Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

24 октября 1987 г. 4 • Л Е Н И Н Е Ц И ВНОВЬ ФЕСТИВАЛЬ Так_ уж получилось, вторая по­ ловина октября нынешнего года о к а зал а сь необычайно насыщенной для друзей кино. С 15 октября проходил, ставший традиционным, кинофестиваль Ленинградской ки­ ностудии научно-популярных филь­ мов, посвященный 70-летию Вели- ' кой Октябрьской революции. На первом кинофестивале лип­ чане познакомились с 16 новыми кинолентами ленинградских до- , кументалистоБ. Большим успехом тогда пользовались фильмы «Дом окнами в поле» (режиссер В. М ат­ веев а ) , съемки которого проходи­ ли в. Грязинском районе, кстати , грязинцы тогда стали первыми а стране зрителями этой киноленты. Высоким патриотизмом, болью з а бесследно утраченные памятни­ ки русской старины проникнута новая работа уже знакомой нам В. Матвеевой «Ж ивите в доме и не рухнет дом ». А втор убедитель­ но доказы вает , что проблемы, сто­ ящие перед общественностью в деле сохранения культурного на­ следия, имеют -общегосударствен­ ный характер . На нынешнем кинофестивале липчане увидели 37 короткомет­ ражных и 2 полнометражных ки­ ноленты. Отрадно отметить , что наряду с такими лентами, которые созданы по соц зак а зу и отличают­ ся поверхностным отношением к довольно сложным явлениям на­ шей жизни, например, проблемам алкоголизма . ■ «трудны х подрост­ к о в » , есть фильмы , поднимающие­ ся в широте ох ва та действитель­ ности и философских обобщений до уровня гражданской публици­ стики. К ним относится «Компью тер­ ные игры » режиссера А. Сидель­ никова, кстати , отмеченный при- зо.м кинофестиваля «М олодое ки­ но Л енин гр ад а » . . Один из героев ' фильма, крупный ученый Михаил Антонов,-вначале выдвигает посту­ лат : «Р а зви ти е науки — 'драма заблуждений. Одна из них— попыт­ ка при помощи компьютеров ре­ шить социальные проблемы стр а­ ны » . Это в фильме доказы в ается на примере двух новелл: «Д ом на ю р у » (о попытке селения малых деревень в большие) и «Т ам , где кончается А м уд арь я » о трагиче­ ских последствиях для экологии Аральского моря и его прибрежг ной зоны. Студия «Л еннаучфильм » берет­ ся з а рассмотрение крупных проб­ лем современности. Чуме X X века СПИДу посвящена кинолента «И м ­ мунный б ар ьер » , -Проблеме спасе­ ния животного и растительного ми­ р а планеть! посвящены, кроме . фильма Ю. Климова « З м е и » , т а ­ кие киноленты, как «М ир аж » , — о . загрязнении . Ладоги, «Ж и в ая пус­ тыня » (режиссер К. Григорьева), « В двух ш агах йт полю са» — о зем ле Франца-Носифа (режиссер И. Войтенко). СТОП-КАДР Так называется новый художественный фильм, подготовленный режиссером Светланой Проскуриной на киностудии .«Ленфнльм». В основу киноленты положен сценарий Павла Финка, довольно известного кинодраматурга. «Детская площадка» второй фильм молодого режиссера С. Проскуриной. Первый был короткометразк ный «Родительский день». В главных ролях вы увидите известного актера Виктора Проскурина и дебютантов выпускников школы-студни МХАТ Вадима Любш 1 гаа и ак­ терского факультета ВГИК Дарьщ Шпаликову. Кинолента рассказывает о двух влюбленных, которые оказываются в центре внимания взрослых. НА' ЭКРАНАХ ЛИПЕЦКА РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ СЕАНСА Лучшие фильмы ОТЧЕГО ТАРЕЛКИБЬЮСТЯ мира вы сможете увидеть с 2 0 октяб­ ря по Г ноября. Они входят в программу впервые проводя­ щегося в нашей странё «Ф е с ти ­ вал я ф ести валей». Это новый эксперимент, который органи- зова.то Госкино С С С Р с целью у знать — какие зарубежные фильмы лучше приобретать, насколько привлекут к себе внимание так называемые «трудны е » фильмы и окупят ли они затраченные на них сред­ ств а и т. д. В эксперимент включились 5 0 областных уп­ равлений кинофикаций, в том числе н Липецкое. С творчеством прогрессивных западных режиссеров -Микло- ша Фопм ана и Оливера Стоуна советские кинозрители знако­ мятся впервые. М. Форман , так ж е . как и Ф . Феллини, от­ носится к классикам мирового киноискусства. В кино рабо та­ ет с середины 50-х годов. Форм ан в общей сложности снял 12 кинолент, в -том числе короткометражки . Фильм «Кто-то пролетел над гнездом К5'кушки» является эк­ ранизацией нашумевш его в свое время романа К. Кизи (кстати . опубликованного в этом году в «Н овом лшре»), и стал самым знаменитым филь­ мом Ф орм ан а . Не случайно ему было присуждено несколько «О ск ар ов » . - Главный герой киноленты, попав в дом сумасшедших, пы­ тает ся пробудить в них чувст­ во собственного достоинства, при звать к неповиновению ф а ­ шистским порядкам , насаж дае­ мым медсестрой Р зтчер . В «А м ад ё у с е » Ф орм ан обра­ щ ает ся к волнующей многих де­ ятелей культуры на протяже­ нии веков дружбе-конфлик­ ту Моцарта и Сальери , Имя американского режиссе­ ра Оливера- Стоуна стало попу­ лярным сравнительно недавно. Его фильм «В з в о д » побил р е ­ корды посещаемости са.мой по­ пулярной в последние годы ки­ ноленты Сильвестра Сталлоне «Р эм б о » , полной антисоветского угара . «В з в о д » показал войну такой, как она была на самом деле, полной крови, неспра­ ведливых убийств ни в чем не­ повинных людей, развенчанию американских вояк, некоторые из которых стали убийцами, на­ сильниками. наркоманами. Лента тем более убедительна, что ее автор — ветеран вьет­ намской войны. Федерико Феллини, думаю, не стоит представлять. Его творчество широко известно в нашей стр ан е . . В прошлом году мы знакомились ■ с его новой лентой «И плывет корабль» . На «Ф е с т и в а л е . . .» мы увидим одну из ' последних его работ «Джинджер и Ф р е д » , в которой, как обычно, снялась Джульетта Мазина. В главной роли Мар­ челло Мастрояни. История одной танцевальной пары , бесхитростная, порой смешная , в чем-то автобиогра­ фична для актеров. Их, как и героев , .свя зы в ае т многолетняя дружба. Начинали студентами на подмостках одного самодея­ тельного . театра . Играли в пье­ сах Шекспира, -Мольера. Много по зж е Джульетта встретила Феллини и 'с т а л а его другом, женой. «Джинджер и Ф р е д » принес создателю 8 «О ск ар ов » , И. ВЛАДИМИРОВА. «Фавориты Луны» — так на­ звал свой фильм грузинский режиссер О. Иоселиани, пере­ неся последнюю строчку из конца эпиграфа к нему, в наз­ вание. Журналистка Э. Агро- новская в своей рецензии на этот фильм .приводит.призна­ ние народного артиста РСФСР Зиновия Гердта, что просмотр «Фаворитов Луны» стал для него самым большим кинематографическим потря­ сением последнего времени. Известно, если нет главной стержневой мысли автора, вы- лелеянной им идеи, фильм не состоится, как, впрочем, и лю­ бое настоящее произведение искусства- Вспомним неудаа- шуюся экранизацию' С. Бон­ дарчука «Борис Годунов». Ре­ жиссера критики обвиняют а слепом следовании классиче­ скому тексту, в отсутствии сво­ ей позиции, не в том, что в нем слишком много Пушкина, в том, что слишком мало Бон­ дарчука. Ну, а что же скрепляет ши­ рокую жизненную мозаику па­ рижан, в которую вовлек нас Иоселиани? Ведь слов здесь практически нет. Диалога за­ меняют какофония звуков ули­ цы, обрывки разговоров, му­ зыки, шум машин, короче го­ воря, тот привычный город-, ской фон, в котором мы жи- Правда, есть два диалога, до­ вольно «простые», на пол­ минуты. Первый — «6 пользе охоты», а второй о том, что можно было бы поговорить, поболтать, но мало времени. Они запоминаются, но только потому, что звучат дважды, в совершенно различных вре­ менных поясах. Первый раз мы услышим эти слова в лирическом отступле­ нии, а именно так, наверное, можно назвать вступительные кадры о людях минувшего, ко­ торыми открывается . фильм, и которые полны ностальгией о былом. Второй раз они звучат в на­ ши дни, и тут уже сквозит го­ речь и насмешка. Потому что, если в первом случае о быст­ ротечности времени и невоз­ можности его тратить на бол­ товню говорят люди, любящие друг друга, то второй раз эти­ ми реплЩсами обмениваются- сл^’чайные любовники, а вер­ нее, партнеры в интимной иг­ ре. Они чужды и безразличны друг другу, как, впрочем, и все проходящие пеоед нами на экране «воз.тюбленные», это не любовь, это спортивный азарт, даже не чувственное влечение, всего лишь дань вне­ запно вспыхнувшему каприз­ ному интересу. Итак, слов нет, именно * этом и заключается гениаль­ ная простота фильма—мини­ мум текста, театральности, иг­ ры, максимум достоверности мысли, чувств. Есть такое изречение: «Сло­ ва даны человеку для того, чтобы скрывать йетинныа мысли». Так вот этой привыч­ ной словесной ширмы нет, смысл происходящего пре­ дельно ясен, если вы, конечно, хоть иногда заглядьтаете к себе в душу или задумываетесь над течением жизни. Вечное — это искусство. Фильм начинается со сцены, когда в руках мастера рожда­ ется чудо — севрский фарфор, когда кисть влюбленного ху-. дожника трепетно и нежно пе­ реносит на холст чепты люби­ мой, нежную белизну ее та­ ла. Человек, уходя, оставлял бес­ смертную душу свою, бес­ смертную красоту, любовь. Это завещание ушедших, их жизнь и чувства',' воплощен­ ные в произведениях искусств ва, доходят до Нас бережно сохраненные предьгдущими поколениями. Эта эстафета духа от нас до.лжна перейти к детям, вну­ кам. Но... экскаватор безжа­ лостно крушит старинный дом, на фоне которого разворачи­ вались перед нами сцены с т а - ^ | рицной жизни. Но... лошадьИ | входит в дом и топчет севр­ ские тарелки. Но... Картина ху­ дожника, севрский сервиз ока­ зываются на аукционе и идут с молотка в руки, которые на- могут удержать хрупкую н и т ь ^ времен. Тарелки бьются, От картины остается жалкий, искромсанный фрагмент. Герои фильма разобщены. Она не помнят, не чтут прош­ лое, не заглядывают в буду­ щее. Бабочки-однодневки, бес­ цельно живущие, и трагиче­ ски, почти случайно, погибают. Но жаль ля нам их? Почти нет. Они ведь были никаюшн. Мы на успели ни узнать, ни полюбить их, точно так же, ' как и они не любили и не зна­ ли никого в своей ‘быстротеч­ ной, бесцельной жизни. Вот этот нетривиальный фи­ нал и есть тот*’ *яё 6 жиданный нравственный урок, к которо- дгу обычно, подводят зрителя в конце своих фильмов О. Иосе- И. ТКАЧЕНКО. Редактор В. ЗАХАРОВ. П П а й й й ! т Е а п № а х 24-^25 ОКТЯБРЯ «КОСМОС*. Аиадей {2 серии) — Ф.ОО. 17.40. Пролетая вад гнездом ку* куткш (2 серий, дети до 16 лет я* допускаются) — 12.00, 14.50, 20.40. 25 октября. • Амадей (2 серии) ~ 17.00. Пролетая аад гнездом кукупжи (2 серии, дети до 16 лет не допускают­ ся) - 12.00. 14.50. 20.40. Нвуломшыа мстятёлв — 10.00. аВИННШДА». Детская площадка — "0.00, 12.00 (уд.\иненный). 14-30, 16.30, 13.30. Следы оборотня — {дети до 16 лет не допускаются) — 20.30 (удлиненный). К1алый зал. Небываль­ щина — 19.00, 21.00. 25 октября. Необычайные приключения мвстера Веста в страве болыневиков — 19.00, ,21.00. Детский зал. Старик ■ петух — 15.06, 17.00. Красные дьяво­ лята — 11.00. 13.00. «ОКТЯБРЬ». Скромное обаянае буржуазии (дета до 16 лет не допу­ скаются) — 9.00, 11.00. 13.00. 16.40, 18.40, 20.40 (удлиненный). Саффн — 15.00. 25 октября. Скромиое обаяние буржуазия (дети до 16 лет не допу­ скаются) — .9.00, 11.00, 13.00, 16.30„ 18.40. Саффи— 15.00. Следы обо­ ротня (дети до 16 лет не допускают­ ся) — 20.40. «ЗАРЯ». Джинджер. и Фред (2 се­ рии. дети до 16 лет не допускаются) — 9.30, 17.40. Сальвадор (2 серии, дети до 16 лет не допускаются) — 12.00, и Ж 20.10. Ма«\ый зал. Двое ва остроде слез (дети до 16 лет не допускаются) — 16.30, 18.30, 20.30 <УАлиненный). Маугли — 11.00, 14.(», ДКиТ НЛМК, Гол забвт — 18.00. 25 октября/Гулливер я стране вели­ канов — 11.00. Наш адрес: ГСП, 398055, г. Липецк, улица Московская ХСЛСвОНЫ редактора — 25-01-76; ответственного секрета­ ря и отдела спорта — 25-01-45: отдела' комсомоль­ ской ягизни — 25 -01-42: отдела коммунистиче­ ского воспитания — 25-01-78; отдела учащейся молодежи — 25-01-57: отдела писем — 25-01-05; фотокорреспондента — 25-01 -87. Типография «Ленинское знамя». Липецк, улица Московская, 83. Тираж 46000. Печать высокая. Объем 1 п. я. АЭ 72560 Зак. № 5127.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz