Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
29 сентября 1987 г. ЛЕНИНЕЦ .СЕГОДНЯ й ВЙЕРД Что вы ожидаете от нового театрального сезона? На этот вопрос мы попросили ответить наших собеседни ков: заведующую литературной частью театра Г. Кова ленко, актеров В. Бражник и П. Тямушева. г Г. КОВАЛЕНКО: — Открытие сезона — всегда праздник. И принято желать в такие дни всего са мого лучшего. Но мне хо чется , обращаясь к актерам И зрителям, сказать словами Антона Павловича Чехова о том, что «искусство, осо бенно сцена —- это область, где нельзя ходить, не споты каясь. Впереди еще много неудачных дней и целых не удачных сезонов: будут И большие недоразумения, и широкие разочарования, — ко всему этому надо быть готовым". Надо этого ждать, И, несмотря ни на что, упор- ио, фантастически гнуть свою линию>. Именно чеховским спек таклем «Бенефис .сегодня и вчера» начнется — уже по традиции — .наш новый се зон. Мы хотим пригласить с нами зрите.чей как бы на сто лет назад. Восстанавли вая на сцене атмосферу ста рого русского театра с его традициями и спецификой, режиссер В. Пахомов и художник А. Нестеров об ратились к исследованию се годняшних очень узнавае мых проблем. На одной из ' репетиций «Бенефиса» кто-то подме тил, что спектакль — о на шей перестройке. ' В «Юби лее» — в этой чеховской шутке — встают, в общем- то, нешуточные проблемы: -очковтирательство, показу ха, двойная мораль, именно, те социальные язвы, от.кото- рых пытаемся все мы исце лить наше общество. Не секрет, ско.лько еще мещанских свадеб играется на Руси. С широким разма хом, ,с пупсиками на маши нах, с престижными «сва- дебны.ми генералами». . Со всем тем, о чем сто лет на зад Антон Павлович описал в своей «Свадьбе». К этой теме обращались многие- дра матурги и писатели. Вспом ним Зощенко. Маяковского. Недавно на сцены страны вышла пьеса А. Галина «Та мада». И еще одна маленькая пьеса Чехова вошла в наш «Бенефис» — «Лебединая песня», — пьеса о судьбе актера. Непростые вопро сы ставит она. Кто такой ар тист? Паяц или художник? Эту тему 6 взаимодействии зрителя и артиста театр уже не раз затрагивал в своих работах. Вспомните «Чай ку», «Два сюжета для муж чин...». Вслед за пре.мьерой спек такля «Бенефис сегодня и вчера» мы пригласили зри телей на сказку «Про Федо- та-стрельца, удалого* молод ца», написанную известным артистом театфа . и кино Л. Филатовым. Эта сказка, как писал Эк зюпери, «для всех детей и только для очень умных взрослых». Острая, иронич- -ная, она расскажет вам не только о делах «давно ми нувших. дней». В ней проб лемы и нашего шитья-бытья. Поэтому мы приглашаем в театр прийти на сказку всех пап, мам вместе со своими детьми. Как подарок к 70-летию Великого Октября мы пла нируем выпуск необычной премьеры. По ранним .про изведениям В. Лавренева режиссер И. Райхельгауз осуществляет постановку оперы для драматического театра «Время любить и время ненавидеть». Музыку написал известный совет ский режиссер А. Васильев, ЭХОГАСТРОЛЬНОГОЛЕТА в Липецком облдрамтеатре им. Л. Н. Толстого 2 октября открываете^ новый 67-й сезон стихи в спектакле М. Цвета евой. Помогать в постановке музыкальной части спектак ля к нам приедет руководи тель русского фольклорно го ансамбля Дмитрий По кровский. Я рассказала о ближай ших премьерах на нашей сцене. Скоро соберется ху дожественный совет театра, на которо.м решатся вопро сы будущих постановок. В. БРАЖНИК : Для каждого артиста новый театральный сезон на чинается с он^ндания новых ролей. В этом, случае для ме ня он станет радостным — ■ наконец-то. я буду играть в чеховской «Свадьбе». Роль у меня характерная. Я очень долго ягдала встречи с ,Ч е - ’ Ховым, и это осуществилось. Как всегда, с удовольст вием буду играть для юных' зрителей. Для них театр под готовил спектакль по сказке Л. Филатова, в котором я занята в роли Маруси. Свободное время, как и в прошлых сезонах, буду по свящать общественной ра боте. Мы уже сейчас начи наем готовиться к неделе «Театр и дети». Шду такж е; встреч с вос питанниками Детского дома. П. ТЯМУШЕВ: — В последние годы наш театр, исследуя творчество А. П. Чехова, ставил перед зрителями эстетические и нравственные задачи. Пусть и в новом сезоне с нашей сцены не сходят Красоса и Добро. Справедливость и Честь'. Любовь и Счастье. Мне тоже посчастливилось быть занятым в чеховских спектаклях: играю в водеви ле «Свадьба», в «Лебединой песне». Репетирую роль ге нерала в сказке Л. Филато ва «Про. Федота-стрель- ца, удалого молодца». Очень хочется, чтобы р а боты .эти понравились . и взрослому зрителю, и дет скому. А мы, актеры, будем делать для этого все. Мне очень близки слова моего героя Светловидова; «Где искусство, где талант, нет ни старости, ни одино чества, ни болезней, и сама смерть вполовину». ИРИНА ФЕДОРЕНКО: «Буду искать!» Минувший сезон для молодой актрисы Ирины Федо- решео был насыщенным. Она сыграла большие роли в двух спектаклях — «Вея надежда» й «Звезды на утрен нем небе». Скоро театральная рампа вновь зажжет свои магические огни. Новый сезон откроется премьерой по пьесам Чехова «Бенефис сегодня и вчева». В этом спектакле зрители тоже встретятся с И. Федоренко. Мы попросили актрису по делиться своими впечатле ниями о минувшем театраль ном сезоне. — Оба спектакля, в кото рых я сыграла, очень заост ренные, гротескные. Роль Надежды в пьесе М. Рощина мне долго не удавалась. .Ка залось, на репетициях я все делаю так, как хочет этого режиссер, а в результате ни чего не выходило. Мне всегда нужен для по нимания роли какой-то эмо циональный . толчок. И ■как нам всем повезло, что на эк раны вышел фильм «Легко ли быть молодым?». Он стал для меня поводом, «зацеп кой» что ли... Ведь по сути и наши спектакли, и этот документальный фильм . о сложкостях ■ духовного, нравственного становления современной молодежи. О роли Марии в спектак ле по пьесе А. Га.лина «Звез ды на утреннем небе» могу пока сказать только одно: роль не удалась. Сейчас в газетах появляются ста тьи о «ночных бабочках», но вот «эмоционального толчка» для понимания моей героини я пока еще не по чувствовала. Буду работать, искать. Каи ни странно, но на гастролях в Вильнюсе этот спектакль литовские зрители и критики принима ли хорошо. Впервые этой весной я по бывала в Мелихове и была непосредственной . участни цей «Мелиховской весны». Прежде я там никогда не была, поэтому этот чехов ский УГО.ТОК интересовал ме ня и как музей. Но там бы ло столько людей, и . я так волновалась перед спектак лем, что впечатления от этой поездки до сих пор дробят ся. как цветная мозаика. Я рада, что играю в пьесе А. П. Чехова, рада, что ре петирую с В. М. Пахомовым. Этот режиссер во время ра боты над спектаклем дает свободу. Он верит в меня как в актрису (если берет в спектакль, значит, уже ве рит),- А это. по 1 ка.яуй, самое главное. Вера придает силы. И. ЛЕОНИДОВА. Ирина Федоренко в спек такле «Бенефнс сегодня в вчера». Рис. И. Чемяйшюй. «Режиссер В. Пахомов, глубоко понимая роль классики в театре,' е предельным уважением отно сится к ней, относится почтитель но, осторожно, чутко. Он избега ет сценических эффектов и скромными средствами создает психологически глубоко обосно ванный, тонкий, впечатляющий спектакль («Последние» . М. Горь кого). Раскрытию идеи постановки подчинена вся сценография ху дожников О. Твардовской и В. Макушенко, Сегодня, когда в нашем обще стве идет процесс демократиза ции, пьеса великого пролетарско го писателя, открывающая в .ре альной полноте целый мир, це лый характерный строй жизни, звучит по-особому злободневно. Этому звучанию способствует и спектакль липчан, вырастающий из познания жизненного смысла пьесы Горького, из постижения его творческого мира. Спектакль, нелегкий для вос приятия, требующий предельного напряжения мыслей и чувств, с глубоким интересом был принят зрителями. А ап.лодисменты стали проявлением благодарности за возможность глубже заглянуть в мир Горького, проникнуться его болью за искалеченные челове ческие жизни, за возможность насладиться Театром, работаю щим в лучших традициях русско го сценического искусства». («Советская Литва», 27 августа 1987 года). ^ ^ «Театр-спектакль за сиектак- лем «проявляет, высказывает правду», исследует проблемы, се годня волнующие зрителя, вовле-, кает его в доверительный разго вор. По душе ли вам это, нет ли,- но приходится сознавать, что ис следуемый театром духовный мир человека не столь уж и богат, не столь уж и духовен. Мы слишком долго старались эти изъяны не замечать, полагаясь на то, что со временем все пройдет, все об разуется, что плохое само по. се бе отлипнет от нас, ибо оно — чуждое нам, досталось-де по на следству от прошлого. Конечно же, и. поэтому еще нелегко нам сейчас перестраиваться, другими глазами смотреть на себя со стороны. И Липецкий театр, мы в этом убедились,, смело ринулся в бой за нового человека. А в таком бою самое, действенное оружие — современная драматургия. Были, конечно, и упреки в ад рес театра за то, что приехал он на гастроли только с одним клас сическим произведением — воде вилем «Пять пудов любви». В ка- кой-то степени такой упрек спра ведлив. Чеховский спектакль ар тисты вчера сыграли превосход но. Тем самым они показали, что театру по силам самые серьезные классические произведения». («Советская Чувашия», 29 ию.ля 1987 года). * * * «Спектакли интереснейшего, творчески мобильного коллекти ва отмечены зрелым вторжением в проблемы духовного состояния нашего общества, тонким психо логизмом режиссерской и актер ской мысли, культурой и остро той сценической формы, искрен ним доверительным отношени ем к зрителю. Эстетические возможности лю бого театра наиболее тонко рас крываются в классическом ре пертуаре. С этой позиции речь пойдет о сценической версии пье сы А. М. Горького“'«Последние». Современность классики, связь ее с. ньтаешяим временем много мерна, непредсказуема. Вопрос гимназиста Петра Коломийцева своему отцу: честный ли он чело век, надо ли оправдывать и за щищать сыновьям все, что сдела но отцами, обращен, прежде все го, к зрителям. Художник обост ренного чутья, В. Пахомов высве чивает в спектакле сквозную те му — разрушение личности в от^ ветственнейший момент самооп ределения». («Вечерние новости», Вильнюс, 24 августа 1987 года). * # * «...В «Дяде Ване» липчан все персонажи значительны и привле кают наполненностью свежей и живой художественной мысли, развиваемой в полном соответст вии с параметрами чеховского образного мира. Спектакль гостей импонирует исполнительской скромностью, интеллигентностью, культурой сценического общения. Несмотря на то, что каждый образ чуточку обособлен, ансамбль складывается как-то сам собой, непринужден но, без указующего перста. Грустный аромат осенних роз (пусть они на сцене искусствен ные) в букете, собранном дядей Ваней для Елены Андреевны, ка жется растворенным в ненужных словах неизбежных финальных расставаний. А покидая сцену, каждый герой уносит с собой ча стицу зрительской признательг ности ^ за узнаваемость его, за предоставленную нам возможность любых сопоставлений. («Советская Литва», 6 августа 1987 года). «Ждем новых встреч!» Этим летом мне посчастливи лось познакомиться с Липецким областным театром имени Л. Н. Толстого. Я подчеркиваю — по счастливилось, ибо знакомство это доставило огромное удовольствие. Посланцы из Липецка оказались талантливым коллективом, отли чающимся взыскательным вку сом, решающим средствами те атра важные и сложные пробле- Ш) 1 , несущим в массы высокую культуру театра. А это, к сожа лению, не так часто видим в других гастролирующих театрах в нашем городе. Липецкой труппе было нелегко начинать у нас гастроли сразу после Московского театра Сати ры, во надо честно сознаться; спектакли липчан во многом по казались интереснее. Не было пре словутого желания заигрывать со зрителем. 1 Особо хочется сказать о высо ком мастерстве главного режис сера В. М. Пахомова, которого от личает не только профессиона лизм в режиссуре, а в требова тельность, огромное человеческое отношение к актеру как к лич ности, Отсюда и успех спектак лей. И хочется верить, что мы еще не раз встретимся на сценических площадках Вильнюса с этим ин тересным театром, С ЛУШКИНА, искусствовед. Т. Вильнюс.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz