Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
2 • ЛЕНИНЕЦ 24 сентября 1987 г. госхБ н аш ей ; ру б ри ки — ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ ДОБРОВ- СКОГО РАЙКОМА' ПАРТИЙ. ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ СССР ВЛАДИМИР ФЕДОРО ВИЧ ТОПОРКОВ. — Еще Паскаль говорил о том, что мы должны благода рить тех, которые указывают вам на наши недостатки. Вэтом отношении вам, Владимир Фе дорович, честно говоря, не по завидуешь: наверное, не каж дый рядовой коммунист рай она может прямо сказать пер вому секретарю о его отрица тельных чертах характера. И все-таки, как вы реагируете На критику подобного рода? И бывает ли она вообще? — А почему вы думаете, что первому секретарю райкома партии не указывают на его аедостатки? Если кого и кри тикуют в районе чаще всего, так это первого секретаря, правда, по большей части — за глаза. Но вот недавно был Яа партийном ообрании в кол хозе имени Свердлова. Дояр ки, выступая, обращались ко йне: прмшгге, обещали нам дорогу п^)оложить? Правы они: не выполнил обещанного. (Сей час в это хозяйство завозят Стройматериалы), На пленуме критиковался стиль работы райкома, а ведь это, в первую (Ьчередь, мое упущение. Надо признать, здесь сло- Зкился некий стереотип: де лать замечания, дескать, дол жно вышестоящее ■начальство. Кому как, а для меня боль нее критика снизу. Но надо иметь в виду, что и критика критике рознь: иной раз ока зывается движущей силой, другой — сродни злопыхатель ству. Иначе как перехлестом это не назовешь. Не заметили, сейчас даже святые понятия начали под вергать критике! В «Новом ми ре», скажем, один из авторов договорился до того, что кол лективизацию мы, якобы, зря проводили! Другое дело — можно спорить о формах, ме тодах коллективизации, . но подвергать ее сомнению?! В жизни ведь все сложнее. Когда мы у себя в районе на чали внедрять коллективный подряд, казалось, все просто: есть люди, техника, организу ем бригаду и... А практически ничего не изменилось, и отно шение к делу осталось преж ним. Лишь со временем при шли к выводу: не многочис ленной бригадой работать на до, а главное, люди в ней обя зательно должны быть близки йо духу! К осмысливаншо всех явле ний нужно подходить диф ференцированно, в том числе и к процессу критики. А так можно, как говорят, до «весе лой жизни» дойти, размахи вая мечом вправо-влево. По натуре своей я оптимист, склонен видеть жизнь по большей части в светлых, а не Я мрачных тонах. — Чтобы судить о других, нужно научиться судить о се бе самом. Как вам кажется, достаточно ля хорошо вы зна ете себя? Нужно ли вам лич но перестраиваться? Помню, на бюро райко ма принимали в партию учи тельницу. Характеристика, вы данная ей, — сверхположи тельная. Спрашиваю ее; а ка кие недостатки присущи вам? Удивилась она такому вопро су, растерялась, а потом уве ренно ответила; «У меня не достатков нет». Обращаюсь к секретарю партийной органи зации: может, вы скажете? «Она у нас хорошая», — под тверждает. Разве бывает так в жизни? Мои недостатки? Порой не сдержан. Иногда — не до кон ца принципиален. А это весь ма .необходимые качества для партийного работника. Если б каждый из нас стойко отстаи вал свои позиции — многое было бы по-другому. Вот ж этом плане мне и на до перестраиваться. — «Самокритика, безуслов- ВО, необходима для всякой живой я жизненЕой партии. Нет ввчего пошлее самодо* вольного оптщ^зма»; де- внвская мысль. )Йожете лй вы ; в унисон ей привкти примеры «слабых» мест в районе? — Пример сегодняшнего дня; -плохо идет уборка сахарной свеклы. Что касается зерно вых, тут тоже мы не на вы соте. Урожайность в этом го ду 23 центнера, ждали — 25. Но мы-то знаем .— способны на большее! Много социальных проб лем. Одна из них глобальная — стареют села. Не каждая семья обеспечена отдельным жильем. Не во всех селах бла- , .кртсдае !тарге .^ ! д^'мают,; :что ■еощ вми Нрйне|а|ена'; 'ле-‘ нинская цитата, это уже боль шой плюс. Особо это касается препо давателей точных наук. Мо гут возразить: математика и— Ленин? Физика -и — Ленин? Но давайте не забывать, что мы воспитываем материали стов, И 1 ®к на таких уроках можно обходиться, например, без ленинского определения материи? А в институтах? Знаю, не которым студентам кажется достаточным переписать чу- Мф 1 , с «писательством» покон чено. Но считал, что журиа- . листская практика пригодит ся в партийной работе. Потом тяжело заболел. Тогда и взял ся за перо серьезно. Конечно, сказывался восьмилётний пе- -рерьщ. Но, наверное, это был период переключения с га зетного языка на стиль худо жественной литературы. Л процесс этот сложный. — Что вы можете сказать о вашей биографии? — Обычная биография пос левоенного поколения. Отец, офицер, погиб на фронте. Жи- Октябрь в моей судьбе гополучно е топливом. В за пущенном состоянии медици на. Строим участковую боль ницу в колхозе имени XXII партсъезда. Но каким обра зом? Честно скажу) идем на некоторые нарушения: в про ектных ■документах это зда ние обозначено как общежи тие, ведь чтобы колхоз сам смог решить все вопросы по строительству больницы, по требовалось бы немало лет. — Недавно у Ленина прочи тала: «Гласность есть меч, ко торый сам исцеляет нанесен- - вые им раны», —^'и в который раз поразилась:' как это мет ко, образно и как современно! Как часто вы открываете кни ги Лёвнна? Спрашиваю об этом потому, что во многих кабинетах партийных и совет ских работников можно видеть полное собрание сочинений вождя. Но ленинские тома могут и просто стоять в шка фу-- — Постоянно перечитываю Ленина уже потому,, что учусь в Академии общественных на ук. Но если бы и не это, мне трудно представить, как пар тийные работники могут не обращаться к Ленину! Помню, по молодости (некоторое вре мя работал первым секрета рем райкома комсомола), ког да надо было подготовить вы ступление или доклад, са жусь, бывало, обкладываюсь всевозможными бумагами и инструкциями, и «сочиняю». А как-то открыл том Ленина, стал глубже вчитываться: как все просто, ясно и насущно. И все же надо признать, Ленина мы изучаем плохо. Во- первых, потому что в школе не приучают серьезно рабо тать с ленинским наследием. Очень многое упрощается. Не- жой конспект с работами Ле нина, прочитать популярную брошюру и все, считают, со- нрикосновение с первоисточ ником состоялось. Опасная тенденция! Ленина надо чи тать в подлиннике, читать всю жизнь. Я не сторонник конс пектирования, но если уж де лаешь это, то так, как Эн гельс: его конспект «Капита ла» был больше, чем сам пер воисточник. Разве отвечают уровню се годняшние пропагандистские кадры? А в чем причина? Под бираем их чаще всего по ан кетным данным: Иванова высшее образование, он и бу дет пропагандистом. А я вам скажу: Иванов этот от обще ственных: наук в институте бе гом бежал. Считаю, система политпро свещения у нас слишком гро моздкая. Особая «доблесть» — охватить как можно большее количество людей. А тут как раз-таки и надо пользоваться ленинской формулировкой: лучше меньше, да лучше. ...И приносит мне на под* пись завпарткабинетом отчет о политучебе на 39 страни цах. Зачем? Кому это надо? — Владимир Федорович, на шим читателям вы внтереснь! не только как руководитель районной партийной органи зации. Как вам удается совме щать труд писательский и партнйн)'ю работу? — Наверное, одно делаю в ущерб другому? Но пишу толь ко в отпуске. Это вовсе не оз начает, что на 11 месяцев го лова отключается от писа тельских проблем. 12 лет отдано журналисти ке, из них восемь дет был ре дактором районной газеты. Так вот, ког ^^1 ; ^ е л из газеты, ду ли, как и все в деревне, труд но. Мама воспитывала нас вдвоем с сестрой. После шко лы пошел работать в рёдак- цшо. Учиться дальше сразу не мог; не на что было. Позже окончил заочно сельскохозяй ственный техникум, педин ститут. — Одни из гнроев вашего рассказа «В гостях у памяти», побывав в деревушке, где он родился, мечтает поставить там мраморную плиту с иад,- пнсью: .«Люди, помните: здесь- жили люди». «Может, и не поймут меня дети, — размыш ляет герой,—но что-то делать надо». Вот это «что-то делать»— ваше обращение ко всем, кого волн>'ют вымирающие дерев ни? Или вы знаетбд что де лать надо? — Вымирающие деревни -т боль моя. Если закрывают . школу. — это уже все, дерев ня умрет. Так случилось и с моим родным Троицким — ис чезла после войны за, какой- то .десяток лет. И остался там сейчас родник, который тоже уже затянут... Что делать? Можно ли в этом случае говорить. р каких- то готовых рецептах? Твердо уверен в одном: нам нужно облегчать . деревенский труд. Раньше говорили: убегает мо лодежь из села, потому что клуба там нет. Построили клуб. Нашли еще причину: ас фальт до города не протянут. Но вот автобусы стали курси ровать. И в этих автобусах еще больше уезжает молоде жи. Дома построили, а в них, бывает и так, жить некому. Все надо делать в комплек се. А главное, еще раз повто ряю, облегчать и облегчать сельский труд, повышать про- ; •изводительнрсть тру^а на се- ! ле . Мы создаем.^космические корабли, а кукурузу убирать нечем! Комбайны гомельского ' производства, к примеру, раз валиваются уже на первом ки лометре. Другой вопрос — нужно ли всем оставаться в селе? Ко нечно, нет: один должен быть физиком, кто-то — лириком. Да и надобности нет всем ~ классом идти в поле. Там, где раньше необходимы были 20 комбайнов, сегодня справля ются всего пять. Мы недавно подсчитали — за последние два года в рай оне закрепилось 370 выпуск ников школ (имеются в виду и те, кто поехал учиться по на правлениям , от хозяйств), с точки зрения статистики циф ра вроде бы неутешительная — третья часть от общего числа выпускников. .Но тен денция развития района уже наблюдается. Несомненно, большую роль играет решение социальных вопросов: не бу дем забывать, мир материален. Жаль только, что утрачива ют деревни свои традиции. Каждое село раньше слави лось чем-то своим, чего не было в другом. И почти в каждом собирались со всей округа гармонисты, соревно вались в умении играть, а дев чата лихо плясали. Потом про изошло и в деревне расслое ние. С того времени, когда мы зарплату ввели, а пропаганди стские силы оказались не го товы к этому явлению. Не подготовили сознание людей вг'тому, как жить, вести себя а обеспеченном обществе. ^ После войны, помню, мод- ными были вельветовые курт- Я ки, если она у тебя есть — ^ ты богатый человек, а кто на «подступах» к ней — бедный. Но порождало ли это чувство черной зависти? Меня поражает, что люди . ' сейчас стали реже ходить ,в гости друг к другу, исходя из принципа: у приятеля три ков ра, а у нас только один; вот когда наверстаем... Многое упущено в воспита- И как'.ни горестно созна вать, наблюдается утрата чув- . ства малой родины. А без этого человек ущербен. Но тем не менее, ^тзеряю вас, рано или поздно, к зрело сти или к старости потреб ность в этом чувстве станет более ощутимой, будет не да вать покоя, И придут длинные ночи-размышления, и ты по неволе начнешь ворошить па- Горе, ес.\и такая ностальгия явится слишком поздно... — Когда вы были в послед ний раз на том месте, где на- ходилась ваша деревня? — Весной этого года. — Владимир Федорович, рас- ' скажите о вашей семье и о том, как относятся к вашей чрезмерной занятости домаш- ийе? — Семья большая, из вось ми человек. Двое сыновей .— младший служит в армии, двое внуков. Как относятся? Кри тикуют за то, что постоянно нет дома. Но все мои радости ,и неудачи переживают вместе со мной. В газетах первым де лом смотрят на СВОДКИ- — ка кое нынче место по области занимает район. Если не в пе редовиках — стало быть, и дома критика, «снизу». Мама из-за плохого зрения газеты .читать уже не может, но. не давно- прихожу с работы, она тут же: «Ругали тебя по обла стному. радио, свеклу плохо возишь,.,». — Как вы могли бы продол жить изречение великого Толстого: «Плохо, если у че- '^_ ^ ловека нет чего-нибудь тако го, за что он готов умереть»? — Есть такие человеческие понятия, которые бесценны, за которые можно воевать, за ко торые можно умереть. Это — Честность. Это — Правда. Интервью вела О. ТЕПЛОВА. Рис. и. Чемякиной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz