Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

2 • ЛЕНИНЕЦ 24 сентября 1987 г. госхБ н аш ей ; ру б ри ки — ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ ДОБРОВ- СКОГО РАЙКОМА' ПАРТИЙ. ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ СССР ВЛАДИМИР ФЕДОРО­ ВИЧ ТОПОРКОВ. — Еще Паскаль говорил о том, что мы должны благода­ рить тех, которые указывают вам на наши недостатки. Вэтом отношении вам, Владимир Фе­ дорович, честно говоря, не по­ завидуешь: наверное, не каж­ дый рядовой коммунист рай­ она может прямо сказать пер­ вому секретарю о его отрица­ тельных чертах характера. И все-таки, как вы реагируете На критику подобного рода? И бывает ли она вообще? — А почему вы думаете, что первому секретарю райкома партии не указывают на его аедостатки? Если кого и кри­ тикуют в районе чаще всего, так это первого секретаря, правда, по большей части — за глаза. Но вот недавно был Яа партийном ообрании в кол­ хозе имени Свердлова. Дояр­ ки, выступая, обращались ко йне: прмшгге, обещали нам дорогу п^)оложить? Правы они: не выполнил обещанного. (Сей­ час в это хозяйство завозят Стройматериалы), На пленуме критиковался стиль работы райкома, а ведь это, в первую (Ьчередь, мое упущение. Надо признать, здесь сло- Зкился некий стереотип: де­ лать замечания, дескать, дол­ жно вышестоящее ■начальство. Кому как, а для меня боль­ нее критика снизу. Но надо иметь в виду, что и критика критике рознь: иной раз ока­ зывается движущей силой, другой — сродни злопыхатель­ ству. Иначе как перехлестом это не назовешь. Не заметили, сейчас даже святые понятия начали под­ вергать критике! В «Новом ми­ ре», скажем, один из авторов договорился до того, что кол­ лективизацию мы, якобы, зря проводили! Другое дело — можно спорить о формах, ме­ тодах коллективизации, . но подвергать ее сомнению?! В жизни ведь все сложнее. Когда мы у себя в районе на­ чали внедрять коллективный подряд, казалось, все просто: есть люди, техника, организу­ ем бригаду и... А практически ничего не изменилось, и отно­ шение к делу осталось преж­ ним. Лишь со временем при­ шли к выводу: не многочис­ ленной бригадой работать на­ до, а главное, люди в ней обя­ зательно должны быть близки йо духу! К осмысливаншо всех явле­ ний нужно подходить диф­ ференцированно, в том числе и к процессу критики. А так можно, как говорят, до «весе­ лой жизни» дойти, размахи­ вая мечом вправо-влево. По натуре своей я оптимист, склонен видеть жизнь по большей части в светлых, а не Я мрачных тонах. — Чтобы судить о других, нужно научиться судить о се­ бе самом. Как вам кажется, достаточно ля хорошо вы зна­ ете себя? Нужно ли вам лич­ но перестраиваться? Помню, на бюро райко­ ма принимали в партию учи­ тельницу. Характеристика, вы­ данная ей, — сверхположи­ тельная. Спрашиваю ее; а ка­ кие недостатки присущи вам? Удивилась она такому вопро­ су, растерялась, а потом уве­ ренно ответила; «У меня не­ достатков нет». Обращаюсь к секретарю партийной органи­ зации: может, вы скажете? «Она у нас хорошая», — под­ тверждает. Разве бывает так в жизни? Мои недостатки? Порой не­ сдержан. Иногда — не до кон­ ца принципиален. А это весь­ ма .необходимые качества для партийного работника. Если б каждый из нас стойко отстаи­ вал свои позиции — многое было бы по-другому. Вот ж этом плане мне и на­ до перестраиваться. — «Самокритика, безуслов- ВО, необходима для всякой живой я жизненЕой партии. Нет ввчего пошлее самодо* вольного оптщ^зма»; де- внвская мысль. )Йожете лй вы ; в унисон ей привкти примеры «слабых» мест в районе? — Пример сегодняшнего дня; -плохо идет уборка сахарной свеклы. Что касается зерно­ вых, тут тоже мы не на вы­ соте. Урожайность в этом го­ ду 23 центнера, ждали — 25. Но мы-то знаем .— способны на большее! Много социальных проб­ лем. Одна из них глобальная — стареют села. Не каждая семья обеспечена отдельным жильем. Не во всех селах бла- , .кртсдае !тарге .^ ! д^'мают,; :что ■еощ вми Нрйне|а|ена'; 'ле-‘ нинская цитата, это уже боль­ шой плюс. Особо это касается препо­ давателей точных наук. Мо­ гут возразить: математика и— Ленин? Физика -и — Ленин? Но давайте не забывать, что мы воспитываем материали­ стов, И 1 ®к на таких уроках можно обходиться, например, без ленинского определения материи? А в институтах? Знаю, не­ которым студентам кажется достаточным переписать чу- Мф 1 , с «писательством» покон­ чено. Но считал, что журиа- . листская практика пригодит­ ся в партийной работе. Потом тяжело заболел. Тогда и взял­ ся за перо серьезно. Конечно, сказывался восьмилётний пе- -рерьщ. Но, наверное, это был период переключения с га­ зетного языка на стиль худо­ жественной литературы. Л процесс этот сложный. — Что вы можете сказать о вашей биографии? — Обычная биография пос­ левоенного поколения. Отец, офицер, погиб на фронте. Жи- Октябрь в моей судьбе гополучно е топливом. В за­ пущенном состоянии медици­ на. Строим участковую боль­ ницу в колхозе имени XXII партсъезда. Но каким обра­ зом? Честно скажу) идем на некоторые нарушения: в про­ ектных ■документах это зда­ ние обозначено как общежи­ тие, ведь чтобы колхоз сам смог решить все вопросы по строительству больницы, по­ требовалось бы немало лет. — Недавно у Ленина прочи­ тала: «Гласность есть меч, ко­ торый сам исцеляет нанесен- - вые им раны», —^'и в который раз поразилась:' как это мет­ ко, образно и как современно! Как часто вы открываете кни­ ги Лёвнна? Спрашиваю об этом потому, что во многих кабинетах партийных и совет­ ских работников можно видеть полное собрание сочинений вождя. Но ленинские тома могут и просто стоять в шка­ фу-- — Постоянно перечитываю Ленина уже потому,, что учусь в Академии общественных на­ ук. Но если бы и не это, мне трудно представить, как пар­ тийные работники могут не обращаться к Ленину! Помню, по молодости (некоторое вре­ мя работал первым секрета­ рем райкома комсомола), ког­ да надо было подготовить вы­ ступление или доклад, са­ жусь, бывало, обкладываюсь всевозможными бумагами и инструкциями, и «сочиняю». А как-то открыл том Ленина, стал глубже вчитываться: как все просто, ясно и насущно. И все же надо признать, Ленина мы изучаем плохо. Во- первых, потому что в школе не приучают серьезно рабо­ тать с ленинским наследием. Очень многое упрощается. Не- жой конспект с работами Ле­ нина, прочитать популярную брошюру и все, считают, со- нрикосновение с первоисточ­ ником состоялось. Опасная тенденция! Ленина надо чи­ тать в подлиннике, читать всю жизнь. Я не сторонник конс­ пектирования, но если уж де­ лаешь это, то так, как Эн­ гельс: его конспект «Капита­ ла» был больше, чем сам пер­ воисточник. Разве отвечают уровню се­ годняшние пропагандистские кадры? А в чем причина? Под­ бираем их чаще всего по ан­ кетным данным: Иванова высшее образование, он и бу­ дет пропагандистом. А я вам скажу: Иванов этот от обще­ ственных: наук в институте бе­ гом бежал. Считаю, система политпро­ свещения у нас слишком гро­ моздкая. Особая «доблесть» — охватить как можно большее количество людей. А тут как раз-таки и надо пользоваться ленинской формулировкой: лучше меньше, да лучше. ...И приносит мне на под* пись завпарткабинетом отчет о политучебе на 39 страни­ цах. Зачем? Кому это надо? — Владимир Федорович, на­ шим читателям вы внтереснь! не только как руководитель районной партийной органи­ зации. Как вам удается совме­ щать труд писательский и партнйн)'ю работу? — Наверное, одно делаю в ущерб другому? Но пишу толь­ ко в отпуске. Это вовсе не оз­ начает, что на 11 месяцев го­ лова отключается от писа­ тельских проблем. 12 лет отдано журналисти­ ке, из них восемь дет был ре­ дактором районной газеты. Так вот, ког ^^1 ; ^ е л из газеты, ду­ ли, как и все в деревне, труд­ но. Мама воспитывала нас вдвоем с сестрой. После шко­ лы пошел работать в рёдак- цшо. Учиться дальше сразу не мог; не на что было. Позже окончил заочно сельскохозяй­ ственный техникум, педин­ ститут. — Одни из гнроев вашего рассказа «В гостях у памяти», побывав в деревушке, где он родился, мечтает поставить там мраморную плиту с иад,- пнсью: .«Люди, помните: здесь- жили люди». «Может, и не поймут меня дети, — размыш­ ляет герой,—но что-то делать надо». Вот это «что-то делать»— ваше обращение ко всем, кого волн>'ют вымирающие дерев­ ни? Или вы знаетбд что де­ лать надо? — Вымирающие деревни -т боль моя. Если закрывают . школу. — это уже все, дерев­ ня умрет. Так случилось и с моим родным Троицким — ис­ чезла после войны за, какой- то .десяток лет. И остался там сейчас родник, который тоже уже затянут... Что делать? Можно ли в этом случае говорить. р каких- то готовых рецептах? Твердо уверен в одном: нам нужно облегчать . деревенский труд. Раньше говорили: убегает мо­ лодежь из села, потому что клуба там нет. Построили клуб. Нашли еще причину: ас­ фальт до города не протянут. Но вот автобусы стали курси­ ровать. И в этих автобусах еще больше уезжает молоде­ жи. Дома построили, а в них, бывает и так, жить некому. Все надо делать в комплек­ се. А главное, еще раз повто­ ряю, облегчать и облегчать сельский труд, повышать про- ; •изводительнрсть тру^а на се- ! ле . Мы создаем.^космические корабли, а кукурузу убирать нечем! Комбайны гомельского ' производства, к примеру, раз­ валиваются уже на первом ки­ лометре. Другой вопрос — нужно ли всем оставаться в селе? Ко­ нечно, нет: один должен быть физиком, кто-то — лириком. Да и надобности нет всем ~ классом идти в поле. Там, где раньше необходимы были 20 комбайнов, сегодня справля­ ются всего пять. Мы недавно подсчитали — за последние два года в рай­ оне закрепилось 370 выпуск­ ников школ (имеются в виду и те, кто поехал учиться по на­ правлениям , от хозяйств), с точки зрения статистики циф­ ра вроде бы неутешительная — третья часть от общего числа выпускников. .Но тен­ денция развития района уже наблюдается. Несомненно, большую роль играет решение социальных вопросов: не бу­ дем забывать, мир материален. Жаль только, что утрачива­ ют деревни свои традиции. Каждое село раньше слави­ лось чем-то своим, чего не было в другом. И почти в каждом собирались со всей округа гармонисты, соревно­ вались в умении играть, а дев­ чата лихо плясали. Потом про­ изошло и в деревне расслое­ ние. С того времени, когда мы зарплату ввели, а пропаганди­ стские силы оказались не го­ товы к этому явлению. Не подготовили сознание людей вг'тому, как жить, вести себя а обеспеченном обществе. ^ После войны, помню, мод- ными были вельветовые курт- Я ки, если она у тебя есть — ^ ты богатый человек, а кто на «подступах» к ней — бедный. Но порождало ли это чувство черной зависти? Меня поражает, что люди . ' сейчас стали реже ходить ,в гости друг к другу, исходя из принципа: у приятеля три ков­ ра, а у нас только один; вот когда наверстаем... Многое упущено в воспита- И как'.ни горестно созна­ вать, наблюдается утрата чув- . ства малой родины. А без этого человек ущербен. Но тем не менее, ^тзеряю вас, рано или поздно, к зрело­ сти или к старости потреб­ ность в этом чувстве станет более ощутимой, будет не да­ вать покоя, И придут длинные ночи-размышления, и ты по­ неволе начнешь ворошить па- Горе, ес.\и такая ностальгия явится слишком поздно... — Когда вы были в послед­ ний раз на том месте, где на- ходилась ваша деревня? — Весной этого года. — Владимир Федорович, рас- ' скажите о вашей семье и о том, как относятся к вашей чрезмерной занятости домаш- ийе? — Семья большая, из вось­ ми человек. Двое сыновей .— младший служит в армии, двое внуков. Как относятся? Кри­ тикуют за то, что постоянно нет дома. Но все мои радости ,и неудачи переживают вместе со мной. В газетах первым де­ лом смотрят на СВОДКИ- — ка­ кое нынче место по области занимает район. Если не в пе­ редовиках — стало быть, и дома критика, «снизу». Мама из-за плохого зрения газеты .читать уже не может, но. не­ давно- прихожу с работы, она тут же: «Ругали тебя по обла­ стному. радио, свеклу плохо возишь,.,». — Как вы могли бы продол­ жить изречение великого Толстого: «Плохо, если у че- '^_ ^ ловека нет чего-нибудь тако­ го, за что он готов умереть»? — Есть такие человеческие понятия, которые бесценны, за которые можно воевать, за ко­ торые можно умереть. Это — Честность. Это — Правда. Интервью вела О. ТЕПЛОВА. Рис. и. Чемякиной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz