Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
ЛЕНИИЕЦ 12 сентября 1987 г. НАДО ЖИТЬ И РАБОТАТЬ — Бирута Павловна^ что определило ваш выбор про фессии? — Очень любила рисовать; И в раннем детстве, когда ри суют все, и позже^: когда большинство это занятие бро-' сают, ; Но путь в архитектуру был -не прямым. В среде, где я росла, а родители у меня — рабочие, престиж . профессии архитектора, отчасти, из-за прежней труднодоступностн был столь высок, что это скорее пугало, чем притягива- л&. Послушалась совета близ ких людей, которые в меня поверили раньше меня самой. Потом мне очень везло на учителей. Теперь я с чистой совестью отношу к себе слова мастера архитектуры Корбюзье о том, что «архитектура — это состояние души». Это ни в коей мере не значит, что я переоцениваю' сделанное мною. Больше того, с годами пришлось сделать выбор меж ду чистым творчеством и ад министративной деятельйо- стью. Решила^ что любимому делу от меня будет больше пользы, если я свои основные силы направлю на облегчение участи своих коллег-архи- текторов. — Не ощущаете ли вы как художник внутренние труд ности. исходя из того, что - вы воспитывались в традициях культуры Прибалтики, а ра ботаете в исконно русском ГО" роде? ' — Если говорить о внут ренних трудностях, которые возникают, когда человек пы тается делать что-либо для себя неприемлемое, когда он культуру другого народа ощу щает как нечто чуждое ему по духу, то такие трудности я не испытываю. Я ощущаю себя латышкой, и этим гор жусь. Но искреннее уважение, желание как можно глубже и по.лнее -узнать русскую, куль туру вовсе не означает «пре дательства» по отношению к своей национальной культу ре. Наоборот, если у человека достаточно широк эстетиче ский диапазон, к расширению . которого необходимо стре миться всю жизнь, неизбежно происходит взаимообогаще- ние. Иногда люди,' желая еде-' лать мне приятное, говорят, что «что-то такое прибалтий ское» начинает появляться где-то в нашем городе. Меня очень тревожит подобная «похвала». Если это действи тельно так, мне надо уходить. Потому что единственное «прибалтийское», что имеет право появиться в любом неприбалтийском городе, это некоторая общая культура отношения к природе, ланд шафту, материалу, к вещи. Но не более. Й тогда, в . конце концов, при чем ' тут одна Прибалтика? Это все всегда было в любой культуре, тем более русской. Традиции русского градо строительства- поистине гран диозны. ■ ; — Человеку активной гражданской позиции, как правило, нередко приходится сталкиваться с бюрократизмом. Каков, по-вашему, современ ный бюрократ? — Я Не знаю, существует ли таковой в чистом виде. Для меня есть люди, которые хо рошо делают свое де.то, но это вовсе не означает, что у них все и всегда получается, и лю ди, которые свое дело делают плохо. Очевйдно, бюрократы гоже относятся к последним. Но их же сразу видно. Я не верю, что можно долго делать плохо свое дело и этого ' никто не замечает. Видят, зна ют, но... Может быть, человека жалко? А дела? Не жалко, значит. Может быть, своеоб-- разный комплекс: «сами т а кие»? . .г» Конечно, у самого вряд ли часто бывает ощущение «я хо рошо делаю свое дело». По крайней мере, у меня такого ощущения не было никогда, Но тут нет противоречия. Во- первых, у меня есть твердое ощущение «это мое дело». Во- вторых. я . первая пред.пожила объявить в Липецке должность главного архитектора выбор ной. Так что, если... ' — Ваше понятие ч ^ ти ■— , профессиональной? Человече- — Я не могу четко раз делить эти два понятия, ■ Я, как и многие, считаю очень емким понятие порядочности. В профессиональной этике, на мой взгляд, надо, ^ главное, стараться «не выставлять лок ти». Я очень не люблю в ис кусстве, в творческих про фессиях «людей с локтями», кровную среду обитания жи вого человека. Почему неуютен пока, ска жем, Тольятти? Не только нарушение человеческого мас штаба делает его таким. Прой дет много лет, пока появится свой «дух». Почему же история, однако, знает примеры чудесных рож дений в одночасье, городов таких, как Петербург-Ле- нниград — гордость наша. Потому что одновременно тво рила рядом целая плеяда ве- дико.чепных мастеров, имею щих свой почерк, а сейчас го рода проектируют анонимные, НИИЭПы (НИИ эксперимен тального проектирования) с одним почерком — СНиПов- ским (строительные нормы и правила), то есть нормативно- инструктивным. людям, которые общую .утра ту женственности в женщинах считают большой бедой. Но в отличие от многих, я в этом виню только нас самих. —■ Бирута Павловна, рас скажите о ваших взаимоотно шениях со , строителями. Ведь, известно, случается и так : архитектор планирует одно, а строители возводят другое, делая все по линии упрощения и удешевления. — Не самое страшное," когда строители, часто не по своей вине, добиваются упро щения проектных решений. Страшно, когда видишь, как утрачена потребность в кра соте и чувстве гордости за дело рук своих. Когда мило видная мо.чодая женщина бе рет красивый белый камень, кладет его в стену будущего Октябрь в моей судьбе Открытие новой рубри ки заинтересовало многих наших читателей. Нам пишут, звонят, предлагая в качестве собеседников ___ , интересных людей. На X ^ ^ раз редакционные I ''' ^ ч Н 1 планы и просьбы читате лей газеты совпали. Итак, знакомьтесь; « ~ ' ' 1 ' ' ' главный архгггектор Ли- I г 'а нецка Бирута Павловна I М / Ч Мт КАНЦАНЕ. - - как я их для себя называю. • Профессиональную честь нельзя нарушить неосознанно, спонтанно, . поэтому, человек,' хотя бы один раз нарушив ший профессиональную честь, на. мой взгляд, нечестный- че- А с честью в плане житей ском для меня все сложнее. Я гне говорю о подлости, из мене. Им нет прощения, нет срока ' давности. Это мое мне ние, я его никому не навязы ваю. Но Я- всегда вздрагиваю, когда слышу: «Храни честь смолоду». На всю жизнь мне запо.мнилось, как я в шесть лет — это был 1945 год, не- ■ вероятно сильно захотела заиметь самого маленького из семерых слоников с комода на шей соседки. Откуда мне было знать тогда, что эта семерка —• символ самого махрового Мещанства? Желание было таким сильным, что с.чоник однажды оказался у меня в кармане фартука. Душевные муки, последовавшие за этим, я запомнила на, всю жизнь. Дело кончилось тем, что я слоника припорошила зем.чей в горшке с фикусом рядом со злопо.лучпым комодом, на ко тором стояла осиротевшая шестерка слоников. Кроме того, я отношусь к тем людям, которые уверены в правомерности существова ния «святой лжи». Так . что, судите сами. Я понимаю, чем я рискую, яо больше всего боюсь похо дить на одного знакомого ма гаданского художника. Когда он написал автопортрет, друг ему сказал: «Какой гы, оказы вается. красивый!». — Ваш любимый стиль в архитектуре? В живописи? А в жизни? — В архитектуре — живо писное смешение стилей, ко торое кто-то назвал «алогич-. ной гармонией», и которое одно только я способно со здать полноценную, полно-. ^ К изобразительному искус ству и к его труженикам от- . ношусь с огромным пиететом, но доверяю себе в определении фальши, коньюнктурщины. -Мне бывает гораздо легче , общаться с людьми, которые почти ничего не знают - в искусстве, чем с теми,^ кт'о фа натично - восхваляет, скажем, художника Шилова. В силу своей эмоциональности я близка к отчаянию, когда слы шу. как высокообразованные, интеллигентные, вроде бы, .люди связывают Шилова пря мой ниточкой с такими ху дожниками, как Рокотов, Тро- пинин, Крамской. Когда в музее в Чебоксарах я увидела неизвестные мне. по.тотна художника' Фешина, я лишний раз убедилась, что сильных, хороших художников время отбирает все-таки в большем количестве и иначе, чем принято называть в тр а диционной «обойме великих» современниками. Очень люблю, живопись ли пецкого художника Ивана Васильева. К то.му же , это случай полного отсутствия «локтей» Жаль, что -отчасти в силу этого настоящих его ра бот почти никто не видел. ■Что касается своего сти.чя в жизни, то как в архитектуре желательно, чтобы, не противо реча сказанному выше, каж дое отдельно взятое здание име.до свой определенный' СТИЛЬ, так и человеку жела тельно его иметь, и осознавать. Для себя не люблю так называемый стиль деловой женщины — никогда не имела ни одного английского костю-. ма. И де.40 не в том, что из- за отсутствия смелости а, простите, лишних денег, Я почти все себе шью сама. 6 хорошо сшить английский Ш- стюм — это тоже искусство. Чтобы позволить себе- подоб ный стиль, необходимо быть исключительно женственной. Вообще я отношусь к тем Дворца бракосочетания и не брежно, и неряшливо зам азы вает серым цементным раст вором, поленившись' его смыть. И вода рядом, и знает ' она, что потом, уже никакой силой камень не очистить... Когда из-за такого вот от ношения теперь уже нет на дежды иметь.-, по-настоящему красивый бульвар в девятом ■ микрорайоне,' Тем бо.чьшУю благодарность и признательность испыты ваешь к мастерам - обли цовщикам . треста «Липецк- строй», работающим сегодня на отделке строящегося зд а ния нового аэровокзала. Р а ботающим е огромной самоот дачей, переживая. за каждую ' уложенную плитку облицовки. Только на этом строятся взаимоотношения — на отно шении каждого к своему делу. Бывают . и у строителей справедливые претензии к нам, архитекторам, ко мне. Чувствуешь себя при' этом , Скверно — подвел. Но главное в другом. Дик т а т ограниченных возможно стей отсталой строительной -технологии ужесточается с каждым дне.м. Вот и в Ли пецке заместйте.ть началь ника строительного главка своей властью останавливает проектирование важнейшего Объекта — поликлиники в жилом районе завода «Сво бодный соко.т», главный архи тектор города об этом узнает последним, а причина одна —■ устаревшие конструкции при ходится снимать с производ ства, а ничего более прогрес сивного липецкие строители Предложить не могут. Вся архитектурная обще ственность обеспокоена внед ряемыми по всей Российской Федерации новыми типовыми проектами школ и детских са дов по так называемой серии . 1-090. С трибуны недавно - прошедшего в . Свердловске Всесоюзного совещания про звучало предостережение о серьезных недостатках этих проектов, угрожающих даже, здоровью детей. Облик этих зданий упрощен до примитив ности. Архитекторы бьют тревогу’ о том, что повсемест ным внедрением этих проектов будет нанесен ущерб самому главному — воспитанию пат риотизма в душах подрастаю щего поколения, которое на чинается е любви к малой родине.' И так уже в этом важнейшем деле мы далеко не впереди. У «сильных мира строительного» ответ один — за то экономия, стольких-то Процентов металла и цемента. Дискриминация мнения ар хитектора в строительном про цессе продолжается — это неоспоримо И это вызывает, са мую ^л ьш ую тревогу. Каково отношение в усло виях нынешнего времени к ар хитекторам, к градостроитель ству? Стало ли оно более; гибким, новаторским? — Ничего не меняется вдруг. Хотя мы задолго до ХХ'УП съезда КПСС били тревогу по поводу возрастающего . не соответствия структуры ., и штатов нашей службы, « з а стрявшей» на уровне 1968 года, городу, выросше.му, за * это время вдвое. Большим подспорьем явил ся так называемый «дом твор ческих работников», в кото ром выделены квартиры для Специалистов - архитекторов, пусть однокомнатные, но д ав шие возможность решить не которые набо.тевшие вопросы. ■ Но остаются нерешенными другие, не менее важные; не хватка транспорта, помеще ний. К ак доказать, что для глав ного архитектора полумилли онного города служебная ма шина не роскошь, а. рабочий инструмент? Что работа госу дарственного архстройконт- роля и геодезистов была бы,, вдвое продуктивнее, ес .ш они не были вынуждены тратить время на поездки в обществен ном транспорте? Что обе эти службы, да и другие, по чвс-у ленности давно требуют усиле ния? Это не означает ,. что наша служба не должна уже сегодня значительно приба вить в работе. .И все-таки есть йз.менения к лучшему. Самые большие на- - дежды ар.хитекторы связыва ют с недавно, принятым По становлением ЦК КПСС и Со вета Министров СС-СР о дальт нейшем развитии советской ар хитектуры и градостройте.тьст- ва. — Деятельность человека бесплодна и ничтожна, если она не воодушевлена высокой идеей. К какой цели стреми лись и стремитесь вы в вашем творчестве? — Можно всю жизнь жить высокой идеей и ничего не сделать. Цель, если к ней действительно стремиться, не минуемо превращается . , во множество небольших. кои- - ■ кретных повседневных дел, которые надо упорно делать. И делать до конца. Что не всегда удается. Очень хочется, чтобы город Липецк, который мог бы быть, очень красивым, стал таким. Мечтаю о том времени, когда общество и архитекторы нач нут лучше понимать друг друга . и больше прислуши ваться друг к другу В любом случае попытаюсь хотя бы заслужить право ска зать X) себе словами латыш ской писательницы Ва.тды Чакаре: «Если в конце жизни пришлось бы признать, чтО ничего не совершено, что цель оказалась недостижимой, так пусть останется сознание того, что моя вера-в эту цель была подлинной и подлинным бы.чб все, что я делала во и.мя ее достижения». Интервью вела О. ТЕПЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz