Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ 24 января 1987 г. п о с л е с л о в и е 'К ГАСТРОЛЯМ «Современ ник » в Липецке в ТЕАТРЕ — ПРЕМЬЕРА Малые гастроли «Современни ка;» стали большим событием в культурной жизни 'Нашего горо да. Две постановки, показанные . липчанам, приоткрыли сцениче скую специфику одного из . лучших театров столицы.' Гастроли открылись спектак- . лем «Двое на качелях» по пьесе а.мериканского драматурга Уиль яма Гибсона, постановленным н а - - родной артисткой РСФСР, лауре-, атом . Государственной премии: СССР Галиной Волчек. Этот спек такль в репертуаре уже двадцать пятый год. Его третья ■редакция. с -молодыми исполнителями про-. должает привлекать внимание зрителей.. Спектакль интересен. тем, что в нем выражена вера в человека, в его совершенствова- Зритель сразу же попадает в напряженную атмосферу, ' так, как драматична исходная ситуа ция.. Танцовщица Гитель МЬска (Елена Яковлева) и адвокат Джерри Райн (Николай Поп ков) встретились в тяжелый.мо-. мент своей жизни: каждый Из них находился на распутье. -Джерри переживал семейную драму. Его оставила' жена, ре шившая выйти, замуж за его товарища по учебе. Чтобы не ви- ■деть их, он уезжает в Нью- Йорк, где оказался без работы) без друзей, наедине со своими страданиями. Н. Попков точно передает метания своего героя. Каждый из героев видит изъя- ' ны. в-другом, не замечая своих. Они постоянно говорят ■друг другу горькую правду, ‘ поэтому диалог постоянно конфликтен. Джерри нравится обаятельная, непосредственная и безгранично добрая девушка, но она нераз борчива в знакомствах. Он по нял, что поклонники пользова лись ее добротой, не уважая ее. Она и сама перестала себя ува жать. Неоднократно Джерри го ворил ей об этом, но безуспеш но. Наконец, он разит с плеча; «Как. ты смеешь давать обра щаться с собой точно с рваным половиком, о который каждая сволочь ' может вытереть ноги». ■В. Яковлевой удалось пере дать, как под. воздействием лю бимого ее героиня стала совсем другим человеком. В ней про буждается женская гордость,, в. суждениях уже нет наивности, а в манерах прежней развязности; Изменился и ее внешний вид, - Вначале в небрежной пижаме Гите'ль, было нечто клоунское, к концу спектакля она одета скромно, со вкусом, Гитедь жила своим трудом, часто оставалась без работы, в одиночку боролась за жизнь, по.эт6му она замечает неприятное качество в Джерри: «Как по вашему, что вы сейчас .делаете?.. Клянчите подачку, вот что!». Слова . разразились, как удар грома. Джерри — Попков оста новился, потупился, задумавшись над своей жизнью. Он признался, что действительнр жил подач ками: стипендию в университете получил под нажимом- влия- - тельного отца любимой девушки Тэсс, затем жил в доме тести, работал в . его конторе юристом. Под влиянием- -Гитель е го . ,х а . рактер и жизнь тоже меняются. Он обретает независимость, бу. дет надеяться только на . свою ' голову и свой труд ;, ' В спектакле незримо присутст* вует и третий герой, это Тэсс. В процессе развода она поняла, какого человека теряет, ■стала осаждать Джерри разговорами ' по телефону. Таким образом в жизнь/Джерри и Гнтел'ь втор гается прошлое. ' Телефон нагне тает драматизм, бередит душев. ные раны. Девушка поняла, , что . Тэсс дорога Джерри и в силу обретенного - достоинства отка зывается от любимого, так как не хочет собирать крохи с - чу жого стола. Е. Яковлева и Н. Попков мастерски показали развитие, очищение своих 'геро ев. Спектакль оформлен лаконич но, в условной манере (худож. ник П. Кириллов). Каждая детИль сценического убранства раскрывает характер и образ жизни героев: - «1945» (Драматический ' моно- - лог) —. второй спектакль «Совре менника», показанный липчанам. Сценарий для него- с большим ■ 'художественным вкусом и глу- ' бокнм знанием поэзии написал Иосиф Райхельгауз. Он же й р е ж и с с е р - . - постановщик. В своеобразную композицию во. шли стихотвореадя, -написанны^,.— в горниле войны, и сведения о подвигах н судьбаг авторов; Ру ководитель ...постановки — на родная артистка РСФСР Галина . Волчек. ~В спектакле . звучат стихотво-- рения К. Симонова, .Я. Смел'яко. ва, Б, Окуджавы, Д. Самойлова, П. Когана, Я. Френкеля, М. Джа лиля, Ю. Левитанского, Б. Слуц кого и многих других ■ поэтов. Можно ТОЛЬ;К0Ч-УДДВЛЯТЬСЯ, как всего один человек, заслуженный артист РСФСР Валентин .Пику- - ЛИН, держит этот спектакль с созвездиями поэтов, с их драма- . гическими и трагическими судь бами! Всего один актер создает впечатление грандиозности по становки. Это Не чтение стихот ворений и не комментирование их. В. Никулин живет жизнью мужественных героев, вммте в ними несет нечеловеческую тя жесть испытаний. Липчане, без . сомнений, ждут новых встреч с «Современником», А. ЗАСИМОВА, кандидат филологических наук. СЮЖЕТЫ ДЛЯ Непредсказуемость. Пожалуй, именно это слово наиболее точно определяет и стиль, и—главное — результаты рабо ты режиссера И. Л. Райкельгауза. Причем это та хорошая непредсказуемость,, когда'знаешь, что спектакль наверняка не будет скучным и неинтересным, и не знаешь, какими на этот раз неожиданными режиссерскими находками, яркими сценическими образами, смелыми, оригинальными решени ями порадует тебя мастер. А то, что обязательно пораду ет, доказали липецкому зрителю ранее поставленные на сцене нашего театра режиссером И. Л. Райхельгаузом спек такли «Триптих для двоих», «Месье Амилькар, или Чело век, который платит», «Пролетарская мельница счастья». Сейчас Иосиф Леонидович . работаех в нашем театре над постановкой . спектакля «Два' сюжета для мужчин», премье-' ра которого состоится 27 я.ч-. варя'. Название придумал сам режиссер,, объединив в своей новой работе две одноактные пьесы — '«Вечер поздней осе- ныр» Ф. Дюрренматта. н «Кар тина» В, Славкина. Ни одна из этих Пьес еще ни разу не была поставлена в нашей стране на профессиональной сцене. Так. что в этом плане ' режиссер и липецкие актеры являются первооткрывате-чя- И все-таки есть одна малень кая черточка в творчестве И. Л. Райхельгауза, Которую можно предсказать. Это — со став актерского ансамбля. Ибо сам режиссер признается, ■что он любит работать-с од- яимн и теми же артистами. — Потому что на репетици ях зачастую больше времени ■ уходит не на то, что делаешь,- а на то. как делаешь, — по ясняет Иосиф Леонадович. — А когда режиссер и актеры знают друг друга, то они го ворят на одном языке, им не надо начинать с букваря. Вот и на премьере 27- янва ря мы вновь встретимся с ак терами, которые заняты во всех спектаклях И. Л. Райхель гауза — с заслуженным арти стом РСФСР В. В. Пономаре вым и актером Ю. И. Шапи ро, играющими «в «Двух сю жетах для мужчин», главные роли. И. Л. Райхельгауз:,— Есть театр, «отражающий жизнь». -Режиссеры с гордостью так и говорят: «У нас все как в жизни». - Это традиционный театр, привычная режиссура, которая и сейчас есть, и я вовсе не хочу сказать, что она плоха или не имеет права на сушеетвованне. Но такая режиссура не' исследует, - не ' анализирует "жизнь, а тблько ■^дразнит» ее ,, как бы отра жая. . Полагаю, что сегодня. театр имеет возможность и должен не просто отражать жизнь, а создавать другую, сцениче скую, реальность. Для меня, например, сцена так же реа.ть- на, как и жизнь. Здесь дейст вуют свои законы, вовсе не являющиеся упрощепной ил люстрацией действительности И.ЯИ ее копией, которая все равно не .может сравниться о оригиналом. Поэтому я вы страиваю на сцене самостоя тельный мир, другую реаль ность, придумываю игру, ко торая замыкается в зритель ном зале: зритель в ■ этом сл^шае — один из компонен тов игры. Вот и спектакль «Два сюже та для мужчин» Я ■ пытаюсь срепетировать не из жизни — на сцену, а со сцены — в жизнь. В конце спектакля, на пример, актеры, не прерывая диалога, выходят в зритель ный зал, затем в фойе, а по том мы слышим шум больше, го города, на фоне которого ' продолжается разговор..; - В. В. Поярмарев; — В спек* такие режиссер предлагает нам, актерам, целый каскад самых разнообразных жанро* вых заданий. Ведь есть пье сы, где играешь какой-то один жанр: либо психологическую драму, либо комедию поло жений, либо еще что-то. А в этой работе я чувствую себя с1юртр.меном- - многоборцем: только вместо слалома и стрельбы мне приходится по воле режиссера броса'тъся. из оперы в высокую трагедию, из комедия масок — в балет, за- те.ч следует психологическая драма и так далее. Причем времени для пере.ходов ре*: 'жиссер не вставляет совсем» все надо делать моменталь но. Разумеется, это сложи» для актера, это большие на грузки - - и даже перегруз.кй, но это и весьма интересно. Ю. И. Шапиро; — Хотя ра бота над спектаклем еще идет, но уже теперь можно ска зать. что спектакль должен быть зрелищным. Залог этого и оригинальное режиссер ское решение, и сценография, и музыка. Музыка будет су ществовать в спекгак.Те «вжи вую», то есть иа сцене на про тяжении всего действия при сутствуют саксофонист и пи анист, которые в определенные моменты обращаются к своим инструментам — и звучит му-' зыка, специально написанная для спектакля композитором В, Илюшиным, которая не просто подчеркивает какие-то драматические моменты, но своими средствами отражает конфликт героев. Т. ЯРОВИКОВА. НА СНИМКЕ: заелужеи- ный артист РСФСР В. В. По номарев, режиссер И. Л. Рай хельгауз, актер Ю. И. Шапи ро во время репетиции. Фото А. Козина. Неделя науки, техники н пронзЕодства для детей и юношества прошла недавно в 16-м филиале Липецкой городской библиотеки- В первый день в гостя к юным книго любам пришел Анато лий Борисович Вагбканекий, автор книг о Липецке, о на ших замечательньхх земля ках, о на,уке... Он ответил иа Встречи у книжной полки все вопросы, заданные, лю бознательными ребятами. Юные читатели 19 шко.лы, которые пришли на встречу вместе с любимой учите.ль-' ницей Валентиной Васильев ной Лариной, подарили пи сателю изготовленные свои ми руками сзшениры: аль бом с ,рисунками памятных исторических мест города, игрушки. Во время «недели» мно гие ребята _посетили выстав ку книг по'*авйа-. авто- и су домоделизму, картингу, ра диоспорту, биатлону, а так же выставки поделок круж к а . «Умелые руки», рисун ков о космосе семиклассни ка Алеши Черткова из 55-й школы. Не бы.ло равнодуш ных посетителей и в «Книж- киной больнице». -Здесь де монстрировалось более двух сот книг, «вылеченных» «докторами» - книгочеями Олей 'Ковалевой . Владиком ' Подбуцким, . Светой Поль ских и другими. Л. БОДНАР. За редактора В. КУРГАННИКОВ. Г Г к й т Ш Е а т р а х 24—25 ЯНВАРЯ вКОСМОС*. Новые амазонки (дети до 16 лет не допускаются)— 10.00, 12.00 (удлиненный). 14.30, 18.30, 20,30, 22.15. 25 января. Новые амазонки (дети до 16 лет не допускаются) — 12,00 (удлиненный), , 14.30. 16.30, 1 8 . т 20.30, 22,15. Слу-' яай в черной пещере 10.00. «ВИННИЦА». Новые амазонки (дети до 16 лет не допускаются» —. Ш.СЮ. 12.00 (удлиненный). 14.30. 16.30. 18.30. 20.30. Малый зал. ХраЁи ме-- вя, мой таАнсмая! — 19.00. 21-00. 25 января. Бал — 19.00,. 21.00. Дет ский зал. Путешествие пана Кляк <%1 Остров озобрехателей — и.оо 13.00, 15.00, 17:00. «ОКТЯБРЬ». Корг'ли шутки — 9.СЮ, 10.50, 12.40, 16.20 {уд\нне 1 шый). 18.40, 20.38. Айбодят-бв — 22.00. Друзей не предают — 14.40. «ЗАРЯ». Хорошо сидим — Ю.ООг 13.40. 16.00, 17.40. 19.20. 21.00. По терпевшие претензий не имеют — И .40. Малый зал. Д е т ^ й сад (2 серии, дети до 16 лет не допус каются) — 19.40. Вспышка — 16.00, 17.50. ГулАИвер в стране великанов — 11.00, 14.00. 24 5шваря,- День' до кументального кино — 14:00. «СПУТНИК». Потерпевшие пре тензий не ниеют — 12.00 (удшнея- яый). Корона . Российской империи, ели Снова неуловимые (2 сери!^ — 9.30, 14.30, 17.20, 2Р.00. Наш адрес: ГСП, 3980^5, г. Липецк, улица Московская, 83. редактора — 25-01.76; ответственного секрета- ря н отдела спорта — *25 01 .45; отдела комсомоль ской жизни — 26-01-42; отдела коммунистиче- ского воспитания — 25-01-78: отдела учащейся молодежи — 25-01-57; отдела писем — 25-01-05; ТЕПЕФОНЫ фотокорреспондента — 25-01-87. Типография «Ленинское знамя», Липецк, улица Московская, 83. Тираж 48500 Печать высокая. Индекс 52600. Объем 1 а. л. АЭ 72057 Зак. 487.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz