Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
2 • ЛЕНЙНШ, 4 июня 1987 п СОВРЕМЕННИК КРУПНЫМ ПЛАНОМ ПО СОЛНЕЧНЫМ ЧАСАМ На крыльях фантазии у председателя совета бри гадиров Липецкого станко строительного завода Алек сандра ■Хрипункова есть меч та: в сутках было бы на час, больше... Время не увеличишь, но его можно обогнать... : В школе на уроках труда, когда разрешалось пофанта зировать, Саша и его одно классники конструирова.аи, ко рабли. До весны яхты и шху ны стояли на «якоре» у печи, а с первыми вешними водами «капитаны _отдавали шварто вы». Сашкины модели раньше всех приплывали к финишу, —‘ Значит, владеет Сашка каким-то секретом корабле строительства, — гадали свер стники. Как его разузнать? А корабел не таился. Как узнал их. желание, сам и при шел в помощники к друзьям. Объяснял мастер: какой ма териал выбрать для каркаса, где мачты разместить. Вновь ВЫХОДИ.ЧН с верфи ко рабли. И уже стали иногда уступать лидерство на «ручейных регатах» Сашкины скороходы. Он не расстраи вался: ' «Зато вся флотилия стала быстрее...». Первым из класса научился работать на токарном стайке, и опять терпеливо обучал од ноклассников и радовался, ког да фигурки и кубки выходили ■у них стройнее: «Наш ,класс сделал лучше...». Сдал он экзамены На атте стат зрелости. После выпуск ного бала поделился с, роди телями о выборе профессии: «Устраиваюсь работать фре зеровщиком». — . Сестра, во второй инсти тут поступила, а ты неучем ос- танешься, — вздыхала мать. — А на заводе разве не университет?.. Так и настоял парень на своем. Убедил родителей, все сам не в одну ночь продумал и... Этого оказалось недоста-- точно. Начальник цеха стан костроительного завода не . принял на работу — мал еще. — Принесешь разрешение из райисполкома — подумаем. На комиссии по делам не совершеннолетних уже с отцом отстаивал свой выбор. Мог бы в техникум .или институт податься, да глав-- ное, чтобы человек делал лю бимое дело на своем месте. Сын нашел это дело. И. комиссия разрешила. Ученика прикрепили к на ставнику. , ^Да, не повезло с «учителем»; сам работал ша ляй-валяй и новенькому не спешил помочь, случалось, за глохнет станок, пойдет брак, попросит. Сашка подсказать... В ответ: «Не до тебя», а сам к ящику — «допинг» принять, у него там всегда стояло... Пошел Хрипунков .к началь нику цеха; «Открепите, ради бога, лучше уж я самостоя тельно...». И сам познавал азы фре зерного дела. — Так не скоро в строй войдешь, — поговаривали бы валые рабочие. — Подсказка всегда нужна. Да вот в случае с Алек сандром ошиблись. Фрезеровщики за смену вы тачивали по 30—40 деталей повышенной сложности. Не мало изделий и отбраковыва лось — трудно в одном ритме продукцию гнать. Саша и за думался: как повысить произ водительность и снизить брак? Примерял приспособления, ма неврировал скоростью —- не получалось. Не успокоился новичок н нашел , выход: полностью по менял технологию обработки,, , с * ' 1 !Л‘ ' Прибавил оборотов на станке. После смены вычислил эконо мический эффект: в 3,5 раза перевыполнил норму. , — Ну, ты дал... Прямо Ар химед, — удивлялись коллеги. ■ Так из учеников Сашка сра зу стал полноправным рабо чим. Не зарегистрировал тог да он рацпредложение.' Но на с.тедующий дёнь в цехе рабо тали по его методу; за три дня выполняли месячный заказ. Добрыми словами стали от зываться о Сашкином изобре тении. маститые фрезеровщи ки, Когда уходил Хрипунков в армию — .просили: «Осенит идея — пиши, мы , ее с ходу внедрим...» Один—за всех Интересно складывалась служба, но скучали у сержЛ - та руки по рабочему станку. Когда верну.тся в Липецк, по видался с родителями, друзь ями... и в родной цех'. Как там? Какие перемены? А в це хе все по-старому. Самым прогрессивным все еще Саш кин метод считался. И други ми г.чазами уже посмотрел сержант запаса в це.чом на организацию труда. ' — В армии: один — за всех, здесь: каждый — сам по Общий план цеха выполнял ся разрозненно. Стропалыцн- ков, фрезеровщиков, расточ ников интересовали лишь, лич ные показатели и волновали свои проб.темы: я сделал нор му, а там — хоть трава' не расти. - Решил Александр сплотить ребят в интересном де.че. Ка ком? Предложил пос.те сме ны погонять в футбол. А че рез месяц-другой заметил; об щительнее стали ребята, нахо дят, о чем поговорить: «Как наши ваших... с сухим сче том». Выяснил, что и на соб раниях многие не отмалчива ются, кое-кто объединяются по двое-трое и работают на один наряд. Тут и родилась идея: объединить всех рабо чих в коллективы. Создать комплексные бригады. В стране уже утвердила се бя бригадная система , брга-., ниаации труда. Одними ■ из первых в области ее поддер жали на станкостроительном заводе — перестраивалось производство, перетаскива лись станки и машины, шли горячие споры в курилках, дискуссии на собраниях об актуальности подряда. Ког. да встал вопрос, кому руко водить бригадами, Хрипу'нко- ва вызвал начальник цеха: — Берешься? Согласился. ' , Хрипунков учился сам по книгам, а после смены делил ся свежими знаниями с ребя тами, в том числе убеждал в преимуществах подряда, — Я буду вкалывать, кто- то прохлаждаться, а получку поровну, — возражали сомне вавшиеся. Переубеждал их Александр. Сложнее было с другими. Один разлаживал свой станок, подстраивал то варищам каверзы. Предупре дили его — не намота.ч на ус. Указали на дверь. Подал он .заяв;тение на расчет,' но ос тался при своем мнении: об-' ратился в нарсуд. — К'го вам . запрещает ра ботать? — Бригада. _ — Значит, суд уже, состоял ся; трудовой коллектив вы нес приговор. .Н а других предприятиях «Минстанкопрома» РСФСР знакомился Александр с нов шествами подряда, все лучшее внедрял в цехе. — Опыт, он, как зерна пше ницы: сначала его собираешь, а зате,м высеиваешь, — гово рил бригадир. Оп.чата производилась по тарифа.м, согласно разряду,- Александр предложи.^ — по коэффициенту трудового уча стия. Как поработал, так по лучи. КТУ выводила бригада. Подряд повысил ответствен ность. рабочих перед коллек- тиво.м, но не было обратной связи; ответственности всех, за ках{дого... . Все больше забот .142' бригады приняли такой договор. Что он предбтйвляет? Одни. рабочцД нарушил тру довую дисциплину, общест венный порядок — все лиша ются 5 процентов премии и на три месяца снимаются с соц соревнования. Исключение: если .кол.чектив работал ^ с пьяницей или прогульщиком— . наказывается нарушитель. «Если требовать дисципли нированность только с других — предвзятость», — подумал бригадир. Он нача.т с себя — ввел «сухой закон». Да и к рабо чим с «запашком», стал при менять крутые меры, Но все же один «любитель выпить» угодил в вытрезвитель. На собрании решили; не получать процентов премии. — Сами виноваты,' — пояс нил Александр. — Знали, что он «закладывал», а делали вид, -что- не замечаем... Побеседовали с парнем. Ре зультат;' за два года — ни одного нарушения. Кто не смог завязать с выпивкой — ушли на другое предприятие: стыд-' но подводить... ■ Подсчитал, какой убыток приносит пьяница семье од ним нарушением. Вышло 372 рубля. — На совете бригадиров ре шили; оставлять нарушите лей на сверхурочную работу, —. рассказал Александр. Кроме того, разбирают на совете причины выпуска бра ка, задержки поставок, и нерадивых наказывают по хлеще, чем директор. По пред ложению совета был снят с поста начальник цеха, посто янно срывавший план. Но не все вопросы решают ся в стенах завода. — Нужен городской совет бригадиров. На нем мы без вмешательства администра ций много бы вопросов рёшг-. ли, — предложил .Хрипунков. —- К примеру, «Центролит» поставляет заготовки большо го диаметра, две трети кото рых стачиваются на стружку, теряется мапшнное время, а будь горсовет — скоорди нировали бы действия. Рассказывал Александр о внедрении на заводе бригад* -КОГО подряда на совещаниях различного ранга, даже перед руководителями предприятий «Минстанкопрома» республи ки. Доводи.лось отвечать и на каверзные вопросы; «В ка ком отделе находи*тся каби- ' нет- бригадира?». Показал Александр свое «руководи- те.тьское кресло» — станок. Ютился с семьей в одно комнатной квартире. Жена уговаривала устроиться на другое предприятие':, «Там бы стрее получим». Остался на станкостроительном. Здесь и вручили ключи от тре.хкомнат- ной... На новосе.тье друзья подарили фреску «У разбито го корыта», ■ ■ Не ждал ты счастья от «золотой рыбки» —- сам доби вался. Порой ^ удивляется Алек сандр: «Когда успеваю побы вать' на совещании 'в обкоме КПСС, заседаниях районного совета общества трезвости и партактива завода?» , Привык он к неспокойной, суетливой жизни. Не раз обещал себе:- «Захожу за проходную — ни слова о работе». Не сдержал, В короткие свободные минуты не дает покоя мысль: «А что я сегодня сделал, ради чего прожил день?». Говорят, что время — глав ный судья, Оно докажет. Но если человек опережает его — 'кто тогда рассудит? Для Хри пункова самый важный с у д - суд рабочей совести, мнение тех, кто трудится рядом... ■ Ю. КРАСНИКОВ. НА СНИМКЕ: Александр ■Хрипунков. Фото А. Гирева. НА ВАШУ КНИЖНУЮ ПОЛКУ Как стать Хотите стать изобретателем? По хоже, это проще, чем вы думаете. С чего начать? Вопрос правильный! Можно, например, с изобретения ве лосипеда. И это не шутка. Потому что только пессимист считает, что все острова уже открыты, горы по корены, а изобретения сделаны. А вот два изобретателя взяли и повысили эффективность ' велосипед ной цепной передачи на пятнадцать процентов. Как? Они вычислили, что оптимальная форма ведущей зубчатки — эллипс, а не круг. Все это, конечно, увлекательно. Да толысо . придумывать новые ве лосипеды — тоже талант требуется, как' музыканту или художнику, ска-,- жете вы, И будете неправы. По крайней мере изобретатели — доктор технических наук Н. Петрович и кандидат, технических наук В. Цу- риков убедят вас в. обратном, есии прочтете их новую кнету «Путь к изобретению».* В ней они доказали одну очень важную теорему; «Каж дый человек —, потенциальный изоб ретатель». С чего начать? ^ Авторы утверждают, что нужно сделать всего десять .шагов, кото рые приведут вас от выбора темы .изобретения до его завершения. Д е сять шагов-этапов. 'Итак... Интересные идеи появляются толь ко тогда, когда преодо,леваются про тиворечия. История техники пока зывает, что нет и никогда не было предельно совершенных машин, Важ-^ но только, чтобы соблюдены бы-" ли два условия — полезность и изобретения... Когда тема намечена — делаем шаг второйг сформулируем задачу. А дальше самый главный — выбор ме тодики творчества. Первой такой методикой, позволившей создать человеку- каменный топор и дубину, стал метод проб и ошибок. Ест-ь и более современные. Мозговой штурм, где главная 'задача мето да сводится к обеспечению выхо да любых идей ,из подсознания без сознательной их оценки. Еще Эн- штейн считал, что воображение важ нее знания. Запрет критики на вре мя «штурма» очень важен. Синектика. Тот же мозговой штурм, в котором участвует груп па специально подготовленных лю-. дей. И, наконец, триз. Теория ре шения Изобретательских задач, ос новное положение которой заклю чено в следующем; технические сис темы ■ развиваются по определен ным законам, которые могут быть использованы Для решения изобре тательских задач. Помните? «Надо, надо умываться по утрам и вечерам». Но дело в том, что мыло, то есть пена, может стать строительным материа.том,' если, старательно изучить ТРИ'З. К примеру, Афродита .возникла из пены. Но ведь пена — это воздух? А что можно построить из воз духа, если воздух — ничто? Пче линые соты, которые на девяносто процентов состоят из чистого воз духа... Авторы не уде^)жались и попроси ли для своего пятого шага—ЭВМ; Более того, авторы утверждают, что персональный компьютер нужен' в первую очередь изобретателю. Осталось ' завершить дело состав лением описания изображения и формулы изобретения. А потом ждать, вряд ли кого-то остудит (наоборот!) число ежегодно пода ваемых' заявок на взобретеиия — сто пятьдесят тысяч. . Напомним еще, что .хорошие идеи имеют привычки приходить в разные головы одновременно. Ведь хотя в 1876 году патент на телефон получил А, Белл, но он опереди.т другого изобретателя Д . Грея всего лишь на два часа! Так что поспешите, если вы ре шили начать свою изобретатель скую деятельность, например, с создания... велосипеда. С. КОЗЫРЕВ. *М., «Молодая гвардия», серия «Эврнка». 1986 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz