Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
2 • ЛЕНИНЕЦ 3 сентября 1987, г. ♦ АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ ♦ ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ Разговор с заведующим отделом охраны труда ВЦСПС Анатолием Павловичем СЕМЕНОВЫМ начался со ста тистики, от которой, вризиаться, становится не по себе: из-за нарушений правил техники безопасности на произ водстве теряет трудоспособность большое количество работающих, экономика несет материальные убытки, производственный травматизм отрывает человека от де ла в среднем на 20 дней, на оплату больничных листов идут миллионы рублей. По требованию технических ин спекторов, чтобы избежать трагедий и ЧП, за последнюю пятилетку было остановлено 200 тысяч единиц обору дования, 3 ,5 тысячи цехов, простой которых обЬшёлся грсударству в золотую копеечку... — И все ЭТО; — говорит А. П. Семенов, — результат чьей-то беспечности, преступ ной халатности, пренебрежи тельного отношения к охране труда. Более половины всех несчастий на производстве происходит из-за работы на неисправном оборудовании, плохой организации произ водственного процесса,. недо статков в обучении професси ональным навыкам. — Анатолий Павлович, на до полагать, молодые рабочие тоже есть в числе пострадав ших? — Да, например, в Астра ханской области 30 процентов несчастий произош.чо с рабо чими, имеющими стаж ра(^ты до одного года. 15 процентов — от одного года до трех лет. По статистике, молодые люди В возрасте от 18 лет до 20 попадают в аварии реже, зато те, кому от 20 до 24, в четы ре раза чаще, — И, наверное, не только свойственная молодым бес печность виновата в этих слу чаях? Недостаток опыта,' про белы в обучении... А совре менная сложная техника ски док на нерадивых не делает. — Действительно, немало травм на производстве про исходит из-за недостаточно серьезного обучения профессио нальным навыкам. Новички не бразу понимают, что нынешнее производство требует к себе повышенного внимания, что оно опасно. Виноваты в не серьезном отношении молодых к »тим правилам и руководи тели предпрня.тий, подразде лений, цехов. Ведь порой нн-. структаж по те.хнике безопас ности проходит формально, —■ В некоторых социалисти ческих странах, в частности в Чехословакии, с техникой бе зопасности начинают знако мить уже школьников. Инже неров по ТБ готовят специаль ные учебные заведения. А что — У нас пока о специа,пь-' ной подготовке идут только разговоры. Единственно, чем мы располагаем, так зто двух месячными курсами для техни ческих инспекторов при ВЦСПС. Но возможности этих курсов ограничены. Мы как контролирующая в, области ох раны труда организация, тре буем от министерств, чтобы они постоянно занимались подготовкой инженеров по ТБ. Но пока все остается на уровне обещаний, Врт и приходится укомплектовывать службы техники безопасности инже нерами, не имеющими специ- а.чьных знаний. — Не от того ли они и ра ботают неэффективно? — Неэффективность — это не то слово! Не так давно сотрудники ВЦСПС изучили работу 1350 инженеров по технике безопасности и охране труда. Мы выяснили, что ^ 40 процентов из них заняты не своим делом. Они, как мальчи ки На побегушка.х, выполняют курьерские поручения своих начальников, заседают на совещаниях вместо своих ру ководителей, работают в под собных хозяйствах И Т. д. На свою непосредственную работу они в лучшем случае тратят не более 10 часов в месяц. Это говорит о том, что на этих предприятиях ие заинте ресованы в их работе, напле вательски относятся к службе охраны труда, не видят необ ходимости в профилактике про изводственного . травматизма. Но это ведь только до тех пор, пока гром не грянет... И напротив, на предприя тиях, где к работе служб тех ники безопасности относятся серьезно, помогают им, резко снижается травматизм, улуч шаются условия труда, растет и его производителр-ность. Вот пример: при Одесском об ластном управлении пасса жирского автотранспорта дей- егвует передвижная комплек сная лаборатория техники бе зопасности. В ее штате 6 че- -вдвек. Лаборатория оснащена справочкой аппаратурой, не обходимыми , приборами, в ее распоряжении выделен микро автобус. Хлопотно организо вать ,такое дело?. Конечно, но вот результат ее работы — травматизм на предприятиях управления снизился на 16 процентов. — И все-таки молодые ин женеры порой неохотно идут в эту службу, считая работу там не особенно интересной в тех- нячееком и творческом отно шении. — Они не правы. «Узких» мест, требующих творческого , подхода, здесь пока немало. Возьмем ту же проблему осве щенности. У нас более . 2,5 миллиона человек трудятся на плохо освещенных рабочих местах. Может быть, нам лам почек не хватает? Нет,, их у нас вполне достаточно, А если довести освещенность рабочего места хотя бы до нормы, производительность труда на некоторых участках производства может заметно повыситься. — В-чем мог бы помочь ком сомол? — «Комсомольский прожек тор» совместно со службами ТБ мог бы проводить рейды- проверки условий труда, со хранности техники. Создавать инициативные творческие груп пы, которые взяли бы на себя усовершенствование производ ства с точки зрения техники безопасности. И еще, взя.пись бы комсо мольцы со свойственными нм выдумкой и инициативой за наглядную агй.тацию. На мно гих предприятиях стенды по технике безопасности такие невыразительные и серенькие, что и взгляду За них ншгак не зацепиться. Д а и мало их очень. А они должны быть всюду — на рабочем, месте, в комнатах отдька,. у кассового окошка! Гласность — лекарст во от многих болезней. Спец выпуски «Комсомольского проже-чтора», «молнии» долж ны откликаться на все случаи нарушений ТБ. И быть прав дивыми. Дел много. Нужно активнее работать в главном направле нии; менять. отношение к во просам охраны труда вообще, к технике безопасности в ча стности. Нам всем — на каж дом рабочем месте. Вел беседу А. КУРБАТОВ. ♦ ЖАТВА-87 ♦ ВЫМПЕЛ- СОКОЛЬЦАМ После прохождения, памят ного эстафетного вымпела ЦК ВЛКСМ с землей М арсова по ля города Ленингпада по всем районам области он во звр а тился снова в Липецк, где его приняли комсомольцы завода «Свободный сокол» . На состоявшемся митинге . в красно.м уголке труболитейно го цеха М 1 перед сокольскй- ми м еталлургами выступили ве тераны войны и труда, рабочие и школьники. Было что рас ска за ть членам автомотоклуба «С ок ол » . Этим летом они со вершили поход по местам боев под Новороссийском и Керчью. Новыми экспонатами, попол нился .-музей: 525-го штупрмового авиационного полка, созданного в средней школе № 3 . Учащие ся .СШ ДГо 2 8 оформили стенд, посвященный памяти воина-ин- тернационалиста Андрея Смыс лова. Перед собравши-мнся высту пили А. В . Винокуров, началь ник штаба Всесоюзного похода по м естам боевой и революци онной славы . и И. П. Гончаров, ветеран войны и труда, в про шлом рабочий завода «Свобод ный сокол» . Планами дальней шей поисковой, военно-патрио тической работы поделился сек ре тар ь заводской комсомоль ской организации Сергей Кон цов. Третий этап акции «Р еволю ционный держите ш а г » , став ший составной частью Всесо юзного похода комсомольцев и молодежи по м естам револю ционной и трудовой славы по к азал , что комсомолия завода «Свободный сокол» и школ по селка проделала зн а ’рт ел ьн ую работу по изучению истории Советского государства. Н. ВАЛЕНТИНОВ. Жатва в Во.ювском районе подходит к концу. Хлеборобы колхоза «Свобода», например, обмолачивают валки на последних гектарах. Погодные условия осложни ли ход страды, но даже дожди не помешали Петру Тявкину (на снимке слева) на молотить около пяти тысяч центнеров пшенщы. Сейчас он пересел на кормоубороч ный комбайн. А Александр Сидоров. Николай Саушкнн, Виктор Тарасов и Женя Конуков еще продолжают жатву.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz