Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ 13 июня 1987 г. Есть ли альтернативароку? предлагаем вниманию читателя фрагменты из ста тьи кандидата историчесхих наук Наталии КОРЗУН «Феномен массовой культуры», которая полностью опубликована в журнале «Москва» № 6 за 1987 год. «Парень' в майке слушает рок. Немыт, нечесан, рот кри вит улыбка: «Я—для рока, а он — для меня. Потому что все мне врали:, «Вырастешь— станешь Президентом». «Нет- в жизни ничего и не будет». Так утверждает рок-исполнитель из США. Дж. Мелленкэмп. У звезды «синтетического фанка- рока» Принса свое отношение К року: «Проснувшись, я ре шил — настал день Страшно го суда (небо было пурпур ным, все бежа.ли кто куда). ~Прю, танцуя, я — и в этом жизнь моя. Вечерком повесе люсь особо — что там оста- .чось до 2000 года?». Британ ский рокер Б. .Фокс настроен по-иному: «Конечно, нельзя сказать — песня в состоянии изменить мир. Но каждый раз, когда я создаю песню,, я кочу изменить мир. Думаете, я не знаю о бесполезности рока? Но я знаю и его силу». Живым воплощением рока, его классиком стал Элвис Пресли — бывший шофер гру зовика, идея Америки 50—60-х годов, воп.лотивший амери канскую мечту о моменталь ном и сказочно.м обогащения, жрец и божок культа супер- сексуа-льности. В зените славы имя Пресли служило этикет кой 78 различных товаров — от жвачки и зубной пасты до собственных гипсовых бюстов. Пресли купил 23-комнатный ,дом, 4 «кадиллака», пурпур ный «.линкольн» и умер в воз расте 42 лет. «Сделал» Прес ли его антрепренёр К. Паркер, который получал 25 процентов всех доходов певца. Причин. породивших рок^ немало. Вряд ли можно объ яснить массовый успе.х и жиз нестойкость рока только упад ком нравов. Тут и более ран нее (физиологическое и мате риальное) становление моло дежи. кризис традиционных политических и моральных ин ститутов, доступность массо вой культуоы, умелая подача официальной пропагандой США рок-н-ролла как образ ца для подражания... Современный рок . щедро приправлен не только изобра жением, но и сюжетом. Чрез вычайная популярность воз никших всего несколько лет назад новых форм видеозапи си рок-музыки — видеороли ков — объясняется многими причинами. Одна из них кро ется в возможности резко уси. лить воздействие на эмоцио- на.льный и психический мир слушате.лей в дополнение к звуковому воздействию. Рок всегда интересовала не сто.яЬ' ко глубина или чистота звука его огранка, сколько — наря ду с возможностями музы ка.пьного эксперимеитирова ния — объем звука. Кстати одна из рок-групп так и назы вается «искусство шума». Видеоролик музыкальной записи чрезвычайно упроща ет ее восприятие. Заложенная в песне идея зрительно реали зуется всего за несколько се кунд, она «нокаутирует» зри теля, что, по мнению амеои- канского журналиста Б. Ба- ролла, «придает человеческой расе вид несколько глупова тый». Да. гомо сапиенсу труд но бросить упрек в излишней интеллектуальности, если бы- -ло распродано шесть’ миллио нов экземпляров альбома группы тяжелого рока «Деф Лепард» после того, как был показан . видеок.чип песни «Фо тограф»: убийство похожей на М. Монро блондинки, при чем в кадре все время присут ствовала группа женщин... в клетке. Какие же еще идей реализуют в видеороликах по пулярные рок-группы? Вот весь в черной коже, бляшках и _ джинсе- Билли Идол, Название песни —«Быть любовником» Видеоклип: ринг, вылезающий из-под ве ревок и достающий из тесных джинсов микрофон Идол, ко торому явно не дают спать спокойно порнолавры Принса. Рок-группа ^«Торговля нарко тиками». Видеомлик; юмори стическое изображение лю бовных сцен с авто.матическим оружием. Солист то бьет им ' по то.лове участников группы, то бьет самим автоматом об пол. Рок-группа ' «ЛНЕКСЗ». Название песни «Слушая, как. воры»; . потные физиономии, все в кровоподтеках. На доро гих поломанных стульях раз валились полуголые «герои» с автоматами. Рядом с ними — чинные бабки в бриллиан тах. Вбкруг бушует пожар: у солиста в руках вместо мик рофона — горящий факел. Список можно продолжать: в считанные секунды перед ог лушенным зрителем промельк нут и восставшие из могил скелеты («Жуть», М. Джек сон), и веселенькие пляски- мордобои в женской тюрьме (П. Бенатар), и ангелы смер ти на ревущих мотоциклах («Лед Зеппелин»), Видеоролики Принса, М. Джексона, Мадонны, П. Бе натар, «Кисс» и других мно гочисленных американских рок-групп насыщены сюрреа листическими или откровенно натуралистическими сюжета ми, в многоцветном контексте которых активно пропаганди руется насилие — драки и вакханалии в тюрьмах, схват ки враждующих банд, поно жовщина и проституция, ганг стеризм, сексуальные извра щения, неотвратимость конца света. Зрителя пугают яе толь ко мистическими исчадиями ада, но и реальными «носите лями зла» в фуражках с крас ной звездой. Цели, подобных сюжетов при всем кажущемся разнообразий весьма конкрет ны: вызвать у зрителя паниче ский страх перед ядерным апокалипсисом (один из швед ских журналистов хорошо за метил. что атмосфера страха для политика подобна хорошо вспаханному полю, на кото ром можно получить неплохой урожай), приучить его к мыс ля о неизбежности войны, об винить СССР в равной с США ответственности За ядерное безумие, привнести ценности' псевдопацифизма. Безработица не только оже сточила молодежь, но постоян. но разрушает и этику труда. Престиж работы, повседневно го труда падает. Главное — изловчиться и вовремя найти способ делать деньги, а не зарабатывать их. Парадокс, но факт: многие рок-исполнители, взявшие микрофон, чтобы взбудоражить, взорвать без душное общество, теперь уже цепко держат его, дабы не прервать откачку денег из «презираемого» ими буржу азного источника, который они, кстати, и питают. «За послед ние .15 лет рок стал взрослым, превращаясь в занятие все бо лее консервативное. Ежегодно автомат популярной музыки штампует новых звезд с той же последовательностью, что и Детройт — новые модели машин», — подытоживает американский критик Дж. Мил- Отождеств.чяя себя . с образом богемного или стихийного бун таря. рокеры сами живут по законам так презираемого ими буржуазного общества, _ нару шая правила игры разве толь ко в целях саморекламы. «Свойский парень», «сорви голова» Р. Стюарт, исправно бунтующий на эстраде уже 23 года, перекупил у бывшего короля Греции его английский замОк — тоже, видимо, в по рядке протеста. Эту фальшь, стремление' к чистогану и соб ственной выгоде язвительно, но точно подметил американский пастор Б. Грэхем: «Артист выходил на сцену и призывал: давайте бороться, объединять ся, делиться и общаться! З а - , тем он садился в собственный лайнер и улетел на собствен ный остров, где общался с. ше стнадцатидорожечным записы вающим •устройством. Какое лицемерие...». О кризисе не то.тько морали рока, расхождении слова и де ла его исполнителей, но и рок-музыки свидетельствует такое направление, как «хэви- металл». Американский ис следователь Ч. Эдди утверж дает, что оно с.хоже с хард- роком, различие между ними «довольно смутное». Музы кальная бедность «металлис тов» была в полном смысле слова вопиющей, необходимость как-то выделиться стала воп росом коммерческой жизни. Средства публику ошеломили:’ на сцену на мотоциклах выле тали - длинноволосые чудови ща в тевтонских рогатых шле мах, . в цепях, обвешанные нацистской символикой. Ряды «атеистов» попо.днила группа «ЭйСи/ДиСи» (один из вари антов расшифровки «Анти христ — смерть Христу»), об сыпанным перхотью мальчи шечкам особенно полюбилась форма гитлерюгенда и массо вые факельные шествия. Обы вателя шокировал не нацист ский антураж, а кровавое от ношение к Христу, но телеви зор он не выключил: самоут верждения потных и косма тых «настоящих, парней» по накалу страстей и интеллекту альному уровню сильно сма хивали на атмосферу пивной и были близки и понятны. «Ме таллистам» нельзя отказать в наблюдательности: «Мы хо тим выразить реальности аме риканского среднего класса, — заявил член рок-группы «Алис Купер». — А если зри телю нравится, что ему насту пают на ногу, — тем. лучше». ■И хотя в некоторых произ ведениях «хэви-металл» звучит призыв к перераспределению богатств, к ограничению влас ти монополий (песня «Съедим богатых» американской ' рок- группы «Крокус»), он тонет (или его топят?) в бушующей стихии слепой агрессивности. Боясь реальной жизни, уни жения, безработицы и одино чества, металлист держится стаи, нацепляет на себя всю атрибутику силы — металли ческие украшения, громозд кие черные кожаные одеяния, сапоги с высокими коваными каблуками, воинственно рас крашивается. . Сознавая свое ничтожество, нередкую тще- душ-ность. внешнего вида, по- . следователь «хэви-металл» рас- пушивается, как мелкое жи вотное перед опасностью, не желающее это показать... Не случайна поэтому такая по пулярность «хэви-металл» сре ди трудных подростков, вче рашних детей городских ни зов, ~ которые, ощетинившись, визгом и непристойностями встречают оказавшийся таким жестким и суровым внешний взрослый мир. Отсюда стад ность «хэви-металл»: в куче теплее и не так страшно. «Мы и есть американская моло дежь, — зазывают родствен ные души металлисты «Мётли Крю», — а американская мо лодежь — это секс, наркоти ки, пицца и еще раз секс». Сегодня поклонники «ме талла» больше жертва, чем наси.тьники. Но прививаемый юным дущам культ грубой си лы, жестокого и беспощадного мстителя, героя-разрушителя оставляет глубокий след. Вряд ли можно согласиться с теми, кто считает, что «их («хэви- металл». — Н. К.) флирт с дьявольщиной и милитаризмом слишком глупо выглядит, что бы в него ' можно было по верить». Глупо это выглядит для зрелого, думающего чело века, но не для зеленого юн ца. Подросток — основной по требитель «мета.лла» — значи тельно эмоциональнее и впе-, чатлительнее взрос.вдх, под какой бы маской наружной, бравады ни скрывалась . эта ранимость... Слишком заманчи во прост рецепт «дарения над миром» иг слишком сознатель но запутаны в голове амери канца события новейшей исто рии: 44 процента жителей США не знают, что во второй мировой войне Советский Со юз был союзником США; 28 процентов опрошенных дума- .ли, что во второй мировой вой не США воевали против СССР («Правда», 19.12.85), Можно снорить о том, спра ведливо ли понятие рок-куль туры, но мало кто возразит против понятия рок-бизнес. Вот лишь несколько цифр. По пулярность рока как «культу ры молодых» принесла амери канской индустрии развлече ний невиданные прибыли; ев доходы с 1965 по 1975 год вы росли в три раза и составили 2360 миллионов долларов. Фактическая пропаганде войны, подготовка к ней про ходят красной нитью через пес ня и особенно видеоролики многих исполнителей амери канского рока. Зрителя й слу шателя пытаются убедить - в том, что ядериая война уже «прописана» в истории, что она является неизбежной. При этом война отнюдь не будет означать конец света: это все го лишь этап яа пути создания более совершенного всемир ного общества по американско му образцу. Америка востор жествует, а комму'нисты и все, кто противится американско му образу жизни, просто сги нут. . «Стопроцентные» американ цы из числа рокеров принима ют непосредственное учас тие а разжигании ура-патрио тизма, антисоветизма, шови нистических и ультраправых настроений. «Надоело слу шать, что Америка плохая, что мы неправильно ведем се бя в Пентральной Америке, что мы агрессоры... Ну и что, что Рейган ковбой и держит палец на спусковом крючке. Он же не выстрелил (Ш). Ну и пусть Россия и весь мир ду мают, что он ковбой — это лучше, чем думать, что он го тов отдать им Панамский ка нал», — откровенно заявил один из самых популярных бе лых рокеров Н. Янг. В се годняшней Америке популярна не только его музыка... Аме риканизм с запахом пороха на глядно заявил о себе в твор честве Б. Хейса, У. Комбо и других. Не ограничил свое возбуждение только музыкой и С. Хаггар: «У нас на старте миллионы ракет — хочу дать русским понять, что мы будем драться». «Бомба гарантирует нашу безопасность, — рассуж дает рокер Г. Ньюман. — Борьба за мир не имеет смыс- «ЕСть ли альтернатива ро ку? — задумался в ответ на заданный мной вопрос Рольф, швейцарский священник, ак тивно участвующий в движе нии за мир и права человека. — Есть ли какие-то средства, отвлекающие от рока? Я ви жу три способа сохранить ду мающее человеческое суще- ' ство. Это книги, учеба и жи- - вое человеческое общение (мой вопрос, кто будет внед рять эти средства, кто ответит за воспитание молодежи, ос- ’ таяся без ответа). Единствен ное, что я могу сказать, — по молчав, добавил Рольф, — об щество потреб.ления этому не научит. Оно не заинтересова но в человеке думающем». Когда американские родите- ' ли и учителя, обеспокоенные состоянием нравственного здо ровья молодежи страны, тре буют установить контроль над рок-продукцией, их трево га и возмущение понятны и оправданны. Но только ля в нарушении общепринятой мо рали скрыта причина кампа нии борьбы с роком? Амери канские подростки «раскрепо стились» и обнажились не се- | годня й не вчера. Моральной деградации общества служит не только (и не столько) рас пущенно паясничающий Принс, сколько политический раз врат послушной воле монопо лий. правительственной адми нистрации. Именно эти силы - попирают все моральные и нравственные нормы во имя собственной выгоды. Корни антигуманной сути творчества многих ррк-исполнителей сле дует искать в самом характе ре нынешнего буржуазного, особенно американского, об- . щества. Культ индивидуа лизма и вседозволенности, экс плуатация культуры, особен но масскультуры, в качестве источника наживы ведут к на саждению бездуховности, мо ральной деградации общества, что и составляет суть импери ализма. (АПН). Следующий номер «Ленин-» ца» выйдет 18 июня. Редактор В. ЗАХАРОВ . ГВ кино'А тсатраж 13—14 ИЮНЯ «КОСМОС». Очная ставка — 9.30, 14.00 .(удлиненный), 16.30, 18.30. Пре мьера — «Лицом к лицу» (2 серия)— 20,30. Среда коршунов — 11.30; «ВИННИЦА». Кин-дза-дза (2 серии) — 10.30, 13.30. 16.30, 19.30. Красная графиня (2 серия) — 10.30. 13.30, 16.30, 19.30. Малый зал. Сталкер (2 серии) — 19.00. 14 июня. Солярис (2 серии) — 19.00. Детский зал. Замок лгунов — 15.00, 17.00. Тайна старого парка — 11.00, 13.00. 13 ию ня. Иваново детство — 17.00. «ОКТЯБРЬ». Бегущий смельчак — 10.50, 15.00. Ту-ген (М)йлапща) (де ти до 16 лет не дрпусжаются) — 9.00, 12.30 (удлиненный), 16.40. 18.20 (удлиненный), 20.30. «ЗАРЯ». Крик дельфина — 9.00, 11.00, 14.40, 18.40, 20.49 (удлинен- Е№1й). Тайна черных дроздов 12.50, 16.40. Малый зал. Воспомина ние—16.00 (удлиненный). 20.10,2Г.40. Для детей. Гиперболоид «вж енера Гарина — 11.00, 14.00. «СПУТНИК», к рик дельфина — 9.00, 15.00. 18.40, 20.40 (удлиненный). Гибель «Аполлонии» — 12.40 (удли ненный), 17.00. Удивительная находка, иля Самые обыкновен* ные чудеса — 11.00. «МЕТАЛЛУРГ». Большие маневры (кроме детей до 16 .лат) — 11.00, 13.00. 16.40 (удлиненный), 19.00, 21.00. Белый Клык — 9:00. Левша — 15.00. Наш адрес: ГСП, 398055, г. Липецк, улица Московская, 83^ редактора - т 25-01-76; ответствешого секрета ря и отдела спорта - - 25-01-45; отдела комсомо^ць. ской жизни — 25-01-42; отдела коммуннстиче- скего воспитания — 25-01-78: отдела учащейся иолодежи — 25-01-57; отдела писем — 25-01-05; фотокорреспондента — 25-01-87. ТЕЛСФОНЫ Типография «Ленинское знамя», Липецк, улица Московская, 83. Тираж 490Ш). АЭ 71415 ^ Печать высекая. Индекс 52600. Объем 1 п. я. ■ Зкк; № 3176. 1-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz