Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

4 июня 1987 г. ЛЕНИНЕЦ • 3 Второй областной фестиваль самодеятельной песни Ч удесный народ — с палатками, рюкзаками, а главное, — с гитара­ ми — собрался в одну из ми­ нувших суббот на лесной по­ ляне, неподалеку от пионер­ ского лагеря «Лесная сказка». Собрался на второй областной ._^ёстиваль самодеятельной йесни. Настоящей радостью об­ щения, социальным феноме­ ном единения, очень редким для нашей эпохи; высокой общностью нравственности, духа, разума назвала как-то подобные слеты известный ав­ тор-исполнитель ' Вероника Долина. Что к этому доба­ вишь? Для журналиста самое глав- , яое открытие — человек. Именно через его мироощуще-- вие, через его отношение к жизни, к людям вообще и к себе самому, в частности, можно понять: кто ты', что представляешь для общества. И ес. 1 ги говорить о духовности, немаловажно знать, какие ты . песни поешь. Для Сергея Ли- Вева, альпиниста, начальника одного из цехов Новолипецко­ го комбината, кумиром явля­ ется Юрий Визбор, Но в его репертуаре около двух десят­ ков других авторов: поет Б, Окуджаву, А. Городницко­ го,, А. Суханова, Л. Сергеева... Увлекся самодеятельной пес-, ней- в годы студенчества, ког­ да это движение только наби­ рало силу. Учился в Новокуз­ нецке, где у студенчества, ^^складывались свои традиции," ^ ^ г д е существова.т клуб само- деятельной песни, которого так недостает нашему городу, «сЕсли бы не горы, не гитара, — говорит Сергей, — его ор­ ганизацией занялся бы я. КСП необходим Липецку, КСП — не ради песни, ради человека. Ведь человек, когда берет в руки гитару, возвыша­ ется. Убежден, после этого он не позволит себе, сделать н и - : чего плохого...». В . песнях самодеятельных авторов определяющим явля­ ются стихи. : «Над Канадой .небо сине. Меж берез дожди -косые. Хоть похоже на Рос­ сию, только все же не Рос­ сия...» — это А.чександр .Го­ родницкий. «И друзей созову, на любовь свое сердце на­ строю, а иначе зачем на зем­ ле Этой вечной живу?». — «Старая грузинская» Булата Окуджавы. «Чтобы жить ки- ^^ ом етрам и , а не квадратными ^ в е т р ам и . . ; Й чтоб устать от ^ ^ с т ал о с ти , а не от собствен- - ной старости...» — Юрий Ку­ кин. Их пели, и в годы моего студенчества — у походного костра, когда отсветы огня на лидах вдохновляли, облагопа- живали душу; у ночного ^.тройотрядовского. костра, ког- да напрочь забывались утоми­ тельная жара н усталость. И ведь поистине; «Не за огонь люблю костер — за тесный круг друзей». Именно за этим приехали на фестиваль Галина и Вяче­ слав Садовские — воспита­ тель детского сада и слесарь НЛМК. Но поначалу костер должен был заменить им предмет цивилизации — . га­ зовую плиту. Кипит, молоко, почти уже готова каша для четырехмесячного Ильи. (Ут­ ром узнаю, что ночевку сы­ нишка туристов выдержа.т стоически, так же, как и ос- •тальные двое детей Садов­ ских). . Игорь Кондратьев, учитель Плехановской средней школы, на фестива.те участвовал в конкурсе авторов, «.Автор- и ТЕСНЫЙ скую песню невозможно по- . нять, — размышляет он, —■ без увлечения хорошей ’ серь­ езной литературой, без по­ стоянного осмысливания то­ го, что происходит вокруг те­ бя. Если, в . рок-музыке на первом плане — форма, то здесь — содержание». Им на­ писано немало, песен на сти­ хи Б. Окуджавы, Г. Лорки,- С. Есенина, Н. Заболоцкого., На конкурсе исполнял «Ма­ ленький венский вальс» на сти.хи Лорки и окуджавскйй «Глас трубы». «Задаю себе во­ прос, — продолжает Игорь.-» Зачем творить, если уже есть ' прекрасные песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора? Но должна быть своего рода творчёская потенция. -Автор­ ская песня для меня. —' про­ паганда истинной поэзии». И вд^ взмывается вверх флаг фестиваля. И звучат зна­ комые аккорды знакомой всем собравшимся песни — гимна «Возьмемся, За руки, друзья, возьмемся За руки, друзья,, чтоб не пропасть поодиноч- ' ке!». ч Каждый поет со всеми. И каждый о себе. Вот в чем пле­ нительная сила авторской пес­ ни! Во время конкурса многих испо.лннтелей узнавали. Ну, ко­ нечно, Сергея Линева, эконо­ миста ВНИИвторчермета Ал­ лу Митину и инженера-строи- теля института «Липецкграж- данпроект» Марину Малявки- пу, руководителя творческого объединения «Улыбка» парка имени В. Скороходова Сергея Соко.чова. Всем им, несо.мнен- но, присущ великолепный дар” — чувство слова; для , испол­ нения из сотен песен они от­ бирают не случайные, в кото­ рых главное — исповедальная нота. И стараются донести их до слушателя так, чтобы до­ стучаться до сердца каждого. То же самое могу сказать и о Наташе Лебедевой, инжене- ре-конструкторе .проектного отде.ла- НЛМК. По тому, кого она поет и как поет, говорю без сомнения: это необычайно тонкая натура. Были и разочарования. Кто- то сказал: лучше петь хоро­ шие песни, чем писать плохие. На мой. взгляд, это в полной мере относится к ребятам, ко­ торые объединились в клуб «Палитра» при ДК профсою­ зов (руководитель В. Яков­ лев). Звучала песня о Роди­ не, но не трогала, ибо за­ штампованная донельзя риф­ ма «слезы — березы — гре­ зы» и, как следствие, «бессо­ держательное содержание» наводят на мыс.ль, что с клас­ сической поэзией клуб дока еще не знаком. Пели о любви, и все не только узнаваемо, а — банально, скучно и наив­ но: «Руку, к сердцу прижав, ты признайся, е й . в любви». Или: «Прочь усталость души, оставайтесь во мне .лишь , меч-' ты». Зарифмованные слова еще не есть поэзия. Монотон­ ность .-сочиненной Музыки, ко­ торая никоим образом за сердце не берет, еще нельзя назвать мелодией. Организато- . рам конкурса на будущее_^хо- телось бы полселат* в “*дни предварительного прослуши­ вания,- а также во время кон­ курса приглашать в состав жюри - кого-нибудь ' из писа­ тельской организации. При- знаюсь, относительно лауреата конкурса среди авторов мое мнение с высокой оценкой жюри полярно разошлись. Стихи и музыка Александра Орлова, десятиклассника сред­ ней школы Л'Ь 41, откровенно слабы,, в них нет, открытий, небжиданности мысли и зву­ чания. «Мы вставали, как - стебли (?) из' засохшей (?) земли...» — это строки из «Песни -большевиков». Зариф­ мованные строки десятиклас­ сника, которые -с большой на­ тяжкой можно назвать стиха­ ми — от прочитанного, а не от увиденного, осмысленного й пережитого. (Если есть такая необходимость, их можно об­ судить в нашем редакционном поэтическом клубе, «Радуга», руководит которым член Сою­ за писателей СССР А. Влади­ миров). И скорее не ради то­ го, чтобы прийти к общему мнению, а ради А. Орлова. Итоги конкурса сообщили в первом часу ночи. Среди авто­ ров второе' место у В, -Хрип- ко, третье отдано Г. Воло­ шину. В .конкурсе исполните­ лей первое место решено бы­ ло не присуждать. На втором —- С. Линев и С. Соколов, на третьем — Н, Лебедева. Среди ансамблей первыми стали . А,- Митина и М. Малявкина, вторым призером - - ансамбль нз Чаплыгина. На третьем мес­ те дуэт студентов ЛипПИ А.. Коростелева и Г. Строков-* ского. Почетная грамота вру­ чена и И. Кондратьеву. После объяв,ления лауреатов короткое интервью с одним из организаторов конкурса, за­ ведующей отдело.м .пропаган­ ды и культурно-кассовой ра­ боты обкома ,комсо.мола Л. Платоновой: «Для нас са­ мое главное — приобщение ребят к авторской .песне, что- , бы постепенно влиться в это прекрасное движение». А потом всю ночь гор'ёли костры. И, конечно же, звуча­ ло много, много чудесных пе­ сен. одного костра, у дру­ гого узнавала среди ребят комсомольских работников.' Они не только организаторы фестиваля, они сами ходят в походы, поют Окуджаву, Доль­ ского, Суханова, Берковского, Кукина, Егорова... И, как прощальный аккорд фестиваля, под гитары, в один, голос: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». О. ТЕПЛОВА. НА СНИМКАХ (вверху): супруги Вячеслав и Алла Хрипко; (внизу) —: Сергей Линев, Евгений Песков, Алек­ сандр Коростелев, Игорь Конд­ ратьев, Сергей Соколов. , ' Фото В. КуЛйка. МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН «Люди забудут слово война...» Йоко Оно, вдова известного английского певца Джона Леннона, участвовавшая в международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества», дала интервью нашему корреспонденту. — Йоко, что вы думаете о совре­ менной музыкальной эволюции? ' ■— Самое прекрасное время для музыки --- это сегодняшний ■ день.' В свое - время мир знал только классическую и фольклорную му­ зыку. Потом пришли джаз, рок-н-ролл. Сегодня музыка пышно расцвела, словно большая клумба, на которой есть- «цветы» всех воз­ можных видов и их самые неве­ роятные - гибриды.' При этом мир сумел сохранить свои исторические музыкальные традиции. Слож-ность и противоречивость современной му­ зыки я связываю со сложностью и противоречивостью современного об­ щества. Среди музыкантов часто встречаются абсолютисты. Одни признает только фольклор, считая все остйльные «грохотом», другой —• только «свою» музыку. Я не абсолютист. .Я считаю, что любить любую музыку ,— прекрасно. .Музы­ ка подобна философии... — Как вы полагаете, что будет представлять собой «новая музы­ кальная волна» начала 90-х годов? — Это будет.панк и рап-музыка.. Речитативы, музыкальные 'диалоги. Сегодня в этом стиле еще сильна волна скрэч-музыки (от англий­ ского «царапать, ■ скрипеть»). Это связано с повальным увлечением брэйк-дансом. Но рап скоро сов­ сем очистится от скрэч-элементов. —А где истоки этого стиля? — Рап-музыка родилась в среде негритянских исполнителей доволь­ но давно, но по-настоящему по­ пулярна стала недавно. Будущее за стилем рап. — Вы в нем работаете? — Да. У меня записан целый диск в этом ртиле. Думаю|^ не послед- — йоко, как вы относитесь к тому, что сегодня пишут о Ленноне? Мне горько и больно виде.ть- целые горы так называемых бест­ селлеров о Джоне, которыми ныне завалены многие американские и. европейские книжные магазины. Сама я этих книг никогда- ни читаю. Ведь это сборники самь/х настоящих ми­ фов, легенд и , , сплетен. Полуправ­ да," а порой и откровенная ложь. Два года назад был снят фильм «История Джона и Йоко». С этим связана несколько необычная, а для меня — грустная история. Американская кампания Эн-би-сн, которая , ставила картину, долго подбирала кандидата - на роль Джона. Двойников ■ оказалось не­ мало. , Остановились на некоем Марке Линдсее, который, казалось, б ы л похож на Джона больше других. Начались съемки, И вдруг выяснилось, ' что актера, . исполняю­ щего главную радь, зовут вовсе не- Линдсей, а Чэпмен. Марк Чэпмен! Точно так же, как и убийцу моего мужа, Я была потрясена. Съемки были прерваны. Компания немед­ ленно расторгла с мистификатором контракт,, и поспешила найти ему замену. Парень, конечно, не ви­ новат, что ему досталась по наслед­ ству такая фамилия. Но оставить его в исполнителях означало бы надругаться над памятью Джона. Вскоре на съемочной площадке под ручку. с моим двойником (актрисой Ким Мийури) уже про­ гуливался новый Джон, которого, это мы проверили, звали Макгэн. — Йоко, как вы видите будущее? — Сегодня мне кажется, все мы вступаем в новый век,' когда США и СССР, наши народы начинают понимать, что крайне необходимо научиться уважать друг в- друге наши различия, искать точки со­ прикосновения. Для меня будущее ассоциируется с одним словом, которое, по-моему, должно заменить все, остальные, — это единство. Это будет век, ког­ да люди забудут .слово война н то, что оно означало. А, СВИСТУНОВ. Пресс-бюро «Комсомольской правды».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz