Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
30 июля 19&7 г. ЛЕНИНЕЦ Р АЗГО&0Р йвлущАся обоюдяа овлезйы)». 1№и старались обсуДдтьаак можно более широкий спектр вопросов, касающихся моло дежных проблем: что пред ставляют собой сегодня моло дежные организации братских стран? Насколько престижно пребывание в . них? Что дела ется для того, чтобы рос их авторитет? В какой степени отражается на мировоззрщгин молодежи западная пропаган да и что противопоставляется ей? Существует ли у польской и немецкой молодежи проб лема свободного времени? Коснулись мы и других тем: проблемы «отцов и детей», ду ховного воспитания молоде жи. М. ВИРТ: — Как мвг ка жется, на сегодняшний де.иь ситуацин, с.зежявшисся в ССНМ и ЕЛКСА!, во г.иогеы схожи. Сейчас в Союзе Сво бодной Немецкой мо.тодежн со стоит примерно 99 процентов всех юношей ■и девушек стра ны. (Один процент сосгав.тя- ют те, кто является членами различных религиозных сект, вер^'ег в бога);. До некоторых пор считалось: численность определяет действенность ор ганизации. И сейчас еще есть ШКО.ТЫ, для руководите.тей ко- , торых важен лишь «процент - охвата». Вот и получается на де.те, что часть молодых лю- дей,. являясь членами ССНМ, » в то же время практически не соответствует тем требовани ям, которые предполагмт ' пребывание в рядах Союза. . Чтобы исправить положе- сегодня мы стараемся по дойти к приему в ряды ССНМ с новыми критериями п в то же время активизировать ра боту тех, кто уже является ч.Теном Союза молодел<и. Ведь люди, которые лишь фор мально числятся в Союзе, только подрывают авторитет и первичной . организации, и всего Союза молодежи. Не редко случается и так: вступ ление в Союз мо.тодой человек Босприиимает не как награду за активность в общественной жизни, а как своего рода ^ «принудн.тоБку». Естественно, ожидать ,отдачи от ие 1 -о не приходится. А. ГЕРЛАХ: — Количест- > веяный подход автоматически • переносился и в сферу практи ческой деятельности первич ных организаций: чем больше проводилось мероприятий, тем лучше. Главное, провести то, что зап.танировано. А как? Это уже другой вопрос. Помню, на одном из мероприятий, наблю дал скучающие лица. но.то- дежь ие принимала участия в дискуссии. Я потом подошел к — ходкому из функционеров и по интересовался: почему зто так? И ус.тышал в ответ, что иначе в наше время невозмож но: вот раньше, в годы ета- новления страны, оргавиза- К»и ССНМ, работа молодежи была более конкретной и ре зультаты ощутимее. Что Же получается, мы сами сводим деятельность ССНМ к громким лозунгам и тут же ее. туем на отсутствие конкрет ных дел? З НАКОМАЯ ситуация, не правда ли? Наверня ка кому-то из наших читателей доводилось слы шать подобные сетования. А нам вспомнилась недавняя встреча е парнем, вернувшим ся из Афганистана. Он откро венно завидовал боевитости Демократической организации молодежи Афганистана: «Вот им есть где- развернуться, есть куда прилодшть свои силы!». А нам, выходит, некуда?.. X. БЕЛЯХА: — В Пельше, в отличие от Советского Сою за н ГДР, несколько .моло дежных оргавизаций: Союз сельской молодежи. Социали стический Союз Польской мо лодежи, Союз польских Харпе ров, Союз по.тьских студентов. В каждом профессиональном училище, общеобраэователь. йом лицее, профессионально- техническом учебном заведе- 9 м и обычно две-трк ергаииза- ции. Наряду с »тйм главным и учебных заведениях являет ся учеипческое самоуправле ние, в состав которого входят представители каждого клас са. Эта форма объединения учащихся имеет самое боль шое влияние, поскольку зани мается вопросами воспита ния, взаимопомощи, спортив ного развития, культурно-мас совой работы. Второе место по^ значению прннад.тежит СеПМ, он занимается теми Же ироблемами, параллельно с ученическим самоуправлением. Я считаю, что сегодня г.чав- вым достоинством молодеж ных организаций стал прин цип абсолютной доброволь- хбтии вделать так, чтобы де ти, знакомясь с этими пере дачами, учились критицееки относйтвся к подобного рода пропаганде. «Благодаря» это му влиянию возникает пробле ма вещизма. Западное телевидение препод носит нам яркую рекламу все возможных товаров, которых нет в ГДР. Правда, в проти вовес этому у нас в стране разработана и успешно вы держивает конкуренцию про грамма «Молодежная мода». Г..БУДЕР: — Многие семьи в ГДР имеют на ^ Западе родственников, которые в ка честве подарков присылают оттуда различные вещи. И д.тя .«Круглый СТОЛ» «Ленинца» , Если в такой ееиье деяр рождения, то сын или дочь мечтают получить в водарок, по меньшей мере, телевизор; а книга для ребенка из такой семьи — не считается подар ком. М Ы НЕ случайно повели разговор о ценностях мнимых и иодлиииых. Каждому нз нас доводилось встречать таких молодых лю дей, которые во главу угла ставят материальное в ущерб духовному. Как-то в редакцию позвонили из ебла- стной детской больницы: в реаниманиаияое отделение с тяжелым отравлением была доставлена девочка . подро сток, решившая «отомстить» Гостям мы рады всегда. Интересным собеседникам — особенно. На* этот раз за «круглым столом» редакции «Ленинца» собрались сверстники наших читателей, молодые люди из ГДР и ПНР, приехавшие в Липецк на курсы рус ского языка: Виола Вайнерт, учительница русского языка, Гундула Будер, учащаяся 11-го класса из округа Котбус, Михаэль Вирт, учащийся 12-летней’ школы, Андрэ Герлах, будущий электромонтер, оба — из округа Карл-Маркс- Штадт; учащийся общеобразовательного лицея Марек Вецковски из Любли на, молодые учителя— - супруги Дорота и Хенрик Беляхи из Кельце. постя при Бстушлении в них. Если вспомнить начало 80-х годов, то картина бы.ча совер шенно иной: членство в Сою зе молодежи, равно как и в ' партии, предопред€ля.до, как ни странно, быстрое продви жение по служебной: лестнице, ряд льгот, недоступных бес-, партийным: н - несоюзной мо лодежи, как-то: внеочередное получение квартир, незае.%- женные поощрения. К чему'это привело, ВЫ' все знаете. . И сейчас мы особенно доро жим принципом добровольно сти, ведь он гарантирует то, что в ряды партии и союзов молодежи приходят люди нс- тинно убежденные, не рассчи тывающие 'Ка награды и при-,- вилегии, а готовые бескорыст. но, во , имя идеи отдавать свои силы на благо общества... В СПОМНИМ ЛЕНИН СКОЕ: «Лучше меньше, да лучше». Как видим, этот принцип и сегодня актуа лен для тех, кто продолжает революционные традинип. В выступлениях делегатов XX съезда ВЛКСМ четко просле живалась позиция, поддер жанная миллионами рядовых комсомольцев: мы должны вй* вышать авторитет ВЛКСМ, бороться за чистоту его рядов. X. БЕЛЯХА: — _;198!-й год, как мы его называем, кризисный год, привел многих молодых людей к рДзочарова- шда. Не оттого ли еёцчас боль-. шпнетво ■ польской молодежя не хочет вступать ни в какие организации, даже : симпати зирующие — в етороие. Оста- лжь самые активные, е твер дыми убеждениями. Е1. именно на их плечи ложится более чем трудное, дело — привле чение широких масс юношей и девушек к участию, в общест- вешюЯ. жизни. Подавляющее большинство поляков — верующие. И это сопряжено :со своеобразными трудностями в работе с моло дежью. Пример: недавно, на шу страну посетил папа Рим ский. Встретиться с ним со всей страны приехало множе ство людей, в том числе ц мо лодежь. В. ВАЙНЕРТ:— В ГДР в во просах воспитания молодежи свои ироблсмы. Одна из них— влияшш западной пропаган ды. Дело обстоит так', что жи тели ряда районов практиче ски без помех могут смотреть н слушать три программы из 'ФРГ. И мы не запрещаем это го даже ученикам. Напротив, некоторых молодых людей -по лучение таких .подарков яв ляется критерием самоутверж- В. ВАЙНЕРТ: — Конечно, мода, внешний облик имеют значение- для мо.тодых людей. Но я из опыта учительской практики наблюдаю, что . по степенно на первое место все же ставятся моральные цен-.,. кости, то есть умение человека неордййарно мыслить, потреб^ : кость к: совершенствованию своих .знаивд- .Именно такая молодёжь пользуется боль-, ШИ.М уважением в нашем об ществе, X. БЕЛЯХА: — В Польше в настоящее врем'я передачи за. падных те.те- и радиостанций непопулярны: в молодежной среде, • поскольку отечествен ные средства массовой инфор-. мацин к пропаганды очень правдиво и оперативно осве щают происходящее в, нашей стране и за рубежом, Д. БЕЛЯХА: — Скажу от- иосительно уровня обеспечен ности: о« в разных семьях по ляков неодинаков. Но моло дежь сейчас , в Основном' це нит. человеческие качества сверстников. Как правило, мо лодые люди из более ебеспе- ченных- семей стараются ни- , чем не выделяться среди рове сников, наоборот, стремятся быть как все, в хорошем смыс- , ле этого слова. X. БЕЛЯХА; — Среди луч ших представителей ноль- .ской молодежи больше всего ценится принадлежность мо лодого человека к какому-то опред,елеиному молодежному клубу. Ибо тем самым юноша и девушка как бы подтвержда ют свою целеустремленность, значимость. М. ВИРТ: — Говоря о нрав ственных ценностях, мы не должны забывать о проблемах, которые несет с собой урбани зация. Я хгиву в небольшом город ке, разобщена молодежь у нас меньше, чем в крупных горо дах, где люди практически ли шены контактов друге другом; не знают, чем занимается со сед, кто по профессии. Ур банизация приводит к тому, ■ что люди замыкаются в .сво ем тесном квартирном мирке к досуг проводят перед телеви зором. И в такой атмосфере растут дети, которые не учатся радоваться простым жнтей-- ским радостя.м. своей маме, которая по при чине скромного заработка от казалась приобрести дочери «вареное» платье. Разве работа с такими под- росткамц — не конкретное де ло для комсомольцев? А. ГЕРЛАХ: — У нас мног тие молодые люди хотят иметь деньги, чтобы красиво оде ваться. Но подчеркну — они хотят эти деньги именно зара ботать. И государство создает все возможности, чтобы они могли удов-тетворить свои ма- терцалыше. потребности, но -в то .Же время не забывали и о ерцйа.чьной значн.мости труда. X, БЕЛЯХА: — Глубоко убежден, что воспитание лич ности происходит в первую очередь в семье. В Польше именно на семью ложится основная - ответственность за то, каким человек придет, в общество. Каждая семья ста рается создать свой тип , воо- литания и, впоследствии гор дится своими педагогически ми методами, если они приво дят к желанному результату. Это своего рода фамильное че столюбие в хорошем понима нии этого слова: . фамильная честь — превыше всего. Ро дители стараются как можно лучше воснитать своих детей, . а для тех, в свою очередь, бйло бы позором не оправдать родительских надежд. М. ВЕЦКОВСКИ: — Причи ны, ПО которым родители и дети не всегда понимают друг друга, . кроются в , различии возраста, жизненного опыта. Мы понимаем, что родители старше, но не всегда • хотим прислушиваться к их советам. А я стараюсь избегать кон фликтов со старшими. Не хо тят, чтобы я кур,цл — пусть будет так, не одобряют позд них возвращений домой — прихожу пораньше. И не по тому, что боюсь наказаний, просто уважаюг своих родите лей, считаю для себя обяза тельным выполнять их советы, X. БЕЛЯХА; — Как вы по нимаете. не вся молодежь у нас такая, как Марек. Нема.чо и тех, кто много требует, а .сам ничего не аает ни общест ву, ни родителям. И не слу чайно, окопчив школу, такие долго не могут пайги своего места в жизни. В шко.ле по- легче: если есть хороший ор ганизатор, старший товарищ, он сумеет увлечь, помочь оп ределиться. Таким образом, И школа не остается в стороне От воспитания личности, хотд главная наша задача — дат* образование, а па.тьму пер« венства в формировании мо* лодого человека мы все оставляем семье. ^ М. ВИРТ: — У нас нередка такая- ситуация: родители 4 силу своей занятости на проч изводстве далеки от интерес сов школьника. Им важен только результат: хорошие оценки. Если же ребенок' успе* вает слабо, родители его ка« называют, не вникая в прнчн. ны плохой успеваемости, не пытаясь по.мочь. Как итог —• у школьника вообще пропа дает интерес к учебе. Есть и другая категория родителей, тех. кто совсем не интересуется жизнью своего ребенка вне школы: с кем дру. жит, где бывает, когда воз вращается домой. Это .меня всегда настораживает. , „ X. БЕЛЯХА; - То. как шксмьннк проводит свое сво- ' бодное время, уже характери зует его как личность. Большое внимание поэтому в Польше уделяется полезно.му досугу: много молодежных клубов, кружков по интересам, В на шей шко.ое очень популярен • клуб молодых рационалистов, объединяющий молодых лю дей с философским складом характера. ц Г. БУДЕР: — Я являюсь членом одного из молодеж ных клубов. В нашей деревне их несколько. Все организа ционные вопросы мы решаем самостоятельно. Проводим дискуссии, дис котеки, причем, стараемся по возможности вовлекать в ра боту клуба все население де ревни. В период организации клуба мы получили материаль ную поддержку от государст ва, а теперь сами заинтересо ваны в том, чтобы перейти на самофинансирование. Проблем с помещением не было — мы отремонтировали старое зда ние. В строящихся, новых жилых районах уже проектом предусмотрены помещения д.тя молодежных клубов. ■ ц ■ гх- О, О ЧЕМ рассказалм : I наши друзья, согласи тесь, не ново. Ни для кого не секрет, что старые, не приспособленные для жилья помещения при желании мож-. но переоборудовать в моло дежные клубы. И опыт такой у нас в стране есть, да вот только с трудом он себе про бивает дорогу, А прижнвись ой — и молодежь, уверены, сетовала бы тогда на безделье и скуку. Пока же по прежне му ждем чьих-то указаний, не спешим проявить инициативы- Немедленно принять бы как руководство к действию мысль М. С. Горбачева, высказанную Ий на недавней встрече е руко водителями центральных пе чатных изданий о необходимо-, сти переоборудования в цент ре Москвы различных контор под кафе и клубы. Идея впол не приемлемая в насущная, на верное, не только для столицы, И в центре Липецка есть адре са, по которым могло бы а должны разместиться всевоз можные Центры молодежиогв цосуга. Мы не случайно вели нашу беседу именно в русле веае- шеиных проблем, связанных ф молодежью. Дружеский взгляд со стороны как бы обо стряет наше собственное зре ние, помогает лучше увидеть свои недостатки. В то же время обмен опытом помогает найти пути совершенствования работы е молодежью. Очень рады, что наши поль ские и немецкие гости, нахо дясь в Липецке, почувствовали, как много точек соприкосиове- вия у них с советской моло дежью. Оттого и легко уста навливались контакты с мо лодыми липчанами, обрета лось взаимопонимание. От того и разговор в редакции по лучился откровенным. : ОТДЕЛ КОММУНИСТИ,1 ЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ.]
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz