Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ ? июля 1987 г. ЛЕНИНЕЦ ф 3 СОСЛЕТА- ИА СЛЕТ в этот день работники обкома комсомола, облоно, областного Ко­ митета зашиты мира, редакций ра­ дио и газеты «Ленинец», часовые поста № 1 готовились к встрече го. стей—делегатов областного пионер­ ского слета. Без преувеличения, го­ товились с радостью, потому как для разговора с ними должны бы­ ли прибыть иаиглавнейшие их по­ мощники. Например, редакция нашей газе­ ты, мечтая создать посты_ юных кор­ респондентов во всех районах обла­ сти, надеялась услышать предложе­ ния о том, как это лучше сделать. И услышала. Ребята придумали в каждой школе повесить почтовый ящик — ярко разрисоваццый, с эмб­ лемой «Леишша*. Пионеры согласи­ лись с тем, что среди них очень мно­ го интересных людей; о которых мож. но написать в газету.. Не для того, чтобы прославить,' а для того, что­ бы другие с них пример брали. Сотрудники «Ленинца» очень по­ жалели -о том, что никто из ребят не догадался написать в газету, на­ пример, о Наташе Косовой из Крас- иинской школы. По собственной ини­ циативе она собирает материалы о земляках-кряхнинцах, погибших в годы Великой Отечественной войны.. Она и стихи любит читать — о за­ щитниках нашей Родины. Их она не раз декламировала на всевозможных конкурсах. А вот Алла Карлапша, семиклас. Синца Екатериновской школы Елец­ кого района ухаживает за • те­ лятами своего совхоза, осваивает профессию мастера машинного дое­ ния, проводит большую работу на учебно-опытном участке. Как не уважать такого председателя сове-. Та дружины? Тоже, как- о большом празднике, рассказал нам Д. В. Устинов о встрече в областном Комитете защи. ты мира. Перед делегатами слета здесь выступил заместитель ^предсе-' дателя этого комитета, Герой Соци­ алистического Труда, ветеран войны Н. Ф. Богатырев, Он рассказал ре­ бятам об огромной работе, которую Проводит эта организация. И, конеч­ но, много добрых слов сказал в ад­ рес присутствующих. Ведь во многих пионерских дружинах нашей области работают клубы интернациональной дружбы, девчонки и мальчишки самые главные участники ярмарок Естественно, когда после встреч опять собрались вместе, захотелось поговорить, обменяться впечатлени­ ями. Как хорошо, что ребят ждал пионерский лагерь «Прометей», где им предоставили целый клуб. В его зале состоялась дискуссия на тему «Пионерская организация сегодня и завтра». Главная мысль всех вы­ ступлений такова: несмотря па то, что многое делаем, мы недостаточно самостоятельны в своих поступках, на, ребятам предоставили право са­ мим выбрать делегатов на Всесоюз­ ный слет. Это дело оказалось непро­ стым, потому, как кандидатов па поездку в «Артек» было более чем достаточно. Организаторы слета предложили игру, через которую кан. дидатов в делегаты проверили иа знание истории Липецкого края, пионерской организации, на умение веселить других. Когда счетная ко­ миссия. куда вошли девчонки и мальчишки. подсчитала количество очков (а именно по ним все делега­ ты областного слета оценивали действия и ответы люходившихся иа сцене ребят), оказалось, что Алеша Грушихин из Чаплыгина, Андрей Захаров из Ельца. Надя Романов­ ская из Грязей, Сережа Якимов из Задонска набрали их больше всех. А еще вместе с ними на слет сдут Та- вя Анохина и Оля Перельмутер из Липецка, Борис Андрюшин из Хле- венского района, Вероника Бобры­ шева из Тербунского, Наташа Маль­ цева из ИзмалкоБО, Оля Пунина из Данкова. Очень хочется, чтобы эти ребята привезли со Всесоюзного слета пио­ неров много новых, интересных идей. И тогда жизнь кашей областной вио- верехой организации станет еще ак­ тивнее, полезнее. ЛЕТО-ВРЕМЯ СКОРОТЕЧНОЕ Эта плакат-гя,зета — в адрес тех, кто сегодня работает с ребятами в летних лагерях всех типов. Если говорить че­ стно, то перестройки в пионер­ ских лагерях пока не наблю­ дается. Завершилась первая смена, и типичные ошибки, просчеты прошлых лет можно увидеть невооруженным гла­ зом. Мы проехали по ряду ла. герей. Везде одна и та же картина: ребята торчат на территории лагеря целыми днями, а территории эти ми­ зерные, да еще по инерции прошлых лет — густо застав­ лены (как в парках) больши­ ми листами безвкусной на­ глядной агитации, из-за кото­ рых не только леса, но и тра. вы не увидишь; работа на КОЛХО.ЗНЫХ и совхозных полях, в .песничествах, по очистке во. доемов. — эпизодична, репсти- циояиость душит выдумку: все время, не снимая парад­ ной формы, маршируют и ба­ рабанят иа солшшпеке дети. А в п.юхую погоду жизнь за­ мирает — и собраться негде, и вожатые не знают, чем за­ нять... Самоуправление нстии- пое — предел мечтании. Гос­ подствует регламент, режим, предписание, голое требова­ ние. Слово «нельзя» звучит во сто раз чаще, чем «.можно». Разговорные формы превуали- руют над деятельностью . и В докладе первого секретаря ПК ВЛКСМ Виктора Миро­ ненко на XX със.зде ВЛКСМ прозвучали хорошие мысли: «ЦК ВЛКС.М, ЦС Всесоюз­ ной пионерской организации предстоит с участием самих пионеров обновить содержа­ ние пионерской работы... Необ­ ходимо . перестроить жизнь пионерских организаций на демократических началах, развить подлинную самодея­ тельность, возвратить в них игру, романтику, выдумку и фантазию. К сожалению, пока игра из лсизни детей уходит значительно раньше, чем в нее приходит труд. Мы должны найти пионерам место в на­ ших больших и малых де.чах». Этим летом несколько пе­ дагогических отрядов сделали пробу сил в пионерских лаге­ рях «Лесная сказка». «Про­ метей», «Звездный». Но! Соз­ данные комитетом ВЛКСМ ЛГПИ из,., первокурсников, не имеющих никакого опыта работы (а с отрядами даже инструктаж никто не провел, в том числе преподаватели ка­ федры педагогики), эти отря­ ды беспомощно барахтаются, медленно набирают опыт.' Ре­ бята в отрядах все хорошие, энтузиасты, но до мастерства в пионерской работе им дале­ ко. Сейчас им нужна помощь комсомола, методистов домов пионеров, опытных педагогов и вожатых. Наш плакат включает не­ которые подсказки педагоги­ ки сотрудничества, некоторые советы и наметки в качестве идей и рекомендаций, ТРОПИНКИ СЧАСТЬЯ Пионерские лагеря очень по­ хожи Па корабли. Ранним ут- ром легкий ветерок мотает шелк флагов па высоких мач­ тах, и сразу видно, что лаге­ ря-корабли плывут по изум­ рудным морям, лесов и нолей в свои романтические гавани детства. Больше двадцати дней продолжается рейс. В общей колеснице ' времени— это только миг. Но какой! Миг, состоящий из секунд удивления, минут открытия, часов радости, дней счастья.. Что прежде всего .запомина­ ют ребята в своем лагере?. Дружбу со взрослыми, т. е. с вами, вожатыми — добро-- вольными рыцарями детства. Дружбу истинную, добрую, основанную иа ;уважении к личности ребенка, па понима­ нии того, что дети — хозяева своей организации. Такой дружбе противопоказаны ок­ рик, команды, одергивания, мелочная опека. Такая дружба держится на вере в творческие силы ребят. Ваши дети в за­ родыше — замечательные ху- дожшши, поэты, актеры, фи­ лософы, труженики. Дайте нм право стать такими! Пионеры любят лагерь, где их не вос­ питывают, где с ними дружат, дают им простор для дела — трудового, игрового;' творче- ского, причем, простор всем, а не только самым талантливым. Дети любят лагерь за сюр- призность и открытия, за нм. провизацию и выдумку. З.десь нет мелочей. Все важно. Дети любят лагерь за возможность , подежурить ночью, пойтп рано, рано утром на рыбалку, встре­ тить луну и солнце, порабо­ тать до пота на полях, а потом услышать мудрую 'оценку старшего, проплыть па лодках НЛП плотах по речке, высту­ пить -с шумовым оркестром перед взрослыми..! ■ Дети не любят тупой режим: везде и всюду ходить гюрами и в строго, не любят, когда все переносят и откладывают (поездку в нирк, новый кино­ фильм, экскурсию на плоти- иу, футбольный матч против вожатых II др.). Не любят, когда их обманывают. Каждый кусочек времени, прожитый в лагере, значителен и неповто­ рим, .Здесь все надо делать сразу, сегодня, сейчас. Дали ребятам два часа на изготов- -чепие луков, стрел, мишеней, шляп с перьями, и — вот уже соревнование Робин Гудов! Выделили на берегу место для пляжа, и пока пионеры купа­ ются, все желающие участву­ ют в конкурсе песочных ар­ хитекторов. строят замки из глины, песка и фантазии. Де­ ти не любят, когда в лагер­ ной работе повторяются шко.чьные модели: громозд­ кие сборы, литературные кон­ ференции, бесконечные бесе­ ды нотационного характера. Пусть чаще идут простые раз­ говоры ио душам у костра, по дороге, в палате! ОПЕРАЦИЯ «ЗАЕЗД» Улыбающиеся, возбужден­ ные от новых впечатлений, предвкушений мальчишки и девчонки садились в автобу­ сы, чтобы ехать в ппонерлаге- ля — вторая смена. — Где вожатые «Орлен-. ка»? — поинтересовался я, не увидев комиссаров в красных галстуках. — Они готовят детям твор­ ческую встречу, — ответил Александр Иванович Черне­ цов, начальник этого лагеря. В «Орленке» день заезда ~ это не только необходимые организационные формально­ сти, это — зарядка хорошим настроением. Советуем: в то.м месте, где вы собираете де. тей для отправки в лагерь, обозначить красочными пла­ катами все главные точки «операпип». А именно: «Каби­ нет Айболита» — пункт вра­ чебной проверки медицинских справок — здесь быстро и корректно просматривается путевка, справки и ставится подпись па право прописки в лагере; «Справочное бюро» ■!— место, где родители могут по­ лучить ответ ка любой самый острый вопрос; «Пионерский штаб» — сюда собирается ак­ тив прошлых смен, ' и - ему дается масса поручений на первый день; «Радиоузе.ч» — это объявления, информа­ ции, веселые радиограммы в адрес ребят и родителей; «Ко. мендаитская» — в ней можно найти бумагу, карандаш, кнопки, нитки, иголки; «Трест «Водолей» — точка с прохла­ дительными напитками; «Пресс-центр» — здесь узнаё­ те все самые важные объяв­ ления для ребят и родителей, адрес лагеря, получите фото- информанию о нем. Можно сделать и подарить родителям визитную карточку, в которой есть все необходимые сведе-- иия: как называется и где расположен лагерь, как до не­ го добраться, его подробный адрес и телефон, фамилии, имена, отчества начальника лагеря, врача, воспитателя и вожатого, дата дня родителей У каждого отряда «сть Своя скамейка с указате.чями типа: «.Мальчики 7 лет, от- , ряд;№ 6, вожатый Лена Пет­ рова, воспитатель Иван Серге­ евич Авилов», Поет труба — сигнал от­ правления. Отряды ребят с сумками, рюкзаками, чемода­ нами выстраиваются в ше-: ренту на короткую линейку. Звучат .слова прощания с ро­ дителями, напутствия, веселые и мудрые правила поведения. Все это очень четко, быстро и весело. Хорошо бы, чтобы оркестр или баяны дали хо­ роший эмоциональный на­ строй. И — поехали!' А в лагере в это время го­ товится первый сюрприз — интересная сюжетная встреча. Это как бы заявка: жизнь в .лагере ожидается необычная, Ребят у ворот встречают хле­ бом-солью, с особым церё- люниалом, гренадеры салюту, ют из пушек... Или: из-под земли выходит старик Хот- табыч... Или: с дерева по про. во.чоке спускается Леший.., Пусть -У ворот появляются тридцать три богатыря и Дядька Черномор, пусть вы. ходят из леса экзотические индейцы и лесные жители. Пусть «кшюгругшз» снимает фильм о встрече, и все дети участвуют в этой веселой съемке в качестве артистов. Задача: одарить ребят фан­ тазией с первых минут жи:ши в лагере. Не должно быть скуки, казенного оформления путевок, долгой и бестолковой процедуры «приемки детей». Януш Корчак считал скуку те­ мой для солидных исследо­ ваний. Скуч;а — это отсутст­ вие впечатлений,- нотании, за. преты,. атмосфера .коллектив­ ной бестолковой суматохи, одиночества: Лагерь должен обрадовать, изумить, понра­ виться. С первых минут необ. холимы ма.чеиькие и большие радости, активные дела. Хорошо бы забросить в ла­ герь в этот день десант из «старичков»-пионеров. Пусть они встречают и у камеры хра. неийя, и у палаток. Пусть но­ сятся, распоряжаются, помо­ гают, действуют. Пусть нович­ ки с ходу «впишутся» в де­ журство по столовой, в рабо­ ту радиоузла, в- шефство над малышами, в подготовку и проведение вечера знакомств, кругосветки по лагерю, первых «огоньков», в разнообразные творческие дела первого дня. Лагерь для того и предназна­ чен, чтобы за короткое время развить у ребят нниниагиву, научить ответственности. Никакой нервозности, ника­ кой педагогики, окрика и за­ прета! Уж так устроена пси­ хология ребят: им хочется сразу все опробовать: новые- качалки, футбольное поле, иг. ровой городок, танцевальную веранду. Уже по'зтому ничего не надо отк.падывать в день «заезда», Полдия на все эти хлопоты и -т- флаг в небо. Пионерская одиссея начина- УМЕНИЕ ПРИРУЧАТЬ Кто п1й? —- спросил Ма- ■чекькнй принц, — Какой ты красивый! — Я — Лис, — сказал Лис, — Проиграй со мной, — по­ просил Маленький принц, — Мне так грустно.,, — Не могу я с. тобой иг. рать, — сказал Лис. — Я не приручен. —“А х , извини. — сказал Ма. ленький принц... Важнейшие, необходимей­ шие качества вожатого —от­ зывчивость, чуткость, умение располагать к себе, приручать ребят, как приручил Маленько­ го принца мудрый Лис в сказ, кв Сент-Экзюпери. В первые ребенок за II колл«|сг в свои СВ1 Советуйтес отряда, по ла, обраш:й 1 В первы! .зжта роль сборов, ве< С первых а лать сообп|а. за себя 1 кнут, ему неуют- тиве, возьмите его пые па пару дней, с ним по делам Iучайте простые де­ тесь с просьбой.- дни особенно вы- отряД1Ш)|В рабочих ;рних «огоньков», сов учите все де- Вместе думать, ;живать, отвечать а всех в коллекти- Недостат в первые че, осторо)ш чайте ДОС ленитесь ты слушае|[п риваешь с решь в кую вещь, грубо, неб|^; нет. В пер торопиться называть, и пове.чеппя ребят 1 И оценивайте мяг- ' гее. Больше заме- шетва, успехи. Не (дхвалнвать. Когда 1 Ь ребенка, загова. шм, ты словно бе­ дорогую и хруп- Взял неосторожно, жно, и она хруст- ые дни не следует воспитывать, па­ се время ставьте раться очередной сменный командир, ответственный за все дела дня. По очереди мож­ но выпускать газету — ма­ ленькую, веселую, нестандарт­ ную, Газету одного редакто. Не «затверждайте» ребят в одном и том же амплуа — ху­ дожника ли, футболиста ли, оратора ли. Поручайте разным ■ребятам по очереди все от­ рядные маленькие дела: сме­ нить информацию в пионер­ ском уголке, разучить новую игру, полить клумбы, высту­ пить по радио, провести кон­ церт, быть членом жюри. Ста­ райтесь, чтобы каждый ваш ребенок хоть в чем-то стал звездочкой первой величины в глазах ребят. Один сделал лучший кораблик из коры, другой составил из сухих ве­ точек оригинальную «икеба­ ну», третий победил на кон­ курсе ораторов... тесь с врачом насчет тех, ко­ му установлены режими огра­ ничения. Не вредно о здоро­ вье каждого ребенка спро­ сить у родителей: что можно, что нельзя, что категорически противопоказано. Вожатый, о недомогании ребенка сейчас же сообщи врачу! Если твой ребенок попал в изолятор, на- чещай его в день по несколь­ ку раз. Помни: режим—спут­ ник здоровья, но не злоупот­ ребляй режнмиостыо. Вожатому необходимо при­ учить ребят умываться, чис­ тить зубы, обливаться холод­ ной водой и помнить; оздо­ ровление — это закалка. За­ калка воздухом, водой и солнцем. (Следи за тем, как одеваются пионеры. В каждом лагере долисно быть прави­ ло: разная форма одежды — для разной погоды). В хоро­ шем отряде все делается на воздухе. В хорошем отряде бят» задают вожатому вопро­ сы на любые интересующие их темы). Вопрос пионера мо­ жет стать подсказкой к пла­ ну. Спросил ребенок про Бер­ мудский треугольник и тут же родилась идея провести се­ рию вечеров «безумных идей» или вечеров, разгаданных п неразгаданных тайн. Нам на­ до почаще спрашивать у ре­ бят, что они хотят провести в отряде, куда пойтп на экскур­ сию, е кем встретиться у ко­ стра,, какую игру разучить, что полезного сделать для лаге­ ря, для ближайшего совхоза, для малышей. ' А еще правильнее учить пи- ойеров, да и октябрят все время придудМывать что-то по­ лезное и вслух защищать свою мысль. Задумал вожа­ тый, к примеру, провести «День фа 11 тазеров» в отряде, проверить творческие воз­ можности каждого пионера., ра вн ей ИЕ НА РОМАНТИКУ! Методический пла 1 ат газеты «Ленинец» в помощь вожатым пионерских лагерей дни дети инстинктивно жмутся к своим вожатым. Уже потому важно обратить внимание на свою манеру об­ щения с ними. Умение понять каждого. — это первый шаг к умению приручить. Уме­ ние понять начинается с уме- ПИЯ слушать и слышать де­ тей. Они будут раскрывать се­ бя в автобусе в первый же час выезда в лагерь — каверзны­ ми вопросами, репликами, шу­ точками. Как бы пробовать во жатого на «прочность». Не следует торопиться реагиро­ вать Па каждую реплику. Что- то можно и «не услышать», по, все, что требует одобрения —- надо одобрить. По крайней мере — поддержать мысль, предложение ребенка. Этим формировать основу детской самодеятельности. Ничего не обещайте зря, не будучи уве­ ренным, что обещанное вы­ полнимо. Полное доверие, со­ вершенное доверие —- первое условие приручения ребят. Пионеры платят за доверие искренней привязанностью. Особенно важно слышать ребенка, когда он ничего не говорит. Вот девочка в тихой задумчивости чертит прути­ ком по песку, вот мальчишка засты.т в горьком недоумении или глубокой растерянности, и вожатый уже настраивает свою антенну из детскую вол­ ну,-Что там происходит? Там, в тайниках души ребенка? Многие дети очень нелегко пе­ реносят расставание с родны­ ми в первые дни. Это надо понять. И быть . с ними по­ стоянно рядом. Особенно пе, ред сном. Почувствовали, что ПРИНЦИП ОЧЕРЕДНОСТИ Это самый демократичный принцип жизни пионерского ■отряда. Пионерская организа- •Ция тогда .будет самодеятель-' ной, когда все ребята в лаге­ ре будут все делать по очере­ ди, «без гениев», — как они говорят. Дежурить по палате или палатке, убирать с обедсп- тюго стола, на территории ла­ геря. Кстати, осторожнее под­ метайте землю. У нас есть ла­ геря, в которых поколения де­ тей вымели зе.млю на глубину, ■исчисляемую метрами. Дс- • фальт можно и поливать. Му­ сор с земли, с травы лу'пне всего собирать цепочкой. В радиоузле радист ставит пластинку с мяжормой песен­ кой о труде. Пластинка кру­ тится 3 минуты. За три мину­ ты отряд, взявшись за руки, растягивается цепочкой в зоне уборки. И два раза пробегает по этой зоне, быстро подбирая мусор. Дежурному по отряду остается взять в руки мусор­ ную пику (палку с гвоздем на кок 1 <е) и наткнуть шж бумаяс- ки из кустов и травы, а по­ том бросить мусор в костер. : По очереди ребята, как уме­ ют, могут вести Программу «огонька», проводить полит­ информацию, утреннюю ли­ нейку, играть в команде в то­ варищеском матче, участво­ вать в творческих делах. Еже. диевпо в отряде может выби­ ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ БЕДЫ Вы выступаете в отряде де­ тей в разных ипостасях; тре­ нера и судьи, вечерней нянеч­ ки и «телефона доверия», политического комиссара и родителя. , Но иаиглавиейшая ваша обязанность — охрана жизни и здоровья ребят. Здесь не может быть отступлений от правил. Здесь нельзя идти па поводу у ребят. Запомните, как аксиому: ку. пать только в установленном месте и в присутствии плав- рука; _Н€ держать ребят долго па солнцепеке, не разрешать есть в лесу неизвестные ягоды; в походе никогда не использо. вать в пишу грибы; не остав­ лять ребят одних в бане, где кипяток. Не подпускать детей к плитам па кухне, к перецое- ке горячей пищи, в большой посуде. Зоной повышенной опасности в лагере являются: трансформаторные будки, .рас­ пределительные щиты, резер­ вуары для слива воды, волье­ ры сторожевых собак, места хнанения негашеной извести. Даже костровое отрядное ме­ сто надо . оборудовать так, чтобы не возникло пожарной ситуации. Особая осторож­ ность с огнем необходима в походе, в палатке ночью. Приняв новый коллектив де­ тей, посмотрите их медицин­ ские документы, посоветуй­ даже в дождь ребята одева­ ют штормовки, берут палатки и уходят рыбачить. В хорошем отряде .дети бегают босиком, в легкой спортивной одежде. О ПЛАНАХ РАБОТЫ Много лет в лагерях мы ис­ пользуем план-сетку ■(п.чан на смену), в котором дается пе­ речень всех дружинных и крупных отрядных дел, обсуж. денных и принятых ■ребятами (поход^ сбор, спартакиада, те­ матический костер, экскурсия, военная игра и т. п.). План- сетка '— не догма. Вожатый может вносить в него кор­ рективы. У вожатого есть еще план на два—три дня вперед, чтобы не упустить подготовку к завтрашним делам. План на очередной день отряд обсуж­ дает вечером иа «огоньке»'. Это обычно детальный план, в нем пожатый все конкретизиру. ет. Разучивается игра — ка­ кая? Планируется труд-десант: —где, кто, что будет делать? Заинтересовать ребят пла­ нировать работу отряда мож- по с помощью анкетироваийя, конкурса па лучшее предло­ жение к плану, приемов «пио­ нерской разведки» (найти об­ щественно полезное дело, ин­ тересного человека, место для игры .и т. д.У, творческого за­ дания группам по интересам (любителям спорта дается за­ дание составить программу спортивных дел), и даже с по­ мощью часа «почемучек» (ре- значит, разрабатывать про­ грамму этого дня должны все. Сначала пусть соберутся звенья на полчаса — час и «покрутят» эту идею, потом отде. 1 ЫЮ. поломает голову штаб дела, а вечером на «огоньке» весь отряд обсудит все придумки и утвердит про­ грамму.* ’ . ЧТО ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ Ежедневно в отряде про­ водятся: зарядка (за смену надо сменить два—три комп- 'лекса, усложнить упражне­ ния, придумать движения, и полезные, и интересные); от­ рядная линейка (во время ут­ ренней линейки дается старт дня, уточняются задания и поручения » т. п.); вечерний «огонек» (анализ прожитого дня и специальная програм­ ма); трудовое дело (работа в лесу, 'в- подшефном колхозе, совхозе, приборка зоны от­ ряда, прополка и поливка цве­ тов, ремонт II пр.); спортивный час (эстафеты, пионерское трехборье, товарищеские ко- манлпые встнечи по футбо.чу, волейболу, баскетболу, ручно­ му мячу, городкам, лапте, скакалкам и т. д.); купание (игры и соревнования на во­ де). К этому распорядку можно добавить чтение «Пи­ онерской правды». просмотр телепередач, работу кружков и секций, прогулки в лес и Каждый день в отряде дол­ жно проходить какое-то ин­ тересное коллективное твор­ ческое дело. Оно может, быть политическим, трудовым, по- змавательным, историческим, спортивным, с обязательной творческой программой, рас­ считанной на всех. Помните; у ребят свои критерии оценки дела! Они любят все, что свя­ зано с действием, выдумкой, возможностью себя проявить. Они не любят «приглаженные» дела по чужим сцепариам и текстам. Им импонируют им- провизадня, театрализация, конкурсность. Им нравятся де­ ла, которые проводились, на­ пример, в первую смену в пи­ онерских лагерях «Звездный», «Лесная сказка», «Орленок», «Прометей»: соревнования на военизированной полосе пре­ пятствий, конкурс «А ну-ка, парии!», «рыцарский турнир», «гайдаровский десант», день оружейника, защита времен года, конкурс смекалки, ли­ тературный суд нал Дантесом, театр пантомимы, час оперы, спортивный КВН, лесной кар­ па вйл, русские посиделки, день ХУГИ века и т. п. Каж­ дое из таких дел не требует -больших сценариёв, репетиций и долгой подготовки, зато да­ ет простор для. выдумки и творческого: самовыражения. Один, день в лагере — это очень много, даже если не ' проводится специальных больших мероприятий.- Отсту­ кивают ..часы секунды и мину­ ты, растут вечные' цепочки вре. мениу •составляющие беско­ нечную дорогу жизни. Думай, вожатый: что встретят лоти иа этой дороге? Может быть, они впервые увидает восход солнца или красочную зарю, остановятся изумленные пе­ ред муравейником, услышат и разучат хорошую песню, задумаются над вопросом; «Что значит быть с веком на­ равне?», послушают статьи В Пескова о семье Лыковых, обратят внимание на изуми­ тельную березовую рощу, пшггихнут, завороженные ут­ ренней песней соловья. Глав­ ное, чтобы атмосфера дня'бы- ла днужелюбной, некпенией, весс.чой, естественной, Иногда в погоне за ярким, необычным делом мы забываем то, во имя чего оно затеяно. СОВЕТ ДЕЛА Хотите, чтобы каждый пио-' пер участвовал в коллективной организаторской деятельно­ сти? Со.злавайте каждый день несколько советов дела и включайте в них- всех ребят' по очереди... Совет подбира­ ется с учетом своеобразия де­ ла. Например, если готовится трудовая операция «Валеж­ ник» (для помощи лесиичест-. ву), то. надо сразу уточнить ЗОНУ очистки леса, узнать, где получают инструменты, поду­ мать. куда и как стаскивать сухие ветки, как организовать соревнование, какие задания дать звеньям, как подвести ито­ ги, как поощрить лучших. Во главе совета стоит один - старший. Цель нашего обще­ ства — воспитать гражданина с активным характером, кол­ лективиста. Еще А. С. Мака­ ренко считал обязательными качествами личности умение приказать товапишу п умение' подчиниться. Ежедневно пио­ неры ставятся в позиции либо командира, либо подчиненно. Вожатый, помни: совет дела может быть исполнительским и творческим. Одному совету ты поручаешь, скажем, подго­ товить и сложить костер-коло­ дец и его задачи просты: при­ нести сушняк, напилить его и сложить па костровом месте. Другому —- подготовить уст­ ный журнал «Революция про­ должается». Это посложней. Здесь надо найти авторов, продумать сюжет, оформле­ ние, подобрать диафильм, а, может быть, —• озвучить его. В ЧЕСТЬ 70-ЛЕТИЯ РЕВОЛЮЦИИ в этом году страна отме­ чает 70-летие Великой Ок­ тябрьской социалистической революции. Рассказать детям о ее завоеваниях, приобщить их ко времени героического прошлого — задача вожатого. Помогут в этом такие модели работы, как агитпоход по ре. волюциоиным местам нашей области, вечер памятных зна­ мен, вечер революционной символики, встреча с героями Великой Отечественной войны, героями труда, знатными людьми, партийными и ком­ сомольскими работниками. Если рядом с лагерем есть мемориалы, памятники рево­ люционного прошлого, то без подсказки сверху посадите там цветы, покрасьте 01 ])адку, на­ ведите порядок. Проведите с ребятами операции «Радость людям», «Памятник», «Ребя­ там села», конкурс рисунков «Это завоевано революцией», «Об этом мечтал В. И. Ленин», организуйте со старшими пи­ онерами факельное шествие. еше — декаду тематических диафильмов на тему «Наша революция», викторину ‘«Есть у революции начало, нет у ре­ волюции конца». А еще можно поставить отрывок из спек­ такля о революции, приду­ мать, разучить, драматизиро­ ванную песню, провести дис­ пут «Возможна ли мировая революция?». ■ ВЕЧЕРНИЙ «ОГОНЕК» Сегодня в стране много го­ ворят о необходимости глас­ ности, «Огонек» — самая глас­ ная форма работы с отрядом. «Огонек» может вести дежур­ ный 'командир или воспитатель. Ежедневно вечером на отряд­ ном месте (где у каждого пи­ онера есть свой пенечек или скамеечка, а для неожиданно­ го гостя — кресло, сделанное из коряги), у маленького ма­ ленького костерика вожатый собирает детей.' Костер успо­ каивает, настраивает на доб­ рый и важный разговор. На «огоньке» разговор идет обыч­ но вокруг нескольких вопросов: «Что мы делали сегодня? Как прошел день? Что понрави­ лось — не поправилось? Кому и За что скажем спасибо? В чей адрес и по какому пово­ ду выразим недоумение?». Подводят итоги прожитого дня, оценивают работу дежур­ ного командира и .звеньев, ак­ тивность совета дела, а затем выбирают нового команди­ ра дня я составляют, утверж­ дают план па завтра. Вот здесь и проявляется старая ■добрая заповедь; «Все делай творчески, иначе, зачем учите, вожатые, ребят думать не­ стандартно, зашишать свои идеи? Отвергая что-то — тут же предлагай взамен». На «огоньке» отлично идут любые серьезные разговоры. С удовольствием ребята у ко­ стра спорят о том, какие бу­ дут люди XXI века, возможна ли передача энергии на рас­ стояние без проводов, за что можно руки товарищу не по- Вечерпнй «огонек» — не классный час. Здесь пекут кар­ тошку, пьют чай, потихонечку поют любимые песни; читают стихи... Лагерь — царство по­ ющих и веселых человечков. Общая песня мгновенно сбли­ жает и сплачивает, связыва­ ет ребя'т с окружающим ми­ ром, вызывает коллективные переживания. Пусть всегда на. «огоньке» гостит юмор и по­ ется много песен. Мы досадно мало поем вместе. (А в пио­ нерском лагере «Зве.здный» за первую смену ребята па (Окончание на 4-Я стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz