Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
8 ф ЛЕНИНЕЦ 12 сентября 1987 г. ЛЕНИНЕЦ СМОТР НАШИХ РЯДОВ СЦЕНАРИЙ НА ТОРЖЕСТВО Почти пять месяцев отделя ют вас от XX съезда ВЛКСМ. Дух творчества, обновлеивя, делового настроения, внесенно го съездом, ■не оставил моло дежь равнодушной. Однако У некоторых комсомольцев сло жилось мнение, что ознаком ления с документами съезда, вполне достаточно — мол, в моей первичной организации до реального воплош^ения ре шений съезда на деле дойдет не скоро. Пока-то «наверху» «ше определятся! А ведь нова торство съезда как раз и за ключается в том, что иници ативы отныне ждут снизу, ми- вула пора директив и рапор- На отчетно-выборное собра ние формовочного отделения чугунолитейного цеха завода «Свободный сокол» я попала, предварительно увидев все шесть этапов процесса изго товления - радиаторов — от плавки до сборки. «Формовка» оказалась наименее механизи рованным отделением с дале ко не идеальными условиялш Подумалось, что люди, рабо тающие здесь, должны быть крепкими духом, отмалчи ваться, конечно же, не будут, обязательно ■ поговорят о зло бодневном — проблемах ра ционализации производства, улучшении условий труда на отделеитш. И вдруг снова — привыч ный, постоянно склоняемый, но такой живу’шй штамп: комсорг отделения Анатолий Лебедев в общих словах, не отрываясь от текстовых лист ков, «размывает» директивные цитаты: главной темой собра ния вдруг оказывается шеф ская помощь и второе место по футболу. Все последующее продолжает напоминать сла бую репетицию «сценария на торжество». Ребята выходят, читают с трибуны свои «бу мажки». А «народ безмолвству. ет», хотя к разговору усилен но приглашают комсомольцев м секретарь комсомольской ор ганизации цеха Владимир Юд 1 Ш, и секретарь комитета ВЛКСМ завода Сергей Кап- цов, и заместитель секретаря цеховой партийной организа ции И. М. Королев, и началь ник цеха И. Д. Инютин. Да и как могут ребята дискутиро вать, обсуждать проблемы ком сомольской жизни группы, когда из одиннадцати комсо- мо.тьцев, состоящих на учете в формовочном отделешш, на собрании присутствовали то.ть- ко двое, остальные же были приглашены В. Юдиным «по дружбе» с других отделений. В частности, выступающий Владимрф Гостеев, так увлечен но рассказывающий о спор тивной жизни отделения, ока зался... комсоргом другой группы. И такие маленькие «секре ты» комсомольской работы практикуются не только на уровне цеха или отделения. Подобным приемом пытался добиться «уважения в общест ве» и секретарь комитета ВЛКСМ завода С. Капцов, на- . стойчивр советуя мне заме нить публикацию об отчетном собрании на репортаж «с ме ста принятия эстафеты вым пела с землей Марсова поля комсомольцами завода», пред лагая отпечатанный на ма шинке сценарий с речами, по здравлениями и ответными благодарностями. Комсомольские лидеры заво да увлеклись «красивой упа ковкой» мероприятий. Для них пока важнее по-прежнему яв ка учаспшков, отрепетиро- ванпост!, «действа». Эти кри терии остаются основными при оценке эффективности дала. Т. ЩЕГЛОВА. Как будто в кино СЮЖЕТ ПЕРВЫЙ. Липецк, Весна. Вечер. Ветер. Редкие фигуры прохожих. Кучка под ростков, беецелшо снующих ио улице Космонавтов. И вдруг в темноте вспыхивают звезды. То.лько не в небе — на зе-м.\е. Постепенно они при- иимают правильные очерта ния и приходят в движение. Все ближе, ближе. И уже вид но, что это движется колонна - молодежи, озаренная свето.м факелов, Звучат призьшы: «Пусть мирным будет кос мос!», «Слава Ленинскому комсомолу!», «Да здравствует советская молодежь!». Раска тисто переливается задорное «Ура!». Удивленные неввдам- ным зрелищем люди выходят на балкошя близстоящих до мов. Прохожие замедляют свой бег. А вэ дворов, закоул ков, переулков высыпают группы ребяг и без раздумий вливаются в колонну. Через пятнадцать минут уже свьшю трех тысяч юношей и деву шек участвуют в митинге, цо- священиом Дню космонавтики у Дворца спорта «Звездный». СЮЖЕТ ВТОРОЙ. Несмотря на стужу, толпа у дверей ДК профсоюзов все растет и рас тет. Пробиться сквозь нее уда ется даже не всем законным обладателям входных би.летов. А в эту минуту на сцепу уже выходят брейкеры — парни с короткой стрижкой, в чер ных очках, перчатках и ком бинезонах. Это о них совсе.м недавно ходили всевозможные легенды. Ведь до, ньшешнего конкурса увпдеть исполггате- лей брейк-данса было не про сто: собирались они компани ями ,в подвалах, на квартирах, в .закоулках,- потому что в общественных местах — в школах, парках, на танцпло щадках, дискотеках — их не очень-то привечали: настора живала их атрибутика. И вот они, пожалуйста, на сцене, на глазах широкой общественно сти демонстрируют свои (лю- собиости. И видно, что это самые обыкновенные ребята, в основном, старшеклассники, которые пока еще далеки от танцевального мастерства, но они одержимы своим увлече нием, стремлением стать вы носливей, пластичней, совер шенней. Разве это предосуди тельная це-ль? Ответ на уют вопрос стал очевиден для всех. СЮЖЕТ ТРЕТИЙ. Вновь ДК профсоюзов. Конец июня. Се годня — премьера первого в области театра мод. На сце не — ситцевый бал «Летняя радуга». На сцене кружатся в необычных, ярких костюмах девушки и юноши. Языком Пластики и жеста рассказыва ют они о ра.звитии современной моды, ее различных наиравле. ниях и стилях. Одновременно это и демонстрация тех воз можностей, которым потенци альна обладает творческий коллектив, объединивший лучших молодых модельеров, закройщиков, портных объеди нения «Облшвейбыт» и людей ‘ В «Диалоге» полномочным спортивных сооружения^ собственной материа.льиой ба- твгтчвпгия _ досуга, к примеру, моло- ба Галанина. Пока ор еск й коллектив портных 1 щиков вдохновенно « ч.ч.ч- на XX съезде ВЛКСМ, приводит к стихик- - лт/гпм молодежного движения, росту неформальных объеда- тив сценаристов и хореогра- ^ них молодежь нахо- фов также воод^тцевленно ю- « товйл сценарий спектакля. то, что напрочь отсутству ет в первичныхкомсомоль ских организациях. На съезде - же говорилось, что досуг — получил высший 6а.лт зрите-разв-текаловка, там форми- , _ руются марксистско-лерии- Но что же дальше? Ведь мировоззрение, полити- следующии шаг - атель*-ко- установка, оператив молодежной моды. Об этом мечтала члены твор ческого коллектива в дни эн тузиазма и вдохновения, Од нако, рутководство «Облгпвей- быта» внезапно иогрузатось венность, патриотизм. Так кго же и каким обра- вом сможет' в зовах молодеж ного досуга контролировать ситуацию — не в смысле под- она воспитательный эффект? Какую пользу принес, напри мер, конкурс бре 1 !к-даисв? На этот вопрос лучше всего отве тил Александр Здриковский: — П^ограм.ма вечера была пос'фоена так, что сам кон курс занял менее половины всего отведенного времени, дав возможность лучшим мо лодежным самодеятельным коллективам Липецка со всем блеском показать эстрадные, бальные, народные танцы. Но зрители усвоили не толь ко своеобразный урок эстети ки, но и интересную иифор- мацшо о брейке — ее дали присутствовавшие в .зале спе циалисты. Важно и другое; брейкеры, впервые выйдя на сцену, получили как бы офи циальное признание обш,ест- венности, перестали себя чув ствовать некой неформаль ной, непризнанной группой. У них наладился контакт и нет. Правда, не все гладко в отношениях с неформальными группами. Так, не достигнуто еще в.заимопонимаьие между .Со ветским райкомом комсомола и скэйтистйми (любителями катания на доске с роликами), Возможно, все сложится ина че, если за де/ло возьмется «Диалог» и проведет, допус тим, соревнование скэйтиет ов. Ведь это важно — найти кон такт со всеми группами мо лодежи, да и постараться сте реть между ними фи.ктивные рамки различных мо,дных ув лечений. Как это получилось в День космонавтики. Тогда ъ Советском районе проходил праздник улицы Космонавтов. Райком комсомо ла отвечал за вечерние меро приятия с молодежью. «Диа лог» предложил свою акцию — факельное шествие, митинг других профессий, оказавших им* помощь. Смолкает музыка, Раздаются восторженные ап- лодяементы. Значит, театр на шел своего зрителя. Моделье ры — своих заказчиков. Зна чит, у начинания должно быть будущее. ВОТ ТАКИМ мог бы стать хроникальный фильм о моло дежном клубе Советского рай она Липецка «Диалог», если бы кто-нибудь пожелал его снять; А, может, быть, иным. И рассказал бы он о том, как со бираются за одним сто.лом, словно большая . семья, все . пятьдесят членов клуба. Где самое главное, будь то день именинника, капустник, встре ча с интересным человеком, обсуждение новой оригина.ль- ной идеи, репетшщя очередно го сценического шоу — это . общение друзей, обмен самым наболевшим, актуальным, за душевным; это песни,' шутки и чай со всяким печеньем и ва реньем, приготовленным, соб ственными руками. Или поведал бы фпльм о встречах команды «Диалога» в кА-^^е веселых и находчивых с разными достойными сопер никами. Об организованной «Диалогом» программе «Пере кресток», где молодежь райо на встречалась в дискуссии с главным архитектором города, С главным режиссером и арти- етами облдрамтеатра. Но каким бы ни был рас сказ, в .любом случае об.чза- телыго прозвучат слова «пер вый», «впервые». Возьмемся за руки, друзья! А все началось с того, что Александр Пузиков, став пер вым секретарем Советского райкома комсомола, задумался. Нет, не о тем, с чего начать. О том, что перво-наперво на до сплотить актив, знает .лю бой начпнаюшиа комсомоль ский секретарь. Пузиков за дался вопросом: как этого до стичь? Ведь зачастую ребята из разных организаций знзко- “ КУРСОМ ПЕРЕСТРОЙКИ „ДИАЛОГ"—С МОЛОДЕЖЬЮ мы поверхностно. Да и офици ально выбраиный член райко ма — не всегда зитузиаст-об- щественннк по призванию. Вот и родилась мысль соз дать клуб, членов которого объединяет интерес... к обще- ст'венной работе. Именно ин терес, желание, способность, а отнюдь не анкетные данные, производственные и учебные показатели да примерное пове. дение. Человека сюда не вы бирают по разнарядке, а он приходит сам и только для то го, чтобы поделиться своим свободным временем, фанта зией, талантом. А раз Советский райком комсомола родил мысль о та ком клубе, то он его и создал. Президентом «Диа.лога» из бран был второй секретарь Виктор Бешеное, вице-прези дентом — инструктор Алек сандр Здриковский. Хотя в клуб единодушно вступили все работники, вюлючая перво го секретаря А.лександра Пу- зикова, и некоторые члены РК ВЛКСМ, большинство сложи лось все татш за теми, кто в списках комсомольского акти ва ранее не числился. Это школьники и студенты, рабо чие и инженеры, художники и музыканты, продавцы и мо дельеры, словом, обыкиовев- иые рядовые комсомольцы, которые хотят не проводить «мероприятия», а просто жить интересно; которые находят здесь то, что не иаш.ли в сво их первичных организациях. Говоря другими г.ловами, к.лу6 за первый год своего сущест- вовави сплотил общественный актив района. А как насчет собственно комсомолглкого актива — членов комитетов, бюро, гнта- бов и постов? На первых по рах многие из них приш.ти в клуб. Потом, как-то само со бой они из этого неформа.ль- ного неофициального обьеди- неш!Я вышли. Текучка заела. Так что же: райком не смог в рамках клуба улучшить ра боту с комсомольскими кадра ми? Да, объединить их в клу бе он не смог. Но об'ьедииить их с помощью клуба пытает ся. Этой цели послужил пер вый районный фестиваль ком сомольских организаций (его иде.ч родилась, кстати, в «Диа логе»), в котором участвовало пять команд комсомольских ор- гашзаций района, а также команда клуба «Диалог», в ко торую, впрочем, наряду с дру гими вошли все работгшки и некоторые члены РК ВЛКСМ. И эта команда действительно продемонстрировала сплочен ность, способность разносто ронне проявить себя: и в са модеятельном творчестве, ' и просто в организации поход ного быта. Показала, каким должен быть вмевяб' общест венный актив каждой комсо мольской организации. Идея фестиваля пришлась по душе всем его участвикам. И вот уже комсомольский ак тив «Центролита» предложи.! провести фестиваль вновь. И в районе нача.\ась к нему под готовка. Наверняка не оста лись незамеченными и вы ступления «Диалога» в рай онных конкурсах «Красная гвоздика», «А иу-ха, девушки!», участие в легкоатлетическом пробеге до города Ельца. Есть идея! Много идей уже рождено в «Диалоге». Потому что между членами клуба действительно всегда идет открытый откро- вештый диалог. Они представ ляют многие комсомольские оргаии-зации не только района, но и города. .Знают, да и сами живут теми живыми, реальны ми интересами, которые при сущи различным, группам-мо лодежи и о котюрых не всегда догадываются кадровые' комсо мольские работники. Вот как-то в дружеской дис куссии о товарном дефищтге и службе быта мелькнула мысль, что об.ластному центру весььи необходим театр мод. Елена Антоненко, методист отдела культурно-массовой работы ДК профсоюзов, и Виктор Беше ное загорелись этой идеей. Райком комсомола выступил как организатор, ДК профсою зов как спонсор. И вот вскоре секретарь комсомольской орга- ннзацш «Облдавейбыта» Ма рина Зарубина- пригласила на чашку чая в «Диалог» моло дых портных, закройщиков, художников-модельеров. Всего человек двадцать, в основтом, из ате.лье № 7 «Совреме 1 шик», ателье N«N 0 5 и 11. Идея при шлась им по душе. Взялись за дело. Первую проблему — с помещением — помог решить райком: администрация позво лила использовать во внерабо чее время ателье «Современ ник». С решением второй про блемы — приобретением не обходимых тканей — частично помог ДК профсоюзов, но и в летаргическое размышле ние: быть ателье или коопера тивным, и.\и хозрасчетным, и.ли ему вовсе не быть. Так чего же добился «Диа- лог»? Дан толчок движению, которо^^отом затосшазилось на по^Вгге пути? | |^ В Но ртКе этого наЧИ? Клуб выдвинул идею, подсказал, как можно соединить жизненные интересы и устре.млопие мо лодежи с - решением одной из конкретных задач социально- экономического развития рай она: помог объединить усилия райкома комсомола и Дворца культурьк Л;дохновйХ'-на новое дело' производственный творче ский коллектив. Энтузиасты сказали свое слово, теперь очередь за ком сомольскими рабо'ншками. Досуг—дело серьезное к тому же театр мод — это своего рода филиа,л, ответвле- нко «,Л,иа.лога», а основное по ле деятельности клуба — сфе ра молодежного досуга. И та кое направление в работе объ единения сложилось не слу- Ведь в Советском районе проживает свыше двухсот ты сяч человек, из них значитель ная часть моложе 25 лет. Многие работают и учатся в разных частях города, за пре делами района, а свободное время проводят совместно. Кто сможет сделать их досуг полезным, содержательным, пре,дупред| 1 ть проявление пьяиствЗ; токсикомаййи,' нар комании, предотвратить фор мирование всяческих сомни тельных «команд» и группиро. вок? Ведь в городе немало зон молодежного досуга, находя щихся в общем.то вне влия ния со стороны восшй-ателей, )Имекно туда устрем.ляется в летние вечера молодежь из жилищных массивов Советско го района. Кстати, на террито рии самого района практиче- державия общественного по рядка, а в смысле эстетиче ского, нравственного, идейно го воспитания молодежи? Тем бо.лее, опять-таки с трибуны XX съезда ВЛКСМ прозвучал уирек в адрес некоторых рай комов комсомола, которые ’ в последнее время чересчур ув леклись организацией моло дежного досуга в ущерб сво ей традиционно-оиределенвой сфере деятельности. Ответ на этот сложный во прос в какой-то степени и да ет создание клуба «Диалог». Ведь он позволяет обьедияить именно для работы в сфере досуга организаторские воз можности райкома ВЛКСМ, материальную базу Дворца ку.льтуры и энтузиазм наибо лее общественно.активиой части молодежи. То есть, за няться тем, до чего у комсо- мо.льскнх работников, как правало, ру:^и не доходят. Свои среди с «Диалогом», . и с райкомом комсомола, и с ДК пробкою- зоа. Я, в общем-то, подружил ся с ними, даже танцевать брейк научился. Единствев^ю, о чем можно сожалеть, что, так сказать, «основные» парни Весной ушли в армию, и дви жение брейкеров явно пошло на спад. Создать какую-то студию брейк-данса не уда- МОЖНО добавить, что поль за этого конкурса была еще в том, что он как бы дал толчок в-работе комсомола и с други ми популярными в .молодеж ной культуре течениями. Бук вально сразу в Липецке про шли первый рок-фестизаль и фестиваль самодеятельной песни. А ведь раньше долгое время считалось, что рок-му- зыкаитов в ■городе попросту и рок-концерт. Новиша, не обычное гь уличного дйства герантировзли успех. Но глав ное в том, что, несмотря на позднее, время и прохла^ую' погоду, под комсомольские транспаранты с политически ми лозунгами бе,з всякой обя заловки, с -энтузиазмом встали несколько тысяч юиотей "'и девутдек. Символично, что в первой шеренге шли ветера ны и ребята из «Диалога», а за ними — сплоченная колон на, хотя были в пей и брей- , керы, и металлисты. , То есть, только живое не формальное, революционное по духу дело может сейчас ув лечь и объединить людей вне зависимости от их >отношения к тому или шому , модному ув лечению. Эту мысль,_ подтвер ждает и тот факт, ч-го во вре мя митинга эмоциональный накал несколько спал. Пото му что митинг, подготовлен ный шабловдю, когда люди го ворят затертые фразы, не име- юпще отношения к происходя щему, не соответствовал на строению людей. Они и от митинга ожидали чего-то не ожиданного, живого, яркого. Хотя в. целом пра.здиик по лучился искренним и дейст- веиным. Таким, какими бывают встре чи КВН. Они проводятся не только ради смеха. Команда «Диалога» напоминает здесь легендарных синеблузников. Она выходит на сцену, чтобы во весь голос сказать о проб лемах и негативмых явлениях среди мо.лодежи, едко, остро и конкретно, называя организа ции и лица. Ребята говорят о том же, что и на бюро и пле нумах райко.ча, только другим языком. В“этом -году,, под эги дой «Диалога» состоится . го родской турнир КВН с участи- ещ- восьми команд сот всего Ли пецка. Наверняка зрители бу дут, как и в прошлом году, докца,ать зал не только с хо рошим настроением, но и с зарядом .комсомольского за дора и- боевого духа. Первые итоги Путь, пройденный «Диало- гом» за год, ке был усыпан розами. Не все его новатор ские начинания райком ВЛКСМ смог развить и воп- ло'гить в серьезное реальное дело. Где-то мешает инерция официальных инстанций, как в случае с театром мод: где- то энергия молодежного тече ния ослабевает, переходит в иное русло, как это случа.\ось с брейкерами. Но тем не ме нее «Диалог» за короткий срок сумел внести в работу с мо лодежью так много нового и хорошо забытого старого! А разве это не есть вклад в ре- итение задачи, поставленной XX съездом В.ДКеМ: добиваться выхода из инертности на пе редовые учас'гки борьбы за формирование нового челове ка, обращепие к живой работе с молодежью? Молодежный клуб по сути дела стал своеобразным фили алом райкома ВЛКСМ по ор ганизации досуга, вернее, по воспитанию молодежи в сфе ре досуга. И в то же время Своих Причем, нередко для того, чтобы обеспечить явку на ка кое-либо «мероприятие», фупктщонерам приходится проводить подготовительную организационную работу. А, ак ции «Диалога» всегда сами притягивают- молодежь, ан шлаг в большом зале ДК профсоюзов гарантирован, не смотря на тчз, что вход плат ный. И это понятно — ■ведь члены клуба обыкновенные ре бята из школы, у^шлиIца, ин ститута, завода, они не разде лены со своими сверстниками никакими должностными барьерами. Они — свои сре ди своих. Поэтому им хорошо известны все новые веяния, те чения, явления в молодежной среде, что позволяет клубу своевременно все учитывать и быстро реализовывать Но может возникнуть вопрос: не сводится ли эта работа к чис той развлекаловке, имеет ли л ' ^ юлуб — это еще и . своего ро да коордивацнонный комитет по объединению усилий райко ма с главным культурным очагом района — ДК профсо. юзов. Он же функционирует и как центр сплочения творче ского актива района, и как радар общественного мнения, и, наконец, как генератор идей. Так, на пользу райкому ВЛКСМ в реорганизации его собственной работы пошли некоторые мысли, родившиеся в «Диалоге», как, например, идея создать в райкоме сектор внимания; иди , предложение проводить опрос обществен ного мнения, что райком, кста ти, и сделал накануне отчетно- выборной конференцш. Может ли опыт молодежно го клуба Советского района получить распространение? Вполне. Более того, подобное об'ьединение уже существует более восьми лет. Это моло дежный центр «Фонограф» при ДКиТ НЛМК. Правда, его фор- хшровавие шло другам путем. Сначала возникла дискотека, затем дискокдуб и вот — мо лодежный центр. У «Фоногра фа» — мощная техническая база, включающая совершен ную радиоаппаратуру, цвето- и звтаоустановки, видеосисте му, лазеры. Здесь созданы сек ции технического творчества, задача которых — совершенст вовать аппаратуру, оказы вать помощь в подготовке му зыкальных программ. Ведь стержень всей деятельности «Фонографа» — современная музыка во всех ее проявлени ях. И он скорее филиал Двор ца культуры, чем комитета ком сомола НЛМК. Тем не менее, «Фонограф», как и «Диалог», осуществляет теснейшее взаи модействие как с органом культуры, так и с комитетом комсомола. Также «Фонограф» с «Диа логом» объединяет и стремле ние не просто развлекать мо- ло.лежь, а весш воспитатель ную работу в сфере досуга. Причем, делать это современ ными средствами, отвечающи ми интересам и увлечениям мо- ло.^ежи. Недаром при «Фоно графе» были созданы студия брейк-данса в рок-клуб, а «Диалог» ведет диа.лот со ' скэй'Шстами. Но самое- глав ное, что роднит .эти самодеяг тельные обьедянения, так это то, что вошли э них нодлин- ные эптузиасты, молодые лю ди с активной жизвенной по зицией. Вот от этого решающе го, человеческого фактора и зависит распространение по добных молодежных клубов и центров в других местах. С. ЩЕТИНИН. Фото н. Ткаченко, В. Кулика.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz