Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

28 июля 1987 г. ЛЕНИНЕЦ «ПРЯМАЯ. ЛИНИЯ» СПТУ: УЧЕБА, ТВОРЧЕСТВО, ТРУД Дежурная по линии (до на­ чала звонков): — Геннадий Сергеевич, в почте - нашей редакции много писем с прось­ бой ответить, в каком училище можно получить ту или иную специальность. Напрашивается ВЫВОД; у школьников и их родителей нет достаточной ин­ формации о системе профтех­ образования. ГРЕВЦЕВ; — В начале ны­ нешнего года издан рекламный проспект о средних профес­ сионально - технических учи­ лищах нашей об.пасти. ~ Все пять тысяч экземпляров ра­ зошлись по школам. Но во многих, наверное, не сочли, обя­ зательным выставить их -на обозрение. Так что,, давайте объясним рентам : точную и полную информацию о каждом училище можно получить в любой школьной библиотеке. Звонок: — Алло, Геннадий Сергеевич, звоню потому,* что сть меня переполняет. На техническое учили- ^ ^ 0 1 Т г е ? — Да в том-то и дело, что нет. Представляете, с;ын мой стать столяром мечта.ч давно. -■Итучилище мы с. шш выбрали вместе -— пятое. Кстати, очень я хотел, чтобы работал он в домостроительном комбинате. — А почему .0 своих Желани­ ях вы говорите в прошедшем времени? — В том-то и дело: классная руководительница все иепортп- ,ла. Когда сын пришел за до­ кументами в школу, она сказа­ ла, что таким, как он, место только в СПТУ. Это вместо добрых слов на прощание. Вот сын и решил из школы не ухо­ дить, а доказать, что и он хорошо учиться сможет. — Но ведь это можно и в училище доказать! А вы как • зрослый человек до.лжны по­ ймать; менять себя вашему сыну .гораздо легче в обстанов­ ке н о ^ т , — Скажите, а вы своих де­ тей согласились бы отпустить в техническое училище? . — Могу даже точно сказать — в десятое. НЪ пока мой сын не подходит по возрасту, не­ смотря на то, что закончил во- 'т:^мь классов. Так что-в пред­ стоящем учебном году его по­ просту не допустят на метал­ лургический комбинат, где уже с первых месяцев обучения должна начинаться производ­ ственная практика. — Спасибо за совет. . Диалогов о бестактном пове­ дении учителей по отношению к выпускникам, собравшимся учиться в технических учили­ щах, состоялось несколько. Об этом разговор особый. А сейчас замечание вот какое. Почти все звонившие родители — представители рабочих про­ фессий. И ни один из них, как выяснилось в разговорах, не организовал экскурсию класса, где учились дочь или сын, к себе на предприятие, ни разу не предложил в школе рассказать о современном про­ изводстве. А ведь профориен­ тация на рабочие специа. 1 !ьно- сти — умная. действенная, должна войти прежде всего и в обязанности родителей. Именно в этом программа школьной реформы предпола­ гает расширение зоны влияния на школу. — Алло, Геннадий Серге­ евич, вас беспокоит Владимир Щербицкий из Ельца. Мне интересно знать о переменах в училищах в связи е реформой. Кстати, вопрос этот — упрек «Ленинцу» за то, что мало о вашей системе его коррес­ понденты пишут. — А что конкретно вас ин­ тересует? — Пожалуй, материальная база. . — Ну уж раз вы из Ельца,, то с вашего города и начну. В СПТУ-2 создана крупная ба­ за для межотраслевой подго­ товки кадров по тем специ­ альностям, , которых требует научно - технический прогресс. Готовят здесь станочников широкого профиля,, операторов станков с ЧПУ, наладчиков станков и манипуляторов с программным управлением, электромехаников по ремонту и обслуживанию вычислитель­ ной техники. Для того, что­ бы вы лучше представили, на­ сколько все- это основательно, скажу: на оборудование, при­ обретенное в прошлом учебном году, базовые предприятия училища выделили 800 ты­ сяч рублей. -— Ты, очевидно, имеешь в виду «Основы профессиональ­ ного. творчества?». Конечно, громко прозвучит, если сказать о том, что на занятиях этого предмета готовят будущих рационализаторов. Скорее, он предназначен для того, чтобы пробудить у будущих рабочих желание изобретать, совершен­ ствовать технику, автомати­ ку. Как, наверное, трудно бывает на этих уроках... — Не во.лнуйся. Сначала говорят здесь об очень■ про­ стом. Задачи, которые пред­ лагаются ребятам, скорее д а - , же на загадки похожи.' Кстати,' хочешь одну —- на разминку? ■ —. Хочу! — Можешь ли ты бросить мяч так, чтобы он, пролетев 4—,5 метров, остановился и начал двигаться в обратном направлении? При этом не Сегодня на вопросы наших читателей отвечает начальник областного управления профтех­ образования Геннадий Сергеевич Гфевцев Кстати, аналогичный центр создается в СПТУ-10, конечно, с помощью НЛМК. Для ос­ нащения мастерских метал­ лурги -безвозмездно передали ‘училищу три робототехниче­ ских комплекса, тринадцать роботов - манипуляторов. Пер­ вого сентября здесь должны на.чаться - занятия. Большие изменения и ,в 23-м училище в связи с тем, что развитию машинострое­ ния внимание сейчас прнста.ть- ное и, главное, действенное. Что касается перемен в сель­ ских училищах, то здесь глав­ ная новость ■такая; в само­ стоятельные учебные заведе­ ния реорганизованы филиалы, находившиеся во Льве Тол­ стом, ,Добринке, Тербунах. Но если учесть, что еще вО многих училищах учебное обо­ рудование не. опережает уро­ вень реконстру'кции базовых предприятий, что более трид­ цати процентов этого обору­ дования требует сроч.чой за­ мены, то, согласитесь, список предприятий, считающих ба­ зовое . училище цс.хом Л'» I, должен быть гораздо больше. Однако... — Геннадий Сергеевич, меня зовут Дмитрием, ’ фамилия Мочалин. Перешел в девятый класс, и, конечно, у меня есть друзья из технических Д'чилищ. Они мне рассказывали о ка­ ком-то специальном предмете в 27-м училище, который предназначен для будущих рационализаторов. разрешается ударять мяч чем- нибудь или привязывать к чему-либо. Ои Не должен уда­ ряться и о препятствия. — Так ведь такое то.лько в. цирке; можно сделать! — Поначалу многие так . говорят, но цирк здесь ни при чем. Оказывается; мяч-то про­ сто-напросто надо бросить вверх, а сила земного притя­ жения вернет его назад. — Как просто, — А вот догадаться почему- то сложно. Скажи, а хорошо бы сделать так, чтобы во всех училищах звонки давал одни пульт управления?. — ' Интересно. А как так можно сделать? — Извини, не скажу. Это тайна ребят из 27-го учили­ ща, которые даже несколько вариантов предложили. Ска­ жи. ты понял, что это за предмет? — Понял. Но неуятелп он только в. 27-м училище есть? — С нового у’кбного года «Основы профессионального творчества» вводятся в 23, 10, 2. 12, 7 м училищах. — Алло! Вас беспокоит Людмила Ивановна Воробье­ ва, руководитель драматиче­ ской студни шестого училища. — Людмила Ивановна, я знаю вас. видел выступления ваших ребят. — Мне «то очень приятно. Как вы. наверное, догадывае­ тесь, вопрос я .хочу задать не о профессиональио.м обучении. Скажите, пожа.чуйста, у уп­ равления профтехобразования когда-нибудь будет свой Дом культуры? - — Речь идет о том. чтобы он был ейе и домом техники. Но появится он, Людмила Ива­ новна, вероятнее всего, в три­ надцатой пятилетке. Дежурная по линии: — Ген. надий Сергеевич, я записала еще несколько вопросов о предстоящих новостройках... — Ну что ж, сначала о том, что в перспективе ближайшей. На 12-ю пятилетку заплан'н- ' ровано проектирование и на­ чало сооружения учебных комплексов в Добринке, Тер­ бунах, во Льве Толстом. На­ мечается строительство ма­ стерских в СПТУ-13 г. Ельца. Министерством, черной ме­ таллургии планируется комп­ лекс-училище на 1440 человек — это вместо 27-го ' СПТУ й 16-го сменно-вечернего. И, конечно, в связи с реконструк­ цией тракторного завода ве­ дется очень конкретный диа.юг с Министерством" тракторного .и сельскохозяйственного ма- Шкностроения СССР о строи­ тельстве нового СПТУ для , этого предприятия. .Звонок; ^ Геннадий Сер­ геевич, сын мой на бу,дущий год закончит данковское )учи- лище 22, а мне кажется, он ничему не научится. Практиче- ски.х-то навыков почти нет. Что ж ;это за строитель при-- дет на работу, если за годы учебы он стройки так и не понюхал. Ведь редко кто из- ребят этого училища берет в руки инструмент во ' время практики, чаще всего лопатой орудуют на уборке мусора. — Очень хотелоюь ' бы вам сказать,- что сгущаете, ,краски, да не .могу. Потому как воз- мущаетесь справедливо. К СУ-8 , треста - «Про.мстрой» действительно -много претен­ зий за. .организацию Прак­ тики учащихся -своего учили­ ща. Скажу более: в нашем уп­ равлении хранится увесистая папка с докладными о .безоб­ разном отношении базовых предприятий к органнзацнп труда СВОИХ’ "будущих рабо­ чих. Вот данные нз 2Г.го учи­ лища. Тринадцать штукату­ ров . плиточников на преддип­ ломной практике, которую рнп проходили па объектах «Липецкетроя», ' занимались только уборкой помещений и подносом раствора, шесть столяров . паркетчиков ис­ пользовались в качестве плот­ ников - бетонщиков и подно­ сили армату,ру. — А где же выход, Ген­ надий Сергеевич?! — Выход в одном — в том, чтобы администрапня пред­ приятий, для которых училища готовят кадры, к своим буду­ щим рабочим относилась как к уже евои-ч. Давно пора, ставить вопрос о том, чтобы время преддипломной производст­ венной практики считалось стажем работы на предприя­ тии. -Трудовые книжки ' из СПТУ колжны передать туда,- Тогда и парни, ушедшие слу­ жить в армию, вернутся в эти Же коллективы. Но, к со­ жалению, в положении о базо­ вом предприятии СПТУ есть такая строка: «Учащиеся во время производственной прак. тики в списочный состав ра­ ботников предприятия не вклю­ чаются», И более того, сейчас, когда предприятия переходят на хозрасчет, им невышдно давать практикантам само­ стоятельную, оплачиваемую работу! Так что со своей стороны, мОгу обещать пока единствен. ное; уговаривать, увещевать, призывать руководителей предприятий смотреть в буду­ щее и.х же предприятий. — А.ъто, вас беспокоит Сер­ гей Иванов, в общем, я вы- пускнпк школы. Скажите, есть ли гарантия, что закончивший училище с отличием может получить направление в вуз или техникум? — Абсолютная гарантия. Более того, могу тебя обрадо. вать: если ты уже имеешь среднее образование -и в учи—- лише начнешь обучаться спе­ циальности строительного или машиностроительного профиля, тебе позволят одновременно учиться в вечернем институте- или техникуме, разумеется, того же профиля. — Да нет. я хочу стать водителем. ' — Прекрасно. И тебя есть повод обрадовать. С нынеш-. него года водителей будем’ готовить для работы па всех .марках машин. — Алло._ меня зовут Доро­ нина Любовь Егоровна. Звоню вам для того, - чтобы сказать спасибо за ’^сына. Он окончил шестое училище, по­ лучил специальность сварнхи- ка. Не знаю, как у него де.та пойдут дальше, но в армии профессия эта ему очень прш’о. днлась. — Приятно такое слышать. — Геннадий Сергеевич, но ведь я, убедившись в -юм, насколько, целесообразно су­ ществование профессиона.Льно- технического обучения, ' не могу понять, почему с таки.м трудом идет набор в, училища? — Не во все, конечно," На­ пример. в 28 м. 10-м, как правило, образовывается кон. курс, в 20-м училище на неко­ торые специальности — тоже. Ну, а в большинстве,:, вы правы — набор идет с тру- Внднте ли, в чем дело: мы, может, и не испытывали бы этих трудностей, если бы придерживались плана обл. плана, но ведь нам еще н .ми­ нистерств® просвещения дик­ тует. Например, в нынешнем году облплан планирует в техникумы принять 1640 вы­ пускников восьмых классов, а министерство — 2868... ' Та­ ким образом, мы теряем ог- .ромное количество наших возможных учеников. Но лад­ но. можно спокойнее опю- ситься бы к этим «ножшшам», если бы. именно в наборе нам помогали РАПО и райкомы комсомола. На сегодняшний день в наши.ч училнща.х лежит 4119 заявлений о. приеме, и' лишь 97 человек пришли по направлениям комсомола. 256 прислали ,хозяйства.„ - Дежурная «по линии»; — Ген­ надий Сергеевич, время «пря­ мой линии» истекло, поэтому позвольте теперь редакции «Ленинпа» задать вам вопрос: в чем вы видите конкретную помощь нашей газеты в бли­ жайшее время? — Поскольку V нас серьез­ ные претензии к РАПО, и не только по поводу их помощи в комплектовании учи.пищ. но и в том, что в большинстве своем они устраняются от по­ мощи и в укреплении матери­ альной базы своих, сельских училищ, то, конечно, об этом стоит поговорить яа страницах газеты — подробнее и обстоя­ тельнее. Й особое внимание прошу уделить Лебедянскому. Тербунскому Хлевенскому РАПО. Дежурная «по ливни» Е. МИТИНА. Зам. редактора В. КУРГАНИИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz