Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

2 ф ЛЕНИНЕЦ 24 января 1987 г. ЛЕНИНЕЦ ф 8 Владислав Зорин РАССКАЗ Елена Нечаева СЛОВО — ПИСАТЕЛЮ то н взятьдля Мустай Карим, народный писатель Башкирии, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленин­ ской и Государственной премий, депутат Вер­ ховного Совета РСФСР, делегат ХХУП съезда КПСС. Я иногда слышу:, моло- Амбщиях. Л за самоуверей- дежь. мол, сейчас не та ность. за амбиции молодых, пошла- А откуда она «по- В хорошем смысле этих шла»? Из наших ■домов; из слов, конечно. Наоборот, на наших школ, из наших уни- мой взгляд, их надо поощ- верситетов. Это-мы качаем рять. Мой сын Ильгиз кан- наших детей в колыбели, бе- то- сказал: «Отец, лишь ког- рем за руку и ведем в дет. да мне исполнилось двадцать ский сад,’ потом в школу, пять лет, я стал допускать, позже в институт, па рабо- что ты что-то в жизни попп-- ту... И я целиком и полно, маешь», стью согласен со слонами Молодежь ие всегда пони- Миханла Сергеевича Горба- мает, что она еще не все чева. сказанными с трибуны умеет и не все знает. Такое партийного съездам. «Моло. осознание —- привилегия дегкь у нас трудолюбивая, зрелого возраста. А молодой готовая к подвигу и самопо- человек просто обязан впу- жертвовапию, преданная со. шать себе, что он способен циализму».. иа-многое, . ' Воспитывает дело, посту-. Мы неплохо научились пок. А поступки наши иной учить. Но не очень хорошо раз расходились с вашими, научились воспитывать- А словами. Говорили: - нельзя эти понятия не надо путать, обманывать — и обманыва. Основа учения — знание, ли сами. Говорили: не про-: основа воспитания — дове- ходи мимо -— и . проходи- рие.'Мы будем доверять мо­ ли.., лодежи. она будет доверять Я вспоминаю свое детст- нам. во. Свой родной аул Кляш. Опасность видеть только Тогда набедокурившего плохое столь яге велика, мальчишку мог наказать или как и видеть одно хорошее, хотя бы отчитать любой на. д а , мы совершили ряд холившийся рядом взрослый, промахов в воспитании м 6 - Теперь мы проходим не лодеяги, еще есть хулиганы, только мимо распоясавшего- тунеядцы, пьяницы, карье- ся подростка, но и мимо ристы, но социальных при- вполне взрослого хама. несу, чин для их появления, при- иа, подхалима, бракодела, чин вытекающих из сущ- откровениого жулика. ности нашего общества. у Этот разрыв между ело- нас нет. БОМ и делом и поронсдает Однако нет причин и для равноду 1 ш е , безра-зличие, не- самоуспокоенности. Все, как верие. Подчеркиваю: наше говорится, познается в срав- равнодушие. наше безраз- я как-то в- личие. наше неверие порож. Париже. Нас там сразу дают равнодушие, безразли- предупредили: ночью ’в чие, неверие в молодых. И пас такая бороться с этими явлениями опасность не подстерегает, нам нужно сообща- ^ Н о 'э то — плохое сравне- У нас очень любят повто- ц плохое успокоение, рять лозушг: «Дорога - потому что у нас лишь нор- молодым». Он звучал в раз- ^ 5 алыю, а у них плохо. Мы ные годы с разных грибун долн{ны научиться предъяв. Но вот что интересно, порой требования к себе по транспаранты с этим лозун- высшей, мерке, гом ставили не вдоль. «О скидки на то что где-то еще поперек дороги, по которой такое критичное, идет молодежь- Т.ут я по. - принципиальное отношение зволю себе процитировать „рнн^д^ ^ебе ^1ТздТ КП те- Г н 1 л ь з ? во ” ~ морального здо- т о™е™ён“ поручая ответственных дел». Старания молодежи обер- Эти слова не могут. не вутся сотнями, тысячами должны оставаться лишь больших и малых дел. Ве- декларацией. В ином слу. личие этих дел, я уверен, чае курс на ускорение, взя- открывает истинное лицо тый партией, наши планы иагних детей, лицо комсо- так и не станут реальностью. готовящегося к, свое. Я часто слышу, как моло- “ у л л съезду, дых людей обвиняют в из- Записал лишней самоуверенности. Н. ЛАММ. Владимир Плясов В дороге Спешу к тебе — стучат колеса. Казалось, мог бы не спешить, Но без тебя, порою, просто Бывает невозможно жить. Поутру^ встретгшшись с рассветом, Роса на травы упадет, И образ твой, как лист под ветром, В окне вагонном промелькнет. Вновь, как симфония, в судьбе Звучит тот ритм: — Спе шу к те.бе... УГОЛОК ФАНТАСТА прозвучал сигнал тахо- ретпанслятора (гипотетиче­ ский аппарат для передачи сигналов- быстрее световой скорости). Я запросил пара­ метры вызова. Меня беспокой или из сферической галакти­ ки с каким-то сложным трех- зиачиым кодом по внешие- галактичеекому каталогу. Ко­ нечно, это мог быть только Каролу, который обладал даром угадывать время моей максимальной занятости. Со вздохом переключив тахо- ретранслятор на связь, я по­ удобнее уселся в кресле и постарался смастерить на лице приветливое выражение. Не­ смотря на то. что мне это пло­ хо удалось, Каролу ничего не заметил, Во всяком случае выражение его лица на гало- экране было таким же, как всегда, — деловито ^ безапел­ ляционным. ^ Привет^ дружише, это я! — эргергично начал он. — Ну, что я. тебе сейчас сообщу — ахнешь! Я все-таки - набрел на эту цивилизацию и даже рань, ше, чем предполагал. Ты хоть понимаешь, что это зна- —^ Боюсь, что с каждым тво­ им словом- все меньше. — Ну пом-нишь, мы спорили о вариантности эволюций на последнем семинаре по кос­ мологии? — Конечно. Ты утверждал,. что первая стадия всякой эво­ люции сознания может быть только биологической, иа ба­ зе углеводородов. — Вот именно, хоть мои -оппоненты и пытались строить модели сознания на основе жидких кристаллов фтора и «ВЕЧНЫХ ПОИСКОВ ЗАЛОГ!» Мир начинается с дорог, как и жизнь каждого из нас- Они не быва­ ют прямыми: то это лесистая тропка, то .накатанный большак. Но самое "главное другое: дорога — это поиск и открытие. Ты .узнаешь людей, ты входишь в их дом, ты расстаешься с ними. Одних помнишь, других тут же забываешь, как только захлопываешь дверь, одних ты любишь, дру­ гих ненавидишь — мало ли кого повстречаешь в пути! Такая дорога! . И па ней много стихов и песен. Ромашка Ты ие пахнешь, ромашка! Ничем, никогда ты не пахнешь, ромашка^ Что ж, тебя я ищу, И за что же тебя я люблю? У тебя белоснеяшая И в ознобе, и в зное рубашка. Увядаешь, А я лепестки все ловлю и ловлю: Снова: «любишь — ие любишь?» Я ие гадаю- Все равно упадает На землю Твой седьмой лепесток." В пальцах тот же восьмой. Не отрываю, я знаю. Что не любит она, А ее разлюбить я не смог. Нет! Ты пахнешь, ромашка. Ее волосами, Я гляжу на тебя, А вижу ее... Только это от горечи Меня не спасает, А восьмой лепесток — Исцеленье и наказанье мое... Суздаль Не дух, не древний лик иконы, Но мать, скорбящую р нас. Не собираю в горсть г Вобрали нх мои поля... Россия! Песня кочевая, Любовь и боль, и вся Земля. В селе овсе так и есть: Погост с крестами, Сады с- предзимней кутерьмой, Над пылышм стадом галок стан, И вечный крик: иди домой! Кого зовет сердито тетка: Мальца, хозяина, телка? А мужики (уже без водки) Не отбивают трепака. Мешает кумушкам судачить Мотоциклетный рьяный гвалт. Когда ударит выхлоп «тачек» В К 0 ЛХ 0 . 3 НЫЙ жиденький асфальт. Куда спешат в блестящих рсбех, Прямое, словно в столбняке. Потомки бывших хлеборобов, Сжав ^ д и л а коня» в руке? Им все одно, сбиваясь в стаю. Чему слуяшть; добру иль а.чу?.. Они от города отстали И не причалили к сёлу. Летят надменно и бесстрастно Как между, небом и. землей. Их ждут косматы и гр.удасты Русалки дружною толпой. Под челкой рыжей взгляд бесстыжий, Тяжел джинсовый пьедестал... Нет, ке по. ним в чужом Париже г о смерти Бунин тосковал. ечь не о той слепой деревне С ее лучиной и плетнем, Хоть и дремучая та древность Не поросла еш,е быльем. Все так! И в нравственном аспекте Я пе могу никак принять, Как штампы в местном диалекте Родной язык хотят разъять. Вползают ядохимикаты В цветастый луг --- живую речь, Бюрократической заплатой Не залатаешь нынче течь. - За что ж селу достались крошки От яств культуры мировой? Но восторгается окрошкой Бывалый лектор областной. И умиляясь, чуть не плача, Стоят туристы у избы — Простой наличник озадачил Бесхитростным витком резьбьк. Здесь пасторальные мотивы Звучат совсем наоборот... Уткнувшись в книжку с детекитом , Пастух от стада вкось бредет. К земле приезжих приручает. Прельстив квартирой, агитпроп, И поселенцы покупают У местной бабушки укроп, И кто-то на заезжей свадьбе, Что, нанимала клубный зал, Крупнопанельную усадьбу «Автовокзалом» обозвал. Мол, здесь яшвут при чемодане, Никто не требует судью. Продернули на заседанье. Вещички в зубы и — «адью»! Добром злорадство ие согрето! мне этот тип давно знаком: — Как хорошо в деревне летом! ...С квартирой В центре областном! Уныло в Суздале в июле- Расплавясь у церковных врат. Туристы из Ельца и Тулы Под своды древние спешат. И неграм зной знать не под силу — Толь кровь на скулах, толь слеза... Глядят на Божью Мать России,' В ее печальные глаза. Славяне с ^братьями цветными Под колыхание свечей На миг становятся немыми От этих суздальских очей. Идут столетья за столетьем. Молчит Она. молчит, скорбя, А перед ней — все те же Дети Глядят в нее, как на себя. И та же боль, та ж трупов груда. Над войском —древний волчий вой, И только ядерный Иуда Не влезет в петлю головой. И это северное диво Не явью явится, ие сном — А кисточкой неторопливой, И синим с золотом мазком- Потом узнаешь, отрешенный, В свой праздный иль нелегкий час, Дороги Россия! Песня кочевая! Как большаки твои длинны... То степь ямщицкая без края. То Стеньки Разина челны. Ковыль — тоска, полынь Ц Ъ у ки , н Вьюнкн надежд, жарки в ч Р , ' То к небу вскинутые руки, А то упавшие к земле- И на суровых космодромах Все тот же путь, но только в высь, Со слов, на всей земле знакомых. Все трассы в небо, начались. И в этой вечной круговерти Всегда есть таинство дорог, Наверно, в них закон бессмертья И вечных поисков залог. Пройду и я своей дорогой, ' В туманной дымке растворюсь. Слепым петитом некролога. Строкой забытою вернусь. Я тоже был на этом свете, Грустил и женщину любил, З а все на свете был в ответе. Не клял судьбу и не юлил. -Александра ТамбозсЕОл Память о первой любви Страх и томленье ожиданья, • Ветров н тншнны разбег, I И лишь потом ударит в зданья Вселенной сатанинский смех. . Ветлу под ливнями колеблет, Блеск электричества, сильней, А хрупких, ломких молний стебли Летят и гибнут без корней. И я бегу сквозь эти грозы, Сквозь эти молнии — туда, В свои грядущие морозы, В свои большие холода. Прошли года и след пожара Угас, в том нет ничьей вины. Лишь там, где дач покой н хмара. Как в ожидании удара Погнулись ветви бузины. - РАССКАЗ - еше в какой-то там газовой фазе. Но подумай сам, дру­ жище, ведь пространство буквально завалено облом­ ками органических молеку-л и аминокислот, а ведь это не что иное, как отходы со.эида- телыюй деятельности При- Но ты, кажется, утвепж- дал там что-то большее. ■— Ну да. Именно то, что несмотря на многообразие внешних форм живого, про­ стейшие организмы основы­ ваются па двух главных фор* мах, взятых еще из неодухот­ воренной природы, трубке (чаще спира.чевидно сверну­ той) и шаре. Эти две сим­ метрии определяются струк­ турой зарождающихся нерв­ ных путей, так? Иа макро- ■уровне внешние условия за­ ставляют организмы камуф­ лировать, деформироваться, приепосабливаясь к внешней среде. На мегауровне в при­ роде этого уже нет, тут снова царят спираль и щар. Я имею в виду планеты, звез­ ды, галактики; и так далее... ; Значит, трубка и шар — база формообразования, ну а дальше?.; Дальше живое проходит через принципиально сходные формы до перворыб, а ведь в рыбе уже заложена схема будущего гуманоида, согла- хочешь уверить меня в том, что разумное существо долж­ но сформироваться идентичным во всех биоэволюниях? — Да, именно так, посколь­ ку начальные и граничные условия для биоэволюций из* В з г л я д ] ^ из иоемоса меняются в крайне узких пре.делах. Впрочем, узость этих пределов говорит н о необычайной редкости этого события. Расчеты показыва­ ют, что в нашей Вселенной могло сформироваться лишь несколько подобных эволюций и представь, я” нашел одну из — Каким же образом? — Начал я рыться в стапых каталогах, где были отмече­ ны пункты рассылки наших исследовательских ; зондов и разные участки Метгалактн- ки и раскопал один симпа­ тичный зоидик. Посмотри-ка вот на эту спиральную гал- лактику, а интересующую меня звездочку я сейчас дам круп­ ным планом. Я переключил дисплей и . всмотрелся. На экране ра:збе- жалась голубая пыль и впе­ ред вышла средних размеров — В довольно скором вре­ мени она станет желтым карликом,----- сказал Каролу.— А зонд находился вот- .здесь, иа внешней планетарной ор­ бите, где падает давление звездного ветра. Видишь яр­ кую точку возле самой боль­ шой планеты? Это искусствен­ ный объект. Он движется за ; пределы системы. — Это зонд? — спросил я. — Да, но их зонд. Давай теперь заглянем внутрь аппа­ рата... Видишь, вот здес1, в центре, серебристую пластину? — Да, вижу. — Посмотри-ка, что на ней ‘изображено. Пластина приблизилась. На В нашем детстве "окружали «ас обыкновенные предметы: белая русская печь, самовар с блестящими боками, сун­ дук, в таинственной глубине которого хранилось много со- -кровищ, — иногда мама пере­ бирала эти сокровища и оде­ ляла нас; из полученных ло­ скутков мы шили куклам платы!. А “еше был стул с гнутой спинкой и круглым фанерным сиденьем; стул назывался не­ понятно и красиво ■— венский. Этот стул, как и всю ме­ бель, котора.я была сначала в нашем доме, прнвез.та из доревни бабушка, — и сундук,. и комод, и венский стул сДе- лал дед Иван,- мастер-золотые Иа фотографии, желтой и нечеткой, дед Иван сидит па венском стуле, суровый, ' с пушистыми усами, в высоких сапогах. А бабушка, странно молодая, без морщигг, стоит сзади, серье.зпая, неулыбчивая, положила руку на спинку сту- Бабушка была нам своя, родная, а про деда мы думали, отчужденно: мы его не, знали, он уМер давно, до нас. Сначала венский стул был хорошей мебелью и стоял в зале, потом, когда купили в магазине желтый шифоньер и настоящие, фабричные стулья, тяжелые, обтянутые чер!!нм дерматином, — вен­ ский стул передвинули в прихожую.'Там, у теплого бо­ ка русской печи, ои и стоял. ВЕНСКНИ СТУЛ Владимир Коршиков ее матовой плоскости с высо­ чайшим мастерством и лако­ низмом была изображена фи­ гура гуманоида. — Смотри, он вписан в . окружность, видишь? — тихо проговорил Каролу. — Какая гармония! Все-таки -природа — гений, правда?... У’ нас пропорции несколько более удлиненны, мы вписались бы в вытянутый эллипс. — Да, рисунок чудесный... Так ты считаешь, что и у пас с тобой не случайные чер­ ты, Каролу? — О нет, разумеется. Даже эти внешние черты — следст­ вие мучительных и долгих по­ исков Природы, ограниченной заданными пределами миро­ вых констант, а она, как тебе известно, отличный инженер. Нет, это отнюдь ие проявле­ ние случайностей. Это символ Большого Взрыва, знак Все­ ленной. — Откуда же они, с какой планеты? — Вот с этой, . маленькой, —видишь? Как прекрасно она * выглядит из - глубокого- космо­ са — ласковая; туманно-голу­ бая, прямо-таки светящаяся изнутри. Это и есть колыбель юной Цивилизации, волшеб­ ный оазис среди долгих . и мрачных пустынь пространст­ ва. Извини за торжественный тон, но я просто не могу сейчас говорить обыденно. — И эта планета?... — Гея, Земля и еше не­ сколько сотен названий на всех ее языках. Счастливая и молодая планета, дружи­ ще. Планета. рождающихся долго стоял. Мы успели выра­ сти, а бабушка совсем соста­ рилась, все чаше сидела на дедовском стуле. Мы разъехались в города, а когда приезжали, З1гали, что вот; сейчас поднимешься па крыльцо, откроешь дверь и громко (бабушка плохо слы­ шала) скажешь: • — Так-то вы гостей встре­ чаете? — и бабушка всполо­ шится, поднимется с венско­ го стула, скажет, близоруко всматриваясь; — Леночка, ты? ;— н это будет началом родного' дома. Как спешили мы жить, .как торопились вперед, в неизвест­ ное и счастливое будущее, и как редко, небрежно огля­ дывались назад, где, казалось, — навечно и незыблемо; рус­ ская печь, венский-стул, ба­ бушка. И вот стул пуст. «Сердце здоровое, — сказал врач, -г- Если не остановится, датго ей мучиться». Сердне остаиови- Прошли годы. Те, кто был моложе нас, тоже выросли и тоже бе.зоглядно спешили впе­ ред и тоже верили в незыбле­ мость оставленного дома. До Москвы я ехала в одном купе с соседской девчонкой— она стала красивой модной барышней, говорила по-сто- личному на «а». " ............. Ра,зговаривали о том, о сем, а, в общем, ни о чем. Поезд увозил туда, куда так ярос-р- но стремились в семнадцать лет. А сердце тосковало об оставленном позади поселке, вокруг которого — лес, и который — родина. . Замолчали, думая. — Да, — сказала модная столичная барышня, — грусг но. Как . чужие дома, в Шек. • шеме, стали. Все теперь иное. Раньше — приедешь, зайдешь к вам, бабка ваша на своем стуле у печки сидит. А теперь -7 пусто, один стул в углу. венского стула больше пет. Сначала вынесли его па веранду, потйк поставили в огород и забыли там. ' От дождей круглое фанерное си­ денье размокло, вздулось. А потом «погиб» венский стул в битве: новое поколение ос­ ваивалось иа .земле и не ж а . лело старой рухляди. Разломав старый стул, но­ вое поколение появилось на пороге дома, звонко .и красно­ щеко объявило; — Бабушка, я обедать не буду, мы с ребятами гоняем. Бабушка спешит иа зов. любимого внука: — Это ты, Колюша? Я пи­ роги .испекла. Что вы там в огороде ломали? — А, ничего, старый стул. Пироги с грибами? А У НАС СЕГОДНЯ ГОСТЬ! Гафт-ЭТО Гафт! Когда произносится это имя, то невольно хочется улыб­ нуться. Дело вовсе не в его собственной вечно ирониче­ ской улыбке и добрых, сме­ ющихся глазах. Нет. не ко­ мик он вовсе... Дело в том, что многие зрители знают народного артиста РСФСР Валентина Гафта как автора остроумных эпиграмм. Вот что говорит по этому поводу сам популярный актер, посе­ тивший недавно наш город. — Однажды меня спросили, мол, Гафт — это фамилия или название... издательства? В шутку, конечно; А вообще-то мне предлагают всерьёз издать книжку эпиграмм и стихов. Началось все с капустников в театральной студии. Недавно даже авторский вечер провели в составе пишущих актеров. Леонид Филатов, Вениамин Смехов и я. Но это, пожалуй, прикладное искусство, а глав­ ное — сцена. — Традиционный вопрос: с чего начинался Гафт-актер? — С фильма. «Убийство на улице Данте», где я исполнял эпизодическую роль. Перед камерой я онемел, окостенел и ■ не мог толком выполнить ука­ зание режиссера 1У1. И. Ром­ ма. . Полнейший провал! Вечером за ужином Михаил . Ильич вдруг говорит: а у вас неплоха получилась роль застенчивого убийцы. Так вот понемножку и пошло... — И все же, что перевеши­ вает — театр или кино? г — Театр — это ощущение зала, это дыхание, эмоции зри­ телей, сопереживания'. А кино, — когда все «на попа». Сна­ чала снимается середина, по­ том конец, в конце — начало. Так что.работа может начать­ ся с финиша — с похорон ге- . роя, которого ты играешь. По­ том (без тебя) режиссер смонтирует, склеит фрагмен­ ты и получится либо чудо, либо ничего. — Вам грешно обижаться иа режиссеров... — Да, работать с Роммом. Рязановым, как говорится, за счастье. Сейчас Эльдар Алек­ сандрович снимает новую лен­ ту, будем надеяться, самую лучшую. Тема в двух словах— перестройка и обновление в нашем обществе. Фильм (во всяком случае сам сценарий) смелый — мой герой, развен­ чанный негодяй-бюрократ, хо­ дит по электричкам и поет: «Подайте медную копейку, по­ дайте жертве ускоренья...». Кстати, о перестройке. Сна­ чала главное — ие прогля­ деть за пей элементарную подстройку. То есть, тех «друзей», кто приспосабли­ вается во все века. Помнится, еще несколько' лет назад меня начальственно предупрежда­ ли, чтобы ничего не упоминал в выступлениях про моего сокурсника по театральной студии Владимира Высоцко­ го. А теперь первые же прось. бы: «Расскажите о нем». Что сказать? Человек из народных любимцев. Из такого, на мой взгляд, ряда, как Алейников, Крючков, Бернес. Шукшин. Помните старый военный фильм, где фронтовые моряки в смертельном бою докури­ вают, обжигаясь, бычок и со связкой гранат кидаются на танки. Он из таких. Сейчас только некоторым невдомек, каким он был Гражданином. — Как вам работается в «Современнике»? — Театр переживает не лучшие свои времена, когда в нем играли Ефремов, Таба­ ков, Любшин. Но перестройка. — мощный фактор и, думаю, это эксперименты с хозрасче­ том, с расширением реперту­ ара дащт искомые резуль­ таты. Силы актерские у нас хорошие. — Впечатление о Липецке? — Город металлургов... и ослепительно белый, снег. Лучшее доказательство в пользу разумного соседства большого предприятия с го­ родом. А вообше-то, проблем ваверное, хватает. Ведь я сни­ мался у вас, в «производст­ венном» фильме па .. вашем комбинате лет, восемь назад и помню, что трудную работу в одном из цехов делали жен- — Вот в вас и сатирик за­ говорил! — Буду самокритичен. Я начал писать эпиграммы на самого себя. Не знаю, хуже или лучше, чем на других, но можете судить сами. Скоро подборка моих вещиц будет опубликована в «Огоньке», Фото В, Мииеева. ]

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz