Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)

15 января 1987 г. ЛЕНИНЕЦ ф. 3 ЗАБОТА ПЕРВАЯ О ДЕТЯХ ДЕНЬ ШКЛОЫ ' в тот субботний день липецкая школа-интернат 2 отмечала свое двадцатипятилетие. А начался праздник необычно — с экскурсии по классам. Принаря­ дилась школа к торж еству .' Вот здесь разместилась изостудия. Светлое, уютное помещение, ори­ гинально расписанные стены. Это постарались студенты художе- ■'ственйо - графического. факульте­ та ЛГПИ. Современно, со вкусом оборудован и кабинет музыки. ...Открываем дверь нового класса. На столах — лингафонная аппаратура. Шестиклассник. Сла­ ва Сорокин приветствует гостей на английском языке. Отлично оформлены и кабинеты геогра­ фии, биологии, где разместился маленький музей, рассказываю­ щий 6 природе родного края. В комнатах, где-живут дети, по- домашнему уютно. Всюду карти­ ны. В каждой группе — телеви­ зор, магнитофон, проигрыватель, диапроекторы. Ребята занима­ ются в 18 ти творческих кружках, для них оборудованы спортзал, игровые комнаты. Славится шко­ ла и музеями —^Ленинским. Бое­ вой сланы. К своему празднику ребята оформили выставку «Художест­ венное творчество». Все экспона­ ты сделаны на уроках обслужива­ ющего труда в швейных и сто- .тярных мастерских. С особым интересом ходила вместе с гостями и я по этажам школы. Дело в том, что в '.этом интернате я тонш училась в конце шестидесятых годов. Как много изменилось здесь к лучшему! И это итог большой кропотливой ра­ боты всего ' педагогического кол­ лектива, заботы, шефов пред­ приятий и организаций Правобе­ режного района. Вечер открыл секретарь Пра­ вобережного райкома партии В. А. Ноздреватых. Тепло, поздравил он с праздником педагогов школы, воспитавшей з а годы своего суще­ ствования более 2700 пито.мцев, около тысячи из них получили высшее образование. , Инспектор областного отдела народного образоваш я В. Н. Зо­ лотарева вручи.та .почетные грамо­ ты преподавателю математики A. С. Бучневой, воспитателю Е. П. Китаевой, учителю истории B. С. Бессоновой и другим. А затем юбиляров поздравили шефы. — Все эти годы, — сказал секретарь парторганизации труб- цеха >6 2 завода «Свободный со­ кол» В. Е. Горшков, — мы живем в дружбе с вами. Делаем все возможное, чтобы у вас было светлее, уютнее. В ближайшее время наметили оборудовать в школе фотолабораторию. А се­ годня дарим вам цветной телеви­ зор. Много в этот день было прият­ ного, Студенты ЛГПИ подарили детям небо.чьшую детскую библио-' течку и игрушки. Виновников торжества привёт- ствовали студенты из Кубы и Монголии, ' участники - художест­ венной самодеятельности вуза. От имени выпускников шкоЦы выступила Галина Козлова. По- то.м состоялась программа «От всей д>чпи».- чествование ветера­ нов Великой Отечественной войны C. С. Воробьева и М. Д. Губано­ вой. Октябрята и пионеры показа-' ли гостям концерт. После торжественной части го­ стей пригласили к русским рас­ писным Щамоварази — отведать вкусное печенье и пирожное, при­ готовленные юными кулинарами. Т. САФОНОВА. ИЗУЧАЕМ ПРОБЛЕМУ Это было старое бомбоубе­ жище. С переплетением ка­ ких-то труб, вентиляционны­ ми решетками,, дверью с не­ сколькими сложными замка­ ми. Так что попасть к ним, когда .они собирались в под­ вале. было практически не­ возможно. Почти у каждой компании есть своя тайна. Это может . быть все, что угодно,—сарай, где стоят их личные мотоциклы, или ру­ кописный-нсурнал, в котором можно писать все. что захо­ чется, Или вот такой подвал, где -можно орать, плясать, прыгать или сидеть тихо, но слушать музыку на полную катушку. В этом бомбоубе­ жище они кололись. - Я оказался здесь, когда' часть ребят ' уже была аре­ стована, другая часть нахо­ дилась Б больнице на лече­ нии. Меня привел сюда Мак, сим, девятиклассник сосед­ ней школы, по делу о нар­ котиках он проходил свиде­ телем. Он рассказывает, как тут было месяц назад. Ну, во-первых, они старались,- чтобы, здесь было уютно. По. этому тащили из дома вещи, ■ торшеры, мебель — ■ каж ­ дый. что мог. На одной сте­ не висел японский плакат с очаровательной ; девушкой, на остальных стенах не­ сколько странных картин, на которых ничего не изображе­ но, кроме перелива цветных красок (это рисовал их срб. ственный х.удожник, они называли его Вил, на самом деле его имя Володя, он сей­ час лежит в больнице). Еще здесь стоял- старый диван, накрытый ковром, стол, несколько стульев, кресло-качалка, проигрыва­ тель «Лидер», магнитофон, горшок с цветами. , Их вечерняя жизнь была на удивление однообразна. Но ради этого 'однообразия они шли на преступления. Смысл всего был один — достать наркотики, закрыть­ ся от. всех и так просущест­ вовать несколько часов. 'Уко­ лы делали так называемым коктейлем «джеф». Основ­ ной компонент этого коктей­ ля — лекарство, .которое можно было достать в дет­ ских садах (сейчас оно уже, изъято из учреждений). Они взламывали двери, залезали , через форточки, через окна в медицинские кабинеты, опустошали полки и уходили. З а несколько недель они умудрились разорить ■прак­ тически все медпункты дет­ ских садов района. Я разговариваю с Леной, она издергана, напряжена до предела — до суда оста­ лось две недели, дело след­ ствием уже передано в су­ дебную инстанцию. Расска. зь т а е т о себе; 17 лет, учит­ ся в ПТУ, отца нет, живет с матерью, которая работа­ ет уборщицей в магазине. В Любопыт ст во ценою в жизнь первый раз попробова.яа нар­ котик просто так. из любо­ пытства, друг предложил ^ ей понравилось. Хотя, гово­ рит, конечно же, боялась первый р а з—игла; укол. мут_ ное снадобье—страшно .. И все-таки преодолела себя. А потом стала ко.лоться регу­ лярно. И когда Шли на «де­ ло», она уже спокойно и без страха залезала в форточки (худая; пролезала туда, -куда мальчишки пролезть не мог­ ли). доставляя и для себя, и для других лекарство. Она клянет . себя только за бес­ печность: ясно было, что так долго им не дадут проникать в садики, надо было остано­ виться, переждать, а они... Их всех поймали ночью — и Лену, й ее приятелей. Она была нагружена пузырьками, к счастью, в этот раз они так и не были раскупорены. Будущее? Лена кривится... После тюрьмы нет будущего, говорит она.» Ее уводят, вре­ мя, отведенное мне на встречу, закончилось. Что ее толкнуло к .нарко­ тикам? У нас уже сложились привычные ответы. Трудная судьба, тяж елое ' детство, скандалы в семье — вот вам и тол.чок... Это что ка­ сается Лены. • А во1> другой, но тако й 'ж е .привычный от­ вет: достаток в семье, роди­ тели «шишки», которых интересуют только они сами и внешний . престиж. Они бездуховны. И от таких взрослых дети уходят в свой мир, иногда и в нарко­ тики... Максим из этойщ.см- пании. — классический тому пример. Но есть еще и Се­ режа, Андрей, Витя, еще один Андрей, Аня — они не вписываются в эти традици­ онные стереотипы. Тут есть и прекрасные родители, . и парень-отличник с победами на математических олимпи­ адах. и -девочка-спортсменка (времени свободного прак­ тически не, бьшо), и разде. ленная, взаимная любовь. Но появился наркотик, и ло­ малось все ■— контакт с прекрасными родителями, победы на олимпиадах и на. .плавательных дорожках, и даже любовь уже была не нул{на. «джеф» заменял и любимую девушку. Я закончи.!! школу чуть больше десяти лет назад. Прекрасно помню, даже разговоров таких не было— - о, наркотиках. Представляю, с каким недоумением мы восприняли- бы лекцию о наркомании, которую нынче читают . во всех школах и ПТУ. Главное, и повода для тревоги вроде бы тоже не .было. А потом вдруг что-то произошло, сломался исправ­ но работающий механизм, последорл какой-то толчок, и то тут, то там стали появ- лятьс|( эти странные моло­ дые ребята с о.тсутствующим взглядом. Наверное, тогда еще мож­ но было сравнительно легко справиться с ситуацией, зло распространялось как бы не­ хотя, медленно. Но никто не вмешивался, газеты, медици­ на, милиция молчали, нар­ команов не лечили, и из ло­ кального явления оно пере­ росло в явление, не разби­ рающее границ. — город это или деревня,, школьник или студент, Узбекистан это, Украина, Казахстан или Россия — значения уже не имело. И только совсем недавно начался решительный бой, борьба, в которую включи­ лись все силы — правоох. раннтельные органы, орга­ ны здравоохранения, обще­ ственность, пресса. Никто уже не пытается делать глу­ пый й вредный вид — «а у нас этого нет». И ясно ,всем, что эта борьба не на год и не' на два. Она надолго. Ко­ нечно, главное направление всей работы — профилакти. ка. Безусловно важно так­ же выявить всех, кто уже давно пристрастился к нар­ котикам и кто сделал укол хотя бы раз. И тех, и дру­ гих пока все-таки немного. Зато очень много тех, кто может попробовать завтра. У кого любопытство может пересилить страх перед бу­ дущими последствиями. Мне пришлось беседовать со многими наркоманами. Практически во всех случа­ ях первым побудительным мотивом было любопытство. Что это.такое? Поче.му дру­ гих притягивает? Смогу ли я преодолеть себя? И вот он, первый укол. И дальше — привыкание, зависимость, тяга, желание бросить, но уже физическая невозмож­ ность жить без укола... Это все потом... Лекция в школе о вреде наркомании. На доске пла­ каты; «Наркоман — сорняк общества» «Один ужол — это шаг в пропасть». Маль­ чишки и девчонки с любо­ пытством слушают врачзг нарколога. Но особого дове­ рия к словам нет. Все это, наверное, опасно, но, как бывает и с лекциями о вреде курения, кажется,- что данные рассказы — это о ком-то другом, со мной, думает каждый, ничего та­ кого не случится. Им не страшно. Хотя все они зна­ ют ответ на вопрос — поче­ му не встретишь сорокалет­ него нарко.мана? Потому что наркоман до такого возраста не доживает. И все-таки. не. смотря на эти знания,, в их среде вокруг наркомана су­ ществует некий ореол непод-: дельного уважения, таинст­ венности, почти зависти. Р а . ди года удовольствия он по­ жертвовал жизнью — при­ мерно так видится нм этот человек, который постоянно колется. Все это потому, что ■— еще раз повторяюсь — им не страшно. А страшно ста­ новится в клинике, где ле­ чатся от наркомании. Это уже не просто слова о Во­ ве С. и Васе К. Тут уже смотришь на реального Ва­ сю и Вову, заставляя себя не отводить взгляда. Я бы каждого пятого школьника и пэтэушника провел бы по такой клинике. А они бы с а ­ ми рассказывали друзьям , из класса, что это такое, чело­ век, который не может жить без наркотиков, — высох­ ший, желтый, с трясущимися Р5жами, падающей головой, не верящий уже ни во что...- К сожалению, нет еще ни одного . документального фильма о наркомании. А они уже должны быть, и их должны были уже посмот­ реть все ребята, приближа­ ющиеся к возрасту, когда мо. жет встать дилемма — сде­ лать первый укол или нет? К сожалению, лекции о нар­ комании для подростков все абстрактные, мало что дающие. Впрочем, чтоскры . вать — мы учимся. И вра­ чи. и милиция, и педагоги, и журналисты, все, кто зани­ мается этой страшной бе­ дой, которая так неожиданно подкралась к нам, — все мы учимся бороться с этим злом. В. ЮМАШЕВ. В ДРУЖБЕ СО СПОРТОМ Фото А. [Дурова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz