Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
15 января 1987 г. ЛЕНИНЕЦ ф. 3 ЗАБОТА ПЕРВАЯ О ДЕТЯХ ДЕНЬ ШКЛОЫ ' в тот субботний день липецкая школа-интернат 2 отмечала свое двадцатипятилетие. А начался праздник необычно — с экскурсии по классам. Принаря дилась школа к торж еству .' Вот здесь разместилась изостудия. Светлое, уютное помещение, ори гинально расписанные стены. Это постарались студенты художе- ■'ственйо - графического. факульте та ЛГПИ. Современно, со вкусом оборудован и кабинет музыки. ...Открываем дверь нового класса. На столах — лингафонная аппаратура. Шестиклассник. Сла ва Сорокин приветствует гостей на английском языке. Отлично оформлены и кабинеты геогра фии, биологии, где разместился маленький музей, рассказываю щий 6 природе родного края. В комнатах, где-живут дети, по- домашнему уютно. Всюду карти ны. В каждой группе — телеви зор, магнитофон, проигрыватель, диапроекторы. Ребята занима ются в 18 ти творческих кружках, для них оборудованы спортзал, игровые комнаты. Славится шко ла и музеями —^Ленинским. Бое вой сланы. К своему празднику ребята оформили выставку «Художест венное творчество». Все экспона ты сделаны на уроках обслужива ющего труда в швейных и сто- .тярных мастерских. С особым интересом ходила вместе с гостями и я по этажам школы. Дело в том, что в '.этом интернате я тонш училась в конце шестидесятых годов. Как много изменилось здесь к лучшему! И это итог большой кропотливой ра боты всего ' педагогического кол лектива, заботы, шефов пред приятий и организаций Правобе режного района. Вечер открыл секретарь Пра вобережного райкома партии В. А. Ноздреватых. Тепло, поздравил он с праздником педагогов школы, воспитавшей з а годы своего суще ствования более 2700 пито.мцев, около тысячи из них получили высшее образование. , Инспектор областного отдела народного образоваш я В. Н. Зо лотарева вручи.та .почетные грамо ты преподавателю математики A. С. Бучневой, воспитателю Е. П. Китаевой, учителю истории B. С. Бессоновой и другим. А затем юбиляров поздравили шефы. — Все эти годы, — сказал секретарь парторганизации труб- цеха >6 2 завода «Свободный со кол» В. Е. Горшков, — мы живем в дружбе с вами. Делаем все возможное, чтобы у вас было светлее, уютнее. В ближайшее время наметили оборудовать в школе фотолабораторию. А се годня дарим вам цветной телеви зор. Много в этот день было прият ного, Студенты ЛГПИ подарили детям небо.чьшую детскую библио-' течку и игрушки. Виновников торжества привёт- ствовали студенты из Кубы и Монголии, ' участники - художест венной самодеятельности вуза. От имени выпускников шкоЦы выступила Галина Козлова. По- то.м состоялась программа «От всей д>чпи».- чествование ветера нов Великой Отечественной войны C. С. Воробьева и М. Д. Губано вой. Октябрята и пионеры показа-' ли гостям концерт. После торжественной части го стей пригласили к русским рас писным Щамоварази — отведать вкусное печенье и пирожное, при готовленные юными кулинарами. Т. САФОНОВА. ИЗУЧАЕМ ПРОБЛЕМУ Это было старое бомбоубе жище. С переплетением ка ких-то труб, вентиляционны ми решетками,, дверью с не сколькими сложными замка ми. Так что попасть к ним, когда .они собирались в под вале. было практически не возможно. Почти у каждой компании есть своя тайна. Это может . быть все, что угодно,—сарай, где стоят их личные мотоциклы, или ру кописный-нсурнал, в котором можно писать все. что захо чется, Или вот такой подвал, где -можно орать, плясать, прыгать или сидеть тихо, но слушать музыку на полную катушку. В этом бомбоубе жище они кололись. - Я оказался здесь, когда' часть ребят ' уже была аре стована, другая часть нахо дилась Б больнице на лече нии. Меня привел сюда Мак, сим, девятиклассник сосед ней школы, по делу о нар котиках он проходил свиде телем. Он рассказывает, как тут было месяц назад. Ну, во-первых, они старались,- чтобы, здесь было уютно. По. этому тащили из дома вещи, ■ торшеры, мебель — ■ каж дый. что мог. На одной сте не висел японский плакат с очаровательной ; девушкой, на остальных стенах не сколько странных картин, на которых ничего не изображе но, кроме перелива цветных красок (это рисовал их срб. ственный х.удожник, они называли его Вил, на самом деле его имя Володя, он сей час лежит в больнице). Еще здесь стоял- старый диван, накрытый ковром, стол, несколько стульев, кресло-качалка, проигрыва тель «Лидер», магнитофон, горшок с цветами. , Их вечерняя жизнь была на удивление однообразна. Но ради этого 'однообразия они шли на преступления. Смысл всего был один — достать наркотики, закрыть ся от. всех и так просущест вовать несколько часов. 'Уко лы делали так называемым коктейлем «джеф». Основ ной компонент этого коктей ля — лекарство, .которое можно было достать в дет ских садах (сейчас оно уже, изъято из учреждений). Они взламывали двери, залезали , через форточки, через окна в медицинские кабинеты, опустошали полки и уходили. З а несколько недель они умудрились разорить ■прак тически все медпункты дет ских садов района. Я разговариваю с Леной, она издергана, напряжена до предела — до суда оста лось две недели, дело след ствием уже передано в су дебную инстанцию. Расска. зь т а е т о себе; 17 лет, учит ся в ПТУ, отца нет, живет с матерью, которая работа ет уборщицей в магазине. В Любопыт ст во ценою в жизнь первый раз попробова.яа нар котик просто так. из любо пытства, друг предложил ^ ей понравилось. Хотя, гово рит, конечно же, боялась первый р а з—игла; укол. мут_ ное снадобье—страшно .. И все-таки преодолела себя. А потом стала ко.лоться регу лярно. И когда Шли на «де ло», она уже спокойно и без страха залезала в форточки (худая; пролезала туда, -куда мальчишки пролезть не мог ли). доставляя и для себя, и для других лекарство. Она клянет . себя только за бес печность: ясно было, что так долго им не дадут проникать в садики, надо было остано виться, переждать, а они... Их всех поймали ночью — и Лену, й ее приятелей. Она была нагружена пузырьками, к счастью, в этот раз они так и не были раскупорены. Будущее? Лена кривится... После тюрьмы нет будущего, говорит она.» Ее уводят, вре мя, отведенное мне на встречу, закончилось. Что ее толкнуло к .нарко тикам? У нас уже сложились привычные ответы. Трудная судьба, тяж елое ' детство, скандалы в семье — вот вам и тол.чок... Это что ка сается Лены. • А во1> другой, но тако й 'ж е .привычный от вет: достаток в семье, роди тели «шишки», которых интересуют только они сами и внешний . престиж. Они бездуховны. И от таких взрослых дети уходят в свой мир, иногда и в нарко тики... Максим из этойщ.см- пании. — классический тому пример. Но есть еще и Се режа, Андрей, Витя, еще один Андрей, Аня — они не вписываются в эти традици онные стереотипы. Тут есть и прекрасные родители, . и парень-отличник с победами на математических олимпи адах. и -девочка-спортсменка (времени свободного прак тически не, бьшо), и разде. ленная, взаимная любовь. Но появился наркотик, и ло малось все ■— контакт с прекрасными родителями, победы на олимпиадах и на. .плавательных дорожках, и даже любовь уже была не нул{на. «джеф» заменял и любимую девушку. Я закончи.!! школу чуть больше десяти лет назад. Прекрасно помню, даже разговоров таких не было— - о, наркотиках. Представляю, с каким недоумением мы восприняли- бы лекцию о наркомании, которую нынче читают . во всех школах и ПТУ. Главное, и повода для тревоги вроде бы тоже не .было. А потом вдруг что-то произошло, сломался исправ но работающий механизм, последорл какой-то толчок, и то тут, то там стали появ- лятьс|( эти странные моло дые ребята с о.тсутствующим взглядом. Наверное, тогда еще мож но было сравнительно легко справиться с ситуацией, зло распространялось как бы не хотя, медленно. Но никто не вмешивался, газеты, медици на, милиция молчали, нар команов не лечили, и из ло кального явления оно пере росло в явление, не разби рающее границ. — город это или деревня,, школьник или студент, Узбекистан это, Украина, Казахстан или Россия — значения уже не имело. И только совсем недавно начался решительный бой, борьба, в которую включи лись все силы — правоох. раннтельные органы, орга ны здравоохранения, обще ственность, пресса. Никто уже не пытается делать глу пый й вредный вид — «а у нас этого нет». И ясно ,всем, что эта борьба не на год и не' на два. Она надолго. Ко нечно, главное направление всей работы — профилакти. ка. Безусловно важно так же выявить всех, кто уже давно пристрастился к нар котикам и кто сделал укол хотя бы раз. И тех, и дру гих пока все-таки немного. Зато очень много тех, кто может попробовать завтра. У кого любопытство может пересилить страх перед бу дущими последствиями. Мне пришлось беседовать со многими наркоманами. Практически во всех случа ях первым побудительным мотивом было любопытство. Что это.такое? Поче.му дру гих притягивает? Смогу ли я преодолеть себя? И вот он, первый укол. И дальше — привыкание, зависимость, тяга, желание бросить, но уже физическая невозмож ность жить без укола... Это все потом... Лекция в школе о вреде наркомании. На доске пла каты; «Наркоман — сорняк общества» «Один ужол — это шаг в пропасть». Маль чишки и девчонки с любо пытством слушают врачзг нарколога. Но особого дове рия к словам нет. Все это, наверное, опасно, но, как бывает и с лекциями о вреде курения, кажется,- что данные рассказы — это о ком-то другом, со мной, думает каждый, ничего та кого не случится. Им не страшно. Хотя все они зна ют ответ на вопрос — поче му не встретишь сорокалет него нарко.мана? Потому что наркоман до такого возраста не доживает. И все-таки. не. смотря на эти знания,, в их среде вокруг наркомана су ществует некий ореол непод-: дельного уважения, таинст венности, почти зависти. Р а . ди года удовольствия он по жертвовал жизнью — при мерно так видится нм этот человек, который постоянно колется. Все это потому, что ■— еще раз повторяюсь — им не страшно. А страшно ста новится в клинике, где ле чатся от наркомании. Это уже не просто слова о Во ве С. и Васе К. Тут уже смотришь на реального Ва сю и Вову, заставляя себя не отводить взгляда. Я бы каждого пятого школьника и пэтэушника провел бы по такой клинике. А они бы с а ми рассказывали друзьям , из класса, что это такое, чело век, который не может жить без наркотиков, — высох ший, желтый, с трясущимися Р5жами, падающей головой, не верящий уже ни во что...- К сожалению, нет еще ни одного . документального фильма о наркомании. А они уже должны быть, и их должны были уже посмот реть все ребята, приближа ющиеся к возрасту, когда мо. жет встать дилемма — сде лать первый укол или нет? К сожалению, лекции о нар комании для подростков все абстрактные, мало что дающие. Впрочем, чтоскры . вать — мы учимся. И вра чи. и милиция, и педагоги, и журналисты, все, кто зани мается этой страшной бе дой, которая так неожиданно подкралась к нам, — все мы учимся бороться с этим злом. В. ЮМАШЕВ. В ДРУЖБЕ СО СПОРТОМ Фото А. [Дурова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz