Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

30 июля 19&7 г. ЛЕНИНЕЦ Р АЗГО&0Р йвлущАся обоюдяа овлезйы)». 1№и старались обсуДдтьаак можно более широкий спектр вопросов, касающихся моло­ дежных проблем: что пред­ ставляют собой сегодня моло­ дежные организации братских стран? Насколько престижно пребывание в . них? Что дела­ ется для того, чтобы рос их авторитет? В какой степени отражается на мировоззрщгин молодежи западная пропаган­ да и что противопоставляется ей? Существует ли у польской и немецкой молодежи проб­ лема свободного времени? Коснулись мы и других тем: проблемы «отцов и детей», ду­ ховного воспитания молоде­ жи. М. ВИРТ: — Как мвг ка­ жется, на сегодняшний де.иь ситуацин, с.зежявшисся в ССНМ и ЕЛКСА!, во г.иогеы схожи. Сейчас в Союзе Сво­ бодной Немецкой мо.тодежн со­ стоит примерно 99 процентов всех юношей ■и девушек стра­ ны. (Один процент сосгав.тя- ют те, кто является членами различных религиозных сект, вер^'ег в бога);. До некоторых пор считалось: численность определяет действенность ор­ ганизации. И сейчас еще есть ШКО.ТЫ, для руководите.тей ко- , торых важен лишь «процент - охвата». Вот и получается на де.те, что часть молодых лю- дей,. являясь членами ССНМ, » в то же время практически не соответствует тем требовани­ ям, которые предполагмт ' пребывание в рядах Союза. . Чтобы исправить положе- сегодня мы стараемся по­ дойти к приему в ряды ССНМ с новыми критериями п в то же время активизировать ра­ боту тех, кто уже является ч.Теном Союза молодел<и. Ведь люди, которые лишь фор­ мально числятся в Союзе, только подрывают авторитет и первичной . организации, и всего Союза молодежи. Не­ редко случается и так: вступ­ ление в Союз мо.тодой человек Босприиимает не как награду за активность в общественной жизни, а как своего рода ^ «принудн.тоБку». Естественно, ожидать ,отдачи от ие 1 -о не приходится. А. ГЕРЛАХ: — Количест- > веяный подход автоматически • переносился и в сферу практи­ ческой деятельности первич­ ных организаций: чем больше проводилось мероприятий, тем лучше. Главное, провести то, что зап.танировано. А как? Это уже другой вопрос. Помню, на одном из мероприятий, наблю­ дал скучающие лица. но.то- дежь ие принимала участия в дискуссии. Я потом подошел к — ходкому из функционеров и по­ интересовался: почему зто так? И ус.тышал в ответ, что иначе в наше время невозмож­ но: вот раньше, в годы ета- новления страны, оргавиза- К»и ССНМ, работа молодежи была более конкретной и ре­ зультаты ощутимее. Что Же получается, мы сами сводим деятельность ССНМ к громким лозунгам и тут же ее. туем на отсутствие конкрет­ ных дел? З НАКОМАЯ ситуация, не правда ли? Наверня­ ка кому-то из наших читателей доводилось слы­ шать подобные сетования. А нам вспомнилась недавняя встреча е парнем, вернувшим­ ся из Афганистана. Он откро­ венно завидовал боевитости Демократической организации молодежи Афганистана: «Вот им есть где- развернуться, есть куда прилодшть свои силы!». А нам, выходит, некуда?.. X. БЕЛЯХА: — В Пельше, в отличие от Советского Сою­ за н ГДР, несколько .моло­ дежных оргавизаций: Союз сельской молодежи. Социали­ стический Союз Польской мо­ лодежи, Союз польских Харпе­ ров, Союз по.тьских студентов. В каждом профессиональном училище, общеобраэователь. йом лицее, профессионально- техническом учебном заведе- 9 м и обычно две-трк ергаииза- ции. Наряду с »тйм главным и учебных заведениях являет­ ся учеипческое самоуправле­ ние, в состав которого входят представители каждого клас­ са. Эта форма объединения учащихся имеет самое боль­ шое влияние, поскольку зани­ мается вопросами воспита­ ния, взаимопомощи, спортив­ ного развития, культурно-мас­ совой работы. Второе место по^ значению прннад.тежит СеПМ, он занимается теми Же ироблемами, параллельно с ученическим самоуправлением. Я считаю, что сегодня г.чав- вым достоинством молодеж­ ных организаций стал прин­ цип абсолютной доброволь- хбтии вделать так, чтобы де­ ти, знакомясь с этими пере­ дачами, учились критицееки относйтвся к подобного рода пропаганде. «Благодаря» это­ му влиянию возникает пробле­ ма вещизма. Западное телевидение препод­ носит нам яркую рекламу все­ возможных товаров, которых нет в ГДР. Правда, в проти­ вовес этому у нас в стране разработана и успешно вы­ держивает конкуренцию про­ грамма «Молодежная мода». Г..БУДЕР: — Многие семьи в ГДР имеют на ^ Западе родственников, которые в ка­ честве подарков присылают оттуда различные вещи. И д.тя .«Круглый СТОЛ» «Ленинца» , Если в такой ееиье деяр рождения, то сын или дочь мечтают получить в водарок, по меньшей мере, телевизор; а книга для ребенка из такой семьи — не считается подар­ ком. М Ы НЕ случайно повели разговор о ценностях мнимых и иодлиииых. Каждому нз нас доводилось встречать таких молодых лю­ дей, которые во главу угла ставят материальное в ущерб духовному. Как-то в редакцию позвонили из ебла- стной детской больницы: в реаниманиаияое отделение с тяжелым отравлением была доставлена девочка . подро­ сток, решившая «отомстить» Гостям мы рады всегда. Интересным собеседникам — особенно. На* этот раз за «круглым столом» редакции «Ленинца» собрались сверстники наших читателей, молодые люди из ГДР и ПНР, приехавшие в Липецк на курсы рус­ ского языка: Виола Вайнерт, учительница русского языка, Гундула Будер, учащаяся 11-го класса из округа Котбус, Михаэль Вирт, учащийся 12-летней’ школы, Андрэ Герлах, будущий электромонтер, оба — из округа Карл-Маркс- Штадт; учащийся общеобразовательного лицея Марек Вецковски из Любли­ на, молодые учителя— - супруги Дорота и Хенрик Беляхи из Кельце. постя при Бстушлении в них. Если вспомнить начало 80-х годов, то картина бы.ча совер­ шенно иной: членство в Сою­ зе молодежи, равно как и в ' партии, предопред€ля.до, как ни странно, быстрое продви­ жение по служебной: лестнице, ряд льгот, недоступных бес-, партийным: н - несоюзной мо­ лодежи, как-то: внеочередное получение квартир, незае.%- женные поощрения. К чему'это привело, ВЫ' все знаете. . И сейчас мы особенно доро­ жим принципом добровольно­ сти, ведь он гарантирует то, что в ряды партии и союзов молодежи приходят люди нс- тинно убежденные, не рассчи­ тывающие 'Ка награды и при-,- вилегии, а готовые бескорыст. но, во , имя идеи отдавать свои силы на благо общества... В СПОМНИМ ЛЕНИН­ СКОЕ: «Лучше меньше, да лучше». Как видим, этот принцип и сегодня актуа­ лен для тех, кто продолжает революционные традинип. В выступлениях делегатов XX съезда ВЛКСМ четко просле­ живалась позиция, поддер­ жанная миллионами рядовых комсомольцев: мы должны вй* вышать авторитет ВЛКСМ, бороться за чистоту его рядов. X. БЕЛЯХА: — _;198!-й год, как мы его называем, кризисный год, привел многих молодых людей к рДзочарова- шда. Не оттого ли еёцчас боль-. шпнетво ■ польской молодежя не хочет вступать ни в какие организации, даже : симпати­ зирующие — в етороие. Оста- лжь самые активные, е твер­ дыми убеждениями. Е1. именно на их плечи ложится более чем трудное, дело — привле­ чение широких масс юношей и девушек к участию, в общест- вешюЯ. жизни. Подавляющее большинство поляков — верующие. И это сопряжено :со своеобразными трудностями в работе с моло­ дежью. Пример: недавно, на­ шу страну посетил папа Рим­ ский. Встретиться с ним со всей страны приехало множе­ ство людей, в том числе ц мо­ лодежь. В. ВАЙНЕРТ:— В ГДР в во­ просах воспитания молодежи свои ироблсмы. Одна из них— влияшш западной пропаган­ ды. Дело обстоит так', что жи­ тели ряда районов практиче­ ски без помех могут смотреть н слушать три программы из 'ФРГ. И мы не запрещаем это­ го даже ученикам. Напротив, некоторых молодых людей -по­ лучение таких .подарков яв­ ляется критерием самоутверж- В. ВАЙНЕРТ: — Конечно, мода, внешний облик имеют значение- для мо.тодых людей. Но я из опыта учительской практики наблюдаю, что . по­ степенно на первое место все же ставятся моральные цен-.,. кости, то есть умение человека неордййарно мыслить, потреб^ : кость к: совершенствованию своих .знаивд- .Именно такая молодёжь пользуется боль-, ШИ.М уважением в нашем об­ ществе, X. БЕЛЯХА: — В Польше в настоящее врем'я передачи за. падных те.те- и радиостанций непопулярны: в молодежной среде, • поскольку отечествен­ ные средства массовой инфор-. мацин к пропаганды очень правдиво и оперативно осве­ щают происходящее в, нашей стране и за рубежом, Д. БЕЛЯХА: — Скажу от- иосительно уровня обеспечен­ ности: о« в разных семьях по­ ляков неодинаков. Но моло­ дежь сейчас , в Основном' це­ нит. человеческие качества сверстников. Как правило, мо­ лодые люди из более ебеспе- ченных- семей стараются ни- , чем не выделяться среди рове­ сников, наоборот, стремятся быть как все, в хорошем смыс- , ле этого слова. X. БЕЛЯХА; — Среди луч­ ших представителей ноль- .ской молодежи больше всего ценится принадлежность мо­ лодого человека к какому-то опред,елеиному молодежному клубу. Ибо тем самым юноша и девушка как бы подтвержда­ ют свою целеустремленность, значимость. М. ВИРТ: — Говоря о нрав­ ственных ценностях, мы не должны забывать о проблемах, которые несет с собой урбани­ зация. Я хгиву в небольшом город­ ке, разобщена молодежь у нас меньше, чем в крупных горо­ дах, где люди практически ли­ шены контактов друге другом; не знают, чем занимается со­ сед, кто по профессии. Ур­ банизация приводит к тому, ■ что люди замыкаются в .сво­ ем тесном квартирном мирке к досуг проводят перед телеви­ зором. И в такой атмосфере растут дети, которые не учатся радоваться простым жнтей-- ским радостя.м. своей маме, которая по при­ чине скромного заработка от­ казалась приобрести дочери «вареное» платье. Разве работа с такими под- росткамц — не конкретное де­ ло для комсомольцев? А. ГЕРЛАХ: — У нас мног тие молодые люди хотят иметь деньги, чтобы красиво оде­ ваться. Но подчеркну — они хотят эти деньги именно зара­ ботать. И государство создает все возможности, чтобы они могли удов-тетворить свои ма- терцалыше. потребности, но -в то .Же время не забывали и о ерцйа.чьной значн.мости труда. X, БЕЛЯХА: — Глубоко убежден, что воспитание лич­ ности происходит в первую очередь в семье. В Польше именно на семью ложится основная - ответственность за то, каким человек придет, в общество. Каждая семья ста­ рается создать свой тип , воо- литания и, впоследствии гор­ дится своими педагогически­ ми методами, если они приво­ дят к желанному результату. Это своего рода фамильное че­ столюбие в хорошем понима­ нии этого слова: . фамильная честь — превыше всего. Ро­ дители стараются как можно лучше воснитать своих детей, . а для тех, в свою очередь, бйло бы позором не оправдать родительских надежд. М. ВЕЦКОВСКИ: — Причи­ ны, ПО которым родители и дети не всегда понимают друг друга, . кроются в , различии возраста, жизненного опыта. Мы понимаем, что родители старше, но не всегда • хотим прислушиваться к их советам. А я стараюсь избегать кон­ фликтов со старшими. Не хо­ тят, чтобы я кур,цл — пусть будет так, не одобряют позд­ них возвращений домой — прихожу пораньше. И не по­ тому, что боюсь наказаний, просто уважаюг своих родите­ лей, считаю для себя обяза­ тельным выполнять их советы, X. БЕЛЯХА; — Как вы по­ нимаете. не вся молодежь у нас такая, как Марек. Нема.чо и тех, кто много требует, а .сам ничего не аает ни общест­ ву, ни родителям. И не слу­ чайно, окопчив школу, такие долго не могут пайги своего места в жизни. В шко.ле по- легче: если есть хороший ор­ ганизатор, старший товарищ, он сумеет увлечь, помочь оп­ ределиться. Таким образом, И школа не остается в стороне От воспитания личности, хотд главная наша задача — дат* образование, а па.тьму пер« венства в формировании мо* лодого человека мы все оставляем семье. ^ М. ВИРТ: — У нас нередка такая- ситуация: родители 4 силу своей занятости на проч изводстве далеки от интерес сов школьника. Им важен только результат: хорошие оценки. Если же ребенок' успе* вает слабо, родители его ка« называют, не вникая в прнчн. ны плохой успеваемости, не пытаясь по.мочь. Как итог —• у школьника вообще пропа­ дает интерес к учебе. Есть и другая категория родителей, тех. кто совсем не интересуется жизнью своего ребенка вне школы: с кем дру. жит, где бывает, когда воз­ вращается домой. Это .меня всегда настораживает. , „ X. БЕЛЯХА; - То. как шксмьннк проводит свое сво- ' бодное время, уже характери­ зует его как личность. Большое внимание поэтому в Польше уделяется полезно.му досугу: много молодежных клубов, кружков по интересам, В на­ шей шко.ое очень популярен • клуб молодых рационалистов, объединяющий молодых лю­ дей с философским складом характера. ц Г. БУДЕР: — Я являюсь членом одного из молодеж­ ных клубов. В нашей деревне их несколько. Все организа­ ционные вопросы мы решаем самостоятельно. Проводим дискуссии, дис­ котеки, причем, стараемся по возможности вовлекать в ра­ боту клуба все население де­ ревни. В период организации клуба мы получили материаль­ ную поддержку от государст­ ва, а теперь сами заинтересо­ ваны в том, чтобы перейти на самофинансирование. Проблем с помещением не было — мы отремонтировали старое зда­ ние. В строящихся, новых жилых районах уже проектом предусмотрены помещения д.тя молодежных клубов. ■ ц ■ гх- О, О ЧЕМ рассказалм : I наши друзья, согласи­ тесь, не ново. Ни для кого не секрет, что старые, не­ приспособленные для жилья помещения при желании мож-. но переоборудовать в моло­ дежные клубы. И опыт такой у нас в стране есть, да вот только с трудом он себе про­ бивает дорогу, А прижнвись ой — и молодежь, уверены, сетовала бы тогда на безделье и скуку. Пока же по прежне­ му ждем чьих-то указаний, не спешим проявить инициативы- Немедленно принять бы как руководство к действию мысль М. С. Горбачева, высказанную Ий на недавней встрече е руко­ водителями центральных пе­ чатных изданий о необходимо-, сти переоборудования в цент­ ре Москвы различных контор под кафе и клубы. Идея впол­ не приемлемая в насущная, на­ верное, не только для столицы, И в центре Липецка есть адре­ са, по которым могло бы а должны разместиться всевоз­ можные Центры молодежиогв цосуга. Мы не случайно вели нашу беседу именно в русле веае- шеиных проблем, связанных ф молодежью. Дружеский взгляд со стороны как бы обо­ стряет наше собственное зре­ ние, помогает лучше увидеть свои недостатки. В то же время обмен опытом помогает найти пути совершенствования работы е молодежью. Очень рады, что наши поль­ ские и немецкие гости, нахо­ дясь в Липецке, почувствовали, как много точек соприкосиове- вия у них с советской моло­ дежью. Оттого и легко уста­ навливались контакты с мо­ лодыми липчанами, обрета­ лось взаимопонимание. От­ того и разговор в редакции по­ лучился откровенным. : ОТДЕЛ КОММУНИСТИ,1 ЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ.]

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz