Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

2 # ЛЕНИНЕЦ 3 ноября 1987 г На трибуну пленума обкома В .Л^М Н1-1-Н1 !■!!■{И И1! , КМК — ДВЕНАДЦАТЩ ПЯТИЛЕТКЕ 4 ^ НЕ ИГРАТЬ В ДЕМОКРАТИЮ ■ - 25—26 декабря состоится пленум обкома ВЛКСМ, кото­ рый рассмотрит вопросы участия комитетов комсомола в рбализации реформы овщеоб разовательнон и профессио- вшьнон школы. Сегодня статьей секретаря обкома ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью и пионерами И. ГОРЧА­ КОВОЙ мы открываем рубрику: «НА ТРИБУНУ ПЛЕНУМА СШКОМА ВЛКСМ». Приглашаем читателей к разговору на эту важную те­ му. Все ваши критические замечания, иожелавия, предло­ жения будут учтены в ходе подготовки материалов плену­ ма. Решения XX съезда ВЛКСМ нацеливают комсомольские кадры коренным образом пе- . ресмотреть свое отношение к реформе общеобразователь­ ной и профессиональной шко­ лы, к работе школьных ком- - сомольских и пионерских ор­ ганизаций, поскольку «это .. один из самых передовых, са­ мых важных участков борь- . бы за обновление общества». Выступая на XX съезде ВЛКСМ, Генеральный секре­ тарь ЦК КПСС М. С. Горба­ чев подчеркнул, что в ходе реформы школы и решается главная задача, . создаются предпосылки нашего ускорен­ ного движения вперед^ успеха самой перестройки. Что изменилось в школе, профтехучилшце • после XX съезда комсомола? Обратимся к мнению самих ребят. Их ответы разные. Есть, к примеру, такие: улуч­ шилась дисциплина, стало больше проводиться меро­ приятий (СПТУ-20 г. ' 'Ли ­ пецк). Комсомольцы СПТУ-4 (Тербунский ■район) считают,' что ничего не изменилось в комсомольской организации группы, училища после съезда. А на вопрос: что необходимо . изменить в деятельности ком­ сомольской , организации учи­ лища, практически ш:кто не ответил. Причина проста; ребята просто не задумыва­ лись над этими вопросами — ви вместе, ни каждый сам по себе. Более того, во многих ком­ сомольских; организациях старшеклассники до сих пор не знакомы с материалами съезда ВЛКСМ; не читали ни доклада, ни резолюции; а потому не смогли разобрать­ ся в том, что же нового внес съезд в жизнь комсомола,.. Вспоминаю разговор со Старшеклассниками СШ № 47 р. .Липецка. Выяснилось, что. комсомольцы' понимают смысл слов «ускорение», «пере­ стройка», «государственное Предприятие», «хозрасчет». Знают и гддвные направления В работе комсомо-гьской оргат иязации. Пыталрюь ребята сделать и анализ своей дея­ тельности в новых условиях. А что на деле? Все также не­ которые из учащихся при­ вычно приходят в школу с опозданием, без тетрадей и учебников. Низкой остается •- «ктивность и днсциплина во время уроков, встречаются факты грубости с учителями. Этот пример ясно подтвер­ ждает мысль о том, что суть Перестройки будет понята я Принята молодыми людьми тогда, когда станет жизнен­ ной необходимостью, судьбой Каждого комсомольца не на словах , 'а в конкретных де­ дах. Назову еще один адрес; Долгоруковский район, Боль- Вяе-Боевская средняя школа. Третий год подряд вьшускни- Ки остаются всем классом на $еле. Конечно, не обошлось здесь вез определенного риска. Но Д .Большв-Боевко продолжают экспериментировать и даль­ ше. Администрация совхоза передала ребятам в постоян­ ное пользование 70 га земли, - новую технику. Вместе со­ здали ученическуго гфоизвод- с-твенную бригаду, работаю­ щую с элементами хозрасче­ та. Сегодня УПБ этой школы — одна из лучших в области. Достигнут небывалый уро­ жай кормовой свеклы. Ребята включились в научную работу по выращиванию. .ее семян. Теперь совхоз не ездит за ЯИ 1 ИИ «за тридевять земель», а пользуется своими. На хо­ рошем. примере. содружества этих хозяйств и школы вывод напрашивается сам собой: надо больше доверять ребятам, не играть с ними в демокра­ тию, а предоставлять им пра­ во быть застрелыциками ком­ сомольских дел в школе и вне Съезд обозначил начало но­ вой жизнедеятельности . каж­ дой комсомольской организа­ ции. И, прежде всего, это касается их демократизации, повышения роли каждого комсомольца во всех фазах жизни, ■учебы, отдыха уча- В нынешних условиях ком­ сомольская и пионерская ор­ ганизации должны имёЧ*ь право ставить перед партий­ ной организацией; адмишют- рацией школы, педагопгче- ским советом,' родительским комитетом, руководством ба- ■ зового предприятия вопросы', связанные с улучшением обу­ чения воспитания и трудовой подготовки учащихся. Каким образом? С правом решаю­ щего голоса секретарь комсо­ мольской . организацш шко­ лы, училища должен быть членом педсовета,' присут­ ствовать на совещаниях при директоре. Комсомольцы дол­ жны участвовать в обсу;кде- нии .вопросов, касающихся организации факультативов, кружков, распорядка дня, выставления, итоговых отме­ ток по обществоведению, ос­ новам государства и права, трудовому обучению, пове­ дению и прилежанию,. Мне­ ние учащихся следует учийи- вать и тогда, когда . прини­ мается решение о пооп»рени- нх ребят, представ.лении к награждению золотыми и серебряными медаляьш, по­ хвальными листами, при выдаче выпускникам реко­ мендаций для продалжения образования. А как у нас пол■^-чается на деле? Совсем недавно' встре- ча.лась с членами комитета ВЛКСМ . Никольской средней школы Измзлковского района. Интересные ребята — твор­ ческие, энергичные, инициа- гивнЫв —^ словом, настоящее боевое ядро. И помощники у них хорошие. Среди , них завуч школы Дмитрий Алек- сандровет Тюрин, Вера Вла­ димировна . Аносова. Совме­ стная работа педагогов и -учащихся строится на прин­ ципах доверия, уважения, от­ ветственности и творческого содружества. Много делается в школе по инициативе коми­ тета ВЛКСМ. Здесь ребята могут запросто сказать; «Дмитрий Александрович, мы вами сегодня не довольны...». И Дмитрий Александрович поймет, почему. Но все-таки и в Э'гой школе, как говорила сами ребята, есть педагоги, которые не хотят понимать их, для которых Старое, при­ вычное намного спокойнее,- которые, даже не выслушав, спешат сказать «Нет!». Как помочь здесь ребятам? Одно­ значного ответа, считаю, дать нельзя. Но все-таки попы­ таюсь. Выяснилось, что Надя Старых, секретарь комитета ВЛКСМ, как и большинства комсомольских вожаков школ района не является полно­ правным членом педсовета, не присутствует на оператив­ ках у директора. И очень пло­ хо то, что сам комитет ВЛКСМ не ' задумывался над гем, что мог бы участвовать в обсуждении вопросов, касаю­ щихся организации факуль- гатмвов, распорядка дня, выставления отметок, при назначении классных руково­ дителей, аттестации учите­ лей...' Можно было , бы про­ должить, но, думаю, и этого примера достаточно, чтобы понять, что сегодня роль об­ щественно - политических ор­ ганизаций школьников в улучшении учебно - воспита­ тельного процесса нельзя под­ нять без укревдения демо­ кратических начал. И этому надо учить ' ребят, помогая конкретно. Кто Же должен это' делать в первую очередь? Считаю— комсомольцы, молодые педа­ гоги, мастера производствен­ ного обучения. Однако их роль в развитии инициативы и самоуправления ребят не­ значительна. Пока комсомоль­ ские организации педагогов- заняли позицию «нейтрали­ тета». В лучшем случав — проведут совместное заседа­ ние, поиграют в КВН, ну, а серьезные проблемы подни­ мать не торопятся ■— ни на заседаниях педсоветов, ни на своих. - комсомольских соб­ раниях. Страшновато пока, прочно вошло в сознание «на-;, чальству видней».,. Перестройка комсомольской работы Б школе, в профтехучи­ лище невозможна б.ез помо­ щи комсомольцев базовых предприятий. Сегодня мы мо­ жем назвать адреса содруже­ ства школ и базовых пред­ приятий по укредглению мате­ риальной базы учебныд за­ ведений, но в. этом застуга администрации. А комсомоль-. ски е , организации, какова их роль? Очень актуальный и злободневный вопрос. ’Ь-шла в даледдое прошлое ' слава пе­ дагогических отрядов Право- береждетго, Советского, Гря- зинского, Елецкого районов. Сегодня даже в списках школ-интернатов, детских до­ мов редко можно у'видеть комсомоАьцев-шефов. Взять, к примеру, шефство . комсо­ мола над Борйнским дет­ ским домом. Предприз»ий, которые шефствуют над ним, цельдх четьдре! Это и Борин- ское РТП, и МПМК, дд.совхоз «Боринский», и сахарный завод. А вот нога шефа-ком- сомольца в детский, дом. не ступала. Подобная ситуация сложилась и в других детских учр.еждениях подобного типа. Объясддяя ситуацию, комсо­ мольцы находят много причин — .занятость на работе, отда­ ленность этих заведений, от- сутствие педагогических на­ выков и пр. Но ясно одно: живем только сегодняшним днем, о будущем не задумы­ ваемся. Иными словами, нет ответственности перед буду- Потому-то с просьбой о по­ мощи чаще обращаются в об- ластной комитет комсомола, минуя близлежащий комитет^ - А жаль, ^ П о новогоднему к а л е н д а р ю ' Когда' до начала отчетно-выборно­ го комсомольского собрания уп­ равления оставалось менее часа, на стройплощадку прибыли, сра­ зу две машины с раствором. Екатерина Митрофановна Аб­ рамова — бригадир плиточников отчитала шоферов за то, что они с опозданием привезли долго­ жданный груз. Но что поде­ лаешь, не отправлять -же маши­ ны обратно. Плиточники дружно выгрузили раствор. И тут к Абрамовой подошла Тиодмила Куликова. - Не расстраивайся, бригадир, - - сказала она. — Отправляйся с молодежью на комсомольское собрание. А мы тут как-нибудь сами управимся. Из «ветеранов», кроме Люд­ милы Куликовой, в тот день на площадке работали Татьяна Ми- ловаиова, Валентина Жргова и .Любовь Маняшина, которые, как говорится, лишь вчера выбыли ,из комсомо.льского возраста. Се­ годня же они костяк брш-ады, ■самые опытные плиточники Ком­ сомольска - молодежного кол­ лектива Абрамовой. Екатерина Митрофановна с благодарностью посмотрела на своих «ветеранов» — верных подруг и надежных помощниц. .И чуть дрогнувшим голосом ти­ хо сказала: «Спасибо, девчата». Бригадир твердо знала — под­ руги не подведут. ...По итогам работы в минув­ шем квартале молодые плиточ­ ники Абрамовой признаны луч­ шими среди родственных бригад не только в своем седьмом отде­ лочном управлении, но и в тре­ сте «Жилстрой». Ежемесячная выработка каждого из пятнад­ цати членов КМК составила бо­ лее 1,5 нормы.. При ' плане 5,27 квадратных метров плиточ­ ники облицовывати за день по восемь квадратных метров пло­ щади. — Минувший . квартал, — рас­ сказала бригадир, — был для на­ шего коллектива очень напря- -жеиным и ответственным. Брига­ да в полном составе участвовала ных площадей Липецка пло­ щади- РеволюЦ!-!я. Кроме того, мы работали на двух, сдаточных объектах — детском садике для детей СОКОЛЬСКИХ металлургов и жилом доме ПО улице 4-я Пяти­ летка. Работали все, не считаясь со временем. А-хя молодых плиточников, ныне признанных лидеров к^и- лейного соревнования в . честь 70-летия Великого Октября, — это большая трудовая победа. Дело в том, что бригада в ос­ новном состоит из вчерашних выпускников профтехучилища. Самые опытные из них работают по пять—шесть лет. А большин­ ство . годщолтора. Несколько, человек пришли в бригаду толь­ ко в нынешнем году. Конечно, у них пока нет ни опыта, ни мастерства. Поэтому нынешняя трудовая победа — двойная ра­ дость для всего коллектива. — Я как бригадир, — говорит Е. М. Абрамова, — ценю в лю­ дях прежде всего добросовест­ ное отношение к де,\у. Отр-адно, что многим моим ' штиточникам присуще это замечательное ка­ чество, Из молодых с удоволь- ’стаяем отмечу Марину Прибыт- кову — нашего групкомсорга. Старательно работают. Любовь Иншакова, Ирина Кузов.леЕЗ, Юрий Чумаков. И таких, к а к . они, в нашем коллектив а с дым днем становится все боль- Растет и авторитет бригады. Кстати, на отчетно - выборном комсомольском собрании, о кото­ ром говорилось в самом начале нашего рассказа, двое щлиточни- • ков бригады Марина Прибыт- кова и Юрий Чумаков единоглас­ но избраны членами комсомоль­ ского бюро седьмого отделочного управ.тения. И последнее. Комсомольско- молодежный колтектвБ Е. ' М. Абрамовой брал. обязательст-. вз выполнить п-лан- двух лет пя­ тилетки к ?0.-летию Великого Октября. Сегодня .молодые пли­ точники работают уже по. ново­ годнему календарю, А. ВЛАСОВ. 1 в реконструкции одной из глав- -------------ФОТОКОНКУРС «ЛЕНИНЦА» и . ГОРЧАКОВА^ НА СНИМКЕ: хорошее настроение у механизатора кол­ хоза «Советская Россия» Долгоруковского района Евгения Кпуглнкова — страда успешно завершена. Фото М. Барабанова. V '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz