Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ ? июля 1987 г. ЛЕНИНЕЦ ф 3 СОСЛЕТА- ИА СЛЕТ в этот день работники обкома комсомола, облоно, областного Ко митета зашиты мира, редакций ра дио и газеты «Ленинец», часовые поста № 1 готовились к встрече го. стей—делегатов областного пионер ского слета. Без преувеличения, го товились с радостью, потому как для разговора с ними должны бы ли прибыть иаиглавнейшие их по мощники. Например, редакция нашей газе ты, мечтая создать посты_ юных кор респондентов во всех районах обла сти, надеялась услышать предложе ния о том, как это лучше сделать. И услышала. Ребята придумали в каждой школе повесить почтовый ящик — ярко разрисоваццый, с эмб лемой «Леишша*. Пионеры согласи лись с тем, что среди них очень мно го интересных людей; о которых мож. но написать в газету.. Не для того, чтобы прославить,' а для того, что бы другие с них пример брали. Сотрудники «Ленинца» очень по жалели -о том, что никто из ребят не догадался написать в газету, на пример, о Наташе Косовой из Крас- иинской школы. По собственной ини циативе она собирает материалы о земляках-кряхнинцах, погибших в годы Великой Отечественной войны.. Она и стихи любит читать — о за щитниках нашей Родины. Их она не раз декламировала на всевозможных конкурсах. А вот Алла Карлапша, семиклас. Синца Екатериновской школы Елец кого района ухаживает за • те лятами своего совхоза, осваивает профессию мастера машинного дое ния, проводит большую работу на учебно-опытном участке. Как не уважать такого председателя сове-. Та дружины? Тоже, как- о большом празднике, рассказал нам Д. В. Устинов о встрече в областном Комитете защи. ты мира. Перед делегатами слета здесь выступил заместитель ^предсе-' дателя этого комитета, Герой Соци алистического Труда, ветеран войны Н. Ф. Богатырев, Он рассказал ре бятам об огромной работе, которую Проводит эта организация. И, конеч но, много добрых слов сказал в ад рес присутствующих. Ведь во многих пионерских дружинах нашей области работают клубы интернациональной дружбы, девчонки и мальчишки самые главные участники ярмарок Естественно, когда после встреч опять собрались вместе, захотелось поговорить, обменяться впечатлени ями. Как хорошо, что ребят ждал пионерский лагерь «Прометей», где им предоставили целый клуб. В его зале состоялась дискуссия на тему «Пионерская организация сегодня и завтра». Главная мысль всех вы ступлений такова: несмотря па то, что многое делаем, мы недостаточно самостоятельны в своих поступках, на, ребятам предоставили право са мим выбрать делегатов на Всесоюз ный слет. Это дело оказалось непро стым, потому, как кандидатов па поездку в «Артек» было более чем достаточно. Организаторы слета предложили игру, через которую кан. дидатов в делегаты проверили иа знание истории Липецкого края, пионерской организации, на умение веселить других. Когда счетная ко миссия. куда вошли девчонки и мальчишки. подсчитала количество очков (а именно по ним все делега ты областного слета оценивали действия и ответы люходившихся иа сцене ребят), оказалось, что Алеша Грушихин из Чаплыгина, Андрей Захаров из Ельца. Надя Романов ская из Грязей, Сережа Якимов из Задонска набрали их больше всех. А еще вместе с ними на слет сдут Та- вя Анохина и Оля Перельмутер из Липецка, Борис Андрюшин из Хле- венского района, Вероника Бобры шева из Тербунского, Наташа Маль цева из ИзмалкоБО, Оля Пунина из Данкова. Очень хочется, чтобы эти ребята привезли со Всесоюзного слета пио неров много новых, интересных идей. И тогда жизнь кашей областной вио- верехой организации станет еще ак тивнее, полезнее. ЛЕТО-ВРЕМЯ СКОРОТЕЧНОЕ Эта плакат-гя,зета — в адрес тех, кто сегодня работает с ребятами в летних лагерях всех типов. Если говорить че стно, то перестройки в пионер ских лагерях пока не наблю дается. Завершилась первая смена, и типичные ошибки, просчеты прошлых лет можно увидеть невооруженным гла зом. Мы проехали по ряду ла. герей. Везде одна и та же картина: ребята торчат на территории лагеря целыми днями, а территории эти ми зерные, да еще по инерции прошлых лет — густо застав лены (как в парках) больши ми листами безвкусной на глядной агитации, из-за кото рых не только леса, но и тра. вы не увидишь; работа на КОЛХО.ЗНЫХ и совхозных полях, в .песничествах, по очистке во. доемов. — эпизодична, репсти- циояиость душит выдумку: все время, не снимая парад ной формы, маршируют и ба рабанят иа солшшпеке дети. А в п.юхую погоду жизнь за мирает — и собраться негде, и вожатые не знают, чем за нять... Самоуправление нстии- пое — предел мечтании. Гос подствует регламент, режим, предписание, голое требова ние. Слово «нельзя» звучит во сто раз чаще, чем «.можно». Разговорные формы превуали- руют над деятельностью . и В докладе первого секретаря ПК ВЛКСМ Виктора Миро ненко на XX със.зде ВЛКСМ прозвучали хорошие мысли: «ЦК ВЛКС.М, ЦС Всесоюз ной пионерской организации предстоит с участием самих пионеров обновить содержа ние пионерской работы... Необ ходимо . перестроить жизнь пионерских организаций на демократических началах, развить подлинную самодея тельность, возвратить в них игру, романтику, выдумку и фантазию. К сожалению, пока игра из лсизни детей уходит значительно раньше, чем в нее приходит труд. Мы должны найти пионерам место в на ших больших и малых де.чах». Этим летом несколько пе дагогических отрядов сделали пробу сил в пионерских лаге рях «Лесная сказка». «Про метей», «Звездный». Но! Соз данные комитетом ВЛКСМ ЛГПИ из,., первокурсников, не имеющих никакого опыта работы (а с отрядами даже инструктаж никто не провел, в том числе преподаватели ка федры педагогики), эти отря ды беспомощно барахтаются, медленно набирают опыт.' Ре бята в отрядах все хорошие, энтузиасты, но до мастерства в пионерской работе им дале ко. Сейчас им нужна помощь комсомола, методистов домов пионеров, опытных педагогов и вожатых. Наш плакат включает не которые подсказки педагоги ки сотрудничества, некоторые советы и наметки в качестве идей и рекомендаций, ТРОПИНКИ СЧАСТЬЯ Пионерские лагеря очень по хожи Па корабли. Ранним ут- ром легкий ветерок мотает шелк флагов па высоких мач тах, и сразу видно, что лаге ря-корабли плывут по изум рудным морям, лесов и нолей в свои романтические гавани детства. Больше двадцати дней продолжается рейс. В общей колеснице ' времени— это только миг. Но какой! Миг, состоящий из секунд удивления, минут открытия, часов радости, дней счастья.. Что прежде всего .запомина ют ребята в своем лагере?. Дружбу со взрослыми, т. е. с вами, вожатыми — добро-- вольными рыцарями детства. Дружбу истинную, добрую, основанную иа ;уважении к личности ребенка, па понима нии того, что дети — хозяева своей организации. Такой дружбе противопоказаны ок рик, команды, одергивания, мелочная опека. Такая дружба держится на вере в творческие силы ребят. Ваши дети в за родыше — замечательные ху- дожшши, поэты, актеры, фи лософы, труженики. Дайте нм право стать такими! Пионеры любят лагерь, где их не вос питывают, где с ними дружат, дают им простор для дела — трудового, игрового;' творче- ского, причем, простор всем, а не только самым талантливым. Дети любят лагерь за сюр- призность и открытия, за нм. провизацию и выдумку. З.десь нет мелочей. Все важно. Дети любят лагерь за возможность , подежурить ночью, пойтп рано, рано утром на рыбалку, встре тить луну и солнце, порабо тать до пота на полях, а потом услышать мудрую 'оценку старшего, проплыть па лодках НЛП плотах по речке, высту пить -с шумовым оркестром перед взрослыми..! ■ Дети не любят тупой режим: везде и всюду ходить гюрами и в строго, не любят, когда все переносят и откладывают (поездку в нирк, новый кино фильм, экскурсию на плоти- иу, футбольный матч против вожатых II др.). Не любят, когда их обманывают. Каждый кусочек времени, прожитый в лагере, значителен и неповто рим, .Здесь все надо делать сразу, сегодня, сейчас. Дали ребятам два часа на изготов- -чепие луков, стрел, мишеней, шляп с перьями, и — вот уже соревнование Робин Гудов! Выделили на берегу место для пляжа, и пока пионеры купа ются, все желающие участву ют в конкурсе песочных ар хитекторов. строят замки из глины, песка и фантазии. Де ти не любят, когда в лагер ной работе повторяются шко.чьные модели: громозд кие сборы, литературные кон ференции, бесконечные бесе ды нотационного характера. Пусть чаще идут простые раз говоры ио душам у костра, по дороге, в палате! ОПЕРАЦИЯ «ЗАЕЗД» Улыбающиеся, возбужден ные от новых впечатлений, предвкушений мальчишки и девчонки садились в автобу сы, чтобы ехать в ппонерлаге- ля — вторая смена. — Где вожатые «Орлен-. ка»? — поинтересовался я, не увидев комиссаров в красных галстуках. — Они готовят детям твор ческую встречу, — ответил Александр Иванович Черне цов, начальник этого лагеря. В «Орленке» день заезда ~ это не только необходимые организационные формально сти, это — зарядка хорошим настроением. Советуем: в то.м месте, где вы собираете де. тей для отправки в лагерь, обозначить красочными пла катами все главные точки «операпип». А именно: «Каби нет Айболита» — пункт вра чебной проверки медицинских справок — здесь быстро и корректно просматривается путевка, справки и ставится подпись па право прописки в лагере; «Справочное бюро» ■!— место, где родители могут по лучить ответ ка любой самый острый вопрос; «Пионерский штаб» — сюда собирается ак тив прошлых смен, ' и - ему дается масса поручений на первый день; «Радиоузе.ч» — это объявления, информа ции, веселые радиограммы в адрес ребят и родителей; «Ко. мендаитская» — в ней можно найти бумагу, карандаш, кнопки, нитки, иголки; «Трест «Водолей» — точка с прохла дительными напитками; «Пресс-центр» — здесь узнаё те все самые важные объяв ления для ребят и родителей, адрес лагеря, получите фото- информанию о нем. Можно сделать и подарить родителям визитную карточку, в которой есть все необходимые сведе-- иия: как называется и где расположен лагерь, как до не го добраться, его подробный адрес и телефон, фамилии, имена, отчества начальника лагеря, врача, воспитателя и вожатого, дата дня родителей У каждого отряда «сть Своя скамейка с указате.чями типа: «.Мальчики 7 лет, от- , ряд;№ 6, вожатый Лена Пет рова, воспитатель Иван Серге евич Авилов», Поет труба — сигнал от правления. Отряды ребят с сумками, рюкзаками, чемода нами выстраиваются в ше-: ренту на короткую линейку. Звучат .слова прощания с ро дителями, напутствия, веселые и мудрые правила поведения. Все это очень четко, быстро и весело. Хорошо бы, чтобы оркестр или баяны дали хо роший эмоциональный на строй. И — поехали!' А в лагере в это время го товится первый сюрприз — интересная сюжетная встреча. Это как бы заявка: жизнь в .лагере ожидается необычная, Ребят у ворот встречают хле бом-солью, с особым церё- люниалом, гренадеры салюту, ют из пушек... Или: из-под земли выходит старик Хот- табыч... Или: с дерева по про. во.чоке спускается Леший.., Пусть -У ворот появляются тридцать три богатыря и Дядька Черномор, пусть вы. ходят из леса экзотические индейцы и лесные жители. Пусть «кшюгругшз» снимает фильм о встрече, и все дети участвуют в этой веселой съемке в качестве артистов. Задача: одарить ребят фан тазией с первых минут жи:ши в лагере. Не должно быть скуки, казенного оформления путевок, долгой и бестолковой процедуры «приемки детей». Януш Корчак считал скуку те мой для солидных исследо ваний. Скуч;а — это отсутст вие впечатлений,- нотании, за. преты,. атмосфера .коллектив ной бестолковой суматохи, одиночества: Лагерь должен обрадовать, изумить, понра виться. С первых минут необ. холимы ма.чеиькие и большие радости, активные дела. Хорошо бы забросить в ла герь в этот день десант из «старичков»-пионеров. Пусть они встречают и у камеры хра. неийя, и у палаток. Пусть но сятся, распоряжаются, помо гают, действуют. Пусть нович ки с ходу «впишутся» в де журство по столовой, в рабо ту радиоузла, в- шефство над малышами, в подготовку и проведение вечера знакомств, кругосветки по лагерю, первых «огоньков», в разнообразные творческие дела первого дня. Лагерь для того и предназна чен, чтобы за короткое время развить у ребят нниниагиву, научить ответственности. Никакой нервозности, ника кой педагогики, окрика и за прета! Уж так устроена пси хология ребят: им хочется сразу все опробовать: новые- качалки, футбольное поле, иг. ровой городок, танцевальную веранду. Уже по'зтому ничего не надо отк.падывать в день «заезда», Полдия на все эти хлопоты и -т- флаг в небо. Пионерская одиссея начина- УМЕНИЕ ПРИРУЧАТЬ Кто п1й? —- спросил Ма- ■чекькнй принц, — Какой ты красивый! — Я — Лис, — сказал Лис, — Проиграй со мной, — по просил Маленький принц, — Мне так грустно.,, — Не могу я с. тобой иг. рать, — сказал Лис. — Я не приручен. —“А х , извини. — сказал Ма. ленький принц... Важнейшие, необходимей шие качества вожатого —от зывчивость, чуткость, умение располагать к себе, приручать ребят, как приручил Маленько го принца мудрый Лис в сказ, кв Сент-Экзюпери. В первые ребенок за II колл«|сг в свои СВ1 Советуйтес отряда, по ла, обраш:й 1 В первы! .зжта роль сборов, ве< С первых а лать сообп|а. за себя 1 кнут, ему неуют- тиве, возьмите его пые па пару дней, с ним по делам Iучайте простые де тесь с просьбой.- дни особенно вы- отряД1Ш)|В рабочих ;рних «огоньков», сов учите все де- Вместе думать, ;живать, отвечать а всех в коллекти- Недостат в первые че, осторо)ш чайте ДОС ленитесь ты слушае|[п риваешь с решь в кую вещь, грубо, неб|^; нет. В пер торопиться называть, и пове.чеппя ребят 1 И оценивайте мяг- ' гее. Больше заме- шетва, успехи. Не (дхвалнвать. Когда 1 Ь ребенка, загова. шм, ты словно бе дорогую и хруп- Взял неосторожно, жно, и она хруст- ые дни не следует воспитывать, па се время ставьте раться очередной сменный командир, ответственный за все дела дня. По очереди мож но выпускать газету — ма ленькую, веселую, нестандарт ную, Газету одного редакто. Не «затверждайте» ребят в одном и том же амплуа — ху дожника ли, футболиста ли, оратора ли. Поручайте разным ■ребятам по очереди все от рядные маленькие дела: сме нить информацию в пионер ском уголке, разучить новую игру, полить клумбы, высту пить по радио, провести кон церт, быть членом жюри. Ста райтесь, чтобы каждый ваш ребенок хоть в чем-то стал звездочкой первой величины в глазах ребят. Один сделал лучший кораблик из коры, другой составил из сухих ве точек оригинальную «икеба ну», третий победил на кон курсе ораторов... тесь с врачом насчет тех, ко му установлены режими огра ничения. Не вредно о здоро вье каждого ребенка спро сить у родителей: что можно, что нельзя, что категорически противопоказано. Вожатый, о недомогании ребенка сейчас же сообщи врачу! Если твой ребенок попал в изолятор, на- чещай его в день по несколь ку раз. Помни: режим—спут ник здоровья, но не злоупот ребляй режнмиостыо. Вожатому необходимо при учить ребят умываться, чис тить зубы, обливаться холод ной водой и помнить; оздо ровление — это закалка. За калка воздухом, водой и солнцем. (Следи за тем, как одеваются пионеры. В каждом лагере долисно быть прави ло: разная форма одежды — для разной погоды). В хоро шем отряде все делается на воздухе. В хорошем отряде бят» задают вожатому вопро сы на любые интересующие их темы). Вопрос пионера мо жет стать подсказкой к пла ну. Спросил ребенок про Бер мудский треугольник и тут же родилась идея провести се рию вечеров «безумных идей» или вечеров, разгаданных п неразгаданных тайн. Нам на до почаще спрашивать у ре бят, что они хотят провести в отряде, куда пойтп на экскур сию, е кем встретиться у ко стра,, какую игру разучить, что полезного сделать для лаге ря, для ближайшего совхоза, для малышей. ' А еще правильнее учить пи- ойеров, да и октябрят все время придудМывать что-то по лезное и вслух защищать свою мысль. Задумал вожа тый, к примеру, провести «День фа 11 тазеров» в отряде, проверить творческие воз можности каждого пионера., ра вн ей ИЕ НА РОМАНТИКУ! Методический пла 1 ат газеты «Ленинец» в помощь вожатым пионерских лагерей дни дети инстинктивно жмутся к своим вожатым. Уже потому важно обратить внимание на свою манеру об щения с ними. Умение понять каждого. — это первый шаг к умению приручить. Уме ние понять начинается с уме- ПИЯ слушать и слышать де тей. Они будут раскрывать се бя в автобусе в первый же час выезда в лагерь — каверзны ми вопросами, репликами, шу точками. Как бы пробовать во жатого на «прочность». Не следует торопиться реагиро вать Па каждую реплику. Что- то можно и «не услышать», по, все, что требует одобрения —- надо одобрить. По крайней мере — поддержать мысль, предложение ребенка. Этим формировать основу детской самодеятельности. Ничего не обещайте зря, не будучи уве ренным, что обещанное вы полнимо. Полное доверие, со вершенное доверие —- первое условие приручения ребят. Пионеры платят за доверие искренней привязанностью. Особенно важно слышать ребенка, когда он ничего не говорит. Вот девочка в тихой задумчивости чертит прути ком по песку, вот мальчишка засты.т в горьком недоумении или глубокой растерянности, и вожатый уже настраивает свою антенну из детскую вол ну,-Что там происходит? Там, в тайниках души ребенка? Многие дети очень нелегко пе реносят расставание с родны ми в первые дни. Это надо понять. И быть . с ними по стоянно рядом. Особенно пе, ред сном. Почувствовали, что ПРИНЦИП ОЧЕРЕДНОСТИ Это самый демократичный принцип жизни пионерского ■отряда. Пионерская организа- •Ция тогда .будет самодеятель-' ной, когда все ребята в лаге ре будут все делать по очере ди, «без гениев», — как они говорят. Дежурить по палате или палатке, убирать с обедсп- тюго стола, на территории ла геря. Кстати, осторожнее под метайте землю. У нас есть ла геря, в которых поколения де тей вымели зе.млю на глубину, ■исчисляемую метрами. Дс- • фальт можно и поливать. Му сор с земли, с травы лу'пне всего собирать цепочкой. В радиоузле радист ставит пластинку с мяжормой песен кой о труде. Пластинка кру тится 3 минуты. За три мину ты отряд, взявшись за руки, растягивается цепочкой в зоне уборки. И два раза пробегает по этой зоне, быстро подбирая мусор. Дежурному по отряду остается взять в руки мусор ную пику (палку с гвоздем на кок 1 <е) и наткнуть шж бумаяс- ки из кустов и травы, а по том бросить мусор в костер. : По очереди ребята, как уме ют, могут вести Программу «огонька», проводить полит информацию, утреннюю ли нейку, играть в команде в то варищеском матче, участво вать в творческих делах. Еже. диевпо в отряде может выби ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ БЕДЫ Вы выступаете в отряде де тей в разных ипостасях; тре нера и судьи, вечерней нянеч ки и «телефона доверия», политического комиссара и родителя. , Но иаиглавиейшая ваша обязанность — охрана жизни и здоровья ребят. Здесь не может быть отступлений от правил. Здесь нельзя идти па поводу у ребят. Запомните, как аксиому: ку. пать только в установленном месте и в присутствии плав- рука; _Н€ держать ребят долго па солнцепеке, не разрешать есть в лесу неизвестные ягоды; в походе никогда не использо. вать в пишу грибы; не остав лять ребят одних в бане, где кипяток. Не подпускать детей к плитам па кухне, к перецое- ке горячей пищи, в большой посуде. Зоной повышенной опасности в лагере являются: трансформаторные будки, .рас пределительные щиты, резер вуары для слива воды, волье ры сторожевых собак, места хнанения негашеной извести. Даже костровое отрядное ме сто надо . оборудовать так, чтобы не возникло пожарной ситуации. Особая осторож ность с огнем необходима в походе, в палатке ночью. Приняв новый коллектив де тей, посмотрите их медицин ские документы, посоветуй даже в дождь ребята одева ют штормовки, берут палатки и уходят рыбачить. В хорошем отряде .дети бегают босиком, в легкой спортивной одежде. О ПЛАНАХ РАБОТЫ Много лет в лагерях мы ис пользуем план-сетку ■(п.чан на смену), в котором дается пе речень всех дружинных и крупных отрядных дел, обсуж. денных и принятых ■ребятами (поход^ сбор, спартакиада, те матический костер, экскурсия, военная игра и т. п.). План- сетка '— не догма. Вожатый может вносить в него кор рективы. У вожатого есть еще план на два—три дня вперед, чтобы не упустить подготовку к завтрашним делам. План на очередной день отряд обсуж дает вечером иа «огоньке»'. Это обычно детальный план, в нем пожатый все конкретизиру. ет. Разучивается игра — ка кая? Планируется труд-десант: —где, кто, что будет делать? Заинтересовать ребят пла нировать работу отряда мож- по с помощью анкетироваийя, конкурса па лучшее предло жение к плану, приемов «пио нерской разведки» (найти об щественно полезное дело, ин тересного человека, место для игры .и т. д.У, творческого за дания группам по интересам (любителям спорта дается за дание составить программу спортивных дел), и даже с по мощью часа «почемучек» (ре- значит, разрабатывать про грамму этого дня должны все. Сначала пусть соберутся звенья на полчаса — час и «покрутят» эту идею, потом отде. 1 ЫЮ. поломает голову штаб дела, а вечером на «огоньке» весь отряд обсудит все придумки и утвердит про грамму.* ’ . ЧТО ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ Ежедневно в отряде про водятся: зарядка (за смену надо сменить два—три комп- 'лекса, усложнить упражне ния, придумать движения, и полезные, и интересные); от рядная линейка (во время ут ренней линейки дается старт дня, уточняются задания и поручения » т. п.); вечерний «огонек» (анализ прожитого дня и специальная програм ма); трудовое дело (работа в лесу, 'в- подшефном колхозе, совхозе, приборка зоны от ряда, прополка и поливка цве тов, ремонт II пр.); спортивный час (эстафеты, пионерское трехборье, товарищеские ко- манлпые встнечи по футбо.чу, волейболу, баскетболу, ручно му мячу, городкам, лапте, скакалкам и т. д.); купание (игры и соревнования на во де). К этому распорядку можно добавить чтение «Пи онерской правды». просмотр телепередач, работу кружков и секций, прогулки в лес и Каждый день в отряде дол жно проходить какое-то ин тересное коллективное твор ческое дело. Оно может, быть политическим, трудовым, по- змавательным, историческим, спортивным, с обязательной творческой программой, рас считанной на всех. Помните; у ребят свои критерии оценки дела! Они любят все, что свя зано с действием, выдумкой, возможностью себя проявить. Они не любят «приглаженные» дела по чужим сцепариам и текстам. Им импонируют им- провизадня, театрализация, конкурсность. Им нравятся де ла, которые проводились, на пример, в первую смену в пи онерских лагерях «Звездный», «Лесная сказка», «Орленок», «Прометей»: соревнования на военизированной полосе пре пятствий, конкурс «А ну-ка, парии!», «рыцарский турнир», «гайдаровский десант», день оружейника, защита времен года, конкурс смекалки, ли тературный суд нал Дантесом, театр пантомимы, час оперы, спортивный КВН, лесной кар па вйл, русские посиделки, день ХУГИ века и т. п. Каж дое из таких дел не требует -больших сценариёв, репетиций и долгой подготовки, зато да ет простор для. выдумки и творческого: самовыражения. Один, день в лагере — это очень много, даже если не ' проводится специальных больших мероприятий.- Отсту кивают ..часы секунды и мину ты, растут вечные' цепочки вре. мениу •составляющие беско нечную дорогу жизни. Думай, вожатый: что встретят лоти иа этой дороге? Может быть, они впервые увидает восход солнца или красочную зарю, остановятся изумленные пе ред муравейником, услышат и разучат хорошую песню, задумаются над вопросом; «Что значит быть с веком на равне?», послушают статьи В Пескова о семье Лыковых, обратят внимание на изуми тельную березовую рощу, пшггихнут, завороженные ут ренней песней соловья. Глав ное, чтобы атмосфера дня'бы- ла днужелюбной, некпенией, весс.чой, естественной, Иногда в погоне за ярким, необычным делом мы забываем то, во имя чего оно затеяно. СОВЕТ ДЕЛА Хотите, чтобы каждый пио-' пер участвовал в коллективной организаторской деятельно сти? Со.злавайте каждый день несколько советов дела и включайте в них- всех ребят' по очереди... Совет подбира ется с учетом своеобразия де ла. Например, если готовится трудовая операция «Валеж ник» (для помощи лесиичест-. ву), то. надо сразу уточнить ЗОНУ очистки леса, узнать, где получают инструменты, поду мать. куда и как стаскивать сухие ветки, как организовать соревнование, какие задания дать звеньям, как подвести ито ги, как поощрить лучших. Во главе совета стоит один - старший. Цель нашего обще ства — воспитать гражданина с активным характером, кол лективиста. Еще А. С. Мака ренко считал обязательными качествами личности умение приказать товапишу п умение' подчиниться. Ежедневно пио неры ставятся в позиции либо командира, либо подчиненно. Вожатый, помни: совет дела может быть исполнительским и творческим. Одному совету ты поручаешь, скажем, подго товить и сложить костер-коло дец и его задачи просты: при нести сушняк, напилить его и сложить па костровом месте. Другому —- подготовить уст ный журнал «Революция про должается». Это посложней. Здесь надо найти авторов, продумать сюжет, оформле ние, подобрать диафильм, а, может быть, —• озвучить его. В ЧЕСТЬ 70-ЛЕТИЯ РЕВОЛЮЦИИ в этом году страна отме чает 70-летие Великой Ок тябрьской социалистической революции. Рассказать детям о ее завоеваниях, приобщить их ко времени героического прошлого — задача вожатого. Помогут в этом такие модели работы, как агитпоход по ре. волюциоиным местам нашей области, вечер памятных зна мен, вечер революционной символики, встреча с героями Великой Отечественной войны, героями труда, знатными людьми, партийными и ком сомольскими работниками. Если рядом с лагерем есть мемориалы, памятники рево люционного прошлого, то без подсказки сверху посадите там цветы, покрасьте 01 ])адку, на ведите порядок. Проведите с ребятами операции «Радость людям», «Памятник», «Ребя там села», конкурс рисунков «Это завоевано революцией», «Об этом мечтал В. И. Ленин», организуйте со старшими пи онерами факельное шествие. еше — декаду тематических диафильмов на тему «Наша революция», викторину ‘«Есть у революции начало, нет у ре волюции конца». А еще можно поставить отрывок из спек такля о революции, приду мать, разучить, драматизиро ванную песню, провести дис пут «Возможна ли мировая революция?». ■ ВЕЧЕРНИЙ «ОГОНЕК» Сегодня в стране много го ворят о необходимости глас ности, «Огонек» — самая глас ная форма работы с отрядом. «Огонек» может вести дежур ный 'командир или воспитатель. Ежедневно вечером на отряд ном месте (где у каждого пи онера есть свой пенечек или скамеечка, а для неожиданно го гостя — кресло, сделанное из коряги), у маленького ма ленького костерика вожатый собирает детей.' Костер успо каивает, настраивает на доб рый и важный разговор. На «огоньке» разговор идет обыч но вокруг нескольких вопросов: «Что мы делали сегодня? Как прошел день? Что понрави лось — не поправилось? Кому и За что скажем спасибо? В чей адрес и по какому пово ду выразим недоумение?». Подводят итоги прожитого дня, оценивают работу дежур ного командира и .звеньев, ак тивность совета дела, а затем выбирают нового команди ра дня я составляют, утверж дают план па завтра. Вот здесь и проявляется старая ■добрая заповедь; «Все делай творчески, иначе, зачем учите, вожатые, ребят думать не стандартно, зашишать свои идеи? Отвергая что-то — тут же предлагай взамен». На «огоньке» отлично идут любые серьезные разговоры. С удовольствием ребята у ко стра спорят о том, какие бу дут люди XXI века, возможна ли передача энергии на рас стояние без проводов, за что можно руки товарищу не по- Вечерпнй «огонек» — не классный час. Здесь пекут кар тошку, пьют чай, потихонечку поют любимые песни; читают стихи... Лагерь — царство по ющих и веселых человечков. Общая песня мгновенно сбли жает и сплачивает, связыва ет ребя'т с окружающим ми ром, вызывает коллективные переживания. Пусть всегда на. «огоньке» гостит юмор и по ется много песен. Мы досадно мало поем вместе. (А в пио нерском лагере «Зве.здный» за первую смену ребята па (Окончание на 4-Я стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz