Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

ЛЕНИИЕЦ 12 сентября 1987 г. НАДО ЖИТЬ И РАБОТАТЬ — Бирута Павловна^ что определило ваш выбор про­ фессии? — Очень любила рисовать; И в раннем детстве, когда ри­ суют все, и позже^: когда большинство это занятие бро-' сают, ; Но путь в архитектуру был -не прямым. В среде, где я росла, а родители у меня — рабочие, престиж . профессии архитектора, отчасти, из-за прежней труднодоступностн был столь высок, что это скорее пугало, чем притягива- л&. Послушалась совета близ­ ких людей, которые в меня поверили раньше меня самой. Потом мне очень везло на учителей. Теперь я с чистой совестью отношу к себе слова мастера архитектуры Корбюзье о том, что «архитектура — это состояние души». Это ни в коей мере не значит, что я переоцениваю' сделанное мною. Больше того, с годами пришлось сделать выбор меж­ ду чистым творчеством и ад ­ министративной деятельйо- стью. Решила^ что любимому делу от меня будет больше пользы, если я свои основные силы направлю на облегчение участи своих коллег-архи- текторов. — Не ощущаете ли вы как художник внутренние труд­ ности. исходя из того, что - вы воспитывались в традициях культуры Прибалтики, а ра­ ботаете в исконно русском ГО" роде? ' — Если говорить о внут­ ренних трудностях, которые возникают, когда человек пы­ тается делать что-либо для себя неприемлемое, когда он культуру другого народа ощу­ щает как нечто чуждое ему по духу, то такие трудности я не испытываю. Я ощущаю себя латышкой, и этим гор­ жусь. Но искреннее уважение, желание как можно глубже и по.лнее -узнать русскую, куль­ туру вовсе не означает «пре­ дательства» по отношению к своей национальной культу­ ре. Наоборот, если у человека достаточно широк эстетиче­ ский диапазон, к расширению . которого необходимо стре­ миться всю жизнь, неизбежно происходит взаимообогаще- ние. Иногда люди,' желая еде-' лать мне приятное, говорят, что «что-то такое прибалтий­ ское» начинает появляться где-то в нашем городе. Меня очень тревожит подобная «похвала». Если это действи­ тельно так, мне надо уходить. Потому что единственное «прибалтийское», что имеет право появиться в любом неприбалтийском городе, это некоторая общая культура отношения к природе, ланд­ шафту, материалу, к вещи. Но не более. Й тогда, в . конце концов, при чем ' тут одна Прибалтика? Это все всегда было в любой культуре, тем более русской. Традиции русского градо­ строительства- поистине гран­ диозны. ■ ; — Человеку активной гражданской позиции, как правило, нередко приходится сталкиваться с бюрократизмом. Каков, по-вашему, современ­ ный бюрократ? — Я Не знаю, существует ли таковой в чистом виде. Для меня есть люди, которые хо­ рошо делают свое де.то, но это вовсе не означает, что у них все и всегда получается, и лю­ ди, которые свое дело делают плохо. Очевйдно, бюрократы гоже относятся к последним. Но их же сразу видно. Я не верю, что можно долго делать плохо свое дело и этого ' никто не замечает. Видят, зна­ ют, но... Может быть, человека жалко? А дела? Не жалко, значит. Может быть, своеоб-- разный комплекс: «сами т а ­ кие»? . .г» Конечно, у самого вряд ли часто бывает ощущение «я хо­ рошо делаю свое дело». По крайней мере, у меня такого ощущения не было никогда, Но тут нет противоречия. Во- первых, у меня есть твердое ощущение «это мое дело». Во- вторых. я . первая пред.пожила объявить в Липецке должность главного архитектора выбор­ ной. Так что, если... ' — Ваше понятие ч ^ ти ■— , профессиональной? Человече- — Я не могу четко раз­ делить эти два понятия, ■ Я, как и многие, считаю очень емким понятие порядочности. В профессиональной этике, на мой взгляд, надо, ^ главное, стараться «не выставлять лок­ ти». Я очень не люблю в ис­ кусстве, в творческих про­ фессиях «людей с локтями», кровную среду обитания жи­ вого человека. Почему неуютен пока, ска­ жем, Тольятти? Не только нарушение человеческого мас­ штаба делает его таким. Прой­ дет много лет, пока появится свой «дух». Почему же история, однако, знает примеры чудесных рож­ дений в одночасье, городов таких, как Петербург-Ле- нниград — гордость наша. Потому что одновременно тво­ рила рядом целая плеяда ве- дико.чепных мастеров, имею­ щих свой почерк, а сейчас го­ рода проектируют анонимные, НИИЭПы (НИИ эксперимен­ тального проектирования) с одним почерком — СНиПов- ским (строительные нормы и правила), то есть нормативно- инструктивным. людям, которые общую .утра­ ту женственности в женщинах считают большой бедой. Но в отличие от многих, я в этом виню только нас самих. —■ Бирута Павловна, рас­ скажите о ваших взаимоотно­ шениях со , строителями. Ведь, известно, случается и так : архитектор планирует одно, а строители возводят другое, делая все по линии упрощения и удешевления. — Не самое страшное," когда строители, часто не по своей вине, добиваются упро­ щения проектных решений. Страшно, когда видишь, как утрачена потребность в кра­ соте и чувстве гордости за дело рук своих. Когда мило­ видная мо.чодая женщина бе­ рет красивый белый камень, кладет его в стену будущего Октябрь в моей судьбе Открытие новой рубри­ ки заинтересовало многих наших читателей. Нам пишут, звонят, предлагая в качестве собеседников ___ , интересных людей. На X ^ ^ раз редакционные I ''' ^ ч Н 1 планы и просьбы читате­ лей газеты совпали. Итак, знакомьтесь; « ~ ' ' 1 ' ' ' главный архгггектор Ли- I г 'а нецка Бирута Павловна I М / Ч Мт КАНЦАНЕ. - - как я их для себя называю. • Профессиональную честь нельзя нарушить неосознанно, спонтанно, . поэтому, человек,' хотя бы один раз нарушив­ ший профессиональную честь, на. мой взгляд, нечестный- че- А с честью в плане житей­ ском для меня все сложнее. Я гне говорю о подлости, из­ мене. Им нет прощения, нет срока ' давности. Это мое мне­ ние, я его никому не навязы­ ваю. Но Я- всегда вздрагиваю, когда слышу: «Храни честь смолоду». На всю жизнь мне запо.мнилось, как я в шесть лет — это был 1945 год, не- ■ вероятно сильно захотела заиметь самого маленького из семерых слоников с комода на­ шей соседки. Откуда мне было знать тогда, что эта семерка —• символ самого махрового Мещанства? Желание было таким сильным, что с.чоник однажды оказался у меня в кармане фартука. Душевные муки, последовавшие за этим, я запомнила на, всю жизнь. Дело кончилось тем, что я слоника припорошила зем.чей в горшке с фикусом рядом со злопо.лучпым комодом, на ко­ тором стояла осиротевшая шестерка слоников. Кроме того, я отношусь к тем людям, которые уверены в правомерности существова­ ния «святой лжи». Так . что, судите сами. Я понимаю, чем я рискую, яо больше всего боюсь похо­ дить на одного знакомого ма­ гаданского художника. Когда он написал автопортрет, друг ему сказал: «Какой гы, оказы­ вается. красивый!». — Ваш любимый стиль в архитектуре? В живописи? А в жизни? — В архитектуре — живо­ писное смешение стилей, ко­ торое кто-то назвал «алогич-. ной гармонией», и которое одно только я способно со­ здать полноценную, полно-. ^ К изобразительному искус­ ству и к его труженикам от- . ношусь с огромным пиететом, но доверяю себе в определении фальши, коньюнктурщины. -Мне бывает гораздо легче , общаться с людьми, которые почти ничего не знают - в искусстве, чем с теми,^ кт'о фа­ натично - восхваляет, скажем, художника Шилова. В силу своей эмоциональности я близка к отчаянию, когда слы­ шу. как высокообразованные, интеллигентные, вроде бы, .люди связывают Шилова пря­ мой ниточкой с такими ху­ дожниками, как Рокотов, Тро- пинин, Крамской. Когда в музее в Чебоксарах я увидела неизвестные мне. по.тотна художника' Фешина, я лишний раз убедилась, что сильных, хороших художников время отбирает все-таки в большем количестве и иначе, чем принято называть в тр а­ диционной «обойме великих» современниками. Очень люблю, живопись ли­ пецкого художника Ивана Васильева. К то.му же , это случай полного отсутствия «локтей» Жаль, что -отчасти в силу этого настоящих его ра­ бот почти никто не видел. ■Что касается своего сти.чя в жизни, то как в архитектуре желательно, чтобы, не противо­ реча сказанному выше, каж ­ дое отдельно взятое здание име.до свой определенный' СТИЛЬ, так и человеку жела­ тельно его иметь, и осознавать. Для себя не люблю так называемый стиль деловой женщины — никогда не имела ни одного английского костю-. ма. И де.40 не в том, что из- за отсутствия смелости а, простите, лишних денег, Я почти все себе шью сама. 6 хорошо сшить английский Ш- стюм — это тоже искусство. Чтобы позволить себе- подоб­ ный стиль, необходимо быть исключительно женственной. Вообще я отношусь к тем Дворца бракосочетания и не­ брежно, и неряшливо зам азы ­ вает серым цементным раст­ вором, поленившись' его смыть. И вода рядом, и знает ' она, что потом, уже никакой силой камень не очистить... Когда из-за такого вот от­ ношения теперь уже нет на­ дежды иметь.-, по-настоящему красивый бульвар в девятом ■ микрорайоне,' Тем бо.чьшУю благодарность и признательность испыты­ ваешь к мастерам - обли­ цовщикам . треста «Липецк- строй», работающим сегодня на отделке строящегося зд а­ ния нового аэровокзала. Р а ­ ботающим е огромной самоот­ дачей, переживая. за каждую ' уложенную плитку облицовки. Только на этом строятся взаимоотношения — на отно­ шении каждого к своему делу. Бывают . и у строителей справедливые претензии к нам, архитекторам, ко мне. Чувствуешь себя при' этом , Скверно — подвел. Но главное в другом. Дик­ т а т ограниченных возможно­ стей отсталой строительной -технологии ужесточается с каждым дне.м. Вот и в Ли­ пецке заместйте.ть началь­ ника строительного главка своей властью останавливает проектирование важнейшего Объекта — поликлиники в жилом районе завода «Сво­ бодный соко.т», главный архи­ тектор города об этом узнает последним, а причина одна —■ устаревшие конструкции при­ ходится снимать с производ­ ства, а ничего более прогрес­ сивного липецкие строители Предложить не могут. Вся архитектурная обще­ ственность обеспокоена внед­ ряемыми по всей Российской Федерации новыми типовыми проектами школ и детских са­ дов по так называемой серии . 1-090. С трибуны недавно - прошедшего в . Свердловске Всесоюзного совещания про­ звучало предостережение о серьезных недостатках этих проектов, угрожающих даже, здоровью детей. Облик этих зданий упрощен до примитив­ ности. Архитекторы бьют тревогу’ о том, что повсемест­ ным внедрением этих проектов будет нанесен ущерб самому главному — воспитанию пат­ риотизма в душах подрастаю­ щего поколения, которое на­ чинается е любви к малой родине.' И так уже в этом важнейшем деле мы далеко не впереди. У «сильных мира строительного» ответ один — за то экономия, стольких-то Процентов металла и цемента. Дискриминация мнения ар­ хитектора в строительном про­ цессе продолжается — это неоспоримо И это вызывает, са­ мую ^л ьш ую тревогу. Каково отношение в усло­ виях нынешнего времени к ар­ хитекторам, к градостроитель­ ству? Стало ли оно более; гибким, новаторским? — Ничего не меняется вдруг. Хотя мы задолго до ХХ'УП съезда КПСС били тревогу по поводу возрастающего . не­ соответствия структуры ., и штатов нашей службы, « з а ­ стрявшей» на уровне 1968 года, городу, выросше.му, за * это время вдвое. Большим подспорьем явил­ ся так называемый «дом твор­ ческих работников», в кото­ ром выделены квартиры для Специалистов - архитекторов, пусть однокомнатные, но д ав ­ шие возможность решить не­ которые набо.тевшие вопросы. ■ Но остаются нерешенными другие, не менее важные; не­ хватка транспорта, помеще­ ний. К ак доказать, что для глав­ ного архитектора полумилли­ онного города служебная ма­ шина не роскошь, а. рабочий инструмент? Что работа госу­ дарственного архстройконт- роля и геодезистов была бы,, вдвое продуктивнее, ес .ш они не были вынуждены тратить время на поездки в обществен­ ном транспорте? Что обе эти службы, да и другие, по чвс-у ленности давно требуют усиле­ ния? Это не означает ,. что наша служба не должна уже сегодня значительно приба­ вить в работе. .И все-таки есть йз.менения к лучшему. Самые большие на- - дежды ар.хитекторы связыва­ ют с недавно, принятым По­ становлением ЦК КПСС и Со­ вета Министров СС-СР о дальт нейшем развитии советской ар­ хитектуры и градостройте.тьст- ва. — Деятельность человека бесплодна и ничтожна, если она не воодушевлена высокой идеей. К какой цели стреми­ лись и стремитесь вы в вашем творчестве? — Можно всю жизнь жить высокой идеей и ничего не сделать. Цель, если к ней действительно стремиться, не­ минуемо превращается . , во множество небольших. кои- - ■ кретных повседневных дел, которые надо упорно делать. И делать до конца. Что не всегда удается. Очень хочется, чтобы город Липецк, который мог бы быть, очень красивым, стал таким. Мечтаю о том времени, когда общество и архитекторы нач­ нут лучше понимать друг друга . и больше прислуши­ ваться друг к другу В любом случае попытаюсь хотя бы заслужить право ска­ зать X) себе словами латыш­ ской писательницы Ва.тды Чакаре: «Если в конце жизни пришлось бы признать, чтО ничего не совершено, что цель оказалась недостижимой, так пусть останется сознание того, что моя вера-в эту цель была подлинной и подлинным бы.чб все, что я делала во и.мя ее достижения». Интервью вела О. ТЕПЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz