Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
23 июля 1987 г. ЛЕЙШЕЦ • 9 ♦ ОТДЕЛ ОСТРЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОБЛЕМ ♦ ОТДЕЛ ОСТРЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОБЛЕМ КАК В НЕДОБРОМ СЦЕНАРИИ... Знаю, что статья моя может показаться молодым читателям «крамольной», может быть, даже- старомодной и злой, и мно-гие ее не примут. Но в ней выстраданные мысли чело века, который всю жизнь ра ботает с молодыми, имеет воз можность сравнивать. Лет десять, пятнадцать то му назад слово «подростки» в печати конкурировало с та кими весомыми понятиями, как «политика» или «космос». Се годня изо всех источников ин формации звучит набатом род ственное слово «молодежь». О современной молодежи литера торы говорят на Пленуме прав ления Союза писателей СССР; XX съезд ВЛКСМ по-новому остро ставит проблему работы комсомола с молодежью; на любо.м педагогическом совете в конкретной школе ; учителя тревожатся о деформации со знания части учащейся мо.то- дежи. в ' каждой семье свои «молодежные» беды. Можно посмотреть фильм «Легко ли быть - молодым?» Юриса Под ниекса, ставящий мозаику во просов, в которые мы раньше, старались не вдумываться. "А можно просто оглянуться , во круг — во дворе ли, во Двор це." ли, в обш.ественном транс порте или, сгсажем, в Ко.мсо- мольском парке. Оглянуться и заметить «кинокад!)ы» почи ще,, чем в нашумевшем фильме. Внешнюю суть этих «кадров» мы уразумели. А вот по чьему недоброму' «сценарию» они ро дились, об этом мы думаем меньше. Более того, если- ра нее мы юисупались от острых претензий ребят электрогита рами в школе и магнитофона ми дома, то сейчас, обескура женные выкрутасами «моло дежного джина», вырвавшего ся из бутылки жизни, стали откупаться вседозволенностью и заигрыванием с молодыми. Сказал XX съезд комсомо ла о расширении прав- само- удравления, . и уже в ряде школ комсомольский актив^, игнорируя мнения партийной врганизацин, учителей, мнение директора, -собирается втихую в квартирах на заседание ко митета ВЛКСМ как бы в про тест против мелочной опеки. А по сути карьерные молодые люди выбирают себя в актив сами, чтобы заработать «про центы» для поступления в вуз. . Сколько мы дискутировали о внешнем самовыражении стар- шек.Тассников, о том, что мож но, а чего нельзя позволить, в школе, существует же. целе сообразная школьная эстетика. Стыдливо осуждали самых -одержимых, говорили о праве на индивидуальность, А что в итоге? Утром — школьная форма с комсомольским знач ком, вечером — вычурный, карнава.чьный; чаще всего без вкусный заграничный набор тряпок"и оловянный крест в , мочке уха. Некоторые, супер модные. умудряются и в шко лу приходить, как на карна вал. ,И сегодня у танцевальной плошадки -парка ймени Ско- роходова'ежедневно . .выстав ляется «паноптикум» девочек с . разнузданными прическами, скопированными с эстрадных, див, и с косметикой, напом.и- нающей маски племени абори генов Центральной Африки- На юных л 1 щах-весь этот иску.сст- венный антураиг выглядит не суразно н смешно. И ведь все , понимают; от внешней до внут ренней распущенности один щаг. Да простят меня эти де вочки, но впечатление от них, как от сомнительных девиц с панели. Повесивший русский христианский крест предков, как украшение на ухо, спосо бен расстрелять кресты- на святых могилах из дробовика, надругаться над памятью про шлого. без которой нет и не будет настодщего. Кто-то ска жет: «Опять про одежду!». В В последнее время редакционная почта приносит довольно много писем, посвященных проблемам молодежных увлечений, пристра стий, вкусов, в которых сталкиваются разные, порой противоположные мнения. Одни чита тели считают, что у каждого поколения свой стиль рденоды и поведения, свои популярные песни и танцы. Другие говорят о культурной деградации молодежи, о ее разрыве С духов ными традициями, старших, и бьют по этому поводу тревогу. Видимо, сразу найти истину нельзя, но дать возможность каждому выска зать свою точку зрения и выслушать аргумен ты оппонента — необходимо. Только так мож но погасить порой чересчур раскаленные страсти и прийти к какому-то взаимопонима- -,нию. Сегодня наш отдел острых молодежных проблем представляет вниманию читателей статью известного педагога, кандидата педаго гических наук С. Шмакова и письмо выпуск ника школы этого года В. Иванова. Мысли, высказанные авторами, спорные тем не ме нее мы надеемся, что письма читателей по зволят продолжить начинаемый сегодня разговор, который сблизит различные по зиции. Итак, читайте материалы отдела острых молодежных проблем на 3---4-Й страницах. Ждем ваших писем! ней ли дело? Кому какое дело, кто и что носит?». ' Человек всегда был значи телен и красив своей йндивит. дуа.чьностью, неповторимостью. Кто же навязал нашим'ребя- -там стандарт, дешевый ' набор чужих аксессуаров, идей, идо лов искусства? С чьей легкой руки все свое ■родное, отече ственное ста.вд игнорировать ся и даже презираться. Да, да, все—от майки, до ■музымльной пьесы?! Это шестиадцатилет- иий Иван, не помнящий род ства, вскормленный русски.м хлебом, после школьного ве чера, посвященного Дню Побе ды, цинично ответил на вопрос- приятеля «Что было на -вече ре?»: — Да так, один старик "с медалями трепался. И это. о выступлении со.лда- та — инвалида, участника Великой Отечественной?! Как мы мог.пи допустить, чтобы в открытую, без зазрения сове сти и сшда, утратив чувство Родины,, закопошились модные объе,дикення с задвор.ок и по моек чужой жизни с названия ми «панки», «брейкеры», «битлмэны», «хиппи», «метал листы»,-страстно пожелавшие во что, бы то ни с,та.то выде литься, «выпендриться»- набо ром побрякушек и кликуше ством. ■Прекрасно - понимаю,- -что в их среде много хороших, неглупых ребят. Но когда .мо лодые .люди начинают ориги нальничать внешностью, у них не ,остается сил на внутреннее прряв.тение, на активную дея тельность. Заявляю недвусмы* с.ченно: когда ‘человек -ничего не выражает, он подвержен подражанию. Подражание чу жой моде, чужой идеологии* унизительно для иорма.тьного ■советского человека. Это про- яв.чение ду.тонной ущербно сти,' неполноценности,' если хо- Два месяца назад во дворце - «Звездный» выступали рче-’ рёдные «за.детные» гастролеры ' марки «рок». -Вот уж поистине" рок для молодых. Со сцены было объявлено: — Металлиста, вперед! -, Липецкие металлисты, обве-- шанные железками, слепо под ражая тому, что видели ' на экране, не чувствуя в душе никаких ■-■переживаний, : но; примитнвво 'изображая «Ч 5 ^й- ства», закатывая глаза, под нимая вверх растопыренные пальцы и опу'стив загадочно- ГО.ДОВЫ. рванулись на подмо стки. И до того все выгляде ло, «как. в кино» фальшиво, неумно, что даже, смешно не,- бы.чо, скорее стыдио"' и груст но. Так п хотелось -крикнуть; — Опомнитесь-, ребйта, вас купили на-' «дешевку»,' ие обезьянничайте, это - неприлич но! - , ; Глядя на лки.а-маоки. . на вымученный внешний «кайф», я лови.д себя на мысли; а- ведь’ все это страшно — го лые торсы, цепи, черные ру башки, и где-то ведь ранее все это уже просматривалось. Где? На сборищах гитлер- югенда в черные годы. Такой же «квасной», и.ти, точнее, пив ной патриотизм, наркотиче ская возбужденность. слепое послушание команде — стадт,; ность! Вот она сущность мно гих неформальных течений н Объединений, возникшая на '-.месте формальной и.митацйи деят€.1ьности комсомольских -организаций. Вот плата за вакуум, за наши упущения й издержки. Явление стадности в среде молодежи принимается некоторой ее частью за истин ное, демократическое начало. А по сути -это подделка жизни. В любой команде «металли стов»,- И.1Н «хиппи», обязатель но есть свои .маленькие «фю реры» с .ложным псевдоавто- ритётом и обязательной выго дой. Во Дворце спорта, на концерте это было заметно не вооруженным глазом. Буйству ющей группой, бездарно «ра ботавшей» ' на публику, как провинциальные актеры про шлого, руководил «металло- режиссер» с повадками «во- жачка». По его ко'манде они бесновались и также четко оборвали свое , кривлянье. Особенно сдльио в последнее вре.мя инерционное подража ние косну.чось музыки. Я не специалист —. музыковед. 43о полноётьй сблндарен с А, Мар тыновым («Спасите наши уши», , газ. .«Ленинец» от 21 . мая Г987 г.). Конечно, среди мо лодежных кумиров, кстати, бы стро сходящих «со сцены», много -интересных,, очень - та лантливых людей. Но рядом с дакимикуча музыкальных ганг- стеров, ставящих задачу ур вать свой -жирный кусок . на волне массового подражате.ль- ного психоза и... некомпетент ности, бо.теющих. музыкальной корью. Когда-то африканцы первыми поняли, кагшо влия ния жестких ритмов на людей. Все, что ' сегодня преподносят ррк-группы ■типа «Маскарад», ?!Альфа.» и особенно «Тайм-аут»’ есть слабая, часто бездарная вкусовщина, подделка, жал кая- копия источника. ’ Ладно, африканцам ритмы помогали вторично переживать успех боя или охоты, формировали дух, мужество. Ну а у совре менных поклонников металли- - ■ческого рока, что формирует ся? Национальная гордость? Мужество? Ничего, кроме .отвратительного балдежа. И кто бы мне ни пытался, дока зать обратное, не сог.ташусь-. Люди, оборвавшие связи с национальными источниками, становятся невольно импорт ными «гомо-сапиенс». Да, музыка интернациональна,. но не космополитична. Когда я вижу, как танцуют ребята- Ку- • бы или Эфиопии, обучающиеся ..в нашем пединституте,- я чув ствую неподдельный нацио нальный пафос Что же! мы, великороссы совсем ве =спо собны создать свою современ ную, дияам-йчную . музыку? И еще об одном. Получается, что сегодня весь свет в окош ке у молодежи 14^17-тн лет только .музыка, да еще с чу жого голоса? Ее. тираж.нруют н, копируют. И больше ничего нет святого? Нет еще чего-то интересного, полезного в ок ружающей жизни? Не кажет ся ЛИ' вам, фанатики музыка.чъ- ного бума, что вы на 2—3 года обкрадываете себя? Мимо про ходит . неповторимая в вашем возрасте Книга, вообще гим настика ума, проходит Труд, -г- бескорыстный как памятник самому себе в будущем; труд, который ' оставляет особый след, будь то строительство в Липецке молодежного куль турного центра, или реставра ция - культурного центра, или реставрация баженовской цер кви, или, в ' конце концов, нечто значительное, сделанное для '.своей школы. Должно же быть что-то свое, ие заимст вованное но случаю у массовой псевдоку.чьтуры. Мы называем неформальными объединения ми, и вроде бы гордимся ими, дово.тьио-фор.мальные по сути проявления компании. Голо сую обеими . руками за разно образные .объединения ребят, если они обращены к уму, к душе, к сердцу. Разве-яогич- но, когда музыку д^олотом тебе вбивают в ухо, травмируя йёрвцую систему, это же пря мой путь в П.техановскую бо.чьницу..Разве можно назвать танцем выкрутасы брейке ров, цель ко'горы.х показать: я. могу-то, что вам никогда не сделать. Музыка, песни, танец это древнее общение лю дей. Неужели можно назвать танцующими беснующихся на «пятачке» ребят с .отрешенны ми, тупыми лицами, ’цель ко торых 'переплюнуть всех и каждого вихлянием головы или таза под какофонию, просто протнвопоказаниую подрост- ка.м, у которых только-только формируется эмоциональная сфера; Во Дворце спорта на кон-' церте московских рок-групп мне показалось, что если бы какой-то экзальтированный балда или психопат крикнул «Бей!», металлисты рванулись бы все крушить. В городе, в разных его районах до сих пор действуют «кодексы» на законах стадности поведения.. Отдельно вроде бы ’ ребята нормальные люди. Но вместе, подх.честнутые стадным зара жением, он!^,^ могут натцорить многое. Для этого, кстати, и- цепи, висящие, на шее. приго дятся. Стоп! Неужели все так мрачно и всех ребят йожно отнести к «балдежным груп- па.м»? Нет, ие все так, мрачно и огромное ко.тичество подро стков н юношества не заболели стадной дурной болезнью. Мне кажется, что оторвав шись от школы, уйдя из-под ее в.тияния, часть ребят попа дает под влияние музыкальной и прочей «кори». Мы понима-^ . ем,. это временное ■ явление, перебесятся, успокоятся. Не все. Те, котор^ 1 Iе в годы ста новления души только разби вали свой позвоночный столб, у которых . деформировались вкусы и чувства, которые на учились освобождать себя "от «химеры» милосердия, добро ты. проходя путь самовоспи тания с огромным знаком ми нус., И я не очень уверен, что их облик изменится, а душа станет чистой. Нс имеем мы права,- мы — р'одители, мы — учителя,,мы — работники культуры, мы — комсомол пускать на самотек антисоциальность поведения значительной части ребят. Да, эти ребята—паши заблудшие дети. И пусть никого не уми ляет .их экстравагантный ан тидосуг, досуг подростков. На этой «базе» может расцвести все что угодно. И расцветает: и проституция, и наркомания, и музыкальная наркомания в том числе, а главное — без духовность, мать ^сех поро ков. Сегодня удивительное вре мя, время поиска, права на свободу, проявления и самовы ражения. И' когда я сижу в уютной комнате Дворца проф союзов на встрече ребят из клуба, самодеятельной песни «Палитра», вижу их добрые, умные глаза, заинтересован ность в ,высокой поэзии, мне спокойно. Когда я встречаюсь с ребятами, пытающимися со здать Центр объединения фо тографов, художников, мне они понятны и приемлемы' 'да же с их .«крайним» планом— сделать улицу Ленина по суб ботам Мон Мартром. Когда я смотрю программу «Что? Где? Когда?» в областном театре, где скрещиваются «шпаги» творчества, выдумки учащихся ПТУ^ города, я вижу добрых, веселых, норма.пьных , людей. Когда я присутствую на спек такле агиттеатра СШ 55, на ко.чкурсе веселых и находчи вых в СШ № 44 ^ на канику лярной «Снежной республи ке» СШ Л'Ь 24, душа спокой на. У ребят есть дело по душе, есть трудовые и творческие обязанности. И они не броше ны взрослыми. Знаю много , школ. Откуда ребята не рвутся в «прерии и пампасы» брейк-- данса или еще какой-нибудь подобной, заграничной дешев ки и муры. Пусть ребя-га сколько, угод но танцуют танцы в ритмах века, упиваются модными ор кестрами, в репертуаре кото рых не просто бряканье .унита за, а мыс.ть, гармония мело дии. Вкусы всегда переменчи вы. Но потакать плановому аполитичному ■ балдежу хва тит! И- не надо делать вид. что все это невинные и правомер ные забавы вы.чодяших в рост молодых людей. Это очень, «винные», развращаюшне за бавы, это суррогат псевдо культуры, ворвавшиеся в пу стоту духовной жизни молоде жи. Кто-то из мудрых сказал: ес ли бы все люди были как 15- летние подростки, то мир. был бы прекрасен. Да, в этом воз расте ребятам живется не про сто. Все они как будто соби раются куда-то улетать, на другие планеты, и не знают, что же ждет впереди, что ос тавить за собой. Может быть, , отсюда такое гиперболизиро ванное значение мелочам, ат рибутам.. амулетам? Если он не наденет шнурок на лОб или ремешок с заклепками на ру ку, то произойдет катастро фа? Но ведь и ремешок или шнурок потому на первом ме сте. что ничего более значи тельного ему. не предложили. •Мы— взрослые. Еще великий Сухомлинский сказал; «Школа должна стать Домом Радости». Я бы доба вил: и Дворец культуры и Дворец спорта. Только радости не животной, стадной, а чело веческой, личностной. Й вот, еще что очень важно. Сегодня все говорят О про блемах молодежи, кроме... са мой молодежи. А ведь она способа разобраться в том, что ценно, что фальшиво и придумать для себя, жизнь, до стойную Времени. Им просто надо доверить это. И вместе с тем. перестав заигрывать о молодыми, мы обязаны повы* сить общественную требова тельность ко всему, что чуж до, уродливо и опасно для формирующихся душ моло дых людей. Если мы это не сделаем, они же нам позднее этого не простят... С. ШМАКОВ, педагогических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz