Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

22 января 1987 г. ЛЕНИНЕЦ ф 3 Лш за аш^рнт оградой Исполняется 50 пет со дня основания Павлов­ ской школы - интерна­ та Первое упоминание о Пав­ ловском детском доме содер. асится в отчете Добринского райисполкома III районному съезду Советов в январе 1931 года. Из документа узнаем, что уже к тому времени здесь было, около ста воспитанников. С ними работали 2 педагога, 4 воспитателя. Детско.му дому было выделено 36 гектаров зе ­ мельных 5Т0ДИЙ- Добринский райисполком' не­ однократно возвращался на своих сессиях к обсуждению проблем детского дома, оказы ­ вал педагогам и и-х воспитанни. кам необходи1мую помощь и содействие. Так в одном из протоколов заседаний райис­ полкома, посвященном Павлов. ца.м, читаем: «Учебно-воспи­ тательная работа в детском .доме ведется в соответствии с утвержденным планом, хорошо организована внешкольная ра_ бота... Имеется струнный ор­ кестр, , самодеятельный хор, регулярно выпускается стен, ная ; газета. В распоряжении воспитанников волейбольная площадка, столярная мастер­ ская»- Участники- сессии с удов.летворением восприняли сообщение об улучшении бы . товых условий детей, высказа­ ли пожелание о продолжении этой важной работы. . Помешала война. Совсем близко подступила к Добринке ее огненная лавина. Огромные силы бьгли мобилизованы стра . ной на отражение гитлеров­ ской агрессии. И опять, отка . зы вая _себе в самом необходи­ мом. не жалели добрннцы средств для воспитанников детского дома, А их здесь к началу Великой Отечествен, ной войны было почти 200 че­ ловек. В 1944 году Добринский райисполком принимает спе­ циальное постановление «Об улучшений работы Павловского детского дома». Из него мы узнаем, что учащиеся в эту грозную пору уже сами вноси­ ли вклад в фонд обороны, ока . зывали помощь старши.м това­ рищам из колхоза имени 1 Мая. В 1947 году Павловский дет . ский дом сливается с Ново- Черкутинским, а в связи с этим увеличивается педагоги, ческо. - воспитательный штат учреждения, растут его земель, ные владения. О внимании, которое уделя­ лось ему местными партийны, ми и хозяйственными органами, свидетельствует и решение, принятое райисполкомом в 1951-м году «Об утверждении попечительского совета детско­ го дома». В его состав вош.ли партийные , и . хозяйственные работники, представители здра . воохранения и народного обра­ зования. ■ Прочные связи установи.чись у членов совета с педагогине. ским коллективом. , Известно,, что в первую очередь удовлет­ ворялись н.ужды и запросы уча . щихся. И, наконец, в конце 50-х годов соответствующим ре . шением райисполкома Павлов­ ский детский до?л был преобра. зован в школ-у-ингернат. Сей. час это крупное учебное за . ведение, где учащиеся получа­ ют законченное среднее об­ разование, а вместе с ним и н а ­ стоящую путевку в жизнь. С. ЧАСОВЫХ, сотрудник облгосархнвз. Пожалуй, впервые в нашем городе такая молодежная ху. дожестзенная выставка со своим сценарием н режиссу- рой! Устроители ее старались осмыслить подачу работ, ор­ ганизовать условия для вое. приятия художественных про­ изведений. А недавно прошло обсужде­ ние выставки. И оно тоже бы­ ло нетрадиционным. Зрители как бы проходили еще раз по залу, где свои , произведения представляли сами авторы. Такое знакомство, безусловно, необходимо — ведь для мно. тих молодых художников эта выставка была дебютом. Пройдем и мы по залу, познакомимся с художниками, послушаем мнения зрителей. Первым представил свои офорты художник Вячеслав Шальнев. Обращаясь к теме чел.овека в природе, В. Шаль­ нев не стремится к какой-то чгкто формальной особенности изобразительного языка. Он очень просто, искренне делится тем, что ему близко, с детства знакомо и дорого,- , За творчеством Бориса Ин- келеса любители изобрази, тельного искусства следят уже давно. От выставки к выстав­ ке в его работах появляется что-то новое, неожиданное. — Я не ограничиваю себя в поисках, — отвечал на мно. гочисленные вопросы Борис, — как любой человек, я имею, право быть разным, интере-' сует меня многое. Всем, что открываю для себя,, хочется поделиться. Никого Не оставил равно­ душным обаятельный скульп. туриый «Женский портрет» Николая Базаева, В мягкой утонченной пластике портрета было столько одухотворенно­ сти, что к нему хотелось вер­ нуться еще и еще. ...Если взглянуть с высоты птичьего полета на страну, ко. торую придумал художник- Олег Кузин, то откроется кар­ тина, можно сказать, фанта, стическая. Здесь пульсирует пространство, оно захватывает зрителя и водит за собой, запутывая в улочках. Это го­ род чудес, где за каждым по­ воротом ■улицы вас ожидает открытие. Сказочно . карна­ вальная страна, где .можно бесконечно «бродить» и нахо­ дить все новые и новые под­ робности, рассматривая детали. Панно молодого художника О. Кузина (одного из авто, ров экепазиции всей выстав­ ки) называется «Страна Кра­ соты». На обсуждении приходи. Заметки Сабластной моледежной ху^^ожественной виставки МИР. ИСКУССТВО. ЧЕЛОВЕК В канун Нового года в Центральном выставоч­ ном зале Липецка открылась областная молодеж­ ная выставка. Ее девиз: «Мир. Искусство. Чело­ век». лось, подчас слышать, . что картины О. Кузина может понять только МОЛОДОЙ зри­ тель, . ПОТО.МУ что между нн- мн особое «взаимопонимание поколений». На мой взгляд, тот ндеаль. кый зритель, которому моло­ дой художник,, сегодня адре­ сует свои работы, это про. сто зритель знающий и дз^ма- ющий. ' # Наглядный ‘ при.мер тому — восприятие картин Татьяны Кузнецовой, , вокруг которых было, пожалуй, больше всего споров. Многие упрекали ее в следовании уже известньпй, готовым формам, усматрива­ ли в ее Арлекинах прямое, воздействие живописи теат. ральны'х хз'дожников Сель- винской, Тыш.чера, Бз'лгако- вой, поэзии Блока. Но эта традиционность, которую Т. Кузнецова не только не скрывает,- но открыто декла. - рирует в своих работах, ни в коей мере не подражание. В ее .живописных образах выра жены глубоко личные чувства и мысли, философская настро енность,. размышления о лю дях, о творчестве. Отсюда последовательность и постоян ство образного строя ее работ Пронизанные единым худо жественным ощущением, , ее небольшие картины слива ются как бы в один цикл Эпиграфгам к ' этому циклу мог бы стать знаменитый монолог Жака из комедии Шекспира «Как вам это нравится»: «Весь мир—театр. В нем женщины, мужчины — все актеры»... «Весь мир» у Т. Кузнецовой предстает в образе пестрого народного балаганчика. На его сцене живут придуман­ ные, очень ранимые люди, — они. возникают в картинах ху­ дожницы, — актеры-маски, об­ реченные всегда оставаться теми же Арлекинами, ' Маль­ винами, Пьеро с их постоянны­ ми схемами действий, по­ ступков, . отношений по од­ нажды установленному сце.^ нарию... Большой интерес и разно..; речивые мнения вызвала, графика дебютанта Констан­ тина Малахова, привлекли внимание пастельные порт-, рёты . Владимира Басинского и яркие темпераментные жи. вописные произведения Вик­ тора Яичникова. Пожалуй, самое большое количество работ в разных жанрах и . технических приемах ' пред­ ставили на выставку супруги Н. и В. Куликовы; Зрители познакомились с многогранно, стью искусства этого способ­ ного молодого творческого ду­ эта. Зрители относились к вы- став.денным работа.ч добро­ желательно, но к серьезному' разговору, к сожалению, го­ товы не были. Проходя еще раз по залу, я ловила себя на мысли, что большинство художников из. бегают трудностей, склонны к использованию готовых ре­ цептов, приводящих к легко­ му успеху. Нё многие из пяти, .десяти девяти авторов, пред­ ставивших свои работы, «шли на риск», нс боясь быть не так понятыми, потерпеть не­ удачу. У Анны Ахматовой есть строки: «В моих стихах все быть ДОЛЖНО некстати». Досадно, что слишком много было здесь произведений, в которых очень'уж все кстати. Вероятно, есть в жизни каж . дого молодого художника та­ кое время, когда он может сказать свое сокровенное сло­ во, когда он находит .себя и создает образный мир, откры. тый только ему. И тратить этот период на поиски, чисто формальные — не только рас­ точительно, но и опасно. Упу­ стить свой «звездный ■час», час открытия своего сокровен, ного образного мира — зна­ чит, рисковать утратой самого главного, того, ради чего ты н стал художником. Думаю, не ошибусь, , если .скажу, мы все сегодня ждем от искусства нового слова,' и ждем его прежде всего от мо­ лодых. ...Обсуждение закончилось. Все, кто был здесь в этот ве. чер, сошлись на одном — об­ ластные молодежные выстав­ ки должны проходить еже.; И. ЧЕМЯКИНА. Фото Ю. Чемякина. ИЗУЧАЕМ ПРОБЛЕМУ Ч'П» уличного масштабе? € € Местом общения они избра­ ли эстраду парка новолнпец- ких металлургов. У них не было сложившейся дружбы,'да и друг друга они знают в ос - ' новном до именам и кличкам: Женька, «Дзюдоист», «Чер­ ныш»... Все они — учащиеся школ или училищ Левобе­ режья, Какие интересы или' увлечения■ объединяли их? Сказать трудно. Там, где они собирались, были гитара и нецензурная брань, разговоры обо всем и ни о чем. Зато пробовали «балдеть». По-раз­ ному. Самогон и пс-ихотроп. ные средства пили,'пробовали ню.хать различные средства для отбеливания. .К счастью, они еше не вхо­ дят в разряд токсикоманов, которым требуется медицин­ ская по.мошь. К счастью, их компания вовремя попа.ча в по-те зрения инспекции по де_ лам несовершеннолетних, пре­ подавателей. Вот несколько вы,гержек из объяснительных записок под- ■ ростков: - ' «Ничего... не делал... Свое здоровье си.пьно берегу и слежу за ним». «Начала ходить на «Эстраду» с июня. Встретила других дев. чонок. Приносят с собой' таб­ летки. Принимали -5—6 раз». «Ходил на «эстраду». Там девчонки и ребята нюхали «Я нюхала клей дома. Сей­ час этим не занимаюсь». Что происходит? Глупость? Любопытство? Желание по. скорее заявить о себе? Чем- то выделиться? Разобраться во всем этом решили начальник инспекции по делам несовершеннолетних Левобережного РОВД Н. Н. Канунцева и участковый ин­ спектор В, Н. Зобова, пригла. сив для беседы подростков. Его зовут Женя. Аккурат­ но одет, умные глаза. Встре­ тишь такого на улице или в школе — обычный мальчиш- По его словам, компанией они собирались просто' так, разговаривали, играли на ги­ таре. Таблетки он не пил, клей не нюхал, а вот самогону от­ ведать довелось. Назвать же тех, кто делал это, категориче. ски отказывается. В его прня-. тии это не по .законам друж­ бы. Девчонок пригласили ■ "на комиссию- ИДН всех- сразу.' Их пятеро. Подражание мод. ным стрижкам, для их возра­ ста много лишнего грима на лицах. ■ Одна из них рассказывает о ■действии таблеток: — Становится все -безраз­ лично, появляется состояние отрешенности, поднимается настроение, начинаешь «бал. деть». — С инструкцией по приме­ нению этого лекарства зна­ кома? — Нет. Сколько нужно выпить таб. . леток? Одну-две? — Шесть-восемь. — Сколько длится такое состояние? — Несколько минут... Несколько .минут отрешен. ностн и .забвения... — Отрешенности и забвения от чего? От непосильных тягот жизни? От своего прекрасно, го возраста? Говорят наперебой. Им . скучно, им нужны . клубы по интересам, танцы на диско, теках. Нет танцев — делать нечего. Литературные их пО'_ знания еле вмещаются в рам­ ки школьной программы, но, кажется, это их не смущает. Все они поставлены на учет в шгепекиии по делам несо­ вершеннолетних, помимо того, будут находиться под наблю. дением медиков. Разумеется, большие надежды возлагают­ ся на родителей, но в основ, ном, к сожалению, подростки эти и.з семей неблагополучных. Так что серьезного' воспита­ тельного., воздействия Со сто. роны родителей ждать не п[5Ихрдится. .И тем не менее, это не снимает с родителей ответственности .за воспитание детей. Вопрос о новых пристра­ стиях молодежи- пока остает. ся открытым. Особое слово здесь должны сказать меди­ ки. Просветительская работа среди молодежи крайне не. обходима Ведь подростки совершенно не .задумываются над тем, что их ожидает в будущем. А токсикомания, ес­ ли вовремя ие остащовитъся, не только разрушает организм, но и приводит к моральному падению. И. АКСАРИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz