссио-мару», погубила, ударив мимоходом, американ ская атомная подлодка, осна щенная ядерными ракетами (что упорно отрицали в Ва шингтоне, но все же признали через несколько месяцев). Японцы негодовали: почему она очутилась так б.лнзко к чужим берегам? Почему вела себя столь неосторожно на оживленном морском перекре леко Не всегда раскрывается. Очень т о г и е сгорели, но все ли «случайно»? Огонь на них вспыхивал особенно часто в «великую депрессию» 30-х го дов на Западе. Страховых воз мещений тогда было выплаче но гораздо больше, чем ког да-либо прежде за период той же длительности. Оказалось, их выкачивали любым спосо бом, даже путем поджогов, па роходные . компании, воспол няя из чужого кармана урон от кризиса. Потом пожаров на торговом флоте мира ста.ло по меньше, но тоже немало: пе ред войной — в среднем 530 ежегодно. Очень многие из них по-прежнему вызывались умышленно, как, впрочем, и другие несчастья (нередко с человеческими жертвами). Во второй половине XX ве ка всплеск аварийности на мо ре отмечался не раз: в середи не 60-х годов, в конце 70-х. Да,' аварии, катастрофы, бес следные исчезновения транс портных средств во всем ми ре, к сожалению, часты и по рой загадочны. ЗУЬюше вызва ны, как уже говорилось, пре ступлениями. Но выискивать непременно злой умысел в лю бом из подобных происшест вий было бы, разумеется, не лепо. Нельзя, впрочем, забы вать: в большинстве своем они так или иначе связаны с чело веческим фактором, который наряду с плюсами имеет и свои минусы, слабые стороны. В системах «люди — техника» он прояв.ляется в сложном пе реплетении положительных и отрицательных свойств. Своей злополучной ^^частью иное судно обязано как бы «роковым предначертаниям» с колыбели. Допустим, неудач ным инженерным решениям и просто ошибкам проектиров щиков, технологическим оп лошностям при его изготов.ле- нии. Таких примеров немало. Вот лишь один из них. , Во время второй мировой войны амержанские верфи ввели вместо клепки сварку, кото рая сокращала производст венный ЩЖ.Т, но из-за просче тов при поспешном внедрении не обеспечивала щ^жное ка чество швов. Бичом цельно сварных корпусов стали мел кие трещины, способные мгно венно разрастаться и- разру шать конструкцию, подчас . да же без ее. перенапряжения. Десятки тажеров й , сухогру-- зов разломшгись надвое как бы сами собой: одни — в мо ра при хорошей погоде, дру гие — на тихой воде у при чальной стенки. Не начав да лее ходовых испытаний. Обычно же гибель судов объясняется неправильной их эксплуатацией: небрежной и ма,лограмотиой . загрузкой (балластировкой), неосторож ным обращением с огаем при перевозке легко воспламен.чю- вщхся материалов, утратой бдт:те.\ьности к несоб-люденя- ем предписаний по преду преждению столкновений, не опытностью, низкой квалифи кацией 1 ь\и недисщшлинтфо- ванностью. экипажей и т. п. Британский п.аром «Геральд рф фри энтерпрайз» переверял'л- ся 6 марта 193? года близ га вани Зебрюгге из-за того, что покинул ее с незадраегшымя двойными воротами гараж ного отсека. Хлынувшая сквозь щели вода нарушила рзвмове- сие плоскодонного судза. Если же кораблекрушений в «Круге ада» относительно больше, то прежде всего по тому, что дважен.«е там интен сивнее, чем во многих друшх акваториях. Да, влияют и при родные факторы. Скажем, сальное течение может быст ро унести, обломки потерпев ших бедствие судов или само летов, создавая иллюзию бес следного их исчезновения. Об этом писал академж Л. М. Бреховских в послесловии к книге Лоуренса Д. Куше «Бермудский треугольник». Анализ 53 знаменитых ката строф автором пежазал: ореол тайн и легенд вокруг, этого и других «гиб.лых мест» в океане ^ плод •мистификаций и за блуждений на почве легкове- Азарни и трагедии на тран спорте случаются везде, и наш флот тут не исключение. Это еще раз к тому, сколь важно изучать их причины со всей серьезностью, которой чужда ‘сенсационно-фантасти ческая и тем более идеати- стическая , шелуха. Не всегда они поняла: до конца, в чем- то порой загадочны, но все они объяснимы научно, вполне ма териалистически, без соскаль зывания в область «непости жимо-сверхъестественных фе номенов» и без наукообразных домыслов в духе Гэддиса или Берлица, (АПН). Следующий номер «Ле нинца» выйдет 12 ноября, ег- ' . Редактор В. ЗАХАРОВ, гв кине театр ах «КОСМОС». Оглашеввю яе подле жит — 12.00. 14.00, 16.00, 18.00, 20.00. «ВИННИЦА». Иатервенцкя — 10.00, 12.20 (удлйненньгаЬ 17.30. 19.30 (уд линенный). Детская площадка — 15.20. Детский зал. Красаь^ дьяво лята — 9.00, 11.00. 13.00. Сказка о громком барабане — 15.00, 17.00. Ма.шя зал. Нео^пайные приклю чения мшггера Веста а стране боль шевиков — 19.00, 21.00. «ОКТЯБРЬ». Следы оборотни (де ти до 16 лет не допускаются) — 9.00, 10.50. 12.40 (удлиненный). 16.3), 18.40, 20.30 (удлиненньш). Первая Бастилия — 15.00. «ЗАРЯ*. Сальвадор (2 серии, дет* до. 16 лет не допускаются) — 14.20. 19.20. Неуловимые мстителя — 10.00, 12.00 (удлиненный), 16,50 (удАинеа- ный). Малый зал. Улица младшего сына — И.ОО, 14.00. Акция — 16.20, 18.20.. 20.20 (удлиненный). «СПУТНИК*. Зоя — 9.00. Акция— 10.40. 12.30 {удлиненный), 14-50. 16.40. 18.:^ (удлиненный)* Большая кнн(^ программа —> 20.40, кМЕТААЛУРГ». Голова Горгоны-а 9.00, 13.00, 17.00, 18.40 ГУДланенный), 21.00, Неуловимые мстителя — 11 .^ , 15.00. Наш адрес: ГСП, 398055, г. Липецк, улица Московская, 83, редактора — 25-01 -76 ; ответственного секрета ря н отдела спорта — 25-01-45: отдела комсомоль ской жнзнн — 25-01-42; отдела коммунистиче- I СКОРО воспитания — 25 -01-78; отдела учащейся 'молодежи — 25-01-57; отдела писем — 25-01-05; ТЕЛЕФОНЫ фотокорреспондента — 25 -01 -87 . Типография «Леийнское знамя». Липецк, улица Московская, 83. Тираж 46 000; Пеяать высокая. Объем 1 п. я. АЭ 72591 Зак. № 5671.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz