Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
12 сентября 1987 г. ЛЕНИНЕЦ УЧАТСЯ ВОЖАТЫЕ Навстречу пленуму областной пионерской организации с . А. ШМАКОВ, заведую щий кафедрой теорзш и ме. тодики воспитательной работы ЛГПИ, член редколлегия журнала ЦК ВЛКСМ «Вожа тый», научный консультант я участник IX Всесоюзного сле та юных пионеров в «Артеке»: ' «Мне пришлось быть на чальником штаба II Всесоюз ного слета юных пионеров в «Артеке» в 1962 году, кото рый состоялся через 33 года после первого * слета. С тех пор прошло -25 лет. Огромный исторический путь прошла на ша страна и вместе с ней Всесоюзная пионерская орга низация имени В. И. Ленина. Накоплен богатый опыт дея тельности уникальной формы коммунистического движе ния, в которой органично и воед 1 шо слиты горячее стрем- ленгЬ . пролетарских детей самоорганвзованно участво вать в социалистическом строительстве, с общенарод ной заботой растить из них настоящих комьцтшстов. Но в этом опыте отразились и мно гие ^ издержки, , недостатки воспитательной работы с детьми, вызванные застойными моментама развития общества. ■Каковы эти недостатки, главные из них? Противоре чия в пионерской организации наиболее остро прояв-ляются между целью организация — воспитывать юных борцов за дело КПСС и хозяев жизни и деятельностью пионерской ор ганизация, из которой ушла борьба, и ребята перестали быть хозяевами в своей орга низаций. Между массовым характером организации (у нас практически все дети пионеры и октябрята) и включением каждого хшонера в ее дея тельность, явно недостаточным (а порою просто низким) уров нем. идейно-нравственной вос питанности ребят. Между об щественно-политической нап равленностью работы и рез ким сужением сферы приме нения, сил пионеров (в основ ном сбор вторсырья и эпизо дический . труд в совхозах, ко.лхозах). Между самодея тельным характером органи- зацгш пионеров и полной опе кой со стороны взрослых, осо бенно учителей, в больших и ма-шх де,\ах. Между словес ной работой и разнообразной творческой деятельностью (по данным , нашей лаборато рии 86 процентов — словес ные дела, 14 процентов — практическая деяте.льность). Между уровнем развития об- щеск-вснного сознания пионе ров ,и либо неподготовленно- стыо вожатых-временщиков, либо просто их отсутствием вовсе. ! Между интересами, потребностями в авторитарно предложенной деятельностью. Среди причин такого положе-, ния дел главная — недооцен ка богатых политических воз можностей и резервов шю- ги и частые передвижевдя ему категорически ^яротивопоказа- ны. возникает искренняя приз нательность этому челове ку. И, к счастью, чаще всего Луневу встречались лю ди, его полностью понимаю- _щне. Однако от понимания до поддержки расстояние, увы, далекое, тем более,- что дело Лунева осложняется двумя сопутствующими факторами. Во-первых, морско,му клубу не обходима серьезная матери ально-техническая база; при стань, шлюпки, спортплощадка, акваланги и еще много-много вполне конкретных вещей. Во- вторых, Луневу нужны помощ ники. Не просто' «люди с ули цы», а специалисты, знающие толк в морском деле. Таких трудно найти, и далеко не каждый из них согласится ра ботать, как Вячеслав Алексан дрович, на общественных: на чалах. Поэтому Лунев первым делом-направился в горком партии. Его инициативу под держали и -обещади помочь. Было . совместное (с начальни ком липецкой морской школы и председателем Елецкого горко ма ДОСААФ) заседание, соз дали совет' клуба, решили о т крыть его к 7 апреля. Но... до назначенного срока не успели даже помещение найти. Что же касается средств... Предприя Дискуссиоиность, атмосфера критики и самокритики, твор ческая обстановка — все это присуще было, прошедшему недавно областному семинару старших пионерских вожатых и пионерских работников. Много интересного привезли с со бой на семинар участники IX Всесоюзного пионерского слета в «Артеке» зав. кафедрой теории и методики воспитательной работы ЛГПИ С. А. Шмаков-и секретарь обкома ВЛКСМ И. Горчакояя. НА СНИМКЕ: один из конкурсов пионервожатых. Фото А. Козина. нерской организации. IX Всесоюзный слет выдви нул устакш ребят, в том чис ле. делегатов из Липецкой, об ласти, ряд идей и предложе ний. Коротко о самых важных. Во-иервых, деятельность . каж дого отряда, дружины долж на быть спланирована, проду мана, найдена обязательно с учетом потребностей в ней родной школы района, села, совхоза, словом, своей зоны пионерского действия. Во- вторых, надо найти каждому пионерскому коллективу ре альное, посильное общественно полезное дело, которое можно довести до конца. Дети обра тились на слете ко всем руко водителям предприятий: «Дай те нам достойные дела. Поз- вачьта, заключить договоры, завести свой сче-^ в багое». В-третьих, в соответствии с особенностями школы, мйста проживания отряды стешут разновозрастными, ' может быть, профильными. Пусть будет больше разных отрядов, разных пионерских, объедине ний, удовлетворяющгЕХ всех и каждого. Вчетвертых, повер нуть пионеров к людям, кото рые нуждаются в их помощи, участии, общении, в том чис ле к собственньш родным, к своей, бабушке, к своему от цу. В-пягых, убрать все заор ганизованное, отрепетирован ное, выхолощенное, формаль ное, неинтересное, парадное. Найти взамен живое, ребячье, полезное всем и главное — самому ребенку. В нашей области много най дено очень интересного для ребят, этим интересным следу ет поделиться со всеми. В-ше стых, творческий подход ко всему, что делаем с пионера ми, развитие их коллективной мысли. В-седьмых, перестрой ка (коренная!!) взаимоотноше ний с ^шите-лями, взрослыми. Долой менторство и авторита ризм. Да здравствует сотруд ничество, дружба, взаимопо нимание н взаимовлияние взрослых й детей! . Поиск путей к созданию и организации нового типа на чат. Мы открываем на стра- НИЦ.ЗХ «Ленинца» банк новых идей. Рады будем каждому «взносу». Сделаем пионерскзто организацию «селекционным полем детства». Жил в Ельце замечательный' человек. Борис Григорьевич Ли- сюк. Любил детей очень, хоте.ч, чтобы телом крепкие, сердцем добрые, душой отзывчивые рос ли они. Готовил ребят к армии, по Дону , по Во.тге на шлюп ках ходил с нимр; Немало^ по- ко.чений елеццой ребятни его знает. Многих из подворотни вытянул: сколько труда, сил внутренних стоило, чтобы вы рос из шпаны-грозы района и окпестностей человек достой ный и уважаемый. В 195! году пришел к Бори су Григорьевичу в детский парк тринадцатилетний . паренек (молва о походах речных д а леко разошлась, попробовать- захотеяось самому . — вдруг возьмут?). Пришел поиграть —■ поплавать (интересно ведь!), а оказалось — путь свой жиз- йенный отыскал, профессию . выбра.ч. В армии служил на флоте, в Заполярье. (Вот где пригодилось умение, получен ное в походах Лнсюка!), да так и остался там — еще на двадцать лет. Вепиувшись до мой, Вячеслав Александрович Лунев работал на заводе. Те перь он на пенсии. Вроде бы и дома забот хватает, и здо ровье неважное, но что-то не дает ему жить просто так, для себя, отдыхать спокойно, с соз нанием «до конца выполненно го долга». Встретился Вячес лав- Александрович в прошлом году со своим старым учите лем — поговорили немного, вспомнили. Лисюк предложил: приходи в парк, -возьмешь сек цию подводного п.чавания, с детьми будешь работать, мне поможешь. Вячеслав Алексан д р о в а думал иедо.тго, решил — возьму. Решению пе суж дено было исполниться — Бо рис Григорьевич Лисюк умер, В парк назначили другого ди ректора, в комнате, где рань ше ве. 1 ись занятия по морско му мяогобо(эыо, разворачивали работу шахматисты. Когда именно возникла идея создать ! морской клуб, Лунев точно не помнит: «Где-то в ян варе-феврале». Почему он взял ся за это непростое дело? Объ ясняет; «В , такое время: сидеть спокойно не могу». Кроме того, Лунев не захотел получать де нег за свою работу. Если же учесть, что у него больные но текающйм потолком? Неужели Лунев должен каждого входя щего судорожно .хватать за пу ку: «Ради бога, не включайте свет, может произойти корот кое замыкание»? Ребята ведь будут заниматься и дождливы ми осенними вечерами. Их, которых офнцдально з а писано в клуб, 150 человек, в возрасте от 11 до 17 лет. Име ются и справки медицинские, и заявления, н разрешения ро дителей. Один Лунев с ними,- конечно, не сможет занимать ся. Но где взять помощников, если далеко не- каждый горит ■ желанием безвозмездно «от давать себя 'детям»? Поэтому просит Вячеслав Александрович хотя бы две пцлставки. Обеща ют, но туманно! И лишь в бу дущем году. Методист, кото рого гороно обещало^ послать на помощь «неспециалнсту» Лу неву, «добирается» в детский парк уже два месяца. Да и во обще, плохи'сейчас дела у Лу нева, Горком ДОСААФ ограни чился лишь выделением маши ны' для перевозки глиссера и хранением оборудования, за- - купленного Луневым на деньги горкома ВЛКСМ. Тпр в СИТУ № 30 для обучения ребят стре льбе выпросил сам Вячеслав Александрович. Д а . и плавбас- сейн удалось получить лишь благодаря его «пробивным спо- СКОРОСКАЗКА п ш или совсем не оптимистическая история о том, как создается морской клуб в Ельце. собностям». Для глиссера ну жен мотор, запчасти, для стре льбы — винтовки и патроны. Где все это взять? Думай, Л у нев, изворачивайся. А кто должен помочь мор- клубу приобрести понтонную пристань, поставить ее ка ба ланс? Понтоны уже есть (бла годаря горкому КПСС и отзыв чивости шефов детского парка- — Елецкому ПОГА), но их на до еще смонтиповать, Пока же у морклуба нет пристани. Ког да она появится — одному горисполкому известно. Лунев многого не хочет по нять: у него, например, в го лове не укладывается, почему не.тьзя переоборудовать старую, заброшенную керосиновую лав ку под временное помещение для хранения лодок и инвента ря. («Стройматериалы списан-, ные пусть дадут, ппораба со стройки -т;- мы с ребятами са ми ее отремонтируем»). Он не понимает, почему нель зя рядом со зданием городско го парка соорудить спортпло щадку. Она же и займет-то три квадратпых метра. «Нам всего лишь трубки железные нужны — их только скрепить потом к все». Не желает понима-гь. Луяев, почему горком ВЛКСМ под держивает с ним связь, интере суется, идет иавстречу («Вот выделили 1000 рублей из 'фон да молодежной инициативы, вывеску нам сделал, правда. Долго делал, зато — есть»), а в горисполком он сам должен идти, просить, доказывать, уго варивать. Он. такой энтузиаст, категорически отказывается ид ти в горисполком, уже не ве рит, что ему помогут. Не на пустом же месте зародилась эта неуверенность! У Лунева характер, правда, не сахар; он скажет то, что думает, без деликатностей^_ мо жет и по !столу кулаком грох нуть («для детей же делаем!»). Он не умеет ждать, и к сожа лению. неискушен в финансо вых вопросах, его осмыслению не поддаются «уважительные причины» всевозможных отка зов и отсрочек. .Неужели у хорошего начи нания будет печальный конец? А. МИШИНА. тия, перешедшие на хозрасчет, не спешили пожертвовать' без- хозному клубу личные сбереже ния, а Добровольное обще ство содействия армии, авиа ции и флоту почему-то акку ратно устранилось от содейст вия в создании юношеского морклуба военно-патриотиче ской направленности. Более то го, из обкома ДОСААФ при шло даже извещение о том, что морклуб в Ельце существо вать... не может! Это, естественно, ничего об надеживающего не су;чило. Лу нев решил: «Р а з на месте по мощь пока не ожидается; по стучусь в двери «повыше». И полетела письма; в Главное политуправление Вооруженных Сил СССР, заместителю пред седателя ЦК ДОСААФ по ра дио- п 8 оенно-морС 1 юй подго товке. «Сверху» благодарили за инициативу, советовали соз дать морклуб при елецкой ра диошколе (как в Светловод- ске ). Но в Ельце это невозмож но; радиошлоле самой средств не хватает да и желания осо бого пет’ — принимать под свое крылышко пасынка. Луневу с его ишшиатнвой оставляли все меньше простран ства, словно огораживая крас- НЫ.МИ предупреждающими флажками. Но он «мужик флотский, настырный». Спаси бо адмиралу Грищуку: помог наладить шефство морской школы (а главное — веры в благополучное завершение за думанного прибавил). Теперь у клуба есть глиссер (списан ный. конечно), литература по морскому делу, карты, нагляд ные пособия. А сколько . еще всевоз-можных «мелочей» до стать предстоит! А время шло. Идея создания морского клуба так бы и пари ла в воздухе, если бы не серия постановлений, после выхода которых клуб окончательно «приводнился» в одной из ком нат детского парка. Теоретиче ски комнату выделили. Но л о сих пор (!) шахматный клуб «незримо присутствует» здесь. Не говоря уже о том. что ди ректор детского парка, поняв по-своему приказ гороно, «ос вободил помещение» — вынес оттуда все столы и стулья, С этим, допустим, можно смириться. А как быть с про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz