Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

29 сентября 1987 г. ЛЕНИНЕЦ .СЕГОДНЯ й ВЙЕРД Что вы ожидаете от нового театрального сезона? На этот вопрос мы попросили ответить наших собеседни­ ков: заведующую литературной частью театра Г. Кова­ ленко, актеров В. Бражник и П. Тямушева. г Г. КОВАЛЕНКО: — Открытие сезона — всегда праздник. И принято желать в такие дни всего са­ мого лучшего. Но мне хо­ чется , обращаясь к актерам И зрителям, сказать словами Антона Павловича Чехова о том, что «искусство, осо­ бенно сцена —- это область, где нельзя ходить, не споты­ каясь. Впереди еще много неудачных дней и целых не­ удачных сезонов: будут И большие недоразумения, и широкие разочарования, — ко всему этому надо быть готовым". Надо этого ждать, И, несмотря ни на что, упор- ио, фантастически гнуть свою линию>. Именно чеховским спек­ таклем «Бенефис .сегодня и вчера» начнется — уже по традиции — .наш новый се­ зон. Мы хотим пригласить с нами зрите.чей как бы на сто лет назад. Восстанавли­ вая на сцене атмосферу ста­ рого русского театра с его традициями и спецификой, режиссер В. Пахомов и художник А. Нестеров об­ ратились к исследованию се­ годняшних очень узнавае­ мых проблем. На одной из ' репетиций «Бенефиса» кто-то подме­ тил, что спектакль — о на­ шей перестройке. ' В «Юби­ лее» — в этой чеховской шутке — встают, в общем- то, нешуточные проблемы: -очковтирательство, показу­ ха, двойная мораль, именно, те социальные язвы, от.кото- рых пытаемся все мы исце­ лить наше общество. Не секрет, ско.лько еще мещанских свадеб играется на Руси. С широким разма­ хом, ,с пупсиками на маши­ нах, с престижными «сва- дебны.ми генералами». . Со всем тем, о чем сто лет на­ зад Антон Павлович описал в своей «Свадьбе». К этой теме обращались многие- дра­ матурги и писатели. Вспом­ ним Зощенко. Маяковского. Недавно на сцены страны вышла пьеса А. Галина «Та­ мада». И еще одна маленькая пьеса Чехова вошла в наш «Бенефис» — «Лебединая песня», — пьеса о судьбе актера. Непростые вопро­ сы ставит она. Кто такой ар­ тист? Паяц или художник? Эту тему 6 взаимодействии зрителя и артиста театр уже не раз затрагивал в своих работах. Вспомните «Чай­ ку», «Два сюжета для муж­ чин...». Вслед за пре.мьерой спек­ такля «Бенефис сегодня и вчера» мы пригласили зри­ телей на сказку «Про Федо- та-стрельца, удалого* молод­ ца», написанную известным артистом театфа . и кино Л. Филатовым. Эта сказка, как писал Эк­ зюпери, «для всех детей и только для очень умных взрослых». Острая, иронич- -ная, она расскажет вам не только о делах «давно ми­ нувших. дней». В ней проб­ лемы и нашего шитья-бытья. Поэтому мы приглашаем в театр прийти на сказку всех пап, мам вместе со своими детьми. Как подарок к 70-летию Великого Октября мы пла­ нируем выпуск необычной премьеры. По ранним .про­ изведениям В. Лавренева режиссер И. Райхельгауз осуществляет постановку оперы для драматического театра «Время любить и время ненавидеть». Музыку написал известный совет­ ский режиссер А. Васильев, ЭХОГАСТРОЛЬНОГОЛЕТА в Липецком облдрамтеатре им. Л. Н. Толстого 2 октября открываете^ новый 67-й сезон стихи в спектакле М. Цвета­ евой. Помогать в постановке музыкальной части спектак­ ля к нам приедет руководи­ тель русского фольклорно­ го ансамбля Дмитрий По­ кровский. Я рассказала о ближай­ ших премьерах на нашей сцене. Скоро соберется ху­ дожественный совет театра, на которо.м решатся вопро­ сы будущих постановок. В. БРАЖНИК : Для каждого артиста новый театральный сезон на­ чинается с он^ндания новых ролей. В этом, случае для ме­ ня он станет радостным — ■ наконец-то. я буду играть в чеховской «Свадьбе». Роль у меня характерная. Я очень долго ягдала встречи с ,Ч е - ’ Ховым, и это осуществилось. Как всегда, с удовольст­ вием буду играть для юных' зрителей. Для них театр под­ готовил спектакль по сказке Л. Филатова, в котором я занята в роли Маруси. Свободное время, как и в прошлых сезонах, буду по­ свящать общественной ра­ боте. Мы уже сейчас начи­ наем готовиться к неделе «Театр и дети». Шду такж е; встреч с вос­ питанниками Детского дома. П. ТЯМУШЕВ: — В последние годы наш театр, исследуя творчество А. П. Чехова, ставил перед зрителями эстетические и нравственные задачи. Пусть и в новом сезоне с нашей сцены не сходят Красоса и Добро. Справедливость и Честь'. Любовь и Счастье. Мне тоже посчастливилось быть занятым в чеховских спектаклях: играю в водеви­ ле «Свадьба», в «Лебединой песне». Репетирую роль ге­ нерала в сказке Л. Филато­ ва «Про. Федота-стрель- ца, удалого молодца». Очень хочется, чтобы р а ­ боты .эти понравились . и взрослому зрителю, и дет­ скому. А мы, актеры, будем делать для этого все. Мне очень близки слова моего героя Светловидова; «Где искусство, где талант, нет ни старости, ни одино­ чества, ни болезней, и сама смерть вполовину». ИРИНА ФЕДОРЕНКО: «Буду искать!» Минувший сезон для молодой актрисы Ирины Федо- решео был насыщенным. Она сыграла большие роли в двух спектаклях — «Вея надежда» й «Звезды на утрен­ нем небе». Скоро театральная рампа вновь зажжет свои магические огни. Новый сезон откроется премьерой по пьесам Чехова «Бенефис сегодня и вчева». В этом спектакле зрители тоже встретятся с И. Федоренко. Мы попросили актрису по­ делиться своими впечатле­ ниями о минувшем театраль­ ном сезоне. — Оба спектакля, в кото­ рых я сыграла, очень заост­ ренные, гротескные. Роль Надежды в пьесе М. Рощина мне долго не удавалась. .Ка­ залось, на репетициях я все делаю так, как хочет этого режиссер, а в результате ни­ чего не выходило. Мне всегда нужен для по­ нимания роли какой-то эмо­ циональный . толчок. И ■как нам всем повезло, что на эк­ раны вышел фильм «Легко ли быть молодым?». Он стал для меня поводом, «зацеп­ кой» что ли... Ведь по сути и наши спектакли, и этот документальный фильм . о сложкостях ■ духовного, нравственного становления современной молодежи. О роли Марии в спектак­ ле по пьесе А. Га.лина «Звез­ ды на утреннем небе» могу пока сказать только одно: роль не удалась. Сейчас в газетах появляются ста­ тьи о «ночных бабочках», но вот «эмоционального толчка» для понимания моей героини я пока еще не по­ чувствовала. Буду работать, искать. Каи ни странно, но на гастролях в Вильнюсе этот спектакль литовские зрители и критики принима­ ли хорошо. Впервые этой весной я по­ бывала в Мелихове и была непосредственной . участни­ цей «Мелиховской весны». Прежде я там никогда не была, поэтому этот чехов­ ский УГО.ТОК интересовал ме­ ня и как музей. Но там бы­ ло столько людей, и . я так волновалась перед спектак­ лем, что впечатления от этой поездки до сих пор дробят­ ся. как цветная мозаика. Я рада, что играю в пьесе А. П. Чехова, рада, что ре­ петирую с В. М. Пахомовым. Этот режиссер во время ра­ боты над спектаклем дает свободу. Он верит в меня как в актрису (если берет в спектакль, значит, уже ве­ рит),- А это. по 1 ка.яуй, самое главное. Вера придает силы. И. ЛЕОНИДОВА. Ирина Федоренко в спек­ такле «Бенефнс сегодня в вчера». Рис. И. Чемяйшюй. «Режиссер В. Пахомов, глубоко понимая роль классики в театре,' е предельным уважением отно­ сится к ней, относится почтитель­ но, осторожно, чутко. Он избега­ ет сценических эффектов и скромными средствами создает психологически глубоко обосно­ ванный, тонкий, впечатляющий спектакль («Последние» . М. Горь­ кого). Раскрытию идеи постановки подчинена вся сценография ху­ дожников О. Твардовской и В. Макушенко, Сегодня, когда в нашем обще­ стве идет процесс демократиза­ ции, пьеса великого пролетарско­ го писателя, открывающая в .ре­ альной полноте целый мир, це­ лый характерный строй жизни, звучит по-особому злободневно. Этому звучанию способствует и спектакль липчан, вырастающий из познания жизненного смысла пьесы Горького, из постижения его творческого мира. Спектакль, нелегкий для вос­ приятия, требующий предельного напряжения мыслей и чувств, с глубоким интересом был принят зрителями. А ап.лодисменты стали проявлением благодарности за возможность глубже заглянуть в мир Горького, проникнуться его болью за искалеченные челове­ ческие жизни, за возможность насладиться Театром, работаю­ щим в лучших традициях русско­ го сценического искусства». («Советская Литва», 27 августа 1987 года). ^ ^ «Театр-спектакль за сиектак- лем «проявляет, высказывает правду», исследует проблемы, се­ годня волнующие зрителя, вовле-, кает его в доверительный разго­ вор. По душе ли вам это, нет ли,- но приходится сознавать, что ис­ следуемый театром духовный мир человека не столь уж и богат, не столь уж и духовен. Мы слишком долго старались эти изъяны не замечать, полагаясь на то, что со временем все пройдет, все об­ разуется, что плохое само по. се­ бе отлипнет от нас, ибо оно — чуждое нам, досталось-де по на­ следству от прошлого. Конечно же, и. поэтому еще нелегко нам сейчас перестраиваться, другими глазами смотреть на себя со стороны. И Липецкий театр, мы в этом убедились,, смело ринулся в бой за нового человека. А в таком бою самое, действенное оружие — современная драматургия. Были, конечно, и упреки в ад­ рес театра за то, что приехал он на гастроли только с одним клас­ сическим произведением — воде­ вилем «Пять пудов любви». В ка- кой-то степени такой упрек спра­ ведлив. Чеховский спектакль ар­ тисты вчера сыграли превосход­ но. Тем самым они показали, что театру по силам самые серьезные классические произведения». («Советская Чувашия», 29 ию.ля 1987 года). * * * «Спектакли интереснейшего, творчески мобильного коллекти­ ва отмечены зрелым вторжением в проблемы духовного состояния нашего общества, тонким психо­ логизмом режиссерской и актер­ ской мысли, культурой и остро­ той сценической формы, искрен­ ним доверительным отношени­ ем к зрителю. Эстетические возможности лю­ бого театра наиболее тонко рас­ крываются в классическом ре­ пертуаре. С этой позиции речь пойдет о сценической версии пье­ сы А. М. Горького“'«Последние». Современность классики, связь ее с. ньтаешяим временем много­ мерна, непредсказуема. Вопрос гимназиста Петра Коломийцева своему отцу: честный ли он чело­ век, надо ли оправдывать и за­ щищать сыновьям все, что сдела­ но отцами, обращен, прежде все­ го, к зрителям. Художник обост­ ренного чутья, В. Пахомов высве­ чивает в спектакле сквозную те­ му — разрушение личности в от^ ветственнейший момент самооп­ ределения». («Вечерние новости», Вильнюс, 24 августа 1987 года). * # * «...В «Дяде Ване» липчан все персонажи значительны и привле­ кают наполненностью свежей и живой художественной мысли, развиваемой в полном соответст­ вии с параметрами чеховского образного мира. Спектакль гостей импонирует исполнительской скромностью, интеллигентностью, культурой сценического общения. Несмотря на то, что каждый образ чуточку обособлен, ансамбль складывается как-то сам собой, непринужден­ но, без указующего перста. Грустный аромат осенних роз (пусть они на сцене искусствен­ ные) в букете, собранном дядей Ваней для Елены Андреевны, ка­ жется растворенным в ненужных словах неизбежных финальных расставаний. А покидая сцену, каждый герой уносит с собой ча­ стицу зрительской признательг ности ^ за узнаваемость его, за предоставленную нам возможность любых сопоставлений. («Советская Литва», 6 августа 1987 года). «Ждем новых встреч!» Этим летом мне посчастливи­ лось познакомиться с Липецким областным театром имени Л. Н. Толстого. Я подчеркиваю — по­ счастливилось, ибо знакомство это доставило огромное удовольствие. Посланцы из Липецка оказались талантливым коллективом, отли­ чающимся взыскательным вку­ сом, решающим средствами те­ атра важные и сложные пробле- Ш) 1 , несущим в массы высокую культуру театра. А это, к сожа­ лению, не так часто видим в других гастролирующих театрах в нашем городе. Липецкой труппе было нелегко начинать у нас гастроли сразу после Московского театра Сати­ ры, во надо честно сознаться; спектакли липчан во многом по­ казались интереснее. Не было пре­ словутого желания заигрывать со зрителем. 1 Особо хочется сказать о высо­ ком мастерстве главного режис­ сера В. М. Пахомова, которого от­ личает не только профессиона­ лизм в режиссуре, а в требова­ тельность, огромное человеческое отношение к актеру как к лич­ ности, Отсюда и успех спектак­ лей. И хочется верить, что мы еще не раз встретимся на сценических площадках Вильнюса с этим ин­ тересным театром, С ЛУШКИНА, искусствовед. Т. Вильнюс.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz