Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

23 июля 1987 г. ЛЕЙШЕЦ • 9 ♦ ОТДЕЛ ОСТРЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОБЛЕМ ♦ ОТДЕЛ ОСТРЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОБЛЕМ КАК В НЕДОБРОМ СЦЕНАРИИ... Знаю, что статья моя может показаться молодым читателям «крамольной», может быть, даже- старомодной и злой, и мно-гие ее не примут. Но в ней выстраданные мысли чело­ века, который всю жизнь ра­ ботает с молодыми, имеет воз­ можность сравнивать. Лет десять, пятнадцать то­ му назад слово «подростки» в печати конкурировало с та­ кими весомыми понятиями, как «политика» или «космос». Се­ годня изо всех источников ин­ формации звучит набатом род­ ственное слово «молодежь». О современной молодежи литера­ торы говорят на Пленуме прав­ ления Союза писателей СССР; XX съезд ВЛКСМ по-новому остро ставит проблему работы комсомола с молодежью; на любо.м педагогическом совете в конкретной школе ; учителя тревожатся о деформации со­ знания части учащейся мо.то- дежи. в ' каждой семье свои «молодежные» беды. Можно посмотреть фильм «Легко ли быть - молодым?» Юриса Под­ ниекса, ставящий мозаику во­ просов, в которые мы раньше, старались не вдумываться. "А можно просто оглянуться , во­ круг — во дворе ли, во Двор­ це." ли, в обш.ественном транс­ порте или, сгсажем, в Ко.мсо- мольском парке. Оглянуться и заметить «кинокад!)ы» почи­ ще,, чем в нашумевшем фильме. Внешнюю суть этих «кадров» мы уразумели. А вот по чьему недоброму' «сценарию» они ро­ дились, об этом мы думаем меньше. Более того, если- ра­ нее мы юисупались от острых претензий ребят электрогита­ рами в школе и магнитофона­ ми дома, то сейчас, обескура­ женные выкрутасами «моло­ дежного джина», вырвавшего­ ся из бутылки жизни, стали откупаться вседозволенностью и заигрыванием с молодыми. Сказал XX съезд комсомо­ ла о расширении прав- само- удравления, . и уже в ряде школ комсомольский актив^, игнорируя мнения партийной врганизацин, учителей, мнение директора, -собирается втихую в квартирах на заседание ко­ митета ВЛКСМ как бы в про­ тест против мелочной опеки. А по сути карьерные молодые люди выбирают себя в актив сами, чтобы заработать «про­ центы» для поступления в вуз. . Сколько мы дискутировали о внешнем самовыражении стар- шек.Тассников, о том, что мож­ но, а чего нельзя позволить, в школе, существует же. целе­ сообразная школьная эстетика. Стыдливо осуждали самых -одержимых, говорили о праве на индивидуальность, А что в итоге? Утром — школьная форма с комсомольским знач­ ком, вечером — вычурный, карнава.чьный; чаще всего без­ вкусный заграничный набор тряпок"и оловянный крест в , мочке уха. Некоторые, супер­ модные. умудряются и в шко­ лу приходить, как на карна­ вал. ,И сегодня у танцевальной плошадки -парка ймени Ско- роходова'ежедневно . .выстав­ ляется «паноптикум» девочек с . разнузданными прическами, скопированными с эстрадных, див, и с косметикой, напом.и- нающей маски племени абори­ генов Центральной Африки- На юных л 1 щах-весь этот иску.сст- венный антураиг выглядит не­ суразно н смешно. И ведь все , понимают; от внешней до внут­ ренней распущенности один щаг. Да простят меня эти де­ вочки, но впечатление от них, как от сомнительных девиц с панели. Повесивший русский христианский крест предков, как украшение на ухо, спосо­ бен расстрелять кресты- на святых могилах из дробовика, надругаться над памятью про­ шлого. без которой нет и не будет настодщего. Кто-то ска­ жет: «Опять про одежду!». В В последнее время редакционная почта приносит довольно много писем, посвященных проблемам молодежных увлечений, пристра­ стий, вкусов, в которых сталкиваются разные, порой противоположные мнения. Одни чита­ тели считают, что у каждого поколения свой стиль рденоды и поведения, свои популярные песни и танцы. Другие говорят о культурной деградации молодежи, о ее разрыве С духов­ ными традициями, старших, и бьют по этому поводу тревогу. Видимо, сразу найти истину нельзя, но дать возможность каждому выска­ зать свою точку зрения и выслушать аргумен­ ты оппонента — необходимо. Только так мож­ но погасить порой чересчур раскаленные страсти и прийти к какому-то взаимопонима- -,нию. Сегодня наш отдел острых молодежных проблем представляет вниманию читателей статью известного педагога, кандидата педаго­ гических наук С. Шмакова и письмо выпуск­ ника школы этого года В. Иванова. Мысли, высказанные авторами, спорные тем не ме­ нее мы надеемся, что письма читателей по­ зволят продолжить начинаемый сегодня разговор, который сблизит различные по­ зиции. Итак, читайте материалы отдела острых молодежных проблем на 3---4-Й страницах. Ждем ваших писем! ней ли дело? Кому какое дело, кто и что носит?». ' Человек всегда был значи­ телен и красив своей йндивит. дуа.чьностью, неповторимостью. Кто же навязал нашим'ребя- -там стандарт, дешевый ' набор чужих аксессуаров, идей, идо­ лов искусства? С чьей легкой руки все свое ■родное, отече­ ственное ста.вд игнорировать­ ся и даже презираться. Да, да, все—от майки, до ■музымльной пьесы?! Это шестиадцатилет- иий Иван, не помнящий род­ ства, вскормленный русски.м хлебом, после школьного ве­ чера, посвященного Дню Побе­ ды, цинично ответил на вопрос- приятеля «Что было на -вече­ ре?»: — Да так, один старик "с медалями трепался. И это. о выступлении со.лда- та — инвалида, участника Великой Отечественной?! Как мы мог.пи допустить, чтобы в открытую, без зазрения сове­ сти и сшда, утратив чувство Родины,, закопошились модные объе,дикення с задвор.ок и по­ моек чужой жизни с названия­ ми «панки», «брейкеры», «битлмэны», «хиппи», «метал­ листы»,-страстно пожелавшие во что, бы то ни с,та.то выде­ литься, «выпендриться»- набо­ ром побрякушек и кликуше­ ством. ■Прекрасно - понимаю,- -что в их среде много хороших, неглупых ребят. Но когда .мо­ лодые .люди начинают ориги­ нальничать внешностью, у них не ,остается сил на внутреннее прряв.тение, на активную дея­ тельность. Заявляю недвусмы* с.ченно: когда ‘человек -ничего не выражает, он подвержен подражанию. Подражание чу­ жой моде, чужой идеологии* унизительно для иорма.тьного ■советского человека. Это про- яв.чение ду.тонной ущербно­ сти,' неполноценности,' если хо- Два месяца назад во дворце - «Звездный» выступали рче-’ рёдные «за.детные» гастролеры ' марки «рок». -Вот уж поистине" рок для молодых. Со сцены было объявлено: — Металлиста, вперед! -, Липецкие металлисты, обве-- шанные железками, слепо под­ ражая тому, что видели ' на экране, не чувствуя в душе никаких ■-■переживаний, : но; примитнвво 'изображая «Ч 5 ^й- ства», закатывая глаза, под­ нимая вверх растопыренные пальцы и опу'стив загадочно- ГО.ДОВЫ. рванулись на подмо­ стки. И до того все выгляде­ ло, «как. в кино» фальшиво, неумно, что даже, смешно не,- бы.чо, скорее стыдио"' и груст­ но. Так п хотелось -крикнуть; — Опомнитесь-, ребйта, вас купили на-' «дешевку»,' ие обезьянничайте, это - неприлич­ но! - , ; Глядя на лки.а-маоки. . на вымученный внешний «кайф», я лови.д себя на мысли; а- ведь’ все это страшно — го­ лые торсы, цепи, черные ру­ башки, и где-то ведь ранее все это уже просматривалось. Где? На сборищах гитлер- югенда в черные годы. Такой же «квасной», и.ти, точнее, пив­ ной патриотизм, наркотиче­ ская возбужденность. слепое послушание команде — стадт,; ность! Вот она сущность мно­ гих неформальных течений н Объединений, возникшая на '-.месте формальной и.митацйи деят€.1ьности комсомольских -организаций. Вот плата за вакуум, за наши упущения й издержки. Явление стадности в среде молодежи принимается некоторой ее частью за истин­ ное, демократическое начало. А по сути -это подделка жизни. В любой команде «металли­ стов»,- И.1Н «хиппи», обязатель­ но есть свои .маленькие «фю­ реры» с .ложным псевдоавто- ритётом и обязательной выго­ дой. Во Дворце спорта, на концерте это было заметно не­ вооруженным глазом. Буйству­ ющей группой, бездарно «ра­ ботавшей» ' на публику, как провинциальные актеры про­ шлого, руководил «металло- режиссер» с повадками «во- жачка». По его ко'манде они бесновались и также четко оборвали свое , кривлянье. Особенно сдльио в последнее вре.мя инерционное подража­ ние косну.чось музыки. Я не специалист —. музыковед. 43о полноётьй сблндарен с А, Мар­ тыновым («Спасите наши уши», , газ. .«Ленинец» от 21 . мая Г987 г.). Конечно, среди мо­ лодежных кумиров, кстати, бы­ стро сходящих «со сцены», много -интересных,, очень - та­ лантливых людей. Но рядом с дакимикуча музыкальных ганг- стеров, ставящих задачу ур­ вать свой -жирный кусок . на волне массового подражате.ль- ного психоза и... некомпетент­ ности, бо.теющих. музыкальной корью. Когда-то африканцы первыми поняли, кагшо влия­ ния жестких ритмов на людей. Все, что ' сегодня преподносят ррк-группы ■типа «Маскарад», ?!Альфа.» и особенно «Тайм-аут»’ есть слабая, часто бездарная вкусовщина, подделка, жал­ кая- копия источника. ’ Ладно, африканцам ритмы помогали вторично переживать успех боя или охоты, формировали дух, мужество. Ну а у совре­ менных поклонников металли- - ■ческого рока, что формирует­ ся? Национальная гордость? Мужество? Ничего, кроме .отвратительного балдежа. И кто бы мне ни пытался, дока­ зать обратное, не сог.ташусь-. Люди, оборвавшие связи с национальными источниками, становятся невольно импорт­ ными «гомо-сапиенс». Да, музыка интернациональна,. но не космополитична. Когда я вижу, как танцуют ребята- Ку- • бы или Эфиопии, обучающиеся ..в нашем пединституте,- я чув­ ствую неподдельный нацио­ нальный пафос Что же! мы, великороссы совсем ве =спо­ собны создать свою современ­ ную, дияам-йчную . музыку? И еще об одном. Получается, что сегодня весь свет в окош­ ке у молодежи 14^17-тн лет только .музыка, да еще с чу­ жого голоса? Ее. тираж.нруют н, копируют. И больше ничего нет святого? Нет еще чего-то интересного, полезного в ок­ ружающей жизни? Не кажет­ ся ЛИ' вам, фанатики музыка.чъ- ного бума, что вы на 2—3 года обкрадываете себя? Мимо про­ ходит . неповторимая в вашем возрасте Книга, вообще гим­ настика ума, проходит Труд, -г- бескорыстный как памятник самому себе в будущем; труд, который ' оставляет особый след, будь то строительство в Липецке молодежного куль­ турного центра, или реставра­ ция - культурного центра, или реставрация баженовской цер­ кви, или, в ' конце концов, нечто значительное, сделанное для '.своей школы. Должно же быть что-то свое, ие заимст­ вованное но случаю у массовой псевдоку.чьтуры. Мы называем неформальными объединения­ ми, и вроде бы гордимся ими, дово.тьио-фор.мальные по сути проявления компании. Голо­ сую обеими . руками за разно­ образные .объединения ребят, если они обращены к уму, к душе, к сердцу. Разве-яогич- но, когда музыку д^олотом тебе вбивают в ухо, травмируя йёрвцую систему, это же пря­ мой путь в П.техановскую бо.чьницу..Разве можно назвать танцем выкрутасы брейке­ ров, цель ко'горы.х показать: я. могу-то, что вам никогда не сделать. Музыка, песни, танец это древнее общение лю­ дей. Неужели можно назвать танцующими беснующихся на «пятачке» ребят с .отрешенны­ ми, тупыми лицами, ’цель ко­ торых 'переплюнуть всех и каждого вихлянием головы или таза под какофонию, просто протнвопоказаниую подрост- ка.м, у которых только-только формируется эмоциональная сфера; Во Дворце спорта на кон-' церте московских рок-групп мне показалось, что если бы какой-то экзальтированный балда или психопат крикнул «Бей!», металлисты рванулись бы все крушить. В городе, в разных его районах до сих пор действуют «кодексы» на законах стадности поведения.. Отдельно вроде бы ’ ребята нормальные люди. Но вместе, подх.честнутые стадным зара­ жением, он!^,^ могут натцорить многое. Для этого, кстати, и- цепи, висящие, на шее. приго­ дятся. Стоп! Неужели все так мрачно и всех ребят йожно отнести к «балдежным груп- па.м»? Нет, ие все так, мрачно и огромное ко.тичество подро­ стков н юношества не заболели стадной дурной болезнью. Мне кажется, что оторвав­ шись от школы, уйдя из-под ее в.тияния, часть ребят попа­ дает под влияние музыкальной и прочей «кори». Мы понима-^ . ем,. это временное ■ явление, перебесятся, успокоятся. Не все. Те, котор^ 1 Iе в годы ста­ новления души только разби­ вали свой позвоночный столб, у которых . деформировались вкусы и чувства, которые на­ учились освобождать себя "от «химеры» милосердия, добро­ ты. проходя путь самовоспи­ тания с огромным знаком ми­ нус., И я не очень уверен, что их облик изменится, а душа станет чистой. Нс имеем мы права,- мы — р'одители, мы — учителя,,мы — работники культуры, мы — комсомол пускать на самотек антисоциальность поведения значительной части ребят. Да, эти ребята—паши заблудшие дети. И пусть никого не уми­ ляет .их экстравагантный ан­ тидосуг, досуг подростков. На этой «базе» может расцвести все что угодно. И расцветает: и проституция, и наркомания, и музыкальная наркомания в том числе, а главное — без­ духовность, мать ^сех поро­ ков. Сегодня удивительное вре­ мя, время поиска, права на свободу, проявления и самовы­ ражения. И' когда я сижу в уютной комнате Дворца проф­ союзов на встрече ребят из клуба, самодеятельной песни «Палитра», вижу их добрые, умные глаза, заинтересован­ ность в ,высокой поэзии, мне спокойно. Когда я встречаюсь с ребятами, пытающимися со­ здать Центр объединения фо­ тографов, художников, мне они понятны и приемлемы' 'да­ же с их .«крайним» планом— сделать улицу Ленина по суб­ ботам Мон Мартром. Когда я смотрю программу «Что? Где? Когда?» в областном театре, где скрещиваются «шпаги» творчества, выдумки учащихся ПТУ^ города, я вижу добрых, веселых, норма.пьных , людей. Когда я присутствую на спек­ такле агиттеатра СШ 55, на ко.чкурсе веселых и находчи­ вых в СШ № 44 ^ на канику­ лярной «Снежной республи­ ке» СШ Л'Ь 24, душа спокой­ на. У ребят есть дело по душе, есть трудовые и творческие обязанности. И они не броше­ ны взрослыми. Знаю много , школ. Откуда ребята не рвутся в «прерии и пампасы» брейк-- данса или еще какой-нибудь подобной, заграничной дешев­ ки и муры. Пусть ребя-га сколько, угод­ но танцуют танцы в ритмах века, упиваются модными ор­ кестрами, в репертуаре кото­ рых не просто бряканье .унита­ за, а мыс.ть, гармония мело­ дии. Вкусы всегда переменчи­ вы. Но потакать плановому аполитичному ■ балдежу хва­ тит! И- не надо делать вид. что все это невинные и правомер­ ные забавы вы.чодяших в рост молодых людей. Это очень, «винные», развращаюшне за­ бавы, это суррогат псевдо­ культуры, ворвавшиеся в пу­ стоту духовной жизни молоде­ жи. Кто-то из мудрых сказал: ес­ ли бы все люди были как 15- летние подростки, то мир. был бы прекрасен. Да, в этом воз­ расте ребятам живется не про­ сто. Все они как будто соби­ раются куда-то улетать, на другие планеты, и не знают, что же ждет впереди, что ос­ тавить за собой. Может быть, , отсюда такое гиперболизиро­ ванное значение мелочам, ат­ рибутам.. амулетам? Если он не наденет шнурок на лОб или ремешок с заклепками на ру­ ку, то произойдет катастро­ фа? Но ведь и ремешок или шнурок потому на первом ме­ сте. что ничего более значи­ тельного ему. не предложили. •Мы— взрослые. Еще великий Сухомлинский сказал; «Школа должна стать Домом Радости». Я бы доба­ вил: и Дворец культуры и Дворец спорта. Только радости не животной, стадной, а чело­ веческой, личностной. Й вот, еще что очень важно. Сегодня все говорят О про­ блемах молодежи, кроме... са­ мой молодежи. А ведь она способа разобраться в том, что ценно, что фальшиво и придумать для себя, жизнь, до­ стойную Времени. Им просто надо доверить это. И вместе с тем. перестав заигрывать о молодыми, мы обязаны повы* сить общественную требова­ тельность ко всему, что чуж­ до, уродливо и опасно для формирующихся душ моло­ дых людей. Если мы это не сделаем, они же нам позднее этого не простят... С. ШМАКОВ, педагогических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz