Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
11 июня 1987 г. ЛЕНИНЕЦ • 3 Фильм- предупреждение По данным прессы, в нашей стране сирот при живых роди телях около миллиона. А большинство людей, как пи шет «Комсомольская прав да», «судя по письмам в ре дакцию, - только сейчас от крывает для себя сам факт существования этих детей. А пока еще только предстоит огро.мная нравственная . рабог та каждого из нас, чтобы мы осознали нашу общую вину и долг перед ними». , В этой связи бо.тьшое значение име ют фильмы, подобные «Шра му» (Литовская - киносту дия) . Они будят нашу со весть, помогают Осознать лич ную гражданскую ответствен ность за положение этих детей. Действие документального фильма происходит в спец- шко.те, которая находится в маленьком литовском город ке Чебншкнс. В ней живут и учатся подростки, которые в свои 12—14 лет уже успели преступить закон. Их . часто называют «трудными». Шрам, как толкуют это слово словари, — след на ко же от раны. Шрам трактов ки авторов картины — это след от раны на душе подро стка, которую нанесли ему самые близкие люди — роди-: телй. Алкоголизм, 'тунеядство, аморальный образ жизни... Пропившие совесть, честь, потерявшие человеческий об-- лик, такие люди потеряли вместе с этим и право назы ваться родителями. Что им боль ребенка, детское одино чество? Им нет дела до их слез и радостей. Их эгоизм не' знает предела. И вот на гла зах 14-летнего мальчишки родная мать в пьяной драке убивает его отца. Не сразу осознав, что у него уже ни когда не будет родного папы, расставшись надолго с по саженной в тюрьму матерью, Томас в родите.льский день одиноко стоит у ворот спец школы и ждет: вдруг появит ся мама. А ее все нет и нет. И сколько ждать Томасу встречи с ней, он не знает. Но придет очередной родитель ский день, и мальчишка снова с утра до вечера простоит у калитки. Кинокамера ненавязчиво и тактично наблюдает за этим тихим, одиноким, растерянным мальчуганом. В свои . 14 лет он выглядит не старше 12-ти. Его любимое место — вдали от ребят, у забора на траве. Там он частенько сидит в одиночестве;.. В нашем сознании понятие «украденное детство» связано с войной. И лишенные детст ва ребята, в нашем понятии, — это дети войны. Однако и в мирное ' время еще. -есть мальчишки и девчонки, лишен ные, детства. Их сиротства, пожалуй, пострашней сивот- ства военного -времени. Рос шие без отцов, а иногда и без матерей, еивоты войны гордились ногибшими родите лями. Их по.тожительпый об раз жил в .детских душах, был опорой для них в жизненных испытаниях. А тут вроде бы и мать н отец живы, но их нет рядо.м. Не потому ли еущест^ вуют эти ребята, как бы в раздвоенном мире — сироты при живых родителях? «Шрам», как набат, призы вает нас к бдительности, к соучастию. Обнаженная. же^ стекая правда показанного на экране мужество создзте.чей, ве побоявшихся суровой дей ствительности, делают «Шрам» заметным явлением докумен тального кинематографа. 3. ШВЫРЕВА, редактор кинопроката. Г4-: Щ . Щ Ф АНТАСТИЧ ЕСКИЙ К А Р Н А В А Л Этой весной на отчетном концерте народному ансамблю современного танца «Ритм» Липецкого ДК профсоюзов был вручен диплом лауреатов премии имени Б. Скороходо- ва Липецкого обкома ВЛКСМ. и работы. Так чем же при тягивает ансамбль своих мио- гочисленных участников на многие годы? Конечно, занятия здесь гармонически развивают че ловека как личность, расши ряют его кругозор, учат в совершенстве владеть своим телом, дают радость тво.рче- ского самовыражения и воз можность показать свое уме ние сверстникам и на сцене, и на танцплощадке. Однако, коллектив каждому ' своему члену все это не только дает. Вам когда-нибудь снились волшебные сны? Что, напри мер,' вокруг вас раздвигаются стены, исчезают потолок и пол, а в перспективе нет рас стояний, нет границы между сегодня и вчера. И одним- взглядом можно охватить все: страны и континенты в прош лом и настоящем. Даже если такие сны к вам никогда не приходили, пере жить ощущение фантастиче ского полета во времени и в пространстве можно и наяву. Достаточно ■ посмотреть вы ступление ансамбля современ ного танца «Ритм». Благодаря самодеятельным артистам, вы побываете в пушкинской, эпо хе на балу, где грациозные да мы и блистательные кавалеры изящно танцуют менуэт ,и по лонез, алеман и мазурку. З а тем в мгновенье ока перенесе тесь в век нынешний, .тде со перничают друг с другом чарльстон и танго, вальс и городская кадриль. А вот на сцене и рок-н-рол.л, и диско. Словом, у каждого времени своя мода, свои ритмы. И только народное творче ство не стареет. В эстрадной обработке обретают новую жизнь танцы русские, цыган ские, кубинские, народов Во стока. Яркий, многоцветный карнавал очаровывает зри- теле'й. .И им в эти минуты трудно представить, сколько труда и сил затрачивают са модеятельные артисты,- чтобы этот праздник состоялся. А ведь репетиции в «Ритме» проходят четыре раза в не- де.тю и занимают по три- четыре часа — практически 1'.. ]"1 \- ы , ‘ (и ( 'шебы но и ждет от него отдачи, ду шевного участия ,и заинтересо ванности. Ведь со временем партнеры по танцу становят ся настоящими друзьями. И ансамбль из учебной студии превращается в родной дом, в котором твои радости и : огор чения, поражения и успехи разделят с тобой б.чизкие ■ по духу люди. Не редкость, когда находят здесь люди друг друга на всю жизнь — не бы ло еще случая, чтобы родив шаяся тут молодая семья рас палась. А если избранник или избранница «со стороны», то приводят их сюда на «смот рины*—товарищи оценят выбор по достоинству. . За 16 лет своей жизни ан самбль «Ритм» сдружил и научил красиво танцевать сот ни юношей и девушек, по,пу- чил признание и популярность, выступал в программах Цен трального телевидения и вы езжал с комсомольскими агит поездами в Нечерноземье и Красноярский край, бывал , в Риге и Тбилиси, участвовал в рабочем фестивале в ■ Карл- Маркс-Штадте в ГДР. А сколько поездил по области, и сосчитать трудно, ведь еже годно ансамбль дает 60 кон цертов. Руководит «Ритмом» с 1971-го заслуженный ра- .ботник культуры РСФСР Ва лерий Иванович Буран. Это благодаря его .таланту, тру ду, энергии крутится на сцене фантастическая «маши на времени», живет во Двор це культуры профсоюзов творческой жизнью &льшая дружная семья самодеятель ных артистов, приобщаются к высокому искусству танца тысячи мо,тодых людей, благо дарных зрите.чей «Ритма», С. ИЛЬИН. Фото А. Козина. БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ « Я У З Н А Л ЕГО Л И Ц О - Э Т О Л И Ц О С М Е Р Т И » В 1962 году в Эстонской ССР со стоялся суд над Карлом Линнасом, приговоривший его заочно к исклю чительной мере наказания — рас стрелу. .Эстонец по национальности, Карл Линнас в годы второй миро вой войны перешел на службу к гит леровцам. В конце войны ему уда лось скрыться в США, где помимо него нашли убежище еще тысячи на цистских преступников. Приговор был вынесен после того, как было неопровержимо доказано участие Линнаса в массовых убийствах уз ников концлагеря Тарту. Всего на цисты уничтожили там свыше 12 тысяч человек. Вот что рассказал очевидец тех страшных событий московский поэт. Платон Афанасьев, который подрост ком пережил в Эстонии гитлеров скую оккупацию: - Оккупационные власти в при нудительном порядке направляли жителей Таллина на сортировку одежды, которую привозили из 'кон центрационных лагерей. Это была одежда расстрелянных, которую от бирали у них перед казнью. Моя мать целый год работала в одном из таких пунктов, и я не раз -был рядом с ней. Хорошо помню, как не сколько раз приходили вагоны с одеждой казненных в концлагере Тарту, начальником которого был Карл Линнас. Больше всего меня потрясло тогда, что в ворохе одеж ды попадались сотни совсем малень ких детских пальтишек, рубашек, платьиц, туфелек, игрушки, кро шечные варежки. Платон Афанасьев видел лишь следы зверств, совершавшихся ■ в концлагере Тарту. А вот что говорит житель Таллина Арнольд Яаскр — один из немногих выживших узни ков этого лагеря смерти: «Я опять увидел Линнаса в 1987 году, когда- его привезли в Таллин. Я узнал его лицо — это лицо смерти». Яаско прибыл в конц.яагерь Тар ту вместе с другими 22 заключен ными. Восемь из них были сразу же расстреляны. Впоследствии два дня в неделю— вторник и пятница — целиком отво дились для казней. Впрочем, когда палачи торопились, то расстрелива ли ежедневно. Кого убивали в концлагере Тарту? — Это .были самые разные люди, — отвечает Арнольд Яаско. — Сре ди них — ученые, университетские преподаватели, учителя из гимназий, но большинство были простыми ра бочими. Их единственная вина состо. яла в том, что они симпатизировали Советской власти. Прежде всего уничтожались евреи, русские и цыгане. Тех, кого долж ны были расстрелять, переводили в печально известный пятый барак. «Транспортом смерти» в лагере был специальный красный автобус.. Оче редь донага раздетых людей, в том числе женщин -и детей, выстраива ли к этому автобусу. За красным ав тобусом всегда следовал гауптман СС Карл Линнас в своем автомоби ле. Он следил, чтобы приказ был исполнен в точности, чтобы никто из приговоренных не остался в живых... Солдаты из комендантского взво да, конечно же, были отборными го ловорезами, но и они не всегда вы держивали. Каждый из них получал по бутылке водки, прежде чем при ступить к казни. — В 1944 году советские войска начали крупномасштабное наступ ление, целью которого было осво бождение прибалтийских советских республик. В концлагере среди ох ранников,- — вспоминает Арнольд Яаско, — началась паника. Именно тогда, в ночь на 18 авгу ста 1944 года, Арнольд Яаско и не-- сколько его товарищей сумели вос пользоваться сумятипеЯ и бежать на свободу. Там они поведали людям р страшных преступлениях, совершав шихся в концлагере Тарту под на чалом Карла Линнаса. М, КИСЕЛЕВА. (АПН).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz