Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 13 июня 1987 г. Есть ли альтернативароку? предлагаем вниманию читателя фрагменты из ста­ тьи кандидата историчесхих наук Наталии КОРЗУН «Феномен массовой культуры», которая полностью опубликована в журнале «Москва» № 6 за 1987 год. «Парень' в майке слушает рок. Немыт, нечесан, рот кри­ вит улыбка: «Я—для рока, а он — для меня. Потому что все мне врали:, «Вырастешь— станешь Президентом». «Нет- в жизни ничего и не будет». Так утверждает рок-исполнитель из США. Дж. Мелленкэмп. У звезды «синтетического фанка- рока» Принса свое отношение К року: «Проснувшись, я ре­ шил — настал день Страшно­ го суда (небо было пурпур­ ным, все бежа.ли кто куда). ~Прю, танцуя, я — и в этом жизнь моя. Вечерком повесе­ люсь особо — что там оста- .чось до 2000 года?». Британ­ ский рокер Б. .Фокс настроен по-иному: «Конечно, нельзя сказать — песня в состоянии изменить мир. Но каждый раз, когда я создаю песню,, я кочу изменить мир. Думаете, я не знаю о бесполезности рока? Но я знаю и его силу». Живым воплощением рока, его классиком стал Элвис Пресли — бывший шофер гру­ зовика, идея Америки 50—60-х годов, воп.лотивший амери­ канскую мечту о моменталь­ ном и сказочно.м обогащения, жрец и божок культа супер- сексуа-льности. В зените славы имя Пресли служило этикет­ кой 78 различных товаров — от жвачки и зубной пасты до собственных гипсовых бюстов. Пресли купил 23-комнатный ,дом, 4 «кадиллака», пурпур­ ный «.линкольн» и умер в воз­ расте 42 лет. «Сделал» Прес­ ли его антрепренёр К. Паркер, который получал 25 процентов всех доходов певца. Причин. породивших рок^ немало. Вряд ли можно объ­ яснить массовый успе.х и жиз­ нестойкость рока только упад­ ком нравов. Тут и более ран­ нее (физиологическое и мате­ риальное) становление моло­ дежи. кризис традиционных политических и моральных ин­ ститутов, доступность массо­ вой культуоы, умелая подача официальной пропагандой США рок-н-ролла как образ­ ца для подражания... Современный рок . щедро приправлен не только изобра­ жением, но и сюжетом. Чрез­ вычайная популярность воз­ никших всего несколько лет назад новых форм видеозапи­ си рок-музыки — видеороли­ ков — объясняется многими причинами. Одна из них кро­ ется в возможности резко уси. лить воздействие на эмоцио- на.льный и психический мир слушате.лей в дополнение к звуковому воздействию. Рок всегда интересовала не сто.яЬ' ко глубина или чистота звука его огранка, сколько — наря ду с возможностями музы ка.пьного эксперимеитирова ния — объем звука. Кстати одна из рок-групп так и назы­ вается «искусство шума». Видеоролик музыкальной записи чрезвычайно упроща­ ет ее восприятие. Заложенная в песне идея зрительно реали­ зуется всего за несколько се­ кунд, она «нокаутирует» зри­ теля, что, по мнению амеои- канского журналиста Б. Ба- ролла, «придает человеческой расе вид несколько глупова­ тый». Да. гомо сапиенсу труд­ но бросить упрек в излишней интеллектуальности, если бы- -ло распродано шесть’ миллио­ нов экземпляров альбома группы тяжелого рока «Деф Лепард» после того, как был показан . видеок.чип песни «Фо­ тограф»: убийство похожей на М. Монро блондинки, при­ чем в кадре все время присут­ ствовала группа женщин... в клетке. Какие же еще идей реализуют в видеороликах по­ пулярные рок-группы? Вот весь в черной коже, бляшках и _ джинсе- Билли Идол, Название песни —«Быть любовником» Видеоклип: ринг, вылезающий из-под ве­ ревок и достающий из тесных джинсов микрофон Идол, ко­ торому явно не дают спать спокойно порнолавры Принса. Рок-группа ^«Торговля нарко­ тиками». Видеомлик; юмори­ стическое изображение лю­ бовных сцен с авто.матическим оружием. Солист то бьет им ' по то.лове участников группы, то бьет самим автоматом об пол. Рок-группа ' «ЛНЕКСЗ». Название песни «Слушая, как. воры»; . потные физиономии, все в кровоподтеках. На доро­ гих поломанных стульях раз­ валились полуголые «герои» с автоматами. Рядом с ними — чинные бабки в бриллиан­ тах. Вбкруг бушует пожар: у солиста в руках вместо мик­ рофона — горящий факел. Список можно продолжать: в считанные секунды перед ог­ лушенным зрителем промельк­ нут и восставшие из могил скелеты («Жуть», М. Джек­ сон), и веселенькие пляски- мордобои в женской тюрьме (П. Бенатар), и ангелы смер­ ти на ревущих мотоциклах («Лед Зеппелин»), Видеоролики Принса, М. Джексона, Мадонны, П. Бе­ натар, «Кисс» и других мно­ гочисленных американских рок-групп насыщены сюрреа­ листическими или откровенно натуралистическими сюжета­ ми, в многоцветном контексте которых активно пропаганди­ руется насилие — драки и вакханалии в тюрьмах, схват­ ки враждующих банд, поно­ жовщина и проституция, ганг­ стеризм, сексуальные извра­ щения, неотвратимость конца света. Зрителя пугают яе толь­ ко мистическими исчадиями ада, но и реальными «носите­ лями зла» в фуражках с крас­ ной звездой. Цели, подобных сюжетов при всем кажущемся разнообразий весьма конкрет­ ны: вызвать у зрителя паниче­ ский страх перед ядерным апокалипсисом (один из швед­ ских журналистов хорошо за­ метил. что атмосфера страха для политика подобна хорошо вспаханному полю, на кото­ ром можно получить неплохой урожай), приучить его к мыс­ ля о неизбежности войны, об­ винить СССР в равной с США ответственности За ядерное безумие, привнести ценности' псевдопацифизма. Безработица не только оже­ сточила молодежь, но постоян. но разрушает и этику труда. Престиж работы, повседневно­ го труда падает. Главное — изловчиться и вовремя найти способ делать деньги, а не зарабатывать их. Парадокс, но факт: многие рок-исполнители, взявшие микрофон, чтобы взбудоражить, взорвать без­ душное общество, теперь уже цепко держат его, дабы не прервать откачку денег из «презираемого» ими буржу­ азного источника, который они, кстати, и питают. «За послед­ ние .15 лет рок стал взрослым, превращаясь в занятие все бо­ лее консервативное. Ежегодно автомат популярной музыки штампует новых звезд с той же последовательностью, что и Детройт — новые модели машин», — подытоживает американский критик Дж. Мил- Отождеств.чяя себя . с образом богемного или стихийного бун­ таря. рокеры сами живут по законам так презираемого ими буржуазного общества, _ нару­ шая правила игры разве толь­ ко в целях саморекламы. «Свойский парень», «сорви­ голова» Р. Стюарт, исправно бунтующий на эстраде уже 23 года, перекупил у бывшего короля Греции его английский замОк — тоже, видимо, в по­ рядке протеста. Эту фальшь, стремление' к чистогану и соб­ ственной выгоде язвительно, но точно подметил американский пастор Б. Грэхем: «Артист выходил на сцену и призывал: давайте бороться, объединять­ ся, делиться и общаться! З а - , тем он садился в собственный лайнер и улетел на собствен­ ный остров, где общался с. ше­ стнадцатидорожечным записы­ вающим •устройством. Какое лицемерие...». О кризисе не то.тько морали рока, расхождении слова и де­ ла его исполнителей, но и рок-музыки свидетельствует такое направление, как «хэви- металл». Американский ис­ следователь Ч. Эдди утверж­ дает, что оно с.хоже с хард- роком, различие между ними «довольно смутное». Музы­ кальная бедность «металлис­ тов» была в полном смысле слова вопиющей, необходимость как-то выделиться стала воп­ росом коммерческой жизни. Средства публику ошеломили:’ на сцену на мотоциклах выле­ тали - длинноволосые чудови­ ща в тевтонских рогатых шле­ мах, . в цепях, обвешанные нацистской символикой. Ряды «атеистов» попо.днила группа «ЭйСи/ДиСи» (один из вари­ антов расшифровки «Анти­ христ — смерть Христу»), об­ сыпанным перхотью мальчи­ шечкам особенно полюбилась форма гитлерюгенда и массо­ вые факельные шествия. Обы­ вателя шокировал не нацист­ ский антураж, а кровавое от­ ношение к Христу, но телеви­ зор он не выключил: самоут­ верждения потных и косма­ тых «настоящих, парней» по накалу страстей и интеллекту­ альному уровню сильно сма­ хивали на атмосферу пивной и были близки и понятны. «Ме­ таллистам» нельзя отказать в наблюдательности: «Мы хо­ тим выразить реальности аме­ риканского среднего класса, — заявил член рок-группы «Алис Купер». — А если зри­ телю нравится, что ему насту­ пают на ногу, — тем. лучше». ■И хотя в некоторых произ­ ведениях «хэви-металл» звучит призыв к перераспределению богатств, к ограничению влас­ ти монополий (песня «Съедим богатых» американской ' рок- группы «Крокус»), он тонет (или его топят?) в бушующей стихии слепой агрессивности. Боясь реальной жизни, уни­ жения, безработицы и одино­ чества, металлист держится стаи, нацепляет на себя всю атрибутику силы — металли­ ческие украшения, громозд­ кие черные кожаные одеяния, сапоги с высокими коваными каблуками, воинственно рас­ крашивается. . Сознавая свое ничтожество, нередкую тще- душ-ность. внешнего вида, по- . следователь «хэви-металл» рас- пушивается, как мелкое жи­ вотное перед опасностью, не желающее это показать... Не случайна поэтому такая по­ пулярность «хэви-металл» сре­ ди трудных подростков, вче­ рашних детей городских ни­ зов, ~ которые, ощетинившись, визгом и непристойностями встречают оказавшийся таким жестким и суровым внешний взрослый мир. Отсюда стад­ ность «хэви-металл»: в куче теплее и не так страшно. «Мы и есть американская моло­ дежь, — зазывают родствен­ ные души металлисты «Мётли Крю», — а американская мо­ лодежь — это секс, наркоти­ ки, пицца и еще раз секс». Сегодня поклонники «ме­ талла» больше жертва, чем наси.тьники. Но прививаемый юным дущам культ грубой си­ лы, жестокого и беспощадного мстителя, героя-разрушителя оставляет глубокий след. Вряд ли можно согласиться с теми, кто считает, что «их («хэви- металл». — Н. К.) флирт с дьявольщиной и милитаризмом слишком глупо выглядит, что­ бы в него ' можно было по­ верить». Глупо это выглядит для зрелого, думающего чело­ века, но не для зеленого юн­ ца. Подросток — основной по­ требитель «мета.лла» — значи­ тельно эмоциональнее и впе-, чатлительнее взрос.вдх, под какой бы маской наружной, бравады ни скрывалась . эта ранимость... Слишком заманчи­ во прост рецепт «дарения над миром» иг слишком сознатель­ но запутаны в голове амери­ канца события новейшей исто­ рии: 44 процента жителей США не знают, что во второй мировой войне Советский Со­ юз был союзником США; 28 процентов опрошенных дума- .ли, что во второй мировой вой­ не США воевали против СССР («Правда», 19.12.85), Можно снорить о том, спра­ ведливо ли понятие рок-куль­ туры, но мало кто возразит против понятия рок-бизнес. Вот лишь несколько цифр. По­ пулярность рока как «культу­ ры молодых» принесла амери­ канской индустрии развлече­ ний невиданные прибыли; ев доходы с 1965 по 1975 год вы­ росли в три раза и составили 2360 миллионов долларов. Фактическая пропаганде войны, подготовка к ней про­ ходят красной нитью через пес­ ня и особенно видеоролики многих исполнителей амери­ канского рока. Зрителя й слу­ шателя пытаются убедить - в том, что ядериая война уже «прописана» в истории, что она является неизбежной. При этом война отнюдь не будет означать конец света: это все­ го лишь этап яа пути создания более совершенного всемир­ ного общества по американско­ му образцу. Америка востор­ жествует, а комму'нисты и все, кто противится американско­ му образу жизни, просто сги­ нут. . «Стопроцентные» американ­ цы из числа рокеров принима­ ют непосредственное учас­ тие а разжигании ура-патрио­ тизма, антисоветизма, шови­ нистических и ультраправых настроений. «Надоело слу­ шать, что Америка плохая, что мы неправильно ведем се­ бя в Пентральной Америке, что мы агрессоры... Ну и что, что Рейган ковбой и держит палец на спусковом крючке. Он же не выстрелил (Ш). Ну и пусть Россия и весь мир ду­ мают, что он ковбой — это лучше, чем думать, что он го­ тов отдать им Панамский ка­ нал», — откровенно заявил один из самых популярных бе­ лых рокеров Н. Янг. В се­ годняшней Америке популярна не только его музыка... Аме­ риканизм с запахом пороха на­ глядно заявил о себе в твор­ честве Б. Хейса, У. Комбо и других. Не ограничил свое возбуждение только музыкой и С. Хаггар: «У нас на старте миллионы ракет — хочу дать русским понять, что мы будем драться». «Бомба гарантирует нашу безопасность, — рассуж­ дает рокер Г. Ньюман. — Борьба за мир не имеет смыс- «ЕСть ли альтернатива ро­ ку? — задумался в ответ на заданный мной вопрос Рольф, швейцарский священник, ак­ тивно участвующий в движе­ нии за мир и права человека. — Есть ли какие-то средства, отвлекающие от рока? Я ви­ жу три способа сохранить ду­ мающее человеческое суще- ' ство. Это книги, учеба и жи- - вое человеческое общение (мой вопрос, кто будет внед­ рять эти средства, кто ответит за воспитание молодежи, ос- ’ таяся без ответа). Единствен­ ное, что я могу сказать, — по­ молчав, добавил Рольф, — об­ щество потреб.ления этому не научит. Оно не заинтересова­ но в человеке думающем». Когда американские родите- ' ли и учителя, обеспокоенные состоянием нравственного здо­ ровья молодежи страны, тре­ буют установить контроль над рок-продукцией, их трево­ га и возмущение понятны и оправданны. Но только ля в нарушении общепринятой мо­ рали скрыта причина кампа­ нии борьбы с роком? Амери­ канские подростки «раскрепо­ стились» и обнажились не се- | годня й не вчера. Моральной деградации общества служит не только (и не столько) рас­ пущенно паясничающий Принс, сколько политический раз­ врат послушной воле монопо­ лий. правительственной адми­ нистрации. Именно эти силы - попирают все моральные и нравственные нормы во имя собственной выгоды. Корни антигуманной сути творчества многих ррк-исполнителей сле­ дует искать в самом характе­ ре нынешнего буржуазного, особенно американского, об- . щества. Культ индивидуа­ лизма и вседозволенности, экс­ плуатация культуры, особен­ но масскультуры, в качестве источника наживы ведут к на­ саждению бездуховности, мо­ ральной деградации общества, что и составляет суть импери­ ализма. (АПН). Следующий номер «Ленин-» ца» выйдет 18 июня. Редактор В. ЗАХАРОВ . ГВ кино'А тсатраж 13—14 ИЮНЯ «КОСМОС». Очная ставка — 9.30, 14.00 .(удлиненный), 16.30, 18.30. Пре­ мьера — «Лицом к лицу» (2 серия)— 20,30. Среда коршунов — 11.30; «ВИННИЦА». Кин-дза-дза (2 серии) — 10.30, 13.30. 16.30, 19.30. Красная графиня (2 серия) — 10.30. 13.30, 16.30, 19.30. Малый зал. Сталкер (2 серии) — 19.00. 14 июня. Солярис (2 серии) — 19.00. Детский зал. Замок лгунов — 15.00, 17.00. Тайна старого парка — 11.00, 13.00. 13 ию­ ня. Иваново детство — 17.00. «ОКТЯБРЬ». Бегущий смельчак — 10.50, 15.00. Ту-ген (М)йлапща) (де­ ти до 16 лет не дрпусжаются) — 9.00, 12.30 (удлиненный), 16.40. 18.20 (удлиненный), 20.30. «ЗАРЯ». Крик дельфина — 9.00, 11.00, 14.40, 18.40, 20.49 (удлинен- Е№1й). Тайна черных дроздов 12.50, 16.40. Малый зал. Воспомина­ ние—16.00 (удлиненный). 20.10,2Г.40. Для детей. Гиперболоид «вж енера Гарина — 11.00, 14.00. «СПУТНИК», к рик дельфина — 9.00, 15.00. 18.40, 20.40 (удлиненный). Гибель «Аполлонии» — 12.40 (удли­ ненный), 17.00. Удивительная находка, иля Самые обыкновен* ные чудеса — 11.00. «МЕТАЛЛУРГ». Большие маневры (кроме детей до 16 .лат) — 11.00, 13.00. 16.40 (удлиненный), 19.00, 21.00. Белый Клык — 9:00. Левша — 15.00. Наш адрес: ГСП, 398055, г. Липецк, улица Московская, 83^ редактора - т 25-01-76; ответствешого секрета­ ря и отдела спорта - - 25-01-45; отдела комсомо^ць. ской жизни — 25-01-42; отдела коммуннстиче- скего воспитания — 25-01-78: отдела учащейся иолодежи — 25-01-57; отдела писем — 25-01-05; фотокорреспондента — 25-01-87. ТЕЛСФОНЫ Типография «Ленинское знамя», Липецк, улица Московская, 83. Тираж 490Ш). АЭ 71415 ^ Печать высекая. Индекс 52600. Объем 1 п. я. ■ Зкк; № 3176. 1-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz