Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 24 января 1987 г. п о с л е с л о в и е 'К ГАСТРОЛЯМ «Современ ник » в Липецке в ТЕАТРЕ — ПРЕМЬЕРА Малые гастроли «Современни­ ка;» стали большим событием в культурной жизни 'Нашего горо­ да. Две постановки, показанные . липчанам, приоткрыли сцениче­ скую специфику одного из . лучших театров столицы.' Гастроли открылись спектак- . лем «Двое на качелях» по пьесе а.мериканского драматурга Уиль­ яма Гибсона, постановленным н а - - родной артисткой РСФСР, лауре-, атом . Государственной премии: СССР Галиной Волчек. Этот спек­ такль в репертуаре уже двадцать пятый год. Его третья ■редакция. с -молодыми исполнителями про-. должает привлекать внимание зрителей.. Спектакль интересен. тем, что в нем выражена вера в человека, в его совершенствова- Зритель сразу же попадает в напряженную атмосферу, ' так, как драматична исходная ситуа­ ция.. Танцовщица Гитель МЬска (Елена Яковлева) и адвокат Джерри Райн (Николай Поп­ ков) встретились в тяжелый.мо-. мент своей жизни: каждый Из них находился на распутье. -Джерри переживал семейную драму. Его оставила' жена, ре­ шившая выйти, замуж за его товарища по учебе. Чтобы не ви- ■деть их, он уезжает в Нью- Йорк, где оказался без работы) без друзей, наедине со своими страданиями. Н. Попков точно передает метания своего героя. Каждый из героев видит изъя- ' ны. в-другом, не замечая своих. Они постоянно говорят ■друг другу горькую правду, ‘ поэтому диалог постоянно конфликтен. Джерри нравится обаятельная, непосредственная и безгранично добрая девушка, но она нераз­ борчива в знакомствах. Он по­ нял, что поклонники пользова­ лись ее добротой, не уважая ее. Она и сама перестала себя ува­ жать. Неоднократно Джерри го­ ворил ей об этом, но безуспеш­ но. Наконец, он разит с плеча; «Как. ты смеешь давать обра­ щаться с собой точно с рваным половиком, о который каждая сволочь ' может вытереть ноги». ■В. Яковлевой удалось пере­ дать, как под. воздействием лю­ бимого ее героиня стала совсем другим человеком. В ней про­ буждается женская гордость,, в. суждениях уже нет наивности, а в манерах прежней развязности; Изменился и ее внешний вид, - Вначале в небрежной пижаме Гите'ль, было нечто клоунское, к концу спектакля она одета скромно, со вкусом, Гитедь жила своим трудом, часто оставалась без работы, в одиночку боролась за жизнь, по.эт6му она замечает неприятное качество в Джерри: «Как по вашему, что вы сейчас .делаете?.. Клянчите подачку, вот что!». Слова . разразились, как удар грома. Джерри — Попков оста­ новился, потупился, задумавшись над своей жизнью. Он признался, что действительнр жил подач­ ками: стипендию в университете получил под нажимом- влия- - тельного отца любимой девушки Тэсс, затем жил в доме тести, работал в . его конторе юристом. Под влиянием- -Гитель е го . ,х а . рактер и жизнь тоже меняются. Он обретает независимость, бу. дет надеяться только на . свою ' голову и свой труд ;, ' В спектакле незримо присутст* вует и третий герой, это Тэсс. В процессе развода она поняла, какого человека теряет, ■стала осаждать Джерри разговорами ' по телефону. Таким образом в жизнь/Джерри и Гнтел'ь втор­ гается прошлое. ' Телефон нагне­ тает драматизм, бередит душев. ные раны. Девушка поняла, , что . Тэсс дорога Джерри и в силу обретенного - достоинства отка­ зывается от любимого, так как не хочет собирать крохи с - чу­ жого стола. Е. Яковлева и Н. Попков мастерски показали развитие, очищение своих 'геро­ ев. Спектакль оформлен лаконич­ но, в условной манере (худож. ник П. Кириллов). Каждая детИль сценического убранства раскрывает характер и образ жизни героев: - «1945» (Драматический ' моно- - лог) —. второй спектакль «Совре­ менника», показанный липчанам. Сценарий для него- с большим ■ 'художественным вкусом и глу- ' бокнм знанием поэзии написал Иосиф Райхельгауз. Он же й р е ж и с с е р - . - постановщик. В своеобразную композицию во. шли стихотвореадя, -написанны^,.— в горниле войны, и сведения о подвигах н судьбаг авторов; Ру­ ководитель ...постановки — на­ родная артистка РСФСР Галина . Волчек. ~В спектакле . звучат стихотво-- рения К. Симонова, .Я. Смел'яко. ва, Б, Окуджавы, Д. Самойлова, П. Когана, Я. Френкеля, М. Джа­ лиля, Ю. Левитанского, Б. Слуц­ кого и многих других ■ поэтов. Можно ТОЛЬ;К0Ч-УДДВЛЯТЬСЯ, как всего один человек, заслуженный артист РСФСР Валентин .Пику- - ЛИН, держит этот спектакль с созвездиями поэтов, с их драма- . гическими и трагическими судь­ бами! Всего один актер создает впечатление грандиозности по­ становки. Это Не чтение стихот­ ворений и не комментирование их. В. Никулин живет жизнью мужественных героев, вммте в ними несет нечеловеческую тя­ жесть испытаний. Липчане, без . сомнений, ждут новых встреч с «Современником», А. ЗАСИМОВА, кандидат филологических наук. СЮЖЕТЫ ДЛЯ Непредсказуемость. Пожалуй, именно это слово наиболее точно определяет и стиль, и—главное — результаты рабо­ ты режиссера И. Л. Райкельгауза. Причем это та хорошая непредсказуемость,, когда'знаешь, что спектакль наверняка не будет скучным и неинтересным, и не знаешь, какими на этот раз неожиданными режиссерскими находками, яркими сценическими образами, смелыми, оригинальными решени­ ями порадует тебя мастер. А то, что обязательно пораду­ ет, доказали липецкому зрителю ранее поставленные на сцене нашего театра режиссером И. Л. Райхельгаузом спек­ такли «Триптих для двоих», «Месье Амилькар, или Чело­ век, который платит», «Пролетарская мельница счастья». Сейчас Иосиф Леонидович . работаех в нашем театре над постановкой . спектакля «Два' сюжета для мужчин», премье-' ра которого состоится 27 я.ч-. варя'. Название придумал сам режиссер,, объединив в своей новой работе две одноактные пьесы — '«Вечер поздней осе- ныр» Ф. Дюрренматта. н «Кар­ тина» В, Славкина. Ни одна из этих Пьес еще ни разу не была поставлена в нашей стране на профессиональной сцене. Так. что в этом плане ' режиссер и липецкие актеры являются первооткрывате-чя- И все-таки есть одна малень­ кая черточка в творчестве И. Л. Райхельгауза, Которую можно предсказать. Это — со­ став актерского ансамбля. Ибо сам режиссер признается, ■что он любит работать-с од- яимн и теми же артистами. — Потому что на репетици­ ях зачастую больше времени ■ уходит не на то, что делаешь,- а на то. как делаешь, — по­ ясняет Иосиф Леонадович. — А когда режиссер и актеры знают друг друга, то они го­ ворят на одном языке, им не надо начинать с букваря. Вот и на премьере 27- янва­ ря мы вновь встретимся с ак­ терами, которые заняты во всех спектаклях И. Л. Райхель­ гауза — с заслуженным арти­ стом РСФСР В. В. Пономаре­ вым и актером Ю. И. Шапи­ ро, играющими «в «Двух сю­ жетах для мужчин», главные роли. И. Л. Райхельгауз:,— Есть театр, «отражающий жизнь». -Режиссеры с гордостью так и говорят: «У нас все как в жизни». - Это традиционный театр, привычная режиссура, которая и сейчас есть, и я вовсе не хочу сказать, что она плоха или не имеет права на сушеетвованне. Но такая режиссура не' исследует, - не ' анализирует "жизнь, а тблько ■^дразнит» ее ,, как бы отра­ жая. . Полагаю, что сегодня. театр имеет возможность и должен не просто отражать жизнь, а создавать другую, сцениче­ скую, реальность. Для меня, например, сцена так же реа.ть- на, как и жизнь. Здесь дейст­ вуют свои законы, вовсе не являющиеся упрощепной ил­ люстрацией действительности И.ЯИ ее копией, которая все равно не .может сравниться о оригиналом. Поэтому я вы­ страиваю на сцене самостоя­ тельный мир, другую реаль­ ность, придумываю игру, ко­ торая замыкается в зритель­ ном зале: зритель в ■ этом сл^шае — один из компонен­ тов игры. Вот и спектакль «Два сюже­ та для мужчин» Я ■ пытаюсь срепетировать не из жизни — на сцену, а со сцены — в жизнь. В конце спектакля, на­ пример, актеры, не прерывая диалога, выходят в зритель­ ный зал, затем в фойе, а по­ том мы слышим шум больше, го города, на фоне которого ' продолжается разговор..; - В. В. Поярмарев; — В спек* такие режиссер предлагает нам, актерам, целый каскад самых разнообразных жанро* вых заданий. Ведь есть пье­ сы, где играешь какой-то один жанр: либо психологическую драму, либо комедию поло­ жений, либо еще что-то. А в этой работе я чувствую себя с1юртр.меном- - многоборцем: только вместо слалома и стрельбы мне приходится по воле режиссера броса'тъся. из оперы в высокую трагедию, из комедия масок — в балет, за- те.ч следует психологическая драма и так далее. Причем времени для пере.ходов ре*: 'жиссер не вставляет совсем» все надо делать моменталь­ но. Разумеется, это сложи» для актера, это большие на­ грузки - - и даже перегруз.кй, но это и весьма интересно. Ю. И. Шапиро; — Хотя ра­ бота над спектаклем еще идет, но уже теперь можно ска­ зать. что спектакль должен быть зрелищным. Залог этого и оригинальное режиссер­ ское решение, и сценография, и музыка. Музыка будет су­ ществовать в спекгак.Те «вжи­ вую», то есть иа сцене на про­ тяжении всего действия при­ сутствуют саксофонист и пи­ анист, которые в определенные моменты обращаются к своим инструментам — и звучит му-' зыка, специально написанная для спектакля композитором В, Илюшиным, которая не просто подчеркивает какие-то драматические моменты, но своими средствами отражает конфликт героев. Т. ЯРОВИКОВА. НА СНИМКЕ: заелужеи- ный артист РСФСР В. В. По­ номарев, режиссер И. Л. Рай­ хельгауз, актер Ю. И. Шапи­ ро во время репетиции. Фото А. Козина. Неделя науки, техники н пронзЕодства для детей и юношества прошла недавно в 16-м филиале Липецкой городской библиотеки- В первый день в гостя к юным книго­ любам пришел Анато­ лий Борисович Вагбканекий, автор книг о Липецке, о на­ ших замечательньхх земля­ ках, о на,уке... Он ответил иа Встречи у книжной полки все вопросы, заданные, лю­ бознательными ребятами. Юные читатели 19 шко.лы, которые пришли на встречу вместе с любимой учите.ль-' ницей Валентиной Васильев­ ной Лариной, подарили пи­ сателю изготовленные свои­ ми руками сзшениры: аль­ бом с ,рисунками памятных исторических мест города, игрушки. Во время «недели» мно­ гие ребята _посетили выстав­ ку книг по'*авйа-. авто- и су­ домоделизму, картингу, ра­ диоспорту, биатлону, а так­ же выставки поделок круж­ к а . «Умелые руки», рисун­ ков о космосе семиклассни­ ка Алеши Черткова из 55-й школы. Не бы.ло равнодуш­ ных посетителей и в «Книж- киной больнице». -Здесь де­ монстрировалось более двух­ сот книг, «вылеченных» «докторами» - книгочеями Олей 'Ковалевой . Владиком ' Подбуцким, . Светой Поль­ ских и другими. Л. БОДНАР. За редактора В. КУРГАННИКОВ. Г Г к й т Ш Е а т р а х 24—25 ЯНВАРЯ вКОСМОС*. Новые амазонки (дети до 16 лет не допускаются)— 10.00, 12.00 (удлиненный). 14.30, 18.30, 20,30, 22.15. 25 января. Новые амазонки (дети до 16 лет не допускаются) — 12,00 (удлиненный), , 14.30. 16.30, 1 8 . т 20.30, 22,15. Слу-' яай в черной пещере 10.00. «ВИННИЦА». Новые амазонки (дети до 16 лет не допускаются» —. Ш.СЮ. 12.00 (удлиненный). 14.30. 16.30. 18.30. 20.30. Малый зал. ХраЁи ме-- вя, мой таАнсмая! — 19.00. 21-00. 25 января. Бал — 19.00,. 21.00. Дет­ ский зал. Путешествие пана Кляк <%1 Остров озобрехателей — и.оо 13.00, 15.00, 17:00. «ОКТЯБРЬ». Корг'ли шутки — 9.СЮ, 10.50, 12.40, 16.20 {уд\нне 1 шый). 18.40, 20.38. Айбодят-бв — 22.00. Друзей не предают — 14.40. «ЗАРЯ». Хорошо сидим — Ю.ООг 13.40. 16.00, 17.40. 19.20. 21.00. По­ терпевшие претензий не имеют — И .40. Малый зал. Д е т ^ й сад (2 серии, дети до 16 лет не допус­ каются) — 19.40. Вспышка — 16.00, 17.50. ГулАИвер в стране великанов — 11.00, 14.00. 24 5шваря,- День' до ­ кументального кино — 14:00. «СПУТНИК». Потерпевшие пре­ тензий не ниеют — 12.00 (удшнея- яый). Корона . Российской империи, ели Снова неуловимые (2 сери!^ — 9.30, 14.30, 17.20, 2Р.00. Наш адрес: ГСП, 3980^5, г. Липецк, улица Московская, 83. редактора — 25-01.76; ответственного секрета- ря н отдела спорта — *25 01 .45; отдела комсомоль­ ской жизни — 26-01-42; отдела коммунистиче- ского воспитания — 25-01-78: отдела учащейся молодежи — 25-01-57; отдела писем — 25-01-05; ТЕПЕФОНЫ фотокорреспондента — 25-01-87. Типография «Ленинское знамя», Липецк, улица Московская, 83. Тираж 48500 Печать высокая. Индекс 52600. Объем 1 а. л. АЭ 72057 Зак. 487.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz