Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
28 июля 1987 г. ЛЕНИНЕЦ «ПРЯМАЯ. ЛИНИЯ» СПТУ: УЧЕБА, ТВОРЧЕСТВО, ТРУД Дежурная по линии (до на чала звонков): — Геннадий Сергеевич, в почте - нашей редакции много писем с прось бой ответить, в каком училище можно получить ту или иную специальность. Напрашивается ВЫВОД; у школьников и их родителей нет достаточной ин формации о системе профтех образования. ГРЕВЦЕВ; — В начале ны нешнего года издан рекламный проспект о средних профес сионально - технических учи лищах нашей об.пасти. ~ Все пять тысяч экземпляров ра зошлись по школам. Но во многих, наверное, не сочли, обя зательным выставить их -на обозрение. Так что,, давайте объясним рентам : точную и полную информацию о каждом училище можно получить в любой школьной библиотеке. Звонок: — Алло, Геннадий Сергеевич, звоню потому,* что сть меня переполняет. На техническое учили- ^ ^ 0 1 Т г е ? — Да в том-то и дело, что нет. Представляете, с;ын мой стать столяром мечта.ч давно. -■Итучилище мы с. шш выбрали вместе -— пятое. Кстати, очень я хотел, чтобы работал он в домостроительном комбинате. — А почему .0 своих Желани ях вы говорите в прошедшем времени? — В том-то и дело: классная руководительница все иепортп- ,ла. Когда сын пришел за до кументами в школу, она сказа ла, что таким, как он, место только в СПТУ. Это вместо добрых слов на прощание. Вот сын и решил из школы не ухо дить, а доказать, что и он хорошо учиться сможет. — Но ведь это можно и в училище доказать! А вы как • зрослый человек до.лжны по ймать; менять себя вашему сыну .гораздо легче в обстанов ке н о ^ т , — Скажите, а вы своих де тей согласились бы отпустить в техническое училище? . — Могу даже точно сказать — в десятое. НЪ пока мой сын не подходит по возрасту, не смотря на то, что закончил во- 'т:^мь классов. Так что-в пред стоящем учебном году его по просту не допустят на метал лургический комбинат, где уже с первых месяцев обучения должна начинаться производ ственная практика. — Спасибо за совет. . Диалогов о бестактном пове дении учителей по отношению к выпускникам, собравшимся учиться в технических учили щах, состоялось несколько. Об этом разговор особый. А сейчас замечание вот какое. Почти все звонившие родители — представители рабочих про фессий. И ни один из них, как выяснилось в разговорах, не организовал экскурсию класса, где учились дочь или сын, к себе на предприятие, ни разу не предложил в школе рассказать о современном про изводстве. А ведь профориен тация на рабочие специа. 1 !ьно- сти — умная. действенная, должна войти прежде всего и в обязанности родителей. Именно в этом программа школьной реформы предпола гает расширение зоны влияния на школу. — Алло, Геннадий Серге евич, вас беспокоит Владимир Щербицкий из Ельца. Мне интересно знать о переменах в училищах в связи е реформой. Кстати, вопрос этот — упрек «Ленинцу» за то, что мало о вашей системе его коррес понденты пишут. — А что конкретно вас ин тересует? — Пожалуй, материальная база. . — Ну уж раз вы из Ельца,, то с вашего города и начну. В СПТУ-2 создана крупная ба за для межотраслевой подго товки кадров по тем специ альностям, , которых требует научно - технический прогресс. Готовят здесь станочников широкого профиля,, операторов станков с ЧПУ, наладчиков станков и манипуляторов с программным управлением, электромехаников по ремонту и обслуживанию вычислитель ной техники. Для того, что бы вы лучше представили, на сколько все- это основательно, скажу: на оборудование, при обретенное в прошлом учебном году, базовые предприятия училища выделили 800 ты сяч рублей. -— Ты, очевидно, имеешь в виду «Основы профессиональ ного. творчества?». Конечно, громко прозвучит, если сказать о том, что на занятиях этого предмета готовят будущих рационализаторов. Скорее, он предназначен для того, чтобы пробудить у будущих рабочих желание изобретать, совершен ствовать технику, автомати ку. Как, наверное, трудно бывает на этих уроках... — Не во.лнуйся. Сначала говорят здесь об очень■ про стом. Задачи, которые пред лагаются ребятам, скорее д а - , же на загадки похожи.' Кстати,' хочешь одну —- на разминку? ■ —. Хочу! — Можешь ли ты бросить мяч так, чтобы он, пролетев 4—,5 метров, остановился и начал двигаться в обратном направлении? При этом не Сегодня на вопросы наших читателей отвечает начальник областного управления профтех образования Геннадий Сергеевич Гфевцев Кстати, аналогичный центр создается в СПТУ-10, конечно, с помощью НЛМК. Для ос нащения мастерских метал лурги -безвозмездно передали ‘училищу три робототехниче ских комплекса, тринадцать роботов - манипуляторов. Пер вого сентября здесь должны на.чаться - занятия. Большие изменения и ,в 23-м училище в связи с тем, что развитию машинострое ния внимание сейчас прнста.ть- ное и, главное, действенное. Что касается перемен в сель ских училищах, то здесь глав ная новость ■такая; в само стоятельные учебные заведе ния реорганизованы филиалы, находившиеся во Льве Тол стом, ,Добринке, Тербунах. Но если учесть, что еще вО многих училищах учебное обо рудование не. опережает уро вень реконстру'кции базовых предприятий, что более трид цати процентов этого обору дования требует сроч.чой за мены, то, согласитесь, список предприятий, считающих ба зовое . училище цс.хом Л'» I, должен быть гораздо больше. Однако... — Геннадий Сергеевич, меня зовут Дмитрием, ’ фамилия Мочалин. Перешел в девятый класс, и, конечно, у меня есть друзья из технических Д'чилищ. Они мне рассказывали о ка ком-то специальном предмете в 27-м училище, который предназначен для будущих рационализаторов. разрешается ударять мяч чем- нибудь или привязывать к чему-либо. Ои Не должен уда ряться и о препятствия. — Так ведь такое то.лько в. цирке; можно сделать! — Поначалу многие так . говорят, но цирк здесь ни при чем. Оказывается; мяч-то про сто-напросто надо бросить вверх, а сила земного притя жения вернет его назад. — Как просто, — А вот догадаться почему- то сложно. Скажи, а хорошо бы сделать так, чтобы во всех училищах звонки давал одни пульт управления?. — ' Интересно. А как так можно сделать? — Извини, не скажу. Это тайна ребят из 27-го учили ща, которые даже несколько вариантов предложили. Ска жи. ты понял, что это за предмет? — Понял. Но неуятелп он только в. 27-м училище есть? — С нового у’кбного года «Основы профессионального творчества» вводятся в 23, 10, 2. 12, 7 м училищах. — Алло! Вас беспокоит Людмила Ивановна Воробье ва, руководитель драматиче ской студни шестого училища. — Людмила Ивановна, я знаю вас. видел выступления ваших ребят. — Мне «то очень приятно. Как вы. наверное, догадывае тесь, вопрос я .хочу задать не о профессиональио.м обучении. Скажите, пожа.чуйста, у уп равления профтехобразования когда-нибудь будет свой Дом культуры? - — Речь идет о том. чтобы он был ейе и домом техники. Но появится он, Людмила Ива новна, вероятнее всего, в три надцатой пятилетке. Дежурная по линии: — Ген. надий Сергеевич, я записала еще несколько вопросов о предстоящих новостройках... — Ну что ж, сначала о том, что в перспективе ближайшей. На 12-ю пятилетку заплан'н- ' ровано проектирование и на чало сооружения учебных комплексов в Добринке, Тер бунах, во Льве Толстом. На мечается строительство ма стерских в СПТУ-13 г. Ельца. Министерством, черной ме таллургии планируется комп лекс-училище на 1440 человек — это вместо 27-го ' СПТУ й 16-го сменно-вечернего. И, конечно, в связи с реконструк цией тракторного завода ве дется очень конкретный диа.юг с Министерством" тракторного .и сельскохозяйственного ма- Шкностроения СССР о строи тельстве нового СПТУ для , этого предприятия. .Звонок; ^ Геннадий Сер геевич, сын мой на бу,дущий год закончит данковское )учи- лище 22, а мне кажется, он ничему не научится. Практиче- ски.х-то навыков почти нет. Что ж ;это за строитель при-- дет на работу, если за годы учебы он стройки так и не понюхал. Ведь редко кто из- ребят этого училища берет в руки инструмент во ' время практики, чаще всего лопатой орудуют на уборке мусора. — Очень хотелоюь ' бы вам сказать,- что сгущаете, ,краски, да не .могу. Потому как воз- мущаетесь справедливо. К СУ-8 , треста - «Про.мстрой» действительно -много претен зий за. .организацию Прак тики учащихся -своего учили ща. Скажу более: в нашем уп равлении хранится увесистая папка с докладными о .безоб разном отношении базовых предприятий к органнзацнп труда СВОИХ’ "будущих рабо чих. Вот данные нз 2Г.го учи лища. Тринадцать штукату ров . плиточников на преддип ломной практике, которую рнп проходили па объектах «Липецкетроя», ' занимались только уборкой помещений и подносом раствора, шесть столяров . паркетчиков ис пользовались в качестве плот ников - бетонщиков и подно сили армату,ру. — А где же выход, Ген надий Сергеевич?! — Выход в одном — в том, чтобы администрапня пред приятий, для которых училища готовят кадры, к своим буду щим рабочим относилась как к уже евои-ч. Давно пора, ставить вопрос о том, чтобы время преддипломной производст венной практики считалось стажем работы на предприя тии. -Трудовые книжки ' из СПТУ колжны передать туда,- Тогда и парни, ушедшие слу жить в армию, вернутся в эти Же коллективы. Но, к со жалению, в положении о базо вом предприятии СПТУ есть такая строка: «Учащиеся во время производственной прак. тики в списочный состав ра ботников предприятия не вклю чаются», И более того, сейчас, когда предприятия переходят на хозрасчет, им невышдно давать практикантам само стоятельную, оплачиваемую работу! Так что со своей стороны, мОгу обещать пока единствен. ное; уговаривать, увещевать, призывать руководителей предприятий смотреть в буду щее и.х же предприятий. — А.ъто, вас беспокоит Сер гей Иванов, в общем, я вы- пускнпк школы. Скажите, есть ли гарантия, что закончивший училище с отличием может получить направление в вуз или техникум? — Абсолютная гарантия. Более того, могу тебя обрадо. вать: если ты уже имеешь среднее образование -и в учи—- лише начнешь обучаться спе циальности строительного или машиностроительного профиля, тебе позволят одновременно учиться в вечернем институте- или техникуме, разумеется, того же профиля. — Да нет. я хочу стать водителем. ' — Прекрасно. И тебя есть повод обрадовать. С нынеш-. него года водителей будем’ готовить для работы па всех .марках машин. — Алло._ меня зовут Доро нина Любовь Егоровна. Звоню вам для того, - чтобы сказать спасибо за ’^сына. Он окончил шестое училище, по лучил специальность сварнхи- ка. Не знаю, как у него де.та пойдут дальше, но в армии профессия эта ему очень прш’о. днлась. — Приятно такое слышать. — Геннадий Сергеевич, но ведь я, убедившись в -юм, насколько, целесообразно су ществование профессиона.Льно- технического обучения, ' не могу понять, почему с таки.м трудом идет набор в, училища? — Не во все, конечно," На пример. в 28 м. 10-м, как правило, образовывается кон. курс, в 20-м училище на неко торые специальности — тоже. Ну, а в большинстве,:, вы правы — набор идет с тру- Внднте ли, в чем дело: мы, может, и не испытывали бы этих трудностей, если бы придерживались плана обл. плана, но ведь нам еще н .ми нистерств® просвещения дик тует. Например, в нынешнем году облплан планирует в техникумы принять 1640 вы пускников восьмых классов, а министерство — 2868... ' Та ким образом, мы теряем ог- .ромное количество наших возможных учеников. Но лад но. можно спокойнее опю- ситься бы к этим «ножшшам», если бы. именно в наборе нам помогали РАПО и райкомы комсомола. На сегодняшний день в наши.ч училнща.х лежит 4119 заявлений о. приеме, и' лишь 97 человек пришли по направлениям комсомола. 256 прислали ,хозяйства.„ - Дежурная «по линии»; — Ген надий Сергеевич, время «пря мой линии» истекло, поэтому позвольте теперь редакции «Ленинпа» задать вам вопрос: в чем вы видите конкретную помощь нашей газеты в бли жайшее время? — Поскольку V нас серьез ные претензии к РАПО, и не только по поводу их помощи в комплектовании учи.пищ. но и в том, что в большинстве своем они устраняются от по мощи и в укреплении матери альной базы своих, сельских училищ, то, конечно, об этом стоит поговорить яа страницах газеты — подробнее и обстоя тельнее. Й особое внимание прошу уделить Лебедянскому. Тербунскому Хлевенскому РАПО. Дежурная «по ливни» Е. МИТИНА. Зам. редактора В. КУРГАНИИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz