Ленинец. 1987 г. (г. Липецк)
19 мая 1987 г. ЛЕНИНЕЦ • 3 Про 5 -йссБ» Вожатой меня наанат)ияи дав но, когда мои подшефные учи лись в первом классе, а я — в четвертом. Честно говоря, снача ла я не бы.ча-в восторге от та кого поручения. Казалось, они ничего не понимают, только , кри чат, суетятся и жалуются друг на друга. Сейчас,, к о гд а . эти ре бята уже пятикласешши, они очень часто дают повод для ра дости. Заболел кто-то в классе — они бегут, чтобы помочь но отстать в учебе. Прочитал один человек интересную книжку' '— предлагает се другим,. а если вдруг всем захотелось узнать,, о чем она, остаются после уроков я слушают рассказывающего. Бы вает иногда, что в чем-то они от станут — то макулатуры соберут немного меньше. Чем другие, то в «Зарнице» про-играют. На, зато в. их отряде много такого, что невозможно изм.ерить. никакими, цифрами, очками. Они. с удо вольствием помогают старикам- соседям, подметают подъезды, в которых живут. А видели, вы в сквере кинотеатра «Октябрь» могилу погибшего воина.* Так вот мои ребята постоянно ухажи вают за ней. Осенью убирают ли стья, зимой — снег. Я, их вожатая, буду старать ся, чтобы мой 5-й «Б» всегда был искренним, радостным, друж ным.. Недавно одна старшеклас сница спросила: «Да кому это, все нужно?». УГ ответила: «Всем! И тем,, кто с ними рядом сейчас,, и тем, кто с ними, будет тогда, .когда мои ребята станут взрос- Н. ЧЕРНЫХ, девятикдасенвца СШ № 36. г. Липецк. Моя младшая сестра ИЗЙЗВШЛМ тшнт Однажды, в 1935 г о д у , , была опубликована статья в «Ленин це» о безрадостной, судьбе Кузь минки, речки, протекающей в Липецком районе. Кузьминка превратилась в ручей, а ведь не так давно — пятнадцать,—двад цать лет тому назад — была пол новодной, непреодо.темой вброд’ Тогда мы обратились ко всем, ко- ,му небезразлично, что чё.човек увидит завтра, — белесый ов раг, поросший осокой, русло умершей реки или ■п!хие плёсы с «фонариками», кувшинок: сделай-’ те хоть что-нибудь!.. Помогите пе- ^реськающей ма.той речке! • Ш вот Кузьминка ста.та «под шефной», у нее появились доб - рые друзья — пионеры. Маль чишки и девчонки в красных гал стуках, которые учатся в Тюшев- ской и Бо.тьшекузьминской сред- ’ннх школах, теперь частенько на речку идут с .топатами, ведрами..-, Тюшёвскке пионеры обнаружн.ти четыре полузасыпанных родни ка, которые питают. Кузьмивку. И сразу закипела работа. Рас чистили, углубили родники, овло' жили их камнями. Теперь родни ки не ИССЯ1МЮТ даже в засуху, и всегда весело звенят. А кузьмин ские пионеры .вызволили из беды и- любовно опекают еще два род ничка. И пионеры хотят взять под учет и охрану все родники, которых зависит здоровье «?Кузи» — Кузьминки. А недавно они посадили на ее берегах де ревца... Ах, есязи бы взрослые были та кими же сознате.льными!.. А они по-прежнему, запахивают берега Кузьминки, хотя известно, что недопустимо пахать близко от речки, ближе 50 метров. Ведь тогда лнвки смывают почву * в нее, н речка заиливается. Пожа- лу'йста, те обижайте Кузьминку, взрослые! А. И в а н о в а : Чего греха таить, есть у нас, старшеклассников, одна не очень хорошая черта: к млад шим девчонкам и мальчишкам относимся снисходительно и даже с пренебрежением. На пример, проблемы своей млад шей сестренки Нади я не вос- пришшала раньше всерьез.. Ну, собрало ее Звено больше всех макулатуры, ну и что? Мы тоже собйра.щ 1 раньше не •меньше. ’Сйеяи они лучше всех на утрегаике, ну н что? Мы тоже пели, потом надоело: сей час — больше слушаем. Но получилось так, что мне вдруг стала интересна жизнь Наде. Приш.та, я как-то в их 4 «3» после уроков, а ребята по домам не. расходятся, сидят за .партами. И лица их еще сосредоточеннее, наверное,, чем на уроках. Оказывается, они с -Немецкого, языка на русский переводят. И не упражнение из З'чебникз, а письма, написан ные их ровесниками из ГДР. -Да так дружно это де.лают! Когда закончили перевод, не сколько девчонок и мальчишек договорились написать ответ на немецком языке. . «Вот молодцы, —■ подумала я, а вед^ь иностранный они начнут изучать только на. бу дущий год». Но дело даже не В том, на каком языке, четве роклассники буДут, писать эти письма, главное, им есть о чем писать. Они шефствуют над детским садом «Калинка», куда особенно часто ходят Рома Фролов, Марина Бабич, Олег Сошнин и многие дру гие ребята. С малышами они разучивают игры и песни, по могают им одеваться на про су.тку. А еще сшили для. них. мягкие игрушки' и фартучки— для дежурных цо столовой. За это и ребятишки, и воспита тели, очень благодарны 4 «3». А недавно ' пионерский от ряд этого к.ласса решил бо роться за право носить имя И. А. Флерова, первого коман дира знаменитых «Катюш». Совсем скоро девчонки и маль чишки поедут на родину 'этого героя Великой Отечественной. Когда Надя сообщила об этом, я подумала: надо как. можно больше почихать об этом человеке. Ведь ‘стыдно, если я, девятиклассница, буду знать о нем меньше... Н. АНИКЕЕВА, девятиклассница СШ 61. г. Липецк. ПРО один СОВЕТОКТЯБРЯТ ЕСЛИ С ДРГУОМВЫШЕЛ в ПУТЬ «Если с другом вышел . в путь»... — эту песенку помни те? Наверное, самый трудный путь — через чащи, ■ задачек, склонений глаголов и' хребты неумелости, . стесните.чьности, материка Общения. Именно таков нуть перво классника. А шагать малышу легче, интереснее' вместе со старшим, внимательным, д о б рым другом, опираясь на креп- ' кое его плечо. Именно с такими настоящи ми друзьями октябрят позна комился я в Тербунской сред ней школе.' Они. — красногал стучные дев.чонки и мальчиш ки,, в'' начале учебного года решили стать постоянны.ми «шефами» самых маленьких и Организовали совет друзей октябрят. Кто же эти «шефы» и чего достиг совет? Знакомьтесь: Саша'.-Коровин. Не так давно Саша и сам был октябренком-, как и боль шинство остальных членов со вета, И .он хорошо помнит, какие игры, занятия любят первоклассники больше всего на свете. Это, по мнению Са ши, футбол, еще рисование:.. В своем подшефном штассе Са ша набрал две «футбольные команды из всех желающих» и -стал- 1 к играющим трене ром. Ах, как увлекательно проходят матчи между этими коман-Дамн! Д аж е ’ девчонки,- равнодушные к футболу, при ходят на них и болеют точно на Маракане. И потом всех своих первоклашек Саша учит рисовать — видеть, изоб ражать красоту, которая во круг нас, или эпизоды из-, лю бимых сказок... «Наш Саша — добрый, мы его .любттм, очень», — говорят октябрята. И октябрята также любят всех своих «шефов» — пионе ров. Ну еще, например — Галю Золотухину, которая— «ходячая энциклопедия за гадок» и им всегда задает са мые интересные... И все по тому; что Галя очень начитан ная и, готовясь к каждой та кой «творческой встрече» . с октябрята-ми, спешит в библи отеку. И еще —г Оксану' Чер никову, - которая обожает са мые де;^кие игры: кошки- мышки,’ разрывные цепи... На переменке ее октябрята не сидят сиднем, точно маленькие старички, скучая (что я видел .нерёдко' в шко.чах), а все ве- се,то играют, «как научила Ок сана»! Нет, прос'Го не ''.пере числишь всех октябрятскнх лю- ’бимцев! О самых значимых, интерес ных дела.х «совета» и подшеф ных октябрят . мне с. энтузиаз мом рассказала Оксана Ми халева; его лредсед’ате.чь (по с.човам пионеров: «серьезный, энергичный»...).- — С октябрятами вместе мы провели несколько «ярмарок солидарности». И на каждой продава.тись конфеты, печенье, которые приготовили мы, пио неры, и. поделки наших под шефных. - Такие, как апплнка- "ция . «Ежик с яблоками» — очень смешной. И мягкая мат решка: у нее внутри' вата, а поверх — платьице и фарту чек из лоскутиков, такая сим патичная... Еще: сказочные портреты, выжженные на дощечках — эта техника сложная! Конеч но, мы октябрятам- сначала показывали, как делается все это, и теперь они такие у.че- Выручку этих ярмарок шефы перечислили в Фонд мира, а сначала, конечно, рассказа.ти шодшефным, для чего основан этот фонд, как попо-тняется. И однажды в этой школе дали веселый концерт,, где в сценках по Крылову под шефные поразительно точно перевоплощались в его незабы ваемых персонажей, так. что зрите.™ вспоминали дословно басню, и не на, шутку задумы вались' над ее поучительной моралью.. И состоялись еще более «весе.чые старты», под- готов.тенные самыми спортив ными «шефами», где октября та учились полезному, и не только спортивному правилу командной борьбы. И. быЛн еще — День книги. Неделя сказки. Неделя вожатого... Все это, говорят, неописуемо, это надо видеть! А недавно пионеры ' сами перевоплотились в «почемучек», анкетировали своих подшеф-, НЫХ-. «Кто из вожатых нравит ся д почему?», «Что тебе хо чется узнать от вожатых и организовать вместе с ними?». Такие были вопросики в этой анкете. Октябрята в ответах .предложили сходить в парк и покачаться на качелях, потом — в поход в .пес... Или, ска жем — такую идею: провести конкурс рисунков на асфаль те. И шефы «за!», они любовно пргшимают все хорошие идеи октябрят. (И уже, кстати, при обретают первые туристические навыки). ■' — Ведь это интересно ма.ты- шам. — говори'д Оксана Ми халева. — А значит, необходимо, по- . лезно, — добавлю я. В детстве так хочется получше узнать окружающий мир, выразить как-нибудь своё.; понимание этого сложного мира, помеч тать... И если рядом настоя щий друг, то малыш, повзрос- -пев,. не потеряется и на -этом пути.;. ’ А закончу я хорошим пра- ви.пом тербунских пионеров, которое они придумали для негласного устава своего совета, придумали как и многое - многое другое — вме сте со своими школьными во жатыми 0.пъгой Дробот и Ири ной Резвоной: «Будь таким, каким хочешь видеть малыша». Вот так... п. Тербуны. ». ПОЛУЯНОВ. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ к январю 1 9 2 4 года в Елец ком у е зд е было 2 6 шонерских отрядов, а к октябрю следую щего года нх насчитывалось 45 . Во время, школьных каникул пионеры проводили лагерные сф ры , рабогали на крестьян ских полях, устраивали вече ра и беседы у костра с участи ем деревенских ' девчонок и мальчишек. Выпуска.чи стен газеты. В 1931 году в пионерской организации Липецкого района было 5 4 отряда. Они оказали ■большую помощь в работе по Хлебозаготовкам., Шестнадцать ребячьих бригад собра.ли 3 ты сячи пудов хлеба и 17 0 мешков тары. А осенью пионеры про травливали семена, собра.ли 15 тонн золы для колхозных по лей. В . этом ж е г о д у , появилась детская техническая сельско- хозяиствегшая станция, с е е помощью были организованы куроводческие, кролиководче ские артели, где работали пио неры. Стойкими и храбрыми пока зали себя в борьбе с Фашиста ми елецкие пионеры — Миша текетов, Леня Оборотов. Воло дя Ма 1 шревич. Во время окку пации Ельца, в декабре 1941 года, они помогали нашим бой цам- в освобождении города; пе ререзали провода телефонной связи Фашистского штаба, хо дили в разведку, помогали на ходить - нахождение • вражеских пулеметчиков'. А вот что известно об измал- ковском пионере - - Васе Коз лове. Он видел, как. отступая из дерезни Кудияровки. фаши сты заминировали мост Не думая о. том. что приближение к этому месту очень опасно, Вася снял двадцать одну, мину. Чернышевский пионерский отряд Лебедянского пайонапри- нимал- самое активное участие и подготовке к певевыбора.м в Советы. Ребята разнесли по вестки населению, каписа.чи .всевозможные плакаты. В день перевыборов все, пионеры при шли рано .утром в школу а затем через всю Чернышевку проШли с црасными флагами, песнями, выкрикивали лозун ги о том. что нет места кула кам в Советах. После окончания перевыбо ров они показали спектакль, потом читали стихи. На второй день была выпущена стенгазе та. рассказывающая о перевы борах. «Довожу но сведения рай- форо. что поход за урожай от рядом имени Крупской при пер вом детской: доме начался с то го, что шготгеры и воспиташи- ки в течение четырех дней по могли населению окружающих слобод отсортировать семена. Кроме того, подготови.ли доклад о повышении урожайности. Этот вопрос освещался в стен газете и на сборе отряда. Краеинская, вожатая. 2 4 мар та 192 9 г.ь. Материалы подготовила М. ВЛАСОВА, научный работник архива Липецкого обкома КПСС. Редактор В. ЗАХАРОВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz