Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

11 июля 198^7 г. ЛЕНИНЕЦ ф 9 ЛЕТО И ПОДРОСТОК в гост 1 I Добро пожсшовать в .летнее время . маршрут Со* крл-Никольское удлиняется до Бальшой Кузьминовки. И не случайно- в каждом рейсе са­ лон , переполнен- Чем же привле­ кательна ' КузьмивоЕка ■ летом? .«Романтикой» —^ лагерем труда и отдыха. Ежегодно трудятся сотни ребят из'тнкол и училищ Нраво- березкиого н Окчябрьского райо­ нов на Ц 0 .- 1 ЯХ совхоза . «Ильин­ ский». Они пропалывают помидо­ ры. н огурцы, убирают , укроп, ре­ дис, готовят соления на консерв­ ном 'Заводе, В период: июнь— сентябрь учащиеся по-тностью ре­ шают в совхозе проблему кад. ров. На помощь школьных о-т- рядов здесь, рассчитывают, поэто­ му к их встрече готовятся тща­ тельно. . После посевной .горячей точ­ кой был лагерь. Рабочие ЖКО аавода «Свободный сокол» ре­ монтировали комнаты, меняли двери И. обои, проверяли отопле­ ние и водоснабжение. Целыми днями хлопотал на об-ьекте и секретарь.'партийной организации совхоза Николай' Иванович До-- ..рошенко, И все вопросы разреши­ лись; заработала столовая, за­ блестели посвежевшие стены кор­ пусов, « красочный плакат , при­ гласил ребят: «Добро пожало­ вать», , . Пора взросления Ушли со «школьного двора» выпускники средней школы М 2Ь Самые веселые и находчивые «вэшникн» передали эстафету ■аадора и юмора «новоиспечен- кьш» десятикласснякам. Сумеют ли они продо,чжйть; лучшие тра­ диции * - решалось в «Романти- Кому . представлять щколу . в лагере? Ребята писали .заяв.чения — «прошу зачислить» — -в двух­ трех экземплярах, — боялись, что «прошение» затеряется. Волно­ вались «трудные»: вдруг отсеют, мол, с вами мороки.,; Как быть •гогда? Обрабатывать практику, яа участке — тоска зеленая...- Комсорги убеждали учителей: «Возьмите — не подведут, вот увидите, БОТ узнаете-..».. О чем мечталось — сбылось. Чемоданное настроение смени­ лось радостью: приехали ' в Б.-Кузьминовку. Только дождь не отличился гостеприимством — разошелся не на шутку. Весь день помощники просидели под крышей. Загрустили. Взбодрил «Вечер знакомств» — зал не умолка.п от веселья и смеха. А утром ветер продул поля, солнце подсушило землю — вышли на работу! С непривычки концы грядок- казались -горизонтом; чем ближе к ним, тем они ,дальше. Гудели ‘ ноги, набухали первые мозоли- Помогал юмор. «Аккуму.чятором идей» стала Лариса Пчельнико­ ва. Она первой запевала песню по дороге в поле — слова под­ хватывали, готовила сценарии, раздавала роли — и все прини­ мали предложение выйти на Сцену. Случалось, днем не хва­ тало времени прорепетнро.нать спектакли. На Заседание «ген­ штаба» по проведению вечера собирались ночью, тайком. - И Юра Воробьев в «Милибеллах» наигрывал мелодию, солисты шепотом напевали. Ночные заго­ товки выводили школу на первое Место в конкурсах, в КВН. Открывались в ребятах затаен­ ные способности организаторов и исполнителей. И удивлялись учи- , теля: считали парня , .«недалеким» — он такие знания медицины по­ казал — всех удивил, думали девочка «себе на уме», а она за одноклассников горой стоит — кодтектнвистка. Взрослели ребята в . лагере не по дням и- даже не по часам — на глазах- Что спо- собствова.чо? Общественно по­ лезный 'труд, самоуправ.ченйе.- Лентяев и - нерадивых, бригада вызывала на -«ковер» — судили всем миром. Злостным нарушитё- . лям объявляли бойкот. Меры действовали: виновные с-:анови- лйсь «ниже , травы, тише воды», пропалывали ; и убирали в ' два- три раза больше положенного-, . Требуя от себя, требовали от других; добивались обеспечения тяпками* ,и ящиками, чтобы ; не было ни минуты простоя, Раздергивали капусту, рас­ саду складывали в - ‘ящики, про­ сыпалась -— тара худая, Рем.он- тировать вызвался Анатолий Лозовицкий — 90 ящиков выдал «на гора». * . .В, дождь .не, теря-яи время: пе­ реждали - п о г о д у в посадках я снова возвращались в поле. ! А потом 'приходилось засучивать брюки .и босиком выбираться пеш­ ком к дороге- —. автобусы бук. • совали.' '. - — Откуда : такая самоотвержен- ’ носхБ? - Зна.ти, ради чего стара­ ются: заработать для школы 'по­ больше-.,, В прошлом году коки- •тет ВЛКСМ решил купить 'ап­ паратуру, для дискотеки — приоб­ рели колонки, -усилители. Побы. вали ребята и в турпоездках. И все На свои... Этим .петом приняли' повышенные обязательства; вы­ полнить план на 102 процента. Переведем проценты в -руб.чи! выйдет больше двух тысяч... 'Ю]рий Муравьев, Анато.пий Ло- зовншкий, Иван Бешков решили предложить совхозу свой . ус.лу* -ги: поработать до 1 сентября» Кем? Операторами дождеваль­ ных установок, помопгникамй комбайнеров,- разнорабочими. Ееть у них. и опыт. — Неудобно выпрашивать деньги^ у родителей на вещи и кино, когда можешь сам. аарабо! гать, взрослые ведь уже, — говорил Юрий. Если с другом вышел в поле Когда в городе родители Ана­ толия Лозовицкого планировали провести субботу: сходить в кино, съездить на рыбалку, то нереД- . ко п.?аны разрушались — у папы «восьмая суббота». .«Надо под­ жимать план», — пояснял отец. Тогда Анатолию смыс.т слов «надо поджимать» казался аб­ страктным. В совхозе понял спол­ на его значение. В субботу, бригады отдыхалн; позади был рабочий день. А тут в.сов.хоз прибыли за капустой со­ седи из Воронежа. Начальник ла­ геря Н. Л. Маликова объявила сбор; «Кто желает...». Добро­ вольцы собрались на автомобиль­ ном пятачке. ^ Пос.че сытного обеда по за ­ кону Архимеда полагается по­ спать... — шутили ребята. — Но коли надо, мы готовы-.. В поле их уже ждали. Анато­ лий распределил _силы; девчонки срезают, парни складывают и относят,., Л4есто на погрузке за­ нял сам. А потом подошли еще машины. В общем, нелегко пришлось, но вернулись со смены довольные— продукцию совхоза отправили своевременно. На следующий день, в воскре­ сенье, вновь , выш,чи на работу: производить очистку посевов редиса от сурепки. «Романтики» обработали 2000 грядок. Иначе и нельзя, если с другом вьшел в поде- Полученные деньги за эту работу перечислили в фонд помо­ щи зоопаркам. Ю. КРАСНИКОВ. ФОТОКОНКУРС «ЛЕНИНЦА»- Летние забавы. Фото Г. Костылева. П ОДРОСТОК в городе ле­ том... .Еще недавно все мы усиленно сообража­ ли, чем занять досуг ребят, чтобы не встреча.тись празд- нбШатаЮщнеся на у. 11 ицах- Хорошо еще школьникам м.чадших классов,, им' родители обычно и путевку в шюнер.ла- герь - «организуют», отправят к бабушке в деревню, на ху­ дой конец выпустят во ' двор. Правда, и здесь свои проблемы: игры во дворе тоже бывают разные. Но все же, что делать, с теми, кто уже вырос- . из ;шюнерского возраста, их в пионерлагерь не, отправишь и в песочницу играть не поса­ дишь? . ' — Бы.чн дельные предложения.. Чтобы отвлечь ребят от тем­ ных подвалов,- спиртного, вся­ ких «разборов», решили по­ началу создать им тепличные условия для отдыха; появи­ лись молодежные кафе, дис­ котеки и прочие места, • где можно расслабиться и от- дохяуть. А от .чего-отдыхать, . спрашивается? От ^ з д е л ь я ? Конечно, кафе и дискотеки — все это хорошо, но и бдловать молодежь — тоже не выход. Летом ,у четырнадцати — ше- стнаддати.тетиих сплошной . досуг.. -Некоторым, он надоеда­ ет, и тогда они подсказывают нам' выход — просят по,мочь во временном .трудоустройст-' в е , иа работу во время летних каникул- Радоваться, каза­ лось 'бы , надо: са^и хотят заработать. Выражение «день­ ги в руках подростка» сейчас уже не шокирует педагогов. Доказано, что деньги не вре­ дят. если они заработаны соб­ ственным трудом. Но. пара­ докс — заработать их под­ ростку, оказывается, очень трудно. Трудно потому, что сложно устроиться На работу. Очень мало предприятия дают заявок на временное трудо­ устройство . несовершеннолет­ них. Спрос на работу превы­ шает * предложение, — Приходится просто за руку водить подростка и уш рашивать и в отде.те кадров, л в бюро по трудоустройству — помогите парню-, устроиться на оттшвйпрос с раннего утра и до позднего вечера за окном раздается щелканье целлулоидного шарикд о самодельный теннис­ ный стол. Ма.№чин 1 Ки «сражаются» уже дня три. Наблю­ дать интересно, но еще интерес нее думать о том, чем будут они заниматься, скажем, через неделю — другую. Ведь аб­ сурдно предположить, что так увлеченно играть можно еще почти два месяца шко.чьных каникул. работу- Вон с Сергеем Вла­ совым ходи.яи уже по трем заводам — не берут. Почему? На предприятиях отнекива­ ются; сколько мот.лм, столько взя.ли. Мест нет, и все- Конеч­ но,* не.льзя утверждать, что в трудоустройстве отказыва- ■ ют совсем, но берут на работу очень мало. А ведь на. подсоб­ ные работы могут взять в «Рыбкомбинат» и «Лнпецкта- ра»,—рассказывает участковый.; инспектор по делам несовер- шениолетиих Пра’вобережного РОВД в. П. Бе.чых. — Кста­ ти, за помощью приходят ^зе , только «трудные». А вот по­ мочь всем не в состоянии, да­ же очень нуждающимся в, ра­ боте. Вот, например, не можем устроить Колю Тито­ ва из-за формальностей, а ему надо помогать матери, у . которой еще трое детей- Многие просятся на работу в стройотряды. Охотно бе­ рут их студенты политехниче- ' ского и педагогического инсти­ тутов. Правда, в этом году студенты ЛГПИ взя.ти ребят из школы-интерната. Ездят ребята и в спортлагерь ЛГПИ . те. кто записан в сейпии дзюдо при институте. Но все же это не решает, проблем за­ нятости подростков. А самая лучшая занятость — произво­ дительный труд. . — Прилагаем все усилия, чтобы помочь- подросткам уст­ роиться на работу, но мы зави­ сим от заявок заводов, тре­ стов, организаций. — расска­ зал мне заведующий,- бюро по трудоустройству В. А- Фролов — Бюро дает даже больше направ.пений, чем получает заявок, но все равно удов­ летворить ^ сарос не можем. В прошлом месяце получили 600 заявок, дали 800 направ­ лений. В бюро и в РОВД мнения сошлись: слишком мало по­ ступает заявок. . И объяснение этой причине -есть, и очень, даже простое: заводам невы­ годно брать на работу под-? ростков, пусть даже временно. Ведь они работают непол­ ный рабочий день. Подоходный и прочие налоги о них не вычтешь. Закон, разрешающий ра­ ботать с 14 лет,'есть, а закона, гарантирующего, этот труд, обязывающего предприятиям брать несовершеннолетних на работу, нет. Отсюда и уклон­ чивые ответы администрации на запросы Бюро по трудо - ' устройству населения и по­ спешные отказы яа просьбы инспекций по делам несовер­ шеннолетних. Может, сдоит некоторым за­ водам отказываться от теории «невыгодности» несовершенно­ летних? Ведь пестрят стенды с приглашениями на многие липецкие заводы, стройки, фабрики сварщиков, токарей, слесарей и многих других ра­ бочих специальностей. И нигде не найти им рабочей смены, кроме школ. За два месяца ра­ боты „ва заводе школьника вполне можно научить слесар­ ничать. Кто знает, может, по­ сле окончания школы он при­ дет работать на это же пред­ приятие? Проблему с кадрами надо решать уже сейчас и иекать рабочие руки в- школах и во дворах среди подростков. Но пока скучают без рабо­ ты так нужные иа многих .предприятиях молодые рукй* , р . БРЕДИХИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz