Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
4 • ЛЕНИНЕЦ 7 1 «ояя 4987 г. (Окончание. Начало на 2^3-й стр.). «огонька.^» выучили десятаи новы.х песен). У такого костра раскрыва ются характеры, ' рождается общественное мнение, фор мируется добрый’, порази- телыщй климат лагерной ро мантики; На «огоньке»’ дума ют вслух, у всех есть мнение що'любому вопросу. - ' На «огоньке» не приняты но тация, разносы. Детство не имеет единого сюжета. Смеш ные и грустные истории дет ства, как разноцветная мозаи ка, составляют прекрасное, радужное панно. Вожатый! Если ктр-то вел себя не так, как положено, то огорчись молча, про себя. Никогда не навязывай своего мнения. Ве ди нить разговора спокойно, учи сопереживать, болеть за товарища, за кол.чектив., «Огонек» — школа' нравст венности и сотрудничества. УЧИТЬ ЗЕМЛЮ ВИДЕТЬ! . Лагерь.. — царство перво зданной красоты. Лагерь за поминается на всю жизнь не парадами и конкурсами строя и песни, а оврагами, болота ми, пещера,ми, лодкамн .за- . рядкой' по росе, умыванием в речке, костром в ночи, утрен ним туманом и вообще тайна ми открытий. ...Между двух веток паук навесил свою дымчатую ву аль. Дождь пощадил ее. Тя- .желые , капли скатываются по- ее нитям, повисают круглень кими, сверкающими на солн це изумрудами. Ребята, изум ленные, смотрят, как' на то- ненысой-тоненькой паутине, перебирая . ■ зе.теноватьши ножками, спускается с ветки лазоревый паучОк, Как прове ряет он свое хозяйство, рас качиваясь на щёлковистом во- , лоске. Чрезвычайно важно, чтобы в лагере, в Лесу ребята ; удивлялись. Удивление — сту пенька к позианяю и откры- ,тию. .Удивление и красота — родственны. Сила'их — в бла готворном воздействии на чувства , которые, в своюоче- . редь, направляют мысли и по ступки ребенка. Вожатый, обращай внима ние ребят на самые ' красивые места округи. . ,>!Дивляйсй вме сте с ребятами тайнам ласточ кина гнезда нлй причудливому наросту на; 'дубе, ил-тюминации светлячков или вкусу ободран-■ ного ' ивового прутика. Запах полыни, ожог крапивы, при липчивость белого речного пес ка — разве можно это забыть? Это — на всю жизнь. Можно и нужно' ходить в ПОХОДЫ, на рыбалки с ночев кой. Шум ветра у . речки, за пах костра, вкус печеной кар тошки рождают то, что зо вется любовью к Родине. Рас скажите детям о законах »ле- ментарной порядочности .. по отношению к природе: не ра зорять птичьих гнезд, мура вейников, не ловить птенцов и и птиц, божьих коровок, стре коз, бабочек, жуков, не уби вать жаб, лягушек, ящериц и ужей, не рвать цветы, даже если их много. (В лагере ска жите ребятам, чтобы не бега ли по газонам и не обрывали листьев кустарников) В лагере настоящее дело •— вылечить дерево, выходить обессилевшего птенца н вы пустить на волю. Сделайте вместе с пионерами кормуш ки для птиц и белок. Пусть в гости в отряд придет, .чесник или егерь, пусть за смену каждый отряд очйстет свой гектар леса от мусора. Орга низуйте 'выставку лесных да ров и лесных диковинок. Про ведите викторину «Наш лес», «Наши речки». / В душе дети — маленькие Робинзоны. Для них природа — это чудесный, затерянный Мир. Научите философство вать... над муравьиной кучей, от которой остро пахнет кис лотой. Научите ..видеть и любить., землю. (Совсем не обязатель-. но вносить в общение, с ири- . У отряда , а лагера должен быть .свой участок .трудовых дел;; У старших, ребят — это шефство; над. малышами. Хо рошо,'если труд ваших'пио неров в лесхозе, в совхозе ,— не эпизодичен, а систематичен. -Раз-два в неделю надо от вести ребят в прачечную, пусть постирают носочки, трусики, маечки. Форму и галстук гла дить должен себе каждый. Трудовое задание надо офи-. цидльно давать на . линейке от ряда одному пионеру или Равнение наромантику! - > 5 ^ с Танцует «Искорка» — пионерский ансамбль Дворца куль туры и техники НЛМК, Фото Н. Ткаченко. родой дидактику), Можно не сомневаться, что 'после каЖдо^ го свидания с, природой ребе нок обязательно станет ','чу точку добрее, справедливее, поэтичнее. ' ' У НАС ТЕБЯ НАУЧАТ... Вот такую фразу хорошо бы; впечатать'' в путевку пионера и далее разъяснять: чему, . ка ким .трудовым навыкам на учат в лагере. Хорошо сказал’ когда-то Жюль Верн: «Тот, кто е детства знает, что труд есть закон жизни.,, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдется во-, ля его выполнить и силы для •того». В лагере должен дей- ствовать старый добрый пио нерский закон: «Пионер — не белоручка, он трудолюбив!». Что могут делать ребята в лагере? Все! Почти все. Уха живать за территорией и ле сом: скажем, побелить забор, скосить крапиву... Работать на кухне, дежурить в столовой и, по лагерю, .по палате и зоне отряда. (Разъясни, вожатый, ребятам их простые обязанно сти дежурного и повесь на видном месте памятку дежур ного). Можно много смасте рить своими, руками для лаге ря: вешалки для одежды, по-, лочкн для цветов, сушилки для обуви. Можно красочно офор мить отрядную линейку, сде лать особую сигнальную мач ту, лесной календарь, солнеч. ные часы, декоративные клумбы. группе (у .Макаренко это ’ на- аы.валось ’трудовым нарядом). Надо учить ребят ■видеть, где ОНИ; могут '. .приложить свои руки.'Чтб могут сделать 'д л я ' отряда,' для дружины. Для страны,- , . . А вожатый... Он. р а с тает вместе ■с ребятами по, закону| делай, как я , ' делай вместе со- мной, делай лучше меня! ^ГОВОРИТ РАДИОУЗЕЛ ДРУЖИНЫ!» Радио в лагере необходимо. Оно знакомит о событиями, происходящими в мире. По ра. дно отряды связываются меж ду собой, ' Пусть ежедневно какой-то отряД''вьштупает С концертом по заявкам радио слушателей или с концертом- загадкой, или со специальной передачей, скажем: «Рапорту ет отряд «Гренада». Радио передачи логичнее слушать утром, после - подъема или после тихого часа, в свобод ное время. В остальное вре мя радио пусть .молчит. К сожалению, во многих пи онерлагерях радио -преврати лось в неумолчное «орало», за версту, распугивающее лесных птиц . и выз'ывающее голов ную боль. .«Отряд № 6 срочно приглашается на ужин!», «Ве ру Иванову срочно зовут К воротам!», «Кто взял клей, срочно верни в пионерскую комнату!»,.. Сегодня пионер ские лагеря как бы соревну ются; кто кого громче перего ворит. В подобных лагефях разве что .во время парада ус лышишь звуки горна—их ' от- •меяило радио... Вожатый, разберись, какие песни транслирует по радио радист, что идет в эфир. И поберегите тишину леса. ТИХИЙ ЧАС- МЕРТВЫЙ ЧАС? Его еще называют ПЧМ — полтора часа молчания. Прав да, дети его нередко называ ют и так: «полтора часа -.муче ния». «Заставлять детей дне.м спать — преступ.т€ние». 'Тако во мнение лучшего детского врача Европы, знаменитого Януша Корчака. Тихий час придуман давно, но мы дер жимся за него цепко. - Да, «алышам надо поспать. А старшим?-А старших можно увести в лес на полянку — со стар.ыми одеялами. Пусть по лежат, помолчат, почитают. Можно поиграть в тихие игры. Недопустимо, когда дети ле-. жат в палатке (на ;солндепе- ;ке!), муча.ются, отбывая ПЧМ, И з . года в год в пионерских ■анкетах на вопрос; что тебе не нравится в. лагере, дети от вечают'дружно: — Спать в тихий час! ВОЖАТСКАЯ ПЛАНЕРКА Она обязательна и прово дить ее надо утром. Планерка заряжает вожатых хорошим набтроением, будит, их мысль и творческую энергию.. Ника ких -второстепенных «проблем» о -тазах, ■тряпках! Все это можно решить в рабочем по рядке. На планерке поднима ются только педагогические, главные вопросы, выШосимые ,'на общий совет. Планерка — маленький педсовет; как луч- . ше, как правильнее рабо'Гать С детьми. Планерка — анализ прожитого дня, проведенного дела, финиш - маленького и- важиого ‘ отрезка лагерной . жизни. Планерка , программи рует ^ту жизнь,- Здесь рожда- , Ю'гся ' идей - И' замыслы. Сов сем иелргич.но превращать ев В унылое дисциплинарное со. бранив. -Прорабатывать, - отчи тывать нерадивых разумнее вечер'о'м,' один на один или в узком кругу вожатых. Работа вожатого в лагере очень трудная, эмоционально напряженная. Поберечь его силы и нервы — дело старше го вожатогог Надо понимать, что вожатые, воспитатели « живые ЛЮДИ, они могут бо- ' леть, у них может быть и плохое настроение и... не удачные дела,- .Общая встреча педколлектива утром имеет си лу стиму.чятора 'аккумулято ра. Люди заряжаются друг От друга. Если в ко.тлективе' ат мосфера не затхлая, если не существует' унизительной ав торитарности, угнетающей, по давляющей -. творчество, педа гогическую мысль, — утренние планерка чрезвычайно полез- иы. На планерке все сидят за •общим (лучше круглым) сто. лом, У каждого есть свое по- стряниое место. На планёрку все приходят подтянутые, мужчины ~ побритые, вожа тые — в форме. Открывает планерку старший вожатый. Затем старший дежурный про шедшего дня кратко (за 3—5 минут) оценивает работу за день, отмечает все положи тельное, интересное, делает за мечания ш предложения кон кретного характера. А все. кТо хочет, добавляют... (С-гар- ший вожатый может отметить отличившихся добрым словом или цветком). Второе слово предоставляется новому стар шему дежурному, у него в ру. ках — программа дня. Он бы стро набрасывает «эскиз» дня,' объясняет, кто за что отвеча ет. Ответственные За большие дела .'Излагают.; (за 3 минуты) их программу: что, где, когда, кто. -Если учесть необхоян-.’ мостй, то выступают врач ла-' геря, сестра-.хозяйка, началь ник-лагеря (по 1 минуте). Му зыканты, преподаватели физ. . воспитания,, кружководы уже знают 'по графику, чем они будут заняты, в этот день. Старший вожатый заверша- ■ет планерку, добрым, пожела нием, напутствием, а то и де визом; -— "К борьбе и трудностям а деле . воспитания подрастаю щих поко,лений. будьте готовы! —- Всегда готовы! — отве чают дружно вожатые, • салю. •туя делу, солнцу, детям. Про- веде!ше ночных- планёрок. — крикливых, нотационных, бес конечных — свидетельствует о низкой культуре руководите.ля., ВЕЧНОЕ ЛЕТО «Ка'никулы» — так называ ется сам'ая яркая звезда в соз вездии «Сириус». Не случайно люди ее так назвали. 'Летом в пионерском лагере происхо дит разрядка эмоциональная И физическая, закрепление знал.-ц, ний, полученных в ш к о л е - з и - ^ •МОЙ, ' аккумуляция, нового че ловеческого опыта. Каникулы, прожитые в. лагере, — та же школа, но школа . двигатель- , ная, ..веселая, игровая, лесная, с :обязательной огромной . «до зой» самостоятельности и са- - модеятельности И пусть ребе- нок побыл всего месяц в за ветном уголке, что зовется «Звездный», «Орленок», «Елоч ка», зато он может унести' от сюда настоящую. любовь к Родине, ,Потому’ что Р один а - это . и . .то заветное место 'на берегу речки, пруда 'или моря, которое с детства врезается в память и сохраняется в ней навечно. Здесь, ,в .лагере, рож дается великое пионерское братство. .Дружба с ровесни ками — это счастье! Эта дру- ' жба — пополнение своего лич ного колодца памяти. У каж дого человека в этом колодце не должна исся.кать вода, по тому-.; ■что приходит врейя, когда необходимо доглужбе опустить бадью и терпеливо ждать, пока она не наполнит ся... Сохранив все са.чое цеаное . из практики ’ наших лагерей, надо убрать наносное, наду манное, формальное. Нам надо учиться у самих детей осааи- вать тот. мир,. который назы вается детством с его вечными .законами; искренности и доб рожелательности, творчества и жажды деятельности,. Мы обязаны жить по тому закону, который утвердила когда-то великая наша революция «Все лучшее — детям». Не случайно В. И. Ленин сказал когда-то о наших пионерах: «Они — часть революции!». Методический плакат подготовил С. ШМАКОВ, к ’ Зам. редактора В. КУРГАННИКОВ. Гв КШН1*1 Ш Е а т р а х «КОСМОС». Кая ехать свездой (2 серяя) — 12.00, 14.50, 17.40, 20.30. Тайна старого варка ^ 10.30* «ВИННИЦА». Красная графиня (2 серии) — 10.30. 13.30, Ш.ЗО, 19.30. Малый зал. Зеркало — Ю.ОО, 21.00. 8 июля. Андрей Рублев (2 серий)— 19.00. Детхкие; Онерация, «Скранвч- аый футляр». — 11.00, 13.00. Хромой — 15.00, 17.00. «ОКТЯБРЬ». Любовные вясьма « оодтекстоы — §.оо, 12.40 (удлинен ный), 15.тг 15.50, 18.40. 20,30. Дет ские День колября 10.50. «ЗАРЯ». Глория — 9.00, 13.20 (уд- [). 13.Ж Л аян о ам ер ак аяец — 11.10, 16.00 (удлнненный). Ма.АЫЙ зал. К оротне встречи — 16.20, 18.20. Черный тюльпан — 20.20 (удАииен- нын). «СПУТНИК». Сиртаки (дети до 16 лет не допускаются) — 9.00, 11.40 (удлннешшй), 15.00, 16.50, 18.40, 2 0 .^ (удлягнвнный). Детские! Взрыв будет в пять — 11.00. 8 мюля Садко — И.ОО. «МЕТАЛЛУРГ*. Знак беды — 9,00. 12.30, 15.00. 18.00, 21.00 Майская ночь, иля Утоалеавяца — Ц.ЗО. Наш адрес: ГСП, 898055, г. Липецк, улица Московская, 83, редактора — 25-01-76; ответственного секрета» ря в отдела спорта -— 25-01-45; отдела котсошль» ской жизни — 25-01-42; отдела коммунистнчвр ского воспитания — 25-01-78; отдела учащейей молодежи — 25-01-57; отдела писем — 25-01-05} фотокорресиоядеита — 25-01-87. Типография «Ленинское знамя», Липецк, улица Московская, 83. Тираж 49000. . Печатьвысокая. Индекс 52600. Объем 1 п. л. АЭ' 72409 Зак. № 3476.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz