Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

12 сентября 1987 г. ЛЕНИНЕЦ УЧАТСЯ ВОЖАТЫЕ Навстречу пленуму областной пионерской организации с . А. ШМАКОВ, заведую­ щий кафедрой теорзш и ме. тодики воспитательной работы ЛГПИ, член редколлегия журнала ЦК ВЛКСМ «Вожа­ тый», научный консультант я участник IX Всесоюзного сле­ та юных пионеров в «Артеке»: ' «Мне пришлось быть на­ чальником штаба II Всесоюз­ ного слета юных пионеров в «Артеке» в 1962 году, кото­ рый состоялся через 33 года после первого * слета. С тех пор прошло -25 лет. Огромный исторический путь прошла на­ ша страна и вместе с ней Всесоюзная пионерская орга­ низация имени В. И. Ленина. Накоплен богатый опыт дея­ тельности уникальной формы коммунистического движе­ ния, в которой органично и воед 1 шо слиты горячее стрем- ленгЬ . пролетарских детей самоорганвзованно участво­ вать в социалистическом строительстве, с общенарод­ ной заботой растить из них настоящих комьцтшстов. Но в этом опыте отразились и мно­ гие ^ издержки, , недостатки воспитательной работы с детьми, вызванные застойными моментама развития общества. ■Каковы эти недостатки, главные из них? Противоре­ чия в пионерской организации наиболее остро прояв-ляются между целью организация — воспитывать юных борцов за дело КПСС и хозяев жизни и деятельностью пионерской ор­ ганизация, из которой ушла борьба, и ребята перестали быть хозяевами в своей орга­ низаций. Между массовым характером организации (у нас практически все дети пионеры и октябрята) и включением каждого хшонера в ее дея­ тельность, явно недостаточным (а порою просто низким) уров­ нем. идейно-нравственной вос­ питанности ребят. Между об­ щественно-политической нап­ равленностью работы и рез­ ким сужением сферы приме­ нения, сил пионеров (в основ­ ном сбор вторсырья и эпизо­ дический . труд в совхозах, ко.лхозах). Между самодея­ тельным характером органи- зацгш пионеров и полной опе­ кой со стороны взрослых, осо­ бенно учителей, в больших и ма-шх де,\ах. Между словес­ ной работой и разнообразной творческой деятельностью (по данным , нашей лаборато­ рии 86 процентов — словес­ ные дела, 14 процентов — практическая деяте.льность). Между уровнем развития об- щеск-вснного сознания пионе­ ров ,и либо неподготовленно- стыо вожатых-временщиков, либо просто их отсутствием вовсе. ! Между интересами, потребностями в авторитарно предложенной деятельностью. Среди причин такого положе-, ния дел главная — недооцен­ ка богатых политических воз­ можностей и резервов шю- ги и частые передвижевдя ему категорически ^яротивопоказа- ны. возникает искренняя приз­ нательность этому челове­ ку. И, к счастью, чаще всего Луневу встречались лю­ ди, его полностью понимаю- _щне. Однако от понимания до поддержки расстояние, увы, далекое, тем более,- что дело Лунева осложняется двумя сопутствующими факторами. Во-первых, морско,му клубу не­ обходима серьезная матери­ ально-техническая база; при­ стань, шлюпки, спортплощадка, акваланги и еще много-много вполне конкретных вещей. Во- вторых, Луневу нужны помощ­ ники. Не просто' «люди с ули­ цы», а специалисты, знающие толк в морском деле. Таких трудно найти, и далеко не каждый из них согласится ра­ ботать, как Вячеслав Алексан­ дрович, на общественных: на­ чалах. Поэтому Лунев первым делом-направился в горком партии. Его инициативу под­ держали и -обещади помочь. Было . совместное (с начальни­ ком липецкой морской школы и председателем Елецкого горко­ ма ДОСААФ) заседание, соз­ дали совет' клуба, решили о т ­ крыть его к 7 апреля. Но... до назначенного срока не успели даже помещение найти. Что же касается средств... Предприя­ Дискуссиоиность, атмосфера критики и самокритики, твор­ ческая обстановка — все это присуще было, прошедшему недавно областному семинару старших пионерских вожатых и пионерских работников. Много интересного привезли с со­ бой на семинар участники IX Всесоюзного пионерского слета в «Артеке» зав. кафедрой теории и методики воспитательной работы ЛГПИ С. А. Шмаков-и секретарь обкома ВЛКСМ И. Горчакояя. НА СНИМКЕ: один из конкурсов пионервожатых. Фото А. Козина. нерской организации. IX Всесоюзный слет выдви­ нул устакш ребят, в том чис­ ле. делегатов из Липецкой, об­ ласти, ряд идей и предложе­ ний. Коротко о самых важных. Во-иервых, деятельность . каж­ дого отряда, дружины долж­ на быть спланирована, проду­ мана, найдена обязательно с учетом потребностей в ней родной школы района, села, совхоза, словом, своей зоны пионерского действия. Во- вторых, надо найти каждому пионерскому коллективу ре­ альное, посильное общественно полезное дело, которое можно довести до конца. Дети обра­ тились на слете ко всем руко­ водителям предприятий: «Дай­ те нам достойные дела. Поз- вачьта, заключить договоры, завести свой сче-^ в багое». В-третьих, в соответствии с особенностями школы, мйста проживания отряды стешут разновозрастными, ' может быть, профильными. Пусть будет больше разных отрядов, разных пионерских, объедине­ ний, удовлетворяющгЕХ всех и каждого. Вчетвертых, повер­ нуть пионеров к людям, кото­ рые нуждаются в их помощи, участии, общении, в том чис­ ле к собственньш родным, к своей, бабушке, к своему от­ цу. В-пягых, убрать все заор­ ганизованное, отрепетирован­ ное, выхолощенное, формаль­ ное, неинтересное, парадное. Найти взамен живое, ребячье, полезное всем и главное — самому ребенку. В нашей области много най­ дено очень интересного для ребят, этим интересным следу­ ет поделиться со всеми. В-ше­ стых, творческий подход ко всему, что делаем с пионера­ ми, развитие их коллективной мысли. В-седьмых, перестрой­ ка (коренная!!) взаимоотноше­ ний с ^шите-лями, взрослыми. Долой менторство и авторита­ ризм. Да здравствует сотруд­ ничество, дружба, взаимопо­ нимание н взаимовлияние взрослых й детей! . Поиск путей к созданию и организации нового типа на­ чат. Мы открываем на стра- НИЦ.ЗХ «Ленинца» банк новых идей. Рады будем каждому «взносу». Сделаем пионерскзто организацию «селекционным полем детства». Жил в Ельце замечательный' человек. Борис Григорьевич Ли- сюк. Любил детей очень, хоте.ч, чтобы телом крепкие, сердцем добрые, душой отзывчивые рос­ ли они. Готовил ребят к армии, по Дону , по Во.тге на шлюп­ ках ходил с нимр; Немало^ по- ко.чений елеццой ребятни его знает. Многих из подворотни вытянул: сколько труда, сил внутренних стоило, чтобы вы­ рос из шпаны-грозы района и окпестностей человек достой­ ный и уважаемый. В 195! году пришел к Бори­ су Григорьевичу в детский парк тринадцатилетний . паренек (молва о походах речных д а ­ леко разошлась, попробовать- захотеяось самому . — вдруг возьмут?). Пришел поиграть —■ поплавать (интересно ведь!), а оказалось — путь свой жиз- йенный отыскал, профессию . выбра.ч. В армии служил на флоте, в Заполярье. (Вот где пригодилось умение, получен­ ное в походах Лнсюка!), да так и остался там — еще на двадцать лет. Вепиувшись до­ мой, Вячеслав Александрович Лунев работал на заводе. Те­ перь он на пенсии. Вроде бы и дома забот хватает, и здо­ ровье неважное, но что-то не дает ему жить просто так, для себя, отдыхать спокойно, с соз­ нанием «до конца выполненно­ го долга». Встретился Вячес­ лав- Александрович в прошлом году со своим старым учите­ лем — поговорили немного, вспомнили. Лисюк предложил: приходи в парк, -возьмешь сек­ цию подводного п.чавания, с детьми будешь работать, мне поможешь. Вячеслав Алексан­ д р о в а думал иедо.тго, решил — возьму. Решению пе суж­ дено было исполниться — Бо­ рис Григорьевич Лисюк умер, В парк назначили другого ди­ ректора, в комнате, где рань­ ше ве. 1 ись занятия по морско­ му мяогобо(эыо, разворачивали работу шахматисты. Когда именно возникла идея создать ! морской клуб, Лунев точно не помнит: «Где-то в ян­ варе-феврале». Почему он взял­ ся за это непростое дело? Объ­ ясняет; «В , такое время: сидеть спокойно не могу». Кроме того, Лунев не захотел получать де­ нег за свою работу. Если же учесть, что у него больные но­ текающйм потолком? Неужели Лунев должен каждого входя­ щего судорожно .хватать за пу­ ку: «Ради бога, не включайте свет, может произойти корот­ кое замыкание»? Ребята ведь будут заниматься и дождливы­ ми осенними вечерами. Их, которых офнцдально з а ­ писано в клуб, 150 человек, в возрасте от 11 до 17 лет. Име­ ются и справки медицинские, и заявления, н разрешения ро­ дителей. Один Лунев с ними,- конечно, не сможет занимать­ ся. Но где взять помощников, если далеко не- каждый горит ■ желанием безвозмездно «от­ давать себя 'детям»? Поэтому просит Вячеслав Александрович хотя бы две пцлставки. Обеща­ ют, но туманно! И лишь в бу­ дущем году. Методист, кото­ рого гороно обещало^ послать на помощь «неспециалнсту» Лу­ неву, «добирается» в детский парк уже два месяца. Да и во­ обще, плохи'сейчас дела у Лу­ нева, Горком ДОСААФ ограни­ чился лишь выделением маши­ ны' для перевозки глиссера и хранением оборудования, за- - купленного Луневым на деньги горкома ВЛКСМ. Тпр в СИТУ № 30 для обучения ребят стре­ льбе выпросил сам Вячеслав Александрович. Д а . и плавбас- сейн удалось получить лишь благодаря его «пробивным спо- СКОРОСКАЗКА п ш или совсем не оптимистическая история о том, как создается морской клуб в Ельце. собностям». Для глиссера ну­ жен мотор, запчасти, для стре­ льбы — винтовки и патроны. Где все это взять? Думай, Л у ­ нев, изворачивайся. А кто должен помочь мор- клубу приобрести понтонную пристань, поставить ее ка ба­ ланс? Понтоны уже есть (бла­ годаря горкому КПСС и отзыв­ чивости шефов детского парка- — Елецкому ПОГА), но их на­ до еще смонтиповать, Пока же у морклуба нет пристани. Ког­ да она появится — одному горисполкому известно. Лунев многого не хочет по­ нять: у него, например, в го­ лове не укладывается, почему не.тьзя переоборудовать старую, заброшенную керосиновую лав­ ку под временное помещение для хранения лодок и инвента­ ря. («Стройматериалы списан-, ные пусть дадут, ппораба со стройки -т;- мы с ребятами са­ ми ее отремонтируем»). Он не понимает, почему нель­ зя рядом со зданием городско­ го парка соорудить спортпло­ щадку. Она же и займет-то три квадратпых метра. «Нам всего лишь трубки железные нужны — их только скрепить потом к все». Не желает понима-гь. Луяев, почему горком ВЛКСМ под­ держивает с ним связь, интере­ суется, идет иавстречу («Вот выделили 1000 рублей из 'фон­ да молодежной инициативы, вывеску нам сделал, правда. Долго делал, зато — есть»), а в горисполком он сам должен идти, просить, доказывать, уго­ варивать. Он. такой энтузиаст, категорически отказывается ид­ ти в горисполком, уже не ве­ рит, что ему помогут. Не на пустом же месте зародилась эта неуверенность! У Лунева характер, правда, не сахар; он скажет то, что думает, без деликатностей^_ мо­ жет и по !столу кулаком грох­ нуть («для детей же делаем!»). Он не умеет ждать, и к сожа­ лению. неискушен в финансо­ вых вопросах, его осмыслению не поддаются «уважительные причины» всевозможных отка­ зов и отсрочек. .Неужели у хорошего начи­ нания будет печальный конец? А. МИШИНА. тия, перешедшие на хозрасчет, не спешили пожертвовать' без- хозному клубу личные сбереже­ ния, а Добровольное обще­ ство содействия армии, авиа­ ции и флоту почему-то акку­ ратно устранилось от содейст­ вия в создании юношеского морклуба военно-патриотиче­ ской направленности. Более то­ го, из обкома ДОСААФ при­ шло даже извещение о том, что морклуб в Ельце существо­ вать... не может! Это, естественно, ничего об­ надеживающего не су;чило. Лу­ нев решил: «Р а з на месте по­ мощь пока не ожидается; по­ стучусь в двери «повыше». И полетела письма; в Главное политуправление Вооруженных Сил СССР, заместителю пред­ седателя ЦК ДОСААФ по ра­ дио- п 8 оенно-морС 1 юй подго­ товке. «Сверху» благодарили за инициативу, советовали соз­ дать морклуб при елецкой ра­ диошколе (как в Светловод- ске ). Но в Ельце это невозмож­ но; радиошлоле самой средств не хватает да и желания осо­ бого пет’ — принимать под свое крылышко пасынка. Луневу с его ишшиатнвой оставляли все меньше простран­ ства, словно огораживая крас- НЫ.МИ предупреждающими флажками. Но он «мужик флотский, настырный». Спаси­ бо адмиралу Грищуку: помог наладить шефство морской школы (а главное — веры в благополучное завершение за ­ думанного прибавил). Теперь у клуба есть глиссер (списан­ ный. конечно), литература по морскому делу, карты, нагляд­ ные пособия. А сколько . еще всевоз-можных «мелочей» до­ стать предстоит! А время шло. Идея создания морского клуба так бы и пари­ ла в воздухе, если бы не серия постановлений, после выхода которых клуб окончательно «приводнился» в одной из ком­ нат детского парка. Теоретиче­ ски комнату выделили. Но л о ­ сих пор (!) шахматный клуб «незримо присутствует» здесь. Не говоря уже о том. что ди­ ректор детского парка, поняв по-своему приказ гороно, «ос­ вободил помещение» — вынес оттуда все столы и стулья, С этим, допустим, можно смириться. А как быть с про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz